Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Исследовательская работа "от сказок к загадкам". Личностные результаты обучения

Исследовательская работа "от сказок к загадкам". Личностные результаты обучения

ученица 3 Г класса МБОУ СОШ №27.

Руководитель: Ткаченко Ирина Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №27.

Мурманск

2013г.

Введение с.2

Основная часть с.3

1.Кошка в народных традициях с.3

2.Образ кота в русских народных сказках с.3

3.Образ кота в английских народных сказках с.5

4.Образ кота в саамских сказках с.6

5.Образ кота или кошки в русских и английских пословицах с.7

6.Загадки собственного сочинения с.7

Заключение с.8

Список использованной литературы с.9

Приложение 1 с.10

Приложение 2 с.12

Введение

На уроках литературного чтения мы читаем сказки, где героем является кот. В учебниках английского языка для 2 класса встречается много материала (иллюстрации, лексика), посвящённого котам и кошкам. В этом году у нас добавился и ещё один новый предмет- краеведение, где мы изучаем историю и быт саамов. Мне стало интересно, а в сказках русского народа, англичан и саамов встречаются коты или кошки? Одинаковые они или разные, чему у них можно поучиться? Если коты окажутся разными, то можно ли различие в их образах отразить в загадках? Свою работу я назвала «От сказок к загадкам».

Цель работы : сопоставить образы котов в русских, английских, саамских народных сказках и отобразить сходство и различие в своих загадках.

Задачи:

  • прочитать народные сказки, проанализировать образ кота;
  • рассмотреть особенности описания котов как героев сказок;
  • сопоставить русские, английские, саамские пословицы и поговорки о котах;
  • исследовав качества, которыми народ наделяет котов в сказках и пословицах, отразить эти особенности в загадках.

Объект исследования : русские, английские, саамские народные сказки и пословицы.

Предмет исследования : образ кота в сказках и пословицах.

Гипотеза : коты в сказках и пословицах отображают культуру, историю, образ жизни народа, поэтому у трёх разных народов образы котов в фольклоре не будут совпадать, отличия в характеристиках сказочных персонажей будут отмечаться и в пословицах этих народов. Сравнительный анализ образа кота позволит сочинить загадки, основанные на знакомстве с фольклором.

Методы исследования:

- работа с источниками информации,

Синтез и анализ полученных данных в ходе сравнения и сопоставления образов кота,

Обобщение информации для составления загадок

Основная часть

Особенности образа кота в русских, английских, саамских сказках и пословицах.

1.Кошка в народных традициях.

Кошка-зверь, отношение к которому в народе было двояким. С одной стороны, очень любимый людьми зверь. Считалось, что «без кошки не изба»,трёхшерстная кошка- приносит счастье дому, семишерстная- залог семейного благополучия. Кошка охраняет хозяина от всякой напрасной беды. Крестьяне верили, что тому, кто убьёт чужого кота, семь лет не будет счастья. При этом считалось, что кошку очень трудно убить, она столь живуча, что только девятая смерть может убить её.

У людей кошки пользовались уважением за то, что могли истребить крыс и мышей, пожирающих зерно и продукты. Но при этом кошку определяли излюбленным зверем нечистой силы. У всех народов кошку считали спутницей ведьм и колдунов, верили, что нечистая сила легко превращается в кошку. В грозу кошку (особенно чёрную) старались выкинуть на улицу, полагая, что в её образе в дом проникнет бес, спасающийся от грозы. Во многих местах считали, что кошка может отводить глаза и видеть потусторонний мир, привидений, духов. По некоторым поверьям, кошка может выпустить на человека колдовской сон, почти не отличимый от смерти.

Кошка в народной традиции была тесно связана с поверьями о вещах, способных сделать человека невидимым. На чёрную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец; из неё можно добыть кость- невидимку.

Кошка, живущая рядом с человеком довольно давно, остаётся существом загадочным. Животное, которое «гуляет само по себе» и поселилось рядом с жильём человека по своей воле, является героем мифологии и фольклора разных народов.

2.Образ кота в русских народных сказках.

В 14 веке на Руси кошка ценилась на вес серебра, потому что никто, кроме неё, не мог сохранить зерно от потравы и сбрую от грызунов. Принято считать, что к 17 веку кошки уже водились в русских княжествах, хотя и в небольших количествах. Сначала их называли котка, коша, позже появилось привычное нам «кошка». Слово кот славяне позаимствовали из латыни: «каттус»- дикая кошка.В прочитанных мною сказках чаще всего встречается именно кот, а не кошка; можно увидеть отношение человека к коту, его характер и внешность, положительные и отрицательные стороны. Все данные отражены в таблице№1.

Название

Сказки

Главная роль

кота

Характеристика

«Волшебное кольцо»

«Котик-золотой лобик»

Помощник человека

Кот Васька хочет выслужиться перед хозяином и быть более любимым, чем собака.(старается извлечь выгоду)

Спасает деда и бабу от голода, даёт им муки, сальца, соли и капусты.(бескорыстные поступки)

«Кот, петух и лиса»

Спаситель

Трудолюбивый, зовут Кот Котонаевич, смелый и терпеливый защитник петуха, умный, заботливый.

«Кот и лиса»

Плутишка, хитрый обманщик.

