Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Социальные ценности социология. Социальные ценности и нормы

Социальные ценности социология. Социальные ценности и нормы

Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целœенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определœенном направлении, называют социальными нормами.

социальные нормы - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, общество к своим членам в их взаимоотношениях друг с другом, с соц институтами с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца. Это всœеобщие постоянно действующие предписания, предполагающие их практическую реализацию. Возникают вследствия потребности в определœеном поведении. Важнейшей характеристикой нормы является ее общепризнанность и всœеобщность.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная крайне важно сть. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всœего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальная норма выполняет следующие функции . 1. Нормы призваны ориентировать и 2. регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. 3. социализирует личность; 4. оценивает поведение; 5. Предписывает модели должного поведения. 6. Средство обеспечения порядка.

Главное общественное предназначение социальной нормы должна быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Можно условно выделить следующие группы норм : 1. По носителям: общечеловеческие, нормы О, групповые. 2. По сфере деятельности: экономические нормы, политические нормы, культурные нормы, юридические нормы. 3. Существуют формальные и неформальные нормы. 4. По масштабу действия: общие и локальные. 5. По способу обеспечения: опирающися на внутренние убеждения, на общественное мнение, на принуждение.

Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости. 1. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. 2. Нравственные нормы - идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всœему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. 3. Институциональные нормы – совокупность специально разработанных норм и обычаев, касающихся важных моментов деятельности О, воплощенные в соц институтах. 4. Законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения

Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны О, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения Виды санкций – негативные или позитивные, ᴛ.ᴇ. наказания или поощрения. При этом нормативные системы не являются застывшими и навсœегда данными. Изменяются нормы, изменяется и отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм – полное принятие нормы; девиация – отклонение от нее. Резкие отклониния от нормы грозят стабильности О.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов. Первый этап - ϶ᴛᴏ возникновение и постоянное развитие норм. Второй – понимание и усвоение индивидумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация. Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы. Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы.

Ценности – разделяемые в О убеждения относительно целœей, к которым люди должны стремиться, и базовых средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

В рамках ʼʼструктурного функционализмаʼʼ Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всœеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Οʜᴎ формируются на базе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности - ϶ᴛᴏ не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не всœегда им соответствуют.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, ᴛ.ᴇ. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания. Несмотря на неоднозначную трактовку понятия ʼʼценностные ориентацииʼʼ, всœе исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов.

В рамках ʼʼструктурного функционализмаʼʼ Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всœеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Франкл показал, что ценности не только управляют действиями, они выполняют роль смыслов жизни и составляют три класса: ценности творчества; ц. переживания (любовь); ц. отношения.

Классификация ценностей. 1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целœей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и базовых сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целœей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях:

По предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.); По функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые); По потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные); По типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности).

Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе." 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

Тема: Социальные ценности и нормы

Москва - 2015

Введение

1.Социальные нормы

1.1 Виды социальных норм

2. Социальные ценности

3. Социальные нормы и ценности как элементы социальной культуры

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современной жизни термин "социология" часто используется в средствах массовой информации, мы постоянно видим, слышим, читаем о социологических опросах населения, рейтингах президентов или соискателей, имиджах политических деятелей. Эти и другие понятия, витают вокруг нас во всех местах скопления людей: в очередях, на предприятиях, в транспорте, на различных политических и около политических кругах.

Социология (от лат. Socius -- общественный; др.-греч. Льгпт -- наука) -- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Термин социология впервые был введен О.Контом в 1839 г. Дулина Н.В., Небыков И.А., Токарев В.В. Социология. Учебное пособие. Волгоград, 2006. - с.11.

Понятие социальных ценностей и норм впервые появилось в социологической науке благодаря М. Веберу. По М. Веберу, каждый человеческий акт предстаёт осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели. Эту связь Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии. Гидденс, Э. Социология: Учебное пособие. / Э. Гидденс. - М.: Восток, 1999. - с.296.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. В основе возникновения социальных норм («общих правил») лежат, прежде всего потребности материального производства. Социальные нормы - это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Социальные ценности, такие как моральные ценности, идеологические ценности, религиозные ценности, экономические ценности, национально - этические имеют важнейшее значение для изучения и учёта ещё и потому, что они выступают мерилом социальных оценок и критериальных характеристик.

