Всем им приходилось ютиться в коммуналке. Позже актриса вспоминала, что каждый раз выходя из комнаты, ей приходилось распугивать мышей. Из-за крайней нищеты девушка дважды пыталась покончить с собой, но оба раза что-то ее останавливало.
«Все это какое-то детство… Никто и не заметил, слава тебе, Господи. Так что я завязала и все», – позже рассказала она в интервью для посвященного ее карьере документального фильма.
Однажды мамина подруга привела Веру на «Царскую невесту» Н.И. Римского-Корсакова в Большой театр. В один момент театр захватил впечатлительную девочку. С подругой они копили деньги, чтобы попасть на спектакль, хотя бы на галерку, а однажды даже продали для этого свои учебники и оставили себе один комплект на двоих.
Во время войны Вера осталась в Москве с отцом – сестры разъехались по командировкам, а мать с маленьким сыном эвакуировали. Наравне со всеми Вера носила ящики с песком, дежурила на крыше и всячески помогала отцу и военным. В самые страшные дни войны Веру грела мысль о театре.
После школы Вера попыталась поступить в цирковое училище. Провалив первый же экзамен по физподготовке, Васильева подала документы в Московское городское театральное училище. В 1948 году девушка получила диплом драматической актрисы.
Также актриса сотрудничала с рядом областных театров (в Брянске, Твери, Орле), в конце 1990-х выступала на сцене Московского Нового драматического театра, с 2006 года играла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Театра кукол им. С. В. Образцова. С 2010 года Васильева выступает на сцене столичных Театра «Модернъ» и Малого театра.
Дебют Васильевой в кино состоялся в 1945 году, в маленькой роли в фильме Константина Юдина «Близнецы».
Вера Васильева в фильме «Сказание о земле Сибирской»
Первая крупная роль досталась Вере два года спустя – девушка предстала в образе официантки-буфетчицы Настеньки Гусенковой в драме «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева. Чтобы получить роль девушки, которая, по задумке режиссера, должна была быть «похожа на бабу на чайнике», на прослушивании стройной девушке пришлось засунуть в декольте два скомканных чулка, расчесать тугие кудри и смыть косметику. Старания оправдались – эта роль принесла молодой актрисе не только всенародную узнаваемость, но еще и Сталинскую премию.
В 1950-х Васильева уделяла основное время театру и появилась лишь в четырех фильмах, включая фильм-спектакль «Свадьба с приданым», за роль в котором получила вторую Сталинскую премию.
Вера Васильева в картине «Свадьба с приданым»
В следующем десятилетии самыми запоминающимися работами Веры Кузьминичны стали роли в трагикомедии «Похождения зубного врача» с юными Андреем Мягковым , Алисой Фрейндлих и Игорем Квашой , а также в музыкальной комедии 1966 года «Приезжайте на Байкал» Вениамина Дормана. Кроме того, голосом Веры Кузьминичной говорила актриса Жизель Паскаль в популярном французском приключенческом фильме «Железная маска» (1962).
В 1970-х у Васильевой было несколько ярких и памятных ролей – в популярном детективном сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», киноповести Ильи Фрэза «Это мы не проходили» о студентах педагогического вуза и драме Владимира Рогового и Эдуарда Тополя «Несовершеннолетние», которая стала лидером советского кинопроката 1977 года.
Одной из самых известных ролей Веры Кузьминичны по праву можно назвать роль в комедийной мелодраме «Карнавал» Татьяны Лиозновой. В трогательной истории о юной провинциалке Нине Соломатиной, мечтающей покорить Москву, Васильева сыграла мать студента-красавца Никиты (Александр Абдулов), возлюбленного Нины (Ирина Муравьева). Не меньший восторг у зрителей вызвала игра Васильевой в музыкальной комедии Владимира Рогового «Женатый холостяк», в которой актриса сыграла мать главной героини Тамары (Лариса Удовиченко).
Еще одну «звездную мать» Вера Кузьминична сыграла в 1985 году в мелодраме «Выйти замуж за капитана» с Верой Глаголевой и Виктором Проскуриным. В том же году актриса снялась в одном из немногочисленных советских фильмов в жанре комедийного фарса «Зловредное воскресенье», в котором появились такие звезды отечественного кинематографа, как Михаил Пуговкин , Валентина Талызина , Борислав Брондуков и Михаил Кокшенов .
