Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные методы соц психологии. Основные методы социальной психологии

Основные методы соц психологии. Основные методы социальной психологии

Научно целенаправленное организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта называют наблюдением. Изучение социального поведения людёй с помощью метода наблюдения проводилось социологами, этнографами, журналистами, юристами, психиатрами, социальными психологами и педагогами. Пионерами использования социально-психологического наблюдения считаются исследователи поведения детей в 20 - 30-х годах: М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.С, Залужный, Ш. Бюлер, В. Штерн, В. Олсон и др.

В 1923 г. М.Я Басов разработал методику психологического наблюдения, наиболее передовую для своего времени. Единицей поведения, по его мнению, служит не реакция, как у бихевиористов, а «акт» поведения, который представляет собой активное действие. Схема психологического наблюдения должна обеспечивать регистрацию не только внешнего проявления, но и внешних и внутренних стимулов, которые вызвали поведение, а также общую обстановку, в которой оно осуществляется («фон»). Основной и оригинальный принцип этой методики, отличающий ее от применявшихся ранее дневниковых психологических наблюдений (например, у В. Штерна, К. Бюлера), - это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений, четко отграниченная от их психологического истолкования. Предполагается наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов, непрерывная избирательная «фотографическая» запись в определенные отрезки времени. 1

П. .П. Блонский (1921) большое внимание уделял точности фиксации наблюдаемого, использованию при этом различных технических средств и квантификации.

1 Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975, с 13.



Им тщательно выделялись признаки инстинктивно-эмоционального (невербального); поведения, выявлению которых обучались будущие психологи. Имелись в виду элементы экспрессии лица, глаз, мимики, пантомимики, жестикуляции и движений. А. С. 3алужный (1931) критиковал зарубежных психологов (Руссел, Барк, Варендок) за недостаточное внимание к среде и неточность выбора объекта наблюдения. При изучении детских коллективов он применял трехчленную схему наблюдения для описания среды, ситуации (экзогенная, т. е. внешняя, сфера наблюдения) и актов поведения отдельных членов коллектива (эндогенная, т. е, внутренняя сфера).

С исследований Д. Томас и ее сотрудников (1933) начинается систематическая квантификация наблюдений за поведением детей. Дальнейшее развитие метод наблюдения получил в работах Е. Чеппл, Р. Бейлза, Р. Липпитта, Л. Картера, и других социальных психологов. Совершенствованию техники наблюдения способствовала разработка метода группового эксперимента, в котором наблюдение составляет необходимую процедуру контроля и фиксации первичной информации. Определенным стимулом для применения метода наблюдения стали технические достижения в фиксации различных признаков поведения людей, а также развитие других методов. Особое использование получил метод наблюдения при изучении поведения отдельных лиц и групп в их обычной жизни и деятельности (А. Ф. Лазурский, 1916; Э. Мейо, 1927; К. Токи, 1935; К. Левин, 1937) в том числе, когда исследователь становится членом наблюдаемой группы или общности (Н. Андерсон, 1923; У. Уайт, 1937 В. Б. Ольшанский, 1966; У. Сарджент, 1973, и др.).

Наблюдаемое социальное поведение человека, групп или общностей всегда конкретно-исторически обусловлено обществом, непосредственной средой, определенными мотивами и целями. В свою очередь, наблюдение подчиняется соответствующей задаче, гипотезе исследователя, зависит от его направленности, теоретических позиций, знаний и опыта. Особенности наблюдения социально-психологических явлений определяются спецификой предмета исследования. Советские психологи, используя любые методы познания психики человека, групп и общностей, исходят из марксистского понимания активной, преобразовательной сущности деятельности людей. Их исследования основываются на принципах единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, 1934), общего строения внутренней и внешней деятельности, опосредованности психики «сигнальными» процессами, взаимосвязи значения и личностного смысла элементов сознания. 2 В связи с этим к процедуре наблюдения предъявляются определенные требования. 3

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 94-101.

3 См.: Ядов В. А. Социологическое исследование. М., 1972, с. 112; Процесс социального исследования. М.,

1975, с. 335-338; Роговин М. С. Введение в психологию. М., 1969, с. 148-168

Общая процедура наблюдения . Наблюдение обычно складывается из следующих процессов:

а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). 4

Задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте, выдвижение гипотезы, ее проверка, уточнение результатов, полученных с помощью других методов, иллюстрация. Объектом наблюдения бывают отдельные лица в различных ситуациях общения, их большие и малые труппы, общности. Наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные, управляемые и не управляемые наблюдателем, спонтанные и организованные, стандартные и нестандартные, нормальные и экстремальные, различающиеся по видам деятельности, контактов и взаимоотношений между людьми, коммуникативной обстановки и т. д.

Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации. Наблюдаются: а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики, синхронизация; б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков; в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанции между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; д) сочетание перечисленных признаков.

Е. Чеппл (1940) при исследовании межличностных контактов предлагает замерять их количество, длительность, темп, активность, приспособление, инициативу, синхронизацию, доминирование и другие индикаторы поведения участников общения. 5

4 См. также: Ядов В. А. Указ. Соч., с. 113

5 Chapple E. D. Measuring human relations: an introductions to the study of the interaction of individuals. –

Genet. Psychol. Monogr. N. Y., 1940, 22.

По мнению Ю. П. Воронова, фиксируемыми признаками личных контактов должны быть ситуации (мизансцены), последовательность и направленность контакта (ко всем сразу, к себе или без адреса, к отдельным лицам). 6

Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым. Различают включенное, когда наблюдатель становится членом исследуемой группы, и невключенное наблюдение, «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); полевое и лабораторное. 7 По упорядоченности наблюдения могут быть случайные и систематические, сплошные и выборочные; по характеру фиксации - констатирующие и оценивающие, а также смешанного типа.

Способы регистрации и замера наблюдаемых процессов, событий различаются по степени точности, полноты, надежности и обоснованности информации, по техническим и психическим возможностям, по форме и языку записи, по трудоемкости процесса фиксации, кодировки и расшифровки, анализа, по использованию различных шкал замера.

Результаты наблюдения подвергаются классификации, группировке, математическому анализу, контент-анализу, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами.

Разновидности и приемы наблюдения . Социально-психологическое наблюдение подчиняется правилам, общим для любого научного наблюдения: соответствие цели исследования, планирование и проведение наблюдения по определенной схеме взаимодействия личностей, выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям, выбор способов наблюдения и фиксации в зависимости от характера изучаемых действий людей и возможностей наблюдения, проверка объективности и надежности наблюдения другими исследователями и другими методами.

Е. С. Кузьмин отмечает три категорических требования для успешного применения наблюдения: четкая формулировка цели, разработка соответствующей схемы и способов фиксации. 8 В социальной психологии рекомендуется прежде всего метод наблюдения значимых ситуаций. 9 Как правило, при исследовании межличностного общения членов групп, коллективов фиксируется одновременно частота, интенсивность, направленность, длительность различных актов поведения, дается их описание и графическое изображение (динамометрия или социограмма).

6 Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974. с. 131-138.

7 См.: 3дравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969, с. 156-164;

Процесс социального исследования. М., 1975, с. 338; Алексеев А. Н. Применение метода включенного

наблюдения в комплексном социальном исследовании. - В кн.: Молодежь. Образование, воспитание,

профессиональная деятельность. Л., 1973, с. 65-72.

8 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967, с. 30.

9 Там же, с. 29-30.

Процедура и техника наблюдения всегда зависят от цели, объекта и возможностей исследования.

