Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Библиотечный урок толстой а детство никиты. А

Библиотечный урок толстой а детство никиты. А

План – конспект урока литературного чтения

Алексей Николаевич Толстой «Детство Никиты»

Цель урока : анализ литературного произведения с использованием приема составления киносценария

Задачи урока:

1. Чтение 1 главы, анализ художественных средств выразительности, развитие интереса к чтению.

2. Использование приема составления киносценария, как способа литературного анализа произведения, сравнение средств художественной выразительности разных видов искусства.

3. Развитие коммуникативных УУД при совместной работе учащихся в паре и группе, развитие умения строить развернутое речевое высказывание.

Ход урока

1. Актуализация

Сегодня на уроке мы поговорим о разных видах искусства – литературе, живописи, музыке, кино.

Вы любите кино? Почему?

Слайд: Две недели назад в Санкт- Петербурге состоялась встреча президента Росси с представителями искусства. На этой встрече известный российский кинорежиссер Карен Шахназаров сказал: «Заканчивается цивилизация читающая, начинается цивилизация смотрящая, потому что людям легче смотреть кино, чем читать книги. Ведь, когда читаешь книгу, приходится самому слово автора превращать в образ, придумывать картинку, а когда смотришь кино, можно видеть образ, который за тебя же придумали. Поэтому кино смотреть легче.»

Вы согласны с этим мнением?

А что вам интереснее – придумывать свой собственный образ или смотреть придуманный другим человеком?

Слайд: Дома вы прочли отрывок из повести А.Н.Толстого «Детство Никиты»

Хотели бы вы придумать свой образ и сами попробовать снять кино по этому отрывку?

Знаете ли вы, как называется текст, подготовленный для съемки фильма? – киносценарий.

Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?

Слайд:


Цель урока


: создать собственный киносценарий фильма по повести «Детство Никиты»

Для того, чтобы создать киносценарий по литературному произведению, что нам необходимо сделать?

2. Задачи урока:

Языком литературного искусства является слово.

Слайд: А языком искусства кино служит кадр.

Фильм состоит из кадров. Кадр – это тот объект, который снимает камера непрерывно, без остановки.

Значит, что мы должны выделить в тексте? - слайд

2. Разделить текст на отрывки- «кадры».

У кадра есть несколько характеристик – средств выразительности искусства кино - Слайд

План – может быть крупный, когда снимают близко и крупно какой-то один объект, например, лицо человека,

Может быть средний, когда камера чуть дальше и объект виден целиком, во весь рост.

Может быть дальний, когда камера еще дальше и виден не только объект, но и то, что его окружает.

У кадра есть ракурс – откуда снимает камера:

Снизу – как будто мы смотрим снизу вверх, все предметы становятся большими, высокими.

Сверху - как будто мы смотрим сверху вниз, и все предметы кажутся меньше.

Сбоку – как будто мы стоим рядом.

Цвет – кадр может быть цветным или чёрно- белым, и свет - яркий или приглушенный, сумерки, полутона.

Звук – может тоже присутствовать в кадре: говорит герой, звучит музыка или присутствуют звуки природы.

Значит, как мы должны поработать с кадром? Слайд

3. Подобрать характеристику кадра (план, ракурс, цвет и свет, звук)

Эти характеристики каждого кадра мы будем фиксировать в таблице.

После того, как мы продумаем каждый кадр, что нам останется сделать?

4. Смонтировать фильм, собрав все кадры.

2. Работа с текстом.

«Солнечное утро»

Как называется первая глава, с которой начинается повесть?(Солнечное утро) – Слайд – Давайте прочтем её?

Какое настроение возникло у вас, когда вы читали эту главу?

От чьего лица ведется повествование? (от лица автора )

Чьими глазами мы видим это утро? (Глазами Никиты )

Как вы думаете, почему именно с описания этого утра начинается повесть «Детство Никиты»? (В детстве все мечтают о чем- то радостном. Детство – время радостных мечтаний, ожиданий, планов )

Давайте, снимая кино, попробуем увидеть это утро глазами Никиты.

Наш фильм будет цветной или черно- белый? Почему? (Солнце, искрится снег, радостное настроение – цветной)

Каким вы видите главного героя, какого актера вы будете искать? (мальчик? лет, ….)

Слайды:

Я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов как мог выглядеть мальчик того времени.

Как вы считаете, может ли подойти какой либо образ, чтобы подобрать костюм для нашего героя в этой главе?