В 1989 году Вера Кузьминична выпустила мемуары «Продолжение души (монолог актрисы)»., где рассказала о себе и тех, с которыми ее сводила судьба. После распада СССР ролей в кино у Васильевой стало меньше, но среди них были те, что покорили сердца зрителей разных возрастов. К ним можно отнести мини-сериал «Вино из одуванчиков» по роману Рэя Брэдбери, где коллегами Веры Кузьминичны по съемочной площадке стали Владимир Зельдин , Лия Ахеджакова , Сергей Супонев и Иннокентий Смоктуновский , который скончался еще до завершения работы над картиной (его позднее озвучил Сергей Безруков).
Кроме того, в 1999 году вместе с другими популярными артистами Васильева участвовала в проекте Виктора Мережко «Поют звёзды театра и кино», в рамках которого исполнила несколько романсов.
«Раскрывая тайны звезд»: Вера Васильева
В начале 2000-х Васильева вновь предстала в роли Маргариты Николаевны в фильмах «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя». Режиссеры сняли еще 2 «дела» с участием постаревших Томина и Знаменского, которых по традиции сыграли Леонид Каневский и Георгий Мартынюк. Некоторых героев в фильмах уже не было – в частности, зритель не увидел Зинаиды Кибрит: актриса Эльза Леждей скончалась от рака за два года до начала съемок.
«Вера Васильева. Секрет ее молодости»
Многим молодым зрителям Васильева запомнилась по фэнтези-сериалу «Пока цветет папоротник», премьера которого состоялась осенью 2012 года на телеканале СТС. В сериале актриса сыграла бабушку обычного московского парня Кирилла (Александр Петров), жизнь которого изменилась на 180 градусов из-за полученного в подарок таинственного амулета.
В 2014-2015-х Васильева исполнила яркую и запомнившуюся многим роль бабушки в мини-сериале «Деревенщина» (Россия-1), сюжет которой в чем-то перекликается с сюжетом фильма «Карнавал», а также в детском фильме «Праздник непослушания».
Вера Васильева в программе «Жена. История любви»
Супруги прожили вместе долгую и счастливую жизнь, вплоть до кончины актера в 2011 году. Детей в браке у них не было, хотя в один момент судьба свела Веру Кузьминичну с молодой женщиной Дарьей, которую она считает своей дочерью. Васильева ей полностью доверяет и называет Дашиного сына своим внуком.
В конце апреля 2018 года Вера Кузьминична появилась на Первом канале в документальном фильме «Юрий Яковлев . Распустились тут без меня!», подготовленного к 90-летию со дня рождения великого артиста.
Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Вере не было и пяти лет, когда она впервые попала в театр – на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки, и она влюбилась в театр. В школьные годы Вера записалась в драмкружок во Дворце пионеров. Она была скромной и мечтательной девочкой, в школе училась хорошо, но вся ее настоящая жизнь была сосредоточена на книгах и театре. Васильева часами пропадала в театральной библиотеке, где перечитывала мемуары великих артистов, старые рецензии и все, что можно было найти о театре, а еще постоянно бегала в МХАТ. Когда началась Великая Отечественная война, Васильева пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. Несмотря на трудности военных лет, свою мечту стать актрисой она не забыла, занималась в драмкружке, а в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище. Всенародную известность Васильевой принес кинематограф. В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году – в эпизодической роли в комедии «Близнецы», а следующая – роль в фильме И.Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – принесла ей невероятную популярность и зрительскую любовь. В 1948 году Васильева окончила училище и стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь, где ее первой работой была главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Потом было много других работ. К началу 1950-х годов Вера уже стала признанной молодой звездой, в театре она была счастлива, а после спектакля «Свадьба с приданым», к ней пришла еще большая слава. Эту пьесу играли 900 раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм, за роль в котором Васильева была удостоена Сталинской премии. Вообще в кино Васильева снималась много. Наиболее известные картины с ее участием – «Чук и Гек» (1953), «Похождения зубного врача» (1965), «Следствие ведут Знатоки» (1972), «Карнавал» (1981), «Приказано взять живым» (1983), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Вино из одуванчиков» (1997), «Все смешалось в доме» (2006), «Сваха» (2007), «Пока цветет папоротник» (2012), «Деревенщина» (2014) и другие. Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр. Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей. Среди них роли в спектаклях – «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пролитая чаша», «Где эта улица, где этот дом», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Орнифль» и многих других. Также Васильеву приглашали в спектакли и другие театры, где она получала лучшие и интереснейшие роли. В Тверском драматическом театре она играла в «Вишневом саде», в Орловском драматическом театре – в «Без вины виноватых», в Московском Новом драматическом театре – в пьесе «Блажь» и других. Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие. А еще пробовала себя как исполнительница романсов. Вера Васильева – Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награждена призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и другими наградами. Васильева – председатель Социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров «Продолжение души. Монолог актрисы». Муж Веры Кузьминичны – актер Владимир Ушаков (артист Театра сатиры). Их свадьба состоялась в 1956 году, и они более полувека были счастливы вместе. Актриса говорит, что главный секрет такого супружеского долголетия – в отсутствии попыток переделать друг друга. Но, к сожалению, в 2011 году Владимира не стало. Сегодня Вера Кузьминична Васильева, не смотря на возраст, продолжает работать в театре и счастлива этим. Она любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит и в жизни, и на сцене.