Данная тема актуальна потому, что понимание ценностей как совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, представляющих приоритетное знание в жизни людей, имеют, как для отдельного социума, например, для российского общества, так и общечеловеческого уровня вполне конкретное гуманитарное значение. Поэтому проблема заслуживает всестороннего изучения. Ценности объединяют людей на основе их общезначимости.

Цель работы: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

1. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Социальная норма (от лат. Norma -- правило, образец, мерило) -- установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1997

Признаки социальных норм:

1) Являются общими правилами для членов общества.

2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

5) Возникают в процессе исторического развития.

Человеческое общество представляет собой совокупность отношений людей к природе и друг к другу, или совокупность общественных явлений. Социальные нормы - это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Э. Гидденс «Социология». - М., 1999 г.

Индивиды как члены общества, как сознательные, творческие и свободные существа свободны в выборе своего поведения. Их поступки могут не согласовываться и противоречить друг другу. Противоположность поведения может поставить под вопрос существование общества. Поэтому имеется необходимость в том, чтобы регулировать человеческое поведение, то есть определить его способ и обеспечить приемлемое для общества поведение людей.

Люди как общественные существа создают некий новый мир, отличный от природы, но с определенным порядком. Для того чтобы этот порядок существовал, создаются социальные нормы, которые представляют собой по существу особое произведение человеческого общества.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социологической значимости. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Социальные нормы, определяющие человеческое поведение, обеспечивают существование людей в обществе и существование человека как человека - в его отношениях к остальным людям и к самому себе. С их помощью человек стремится сохранить и реализовать определенные ценности в той природной и социальной действительности, в которой он живет.

Социальные нормы представляют собой ожидаемые правила поведения человека в обществе. Человек является свободным существом и, в рамках свободы, он может вести себя по-разному. Чем более развитым является общество и чем уверенней оно прогрессирует, тем больше прогресс человеческого сознания и свободы, тем в большей мере человек ведет себя как свободное существо, а общество может воздействовать на его свободное поведение при помощи правил, создаваемых обществом. Фролов С.С. Социология: Учебник.- М., 2000. - с. 20

Социальные нормы предполагают относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и не выполнять их. Когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определенных общественных функций, координацию и согласование действий индивидов для процесса общественного производства, обеспечивающего существование общества на данной ступени его развития.

1.1 Виды социальных норм

Социальные нормы делятся на социальные предписания и технические правила.

1. Социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова. Это социальные нормы, которые определяют социальное поведение человека, то есть отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается такое социальное состояние, которое является полезным для общества, создающего данные правила.

Социальные предписания регулируют отношения между людьми в государстве и в социальных группах. Это нормы, при помощи которых регулируется поведения человека по отношению к другим людям в государстве, в семье, на улице, в процессе производства материальных благ и т.д. Эти нормы служат реализации общей цели, достижение которой соответствует интересам некоторой широкой общности, но может и не отвечать интересам отдельных ее членов. Чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ.

Социальное предписание имеет две части: диспозицию и санкцию. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с.119.

Диспозиция - часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива.

Санкция - лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ. Так удовлетворяется стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Также возможно и опосредованное воздействие санкции на поведение людей. Зная, что им грозят определенные санкции, то есть лишение известных благ, люди воздерживаются от нарушения общественных предписаний.

Санкции не могут быть исключительно негативными, то есть направленными лишь на лишение некоторых благ тех членов общества, которые нарушают общественные правила. Могут быть и позитивные санкции - не за нарушение правила, а за поведение в соответствии с ними. Они являются наградой за поведение, желательное для общества.

2. Технические правила представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно. Они регулируют не отношение человека к другим людям, а отношение человека к природе. Это нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе присвоения им природы.

