Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Социально-экономическое развитие ссср. Социально-экономическое и общественно политическое развитие ссср в

Социально-экономическое развитие ссср. Социально-экономическое и общественно политическое развитие ссср в

Брежнев представлял собой полную противоположность Хрущеву с его смелостью, жаждой новизны, перемен. Брежнев обладал осторожностью при принятии серьезных решений. Он отказывался от попыток радикального обновления общества. Период руководства Брежнева был закономерным и неизбежным этапом кризисного развития административно-командной системы.

Наряду с планово-централизованной экономикой укрепляются "ценовики", разрастается "теневая экономика".

После октября 1964 года был провозглашен курс нового руководства на дальнейшее развитие социальной демократии, освобождение партии от несвойственных ей хозяйственных функций, на научное руководство обществом. (курс был обречен на неудачу). Был провозглашен вновь принцип коллективного руководства. Реабилитирована генетика. В ноябре 1964 года на пленуме ЦК были объединены промышленные и сельские организации. Организован единый Госплан СССР, восстановлено отраслевое управление через министерства, ликвидированы совнархозы, отменены многие ограничения по отношению к приусадебному хозяйству колхозников и рабочих, и пользование личным скотом.

Происходил долгий выбор дальнейших путей развития страны, в результате победил умеренно-консервативный курс, который разделил и Брежнев. Начался поворот вправо. Началась попытка реабилитации культа Сталина. В октябре 1977 года в СССР была принята новая конституция (отличавшаяся от старой немногим, в ней явилась попытка преамбулы, то есть вводной части о построении в СССР развитого общества).

Период брежневской эпохи характеризовался рождением "нового класса" (советская правящая верхушка - узкий социальный слой из высших партийных и государственных чиновников, был наделен огромной властью и многочисленными привилегиями).

Происходит изменение общественной жизни:

Устойчивая тенденция к снижению рождаемости и росту смертности. Прирост населения осуществлялся за счет народов Средней Азии.

Из деревень в города переселилось 1/5 часть населения страны.

30% занятого населения сосредоточено в промышленности.

Рост численности интеллигенции.

Начало социального кризиса.

В 70-е годы увеличиваются расходы на науку, что привело к численному росту научных работников, расширение сети высшего образования, научно-исследовательских институтов.

Кризисное явление в литературе и искусстве.

Потери лидерства Советского Союза в освоении космического пространства. Осень 1965 года в СССР стала осуществляться экономическая реформа (инициатор - председатель совета министров СССР - Косыгин) и ее обречение. Нарастание противоречий в экономике. Отставание СССР по показателю использования микро электротехнической техники. Происходит рост оппозиционных настроений. Намечался поворот от "холодной войны"к разрядке напряженности в мире был закреплен визитом в Москву президента США Никсона в 1972 году. Крах разрядки из-за введения советских войск в Афганистан. К середине 80-х годов несостоятельность глобальной внешней политики СССР стала очевидной. Неудачи практически на всех направлениях. Дипломатически стали итогом глобальным непониманием ситуации в мире. Требовались новые подходы ко всей внешнеполитической деятельности Советского государства.

1. Социально экономическое и политическое развитие СССР в конце 20 х 30 е гг. а). Коллективизация в СССР. Политика «ликвидации кулачества как класса» б). Первые пятилетки в). Культ личности. Политические процессы 30 х гг. г). Внешняя политика СССР в 30 е гг. 2. Великая Отечественная война.

1. Социально экономическое и политическое развитие СССР в сер. 40 сер. 60 х гг. 2. Социально экономическое и политическое развитие СССР в сер. 60 сер. 80 х гг. Нарастание кризисных явлений. 3. «Перестройка» в СССР (1985 1991 гг.). Россия в 90 е гг. ХХ в.

Курс на коллективизацию XVсъезд ВКП(б) декабрь 1927 г. задача постепенного перехода крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства, внедрение коллективной обработки земли. курс на быстрое развитие крупной машинной социалистической промышленности, способной превратить страну из аграрной в индустриальную тенденция на усиление социалистических начал в экономике.