Говорить с женщиной о ее возрасте - моветон, но при взгляде на любимую поколениями зрителей актрису Веру Васильеву
невозможно пройти мимо этой темы. А все потому, что выглядит она превосходно, но при этом совершенно не стесняется озвучивать свой возраст. Вере Кузьминичне 90 лет, но ее сияющая улыбка не позволяет даже на минуту в это поверить! Как же удается актрисе не поддаваться возрасту и хорошеть с каждым годом?
Секрет долголетия Веры Васильевой можно сформулировать кратко: "Занимайтесь тем, что любите, и не растрачивайте себя по пустякам!". Узнайте, у них в 100 лет жизнь только начинается!
Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Вере не было и пяти лет, когда она впервые попала в театр – на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки, и она влюбилась в театр. В школьные годы Вера записалась в драмкружок во Дворце пионеров. Она была скромной и мечтательной девочкой, в школе училась хорошо, но вся ее настоящая жизнь была сосредоточена на книгах и театре. Васильева часами пропадала в театральной библиотеке, где перечитывала мемуары великих артистов, старые рецензии и все, что можно было найти о театре, а еще постоянно бегала в МХАТ.
Когда началась Великая Отечественная война, Васильева пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе.
Несмотря на трудности военных лет, свою мечту стать актрисой она не забыла, занималась в драмкружке, а в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище. Всенародную известность Васильевой принес кинематограф.
В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году – в эпизодической роли в комедии «Близнецы», а следующая – роль в фильме И.Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – принесла ей невероятную популярность и зрительскую любовь.
В 1948 году Васильева окончила училище и стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь, где ее первой работой была главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Потом было много других работ.
К началу 1950-х годов Вера уже стала признанной молодой звездой, в театре она была счастлива, а после спектакля «Свадьба с приданым», к ней пришла еще большая слава. Эту пьесу играли 900 раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм, за роль в котором Васильева была удостоена Сталинской премии.
Вообще в кино Васильева снималась много. Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр. Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей.
Также Васильеву приглашали в спектакли и другие театры, где она получала лучшие и интереснейшие роли. Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие. А еще пробовала себя как исполнительница романсов.
Вера Васильева – Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награждена призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и другими наградами. Васильева – председатель Социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров «Продолжение души. Монолог актрисы». Муж Веры Кузьминичны – актер Владимир Ушаков (артист Театра сатиры).
Их свадьба состоялась в 1956 году, и они более полувека были счастливы вместе. Актриса говорит, что главный секрет такого супружеского долголетия – в отсутствии попыток переделать друг друга. Но, к сожалению, в 2011 году Владимира не стало. Сегодня Вера Кузьминична Васильева, не смотря на возраст, продолжает работать в театре и счастлива этим. Она любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит и в жизни, и на сцене.
Сказание о земле сибирской
Свадьба с приданым
Безумный день, или Женитьба Фигаро
Женатый холостяк
Творческий вечер Веры Васильевой в театре Сатиры к 85-летию
Ещё по теме
Всенародная любимица
Актрисе Вере Васильевой исполняется 90 лет / Знаменитая артистка сыграла более чем в 50 постановках Театра сатиры
Актриса шла к семейному и профессиональному счастью трудным путём - чтобы в итоге найти своего единственного и стать всенародной любимицей. «Жить хочется в любом возрасте, - заявила актриса, - и мечтать о новых ролях тоже». В свой 90-летний юбилей Вера Васильева играет спектакль в родном Театре сатиры. По теме:
Вера Васильева. «Сказание о земле сибирской», 1947
2.