Наблюдение применяется главным образом при исследовании малых групп и первичных коллективов. По мере увеличения числа наблюдаемых объектов уменьшается число замеряемых признаков. Так, наблюдение за толпой ограничивается регистрацией таких параметров, как число столкновений или их наличие, передвижения групп, лиц определенного пола, цвета одежды, направление и скорость их передвижения, число жестикулирующих, кричащих, говорящих, смотрящих на один объект, изменение громкости шума толпы и т. д. Такое наблюдение может дать только общую динамику настроения, коммуникативной активности индивидов, их групп. Без опроса, анализа ситуации невозможно понять мотивы, содержание взаимоотношения людей в толпе. 10 Для социально-психологического исследования личности, малых групп и коллективов обычно используется комплекс методов. Ведущее место занимает наблюдение в экспериментах, особенно при разработке малоизученных проблем. По мнению П. Фресса, первая фаза эксперимента состоит из «наблюдения, которое позволяет обнаружить важные факты и узнать их со всей определенностью». 11

Для изучения структуры и динамики взаимоотношений, контактов в группах и коллективах наблюдение применяется в качестве основного или вспомогательного метода. Уточняя характер взаимоотношений, сложившийся в группах ПТУ, мы вели наблюдение за общением учащихся, фиксируя их с помощью кино- и фотокамеры. Это позволило подтвердить результаты, полученные методом социометрии. 12 Основным методом анализа коммуникативного поведения бригадиров разливочного цеха первого молокозавода г. Ленинграда было квантифицированное наблюдение. Регистрировались частота и длительность актов вербального и невербального общения бригадира с рабочими, манипуляций с машиной и визуального контроля за ее работой. Обработка результатов наблюдения упрощалась тем, что проводился десятиминутный замер коммуникативного поведения каждого бригадира по десять раз. Проверка на устойчивость методики наблюдения осуществлялась стандартизованным выбором времени и места для наблюдения, одновременным наблюдением и регистрацией поведения бригадира двумя исследователями, сравнением результатов.

10 Федоров В. Ф. Опыт изучения зрительного зала. - «Жизнь искусства», 1925, № 23; Вахеметса А. Л.,

Плотников С. Н. Человек и искусство. М., 1968, с. 84-93.

11 Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1-2, М, 1966, с. 106.

12 Ершов А. А. Влияние взаимоотношений между людьми на формирование их отношения к труду. Автореф

канд. дис. Л., 1969.

В итоге сделан вывод о зависимости эффективности работы бригады от коммуникативной активности бригадира. В лучших бригадах бригадир сравнительно чаще общался с рабочими. 13

С помощью наблюдения обнаруживаются и прослеживаются конфликты в общении между людьми. Изучая конфликты в производственных коллективах, румынский психолог Джета Дан Спынойу пользовалась квантифицированным наблюдением и групповой динамограммой. Регистрировались следующие параметры поведения: время, относящееся исключительно к взаимосвязи человек - труд; время взаимосвязи человек - труд с перцептуальной связью человек - человек; время взаимосвязи труда с отношениями, установленными устным путем; время, занятое исключительно перцептуальной и словесной связью, трудовыми навыками. Посредством «фотографирования» динамики функциональных и межличностных связей, на отрезках в 10 с. были обнаружены конфликтные ситуации, их проявление в функциональных, коммуникативных и перцептуальных связях. Недостаточно констатировать только то, что, например, рабочий А конфликтует с рабочим Б. Распространение и разрешение конфликта отсюда еще неясны. С помощью «фотографирования» динамики исследователи смогли выявить не только эпицентр конфликта, но и вовлеченные движущие силы, направление распространения, результаты. Все это фиксируется в виде динамограммы (стрелы указывают направление актов поведения участников взаимодействия). 14 С целью диагностики напряженностей в трудовых группах на капиталистических предприятиях Ф. Шерке выделяет три ступени динамики межличностных конфликтов и присущие им поведенческие признаки, которые наблюдаются:

первая ступень - негативная натянутость во взаимоотношениях, ее признаки: «нервозное» беспокойство, недружелюбный тон обращения, частые жалобы и затруднения, недуги, «тенденциозное» непонимание, общие разногласия, желание критиковать, сплетня, увеличивающаяся «непунктуальность».

вторая ступень - негативная напряженность, ее признаки: взаимная раздраженность, «заряженный» тон обращения, различия во мнениях, частые затруднения, ворчание, длительная неудовлетворенность, нытье, оппозиция, интриги, наушничанье.

третья ступень - конфликт, который открыто, выражается во вспышках аффектов, порывах, в тяжелых обидах и оскорблениях, опорах, пререканиях и ссорах, в насилии, оскорблении, в отказе от работы, в открытом упорстве, неповиновении, в других сходных столкновениях и разрыве. 15

13 Ершов А. А., Максимова Р. А. Социально-психологический подход к производительности трудовых

коллективов. - Вестн. Ленингр. ун-та, 1974, № 5.

14 Dan Spinoiu Geta. Relatiile conflictuale in grupele de munca. - In: Revista de psihologie. Bucuresti, 1970, t. 16 N 1

15 Scherke F. Die Arbeitagruppe in Betrieb. Wiesbaden, 1956, S. 45-46.

Приведенные признаки конфликтных взаимоотношений далеко не равнозначны как по своей определенности, внешней выраженности и однозначности, так и по возможности интерпретации наблюдаемых фактов. Для адекватного отражения социально-психологических процессов при их наблюдении в полевых условиях необходимо избегать неопределенных показателей, которые несут в себе образное, общее, а потому весьма субъективное толкование наблюдений, типа «нервозное» беспокойство, «заряженный» тон обращения.

Наблюдение за структурой и динамикой групповой деятельности при решении общей задачи рекомендуется вести невключенно, со стороны, с помощью схемы, моделирующей поступательное и цикличное изменение взаимодействия членов группы. Классическим примером такого наблюдения служат исследования по схеме, предложенной Р. Бейлзом (1957). 16 Эта схема более всего пригодна для наблюдений в условиях лабораторного эксперимента. В качестве примера процедуры наблюдения в полевых условиях может быть исследование, проведенное под руководством В. Ньюстеттера в летнем лагере школьников возраста от 10 до 15 лет (1932 и 1933). 17 Целью наблюдения было определить отношения членов группы друг к другу в диадах. Наблюдались все подростки в течение 10 мин. Их поведение по особой инструкции отмечалось в тетради. В инструкции, в частности, сказано следующее:

Выберите для наблюдения спонтанно возникающую групповую ситуацию. Заметьте место действия и столько социальных ситуаций, чтобы каждый пункт записи был понятен: на кого направлено действие наблюдаемого индивида, на кого в особенности, поименно или на всех. Регистрируйте каждое действие другого, который относится к наблюдаемому индивиду. Насколько возможно, протоколируйте каждое слово и каждое действие. Далее предлагается 9-пунктовая шкала оценки развития отношений от сердечности до враждебности:

1) физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т. д.);

2) знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одолжить, приглашать, предпочитать, защищать);

3) знаки товарищеского отношения (игровая возня, шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывания, приобщение других);

16 Ядов В. А. Указ. Соч., с. 115; Воронов Ю. П. Указ. Соч., с. 131 – 138.

17 Newstetter W. J. e. a. Group adiustment: A study in exsperimental sociologi. N. Y., 1938.

4) случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для занятий, приветствия);

5) почти нейтральное, но еще немного позитивное расположение (вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезное одолжение, выполнение маленьких просьб, игнорирование обиды);

6) знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка быть впереди или господствовать без ссоры, мягкая ирония или критика);

7) признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями или желаниями других (спор, возражения против правил, норм, первенства других);

8) признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желаний (критика ирония, обвинение);

9) признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку, бить).