Женится на лисе, хитрый, продумывает все действия, подстраивает ситуацию, как ему удобно.

«Кот, козёл да баран»

Разбойник, вор.

«Кот- серый лоб. Он такой вор и разбойник, каждый час на промысле, и где что плохо лежит, так у него брюхо болит»

«Поди туда –не знаю куда, принеси то- не знаю что»

Баюн.

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом, слышным за семь вёрст. Может напустить заколдованный сон, усыпить путников своими сказками и убить.

«О Ваське-Муське»

Предприимчивый, хитрый, но старый.

Кот очень хитрый. Когда помещик его выгнал, он стал жить ещё лучше, переловив всех мышей.

«Медведь, собака и кошка »

Хозяин выгнал кошку за воровство, здесь кошка старая и неуклюжая, играет второстепенную роль

Выводы :- кот является героем многих сказок, может быть отрицательным и положительным героем,- создан образ смелого, изворотливого, хитрого кота,- во многих сказках у кота есть имя, а иногда отчество,- целые серии сказок посвящены коту- вояке, спасающему друзей, - союз может быть с лисой(оба хитрые и ловкие) или собакой(при описании старости или смерти кошки, кота).

3.Образ кота в английских народных сказках.

В английских традициях кошка свободолюбива, может быть предана хозяину, а может и предать его за отсутствие внимания, не привязана к дому. Образ котов и кошек в прочитанных сказках представлен в таблице №2.

Название

Роль кота

Характеристика

«Как Джек ходил счастья искать»

Помощник, защитник.

Качается в кресле-качалке, разговаривает, дружит с Джеком, собакой, козлом, петухом. Добрый, храбрый.

«Джип и ведьма из Уолгрейва»

Помощник по дому (хозяин)

Кот Чернулин, мыл, подметал, пыль вытирал, убирал, стряпал, а получал пинки и тычки. Помог эльфу Джипу перехитрить ведьму.

«Кот и попугай»

Злой, мститель.

Съел всех, кого встречал по дороге, потому что его прогнали. Крабы помогли всем спастись, вырезали дырку на брюхе. Дружит с попугаем.

«Тщеславная мышь»

Обманщик.

Женился на мышке, хотел её съесть, но она чудом вырвалась. Злой, хитрый, коварный кот.

«Кошачий король»

Поведение необъяснимо.

Узнав о странных похоронах в лесу, считает себя кошачьим королём. Прыгнул в камин и пропал навсегда.

«Старушка и поросёнок»

Добрая помощница

Пьёт молоко, разговаривает, помогает бабушке заставить поросёнка перелезть через ограду.

«Уиттингтон и его кошка»

Символ для превращенияв богача.

Истребляет у африканского царя все крыс и мышей, за что царь отдаёт нищему мальчику свою шкатулку с драгоценностями. Мальчик становится богатым.

Выводы: - кот или кошка часто встречаются в английских народных сказках,- кот или кошка могут быть героями положительными и отрицательными, - у котов редко бывают имена, отчеств нет вообще, - коты и кошки редко умеют говорить и совершать человеческие поступки, они чаще похожи просто на животных, - дружит с петухом, попугаем, людьми, эльфом,- часто именно кошка является символом или помощником улучшения ситуации. Ни в одной из прочитанных сказок кот не дружит с лисой, не является воякой, вообще нет ни одежды, ни обуви у выбранных персонажей, не происходит превращения кота или кошки в другой образ.

4.Образ кота в саамских сказках.

В прочитанных саамских сказках кот не встретился ни разу. Из героев –животных можно выделить оленя, собаку, куропатку, орла, лебедя, ворона, рыбу, ежей морских, Талу- медведя, горностая, росомаху, тюленя. Мы обратились к авторским саамским сказкам, но результат был таким же. В «Сказке о Севере» Нади Фениной(2009г.) очень много похожего и общего со сказками народными, добавляется главный герой- волк, но кошки или кота по-прежнему нет. Тогда мы обратились за ответом к другим литературным источникам. В книге Надежды Большаковой « Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем» вообще ни разу не упоминается кот или кошка, нет о них загадок, пословиц и примет, мифов, сказок. Саамское слово кот мы смогли найти только в «Саамско-русском словаре», под ред. Р. Куруч. КОАСС (коаз) -кот, кошка, коазенч (коазя)- котёнок. Здесь же приводится саамское выражение, переводимое на русский язык как «пришёл с улицы как мокрая курица, букв. кошка». Как видим, слово кот появилось в лексике саамов достаточно поздно. Причин может быть несколько:- саамы – народ кочевой, не имели тёплого деревянного дома с печкой, в 19 веке пользовались теми же орудиями труда, что и в 16 веке,- корову саамы одомашнили только в 1936 году, молока и сметаны для котов не было,- быт саамов улучшился с 1946 по 1950 годы, развернулось широкое строительство,- возможно, кошки и жили рядом с людьми, но язык саамов существовал на уровне диалектов, которые сильно отличались друг от друга, а первый саамский алфавит 1933 года (38 букв) долгое время не использовался, в 1982 году был создан новый саамский алфавит из 43 букв, на котором написан первый букварь.

Вывод : образ кота или кошки в саамском фольклоре отсутствует, сравнение провести невозможно.