Коллективизация 5 января 1930 г. постановление ЦК ВКП (б) “О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству”. две зоны по срокам завершения коллективизации

Сроки коллективизации Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга - осень 1930 г. – весна 1931 г. Украина, Центрально-Черноземный район, Сибирь, Урал, Казахстан - осень 1931 г. – весна 1932 Остальные регионы - к 1933 г.

Коллективизация 1929 г. решение о форсировании процессов коллективизации. 7 ноября 1929 г. статья Сталина “Год великого перелома”: теоретическое обоснование форсирования коллективизации (перелом в настроении крестьянства в пользу колхозов и задача быстрейшего завершения коллективизации).

Политика ликвидация кулачества 30 января 1930 г. постановление ЦК ВКП (б) “О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации первая категория “контрреволюционный актив” – участники антисоветских и антиколхозных выступлений (арест и суд, семьи – выселению в отдаленные районы страны). вторая – “крупные кулаки и бывшие полупомещики, активно выступавшие против коллективизации” (выселение с семьями в отдаленные районы). третья – “остальная часть кулаков” (расселение специальными поселками в пределах районов своего проживания).

СССР в 30 е гг. 1928/29 – 1932/33 гг. – Первая пятилетка превратить страну из аграрно индустриальной в индустриальную 1933 – 1937 гг. –Вторая пятилетка приоритетное развитие тяжелой промышленности, завершение реконструкции народного хозяйства на основейшей техники 30 декабря 1936 – принятие новой Конституции, которая закрепила официальную формулировку о победе социализма в СССР. 1938 – 1942 гг. –Третья пятилетка догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны.

Культ личности Однопартийная система власти Отсутствие демократических традиций Курс на форсированный переход к социализму Централизация власти, сращивание партийных и государственных структур Атмосфера всеобщего страха перед репрессиями

Политические процессы 30 х гг. 1936 г. дело об антисоветском “объединенном троцкистско зиновьевском центре” обвинения в антисоветской деятельности и шпионаже (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, М. П. Томский. 1937 г. дело “антисоветского троцкистского центра” – обвинения во вредительстве (руководители наркоматов и командиры Красной армии М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич, В. К. Блюхер). 1938 г. дело “антисоветского правотроцкистского блока” (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков) обвинения в намерении ликвидировать в СССР социализм, реставрировать капитализм

Фашизм Фашизм (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации; нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным» , «враждебным» нациям и национальным меньшинствам; отрицание демократии и прав человека; насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно корпоративной государственности, однопартийности и вождизма; утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия; милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Нацизм Йозеф Геббельс «нацизм как немецкая версия итальянского фашизма» «Марш на Рим был сигналом, признаком шторма либеральной демократии. Это первая попытка разрушить мир либерально демократического духа[. . . ] который начался в 1789 со взятия Бастилии и завоевал одну страну за другой в жестоких революционных переворотах, чтобы позволить… нациям погибнуть в марксизме, демократии, анархии и классовой борьбе»

Внешняя политика Германии 1933 г. – приход к власти в Германии национал социалистической партии во главе с А. Гитлером 1935 г. – Германия объявила о создании военной авиации и военно морского флота, ввела всеобщую воинскую обязанность 1936 г. Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт. 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. 1938 г. Мюнхенское соглашение между Германией, Италией, Францией и Англией (Чехословакия потеряла свою самостоятельность)

Внешняя политика СССР 1933 г. план борьбы за коллективную безопасность о взаимной защите от германской агрессии. 1934 г. – вступление СССР в Лигу Наций. проект Восточного пакта СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности 23 августа 1939 г. советско германский договор о ненападении, рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа – Молотова). Секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Прибалтика (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии –к СССР. 28 сентября 1939 г. советско германский договор “О дружбе и границе”

"Майн кампф" ("Моя борьба"): « Мы возобновляем движение в том направлении, в котором оно было приостановлено шестьсот лет назад. Мы прекращаем извечный натиск на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке. . .

