Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жизнь после смерти новые факты. Душа после смерти - научные факты, доказательства и реальные истории

Жизнь после смерти новые факты. Душа после смерти - научные факты, доказательства и реальные истории

Представьте, что вам, прямо сейчас дали доказательства жизни после смерти, как может измениться ваша реальность… Прочтите и подумайте. Информации к размышлению достаточно.

В статье:

Точка зрения религии на загробный мир

Жизнь после кончины… Звучит как оксюморон, смерть - завершение жизни. Человечество преследовала мысль, что биологическая смерть тела не оказывается концом существования человека. Что остается после кончины стана, у разных народов в различные периоды истории были свои взгляды, которые имели и общие черты.

Представления племенных народов

Мы не можем наверняка сказать, каких взглядов придерживались наши доисторические предки, антропологами собрано достаточное количество наблюдений за нынешними племенами, чей образ жизни изменился со времен неолита. Стоит сделать некоторые выводы. В период физической смерти душа усопшего покидает тело и пополняет сонм духов предков.

Существовали и духи животных, деревьев, камней. Человек не отделялся принципиально от окружающего мироздания. Никакого места для вечного упокоения духов не было - продолжали жить в том согласии, наблюдая за живыми, способствуя им в делах и помогая советом через посредников-шаманов.

Оказывали помощь почившие предки бескорыстно: незнающие товарно-денежных отношений аборигены, не переносили их и на общение с миром духов - последние довольствовались почтением.

Христианство

Благодаря миссионерской деятельности ее адептов, охватило вселенную. Деноминации согласились, что после смерти человек отправляется либо в Ад, где любящий Бог будет наказывать его вечно, либо в Рай, где постоянное счастье и благодать. Христианство - самостоятельная тема, вы можете подробнее ознакомиться с загробной жизни.

Иудаизм

Иудаизм, из которого и «выросло» христианство, не имеет соображения, о жизни после смерти, факты не представлены, ибо никто не возвратился обратно.

Ветхий Завет трактовали фарисеи, что загробная жизнь и воздаяние существует, и саддукеи, уверенные - со смертью все заканчивается. Цитату из библии «…псу живому лучше, нежели мертвому льву» Ек. 9.4. книгу Екклезиаста, писал саддукей, не веривший в загробную жизнь.

Мусульманство

Иудаизм, относится к числу авраамических религий. Существуют ли жизнь после смерти, определились четко - да. Мусульмане, в Рай, остальные дружно в Ад. Без апелляций.

Индуизм

Мировая религия на земле, о загробной жизни рассказывает многое. Согласно верованиям, люди после физической смерти отправляются либо в райские сферы, где жизнь лучше и продолжительнее, чем на Земле, либо на адские планеты, где все хуже.

Одно радует: в отличие от христианства, ты и из адских сфер за примерное поведение можешь вернуться на Землю, а из райских - вновь ниспасть, если у тебя что-то не заладилось. Нет вечного приговора на адские муки .

Буддизм

Религия - из индуизма. Буддисты верят в то, что пока ты не получишь просветления на земле и не сольешься с Абсолютом, череда рождений и смерти бескрайняя и называется « ».

Жизнь на земле - сплошное страдание, человека одолевают его бесконечные желания, а неисполнение делает его несчастным. Отрешитесь от жажд, и вы свободны. Это верно.

Мумии восточных монахов

“Живая” 200-летняя мумия тибетского монаха из Улан-Батора

Явление обнаружено учеными на юго-востоке Азии, и сегодня оно одно из доказательств, путь косвенных, что человек после отключения всех функций стана еще живет.

Тела восточных монахов не хоронили, а мумифицировали. Не так, как фараонов в Египте, а в естественных условиях, создаются благодаря влажному воздуху с плюсовой температурой. В течение некоторого времени у них еще растут волосы и ногти. Если у трупа обычного человека это явление объясняется усыханием оболочки и визуальным удлинением ногтевых пластин, то у мумий они действительно отрастают.

Энергетически-информационное поле, что измеряется градусником, тепловизором, приемником дециметрового диапазона и другими современными аппаратами, у этих мумий в три или в четыре раза больше, чем у среднестатистического человека. Ученые называют эту энергию ноосферой, позволяющей мумиям оставаться целыми и поддерживать связь с земным информационным полем.

Научные доказательства жизни после смерти

Если религиозные фанатики или просто верующие не ставят под сомнение написанное в учении, современные люди с критичным мышлением сомневаются в истинности теорий. Когда приближается смертный час, человека охватывает трепетный страх перед неизвестностью, и это побуждает любопытство и желание узнать, что ждет нас за пределами материального мира.

Ученые установили, что смерть - явление, которому характерен ряд очевидных факторов:

  • отсутствие сердцебиения;
  • прекращение любых умственных процессов в мозге;
  • остановка кровотечения и сворачивание крови;
  • через время после смерти тело начинает окоченевать и разлагаться, и от него остается легкая пустая и сухая оболочка.

Дункан МакДугалл

Исследователь из Америки по имени Дункан МакДугалл в начале XX века осуществил эксперимент, где установил: вес человеческого тела после кончины уменьшается на 21 грамм. Вычисления позволили ему сделать вывод, что разница масс - вес души уходит из тела после смерти. Теория подвергалась критике, это одна из работ по поиску ее доказательств.

Исследователи установили, что душа имеет физический вес!

Мысль о том, что нас ждет, окружен множеством мифов и мистификаций, что создаются шарлатанами, выдающими себя за ученых. Сложно разобраться, где правда или вымысел, уверенные теории можно поставить под сомнение за неимением доказательств.

Ученые продолжают поиски и знакомят людей с новыми исследованиями и экспериментами.

Ян Стивенсон

Канадо-американский биохимик и психиатр, автор труда «Двадцать случаев предполагаемых реинкарнаций» Ян Стивенсон провел эксперимент: где проанализировал рассказы в количестве более 2 тыс. человек, утверждавших, что хранят в памяти воспоминания из прошлых жизней.

Биохимик высказал теорию о том, что человек одновременно существует на двух уровнях бытия - грубом или физическом, земном, и тонком, то есть духовном, нематериальном. Покидая износившееся и непригодное к дальнейшему существованию тело, душа отправляется на поиски нового. Конечным итогом этого путешествия оказывается рождение человека на Земле.

Ян Стивенсон

Исследователи выяснил - каждая прожитая жизнь оставляет отпечатки в виде родинок, шрамов, обнаруженных после появления ребенка на свет, физических и психических деформаций. Теория напоминает буддистскую: умирая, душа реинкарнирует в другом теле, с уже накопленным багажом опыта.

Психиатр работал с подсознанием людей: в группе изучаемых ими были дети, появившиеся на свет с изъянами. Вводя подопечных в состояние транса, он пытался раздобыть любую информацию, доказывающую, что душа, живущая в этом теле, находила пристанище ранее. Один из мальчиков в состоянии гипноза рассказал Стивенсону, что был зарублен топором, продиктовал приблизительный адрес своей прошлой семьи. Приехав в указанное место, ученый нашел людей, одного из членов дома которых действительно убили ударом топора об голову. Рана отразилась на новом теле в виде нароста на затылке.

Материалы работы профессора Стивенсона дают многим основание полагать, что факт реинкарнации действительно научно доказан, что чувство «дежавю» - воспоминание из прошлой жизни, подброшенное нам подсознанием.

Константин Эдуардович Циолковский

К. Э. Циолковский

Первой попыткой российских исследователей определить такую составляющую человеческой жизни, как душа, были исследования известного ученого К. Э. Циолковского.

Согласно теории, абсолютной смерти во вселенной не может быть по определению, а сгустки энергии, именуемые душой, состоят из неделимых атомов, бесконечно странствующих по необъятной Вселенной.