3. Использование приема составления киносценария

Найдите в первой главе первый кадр, который мы снимаем камерой, не переводя ее на другой объект. - Слайд

1. кадр –

Давайте обсудим вместе

Алгоритм:

1. Прочтите текст

2. Выберите план съемки, аргументируйте

3. Выберите ракурс съемки, аргументируйте

4. Выберите звук.

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза.

Что нам важно показать?

План – крупный, ракурс – сверху или сбоку

Внесите данные в таблицу.

2. кадр - Слайд

Найдите в тексте те строчки, которые могут быть проиллюстрированы таким кадром.

Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Какими средствами художественной выразительности литературы А.Н.Толстой создал этот образ? Найдите эти слова.

А как средствами кино мы можем его создать?

Знаете ли вы что такое умывальная чашка?

План – крупный – окно с узорами, рядом на стене солнечный зайчик

Цвет – солнечный, теплый, радостный

Попробуйте, закрыв глаза еще раз увидеть этот образ, представить этот кадр.

Звучала музыка П.И.Чайковского. (Пауза для создания зрительного образа, релаксации)

3. кадр – это воспоминания Никиты - Слайд

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

- Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".

Когда происходят описанные события?

Нужно ли показать в фильме воспоминания Никиты? Почему? - Никита вспомнил и мечтает об этой скамейке, о том, как он будет кататься.

Как показать, что это воспоминания? Какой прием киноискусства поможет это сделать?

Слайд А как вы поняли, о какой скамейке идет речь?

Пример детских санок 19 века есть и в Российском этнографическом музее, который находится в Петербурге. Но, если нет возможности посетить музей, можно воспользоваться его виртуальными экскурсиями и каталогами. – слайд

Встретились ли вам устаревшие или непонятные слова?

Где мы можем узнать значение этих слов?

Слайд - Я могу предложить вам и интернет-ресурс, в котором собраны самые проверенные толковые и орфографические словари.-

Работа в паре

Поработайте пожалуйста в паре и найдите значение слов, использованных в тексте.

Что такое каретник? Верстак?

Как описан Пахом? Что значит кривой? рябой?

На картинах художников мы можем видеть, как выглядел мужчина этого сословия в 19 веке. Посмотрите на репродукции. Вы берите ту, которая по- вашему близка к образу Пахома, который создал автор и создаем мы.

Попробуйте самостоятельно внести в таблицу характеристики кадра.

Давайте посмотрим, как этот кадр выстроил в своем фильме режиссер Андрей Зеленов.

Фильм (отрывок из художественного фильма «Детство Никиты» сцена в каретнике)

Как в нашем фильме мы можем его показать? (ласково смотрит, может быть приобнял )

Есть ли такие строки, которые Никита мог бы говорить вслух, как будто разговаривая сам с собой?(Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".)

Каким тоном Никита может говорить о Пахоме? (уважительно, с любовью )

4.кадр - Слайд

Никита сел на край кровати и прислушался - в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...

С этим кадром я предлагаю вам поработать в своей съемочной группе, объединившись в четверки.

Возьмите в руки алгоритм работы в группе. Прочтите его.

Будьте внимательны и уважительны к мнению каждого.

План – средний, ракурс – сбоку

Есть ли строчки, которые могут быть мыслями Никиты, произнесенными вслух? (Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...)

Звук – Никита тихонько говорит сам с собой.

А могут эти строчки быть мечтой, образом, который Никита рисует в своем воображении? Какое настроение в этот момент у Никиты? Тогда, каким средством искусства кино мы можем их показать?

5. Итог урока, рефлексия

Слайд Давайте вернемся к цели и задачам сегодняшнего урока.

Удалось ли вам, составляя киносценарий почувствовать это настроение и увидеть утро глазами Никиты?

Не было ли у вас момента, когда вы представляли себя на месте Никиты?

Используя этот прием, мы открыли сегодня эту повесть. Этот прием, как ключик может помочь вам прочесть её главы или всю целиком.

А удалось ли Никите осуществить свои планы, вы покажете в следующих кадрах этой главы, над которыми поработаете дома самостоятельно.

Какое домашнее задание вам захотелось сегодня выполнить?

Слайд вариативное Д/з

Оценка учителя

Я хочу оценить работу ……..

Отметить выразительность чтения……

Аргументацию……

Продолжите предложение…..

Я благодарю съемочную группу за работу.

М.б здесь – Стоп. Снято!