Из Директивы № 21 ставки Фюрера. План "Барбаросса» 18 декабря 1940 г. «Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операции. Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15. 5. 41 г. Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны…»

Из Директивы № 21 ставки Фюрера. План "Барбаросса» 18 декабря 1940 г. …Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. …Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено. …Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Три периода: 22 июня 1941 г. 18 ноября 1942 г. 19 ноября 1942 г. конец 1943 г. Начало 1944 г. – 9 мая 1945

Первый период На центральном направлении в начале июля 1941 г. – захвачена Белоруссия, На северо западном – Прибалтика, 9 сентября блокирован Ленинград. На юге Молдавия и Правобережная Украина. Июль октябрь 1941 г. оборона Брестской крепости, Смоленска, Ленинграда, Киева, Одессы Октябрь –декабрь 1941 г. –битва за Москву срыв плана «молниеносной войны» июнь 1942 г. немецкое наступление по двум направлениям: на юг Кавказ и на восток – к Волге.

Второй период 19 ноября 1942 г. контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. 5 июля 1943 г. – 23 августа 1943 г. Курская битва наступлению Красной Армии на всех фронтах: январь 1943 г. прорвана блокада Ленинграда; февраль 1943 г. – освобожден Северный Кавказ;

Третий период Зима 1944 г. наступление советских войск под Ленинградом, снятие 900 –дневной блокады Лето 1944 г. – операция “Багратион” освобождение Белоруссии. Август 1944 г. советские войска на западном направлении вышли на границу с Германией. Главные итоги наступательных операций в 1944 г. полностью восстановлена государственная граница СССР, военные действия перенесены на территорию Европы 8 мая 1945 г. акт о капитуляции Германии

СССР в 1945 1964 гг. 1946 г. план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 – 1950 гг. Основная задача пятилетнего плана восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23 %). первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности.

Внешняя политика двухполюсная система, два главных антагониста СССР и США, две политические линии на международной арене. “холодная война”. 1949 г. военно политическая организация Северо Атлантического договора (НАТО). 1955 г. -договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи Организация Варшавского Договора. (СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия и Албания)

«Холодная война» 5 марта 1946 г. Фултонская речь У. Черчилля – « источник угрозы войны СССР» 1946 г. –директор ЦРУ Г. Гувер – «Пока мы, и только мы, имеем атомную бомбу, мы можем всему миру диктовать нашу политику» 1947 г. план Маршала (госсекретарь США)– план экономической помощи странам Европы 1948 г. директива Совета национальной безопасности США –тактика «балансирования на грани войны» . «отбрасывание советской власти»

«Оттепель» 6 марта 1953 г. Г. М. Маленков Председатель Совета Министров и Первый Секретарь ЦК КПСС. Заместители: Н. А. Булганин, Л. М. Каганович, Л. П. Берия, В. М. Молотов К. Е. Ворошилов –Председатель Президиума Верховного Совета. Н. С. Хрущев секретарь ЦК КПСС “оттепель” проведение экономических мероприятий и смягчение политического режима. ХХ съезд КПСС 14 февраля 1956 г. изменение политического курса, разрыв со сталинскими традициями.

1957 1964 гг. 22 мая 1957 г. лозунг “Догнать и перегнать Америку!” начало политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей административные и экономические реформы (совнархозы, ликвидация МТС, посев кукурузы, Семилетний план (1959 1965 гг.)

ХХ съезд КПСС мирное сосуществование государств с различным социально политическим строем генеральная линия внешней политики СССР. шестой пятилетний план. (Особое внимание сельскому хозяйству, производству предметов потребления и жилищному строительству). доклад “О культе личности и его последствиях”. 23 февраля 1956 г.

“О культе личности и его последствиях”. Комиссия ознакомилась с большим количеством материалов в архивах НКВД, с другими документами и установила многочисленные факты фальсифицированных против коммунистов, ложных обвинений, вопиющих нарушений социалистической законности, в результате чего погибли невинные люди. Выясняется, что многие партийные, советские, хозяйственные работники, которых объявили в 1937 1938 годах "врагами", в действительности никогда врагами, шпионами, вредителями и т. п. не являлись, что они, по существу, всегда оставались честными коммунистами, но были оклеветаны, а иногда, не выдержав зверских истязаний, сами на себя наговаривали (под диктовку следователей фальсификаторов) всевозможные тяжкие и невероятные обвинения.