Наблюдение может проводиться членами исследуемых групп с помощью опросников. Сюда включается и самонаблюдение.

Для примера приведем опросник описания поведения лидера (ВDQ), сконструированный Д. Хэмпфилом и А. Кунсом (1957). 18 Целью исследователей было создать как можно более объективный метод описания и замера специфического поведения лидера группы, как он выражает свою активность. Отсюда процедурные проблемы: какие фрагменты из общего поведения следует рассматривать как лидерское поведение, и с помощью каких категорий может быть классифицировано это поведение? Чтобы выделить поведение лидера, было использовано следующее операциональное рабочее определение лидерства: лидерство - это поведение индивида, когда он руководит активностью группы относительно общей цели . Следовательно, исключается из наблюдения поведение, направленное на достижение индивидуальных целей. Была принята следующая классификация типов поведения лидера (руководителя) группы:

1) интеграция - способы поведения, которые направлены на то, чтобы повысить кооперацию среди членов группы или ограничить их конкуренцию;

2) коммуникация - способы поведения, которые повышают понимание и знание о процессах, протекающих в группе;

3) продуктивность - способы поведения, которые нацеливают на объем выполняемой работы;

4) репрезентация - способы поведения, с помощью которых, группа представляется вовне ее;

5) членство - способы поведения, которые позволяют руководителю стать членом группы;

6) организация - способы поведения, которые содействуют дифференциации обязанностей и ролей и предписывают правила (нормы) поведения в группе;

7) оценка - способы поведения, которые связаны с распределением поощрений и наказаний;

8) инициация - способы поведения, которые ведут к изменению групповой активности;

9) доминирование - способы поведения, в которых руководитель игнорирует идеи или личность члена группы.

18 Yemphill J.K. and Coons A.E. Development of the leader behavior description questionnaire. – In: Leader

behavior: its description and measurement. Columbus (Ohio), 1957, p. 6-38.

Чтобы обеспечить наибольшую точность при описании поведения, для независимости от наблюдателей и различных ситуаций, были предписаны следующие критерии для конструирования пунктов опроса:

1) пункты должны описывать специфические акты поведения, а не общие свойства или характеристики поведения;

2) вопросы должны быть применимы для различных организационных структур, групп или ситуаций; они должны быть не настолько специфичны, чтобы использоваться только в немногих ситуациях или группах;

3) пункты должны формулироваться в понятиях, значимых для опрашиваемых;

4) вопросы должны соответствовать тому, что измеряется, а также и другим измерениям;

5) поведение должно быть описано в настоящем времени;

6) пункт начинается с местоимения «Он»;

7) вопрос должен быть ограничен одним способом поведения;

8) вопросы не должны ограничиваться наречиями, характеризующими частоту, с которой происходят акты поведения;

9) вопросы не должны нести ни эмоциональных, ни оценочных компонентов, исключая ситуации, когда эти компоненты неразрывно связаны с описываемым поведением.

Наиболее значимы 1, 2 и 9-й критерии, соблюдение которых сводит к минимуму искажение описания поведения, идущее от описывающего и ситуации. Чтобы противодействовать возможному смешению объективного количественного описания и качественной оценки поведения руководителя, применялась форма «принудительного выбора», т. е. альтернативный ответ, обе альтернативы которого в равной мере оказываются социально приемлемы. Предлагается три пятиступенчатые комбинации. Комбинация А и В состоят из наречий, которые выражают частоту актов поведения, причем шкала В исключает крайние оценки. Шкала С содержит наречия, которые выражают количество, объем поведения:

Комбинация А: всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Комбинация В: часто, довольно часто, иногда, редко, очень редко.

Комбинация С: много, довольно много, средне, сравнительно мало, нисколько.

Предпочтительно, где это возможно, использовать комбинацию А. Метрически все комбинации упорядочены в пределах от (-2) до (+2).

Данная методика была предъявлена 357 студентам и преподавателям. 205 человек описали поведение руководителя группы, в которой они были членами. 152 человека описали их собственное поведение как руководителей. Дополнительно была дана общая оценка поведения описываемого руководителя, его оценка по 10 измерениям, а также биографические данные описываемых и описывающих. Результаты показали, что экстремальные оценки применялись редко, особенно при самоописании. Ответы концентрировались на высоких или низких частотах, неравномерно распределяясь по шкале измерения. Проверка связи между общей оценкой поведения руководителя и ответами по отдельным пунктам опросника подтвердила действие «хало-эффекта», т. е. переноса оценки одного признака на другие. При самоописании корреляции были ниже, чем при описании чужого поведения.

Опросник неоднократно модифицировался применительно к объектам и целям исследования. Например, в опроснике X. Ангера (1969) предлагаются вопросы такого типа:

1. Он покидает рабочее место позже, чем его сотрудники:

всегда всякий раз часто иногда довольно никогда

2. Он недоволен своими сотрудниками, если дела идут плохо:

всякий раз часто неоднократно время от при случае довольно

времени редко

Степень интенсивности реакции может быть выражена посредством цифр, например: 1 - слабо, 6 - выражено сильно. Кроме того, взаимодействия членов группы могут дифференцироваться символами согласия, приятия, симпатии (+), отклонения, отвержения, антипатии (-), безразличия, равнодушия (0). С помощью удвоения знака достигается измерение выраженного отношения людей друг к другу, например: (+ +) - сильное согласие, (+ 0) - малое согласие.

Разновидность наблюдения – самонаблюдение - лежит в основе многих материалов, исследуемых социальными психологами (автобиографии, письма, записи самоанализа, опросы).

Систематическое самонаблюдение чаще всего проводится в форме ответов на вопросы анкет, составленных исследователем. «В этом случае, как пишет Поль Фресс, - не наблюдают испытуемого, а обращаются к его опыту. Так, ответ на вопрос: «Вы сердитесь, когда вас дразнят?» - заменяет возможное, но трудно провоцируемое наблюдение на сведения, сообщаемые самим испытуемым и основанные на множестве наблюдений». Следовательно, процедуры конструирования, проверки на надежность методик по самонаблюдению те же, что и для анкет. «Психологи, пользующиеся методом анкет или вопросников, не должны забывать, что самонаблюдение дает не непосредственные данные, имеющие бесспорное значение, а ответ, который требует еще истолкования». 19

Вариантом самонаблюдения, дополняющего наблюдение и социометрию, служит метод, который мы назвали социокоммуникометрией. С помощью единой шкалы и однородных признаков исследуемые члены группы определяют интенсивность или частоту реальных и желаемых контактов с каждым из остальных членов группы в процессе совместной деятельности того или иного вида (обычное деловое и личное общение). Преимущество данного метода по сравнению с социометрией заключается в следующем:

Как и шкала приемлемости или социальной дистанции, этот метод позволяет отразить связи каждого с каждым из членов группы. Кроме того, измеряется не только прожективное общение, что делает социометрия, но и одновременно, в тех же единицах - интенсивность и направленность реального общения. Когда социометрию дополняют наблюдением, то сопоставимость результатов может затрудняться различием субъектов, которые измеряют общение в группе, их систем отсчета. При социокоммуникометрии такого рода искажения снимаются, хотя субъективность оценок поведения и отношений может быть высока. Посредством социокоммуникометрии измеряются следующие социально-психологические показатели:

1) коммуникативная активность группы, ее членов, т. е. интенсивность реального общения (коэффициент активности);

2) социометрическая активность группы, ее членов, т. е. интенсивность желаемого общения;

3) комфорт общения - состояние, при котором интенсивность фактического общения совпадает с желаемой;

4) дискомфорт общения - состояние, при котором интенсивность, частота или продолжительность реального и желаемого общения не совпадают, т. е. оценка желаемой активности не равна оценке фактической активности. Если оценка желаемой активности сравнительно выше реальной, то дискомфорт имеет положительную направленность - на сближение. Если ниже - отрицательную. Могут быть вычислены также показатели коммуникативного и социометрического статуса каждого члена группы.