Клиническая смерть

Современными свидетельствами жизни после кончины многие считают факт клинической кончина - состояние, пережитое людьми, чаще на операционном столе. Эту тему в 70-х годах XX века популяризировал доктор Раймонд Моуди, выпустивший книгу под названием «Жизнь после смерти».

Описания большинства из опрошенных сходятся:

  • около 31% чувствовали полет по тоннелю;
  • 29% - видели звездный ландшафт;
  • 24% наблюдали собственное тело в бессознательном состоянии, лежащее на кушетке, описывали реальные действия врачей в этот момент;
  • 23% пациентов увлекал манящий яркий свет;
  • 13% людей во время клинической смерти смотрели, как фильм, эпизоды из жизни;
  • еще 8% лицезрели границу двух миров - мертвого и живого, а некоторые - собственных умерших родственников.

Среди опрошенных были люди от рождения слепые. И показания - аналогичны рассказам зрячих. Скептики объясняют видения кислородным голоданием мозга и фантазией.

С точки зрения физики, то она не может возникать из ниоткуда и бесследно исчезать. Энергия должна переходить в другое состояние. Получается, душа не исчезает в никуда. Так может, этот закон и отвечает на вопрос, который мучает человечество уже множество веков: есть ли жизнь после смерти?

Что происходит с человеком после его кончины?

В индуистских ведах сказано, что всякое живое существо имеет два тела: тонкое и грубое, а взаимодействие между ними происходит только благодаря душе. И вот, когда грубое (то есть физическое) тело изнашивается, душа переходит в тонкое, поэтому грубое умирает, а тонкое ищет для себя новое. Следовательно, происходит перерождение.

Но иногда случается так, что, казалось бы, физическое тело умерло, но некоторые его фрагменты продолжают жить. Наглядная иллюстрация этого феномена – мумии монахов. Несколько таких существует на Тибете.

В это трудно поверить, но, во-первых, их тела не разлагаются, а, во-вторых, у них растут волосы и ногти! Хотя, конечно, никаких признаков дыхания и сердцебиения нет. Получается, что в мумии есть жизнь? Но современная техника не может уловить эти процессы. А вот энерго-информационное поле измерить можно. И оно у подобных мумий в разы выше, чем у обычного человека. Значит, душа еще жива? Как это объяснить?

Ректор Международного института Социальной Экологии, Вячеслав Губанов, делит смерть на три типа:

  • Физическая;
  • Личностная;
  • Духовная.

По его мнению человек представляет собой соединение трех элементов: Духа, Личности и физического тела. Если про тело все понятно, то вопросы возникают по поводу первых двух составляющих.

Дух – тонко-материальный объект, который представлен на казуальном плане существования материи. То есть это некая субстанция, которая двигает физическим телом, чтобы выполнить те или иные кармические задачи, получить необходимый опыт.

Личность – образование на ментальном плане существования материи, которое реализует свободу воли. Другими словами, это комплекс психологических качеств нашего характера.

Когда умирает физическое тело, сознание, по мнению ученого, просто переносится на более высокий уровень существования материи. Получается, что это и есть жизнь после смерти. Люди, которые сумели на некоторое время перенестись на уровень Духа, а потом вернулись к своему физическому телу, существуют. Это те, кто пережил «клиническую смерть» или кому.

Реальные факты: что чувствуют люди после ухода в иной мир?

Сэм Парниа, врач из одного английского госпиталя, решил провести эксперимент, чтобы узнать, что чувствует человек после смерти. По его указанию в некоторых операционных под потолком повесили несколько досок с нарисованными на них цветными картинками. И каждый раз, когда у пациента останавливалось сердце, дыхание и пульс, а потом удавалось вернуть его к жизни, врачи записывали все его ощущения.

Одна из участниц этого эксперимента, домохозяйка из Саутхэмптона, рассказала следующее:

«Я потеряла сознание в одном из магазинов, пошла туда за продуктами. Очнулась во время операции, но поняла, что парю над своим собственным телом. Там столпились врачи, они что-то делали, разговаривали между собой.

Я посмотрела направо и увидела больничный коридор. Там стоял мой кузен и разговаривал по телефону. Я услышала, как он говорит кому-то, что я купила слишком много продуктов, и сумки оказались настолько тяжелыми, что мое больное сердце не выдержало. Когда я очнулась, и мой брат подошел ко мне, я рассказала ему об услышанном. Он тут же побледнел и подтвердил, что говорил об этом в то время, пока я была без сознания».

Чуть меньше половины больных в первые секунды отлично помнили то, что происходило с ними, когда они были без сознания. Но вот что удивительно, ни один из них не видел рисунков! Зато пациенты рассказали, что за время «клинической смерти» совсем не было болевых ощущений, зато они погружались в спокойствие и блаженство. В какой-то момент они подходили к концу туннеля или воротам, где им нужно было решить, переступать эту черту или вернуться обратно.

Но как понять, где находится эта черта? И когда душа переходит из физического тела в духовное? На этот вопрос постарался ответить наш соотечественник, доктор технических наук Коротков Константин Георгиевич.

Он провел невероятный эксперимент. Суть его состояла в том, чтобы исследовать тела только что с помощью кирлиан-фотографий. Кисть покойного каждый час фотографировали в газоразрядной вспышке. Затем данные переносились на компьютер, и там проводился анализ по необходимым показателям. Такая съемка проходила в течение трех-пяти дней. Возраст, пол умерших и характер смерти были самые разные. В итоге все данные удалось разделить на три вида:

  • Амплитуда колебания была совсем небольшой;
  • Такая же, только с ярко выраженным пиком;
  • Большая амплитуда с продолжительными колебаниями.

И как ни странно каждому типу смерти подходил один-единственный вид полученных данных. Если соотнести характер смерти и амплитуду колебаний кривых, то получилось, что:

  • первый вид соответствует естественной смерти пожилого человека;
  • второй – случайная смерть в результате несчастного случая;
  • третий – неожиданная смерть или самоубийство.

Но больше всего Короткова поразило то, что он умерших, а колебания в течение некоторого времени все равно были! А ведь это соответствует только живому организму! Получается, что приборы показали жизнедеятельность по всем физическим данным умершего человека .

Время колебаний также разделили на три группы:

  • При естественной смерти – от 16 до 55 часов;
  • При случайной смерти – видимый скачок происходит либо через восемь часов, либо в конце первых суток, а через двое суток колебания сходят на нет.
  • При неожиданной смерти – амплитуда становится меньше только к концу первого дня, а совсем исчезает к концу второго. Кроме того было замечено, что в промежуток времени с девяти вечера до двух-трех часов ночи наблюдаются самые интенсивные всплески.

Подводя итог эксперименту Короткова, можно сделать вывод, что, действительно, даже физически мертвое тело без дыхания и сердцебиения не мертво — астрально .

Не зря ведь во многих традиционных религиях существует определенный промежуток времени. В христианстве, например, это девять и сорок дней. Но что делает душа в это время? Тут мы можем только догадываться. Возможно, она путешествует между двумя мирами, или решается ее дальнейшая судьба. Не зря, наверное, существует обряд отпевания и молитвы за душу . Люди считают, что о мертвом нужно говорить либо хорошо, либо никак. Скорее всего, наши добрые слова помогают душе совершать трудный переход от физического тела к духовному.

Кстати, тот же Коротков рассказывает еще несколько удивительных фактов. Каждую ночь он спускался в морг, чтобы провести необходимые замеры. И первый раз, когда он пришел туда, то ему сразу показалось, что за ним кто-то следит. Ученый оглянулся, но никого не увидел. Он никогда не считал себя трусом, однако в тот момент стало по-настоящему страшно.