“О культе личности и его последствиях”. Установлено, что из 139 членов и кандидатов в члены Центрального Коми тета партии, избранных на ХVII съезде партии, было арестовано и расстреляно (главным образом в 1937 1938 гг.) 98 человек, то есть 70 процентов. . . Это произошло в результате злоупотребления властью со стороны Сталина, который начал применять массовый террор против кадров партии. Почему массовые репрессии против актива все больше усиливались после XVII съезда партии? Потому, что Сталин к этому времени настолько возвысился над партией и над народом, что он уже совершенно не считался ни с Центральным Комитетом, ни с партией.

“О культе личности и его последствиях”. Установлено, что из 139 членов и кандидатов в члены Центрального Комитета партии, избранных на ХVII съезде партии, было арестовано и расстреляно (главным образом в 1937 1938 гг.) 98 человек, то есть 70 процентов. . . Это произошло в результате злоупотребления властью со стороны Сталина, который начал применять массовый террор против кадров партии. Почему массовые репрессии против актива все больше усиливались после XVII съезда партии? Потому, что Сталин к этому времени настолько возвысил ся над партией и над народом, что он уже совершенно не считался ни с Цен тральным Комитетом, ни с партией.

Темпы роста промышленности СССР 1956 1958 гг. 10 15 % (7, 6 % по плану) 1956 г. –доклад ЦРУ «сильные стороны советской системы централизованного управления предприятиями, кажется, перевешивают ее слабости»

1957 1964 гг. 22 мая 1957 г. лозунг “Догнать и перегнать Америку!” начало политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей административные и экономические реформы (совнархозы, ликвидация МТС, посев кукурузы, Семилетний план (1959 1965 гг.) 1961 г. XXII съезд КПСС Программа КПСС провозгласила вступление страны в период “развернутого коммунистического строительства и переход к коммунизму к началу 80 х гг»

СССР в сер. 60 70 е гг. Реформаторский курс в экономике и либерализация общественнополитической жизни в рамках существующей системы. (А. И. Косыгин, Ю. В. Андропов) Консервативный путь (Л. И. Брежнев, М. А. Суслов) В итоге - умеренно-консервативный курс – тенденции отхода от десталинизации Концепция “развитого социализма” как длительного этапа по совершенствованию социализма решение о проведении экономической реформы,

Восьмая пятилетка (1966 – 1970 гг.) наиболее стабильное развитие послевоенной экономики. Валовый общественный продукт вырос на 13 %, промышленная продукция – на на 50 %, увеличились масштабы капитального строительства. Девятая пятилетка(1971 – 1975 гг.) народнохозяйственный потенциал удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развивалась электроника, приборостроение, атомная промышленность и др Десятая пятилетка (1976 – 1980 гг.) попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. “Пятилетка эффективности и качества”

1970 1985 гг. В 1971 – 1985 гг. - отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой – 28 %, в десятой – 21 %, в одиннадцатой – 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой – 25 %, в десятой – 17 %.

«Перестройка» 1985 1991 гг. Апрельский 1985 г. Пленум ЦК КПСС XXVII съезд КПСС –февраль 1986 г. курс на ускорение социальноэкономического развития 1987 г. курс на демократизацию “командно административная система” “механизм торможения”, “деформация социализма”. создать новую модель социализма. лозунг “Назад к Ленину” НЭП «золотой век» советской истории

«Перестройка» 1985 1991 гг. Июнь 1988 г. XIX Всесоюзная партийная конференция преобразования политической системы, курс на создание в стране правового государства. Решение избрать Съезд народных депутатов СССР как высший законодательный орган страны из 2 250 человек.