5. Образ кота или кошки в русских и английских пословицах.

В анализируемых сказках мы увидели различие и сходство образов котов. (Приложение №1). Какие же образы и сравнения существуют в русских и английских пословицах? Существуют ли аналоги?Проанализировав пословицы, можно сделать вывод :- у обоих народов отражены такие качества как: хитрость, воровство, обманчивость, изворотливость, любопытство, умение хранить тишину, сосредотачиваться и быть внимательным,- человека сравнивают с кошкой в таких ситуациях, когда начальство отсутствует, когда поступок не должен быть необдуманным, когда для достижения результата надо вымокнуть или перепачкаться. Однако, у англичан пословицы более резкие, грубые, допускают даже смерть или убийство кошки. В русских пословицах часто кот или кошка – символ лени, праздности, беззаботной жизни. Мы видим, различие в характеристиках существует, но достаточно много общего. Знакомство с пословицами позволит нам ещё точнее отобразить особенности кота в сочинённых загадках.

6.Загадки собственного сочинения.

О русском коте

Зверь пушистый, но когтистый

У него игривый нрав,

Ну, а если разозлится,

Берегитесь, кто не прав!

Его сила в метком слове, изворотливом уме.

Он – Баюн и Воевода,

Ох, и знатная порода!

Обанглийскомкоте

A black mysterious pet

Sleeps near the fireplace on a mat.

It catches mice and rats

And brings a fortune to his friends.

О саамском коте.

Мы никогда не были героями саамских сказок. Меня и её наш народ называет КОАСС (коаз), а детёныша нашего КОАЗЕНЧ (коазя), мы все пушистые, нас угощают молоком; а если человек вымок на улице, то его сравнивают с нами, подразумевая при этом ещё и мокрую курицу.

Заключение

Прочитав и проанализировав русские и английские, саамские сказки и пословицы, изучив литературные источники о жизни саамов, сравнив образы котов и кошек или их отсутствие, мы пришли к выводам:

  • Коты и кошки существуют в английском и русском фольклоре, отсутствуют в саамском.
  • Коты и кошки в английских и русских пословицах и сказках имеют общие и отличительные характеристики.
  • В сказках обоих народов чаще встречаются коты, чем кошки. У англичан кот или кошка ассоциируются как животное, не умеющее говорить и поступать по-человечески, в то время как в русских сказках и пословицах под котом подразумевается человек.
  • Отличия в образах можно передать в сочинении загадок.
  • Русский, английский, саамский коты –разные фольклорные герои, при анализе и характеристике данных персонажей необходимо уточнять, литературу какого народа вы сравниваете.

Наша гипотеза подтвердилась, мы смогли сочинить свои загадки. Продолжение работы нам видится в дальнейшем изучении саамского фольклора, его сравнении с литературой ближайших северных соседей, попыткой выполнить большую часть работы на английском языке и получить рецензию самих коренных жителей на наше исследование.

Список использованной литературы

1.Английские народные сказки. Составитель Н. Шеришевская - М., 1957г. - 196с.

2.Афанасьев А.Н. Народные сказки. В 3 т.- М., 1992г.-3т.

3.Богатырь Ляйне: Саамские сказки.- Мурманск: Кн. Изд-во,1978. -36с.

4.Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем.-Мурманск: Кн. Изд-во, 2005. -416с.

5. Саамско-русский словарь: 8000 слов./Н.Е.Афанасьева, Р. Д. Куруч, Е. И. Мечкина и др.; Под ред. Р. Д. Куруч.- М.: Русский язык,1985.- 568с. (о кошке с.119)

6.Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки/ Обраб. для детей Е.Пация.- Мурманск: Кн. Изд-во, 1990.- 112с.

7.Фенина Н. Сказка о Севере.- Мурманск: ЦНТИ,2009.-28с.

8.Хомич Л.В. Культура и быт кольских саамов: кн. для чт. уч-ся9-11кл.- «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2009.-112с.

9.Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии.- М., Астрель, 2004.- 622с.

10. Интернет-ресурсы(режим доступа к текстам сказок):

Приложение №1

Сходство и различие в образах героев-котов в сказках

Сходство

Различие

Русские народные сказки

Английские народные

Кот (кошка) ни в одной сказке не являются исключительно отрицательным персонажем. Кошка может воровать, помогать отрицательным героям, обманывать, но даже при этом совершать и хорошие действия. Цвет кошки в сказках указывается не всегда, но если чёрный, обязательно обладает мистической силой.

Кошка свободолюбива, не зависит от человека.

Чаще всего наделена признаками лисы (хитрость), реже- собаки (верность, преданность).

В сказках кот дружит с петухом.

Чаще показан ловким, хитрым, находчивым и положительным героем, помощником, спасителем. Как и в английских сказках кошка может служить ведьме, но при этом помогать добрым людям. Кот может обманывать, воровать. Во многих сказках у него есть не только имя, но и отчество.

Русская сказка при внешней схожести сюжета и героев с английской сказкой, более живая, яркая, образная. В ней больше эпитетов, звукоподражаний, песенок.

Коты говорят, командуют, понимают речь человека.

Могут носить одежды, женятся на лисах, очень часто играют роль воеводы.