М.Т.Махамбеталиев

Саздинская средняя школа г.Актобе

учитель русского языка и литературы в казахской школе

Краткосрочный план по литературе 7 класс

Неделя 1

День 16.03.201 5

Занятие 1

Тема занятия:

А. Н. Толстой «Детство Никиты»

Общие цели:

Знакомство с личностью и творчеством писателя, развивать умения и навыки литературоведческого анализа художественного произведения, воспитывать любовь к жизни

Результаты обучения:

    Усвоить теоретические знания по литературе – знать, что такое «автобиография».

    Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся – знать значения новых слов и уметь их применять в речи.

    Развивать творческое воображение - уметь ценить яркие моменты детства.

    Вызвать интерес к творчеству писателя и словесности.

    Уметь давать характеристику героям и персонажам.

Ключевые идеи:

Образы детей в литературе, автобиография, детство, анализ

Оргмомент

Психологический настрой.

Запись в тетрадях

Изучение новой темы:

    Знакомство с писателем

    Знакомство с повестью «Детство Никиты»

    Словарная работа

Индивидуальная работа

Беседа

Творческое задание

Рефлексия

Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята, мы с Вами начнём знакомство с новой главой в литературе, которая называется «Образы детей в литературе». Мы познакомимся с новыми интересными личностями – писателями, которые расскажут о себе, о своём детстве, их героями, изучим из произведения. Уроки будут интересны тем, что на них мы будем говорить о таких же детях, как Вы, детей вашего возраста и мышления.

Давайте же улыбнёмся друг другу с пожеланиями всего хорошего.

Эпиграф урока: « В сердце писателя жила «память детства», и он старался передать мысли и чувства десятилетнего мальчика, который растёт и узнаёт окружающий мир».

Теория литературы. Понятие об «Автобиографии»

Автобиография – это описание своей жизни.

Слово учителя:

Жизнь и творчество писателя А. Н. Толстого

    Годы жизни: 1882-1945

    г. Николаевск

    Прозаик, публицист, драматург

    Военный корреспондент

    Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»

    Трилогия «Хождение по мукам»

    «Пётр 1» - исторический роман

    Основатель научной фантастики

    Обогатил русскую литературу

Развитие речи:

- чтение отрывков по абзацам

Правильная постановка ударения в словах

Отработка навыков выразительного чтения

Вопросы к прочитанным отрывкам

Обсуждение поступков героя

Характеристика героя

«Об ъ яснялки»

Удрать –

Рыжая –

Удовольствие –

Наскочить –

Боязно –

Амбар –

Исподлобья –

Поспешно –

Стлаться –

Неведомый –

Зачарованный –

Сноп -

Заполнение кластера – характеристика главного героя

Никита

- Как вы думаете, стоит ли писать о своём детстве произведения?

- Почему?

- Что бы Вы написали о своём детстве?

Мини-сочинение «Памятные дни детства »

- Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

- Какой фрагмент урока Вам больше всего понравился?

- Что хотели бы узнать ещё?

Источники:

Учебник «литературное чтение » 7 класс, дополнительный материал

Ресурсы:

Интерактивная доска, иллюстрации, рабочие тетради

Последующее чтение:

    Написать сочинение на тему «Самые яркие воспоминания из моего детства»

    Составить кроссворд по жизни и творчеству А.Н.Толстого (парное задание)

    Мини-проект «Жизнь и творчество М. Горького»

Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты : предметные: прогнозирование содержания раздела, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприятие на слух художественных произведений; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий: ответственность, честность, верность слову, совесть, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание.

Оборудование : мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Если начал, то закончи,

Обещал, то выполняй,

Общих правил повеленья

Никогда не нарушай!

Будь ответственным задело,

Не хитри и не ленись,

Быть надежным человеком

Обязательно стремись!

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Прочитайте, разделяя на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, скороговоркой, выразительно).

III. Введение в раздел

— Не случайно наш урок я начала этим стихотворением. Как вы думаете, о чем оно?

— Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

— Это стихотворение называется «Ответственность». А вам нравятся ответственные люди? Почему?

— Какие еще человеческие качества вам нравятся?

— Прочитайте записанное на доске название раздела, который мы начнем изучать. {«Жить по совести, любя друг друга».)

— Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения, собранные в данном разделе? Как вы считаете?

— Как вы думаете, с какими понятиями мы будем работать?

— Откройте учебник на с. 98. Прочитайте, какие понятия будем изучать.

— Как вы их понимаете?

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков.

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы из него узнали?

— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.

— О чем он говорит?

IV. Работа по теме урока

1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 6,5; 4,4

1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4

— Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали? (См. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

— Прочитайте название, рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем это произведение.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с произведением А. Толстого «Детство Никиты»

(Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа после чтения.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать?