Съезды народных депутатов май 1989 г. I Съезд народных депутатов СССР критика курса М. С. Горбачева оппозицией(межрегиональная независимая депутатская группа А. Собчак, Ю. Черниченко, Б. Ельцин, академик А. Сахаров) декабрь1989 г. II Съезд (оппозиция за отмену шестой статьи Конституции (о руководящей роли КПСС). марте 1990 г. III Съезд отменил 6 статью Конституции. М. С. Горбачев- Президент СССР декабрь 1990 г. IV съезд народных депутатов вопрос о существовании Союза. Съезд за сохранение СССР

«Перестройка» 1985 1991 гг. Июнь 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР, председатель Верховного Совета Российской Федерации – Б. Н. Ельцин. принята Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин Президент России

Путч 18 августа 1991 г. В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в полномочий Президента Союза ССР к вице президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу; в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества; исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик; руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей, заявляем:

Путч 1. В соответствии со статьей 127 (7) Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" и идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечения законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов по московскому времени 19 августа 1991 года.

Путч Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному по ложению в СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе: Бакланов О. Д. первый заместитель председателя Совета обороны СССР, Крючков В. А. председатель КГБ СССР, Павлов B. C. премьер министр СССР, Пуго Б. К. министр внут ренних дел СССР, Стародубцев В. А. председатель Крестьянского союза СССР, Тизяков А. И. президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, Язов Д. Т. министр обороны СССР, Янаев Г. И. и. о. Президента СССР.

Распад СССР 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще Б. Н. Ельцин (Россия), Л. М. Кравчук (Украина), С. С. Шушкевич (Белоруссия) заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и создании СНГ – Содружества Независимых Государств. “Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом… заявляем об образовании Содружества Независимых Государств.

Рыночные реформы в России План экономических реформ октябрь 1991 г. съезд народных депутатов России введение свободных цен с января 1992 г. либерализация торговли приватизация жилья, госпредприятий – превратить массы населения в собственников. программа означала быстрый переход к рыночной экономике. Главный теоретик российской “шокотерапии” вице премьер правительства по экономическим вопросам Е. Т. Гайдар

Октябрь 1993 г противостояние законодательной и исполнительной власти в России Правительство во главе с Б. Н. Ельциным и Е. Т. Гайдаром защита радикальных рыночных реформ Верховный Совет РСФСР во главе с Р. И. Хасбулатовым и вице президентом России А. Б. Руцким –за регулируемую экономику.

Октябрь 1993 г. 27 – 28 сентября 1993 г. начало блокады Белого дома 3 октября 1993 г. Указ Б. Н. Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения, ввод войск в столицу Б. Н. Ельцин объявил действия Белого дома “вооруженным фашистско коммунистическим мятежом”. 4 октября 1993 г. осада и танковый обстрел Белого дома, руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким арестовано.

Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. принята Конституция Российской Федерации. Россия демократическое федеративное правовое государством с республиканской формой правления. Глава государства президент. В состав РФ входят 21 республика, 46 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт Петербург) и 49 областей. Законодательный орган РФ – Федеральное собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственная Дума

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР

В 1964-1985 гг.

Основные характеристики периода. Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструктурой, закостеневшим экономическим мышлением.

Экономическое развитие. Реформы 60-х годов и их последствия. Нарастание «застойных явлений» в экономике. Начало периода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между административными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью - все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Руководство уделило внимание решению проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Восьмая пятилетка (1965-1970), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы: значительно выросли валовой общественный продукт (на 43 %), национальный доход - на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %. Стабилизируются темпы роста производительности труда, растет средняя зарплата.

Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета министров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности предприятии плохо сочеталось с параллельным увеличением количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происходит прекращение роста жизненного уровня населения. Сокращается валовой, внутренний продукт, производительность труда, падает фондоотдача, эффективность капиталовложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу, 1970-х гг. во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу превращается наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе.

Однако в целом партийно-государственный аппарат оказался неспособным перестроить экономику страны в соответствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традиционные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды). Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов - министерства предпочитали строить новые предприятия, а не оснащать новые. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов всего лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производства (50 млн. человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам.