Дружит с лисой, собакой, волом.

Образ более разнообразный – помощник, служитель ведьмы, необычное существо, обманщица, хитрая, но чаще- помощница добрая.

Имена у котов встречаются редко, отчеств нет.

Созданию образа и смягчению зла в сказке помогает юмор.

Коты (кошки) говорят крайне редко, не совершают действий и поступков, характерных для человека.

Дружит с попугаем, эльфом, нищим мальчиком. Никогда не дружит с лисой.

Образ кота в иллюстрациях к английским сказкам.

Образ кота в иллюстрациях к русским сказкам.

Приложение №2.

Сравнение английских и русских пословиц о котах и кошках.

Качество, черта характера, понятия о добре и зле, символы

Русский вариант

Английский вариант

Живучесть

Кошку девятая смерть донимает

Счастье или неудача

Не все коту масленица, будет и великий пост.

Доведется ж и коту с печи соскочить.

Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить.

Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет.

Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать.

Он, как кошка, все на ноги падает.

Бедность

Богат Мирошка, а животов - собака да кошка.

Живет Ермошка: есть собака да кошка.

You can have no more of a cat but her skin - букв. "C кошки можно поиметь только ее шкурку"

Достаток, обустройство быта

Дай Бог и кошке свое лукошко!

И псу конурка, и коту печурка.

Добро или зло

Кошкой в глаза мечется.

Не поворчав, кошка куска не съест.

Put/set cat amongst the pigeons (Mean to cause trouble esp. by doing or saying something that is unexpected or excites strong feeling)

Букв. Поместить кошку среди голубей (Cделать либо сказать что-то, что будет в данной ситуации неожиданным и вызовет сильные эмоции)

Воровство

Кошка лазит и в окошко.

Знает кошка, чье мясо съела.

The cat shuts its eyes when it steals the cream (People are inclined to shut their eyes to their own sins and vices)

Букв. Кошка закрывает глаза, когда ворует сливки (Людям свойственно закрывать глаза на свои прегрешения)

Угроза, наказание

Полно кошке таскать из чашки.

Я тебя, как кошку, уткну за это рылом.

Кошка скребет на свой на хребет.

Грозит мышь кошке, да издалече (из подполья, из норы).

Кошки грызутся - мышам раздолье (приволье).

When the cat is away, the mice will play - букв. "Когда кота нет поблизости, мыши резвятся"

There is more than one way to kill a cat - букв. "Существует не один способ убить кошку"

Вина, месть

Отольются кошке мышкины слезки.

Care killed the cat - букв. "Заботаубилакошку"

Отказ

Видит кот молоко, да рыло коротко.

Есть в кринке молоко, да у кота рыло коротко.

Есть и сало, да не про кота.

Неуживчивость, скандальность

Живут, как собака с кошкой.

Лады, что у кошки с собакой.

Один рычит да лает, другая мурлычет да фыркает.

Трусость

Утопили мыши кота в помойной яме, да мертвого.

Спорили мыши за лобное место, где будут кота казнить.

Трусливее зайца, прокудливей кошки.

It"s a bold mouse that nestles in the cat"s ear (Said of a person who is taking an unecessery risk)

Букв. Смела та мышь, которая приютилась у кошки в ухе (Говорится о человеке, который неоправданно рискует)

A shy cat makes a proud mouse - букв. "У робкой кошки мышь хвастлива"

Совесть

Кошачьи глаза дыму не боятся.

Like a cat on hot bricks (Mean very nervous or anxious and unable to keep still or keep one"s attention on one things)

Букв. Как кошка на горячих кирпичах (говорится об очень нервном встревоженном человеке, но способном хранить тишину и концентрировать внимание)

Отношение к роду, племени

Кошка спит, а мышей видит.

Черного кота не вымоешь добела.

Не съесь собака не потаскавши, а кошка не поворчавши.

Собака обжора, а кошка сластена.

Не тряхнув ушами, кот куска не съест.

Кошка лапкою, медведь пятернею.

A cat may look at a king (There is nothing to prevent an ordinary person from looking at a person of great importance so long as he tries to do no harm)

Букв. И кошка может смотреть на короля.

The leopard cannot change his spots (A person cannot change his nature fundamentelly, though he may try to do so)

Букв. Леопард не может изменить своих пятен (Никто не может изменить свою природу, но он может попытаться это сделать)

Друзья или недруги

Как кошка с собакой.

Два кота в одном мешке не улежатся.

Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Брат Кондрат, пойдем кошек драть: мне шкура, тебе мясо.

The scalded cat fears cold water (After you been injured by something you will become careful and keep away from the cause of your troubles)

Букв. Ошпаренная кошка холодной воды боится (После того, как что-то причинит вам вред, вы будете остерегаться источника вреда)

Гостеприимство

Кошка пустомойка гостей замывала, никого не замыла.

Звал кот кошурку в печурку: тепло, да голодно.

Забота

Носится, как кошка с котятами.

Лень

Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.

Отчего кот гладок? - Поел да и на бок.