Посредством действий, человек может осуществить благоприятные для него изменения в природе. Данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы (материальной природы в узком смысле слова). Технические правила служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Технические нормы представляют собой инструкции индивиду, как следует поступать в определенной ситуации; они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, но не в качестве приказов. Это является причиной отсутствия санкций. Например, тот, кто хочет выздороветь, должен соблюдать предписания специалистов медицины, иначе он будет продолжать болеть.

Технические правила подвержены непрерывным изменениям, происходящим в ходе изменения человеческого сознания и способов присвоения природы, ее приспособления к потребностям людей. Изменение технических правил непосредственно связано с развитием науки и появлением новых возможностей для развития технологии.

Технические правила являются социальными правилами, так как отношение человека к природе есть социальное отношение; также и отношение человека к науке, к даваемым ею знаниям и их применению представляет собой отношение общества к науке.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Ценности -- это не то, что можно купить или продать. Важнейшая функция социальных ценностей -- играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой и являются содержательным элементом данной культуры. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - с.343.

Основная функция социальных ценностей -- быть мерилом оценок.В любой системе ценностей можно выделить то, что:

Предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, -- то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);

Считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);

Не одобряется, порицается и предстает как абсолютное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Ценности являются основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание, делающей из них социальные отношения. Ценность можно определить как целевое желательное событие.

2.1 Классификация социальных ценностей

Социальные ценности можно условно разделить на две основные группы:

Ценности благосостояния,

Прочие ценности. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-М, 2001.- с. 390.

Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят: мастерство (квалификация), просвещенность, богатство, благополучие.

Мастерство (квалификация) - это приобретенный профессионализм в некоторой области практической деятельности.

Просвещенность - это знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Богатство подразумевает, главным образом, услуги и различные материальные блага.

Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов.

Прочие социальные ценности - наиболее значимыми из них следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой главной из ценностей является власть. Обладание властью дает возможность приобретать любые другие ценности.

Уважение - это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к этой ценности считается одной из основных человеческих мотиваций.

Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества.

Аффективность - это ценности, включающие любовь и дружбу.

Социальные ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе или классе существует распределение ценностей между членами социальной общности. На неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д.

Социальные ценности являются базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура. По мнению отечественного социолога Н.И. Лапина «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе». Н.И. Лапин А.Г. Здравомыслов: Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин

3. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Дулина Н.В., Небыков И.А., Токарев В.В. Социология. Учебное пособие. Волгоград, 2006. - с. 39.

Социальные нормы можно разделить на следующие виды:

Нормы морали - то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные государством; правовые нормы, выраженные в официальной форме: в законах или нормативных правовых актах;

Религиозные нормы -- правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;

Политические нормы -- правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между человеком и государством и т.п.;

Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Социальные ценности и нормы - основополагающий фактор социального поведения.

Под социальными ценностями понимаются общие представления о желаемом типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности конкретизируются в социальных нормах.

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего, общественно одобряемого поведения. Нормы - некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Яковлев И.П. Социология: Учеб. пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000. - с.81 Сюда относятся:

1. Привычки - устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях.

2. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов.

3. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

4. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это одобренные обществом массовые образцы действий.

5. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

6. Обряд - разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям населения.

7. Церемония и ритуал. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.

8. Нравы - особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет).. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.

9. Законы - норы и правила поведения, оформленные документами, подкрепленные политическим авторитетом государства. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

10. Мода и увлечения. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений называется модой.

11. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности служат эталоном, идеалом для всех людей. Социологи используют термин ценностные ориентации. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду.

12. Верования - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

13. Кодекс чести - особые правила, регулирующие поведение людей, основанные на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.

Объективная основа социальной нормы проявляется в том, что функционирование, развитие общественных явлений и процессов происходит в соответствующих качественно-количественных пределах. Совокупность фактических актов действия, образующих социальные нормы, складывается из однородных, но неодинаковых элементов. Эти акты действия различаются между собой по степени соответствия среднему образцу социальной нормы. Действия располагаются от полного соответствия образцу до полного выхода за пределы объективной социальной нормы. В качественной определенности, в содержании, смысле и значении характеристики социальных норм, в реальном поведении проявляется доминирующая система социальных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

норма ценность социальный правило

В социологии очень часто используются понятия социальных ценностей и норм, которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности - в труде, в политике, в быту и т.д.