Дискомфорт в общении - состояние определенной потребности в изменении характера контактов с людьми.

19 Фресс П., Пиаже Ж. Указ. Соч., с. 115.

Он служит мотивом изменения поведения членов группы. С помощью данного метода изучалась социально-психологическая обстановка в коллективах ИТР. Результаты позволяют сделать вывод том, что частота, продолжительность и направленность контактов между членами группы зависят:

а) от особенностей функциональной взаимосвязи и зависимости членов коллектива в процессе совместной деятельности;

б) от пола, возраста, профессии и других характеристик членов коллектива;

в) от пространственно-временных и других физических условий общения (например, расположение рабочих мест, шум;

г) наконец от индивидуальных особенностей членов коллектива и сложившихся взаимоотношений между ними.

Преимущества и недостатки метода наблюдения . Проблема надежности . Наблюдение позволяет непосредственно воспринимать и фиксировать акты поведения, отражать конкретные процессы в конкретных ситуациях, что устраняет опасность забывания или последующих ошибок в суждениях. Между описанием собственного поведения, например, в процессе опроса и наблюдением этого же поведения «со стороны» существует значительное различие в степени объективности в пользу второго.

Посредством наблюдения можно более точно измерить степень интенсивности актов или способов поведения, чем иными методами. Так, степень взаимодействия в рабочем коллективе, влияние престижа личности на спонтанное общение, реакции которые возникают в коллективе при высказывании вышестоящего руководителя, могут быть измерены намного, точнее, при наблюдении, чем посредством субъективного описания впечатлений членов группы. При этом результаты наблюдения не зависят от установок, наблюдаемых на стереотипные или показные ответы, как это бывает в случае опроса, хотя, конечно, не исключено притворное поведение в присутствии наблюдателя. Кроме того, опытный наблюдатель воспринимает происходящее целостно и может одновременно регистрировать поведение ряда лиц или целой группы. 20

Однако наблюдению присущи и свои недостатки. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма чувствительно влиять на результаты наблюдения. 21 Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно, только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Наблюдатель может находиться под влиянием наблюдаемых лиц. Трудности интерпретации наблюдаемого обусловлены также неоднозначной связью между мотивами и формами поведения. Наконец, наблюдение требует значительных затрат времени.

20 Процесс социального исследования, с. 327-329.

21 Роговин М. С. Указ. Соч., с. 162-168.

Проблема надежности наблюдения сводится не только к уточнению гипотез предмета исследования, к выделению критериев и категорий, признаков наблюдения, к контролю и сравнению полученных результатов на одинаковых объектах, но и к устранению ошибок личностного и психологического происхождения в самом восприятии наблюдателя.

Типичными ошибками наблюдения считают следующие:

1. Хало-эффект, который основывается на обобщенном впечатлении наблюдателя и ведет к грубому обобщению, оценке «в черно-белых красках»;

2. Эффект снисхождения, который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку наблюдаемым событиям, поступкам;

3. Ошибка центральной тенденции, которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов; известно, что крайние признаки поведения намного реже встречаются, чем свойства средней интенсивности;

4. Логическая ошибка, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию или о том, что любезный человек одновременно добродушен; эта ошибка построена на предположении о тесной связи определенных признаков личности;

5. Ошибка контраста, которая вызвана склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых.

Встречаются ошибки первого впечатления, предубеждений, этнических, профессиональных и других стереотипов, подмена описания факта мнением о нем и т. д. 22 Таким образом, повышение надежности результатов наблюдения прежде всего зависит от подготовки и тренировки наблюдателей, от четкой организации наблюдения выбора обоснованных однозначных наблюдаемых признаков, которые регистрируются по единой системе индикаторов на доступном для других языке.

Наблюдение требует наблюдательности, умения не только смотреть, но и видеть качества, которое считали важнейшим для ученого Ч. Дарвин и И. П. Павлов. Зоркость, свежесть взгляда, способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, свойственны творческому мышлению. В обучение наблюдателя входят упражнения по наблюдению за отдельными признаками, аспектами поведения, без потери связи с целым; отработка терминологической точности в описании событий и явлений; овладение современными техническими средствами наблюдения и регистрации.

22 См. Процесс социального исследования, с. 329-333; Водович.В. И. Надежность информации в

социологическом исследовании. Киев, 1974, с. 109-120.

Стоит также вспомнить, что П. П. Блонский советовал психологам пользоваться стенографией.

Для социального психолога в роли наблюдателя важно установить взаимоприемлемые отношения с наблюдаемыми людьми При этом психологи, как и медикам, всегда необходимо помнить известный этический завет: «не повреди».

Область применения метода наблюдения определяется личностными и психическими возможностями наблюдателей, техническими средствами наблюдения и регистрации, особенностями объекта, доступностью для наблюдения тех или иных социально-психологических явлений, взаимоотношениями между наблюдателями и наблюдаемыми и т. д.

Наблюдение используется в первую очередь тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественный процесс поведения, взаимоотношений людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего, отразить как осознаваемые, так и неосознаваемые, вербальные и невербальные формы поведения.

Обычно наблюдение в социально-психологическом исследовании применяется вместе с другими методами: с экспериментом, опросом, анализом документов.

Наблюдение в изучении

Исторически сложилось так, что метод наблюдения в психологии - один из самых популярных, а также один из самых простых методов. Под наблюдением в психологии понимают систематизированное и целенаправленное изучение чьего-либо поведения с целью дальнейшего анализа и объяснения. При этом вмешательство со стороны наблюдателя строжайше запрещается, так как оно может стать причиной изменений в поведении человека или группы лиц.

Несмотря на то, что наблюдением в какой-то степени пользуется каждый человек, научное наблюдение во многом отличается от житейского и является гораздо более сложным для выполнения. Так, научное наблюдение должно проводиться на основе четкого плана и служить получению максимально объективной картины. Подразумеваются также строгий порядок проведения и фиксация результатов в специальном дневнике (что вообще характерно для психологии или медицины).

Наблюдение в психологии претендует не только на описание наблюдаемых явлений, но также и на их психологическое толкование. В этом и заключается главная особенность психологического наблюдения: ставится цель раскрыть психологическое содержание исходя из имеющихся фактов о поведении объекта. Это значит, что для научного наблюдения требуется специальная подготовка, которая даёт наблюдателю специальные знания и качества, которые помогут в интерпретации психологических фактов.

В психологии научное наблюдение может принимать две формы: самонаблюдение (интроспекция) и внешнее (объективное) наблюдение.

Учитывая, что в современной психологии принято исходить из единства внутреннего и внешнего, речь пойдёт скорее не о двух дополняющих друг друга методах, а об их единстве и переходе друг в друга.

Наблюдение помогает изучать различные явления в определённых условиях, не вмешиваясь в их течение.

Предметом наблюдения в психологии могут выступать действия человека, его речь и сопровождающие её мимика и жесты.