A cat in gloves catches no mice (Restraint and caution achieve nothing; if you want to get something, you should immediately start working for it)

Букв. Кот в перчатках мышей не поймает (Смысл: будешь белоручкой - дела не сделаешь)

The cat would eat fish and would not wet her feet (paws) (Said of a person who is anxious to obtain something valuable but does not want to take necessary trouble or risk)

Букв. Кошка хотела бы съесть рыбку, да не хочет замочить лапки (Говорится о человеке, который очень хочет добыть что-либо ценное, но не хочет при этом иметь неизбежных трудностей или рисковать)

Прямота или лукавство

Это мыши кота погребают (т.е притворная печаль).

Постригся кот, посхимился кот, а все тот же кот.

Эти кошки облизали ножки.

Играет, как кот с мышкой.

Кошке игрушки, мышке слезки.

У кошечки когти в рукавичках (перчатках).

Curiosity killed a cat (A person who tries to find out too much about other people"s affairs is likely to suffer injury or harm; a warning to mind one"s own business)

Букв. Любопытство убило кошку (Смысл: любопытство до добра не доведет)

Осторожность, умение ждать

Wait for the cat to jump - букв. Подожди, пока кошка не прыгнет (Смысл: выжди, пока не станет ясно, куда ветер подует)

2 1 2 3 4 2 3

Работа с текстом сказки.

1. Работа с текстом до чтения .

1) Чтение заглавия и ответы на вопросы .

Прочитайте заглавие текста. (Слайд 5)

– Кто будет главным героем сказки? Как вы догадались? (Слайд 6)

(Да, кот. Но не домашний, а дикий.)

– Как вы думаете, где он живёт?

– Что значит слово похождения ? Каким словом можно заменить?

Замените синонимом. (Приключения.)

– А почему у кота такая интересная кличка – Симба?

(Это африканская сказка.)

– Что вы знаете об Африке? А хотите узнать, какие животные могут стать персонажами сказки? (Слайд 7)

2) Работа с загадками.

Отгадайте загадки.

1. Очень много силы в нем,

Ростом он почти что дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тысячу рос. (слон) (Слайд8,9)

2. Всю ночь летает -мышей добывает.

А станет светло летит в дупло. (сова) (Слайд 10)

3. Может, я известен вам

С именем «гиппопотам»? (Слайд 11,12)

А народ меня зовёт

Очень просто - (бегемот)

4. Маленькая голова,

Шея даже коротка, (Слайд 13,14)

Лапки словно ей подстать,

Любит очень ворковать! (голубь)

3) Рассматривание иллюстрации – стр 63

– Какой здесь кот?

– Чем занят кот? (Хоть у кота доброе лицо, но хитрые глаза, острые коготки готовы сослужить ему службу.)

2. Работа с текстом во время чтения .

1) Чтение вслух по абзацам с комментариями .

а) Часть 1.

1-й абзац.

– Почему кот Симба стал говорить ласковым голосом, а не стал кричать?

– Что умеет Царь котов?

2-й абзац.

– Почему голуби добровольно шли на съедение коту?

– Что можно сказать о голубях, какие они?

– А кот Симба?

3-й абзац.

– Почему Сова решила помочь голубям? (Они были с ней дружны, Сова сочувствовала голубям.)

– Почему слово Сова написано с большой буквы?

4-й и 5-й абзацы.

– Как Сова решила «проверить» хвастовство Симбы?

6-й и 7-й абзацы.

– Что значит: останется от него только мокрое место ?

– Что спасло Симбу?

– Наказан ли был Симба за хвастовство?

(И да и нет. Голуби больше ему не поверят, но он спасся и наелся мёда.)

Физминутка

Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо,)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз. (присесть)

б) Часть 2.

Работа в парах. Один ученик читает до слов «В назначенный день пришёл Симба к реке». Другой ученик следит за правильностью чтения.

Затем меняются ролями.

Задание после чтения : подготовить два вопроса по тому отрывку части, который прочитал ученик.

Вопросы задают одни ученики, а другие отвечают на них.

(Обратить внимание на появление новых персонажей, на то, что слова Гиппопотамы, Слон написаны с большой буквы.

Среди вопросов должны быть и направленные на уточнение лексического значения слов и выражений: гиппопотам, выбились из сил .)

3. Работа с текстом после чтения.

Похож ли кот Симба из африканской сказки на русского котика серого лобика Ваську? Чем?

В чем заключена идея сказки?

Она «спрятана между строк» или высказана прямо?

Докажите!

4. Тест к сказке.

1. На кого охотился кот Симба? (Слайд 10).

а) на мышей;

б) на голубей;

в) на воробьев;

г) на змей.

2. Кто им помог справиться с котом? (Слайд 11).

а) человек;

б) собака;

в) сова;

г) лев.

3. Куда приземлился кот Симба? (Слайд 12).

а) в кувшин;

б) в реку;

в) в сено;

г) в печную трубу.

4. Чем там полакомился кот Симба? (Слайд 13).

а) рыбой;

б) мёдом;

в) сметаной;

г) мясом.

5. Кого вызвал на поединок кот Симба? (Слайд 14).

а) гиппопотама;

б) жирафа;

в) крокодила;

г) кенгуру.

6. Кто должен был тянуть другой конец верёвки? (Слайд 15).

а) медведь;

б) лев;

в) жираф;

г) слон.

7. Кто из них победил? (Слайд 16)

а) первый;

б) второй;

в) никто;

г) другой вариант ответа.