— С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

— Какое произведение читали?

Тема: А.Н. Толстой «Детсво Никиты» глава «Стрелка барометра»

Цель : способствовать развитию эмоциональной сферы детей через анализ

художественного текста; рассмотреть произведение через литературно- исторический аспект; воспитывать любознательного

и внимательного читателя, умеющего видеть и ценить красоту родной

земли

Ход урока:

1. Оргмомент:

- посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания .

Ученики читают фразу, которую они написали в тетради

Учитель читает стихи С.Маршака (на слайде)

В той удивительной Стране

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В стране фантазий и проказ

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

О какой стране идёт речь в стихах?

(ученики отвечают)

Учитель:

Сегодня завершающий урок по произведению А.Толстого «Детство Никиты». Самые внимательные в конце урока смогут продолжить мысль

План урока:

1. Закончим фразу (Работая над рассказом, я понял…)

(* Главный герой Никита…)

2. Творчество писателя.

3. Читаем повесть

4.Учиться работать с содержанием

5. Выразительное чтение

6. Итог урока.

3. Творчество писателя.

Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Толстая.

Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище. Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.

Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.

Аркадий Иванович – это первый домашний учитель писателя, его звали Аркадий Иванович Словохотов, о нём А.Н. Толстой вспоминает:

«Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»

в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.

Первые книги - «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

С 1918 по 1923 г. Находился за пределами России и затем, вернулся на родину

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении. Повесть «

4. Подготовка к восприятию текста.

Скороговорка:

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

(Проходит смысловой анализ. После ученики работают в парах - проговаривают скороговорку по одному, вдвоём, всем классом.)

Словарная подготовка .

Мгла

Точно в бреду

Чесучовые панталоны (Это летние мужские брюки из лёгкой ткани.)

Пекло

Тиф

Циферблат

Томление Мучение, страдание.

Пекло – страшная жара, окаянное пекло – проклятая жара, которая несёт погибель.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

5.Работа над текстом

Читает ученик, останавливается по абзацам.

Беседа после прочтения первой части.

Какая была погода? Найдите описание в тексте?

К чему это может привести, если такая погода будет долго?

Какое настроение было у героев? Почему они себя так вели?

Соотнесите иллюстрацию с текстом. Найдите это место?

Беседа после прочтения 2 части.

Как меняется настроение у семьи?

Как вы это поняли?

с помощью каких слов А.Н. Толстой рисует атмосферу в доме, в усадьбе: все ждут дождя, а его всё нет. Найдите, прочитайте. (Тусклые, душные, тоскливо, голая стена, железная, точно в бреду)

6. Работа в группах (карточки)

7. Рефлексия.

Вернёмся к целям. Мы их достигли? (ученики анализируют)

Кто сможет продолжить мысль:

«Работая над рассказом А.Толстого я понял…» (отвечают желающие)

«Главный герой Никита…»

8.Домашнее задание.

пересказать главу «Стрелка барометра» любую часть

9. Итог урока.

Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цвета преобладали (Ученики отвечают) Благодарю за работу. Позвольте закончить наш урок стихами.

У детства много разных красок

Ты среди них свою найди.

На белом листике бумаги

Свою мечту изобрази.

Проходит детство незаметно,

Не возвращается назад.

И только красками напомнит

Вам о весёлых тех годах.

Ведь жизнь она бывает разной,

Угрюмой, скучной, однообразной.

Но ты сквозь годы пронеси

Из детства яркие мечты.

Восстановить последовательность событий.

Государственное учреждение образования «Крулевщинская средняя школа Докшицкого района» Витебской области

«Как в зачарованном царстве»

(интегрированный урок

по повести

А. Н. Толстого «Детство Никиты»)

Урок подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Л.А. Бобровская

КРУЛЕВЩИНА

Цель урока (русская литература):

    содействовать развитию у учащихся умения определять роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте;

    способствовать развитию творческого воображения;

    воспитывать любовь к прекрасному, к природе, к литературе, к искусству слова.

1. Организационный момент.

    Проверка домашнего задания .

    1. Выборочный пересказ «Зимний день».

      Выставка рисунков «Двор в снегу».

    Анализ содержания, обсуждение самостоятельно прочитанных глав .

А) Глава «Битва»:

Кто такие «кончанские»?

Как начинают вызывать на драку «кончанских»?

Какие обидные слова высказывают мальчики с обеих сторон деревни?

Стёпка Карнаушкин, кто это такой? Почему все его боялись, чем он «обладал», по словам Мишки Коряшонка?