В итоге уже в 1970-е гг. наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 1980-х гг. стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы.



Состояние политической системы. Как считают многие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что преобразования в социально-экономической сфере не были поддержаны реформированием политической и социальной сфер. Что представляло собой советское общество в период брежневского правления?

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования действий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией. Более того, руководители центральных и региональных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, расхищению государственной собственности, сращиванию преступных, уголовных элементов с органами государственной власти.

Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя, В Конституции 1977 г. подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально, при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения государственной собственности меняется весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В духовном развитии общества усиливается критический настрой, появляется диссидентское движение, представители которого выступили с резкой критикой командно-административной системы.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явления, характерные для советской экономики в 1970-е - начале 1980-х гг. были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволяла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 1980-х гг. уже непосредственно государственному функционированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 г. Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры наказания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управляемость экономическими процессами и должны были послужить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983 г. Андропов поручил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том числе будущим «архитекторам» перестройки - М.С. Горбачеву и Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных предложений по экономической реформе. Речь дала о возможном введении хозрасчета и предоставлении самостоятельности предприятиям, создании концессии и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Черненко заморозили имеющиеся планы реформ. Возобновление экономических, преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового главы советского государства М.С. Горбачева связана политика перестройки как попытки обновления социализма. -

ЭКОНОМИКА. С конца 1964 г. руководство страны вновь решило поощрить общественного производителя, начав стабилизацию общества с села и с/х. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. - мартовским (по с/х) и сентябрьским (по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как «экономическая реформа 1965 гг.».

Мартовский пленум наметил следующие меры по с/х: повысить государственные закупочные цены на с/х продукцию, установить твердый план государственных закупок на 6 лет; ввести 50% надбавку к основной цене за сверхплановую продажу с/х продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню и прежде всего в производство с/х техники; «рекомендовать» колхозам разработать новый Примерный Устав с/х артели.

Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стимулирования промышленного производства: вернуться к отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет. Предполагалось, что реформа управления приведет не к возвращению к прежним министерствам, а к новым - партнерам и советчикам предприятий в условиях полного хозрасчета.

Реформа предполагала сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия до пяти. Основными показателями должны были стать: объем реализованной продукции; рентабельность производства; размер прибыли.

Экономическая ре6форма 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы 8 пятилетки. Объем промышленного производства вырос на 50%. С/х производство выросло на 21%.

Однако в 1970-е гг. вновь начался спад темпов развития народного хозяйства. Рыночные механизмы управления производством были задавлены командно-административной системой. С/х вновь отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимо нарастало административное давление на предприятия министерств и главков. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

Промышленность. Социально-экономическое развитие СССР в 1970-е - первой половине 80-х проходила под знаком усиления централизованного управления, роли центра в жизни обще6ства и ограничения экономической власти республик и местных советов.

Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производительных комплексов (ТПК). Главное внимание руководство уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК, именно там еще в 60-е гг. были обнаружены огромные залежи нефти газа. Сибирская нефть была относительно дешевой цены на нефть на мировом рынке были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах.

В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча - было развернуто строительство двух ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане и в Красноярском крае. Это был самый дешевый уголь страны.

Курс на строительство ТПК свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство пыталось максимальным образом использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природным богатствами - использовать в сжатые сроки и часто варварским способом.

Но основные конкуренты СССР по экономическому соревнованию на мировой арене давно сделали упор на интенсивное развитие, на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли НТП - электронику, кибернетику и т.п.

Но попытки руководства перевести страну на путь интенсификации потерпели неудачи.

Последняя крупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Брежнева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства.

Сельское хозяйство. В области с/х упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединения с/х с отраслями, которые его обслуживают - промышленность, транспорт и т.д. Эту интеграцию громко назвали «2-й коллективизацией». Агропром рассматривался как главное направление двух форм собственности - государственной и кооперативно- колхозной, столбовая дорога к бесклассовому обществу.

Массовая ликвидация «неперспективных деревень» больно ударило по селу Европейской части Союза.