Константин Георгиевич чувствовал на себе пристальный взгляд, но ведь в комнате кроме него и умершего не было никого! Тогда он решил установить, где же находится этот невидимый кто-то. Он делал шаги по комнате, и, наконец, определил, что сущность находиться неподалеку от тела покойника. В последующие ночи было также страшно, но Коротков все же обуздал свои эмоции. Еще он рассказывал, что на удивление, достаточно быстро уставал при подобных замерах. Хотя днем эта работа для него не была утомительной. Казалось, что кто-то высасывает из него энергию.

Существует ли рай и ад — исповедь покойника

Но что же происходит с душой после того, как она окончательно покинет физическое тело? Здесь стоит привести рассказ еще одного очевидца. Сандра Эйлинг работает медсестрой в Плимуте. В один из дней она смотрела дома телевизор и вдруг почувствовала сдавливающую боль в груди. Позже оказалось, что у нее произошла закупорка сосудов, и она могла умереть. Вот что Сандра рассказала о своих ощущениях в тот момент:

«Мне показалось, что я лечу на огромной скорости по вертикальному тоннелю. Оглянувшись, увидела огромное количество лиц, только они были искажены в отвратительные гримасы. Мне стало страшно, но вскоре я пролетела мимо них, они остались позади. Я летела к свету, но все никак не могла до него добраться. Как будто он отдалялся от меня все больше и больше.

Вдруг в один момент мне почудилось, что вся боль ушла. Стало хорошо и спокойно, меня объяло ощущение умиротворения. Правда, длилось это недолго. В один момент я резко почувствовала собственное тело и вернулась в реальность. Меня отвезли в больницу, но я все думала о тех ощущениях, что испытала. Страшные лица, которые я видела, наверняка, были адом, а свет и ощущение блаженства — раем».

Но тогда как же можно объяснить теорию реинкарнации? Она существует вот уже многие тысячелетия.

Реинкарнация — перерождение души в новом физическом теле. Этот процесс подробно описал известный психиатр Ян Стивенсон.

Он изучил более двух тысяч случаев реинкарнации и пришел к выводу, что человек в своем новом воплощении будет обладать теми же физическими и физиологическими особенностями, что и в прошлом. Например, бородавками, шрамами, веснушками. Даже картавость и заикание можно пронести через несколько перевоплощений.

Стивенсон выбрал гипноз для того, чтобы узнать то, что происходило с его пациентами в прошлых жизнях. У одного мальчика была странный шрам на голове. Благодаря гипнозу он вспомнил, что в прошлой жизни ему проломили голову топором. По его описаниям Стивенсон отправился искать людей, которые могли знать об этом мальчике в его прошлой жизни. И ему улыбнулась удача. Но каково же было удивление ученого, когда он узнал, что, действительно, в том месте, на которое ему указал мальчик, раньше жил мужчина. И умер он именно от удара топором.

Другой участник эксперимента родился почти без пальцев. И снова Стивенсон погрузил его в гипноз. Так он узнал, что в прошлом воплощении человек получил травму при работе на поле. Психиатр нашел людей, которые подтвердили ему, что был мужчина, который случайно засунул руку в комбайн, и ему отрезало пальцы.

Так как понять, уйдет ли душа после смерти физического тела в рай или ад, либо переродится? Свою теорию предлагает Э. Баркер в книге «Письма живого усопшего». Он сравнивает физическое тело человека с шитиком (личинкой стрекозы), а духовное – с самой стрекозой. По мнению исследователя, физическое тело ходит по земле, как личинка по дну водоема, а тонкое подобно стрекозе парит в воздухе.

Если человек «отработал» все необходимые задачи в своем физическом теле (шитике), то он «превращается» в стрекозу и получает уже новый список, только на более высоком уровне, уровне материй. Если же он не отработал предыдущие задачи, то происходит реинкарнация, и человек перерождается в другом физическом теле.

При этом душа хранит воспоминания о всех своих прошлых жизнях и переносит ошибки в новую. Поэтому чтобы разобраться в том, почему происходят те или иные неудачи, люди идут к гипнотизерам, которые помогают им вспомнить, что было в тех, прошлых, жизнях. Благодаря этому люди начинают более осознанно подходить к своим поступкам и избегают старых ошибок.

Возможно, после смерти кто-то из нас попадет на следующий, духовный уровень, и будет там решать какие-либо внеземные задачи. Другие же переродятся и снова станут людьми. Только в ином времени и физическом теле.

В любом случае хочется верить, что там, за чертой, есть что-то еще. Какая-то другая жизнь, о которой мы сейчас можем только строить гипотезы и предположения, исследовать ее и ставить различные эксперименты.

Но все же главное, это не зацикливаться на этом вопросе, а просто жить. Здесь и сейчас. И тогда смерть уже не будет казаться страшной старухой с косой.

Смерть придет ко всем, от нее невозможно убежать, это закон природы. Но в наших силах сделать эту жизнь яркой, запоминающейся и полной только положительных воспоминаний.

Является ли смерть заключительной жирной точкой в жизни человека или его «Я» продолжает свое существование, несмотря на гибель тела? Этот вопрос люди задают себе уже тысячелетия, и, хотя практически все религии отвечают на него положительно, многим сейчас хотелось бы иметь и научное подтверждение так называемой жизни после жизни.

Многим трудно принять без доказательств утверждение о бессмертии души. Сказываются недавние десятилетия неумеренной пропаганды материализма, то и дело вспоминаешь, что наше сознание лишь продукт биохимических процессов, происходящих в мозге, и с гибелью последнего человеческое «Я» исчезает без следа. Вот поэтому так хочется получить именно от ученых доказательства о вечной жизни нашей души.

Впрочем, а вы задумывались когда-нибудь, какими могут быть эти доказательства? Некая замысловатая формула или демонстрация сеанса общения с душой какой-либо почившей знаменитости? Формула будет непонятна и малоубедительна, да и сеанс вызовет определенные сомнения, ведь мы уже как-то наблюдали сенсационное «оживление мертвеца»...

Наверное, только тогда, когда каждый из нас сможет купить некий приборчик, с его помощью связаться с потусторонним миром и поговорить с давно умершей бабушкой, мы наконец-то поверим в реальность бессмертия души.

Ну а пока будем довольствоваться тем, что есть на сегодня по данному вопросу. Начнем с авторитетных мнений различных знаменитостей. Вспомним об ученике Сократа великом философе Платоне , который около 387 года до н. э. основал в Афинах собственную школу.

Он говорил: «Душа человека бессмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни». По его мнению, смерть представляла собой отделение нетелесной части (души) человека от его физической части (тела).

Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте высказывался на эту тему вполне определенно: «При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твердо убежден, что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой и который будет действовать непрерывно и вечно».

Портрет И. В. Гете

А Лев Николаевич Толстой утверждал: «Не верит в бессмертие души лишь тот, кто никогда серьезно не думал о смерти».

ОТ СВЕДЕНБОРГА ДО АКАДЕМИКА САХАРОВА

Можно было бы еще долго перечислять различных знаменитостей, верящих в бессмертие души, и приводить их высказывания на эту тему, но пора обратиться к ученым и узнать их мнение.

Одним из первых ученых, кто занялся вопросом бессмертия души, был шведский исследователь, философ и мистик Эммануэль Сведенборг . Он родился в 1688 году, окончил университет, написал около 150 сочинений в различных научных областях (горное дело, математика, астрономия, кристаллография и др.), сделал несколько важных технических изобретений.

По словам ученого, обладающего даром ясновидения, он более двадцати лет занимался исследованием других измерений и не раз беседовал с людьми уже после их смерти.