И вот однажды, то ли подростковый возраст сказался, то ли действительно отчаяние было так сильно, но Вера, решив, что и дальше в её жизни ничего не изменится, взяла в руки бритву и провела ею несколько раз по руке. Крови было немного, вены она почти не задела, но испугалась не на шутку. Сразу побежала за бинтом и спрятала под ним следы своей слабости. Родителям сказала, что поранилась. А потом Вера Васильева поклялась своей лучшей подружке: «Я всё равно буду артисткой!». И слово своё сдержала.
3.
Она стала актрисой, попала в театр, была нарасхват в кино. Молодая красивая актриса пользовалась популярностью у коллег - актёров и начальственных режиссёров. Перед одним из них она сама не устояла. Её роман с режиссёром Борисом Ревенских продлился целых 7 лет. Юная девушка внимала каждому слову мэтра. Он тоже сначала был влюблён, а затем постепенно отдалился, ушёл с головой в репетиции, в которых принимали участие уже другие актрисы. Вера решила резать «по живому», не стала умолять, просить, возвращать. Она сама взяла и ушла. Навсегда.
4.
К единственному за всю жизнь мужу чувства были совсем иными, более спокойными, размеренными, реальными. Она не вздыхала, не страдала, не плакала из-за него. Возможно, именно эта размеренность чувств, реальность, ощущение настоящей опоры в жизни и привлекло Веру Васильеву в актёре Владимире Ушакове . Будущий муж, с обожанием глядя в глаза невесте, клятвенно пообещал: «Ты больше не будешь работать по дому, для этого есть другие люди». За уборку комнатки в общежитии и за приготовленный обед он платил бывшей поварихе Анне Ивановне , которая была немного подслеповата и частенько оставляла остатки еды, очистки и ошмётки на общей кухне. Так что Вере в тайне от мужа приходилось всё-таки что-то делать по дому, несмотря на наличие Анны Ивановны.
5.
Поженились молодые только спустя 7 лет. Да и то это сильно сказано - «поженились». Просто пошли и расписались в ЗАГСе, без фаты, без марша Мендельсона и даже без колец.
6.
7.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили вместе 55 лет. Вера Кузьминична всегда отмечала, что с этим человеком, который стал более чем на полвека её судьбой, она ни разу за всё это время не конфликтовала. Он просто не давал ей для конфликтов ни единого повода. Причиной окончательного и бесповоротного расставания смогла стать только его болезнь. Теперь уже Вера Кузьминична ухаживала за супругом. 15 лет она возила его по больницам, работала, зарабатывала на лекарства, на врачей, поддерживала его, старалась ободрить, как могла. В эти дни, недели, месяцы, годы она была не актрисой, она была женой, каменной стеной, а ещё она была глазами мужа: ведь в конце жизни Владимир полностью ослеп.
8.
Третий инфаркт стал последним для Владимира Ушакова. Супруга успела вызвать скорую, врачи даже довезли его до реанимации, но спасти мужа Веры Васильевой не удалось. После похорон Вера Васильева пропала. В прямом смысле этого слова. Она закрылась от друзей, знакомых, коллег. Единственным человеком, которого она допускала к себе, была девушка Даша , «крестница», как её называет сама Вера Васильева.
9.
10.
11.
"Роль большая и трудная, - говорит именинница. - Играю на каблуках, туфли меняю, переодеваюсь по ходу пьесы с десяток раз. Но такой спектакль - это лучший подарок к юбилею. Вообще, на старости лет, где-то после 70, мне посчастливилось сыграть такие роли, о которых я мечтала в молодости".
12.
Творческая жизнь Веры Васильевой началась не на сцене, а на экране. Еще студенткой театрального училища она снялась в картине Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", получила Сталинскую премию и прославилась на всю страну.
13.
"Поначалу я не была представлена к награде, - вспоминает актриса. - Однако Сталин, который всегда смотрел все фильмы, будто бы спросил: "Где нашли эту прелесть?" Ему ответили, что Васильева всего лишь студентка третьего курса. А он, якобы, сказал: "Она хорошо сыграла, надо и ей премию дать". Меня мгновенно включили в списки, и я оказалась в числе лауреатов. Не знаю, насколько это правда, но мне так рассказывали", - заметила актриса.
14.
Вскоре она сыграла главную героиню в "Свадьбе с приданым", и вновь была удостоена Сталинской премии. Так в 25 лет Вера Васильева имела уже две правительственные награды.
15.