Также событием особой важности стало принятие в 1982 г. Продовольственной программы. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. В центре общественно- политической мысли 1960-х - первой половине 1980-х гг. находилась концепция «развитого социализма», согласно которой н6а пути к коммунизму лежит этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность. В 1977 г. эта концепция была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Упор в конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире. Конституция впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе, она провозглашалась «ядром политической системы».

Политическую жизнь страны этого периода лихорадила частая смена высшего руководства. Суслов, Брежнев, Андропов, затем Черненко… Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых жизнь почти замирала. сталинский хрущев советский послевоенный

Важным событием в сфере международных отношений 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В начале 70-х американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.

Также в 70-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества». Особенно ярко это углубление проявилось в курсе на объединение экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международное разделение труда, создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий.

На фоне расширявшегося сотрудничества со странами содружества полной противоположностью выглядели советско-китайские отношения. Из недружественных они стали враждебными. Претензии КНР к СССР носили территориальный характер.

Во 2-й половине 60-х гг. возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с Дубчеком. Он стал инициатором строительства «социализма с человеческим лицом», что на практике привело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а также из содружества. Попытка была пересечена силой внешнего вмешательства - по инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран.

Острый кризис системы содружества разыгрался в Польше в конце 70-х, который явился началом распада социалистической системы в Европе.

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведеныреформы , которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

В августе 1953г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку , о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и производства предметов потребления. Предполагалось резко изменить инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую «подпитку» отраслей нематериального производства, ориентированных на выпуск товаров для народа, обратить особое внимание на сельское хозяйство, привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и предприятия тяжелой промышленности. Так был взят курс на социальную переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, деньги, жилье.

Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике . Однако тогда никто в политическом руководстве страны не подвергал сомнению принципы командно-административной системы. Речь шла о преодолении ее крайностей, таких, как почти полное отсутствие материального стимулирования трудящихся, отставание в массовом внедрении научно- технических достижений в производство. По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных отношений.

Экономический курс в деревне . На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

Хрущев осудил практику существования слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковал раздутый управленческий аппарат, недостаточную помощь города сельскому хозяйству. Начало несколько поощряться разведение крестьянами птицы, мелкого домашнего скота. Во многих хозяйствах появились коровы, что было немыслимо для колхозника еще год назад.

Высказанные идеи и принятые постановления могли дать отдачу лишь через несколько лет. А поправлять зерновое хозяйство требовалось немедленно. Выход нашли в освоении целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь.

К весне 1954 г. на казахстанской целине было организовано свыше 120 совхозов. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В 1954г. целина дала свыше 40 процентов валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения.

Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что приводило к удорожанию стоимость зерна, а, следовательно, мяса, молока и т.д.

1956 год - год ХХ съезда - оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине - урожай был рекордным. Хронические в предыдущие годы трудности с хлебозаготовками, казалось, стали уходить в прошлое. Да и в центральных районах страны колхозники, избавленные от наиболее угнетающих оков сталинской системы, напоминавшей зачастую государственное крепостничество, получили новые стимулы к труду, увеличилась доля денежной оплаты их труда. В этих условиях, в конце 1958 г., по инициативе Н.С.Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам (до этого техника находилась в руках машинно-тракторных станций (МТС)).

Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая часть колхозов оказалась не в состоянии сразу купить технику и выплачивала деньги в рассрочку. Другим отрицательным последствием была фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. По закону они должны были перейти в колхозы, но это означало для многих из них понижение жизненного уровня, и они находили себе работу в районных центрах, городах. Отношение к содержанию техники ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для ее хранения в зимнее время, да и общий уровень технической культуры колхозников был еще низок.

Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали затрат.

Но не решался главный вопрос по предоставлению крестьянству свободы выбора форм хозяйствования . Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся под пристальной опекой партийно-государственных органов.