Ответы: 16, 2в, За, 46, 5а, 6г, 7в.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формирова ли?

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Русская народная сказка " Кот и лиса".

Цель: учить чтению и восприятию русской народной сказки,

пониманию её смысла.

Задачи:

    познакомить с русской народной сказкой и ее особенностями;

    развивать интерес, навыки выразительного чтения, умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, по фамилии автора, по иллюстрации и ключевым словам;

    высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Тип урока: интегрированный.

Программа: образовательная система "Школа 2100".

Возраст: 3 класс.

Оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 классе, 1 часть, отрывок из стихотворения Ю.Энтина «В мире сказок»; портрет В.М.Васнецова; картины В.Васнецова "Аленушка", "Иван Царевич на Сером волке", "Ковер-самолет";

таблички со словами, кроссворды, отрывки из классической музыки Шопена, фото художника М. Соловьёва и его иллюстрации к сказке, фото Дом – музей В.М. Васнецова, выставка русских сказок, Дом сказок с разбирающимися брёвнами.

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I .Орг.момент.

Ребята, тему урока вы узнаете сами, когда разгадаете кроссворд.

У каждого на парте лежит кроссворд под названием « Кто говорит эти слова?»

Отгадайте кроссворд и по вертикали у вас получится слово, которое и будет обозначать тему нашего урока.

(Дети разгадывают самостоятельно. В это время звучит музыка «В мире сказок»).

Проверка кроссворда на доске.

Если все слова отгадали в кроссворде – зелёный кружок («Молодцы!»),

Если отгадали 3-4 слова – жёлтый,

Если отгадали 1-2 слова или вообще ни одного слова не отгадали – красный.

II .Со

обще

ние темы и цели.

Итак, тема нашего урока – Сказка. (Открываю на доске запись: «Русская сказка»

Вы любите сказки?
- И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русской народной сказки.

Вспомните, на чем совершают герои свои путешествия в сказках?

(На ковре – самолёте, в сапогах – скороходах, в ступе)

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. О риентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

III .

верка домашнего зада

3) Чтение стихотворения Г. Сапгира «Леса – чудеса» (Оценивают ответы учащиеся)

IY .

Всту

Тель

ная беседа

Вы уже много знаете о сказках. Давайте послушаем, о чём разговаривают Настя и папа. (Чтение по учебнику авторского текст., с.194)

Вопросы после чтения:

Когда появились первые сказки?

О каких сказках – народных или литературных – рассказывает папа?

Кто сочинял сказки? (Простые люди)

О чём были эти сказки?

Что вы узнали о сказках о животных?

Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о сказках. Из полосок – «брёвен» на доске построен Дом Сказок. Но каждое брёвнышко – волшебное, оно что-то сообщает о сказках. Прочитайте вопросы и разложите брёвнышки по вопросам, на которые они помогают ответить.

(Ученики распределяют «брёвна» - ответы по вопросам:

(У доски работают 2 ученика)

    Что такое сказка?

ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

2.Какие виды сказок вы знаете?

ВОЛШЕБНЫЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ БЫТОВЫЕ БОГАТЫРСКИЕ

4. Кто умело рассказывал сказки?

СКАЗИТЕЛИ (Показываю картинку сказителей и о них рассказываю)

Мастерство сказителя считалось профессией, людей этой профессии все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной. Все работали, а сказитель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату.

- А как вы представляете себе человека такой профессии? Нарисуйте словесный портрет сказителя или сказительницы. Это, наверное, маленькая, сгорбленная старушка, в платочке. У нее морщинистое лицо и добрые глаза. Она говорит тихим голосом, на старинный манер; а может быть сказитель седым древним стариком, с огромной бородой. Говорит он басом, нараспев.

(Показываю картинки сказителей)

А пока ребята выполняют задание, прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Энтина. «В мире сказок» и скажите, какая сказочная примета упоминается в стихотворении?

1)Чтение отрывка из стихотворения Ю. Энтина "В мире сказок" (на доске)

В мире много сказок грустных и смешных.

Нам нельзя без света, нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Согласны вы с Юрием Энтиным, что нам нельзя без сказок?

Личностные результаты

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физкультминутка.

4 ) Рассказ о художниках-иллюстраторах сказок.

- Сказки вдохновляют на творчество многих талантливых людей: художников, композиторов .

Когда карандаш и краски в руках талантливых людей, любая сказка оживает.

Давайте познакомимся с творчеством замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

(На доске картины "Аленушка", "Иван Царевич на Сером волке", "Ковер-самолет".)

(Дети рассказывают по картинам.

(Звучит музыка Шопена.)

Ребята, я надеюсь, вы обратили внимание на волшебную, сказочную музыку, которая звучала. Это классическая музыка польского композитора Фредерика Шопена в современной обработке. Красивая музыка Шопена усиливает восприятие картины.

Рассказываю о жизни и творчестве В.Васнецова.

(Показываю портрет и фото Дома – музея Васнецова)

Ребята, а что всегда помогает героям сказок в их приключениях?)

Какое качество, необходимое во взаимоотношениях людей, помогает преодолевать все преграды и препятствия?

(Танец и песня «Дружба» Барбарики)

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя .

2. Проговаривать последовательность действий на уроке .