Стёпке удаётся испугать «наших» (конопатых), и они, струсив, побежали. Как повёл себя Никита?

1) Выразительное чтение эпизода «Битва».

Какой мальчишеский закон должны были выполнять обе стороны во время драки (зачитать текст)? « Никита возвращался на свой конец взволнованный, разгорячённый, посматривая, с кем бы ещё схватиться».

Почему вдруг, спустя несколько минут, Никита улыбался? Что стало причиной перемены его настроения?

Как можно оценить реакцию Никиты на предложение Стёпки «дружиться»?

2) Лексическая работа.

Как вы понимаете слово «дружиться», подберите к этому слову ассоциации (синонимы), запишите их на листок.

Из всех слов выберите для себя то, которое, как вы считаете, самое лучшее, понравилось больше, подчеркните его, объясните (по желанию).

3) Учитель ИЗО: Каждая группа попробует слово «дружиться» отразить в цвете (до и после, смена настроения).

4) Учитель музыки: Исполнение песни о дружбе.

5) Социализация.

Представьте себя на месте Никиты, какие чувства переполняли мальчика? Расскажите.

Таким образом, с одной стороны Никита проявил боевитость, способность преодолеть страх, с другой – великодушие, доброжелательность, стремление к дружбе.

Б) Глава « Виктор и Лиля» .

- Наступили зимние каникулы, самое прекрасное время.

1) Учитель музыки: Исполняется песня « Каникулы».

Как Никита принимает гостей?

Какое впечатление на Никиту произвела девочка с большими синими глазами? Найдите в тексте это место, зачитайте.

2) Учитель ИЗО: Демонстрация рисунков, портреты героев.

Как у Никиты возникает интерес к Лиле, чем он восхищён? В каком состоянии пребывает?

3) Учитель музыки: Исполнение песни «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова...» .

Как Никита пытается обратить внимание девочки на себя? Его состояние.

4) Учитель музыки: Используя «Плакат эмоций», определите настроение героя.

Перемена настроения, темпа повествования в конце главы, с чем она связана?

5) Подробный пересказ «Эпизод с быком».

6) Учитель ИЗО: Кадроплан «Эпизод с быком».

Какие качества, продемонстрированные Никитой в этом эпизоде, помогли Виктору спастись от беды?

Как после всего произошедшего изменилось настроение Никиты? Что было высшей наградой (зачитать отрывок из текста)?

7) Учитель музыки: Определите по «Плакату эмоций» настроение главного героя .

В) Глава «Ёлка» .

1) Учитель ИЗО: Нарядите ёлку.

2) Учитель ИЗО: Зимние забавы (демонстрация рисунков по теме).

3) Учитель музыки: Песня «Бубенцы».

Что собой представляет праздник, который связан с зелёной красавицей?

О каком празднике идёт речь в главе « Ёлка»?

В каком настроении пребывали взрослые и дети накануне праздника?

А как у вас дома готовятся к празднику Рождества?

4) Учитель музыки: Исполнение песни «Тихая ночь».

Как взрослые и дети в доме Никиты готовились к празднику?

5) Пересказ эпизода «Подготовка к празднику».

6) Чтение наизусть эпизода «Ёлка».

Как проходит сам праздник (когда начинается, кто приглашён, как веселятся дети и взрослые, что делает Аркадий Иванович, матушка)?

7) Учитель музыки: Конкурс новогодних песен(групповая работа).

Никита был особенно счастлив. Отчего?

8) Чтение по ролям отрывка (« В прихожей Лиля оторвалась от цепи… Повернулась и убежала в столовую»).

9) Чтение отрывка наизусть « Лунный вечер».

Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы передать красоту лунного вечера?

Никите хорошо, счастливо «на душе». Здесь присутствует всё: прекрасная природа, радость жизни, удача, добрые поступки, понимание и забота взрослых, улыбка милой девочки. Так возникает гармония души, которая чаще всего бывает в детстве. Это дар детства, который надо сохранять в душе всю жизнь или как можно дольше.

10) Учитель музыки: Исполнение песни «Планета детства».

4. Рефлексия.

- «Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».

Как бывает?

5. Домашнее задание:

А) Словесное рисование «Она стояла, как огненное дерево» или «Дети стояли у ёлки потрясённые»;

Б) Иллюстрации «Сад под луной» или «Лиля за рукоделием»;

В) Выборочный пересказ «Благородное поведение Никиты»;

Г) Групповое задание – кадроплан эпизодов

«Веселье около ёлки» или «Баян, Баян, берегись, Никита!