Эммануэль Сведенборг

Он писал: «После того как дух отделяется от тела (что происходит, когда человек умирает), он продолжает жить, оставаясь той же самой личностью. Для того чтобы я мог в этом убедиться, мне позволили говорить практически с каждым, кого я знал в физической жизни, — с одними в течение нескольких часов, с другими в течение месяцев, с некоторыми в течение нескольких лет; и все это было подчинено одной-единственной цели: чтобы я мог убедиться в том, что жизнь после смерти продолжается, и быть свидетелем этого».

Любопытно, что уже в то время над такими высказываниями ученого многие посмеивались. Документально засвидетельствован следующий факт.

Как-то королева Швеции с иронической улыбкой сказала Сведенборгу, что, переговорив с ее покойным братом, он без промедления завоюет ее расположение.

Прошла всего одна неделя; повстречав королеву, Сведенборг прошептал ей что-то на ухо. Царственная особа изменилась в лице, а потом сказала придворным: «Только Господь Бог и мой брат могли знать о том, что он мне сейчас сказал».

Допускаю, что немногие слышали об этом шведском ученом, но уж основоположника космонавтики К. Э. Циолковского , наверное, знают все. Так вот, Константин Эдуардович также считал, что с физической смертью человека его жизнь не заканчивается. По его мнению, души, покинувшие умершие тела, представляли собой неделимые атомы, блуждающие по просторам Вселенной.

А академик А. Д. Сахаров писал: «Я не могу себе представить Вселенную и Человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной „теплоты" лежащего вне материи и ее законов».

ДУША БЕССМЕРТНА ИЛИ НЕТ?

Американский физик-теоретик Роберт Ланца также высказался в пользу существования
жизни после смерти и даже с помощью квантовой физики попытался доказать это. Не буду вдаваться в подробности его эксперимента со светом, на мой взгляд, убедительным доказательством это назвать трудно.

Остановимся на оригинальных взглядах ученого. По мнению физика, смерть нельзя считать окончательным завершением жизни, на самом деле это, скорее, переход нашего «Я» в иной, параллельный, мир. Также Ланца полагает, что именно наше « сознание придает миру смысл». Он говорит: «На самом деле, все, что вы видите, не существует без вашего сознания».

Оставим в покое физиков и обратимся к медикам, что же говорят они? Сравнительно недавно в СМИ замелькали заголовки: «Жизнь после смерти есть!», «Ученые доказали наличие жизни после смерти» и т. п. Что же вызвало такой оптимизм у журналистов?

Доказательством бессмертия души они посчитали гипотезу, выдвинутую американским анестезиологом Стюартом Хамероффом из Аризонского университета. Ученый убежден, что душа человека состоит «из ткани самой Вселенной» и имеет более фундаментальную структуру, чем у нейронов.

«Думаю, что сознание всегда существовало во Вселенной. Возможно, со времен Большого взрыва», — говорит Хамерофф и отмечает, что есть большая вероятность вечного существования души. «Когда сердце перестает биться, а кровь перестает течь по сосудам, — объясняет ученый, — микротрубки теряют свое квантовое состояние. Однако квантовая информация, которая в них находится, не разрушается. Она не может быть уничтожена, поэтому распространяется и рассеивается по Вселенной. Если пациент, попав в реанимацию, выживает, он рассказывает о «белом свете», может даже видеть, как он «выходит» из своего тела. Если же умирает, то квантовая информация неопределенное время существует вне тела. Она и есть душа».

Как мы видим, пока это только гипотеза и до доказательства жизни после смерти ей, пожалуй, далеко. Правда, ее автор утверждает, что опровергнуть эту гипотезу пока никому не по силам. Надо отметить, фактов и исследований, свидетельствующих в пользу жизни после смерти, гораздо больше, чем приведено в этом материале, вспомним хотя бы исследования доктора Раймонда Моуди .

В заключение хочется вспомнить о замечательном ученом, академике РАМН, профессоре Н. П. Бехтеревой (1924—2008), долгое время возглавлявшей НИИ Мозга человека. В своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» Наталья Петровна рассказала о своем личном опыте наблюдения посмертных феноменов.

В одном из интервью она не побоялась признаться: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими».

Ученым, которые закрывают глаза на очевидные факты, избегая «скользких» тем, стоит напомнить следующие слова этой выдающейся женщины: «Учёный не имеет права отвергать факты (если он учёный!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение».

Ответ на вопрос: «Есть ли жизнь после смерти?» - дают или пытаются дать все основные мировые религии. И если нашим предкам, далеким и не очень, жизнь после смерти, представлялась как метафора чего-то прекрасного или, напротив – ужасного, то современному человеку поверить в описанные религиозными текстами Рай или Ад, довольно сложно. Люди стали слишком образованными, но не сказать, что умными, когда речь заходит о последней черте перед неизвестным.

В марте 2015 года малыш Гарделл Мартин упал в ледяной ручей и был мертв более полутора часов. Через неполных четыре дня он вышел из больницы живым и здоровым. Его история - одна из тех, что побуждают ученых пересмотреть сам смысл понятия «смерть».

Сначала ей показалось, что у нее просто разболелась голова - но так, как никогда еще не болела.

22-летняя Карла Перес ждала второго ребенка - шел шестой месяц беременности. Поначалу она не слишком испугалась и решила прилечь, надеясь, что голова пройдет. Но боль только усиливалась, и, когда Перес вырвало, она попросила брата позвонить в службу 911.

Нестерпимая боль скрутила Карлу Перес 8 февраля 2015 года, ближе к полуночи. Скорая доставила Карлу из ее дома в Ватерлоо, штат Небраска, в Методистскую женскую больницу в Омахе. Там женщина начала терять сознание, остановилось дыхание, и врачи вставили ей в горло трубку, чтобы кислород продолжал поступать к плоду. Компьютерная томография показала: обширное кровоизлияние в мозг создало в черепе женщины огромное давление.

Перес перенесла инсульт, но плод, на удивление, не пострадал, его сердце продолжало биться уверенно и ровно, как будто ничего не случилось. Около двух часов ночи повторная томография показала: внутричерепное давление необратимо деформировало мозговой ствол.

«Увидев это, - говорит Тифани Сомер-Шели, врач, которая наблюдала Перес и в первую, и во вторую беременность, - все поняли, что ничего хорошего ждать не приходится».

Карла оказалась на зыбкой грани между жизнью и смертью: ее мозг прекратил функционировать без шансов на восстановление - иными словами, умер, но жизнедеятельность организма можно было поддерживать искусственно, в данном случае - чтобы дать возможность 22-недельному плоду развиться до той стадии, когда он сможет существовать самостоятельно.

Людей, которые, как и Карла Перес находятся в пограничном состоянии, с каждым годом становится все больше, по мере того, как ученые все отчетливее понимают, что у «переключателя» нашего существования не два положения вкл./выкл., а гораздо больше, и между белым и черным есть место для множества оттенков. В «серой зоне» все не безвозвратно, иногда бывает трудно определить, что такое жизнь, а некоторые люди пересекают последнюю черту, но возвращаются - и порой в подробностях рассказывают об увиденном по ту сторону.

«Смерть - это процесс, а не мгновение», - пишет реаниматолог Сэм Парниа в книге «Стирая смерть»: сердце перестает биться, но органы не умирают в ту же минуту. На самом деле, пишет доктор, они могут оставаться неповрежденными еще довольно долго, а это означает, что в течение длительного времени «смерть полностью обратима».

Каким же образом та, чье имя - синоним беспощадности, может быть обратима? Какова природа перехода через эту «серую зону»? Что происходит при этом с нашим сознанием?

В Сиэтле биолог Марк Рот ставит эксперименты, погружая животных в искусственный анабиоз с помощью химических соединений, которые замедляют сердцебиение и метаболизм до уровней, схожих с теми, которые наблюдаются во время спячки. Его цель - сделать людей, столкнувшихся с инфарктом, «немножко бессмертными», пока они не преодолеют последствия кризиса, поставившего их на грань жизни и смерти.