Усиливались волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам, по его настоянию, рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

На сельское хозяйство, как и прежде, давили стереотипы рапортомании, стремления аппаратных работников добиться высоких показателей любым, даже незаконным путем, без осознания негативных последствий. Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах стало опережать рост аграрного производства. И вновь выход был, казалось, найден, но не в путях экономических, а в новых бесконечных реорганизационных перестановках. В 1961г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства СССР, превращенное в консультативный орган. Хрущев сам объезжал десятки областей, давая личные указания, как вести сельское хозяйство. Однако желаемого рывка так и не произошло. У многих колхозников подрывалась вера в возможность изменений. Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959 г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам. Затем гонению подверглись хозяйства сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное - общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются «спекулянты и тунеядцы», торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.

В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводствоповышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г. Новочеркасске подавили силой.

Трудности в аграрном секторе нарастали . В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики СССР на протяжении длительного периода.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.), в части развития сельскохозяйственного производства, был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов.

Реформа управления промышленностью . К середине 60-х гг. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство, которое составило к началу 60-х годов 3/4 общего подъема промышленного производства. Особенно быстро развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз.

Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом, среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40 %, в сельском хозяйстве - 75 %). Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК, в 1955 г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет было названо и главное звено, с помощью которого надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса . В октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин. Покорение космоса потребовало колоссальных средств, так как в этом был не только научный, но и военный интерес.

Впечатляющими для советских людей стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола «Ленин», открытие Института ядерных исследований.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - Советы народного хозяйства (совнархозы). В стране было создано 105 экономических районов на базе существовавшего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, были переданы в ведение местных совнархозов. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Однако, в характерном для административно- командной системы духе, эта реформа предполагала коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить их внутрихозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Хрущева.

Организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956- 1960 гг. было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия, вместо мелочной опеки министерств, получили мелочную опеку совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла, да и не могла дойти, так как не была даже сориентирована на это. Недовольны были и высшие хозяйственные руководители министерств в столице, которые теряли немалую часть своей, ставшей уже привычной власти. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Вместо поисков материальной заинтересованности каждого работника в результатах своего труда были проведены изменения в нормировании и оплате. Результатом этого стало значительное сокращение рабочих, трудившихся на основе сдельной оплаты, и рост числа повременщиков. И без того невысокие материальные стимулы к труду стали резко снижаться.

Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлениижилищного строительства . Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода.

XXI съезд КПСС - еще одна попытка радикального ускорения. Реформа, произведенные перемены привели к замешательству в управленческом аппарате, сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана. Однако признать это и вносить необходимые коррективы руководство страны не стало. Было найдено другое решение: заменить пятилетний план на 1956-1960 гг. - семилетним планом на 1959-1965 гг. В качестве обоснования данной меры приводились масштабы хозяйства, необходимость установления длительной перспективы экономического планирования.

Хотя в семилетнем плане говорилось о необходимости сделать решающий рывок по обеспечению народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились к неизменному, опережающему развитию капиталоемких отраслей группы «А». Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии.

Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он торжественно провозгласил, что страна вступила в «период развернутого строительства коммунистического общества».

Ставилась задача - в кратчайшие сроки догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Затронул в своем докладе Хрущев и некоторые вопросы теории. Он сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. Тем самым, по его мнению, решился вопрос о возможности построения социализма в одной стране.

Важнейшим внутриполитическим событием изучаемого периода был и XXII съезд КПСС . На нем была принята новая программа партии. XXII съезд КПСС был одновременно и триумфом всей политики, связанной с именем Н.С.Хрущева, и началом его конца. В ходе его работы и решениях отразилась вся противоречивость эпохи: реальные достижения процесса десталинизации, определенные успехи экономического развития и фантастические, утопические планы, шаги к демократизации внутрипартийной жизни и резкое усиление культа личности самого Хрущева.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всестороннего развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были, в основном, ограничены двадцатью годами.

В начале 60-х годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-обязательства сводились к следующему :

во-первых , решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания;

во-вторых , полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

в-третьих , решить жилищный вопрос, обеспечив каждую семью отдельной благоустроенной квартирой;

в-четвертых , ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур, невиданной прежде, гонки вооружения.