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану .

Отгадайте загадки.

Ростом с комод, усищи - с аршин,

Глазищи - с кувшин сам рябой. (Кот)

За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало... нет ни дыма, ни пожара (Лиса).

Откройте с. 195 в учебнике.

Кто нарисован на картинке? (Мужик).

Как он одет? В современную одежду?(Нет)

Что – нибудь странное заметили? (у него на палке узелок, а из него слышно:мяу – мяу..

Что можно предположить по картинке? Куда он идёт? Что несёт в узелке?

Прочитайте название сказки.

Так кто же будут герои нашей сказки?

(Открываю запись на доске «Кот и лиса»)

Какие знаете сказки, где главный герой кот?

Какой он в сказках (Защитник, спаситель, иногда хитрец…)

Какие знаете сказки, где главный герой лиса?

Какая в сказках показана лиса?

- Давайте проверим все наши предположения и начнём читать сказку.

Вспомним, на что нужно обращать внимание, чтобы получилось выразительное чтение.

(Показываю табличку)

Y .Первич

ное чте

1) Чтение по частям.

1 часть (по абзацам)

1 абзац

Какой был кот?

Как понимаете значение слова "шкодливый"? (Табличка со словом)

Шкодливый, находчивый, хитрый – такой не пропадёт!)

Как мужик решил избавиться от кота?

Прочитайте, как жилось коту в лесу.

Как понимаете "и горя ему мало"?

2 абзац

Почему лиса никогда не видела котов?

Что можете сказать о коте?

Как изменилась жизнь кота и сам кот?

Как теперь зовут кота?

Сравните имя Котофей с другими именами:

Тимофей, Еремей.

О чем говорит факт, что эти имена встречаются сейчас очень редко?

Чем заканчивается 1 часть?

В сказке встретились устаревшие слова.

Как вы их понимаете? Запишите современные слова:

1 часть:

да – в значении союза «И»

и горя ему мало – быть равнодушным, не переживать

дивится - удивляется

не видывала – не видала

скажись - скажи

величать - звать

не ведала - не знала

потчевать - угощать

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. У мение работать в паре.

2 часть (самостоятельно)

Куда отправилась лиса на другой день??

Кто повстречался лисе?

Что им говорила лиса? Что она им приказала?

Какой в этой части показана лиса? Верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная.)

Волк и медведь? (Уважают власть, доверчивые, трусливые.)

У вас в рабочих тетрадях есть задание:

Нам опять встретились устаревшие слова. Подпишите современные.

2 часть:

коли – если

схоронись - спрячься

ступай иди

3 часть "по цепочке"

Кто из зверей оказался храбрее?

Расскажите, как кот напугал волка и медведя.

Почему кот оказался победителем, ведь он тоже испугался волка?

Кто оказался хитрее всех? (Лиса, она всё придумала, хотела, чтобы её мужа уважали и боялись, да заодно и еды на зиму запасла!)

3 часть:

дожидаю – жду

пустился во всю прыть – быстро побежал

да давай Бог ноги – помоги убежать

положился на Божью волю – будь, что будет

шмякнется об земь – упал на землю

YII .Работа над сказ

В сказке много устаревших слов, но ещё обратите внимание на имена героев.

Лизавета Ивановна созвучно со словом лиса, Михайло Иванович - со словом мишка, Левон Иваныч – со словом лев.

Что вынесено в заголовок? Тема, герои , главная мысль, жанр?

Определите главную мысль сказки.

- Побеждают иногда не силой, а умом, находчивостью, хитростью.)

Как можно озаглавить по - другому?

Найдите сказочные приметы, которые прослеживаются в сказке.

Какой зачин и концовка у сказки?

Инсценирование 2 части.

Смогли ли ребята – исполнители передать характеры лисы, волка и медведя?

Обобщающая беседа

У вас в учебнике только одна иллюстрация к этой сказке, а вот художник Михаил Соловьёв всю сказку проиллюстрировал. Вот какие современные, живые, задорные, смешные получились у него герои сказки. На мой взгляд очень удачные иллюстрации, написаны с мягким юмором.

(Показываю портрет художника и иллюстрации к сказке)

Ребята, отличаются картины Васнецова от современных иллюстраций?

У каждого художника своя манера написания, свой почерк, свой стиль.

Вот здесь представлены иллюстрации к русским сказкам советского художника Хохлова. Эти иллюстрации были написаны в 80 – е годы.

IX . Рефлексия

Понравилась ли сказка?

Какой же эпизод проиллюстрирован в учебнике?

Подходит эта иллюстрация к сказке?

Что вам показалось на уроке самым интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

А сейчас мы хотим подарить сделанные своими руками поделки нашим гостям.

- Пусть эта золотая рыбка принесёт вам удачу в Новом году.

X . Домашнее зада

Котик - золотой лобик. Белорусская сказка

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!

Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.

И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.

учитель начальных классов

ГКОУ СО «Березовская школа»

«Путешествие по сказкам».

Цель: организовать досуг учеников, воспитывать интерес к литературе.
Задачи:
- развивать память, наблюдательность, сообразительность, речь учеников;
- научить ребят действовать сплочённо и организованно;
- воспитывать чувство коллективизма и товарищества, интерес к литературе и чтению в целом.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, различные книги со сказками, рисунки детей к сказкам

Ход мероприятия.