В Балтиморе и Питтсбурге команды травматологов под руководством хирурга Сэма Тишермана проводят клинические испытания, в ходе которых пациентам с огнестрельными и ножевыми ранениями понижают температуру тела, чтобы замедлить кровотечение на период, необходимый, чтобы наложить швы. Эти врачи используют холод с той же целью, что Рот - химические соединения: он позволяет на время «убить» пациентов, чтобы в конечном итоге спасти им жизнь.

В Аризоне специалисты по криоконсервации хранят тела более 130 своих клиентов в замороженном состоянии - это тоже разновидность «пограничной зоны». Они надеются, что когда-нибудь в отдаленном будущем, может быть, через несколько столетий, этих людей можно будет разморозить и оживить, а медицина к тому времени будет способна вылечить болезни, от которых они скончались.

В Индии нейробиолог Ричард Дэвидсон изучает буддийских монахов, впавших в состояние, известное как тукдам, при котором биологические признаки жизни исчезают, однако тело, кажется, не подвергается разложению неделю или дольше. Дэвидсон пытается зафиксировать в мозге этих монахов какую-то активность, надеясь выяснить, что происходит после того, как прекращается кровообращение.

А в Нью-Йорке Сэм Парниа с воодушевлением рассказывает о возможностях «отсроченной реанимации». По его словам, сердечно-легочная реанимация действует лучше, чем принято считать, и при определенных условиях - когда температура тела понижена, непрямой массаж сердца правильно регулируется по глубине и ритму, а кислород подается медленно, чтобы избежать повреждения тканей, - некоторых пациентов можно вернуть к жизни даже после того, как у них уже несколько часов не билось сердце, и часто - без долгосрочных негативных последствий. Сейчас доктор исследует один из самых таинственных аспектов возвращения из мертвых: почему так много людей, перенесших клиническую смерть, описывают, как их сознание отделялось от тела? Что эти ощущения могут поведать нам о природе «пограничной зоны» и о самой смерти?

По словам Марка Рота из Центра исследования раковых заболеваний имени Фреда Хатчинсона в Сиэтле, роль кислорода на границе между жизнью и смертью весьма неоднозначна. «Уже в 1770-х годах, как только был открыт кислород, ученые поняли, что он необходим для жизни, - говорит Рот. - Да, если сильно уменьшить концентрацию кислорода в воздухе, то можно убить животное. Но, как ни парадоксально, если вы продолжите снижать концентрацию до определенного порога, животное будет жить, впав в анабиоз».

Марк показал, как работает этот механизм, на примере обитающих в почве круглых червей - нематод, которые могут жить при концентрации кислорода всего 0,5 процента, но умирают, когда ее уменьшают до 0,1 процента. Однако если быстро пройти этот порог и продолжить снижать концентрацию кислорода - до 0,001 процента или даже меньше - черви впадают в состояние анабиоза. Таким способом они спасаются, когда для них наступают суровые времена, - чем напоминают животных, впадающих в спячку на зиму. Лишенные кислорода, впавшие в анабиоз существа кажутся мертвыми, но это не так: огонек жизни все еще теплится в них.

Рот пытается контролировать это состояние, впрыскивая подопытным животным «элементарный восстановитель» - например, йодистую соль, - который значительно снижает их потребность в кислороде. Вскоре он опробует этот метод и на людях, чтобы свести к минимуму ущерб, который может наносить пациентам лечение после инфаркта. Идея заключается в том, что, если йодистая соль замедлит кислородный обмен, это может помочь избежать ишемически-реперфузионного повреждения миокарда. Такого рода повреждение вследствие избыточного поступления обогащенной кислородом крови туда, где ранее испытывался ее недостаток, бывает следствием таких методов лечения, как баллонная ангиопластика сосудов. В состоянии анабиоза поврежденное сердце сможет потихоньку питаться кислородом, поступающим из починенного сосуда, а не захлебываться им.

В студенческие годы Эшли Барнетт попала в серьезную автомобильную аварию на шоссе в Техасе, вдалеке от крупных городов. У нее были раздроблены кости таза, разорвана селезенка, она истекала кровью. В эти минуты, вспоминает Барнетт, ее сознание скользило между двумя мирами: в одном спасатели извлекали ее из покореженной машины с помощью гидравлического инструмента, там царили хаос и боль; в другом сиял белый свет и не было ни боли, ни страха. Через несколько лет у Эшли обнаружили рак, но благодаря своему околосмертному опыту молодая женщина была уверена: она будет жить. Сегодня Эшли - мать троих детей, она консультирует людей, выживших после аварий.

Вопрос жизни и смерти, по Роту - это вопрос движения: с точки зрения биологии чем меньше движения - тем, как правило, дольше жизнь. Семена и споры могут прожить сотни и тысячи лет - иными словами, они практически бессмертны. Рот мечтает о том дне, когда с помощью восстановителя вроде йодистой соли (первые клинические испытания скоро начнутся в Австралии) можно будет сделать человека бессмертным «на мгновение» - на то самое мгновение, когда это больше всего ему нужно, когда его сердце в беде.

Впрочем, Этот метод не помог бы Карле Перес, чье сердце ни на секунду не переставало биться. На следующий день после того, как были получены ужасающие результаты компьютерной томографии, врач Сомер-Шели попыталась объяснить потрясенным родителям, Модесто и Берте Хименес, что у их прекрасной дочери, молодой женщины, обожавшей трехлетнюю дочурку, окруженной множеством друзей и любившей танцевать, наступила смерть мозга.

Нужно было преодолеть языковой барьер. Родной язык Хименесов - испанский, и все, что говорила врач, приходилось переводить. Но был и другой барьер, посложнее языкового - само понятие смерти мозга. Этот термин по-явился в конце 1960-х, когда совпали по времени два достижения медицины: появилось оборудование для поддержания жизни, которое размыло границу между жизнью и смертью, и были достигнуты успехи в трансплантации органов, породившие необходимость сделать эту границу как можно более отчетливой. Смерть нельзя было определять по-старому, только как прекращение дыхания и сердцебиения, поскольку аппараты искусственного дыхания мог-ли поддерживать и то, и другое неопределенно долгое время. Жив или мертв человек, подключенный к такому аппарату? Если его отключить, то когда будет правильным с моральной точки зрения изъять его органы, чтобы пересадить их кому-нибудь другому? И если пересаженное сердце вновь забьется в другой груди, то можно ли считать, что донор был действительно мертв, когда вырезали его сердце?

Для обсуждения этих деликатных и непростых вопросов в 1968 году в Гарварде собрали комиссию, которая сформулировала два определения смерти: традиционное, сердечно-легочное, и новое, основанное на критериях неврологии. Среди этих критериев, которые сегодня применяются для установления факта смерти мозга, есть три важнейших: кома, или полное и устойчивое отсутствие сознания, апноэ, или неспособность дышать без аппарата искусственного дыхания, и отсутствие рефлексов ствола головного мозга, которое определяется простыми тестами: можно ополоснуть уши пациента холодной водой и проверить, двигаются ли глаза, или сжать ногтевые фаланги твердым предметом и посмотреть, не реагируют ли мышцы лица, или воздействовать на горло и бронхи, пытаясь вызвать кашлевой рефлекс.