Интерес для наблюдателя может представлять такое проявление поведения, которое имеет связь с конкретной исследовательской задачей, следовательно, наблюдателю следует дожидаться, когда наблюдаемый проявит себя определённым образом. Так как восприятие внешнего поведения носит только субъективный характер, никогда не следует спешить с выводами. Для получения правильных выводов необходимо несколько раз проверить результаты исследования и сравнить их с полученными раннее результатами других наблюдений.

Кроме этого, не всегда достаточно наблюдения и фиксации проявлений психических свойств. Наблюдателю следует убедиться в типичности и повторяемости того или иного свойства. При наблюдение большое значение приобретает анализ ошибочных действий индивида. Проанализировав характер ошибок и причины их возникновения, можно наметить действенные пути их устранения Каменская, Е. Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие / Е. Н. Каменская [Текст].-- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- С. 56.. Объективность наблюдения (которая является главным критерием его научности) проверяется либо повторным наблюдением, либо проведением эксперимента и использованием других методов наблюдения. Чтобы повысить объективность наблюдения, довольно часто применяют современные технические средства, такие, как фото- и видеосъемка, аудиозапись.

Главный плюс такого метода заключается в следующем: так как наблюдение проводится в естественной обстановке, поведение наблюдаемых лиц не меняется кардинально. Это значит, что можно наблюдать как за одним человеком, так и за группой лиц. Такой метод подходит для применения его в самых разных условиях: в рабочем коллективе или, к примеру, в школьном классе.К сожалению, метод наблюдения обладает не только неоспоримыми достоинствами, но и недостатками. К примеру, из-за того, что наблюдение не вносит изменений в деятельность изучаемого коллектива, не всегда в нём могут возникнуть ситуации, которые представляют интерес для наблюдателя. Второй значимый недостаток метода наблюдения заключается в его трудоемкости и сложности исполнения.

Виды наблюдений (см. Приложение А) Социальная психология: Хрестоматия:[Текст] Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- С. 78.:

1) скрытое (в том случае, когда испытуемый не в курсе о том, что за ним ведется наблюдение);

2) внутреннее (интроспекция - самонаблюдение, наблюдение за своими мыслями и чувствами);

3) стандартизированное (происходит в рамках установленной программы);

4) свободное (не предусматривающее ограничений в рамках программы);

5) включенное (исследователь принимает активное участие в процессе);

6) не включенное (исследователь становится наблюдателем со стороны).

Для начала рассмотрим стандартизированное и свободное наблюдения.

Стандартизированное наблюдение заключает в себе восприятие ситуации, которое должно протекать последовательно и подводя наблюдателя к конечной цели. Стандартизированное наблюдение возможно при соблюдении ряда условий:

Должен быть четкий план наблюдения;

Выдвижение гипотезы, предлагаемой к объяснениям возникших явлений.

И ее дальнейшее подтверждение, опровержение.

Результаты обязательно фиксируются.

Свободное наблюдение, как было сказано ранее, не ограниченно рамками эксперимента. Тем не менее не обходится без замысла, методов контроля, а иногда даже системы методов. Свободное наблюдение принято считать начальным этапом исследования, чтобы расширить объем знаний о выявляемой проблеме.

Включенное наблюдение. С участием самого исследуемого. То есть сам психолог включается в процесс в его внутренней составляющей, и ведет наблюдение, создает пометки и выводы. Такой метод актуален в использовании в отношении особых социальных групп. Таких, к которым органичен доступ со стороны. (секты, преступные группировки и т.д.).

Включенное наблюдение делиться на две вариации:

1)полное включенное наблюдение.

2) простое включенное наблюдение.

В первом случае наблюдение несет более скрытный характер, так как мотивация действий психолога известна наблюдаемым. При попадании в нужную среду психолог принимает активную позицию участия в процессе вместе со всеми.

В тот момент, когда при простом включенном наблюдении исследователь принимает нейтральную сторону, и занимается только наблюдением.

Иногда возникает такая проблема: что будучи задействованным в процессе психолог сталкивается с нарушением своего личного восприятия реальности. Тогда на замену приходит следующий вид наблюдения.

Не включенное (внешнее) наблюдение. При таком наблюдении должно учитываться то обстоятельство, что внешняя оболочка процесса, это лишь исходник, а главная суть находиться внутри. То, насколько в данном случае участник взаимодействует с процессом, зависит от изначально поставленных задач и общего характера эксперимента.

Теперь пришло время поговорить о скрытом наблюдении, которое характерно тем, что участник, не в курсе того, что за ним наблюдают со стороны. Особенность этого метода состоит в том, что достаточно радикально может поменяться психологическое состояние человека, за которым ведется наблюдение, если он каким- либо образом получит эту информацию. И, исходя из многолетней практики, как правило, поведение испытуемого в такой ситуации меняется вполне существенно.

Посредством такого метода можно неплохо изучить характерные черты личности, его психические особенности и темперамент. Ведь известно, что из видимых факторов поведения человека в определенной ситуации, вполне можно составить пусть не полноценный, но довольно приближенный портрет о его сущности, эмоционального состояния, склонностей и других моментов.

Но мы знаем, что в зависимости от поставленных задач, область заинтересованности психолога направлена на выявление определенного проявления.

Популярное зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой стороны (со стороны того, за кем ведется наблюдение) , камера, магнитофон - это самые применяемые средства для скрытого наблюдения за объектом.Этот метод часто применяем в отношении детей, их особенностей взаимодействия в процессе игр и непосредственного контакта. Внутреннее наблюдение - это чисто психологический метод, который характеризуется как личное наблюдение объекта за самим собой, за своими эмоциями, внутренними проявлениями, мыслями. Это нужно для того, чтобы прежде того, как позволить себе более-менее реалистично анализировать состояние других индивидуумов, психолог имел возможность на собственном примере провести исследование личности. С наблюдением непрерывно связан и метод самонаблюдения. Как было сказано выше, самонаблюдение - это специфическое явление психологии. Такой метод рассматривают как самостоятельную отдельную часть практического выявления ситуации, так и в качестве дополнения в основным действиям. Такие элементарные вещи, как способность различать цвета, реабилитироваться в окружающей среде, выражать эмоции - все это результат непроизвольного самонаблюдения. Согласитесь, что если человек не способен изучить самого себя, он не сможет изучить других, и уж тем более внести новые знания в область социальной психологии. Ведь все имеющиеся знания на сегодняшний день берут корень из результатов любопытства человека к своей личности во внутреннем духовном отношении. В процессе такого метода наблюдаются такие психические проявления, как работоспособность, бодрствование, раздражительность, профессиональная продуктивность и многое другое. Для успешной работы психологу необходимо научиться как можно объективнее оценивать свое состояние. Так как сталкиваясь на практике с другими индивидуумами зачастую попытки понять их сущность основаны на сравнении со своими личными реакциями на те или иные вещи. То есть происходит некое сопоставление себя и окружающих. Но! Как бы ни был полезен был метод самонаблюдения в нем имеется ряд существенных недостатков. К ним можно отнести такие факторы, как:

Достаточно сложно вести наблюдение за самим собой в моральном плане. Так как психическое влияние на самого себя, может исказить предполагаемые реакции личности;

Невозможно полностью объективно воспринимать ситуацию, так как субъективизм неотделим от человека.

Не всегда можно уловить все нюансы переживаний человека Руденский, Е. В Социальная психология/ [текст]. -- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 1999. - С. 135..

Частная методология социальной психологии нацелена на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов обычно использует следующие основные методы : наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию.

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном – этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть лабораторным , когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным , когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа .

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкетирование ), когда вопросы задаются на бумаге; устным , когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью , во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится на прессовое , когда воп­росник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на пред­лагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое , при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или ад­ресной книге ДЭЗ, и раздаточное , предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наибо­лее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия - метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).

Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы , к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).

Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающее эффективное использование технических устройств - аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характери­стик и в) фиксируются и частично подсчитываются резуль­таты исследования.

В современной социально-психологической диагности­ке разработано множество различных модификаций гомеостатических аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф, групповой волюнтограф», «Сенсорный интег­ратор» и др. Все они предполагают решение групповой за­дачи лишь при условии взаимодействия, согласования дей­ствий членами группы, приспособления их друг к другу. Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для под­счета ответов в ходе автоматизированного анкетного опро­са («Полуавтоматическая анкета»). Использование дан­ных методик совместно с компьютерной техникой значи­тельно повышает их эффективность .

Изучение социально-психологических явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования конкретных феноменов. Обычно она вклю­чает в себя следующие разделы, в которых:

1. формулируется главное направление исследования, опреде­ляются его объект и предмет, указываются це­ли и задачи (особое внимание при этом уделяется эмпирическому определение основных понятий, используемых в исследовании и выдвижению гипотез, разработке плана-графика исследования);

2. осуществляется выбор необходимых методов и методик изучения выбранного для анализа исследования; здесь же может иметь место и первичная апробация этих методик на небольшой пробной выборке (что же касается самостоятельно разрабо­танных методик, то они, как правило, нуждаются в специальной предва­рительной апробации);

3. осуществляется сбор фактических данных, от которого зависят качество и надежность полученных выводов;

4. производится качественная и количественная обработка данных, осуществляется их интерпретация, имеет место формулирование выводов, практических рекомендаций, строится прогноз развития социально-психологических явлений на будущее.

В любом случае на заключительном этапе психолог, руководствуясь своей программой, доказывает или опровергает вы­двинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстрагируясь от частностей, деталей, единичных фак­тов и наблюдений.

Особенности организаци­онной стороны социально-психологического исследования (его программы), предшествующей уста­новлению социально-психологического диагноза, зависят в значительной степени от уровня изучаемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного), от сфе­ры, в которой наблюдается данное явление (социально-бы­товая, политическая, производственно-экономическая и т.д.), а также от условий, в которых функционирует явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).

Часто может иметь место и дополнительный этап, в ходе которого осуществляется уточнение проблемы, корректировка или смена методов или методик при неудовлетворительных результатах.

В целом наличие программы изучения сложных социально-психологических явлений позволяет достаточно обоснованно судить о компетентности его осуществления, дает возможность по­вторить его согласно изложенному в про­грамме алгоритму и проверить полученные результаты.

Методики изучения конкретных социально-психологических явлений . Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества методик их изучения. Вместе с тем их можно классифицировать в зависимости от конкретных классов социально-психологических феноменов, которые с их помощью исследуются.

Во-первых, различают методики изучения социальных отношений и взаимоотношений. К ним можно отнести:

Социометрию (методика нацелена на выявление статусно-ролевых отношений в малой группе);

Методику парных сравнений шкалы социальной дистанции Э. Богардуса;

Опросник межличностных отношений В. Шутца - А.А.Рукавишникова (методика построена на основетеории межлич­ностных отношений, в которой делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включе­ния, контроля и аффекта);

Методику диагностики межличностных отношений Т. Лири (методика основана на изучении специфики доминирова­ния - подчинения, дружелюбия - враждебности и других восьми более частных отношений);

Цветовой тест отношений (он предназначается для изучения эмоциональных - сознательных и бессознательных - компонентов взаимоотношений людей);

Фотодиагностику взаимоотношений;

Личностный ориентационный опросник В. Смекала - М. Кучера (он используется для выявления личностной, коллективисткой и деловой направленности людей);

Методику изучения нормативных предпочтений в группе О.И. Комиссаровой, ориентированную на выявление коммуникативных и деловых отношений;

Методику восприятия индивидом группы В.Е. Залюбовской, позволяющую определить: а) восприятие группы как помехи; б) восприятие группы как средство достижения тех или иных целей; в) восприятие группы как самостоятельной ценности;

Методику изучения взаимоотношений в группе (она построена на использовании 4-х факторной шкалированной анкеты, предполагающей оценку четырех видов взаимоотношений: социальной дистанции, дружбы, альтруизма и ответственности);

Методику изучения психологического климата в группе (она основана на применении биполярной шкалы взаимоотношений Ф. Фидлера - Ю. Ханина);

Методику количественной оценки групповой эмпатии (она построена на выявлении уровня переживаний членов группы в форме сопереживания, сочуствия, сострадания, сорадости, совосхищения);

Методику изучения сплоченности группы (методика нацелена на выявление и оценку: а) опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности; б) ценностно-ориентационного единства группы);

Аппаратурные методики диагностики межличностных отношений.

Во-вторых, различают методики изучения различных видов общения :

Методику измерения общей общительности людей И.В. Липсица (она предполагает изучение общительности с помощью специальных тестов «общительный ли Вы человек»;

Методику измерения потребности в общении Ю. Орлова - В. Шкурина, дающую возможность шкалировать потребность людей в общении;

Тесты М.Снайдера (данные методики позволяющие оценить в какой степени чело­век контролирует себя в общении с другими людьми);

Методику «Q-сортировка» Х. Зелена - Д. Штока (она позволяет определить мес­то основных тенденций общения человека в реальной груп­пе: общительность, необщительность, зависимость, неза­висимость, принятие «борьбы» и «избегание борьбы»);

Методику изучения невербальных средств общения людей, строящуюся на использовании специальных тестов на измерение характерных средств невербального общения;

Методики «кадр за кадром», структур­но-лингвистические, описания-рисунки (они позволяют превращать целостное, объемное, подвижное, разворачивающееся во времени невербального общение в плоское, фрагментарное, застывшее явление, поддающееся доскональному изучению);

Методику изучения уровня эффективности педагогического общения;

Аппаратурные методики изучения компетентности в деловом общении и делового обаяния людей.

Социально-психологическая диагностика, по сути дела, явля­ется фундаментом социальной психологии.

Без нее немыслимо построение социально-психологической теории и методологии, невозможно осуществить как эффективное консультиро­вание заказчика (клиента), так эффективно воздействовать на изучаемый объект с помощью психотехнологий.

В-третьих, различают методики диагностики социальных конфликтов , включающие:

Методику изучения конфликтного взаимодействия К. Томаса;

Методику выявления внутриличностного конфликта Г. Келлера, позволяющую определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерской и производственной деятельности;

Методики определения внутриличностной конфликтности, основанные на изучении ценностных ориентаций по шкале Рокича и шкале депрессии;

Опросник определения индивидуального уровня агрессивности личности А. Баса - А. Дарки, позволяющий выявить различные формы агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, обиды, зависти, подозрительности;

Методики изучения поведения личности в конфликте (основана на методике исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга);

Опросник оценки способов реагирования на конфликтные ситуации К. Томаса;

Опросник Б. Кросби - Д. Шерера, позволяющий определить индекс психологического климата в организации;

Методику «включенного конфликта» Ю. Баскиной, позволяющая выявить родительское отношение к ребенку у родителей из гармоничных и конфликтных семей;

Модульную методику межличностных конфликтов, включающая базовые и дополнительные шкалы для измерения межличностных конфликтов;

Ситуационные методы исследования конфликтов;

Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов;

Аппара­турные методики моделирования конфликтов (М. Новикова и др.) .