Учитель.

Ребята! Начинаем наше «Путешествие в сказку». Наверное, нет на свете человека, который не любил бы сказок. Ребята, а вы любите сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья – герои «Телефона», «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К.И.Чуковского, а потом – сказки Пушкина, Аксакова, Бажова. А как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат?

(Добру, правде и справедливости, как победить зло, коварство, ложь, и т.д.).

Вот и сегодня мы пройдёмся с вами по следам героев сказок, вспомним некоторые из них. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете содержание сказок, узнаете ли вы сказку по нескольким строчкам.

1.«Говорит старик дурню:

Ступай в лес. На опушке дуб старый увидишь. Постучи по нему три раза топором, а сам упади наземь и жди. Когда увидишь пред собой готовый корабль, садись в него и лети, да по дороге забирай к себе на корабль всякого встречного». («Летучий корабль»)

2. «Мороз пришёл совсем не по душу, он принёс красной девице сундук высокий да тяжёлый, полный всякого приданого». («Морозко»).

3. «Не пей, братец, козленочком станешь!»

4. «Была зима. Шел январь месяц. В такую -то пору, под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников» («Двенадцать месяцев»)

5. «А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка». («Крошечка-Хаврошечка»).

6. «Девочка легла на самую большую кровать, но на ней было твёрдо и неудобно». («Три медведя»).

7.«Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года». («Сказка о рыбаке и рыбке»).

8. «Шёл, шёл Иван-царевич, дошёл до болота, видит – сидит лягушка, подхватила его стрелу». («Царевна-лягушка»).

9. «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю». («По щучьему веленью»).

10. «А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню». («Гуси-лебеди»).

11.«Долго, долго крокодил море синее тушил пирогами и блинами, и сушёными грибами». («Путаница»).

Всё-то вы знаете!

Учитель.

Ребята, вы знаете, что в каждой сказке есть главные герои. Они бывают добрые и злые, веселые и грустные, коварные и простые, они отправляются в разные путешествия, где с ними происходят всякие приключения и чудеса. Сейчас мы проверим, всех ли героев сказок вы знаете.

1.Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок.)

2.Братишка ей не подчинился

И вот в козлёнка превратился,

Когда водицы из копытца

Он в знойный день решил напиться. (Алёнушка.)

3.Я с бала королевского

Однажды убегала

И туфельку хрустальную

Случайно потеряла. (Золушка)

4.Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка.)

5.Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

6.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит).

7.Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил)

8. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына,

Шалунишку…(Буратино).

9.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

10.В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

11.Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Учитель.

А теперь обратимся к самим книгам. Вы видите, какие они красочные. Мы угадывали сказки по отрывкам, по главным героям, а теперь давайте попробуем по картинкам.

(идет угадывание сказок по рисункам и иллюстрациям из книжек)



Учитель.

Пришла почта. Здесь нас ждут телеграммы, нужно отгадать, от кого они.

1.Приходил волк и съел моих шестерых козлят (Коза)
2.Купил семена, посадил, приезжайте, помогайте тянуть.

(Дед «Репка»)
3.Буду, буду умываться по утрам и вечерам (мальчик"Мойдодыр")
4.Помни, всё исчезнет ровно в полночь, когда часы пробьют 12 .(Фея «Золушка»)
5.Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите! (Заяц)
6.Нашла денежку, купила самовар, приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха)
7.Спасибо, ласточка, за чудесное спасение.(Дюймовочка)
8.Ключик достал. Скоро буду.(Буратино)
9.Обещаю всегда мыть посуду. (Федора)
10.Хвост нашли, плакать перестал.(Ослик ИА)
11.В гости не прилечу. Мотор забарахлил. Нужно варенье. (Карлсон)

Учитель.

Молодцы! Вы знаете много сказок, знаете их текст и можете угадать сказку по картинке. Читайте сказки, они помогут вам в жизни. Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Описание: данная разработка предназначена для педагогов и педагогов-организаторов для организации летнего досуга в пришкольных лагерях или лагерях отдыха. Предлагаются задания разных видов, что способствует развитию логики, внимания, наблюдательности, интереса к литературе. Принимать участие в игре могут ребята разного возраста.

Белорусская народная сказка "Котик - золотой лобик"

Котик - золотой лобик


Вот баба и говорит деду:

Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!

Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!

Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!

Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.

И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.

Белорусские народные сказки - Котик - золотой лобик читать

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Дед, дед, что тебе надо?

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Котик - золотой лобик" и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно - все входит в основу и сюжет данного творения. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Сказка "Котик - золотой лобик" читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

Ж или дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.
Вот баба и говорит деду:
- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
- Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
-Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!
Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.
И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.


Котик - золотой лобик

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.
Вот баба и говорит деду:
- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
- Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
-Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!
Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.
И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.

Белорусская сказка

Белорусская народная сказка

или дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Котик - золотой лобик. Белорусская сказка

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

— Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик — золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

— Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь — а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

— Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик — золотой лобик: попроси у него соли.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

— Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь — а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

— Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик — золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик — золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

—Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

— Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик — золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик — золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

— Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!

Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.

И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.