Все это довольно просто и все же противоречит здравому смыслу. «Пациенты, у которых наступила смерть мозга, не выглядят мертвыми, - писал в 2014 году в научном журнале American Journal of Bioethics Джеймс Бернат, невролог из Дартмутского медицинского колледжа. - Это противоречит нашему жизненному опыту - называть мертвым пациента, у которого продолжает биться сердце, течет по сосудам кровь и функционируют внутренние органы». Cтатья, цель которой - прояснить и подкрепить концепцию смерти мозга, появилась как раз тогда, когда в американской прессе широко обсуждались медицинские истории двух пациенток. Первая, Джахи Макмат, подросток из Калифорнии, испытала острое кислородное голодание во время операции по удалению миндалин, и ее родители отказались смириться с диагнозом «смерть мозга». Другая, Марлиз Муньос, беременная женщина, чей случай принципиально отличался от случая Карлы Перес. Родственники не хотели, чтобы в ее теле искусственно поддерживалась жизнь, однако администрация больницы не прислушалась к их требованию, поскольку полагала, что закон штата Техас обязывает врачей сохранить жизнь плода. (Позже суд вынес решение в пользу родственников.)

…Через два дня после инсульта Карлы Перес ее родители вместе с отцом будущего ребенка приехали в Методистскую больницу. Там, в конференц-зале, их ждали 26 сотрудников клиники - неврологи, специалисты по паллиативной терапии и этике, медсестры, священники, социальные работники. Родители напряженно вслушивались в слова переводчика, который объяснял им, что тесты показали: мозг их дочери перестал функционировать. Они узнали, что больница предлагает поддерживать жизнедеятельность организма Перес, пока ее плоду не исполнится как минимум 24 недели - то есть до тех пор, пока шансы на его выживание вне материнской утробы станут хотя бы 50 на 50. Если повезет, сказали врачи, то им удастся поддерживать жизнедеятельность еще дольше, с каждой неделей повышая вероятность того, что младенец появится на свет.

Возможно, в этот момент Модесто Хименес вспомнил разговор с Тифани Сомер-Шели - единственной во всей больнице, кто знал Карлу живой, смеющейся, любящей женщиной. Накануне вечером Модесто отвел Тифани в сторону и тихо задал всего один вопрос.

«Нет, - ответила доктор Сомер-Шели. - Скорее всего, ваша дочь никогда не проснется». Это были, возможно, самые трудные слова в ее жизни. «Как медик я понимала, что смерть мозга - это смерть, - говорит она. - С медицинской точки зрения Карла в тот момент уже была мертва». Но глядя на пациентку, лежащую в реанимационном отделении, Тифани чувствовала, что ей почти так же трудно поверить в этот неоспоримый факт, как и родителям умершей. Перес выглядела так, словно только что успешно перенесла операцию: ее кожа была теплой, грудь поднималась и опускалась, а в животе у нее шевелился плод - по всей видимости, совершенно здоровый.Тогда, в переполненном конференц-зале, родители Карлы сказали врачам: да, они понимают, что мозг их дочери мертв, и она уже никогда не проснется. Но прибавили, что будут молиться об un milagro - чуде. На всякий случай.

Во время семейного пикника на берегу озера Слипи-Холлоу (Сонная лощина) на севере штата Нью-Йорк Тони Кикориа, хирург-ортопед, пытался позвонить матери. Начиналась гроза, и молния, ударив в телефон, прошла через голову Тони. У него остановилось сердце. Кикориа вспоминает, что ощутил, как покидает собственное тело и движется сквозь стены к голубовато-белому свету, чтобы соединиться с Богом. Вернувшись к жизни, он неожиданно почувствовал влечение к игре на фортепиано и стал записывать мелодии, которые, казалось, сами собой «скачивались» в его мозг. В конце концов Тони пришел к убеждению, что жизнь ему была сохранена для того, чтобы он мог транслировать в мир «музыку с небес».

Возвращение человека из мертвых - что это, если не чудо? И, надо сказать, такие чудеса в медицине иногда случаются.

Супруги Мартин знают это не понаслышке. Прошлой весной их младший сын Гарделл побывал в царстве мертвых, упав в ледяной ручей. Большое семейство Мартинов - муж, жена и семеро детей - живет в Пенсильвании, в сельской местности, где семье принадлежит большой участок земли. Дети обожают исследовать территорию. Теплым мартовским днем 2015 года два старших мальчика отправились на прогулку и взяли с собой Гарделла, которому не было и двух лет. Малыш поскользнулся и упал в ручей, протекающий в сотне метров от дома. Заметив исчезновение брата, перепуганные мальчики некоторое время пытались найти его сами. Время шло…

К тому моменту, когда бригада спасателей добралась до Гарделла (из воды его вытащил сосед), сердце малыша не билось уже по меньшей мере тридцать пять минут. Спасатели начали делать наружный массаж сердца и не прекращали его ни на минуту на протяжении всех 16 километров, отделявших их от ближайшей Больницы общины евангелистов. Сердце мальчика не удалось запустить, температура тела упала до 25 °C. Врачи подготовили Гарделла к транспортировке вертолетом в Медицинский центр Гейзингера, расположенный в 29 километрах, в городе Дэнвилл. Сердце по-прежнему не билось.

«Он не подавал признаков жизни, - вспоминает Ричард Ламберт, педиатр, ответственный за применение обезболивающих лекарств в этом медицинском центре, член реанимационной бригады, которая ждала самолет. - Он выглядел так, словно… Ну, в общем, кожа потемнела, губы синие…». Голос Ламберта затихает, когда он вспоминает этот ужасный момент. Он знал, что утонувшие в ледяной воде дети иногда возвращаются к жизни, но никогда не слышал, чтобы это происходило с малышами, которые не подавали признаков жизни так долго. Что еще хуже, уровень рН крови мальчика был критически низок - верный признак близкого наступления функциональной недостаточности органов.

…Дежурный реаниматолог обернулся к Ламберту и его коллеге Франку Маффеи, директору отделения реанимации детской больницы Центра Гейзингера: может, пора уже оставить попытки оживить мальчика? Но ни Ламберт, ни Маффеи не хотели сдаваться. Обстоятельства в целом подходили для успешного возвращения из мертвых. Вода была холодной, ребенок - маленьким, попытки реанимировать мальчика начались уже через несколько минут, после того как он утонул, и с тех пор не прекращались. «Давайте продолжим, еще чуть-чуть», - сказали они коллегам.

И продолжили. Еще 10 минут, еще 20 минут, потом еще 25. К этому времени Гарделл не дышал, и его сердце не билось уже более полутора часов. «Обмякшее, холодное тело без признаков жизни», - вспоминает Ламберт. Однако реанимационная бригада продолжала работать и следить за состоянием мальчика. Врачи, делавшие наружный массаж сердца, сменялись каждые две минуты - это очень тяжелая процедура, если ее выполнять правильно, даже когда у пациента такая крохотная грудная клетка. Тем временем другие реаниматологи вставляли катетеры в бедренную и яремную вены, желудок и мочевой пузырь Гарделла, вливая в них теплые жидкости, чтобы постепенно повысить температуру тела. Но толку от этого, похоже, не было.

Вместо того чтобы полностью прекратить реанимацию, Ламберт и Маффеи приняли решение перенести Гарделла в хирургическое отделение, чтобы подключить его к аппарату искусственного кровообращения. Этот наиболее радикальный способ согревания тела был последней отчаянной попыткой заставить сердце ребенка снова начать биться. Обработав руки перед операцией, врачи еще раз проверили пульс.

Невероятно: он появился! Почувствовалось сердцебиение, сначала слабое, но ровное, без характерных нарушений ритма, которые иногда появляются после длительной остановки серд-ца. Всего через три с половиной дня Гарделл покинул больницу вместе со своими родными, возносящими молитвы небесам. Его чуть-чуть не слушались ноги, но в остальном мальчик чувствовал себя прекрасно.