В-четвертых, выделяют методики изучения национально-психологических особенностей людей , в которые обычно включают:

Этнопсихологический опросник Л. Дробижевой и Г. Старовойтовой, позволяющий выявить интересы, психологические предпочтения, обряды и обычаи представителей различных народов;

Методику выявления актуального этнопсихологического статуса личности А. Асмолова и Е. Шлягиной, дающая возможность зафиксировать степень выраженности и знака этнической идентичности личности, направленности и содержания ее авто и гетеростереотипов;

Региональную картотеку человеческих отношений (HRAF), представляющая собой систему обощения и хранения этнопсихологических данных;.

Методику множественной идентификации В. Петренко, предназначенная для изучения этноспецифических приоритетов представителей конкретных национальных общностей;

Методики изучения этнических стереотипов;

Методику шкалирования этноцентризма Д. Левинсона, ориентированная на выявление своеобразия отношения к своей этнической общности;

Шкалу социальной дистанции Э. Богардуса, выявляющая приоритет социальных отношений у представителей этнических общностей;

Методику «подбора черт» и «свободного описания» А. Катца и У. Брэйли, с помощью которой выявляются типичные характеристики национальной психологии;

Методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок В. Водзимской, ориентированная на изучение энтоспецифических предпочтений;

Этноадаптированный опросник самоотношения личности В. Столина (он позволяет охарактеризовать самоотношение представителя конкретной этнической общности как чувство в адрес собственного «я»;

Этноадаптированную методику измерения локуса контроля Е. Бажина - Е. Голынкина, дающий возможность оценить чувство ответности, готовности к активности и переживания «я» представителя конкретной этнической общности;

Опросник для измерения мотивации одобрения С. Марлоу, ориентированный на выявление особенностей национального поведения людей;

Алаптированный опросник для оценки мотивации к достижению цели К. Томаса, позволяющий изучить своеобразие разнообразных социально- и индивидуально-психологических качеств представителей различных этнических общностей;

Методику выявления импульсивности-целеустремленности В. Лысенкова, с помощью которой может быть осуществлена оценка существенных для каждой нации диспозиций личности;

Методики выявления национально-психологических особенностей людей с использованием семантического дифференциала;

Опросный лист для руководителей многонационального коллектива В. Крысько, дающий возможность оценить знаний, умения и навыки управления межнациональными отношениями .

В-пятых, различают методики изучения семейных отношений , которые включают:

Методику PARI Е. Шефера и Р. Делли (предназначена для изучения отноше­ний родителей, прежде всего матерей, к разным сторонам семейной жизни и выполнению своей семейной роли);

Методику «Типовое семейное состояние» (выявляет три типа семейных отношений: неустойчивый, конструктивный и деструк­тивный);

Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (ориентирован на изучение особенностей данного типа семьи;

Методику «Нормативное сопротивление» (позволяет диагностировать состояния противодействия членов семьи друг другу);

Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (предназначен для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка);

Тест-опросник удовлетворенности браком В. Столина, Т. Романовой, Г. Бутенко (предназначен для экспресс-диагностики степени удовлет­воренности - неудовлетворенности браком, а также степе­ни согласования-рассогласования браком у той или иной социальной группы);

Методику изучения супружеских отношений в смешанных браках В. Левкович (предназначена для выявления специфики отношений между разноэтническими супругами .

В-шестых, существуют методики социально-психологической диагностики личности , к которым обычно относят:

Методику выявления «осознанности жизненных целей» личности (позволяет оценить глубина и осознанность жизненных целей человека);

Методику определения деловых и коммуникативных пред­почтений личности (исследует качества человека по 3 шкалам: коммуникатив­ных и деловых предпочтения и шкале неискренности;

Методику диагностирования эмоциональной направленности личности Б. Додонова (позволяет изучить 10 видов ее потребностей);

Методики исследования мотивации достижения и аффилиациии А. Мехрабиана и М. Магомед-Эминова (применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и мотивов избегания неудачи);

Методики «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова (используются для исследования интересов и профессиональной ори­ентации личности);

Методику изучения личностного дифференциала (позволяет выявить определенные характеристики личности, относящиеся к ее самосознанию и межличностным отношениям);

Методику косвенного измерения системы самооценок (предназначена для вскрытия не вполне вербализированных или неосознаваемых особенностей самооценки);

Методики «Кос» (используются для выявления коммуникативных и организаторских способностей личности через различные ситуации поведения);

Методики диагностики психологической наблюдательности личности («Поведенческий порт­рет», «Список личностных черт» А. Эткинда, «Рисунок эмоций» В. Лабунской);

Шкалу одиночества Д. Рассела, Л. Пепло и М. Фергюссона (выявляет одиночество как следствие тревожности, социальной изоляции, депрессии, скуки);

Тест М. Люшера (позволяет понять направленность личности у или иную деятельность, ее функциональные состояния и настроения, а также наиболее устойчивые черта личности);

Опросник САН (предназначен для оперативной оценки самочуствия, активности и настроений людей) .

В-седьмых , различают методики изучения массовидных и других социально-психологических явлений , в состав которых обычно включают:

Методики изучения соци­альной удовлетворенности людей (основываются на учете престижа их профессий людей, уровня образования и дохода);

Методики диагностики качества и образа жизни в обществе (основаны на анализе показателей культуры образа жизни, социального благополучия);

Методики оценки репутации (основана на существующем в каждом обществе своеобразном разделении множества профессий, статусов, позиций и оценки их с точки зрения значимо­сти, престижа);

- «самооценочный» метод классовой идентификации (ориентирован на выявление реального или мнимого имущественного и социально-психологического самочувствия представителей различных конфессиональных групп);

Семи- и девятиклассные шкалы оценки социальной стратификации (основаны на применении кластерного анализа для анализа уровня дохода, тесноты связей этого показателя с перечнем профессий и уровнем образования, статусом и т.п.);

Методики изучения общественного мнения и общественных настроений (строятся на выявлении отношения различных слоев общества к собы­тиям, фактам, представляющим социальный интерес, наиболее значимым для людей, для удовлетворения их потребностей в самосохранении, потреблении, общении, самовыражении и т.д.);

Методики изучения политического лидерства (представляют собой соединение различных технологий анализа отношения общества к конкретным политическим лидерам и использования специальных тестов для выявления наиболее предпочтительных для общества их психологических характеристик);

Методики «Профиль организационных характеристик» Р. Лайкерта и «Шкала организационных парадигм» Л. Константина (предназначены для выявления лидерст­ва, группового взаимодействия и сотрудничества, мотивации, коммуникации, процесса принятия решений в ходе управления);

Методики изучения социально-психологического климата (позволяют выявить эмоциональный, поведенче­ский и когнитивный компонент отношений в обществе) .

История развития методов. Успех развития и практического применения любой науки, в том числе и социальной психологии, во многом зависит как от богатства ее идей, теоретического багажа, так и от степени отработанности и полноты всей системы методов и приемов исследования и реализации выводов науки в практической деятельности.

История социально-психологической мысли свидетельствует о том, как вместе с развитием социально-психологической теории совершенствуются, обогащаются новыми средствами, приемами и техническими возможностями и методы исследования.

Ведущими методами социальной психологии во второй половине XIX века были методы наблюдения и самонаблюдения, методы анализа различных источников (художественная литература, публицистика, письма, биографии, политические документы, описание исторических событий и т. д.), методы изучения этнографического материала. В конце XIX века впервые применяется метод опроса (беседа, анкета) и проводятся социально-психологические эксперименты. Однако наибольшее развитие и применение метод экспериментального исследования в социальной психологии получает в первой половине XX века в работах немецкого психолога В. Мёдэ, американского социального психолога Ф. Олпорта и русских ученых В. М. Бехтерева и М. В. Ланге.