Социальные ценности - это высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие, как в малых общественных группах, так и в обществе в целом.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

Регулируют общий ход социализации;

Интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество;

Контролируют отклоняющееся поведение;

Служат образцами, эталонами поведения.

Социальные нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

Как стандарты поведения (обязанности, правила);

Как ожидания поведения (реакция других людей).

Социальные нормы - это стражи порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так:

Нормы - это правила поведения,

Ценности - это абстрактные понятия о том, что есть добро и зло,

правильное и неправильное, должное и не должное.

Элементы культуры - нормы, ценности - составляют определенную систему и входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции: экономикой, социальной структурой и политикой. Указанные выше социальные институты являются не единственными носителями культуры. Важным фактором и ее "носителем" является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, иногда могут подвергаться разного рода трансформации.

В культуре рассматривается типичная или базовая личность, как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе. Личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. За этот выбор личность несет ответственность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гидденс, Э. Социология: Учебное пособие. / Э. Гидденс. - М.: Восток, 1999. - 256 с.

Дулина Н.В., Небыков И.А., Токарев В.В. Социология. Учебное пособие. Волгоград, 2006.

Конституция РФ.

Корельский, В.М. Теория государства и права. / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - М.: Дрофа 1997.

Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Лапин Н.И., Здравомыслов А.Г.: Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин

Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие/под ред. проф. В.А. Чумакова. - Ростов н/Д.,2000.

Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-М, 2001.

Фролов С.С. Социология: Учебник.- М., 2000.

Яковлев И.П. Социология: Учеб. пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Понятие и структура социальной роли. Значение термина "статус". Разновидности социального статуса. Прирожденные и приписываемые статусы. Понятие и элементы, типы и формы социального контроля. Виды социальных норм. Различные классификации социальных норм.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Социальные ценности как неотъемлемая часть любого общества. Роль и место социальных ценностей в жизни москвичей. Проблема социальных ограничений. Субъективные и личностные факторы, влияющие на социальные ценности. Рабочий план проведения исследования.

    практическая работа , добавлен 26.03.2012

    Сущность социального контроля, его функции, формы реализации и отличительные черты. Регламентация в социальных институтах и организациях. Групповое давление. Влияние общественного мнения и принуждение. Социальные нормы и санкции как основа контроля.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2013

    Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Определение социальных норм. Отклонение от привычных в обществе норм поведения. Основные группы отклоняющегося поведения. Типы, виды и функции социальных норм. Поддержание социального порядка и стабильности, воспроизводство социального образца.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные ценности и нормы культуры. Специфика социального подхода к анализу культуры. Социальная стратификация: понятие, происхождение, теории. Социальный контроль и девиантное поведение. Характеристика социальных общностей "аудитория" и "толпа".

    контрольная работа , добавлен 15.02.2012

    Сущность и происхождение социальной роли личности. Процесс усвоения индивидом социальных ролей, влияние норм и статусной позиции. Понятие и виды ценностей. Возникновение, осуществление и ориентация на ценности ролевых взаимозависимостей индивидов.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

Социальные ценности и нормы

1. Социальные ценности

В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн) считают, что ценности являются основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание, делающей из них социальные отношения. Ценность можно определить как целевое желательное событие. То, что субъект X ценит объект Y, означает, что X действует так, чтобы достичь уровня Х или хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные действия в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, то есть ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий.

Анализ социальных ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы:

Ценности благосостояния,

Прочие ценности.

Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего: мастерство (квалификация), просвещенность, богатство, благополучие.

Мастерство (квалификация) - это приобретенный профессионализм в некоторой области практической деятельности.

Просвещенность- это знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Богатство подразумевает, главным образом, услуги и различные материальные блага.

Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов.

Прочие социальные ценности выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из них следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность.

Самой значимой из них является власть. Это наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности.