После лобового столкновения двух автомобилей студентка Триша Бейкер оказалась в больнице в Остине, штат Техас, со сломанным позвоночником и сильнейшей кровопотерей. Когда началась операция, Триша почувствовала, что зависла под потолком. Она отчетливо видела прямую линию на мониторе - сердце перестало биться. Затем Бейкер оказалась в больничном коридоре, где ее убитый горем отчим покупал в автомате шоколадный батончик; именно эта деталь впоследствии убедила девушку, что ее перемещения не были галлюцинацией. Сегодня Триша преподает писательское мастерство и уверена, что духи, сопровождавшие ее по ту сторону смерти, направляют ее и в жизни.

Гарделл слишком мал, чтобы поведать о том, что он испытывал, когда на протяжении 101 минуты был мертв. Но иногда люди, спасенные благодаря упорной и высококачественной реанимации, вернувшись к жизни, рассказывают о том, что видели, причем истории их вполне конкретны - и пугающе похожи одна на другую. Эти рассказы неоднократно служили предметом научного изучения, в последний раз - в рамках проекта AWARE, который возглавлял Сэм Парниа, руководитель исследований в области реаниматологии в Университете Стоуни-Брук. С 2008 года Парниа и его коллеги рассмотрели 2060 случаев остановки сердца, произошедших в 15 американских, британских и австралийских больницах. В 330 случаях пациенты выжили, и 140 выживших были опрошены. В свою очередь, 45 из них сообщили, что во время реанимационных процедур находились в некой форме сознания.

Хотя большинство не могли в подробностях вспомнить то, что ощущали, рассказы других были сходны с теми, что можно прочитать в бестселлерах вроде «Небеса реальны»: время убыстрялось или замедлялось (27 человек), они испытывали умиротворение (22), отделение сознания от тела (13), радость (9), видели яркий свет или золотистую вспышку (7). Некоторые (точное количество не приводится) сообщили о неприятных ощущениях: им было страшно, казалось, что они тонут или что их куда-то несет глубоко под водой, а один человек увидел «людей в гробах, которые закапывали в землю вертикально».

Парниа и его соавторы написали в медицинском журнале Resuscitation («Реанимация»), что их исследование дает возможность продвинуться в понимании того разнообразного ментального опыта, который, вероятно, сопутствует смерти после остановки кровообращения. По мнению авторов, следующим шагом должно стать изучение того, влияет ли - и если да, то как - этот опыт, который большинство исследователей называет околосмертными переживаниями (Парниа предпочитает формулировку «переживания после смерти»), на выживших пациентов после выздоровления, не вызывает ли он когнитивных проблем или посттравматического стресса. Что не исследовала команда AWARE, так это типичный эффект околосмертного переживания - усиливающееся ощущение того, что твоя жизнь имеет смысл и значение.

Об этом ощущении часто рассказывают пережившие клиническую смерть - а некоторые даже пишут целые книги. Мэри Нил, хирург-ортопед из Вайоминга, упомянула об этом эффекте, выступая в 2013 году перед большой аудиторией на симпозиуме «Переосмысление смерти» в Нью-Йоркской академии наук. Нил, автор книги «На небеса и обратно», рассказала о том, как 14 лет назад во время сплава на байдарке по горной реке в Чили она пошла ко дну. В тот момент Мэри ощутила, как душа отделяется от тела и взлетает над рекой. Мэри вспоминает: «Я шла по изумительно красивой дороге, ведущей к величественному зданию с куполом, откуда, я точно знала, возврата уже не будет, - и мне не терпелось поскорее до него добраться».

Мэри в тот момент была способна анализировать, насколько странными были все ее ощущения, она вспоминает, как гадала, сколько времени пробыла под водой (по меньшей мере 30 минут, как она узнала впоследствии), и утешала себя тем, что ее мужу и детям будет хорошо и без нее. Затем женщина почувствовала, как ее тело вытаскивают из байдарки, ощутила, что оба ее коленных сустава сломаны, и увидела, как ей делают искусственное дыхание. Она услышала, как один из спасателей зовет ее: «Вернись, вернись!». Нил вспоминала, что, услышав этот голос, ощутила «сильнейшее раздражение».

Кевин Нельсон, невролог из Университета Кентукки, принимавший участие в дискуссии, был настроен скептически - не к воспоминаниям Нил, которые признавал яркими и подлинными, а к их интерпретации. «Это не ощущения умершего человека, - сказал Нельсон во время дискуссии, возражая также и против точки зрения Парниа. - Когда человек испытывает такие ощущения, его мозг вполне жив и весьма активен». По мнению Нельсона, то, что ощутила Нил, могло объясняться так называемым «вторжением быстрого сна», когда та же активность мозга, которая свойственна ему во время сновидений, почему-то начинает проявляться в каких-либо других, не связанных со сном обстоятельствах - например, во время внезапного кислородного голодания. Нельсон полагает, что околосмертные переживания и ощущение отделения души от тела вызваны не умиранием, а гипоксией (кислородной недостаточностью) - то есть потерей сознания, но не самой жизни.

Есть и другие психологические объяснения околосмертных переживаний. В Университете Мичигана группа исследователей под руководством Джимо Борджигин измерила волны электромагнитного излучения мозга после остановки сердца у девяти крыс. Во всех случаях высокочастотные гамма-волны (те, что ученые связывают с мыслительной деятельностью) становились более сильными - и даже более четкими и упорядоченными, чем во время обычного бодрствования. Может быть, пишут исследователи, это и есть околосмертное переживание - повышенная активность сознания, возникающая в переходный период перед окончательной смертью?

Еще больше вопросов возникает при изучении уже упоминавшегося тукдама - состояния, когда буддийский монах умирает, однако еще неделю, а то и больше его тело не проявляет признаков разложения. Пребывает ли он при этом в сознании? Мертв он или жив? Ричард Дэвис из Университета Висконсина многие годы изучает неврологические аспекты медитации. Его все эти вопросы занимают давно - в особенности после того, как ему довелось увидеть монаха в тукдаме в буддийском монастыре Deer Park в Висконсине.

«Если бы я случайно зашел в ту комнату, я подумал бы, что он просто сидит, погруженный в глубокую медитацию, - говорит Дэвидсон, и в его голосе в телефонной трубке слышны нотки благоговения. - Его кожа выглядела абсолютно нормально, ни малейших признаков разложения». Ощущение, вызванное непосредственной близостью этого мертвого человека, способствовало тому, что Дэвидсон начал исследовать феномен тукдама. Он привез необходимое медицинское оборудование (электроэнцефалографы, стетоскопы и т. п.) на два полевых исследовательских пункта в Индии и обучил команду из 12 тибетских врачей проводить обследование монахов (начинать надлежало, когда те были бесспорно живы), чтобы выяснить, продолжается ли в их мозге какая-нибудь деятельность после смерти.

«Вероятно, многие монахи входят в состояние медитации, перед тем как умереть, и после смерти оно каким-то образом сохраняется, - делится размышлениями Ричард Дэвидсон. - Но как это происходит и чем это можно объяснить, ускользает от нашего обыденного понимания».

Исследование Дэвидсона, основанное на принципах европейской науки, ставит целью добиться иного, более тонкого, понимания проблемы, понимания, которое могло бы пролить свет не только на то, что происходит с монахами в тукдаме, но и с любым человеком, пересекающим границу между жизнью и смертью.

Обычно разложение начинается практически сразу после смерти. Когда мозг перестает функционировать, он теряет способность поддерживать равновесие всех других систем организма. Поэтому для того, чтобы Карла Перес продолжала вынашивать ребенка, после того как ее мозг прекратил работать, команде из ста с лишним врачей, медсестер и других сотрудников больницы пришлось выступить в роли своего рода дирижеров. Они круглые сутки отслеживали показания приборов, измерявших артериальное давление, функцию почек и баланс электролитов, и постоянно вносили изменения в состав жидкостей, вводимых пациентке через катетеры.