В дальнейшем в кино она практически не снималась, зато в театр после окончания училища пришла уже известной актрисой. В Московский театр сатиры Вера Васильева поступила 27 марта 1948 года и была зачислена в труппу на должность актрисы 2-й категории.
16.
"Впрочем, сатиру я никогда не любила и даже не понимала ее, - неожиданно заявляет Васильева. - Я была полна сентиментальных романов и мечтала о Ларисе из "Бесприданницы". Руководивший тогда Театром сатиры Валентин Плучек, видимо, почувствовал нерасположенность молодой актрисы к сатирическому жанру и не слишком загружал ее работой.
17.
Тем не менее за 67 лет, что Вера Васильева служит в театре, на ее счету скопилось несколько десятков ролей, многие из которых вошли в историю отечественного искусства. Это и Ольга из "Свадьбы с приданым" (спектакль показан около 1 тыс.раз), и графиня Розина в "Женитьбе Фигаро", и Вышневская в "Доходном месте", и Анна Андреевна в "Ревизоре", и Домна Платоновна в "Воительнице".
18.
Однако случались времена в жизни актрисы, когда она годами не получала ролей в своем театре и играла в провинции. "Десять лет играла Раневскую в Твери, двенадцать - "Без вины виноватые" в Орле, - перечислила Вера Кузьминична. - А еще была "Блажь" - в Новом драматическом театре в Москве и "Странная миссис Сэвидж" в Театре кукол Образцова. Только это меня и питало по-настоящему".
19.
Сейчас, несмотря на почтенный возраст, Васильева счастлива, что востребована. "Жить хочется в любом возрасте, - говорит актриса, - и мечтать о новых ролях тоже".
20.
21.
Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 г. в Москве (по другим источникам - в д. Сухой Ручей Тверской губернии). Ее отец был шофером, мать - домохозяйкой.
22.
В 1948 г. окончила Московское городское театральное училище (позднее вошло в состав Государственного института театрального искусства; ныне - Российский университет театрального искусства - ГИТИС). Училась на курсе Владимира Готовцева.
23.
С 1948 г. является актрисой Московского академического театра сатиры. Дебютом Васильевой была Лиза в водевиле "Лев Гурыч Синичкин" (по водевилю Дмитрия Ленского, в редакции Алексея Бонди). Сыграла более чем в 50 постановках Театра сатиры, работала с режиссерами Валентином Плучеком, Андреем Гончаровым, Борисом Равенских, Марком Захаровым, Александром Ширвиндтом. Среди наиболее известных работ актрисы - Оля в "Свадьбе с приданым" Николая Дьяконова, графиня Альмавива в комедии "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Пьера де Бомарше, Анна Андреевна в "Ревизоре" Николая Гоголя, Селия Пичем в "Трехгрошовой опере" Бертольта Брехта, Домна Платоновна в "Воительнице" по повести Николая Лескова, Камелия в "Реквиеме по Радамесу" Альдо Николаи и др. В настоящий момент занята в спектаклях Театра сатиры "Роковое влечение", "Таланты и поклонники", "Мольер (Кабала святош)" и "Орнифль".
24.
Также исполнила ряд драматических ролей в постановках других театров: сыграла Раневскую в "Вишневом саде" Антона Чехова (Тверской драматический театр), Кручинину в "Без вины виноватых" Александра Островского (Орловский драматический театр), миссис Сэвидж в "Странной миссис Сэвидж" Джона Патрика (Театр кукол им. С. В. Образцова), Графиню в "Пиковой даме" Александра Пушкина (Малый театр).
25.
Роли в кино
Первая же работа в кино принесла Васильевой широкую известность: еще будучи студенткой, она сыграла Анастасию в музыкальной драме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1947). Всего в фильмографии актрисы более 30 картин, в том числе "Чук и Гек" (1953), киноверсия спектакля "Свадьба с приданым" (1953), "Похождения зубного врача" (1965), "Легенда о Тиле" (1976), "Несовершеннолетние" (1976), "Карнавал" (1981), "Вино из одуванчиков" (1997). Озвучивала мультфильмы: "Первая скрипка" (1958), "Светлячок номер 6" (1965), "Умка ищет друга" (1970), "Волшебник Изумрудного города" (1974), "Приключения Васи Куролесова" (1981).
26.
Долгое время работала в Центральной социально-бытовой комиссии Всероссийского театрального общества (ныне - Союз театральных деятелей), занималась помощью актерам, попавшим в трудные жизненные ситуации.
27.
Народная артистка СССР (1986). Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Почета (1995), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III (2010) степеней. Дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1951).
28.