Уважение -- это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций.

Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие,

добродетель, справедливость и другие моральные качества.

Аффективность - это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.

Всем известен случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, взаимодействие потребностей в ценностях отражают содержание и смысл социальных отношений.

В силу неравенства, существующего в обществе, социальные ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д.

Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценностей, обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образцы, не остаются неизменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.

В своём стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

Социальные ценности являются базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура. По мнению отечественного социолога Н.И. Лапина «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе».

Анализируя социальные ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, можно получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства человеческой истории. Вот почему они могут соотноситься с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она преимущественно относится: традиционные ценности, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни или в главных ее сферах. В данном контексте весьма показательны сравнения ценностей старшего и молодого поколений, что дает возможность понять напряженность и причины конфликтов между ними.

Духовный мир молодежи

Духовный мир молодежи

Обычно под ценностями подразумевают предметы, обладающие какими-нибудь полезными для человека свойствами. В философии понятие ценности имеет более отвлеченный смысл, близкий к понятию «значение». Когда говорят о значении чего-либо, то...

Жизненные ценности старшеклассников и их установки на брак и семью

Концепция третьей волны Тоффлера

Если стоимость компании Второй Волны могла быть оценена с точки зрения материальных активов, таких, как здания, машины, акции, запасы, то стоимость фирмы Третьей Волны все больше и больше заключается в ее возможности приобретать, создавать...

Молодёжные субкультуры в современном российском обществе: социологический анализ

При формировании нового общественного мировоззрения в конце XX века произошла утрата устоявшейся системы ценностей и традиций. Возникший социокультурный вакуум быстро заполнился массовой западной продукцией...

Общечеловеческие ценности общества массового потребления

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох...

Семейные ценности студенческой молодежи

Различные исторические эпохи с различными философскими и религиозными системами отражаются на формировании ценностей. Ценности всегда носят социальный характер. Они создаются на основании общественных отношений...

Социальные связи, социальные действия и взаимодействия как базисный элемент социальной жизни

Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей...

Социология личности

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в, то, же время может быть и членом трудового коллектива...

Становление личности и ее формы

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей...

Структура общества

Физическая среда имеет для общества адаптивное значение в том смысле, что она является непосредственным источником материальных ресурсов, которые используются обществом посредством своих производственных...

Трансформация социальных ценностей в традиционной семье

Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения...

Ценности и их роль в жизни человека

Современное поколение никогда не должно забывать о том богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества. В простом коротком изречении они могли точно...

Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе

Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий ему интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом...

Ценностные ориентации современной молодёжи

Социальная ценность – это не интерес и не потребность, это стандарт по средствам которого отбираются цели действия. Общество поддерживается распространением ценностей, но социальные группы по разному их понимают.

Социальные нормы – это образцы, эталоны действия в определенных ситуациях. Это своеобразный набор правил поведения, это принуждение к определенному поведению, это набор санкций. Нормы выступают в качестве скрепа в обществе.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов :

    нормы морали , то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

    правовые нормы , формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;

    религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;

    политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;

    эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Понятие социального контроля

Каждое общество стремится создавать и сохранять социальный порядок. Действительно, каждый член человеческого общества обязан подчиняться не только законам, но и институциональным нормам и нормам своей группы. Для этого в обществе существует система социального контроля, которая предохраняет общество от эгоизма отдельных его членов. Таким образом, социальный контроль представляет собой совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов, соответствующее ролевым требованиям и социальным нормам.

Основным видом контроля в обществе является контроль через социализацию . Это такой вид социального контроля, при котором у членов общества вырабатывается стремление соблюдать социальные нормы и требования роли. Такой контроль осуществляется через воспитание, обучение, в ходе которого индивид не только воспринимает существующие нормативные требования, но и принимает их. В том случае, если контроль через социализацию будет успешным, общество выигрывает, прежде всего, в отношении снижения издержек на контроль.