Но, даже выполняя функции погибшего мозга Перес, врачи не могли воспринимать ее как мертвую. Все без исключения относились к ней так, словно она была в глубокой коме, и, входя в палату, здоровались, называя пациентку по имени, а уходя - прощались.

Отчасти они вели себя так, уважая чувства родных Перес, - врачам не хотелось создавать впечатление, будто они относятся к ней как к «контейнеру для младенца». Но иногда их поведение выходило за рамки обычной вежливости, и становилось понятно, что люди, ухаживающие за Перес, на самом деле относятся к ней как к живой.

Тодд Ловгрен, один из руководителей этой команды медиков, знает, что такое потерять ребенка - его дочери, погибшей в раннем детстве, старшей из пяти его детей, могло бы исполниться двенадцать лет. «Я не уважал бы себя, если бы не относился к Карле как к живому человеку, - сказал он мне. - Я видел молодую женщину с лаком на ногтях, мать расчесывала ей волосы, у нее были теплые руки и пальцы на ногах… Функционировал ее мозг или нет, я не думаю, что она перестала быть человеком».

Говоря скорее как отец, а не как врач, Ловгрен признается: ему казалось, будто что-то от личности Перес по-прежнему присутствует на больничной койке - даже несмотря на то, что после контрольной компьютерной томографии он знал: мозг женщины не просто не функционирует; значительные его участки начали отмирать и распадаться (Тем не менее доктор не стал проводить тест на последний признак смерти мозга, апноэ, так как опасался, что, отключив Перес от аппарата искусственного дыхания даже на несколько минут, он мог причинить вред плоду).

18 февраля, через десять дней после инсульта Перес, обнаружилось, что ее кровь перестала нормально сворачиваться. Стало понятно: отмирающие ткани мозга проникают в кровеносную систему - еще одно свидетельство в пользу того, что она уже не поправится. К тому времени плоду было 24 недели, так что врачи приняли решение перевести Перес из главного кампуса назад, в отделение акушерства и гинекологии Методистской больницы. Им удалось на время справиться с проблемой свертывания крови, однако они были готовы сделать кесарево сечение в любой момент - как только станет понятно, что медлить нельзя, как только даже видимость жизни, которую им удавалось поддерживать, начнет исчезать.

По мнению Сэма Парниа, смерть в принципе обратима. Клетки внутри организма человека, говорит он, обычно не умирают сразу вместе с ним: некоторые клетки и органы могут оставаться жизнеспособными в течение нескольких часов и, может быть, даже дней. Вопрос о том, когда можно объявить человека мертвым, иногда решается в соответствии с личной точкой зрения врача. В годы его учебы, говорит Парниа, массаж сердца прекращали делать через пять-десять минут, полагая, что по истечении этого времени мозг все равно непоправимо пострадает.

Однако ученые-реаниматологи нашли способы предотвращать смерть мозга и других органов даже после остановки сердца. Они знают, что этому способствует понижение температуры тела: Гарделлу Мартину помогла ледяная вода, а в некоторых реанимационных отделениях каждый раз перед началом массажа сердца пациента охлаждают специально. Ученым также известно, насколько важны упорство и настойчивость.

Сэм Парниа сравнивает реаниматологию с аэронавтикой. На протяжении всей истории человечества казалось, что люди никогда не будут летать, и тем не менее в 1903 году братья Райт поднялись в небо на своем аэроплане. Поразительно, отмечает Парниа, что от того первого полета, продолжавшегося 12 секунд, до высадки на Луне прошло всего 66 лет. Он полагает, что подобные успехи могут быть достигнуты и в реаниматологии. Что же касается воскрешения из мертвых, думает ученый, то здесь мы пока находимся на стадии первого аэроплана братьев Райт.

И все же врачи уже способны отвоевывать жизнь у смерти удивительными, дарящими надежду способами. Одно такое чудо произошло в штате Небраска в канун Пасхи, ближе к полудню 4 апреля 2015 года, когда с помощью кесарева сечения в Методистской женской больнице был рожден мальчик, получивший имя Анхель Перес. Анхель появился на свет потому, что врачи смогли поддерживать жизнедеятельность организма его матери, чей мозг был мертв, на протяжении 54 дней - достаточный срок, чтобы плод смог развиться в маленького, но вполне нормального - удивительного в своей нормальности - новорожденного весом 1300 граммов. Этот ребенок и оказался тем чудом, о котором молились его бабушка с дедушкой.

Николай Викторович Левашов в начале 90-х годов 20 века подробно и точно описал в своих , что такое Жизнь (живая материя), как и где она появляется; какие условия должны быть на планетах для зарождения жизни; что такое память; как и где она функционирует; что такое Разум; каковы необходимые и достаточных условия для появления Разума у живой материи; что такое эмоции и какова их роль в эволюционном развитии Человека, и многое другое. Он доказал неизбежность и закономерность появления Жизни на любой планете, на которой одновременно наступают соответствующие условия. Он впервые точно и чётко показал, что такое Человек в действительности, как и для чего он воплощается в физическое тело, и что с ним происходит после неизбежной смерти этого тела. уже давно дал исчерпывающие ответы на вопросы, поставленные автором в этой статье. Тем не менее, здесь собраны вполне достаточные аргументы, свидетельствующие о том, что современная наука практически ничего не знает ни о Человеке, ни о реальном строении Мира, в котором мы все живём…

Жизнь после смерти есть!

Взгляд современной науки: существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?

Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задаётся вопросом: существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно. Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причём, факты научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить, что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит . И мы верили… Заметим, что именно верили в то, что нет бессмертной души, верили в то, что это якобы доказала наука, верили в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности и интерпретаций ими научных фактов.

И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит конфликт. Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с другой стороны, старые и внушённые нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих учёных по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.

Речь в статье пойдёт про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберём с точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли оно прекратить свою жизнь?

Что такое Сознание?

Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание – это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание – то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание – это осознание нами своего «Я», но в то же время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это – эго, «Я», дух, душа – нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект, который собственно всё и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству. Нет абсолютно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные учёные (хотя это далеко не так).

А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Пол, имя, профессия и другие ролевые функции

Первое, что большинству приходит в голову: «Я – человек», «Я – женщина (мужчина)», «Я – бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я – Таня (Катя, Алексей)», «Я – жена (муж, дочь)» и т.п. Это, конечно, забавные ответы. Своё индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют своё, а не Ваше «Я», то же самое можно сказать и про жён (мужей), людей разных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и т.д. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам, что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я – не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» – это их рефлексы , их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п. На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я». Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение, и представления, и пристрастия, и уж, тем более, психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не моё «Я».

Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я – это моё индивидуальное тело» . Это уже интереснее. Разберём и это предположение. Всем ещё из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляются все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живёт, например, 70 лет, за это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно. Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» – это сумма нервных клеток?»

Поразмышляем над этим вопросом вместе…

Состоит ли сознание из нервных клеток? Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение безличных предметов, будь они хоть , хоть нейронами, не может породить личность и её ядро – «Я».

Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма, вместе с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»? При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведённые в разных странах мира, доказывают, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьёзнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных…»

Это подтверждает публикация в ещё одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале Science: «В течение двух последних лет исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту» , – говорит учёная Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.

Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что было очевидно и понятно ещё древним. Ещё живший в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью... к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то – чувствует сама себя» (1).

«Я» – это неизменное ядро личности , которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть «Я» – это мозг?». Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что говорит ?

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали ещё в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает её и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, даёт нам личностность. А тело – не более чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей, далёких от этой области знания, это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, учёные-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия учёных не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я» . Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьёзного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием?..

Жизнь после смерти есть!

К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вёл медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий.

Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен приём сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти, действующее независимо от головного мозга Сознание использует его, как экран. Как телеприёмник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает своё вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.