В случае неэффективности контроля через социализацию общество или социальная группа прибегает к контролю через групповое давление . Это неформальный вид контроля, который осуществляется путем воздействия на члена малых групп на основе межличностных отношений. Такой вид контроля считается весьма эффективным средством воздействия на поведение людей в небольших сообществах или ассоциациях в том случае, когда у индивида существуют ограничения на выход из этой ассоциации.

Третий вид социального контроля носит название контроля через принуждение . В основе контроля через принуждение лежат институциональные нормы и законы. В соответствии с этими нормами осуществляется применение набора негативных санкций по отношению к индивидам, которые нарушают принятые социальные нормы. Этот вид контроля зачастую оказывается неэффективным, так как он не предусматривает принятия норм и ролевых требований и связан с большими издержками.

Социальные отклонения

Термин «социальное отклонение» или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Можно выделить два идеальных типа отклонений :

1) индивидуальные отклонения , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

2) групповое отклонение , рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Различаются следующие типы отклоняющегося поведения :

1. Деструктивное поведение , причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам: мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение , причиняющее вред личности и социальным общностям - семье, соседям, друзьям и др. - и проявляющееся в алкоголизме, наркомании и т.п.

3. Противоправное поведение , представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в нарушении трудовой, воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях.

В зависимости от отношения культуры, принятой в данном обществе, к отклоняющемуся поведению, выделяют культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.

Культурно одобряемые отклонения. Как правило, люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Чаще всего к необходимым качествам и способам поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям, относят:

1. Сверхинтеллектуальность . Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер.

2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

3. Сверхмотивация . Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми. Считается, что одна из причин, вызывающих сверхмотивация, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда Ш; Николло Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников. Известно, например, что воинственность часто появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут найти выход в интенсивных усилиях, направленных на личные достижения. Такое объяснение трудно подтвердить измерениями, но оно занимает важное место в исследовании сверхмотивации.

4. Личностные качества . Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти никак не сказываются на карьере писателя, художника или ученого. Личностные качества - это важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. К такому виду отклонений, как правило, относятся: Отказ матери от своего ребенка, различные нравственные пороки - клевета, предательство и др., пьянство и алкоголизм, выталкивающие человека из нормальной жизни и наносящие моральный, физический, социальный ущерб ему самому и его близким; наркомания, приводящая к физической и социальной деградации личности, к преждевременной смерти; ограбление, воровство, проституция, терроризм и др.

Именно возникновению культурно осуждаемых социальных отклонений посвящены теории девиантного поведения (теории физических типов, психоаналитические теории, социологические и др. теории). Таким образом, девиантное поведение может быть представлено с двумя полюсами – положительным, на котором находятся индивиды с максимально одобряемым поведением, и отрицательный, где расположены индивиды с максимально неодобряемым в обществе поведением.

Цель: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Тип урока : изучение нового материала.

Ход урока

План:

  1. Социальные ценности и нормы.
  2. Социальные санкции.

I. Изучение нового материала.

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

О чем этот миф?

Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.

1. Социальные ценности и нормы

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности и нормы?

Классу предлагается из слов собрать целое понятие.

Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:

Класс делится на три группы.

Задание 1 . Каждая группа должна составить небольшой рассказ (5-6 предложений), используя частично данные слова (ценности).

Задание 2 . Изучив материал § 6 «Социальные нормы», составить кластер, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

  • дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
  • предписание - указание на требуемое действие;
  • запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие - предписанием? Какие - дозволением?

Социальные нормы

Виды

Пример

Традиции

Регулярные встречи выпускников учебного заведения (дозволение)

Правовые нормы

«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2)) (запрет)

Моральные нормы

Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (предписание)

Политические нормы

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ,
ст. 3(2)) (предписание)

Эстетические нормы

Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности (запрет)

Религиозные нормы

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) (запрет)

Правила этикета

Помощь ребенку, беспомощному, женщине… (предписание)

Мода на одежду спортивного стиля (дозволение)

2. Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

II. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое социальная норма ?
  2. Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.
  3. Какую роль играют социальные санкции?

Домашнее задание: § 6, выучить.

Приложение 1 . Рабочий лист к уроку «Социальные ценности и нормы»