Система методов социальной психологии продолжает обогащаться и сейчас. Идет интенсивная разработка методов наблюдения и опроса, эксперимента, методов не только получения, но и обработки первичной информации.

Вместе с тем этим не ограничивается история разработки методов социальной психологии, поскольку они не исчерпываются задачами исследования, но предполагают нацеленность и на эффективное социальное влияние, а также социально-психологический контроль различных форм человеческой жизнедеятельности.

Первоначально методы социальной психологии не осознаются человеком как таковые и применяются как эмпирически найденные приемы эффективного воздействия друг на друга. Затем они осознаются и разрабатываются уже преимущественно как методы эмпирического исследования. Однако со временем получают все большее развитие методы осознанного социально-психологического контроля и воздействия. В какой-то мере они содержатся уже в самих методах эмпирического исследования, таких, например, как эксперимент.

Трудности классификации методов. Названные выше обстоятельства, как правило, до сих пор ставят исследователей перед трудностями при попытках построения классификации методов. Под "шапкой" общей характеристики методов социально-психологического исследования могут оказаться как методы исследования, так и методы воздействия . При этом первые исчерпываются преимущественно методами эмпирического исследования, т. е. методами сбора и первичной обработки информации. Во многом остается не ясным, есть ли различие между методами, применяемыми в данной науке и других смежных дисциплинах, несмотря на универсальный, междисциплинарный характер большей части этих методов.

Логические основания для классификации методов социальной психологии. На наш взгляд, все методы и их модификации, применяемые в социальной психологии, следует различать по двум различным основаниям: во-первых, по степени их принадлежности к социальной психологии и, во-вторых, по специфике выполняемых ими функций вообще и в данной науке в частности.

В таком случае можно было бы говорить о трех случаях, характеризующих степень принадлежности тех или иных методов к социальной психологии:
- методы универсальные, применяемые почти во всех науках о человеке, в том числе и в социальной психологии;
- универсальные методы, но имеющие существенные особенности их применения в данной науке;
- собственно специфические социально-психологические методы, применяемые преимущественно здесь и надежно обеспеченные только средствами данной науки.

Функциональное различие методов. Применительно же к специфике выполняемых теми или иными методами функций правомерно, на наш взгляд, различать:
- методы воздействия;
- методы исследования;
- методы контроля.

Начнем с характеристики специфики функций, выполняемых теми или иными методами в социальной психологии. Методы воздействия первоначально складываются как не вполне осознаваемые приемы эффективного влияния людей друг на друга, а в дальнейшем исследуются и классифицируются в то же время и в качестве социально-психологических механизмов общения и взаимовлияния (заражение, внушение, гипноз, убеждение и др.).

Методы исследования. Методы исследования в социальной психологии формируются позже и связаны первоначально с опытом философского, теоретического, а затем и эмпирического, в частности экспериментального, исследования.

В настоящее время, как это уже отмечалось, методы исследования, применяемые в социальной психологии часто отождествляются с методами эмпирического исследования. Как правило они сводятся к наблюдению, изучению документов, опросу, тестированию и эксперименту.

Методы сбора первичной информации. Формы каждого из названных методов весьма многообразны. Наблюдение может выступать, например, в виде самонаблюдения или наблюдения со стороны за поступками, поведением и психическим состоянием других людей. Разновидностью последнего является "включенное" наблюдение, когда исследователь сам входит в изучаемый коллектив в качестве одного из его членов и скрытно ведет наблюдение за поведением других членов группы. По своему объекту наблюдение может быть направлено на так называемые "значимые" или "стандартные" ситуации.

Многообразны и формы опроса. Последний может осуществляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестирования и т. д. Специфической формой опроса являются диспуты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массовой информации.

Большое значение в эмпирическом исследовании имеет работа по изучению документального материала. В широком смысле слова документ - это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вообще все продукты или следы человеческой деятельности, знание которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений.

Соотношение методов эмпирического и теоретического исследования. Вместе с тем это далеко не совсем полная характеристика методов, применение которых необходимо для осуществления даже эмпирического исследования. Последнее становится просто невозможным без теоретического обеспечения и его методов уже на стадии замысла эмпирического исследования. Программа последнего включает в себя реализацию методов концептуального анализа и моделирования структурно-функциональных особенностей изучаемого явления, определение проблемного поля, целей и задач исследования, гипотез относительно характера изучаемых процессов, ожидаемых по итогам исследования результатов.

После предварительной теоретической подготовки осуществляется сбор первичной информации с применением тех методов, о которых уже говорилось выше.

Методы обработки информации. После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап исследования, который заключается в определении степени достоверности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень достоверности обеспечивается как сочетанием ряда методов, например опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением современных средств вычислительной техники для обработки большого количества полученной информации. Однако проблема точности исследования в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических данных. Не менее важным условием точности исследования являются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Когда определена степень достоверности исходных данных, установлена какая-то зависимость, корреляция между различными элементами исследуемого объекта, на первый план выступает задача соотнесения сформулированных ранее рабочих гипотез и моделей структуры и механизмов изучаемого явления с полученными эмпирическими данными. На этом этапе решающее значение приобретает система принципиальных теоретических установок исследователя, глубина и последовательность методологического аппарата науки. В соответствии с этим можно говорить уже не только о совокупности методов получения, первичной, количественной обработки информации, но и о системе методов вторичной, качественной обработки эмпирических данных с целью объяснения установленных на основе анализа статистического материала зависимостей. (Точнее здесь было бы говорить не просто о переходе от количественных к качественным методам или методам качественного анализа, а к методам анализа качества изучаемого явления.)

Основными методами на этой стадии исследования являются важнейшие установки социальной психологии, вытекающие из социально-психологической теории, логические методы обобщения и анализа (индуктивный и дедуктивный, аналогия и т. д.), построение рабочих гипотез и метод моделирования. Все эти методы в целом могут рассматриваться как способы объяснения эмпирических данных. Определение места и значения каждого из них в социально-психологическом исследовании может и должно стать объектом специальных работ.

Вслед за построением рабочей гипотезы и соответствующей модели (на этапе, предшествующем началу сбора информации) наступает этап их проверки. Здесь опять применимы все известные методы получения информации для выяснения того, насколько соответствует или не соответствует, подходит или не подходит новая информация под объяснение с позиций сложившейся гипотезы и соответствующей модели. Однако наиболее эффективным и надежным методом проверки рабочих гипотез и моделей является метод социально-психологического эксперимента.

Методы социально-психологического контроля. Особое место в арсенале средств социальной психологии наряду с методами воздействия и исследования занимают методы социально-психологического контроля. Их специфика состоит в том, что они применяются, как правило, во-первых, на основе уже имеющейся первичной информации об объекте наблюдения; во-вторых, выходят за рамки чисто исследовательских процедур; в-третьих, соединяют в себе методы диагностики и направленного воздействия в одно целое, подчиненное практическим задачам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например эксперимента, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным. От простого одноактного наблюдения за тем или иным социально-психологическим процессом до наблюдения систематического, предполагающего регулярное снятие информации с объекта и замеры его различных параметров. Такова, например, практика социально-психологического мониторинга.

Еще более высоким уровнем контроля является применение целого комплекса методов, начиная от диагностики и заканчивая методами целенаправленного корректирующего и регулирующего воздействия на обследуемый объект.

Такова, например, практика диагностики (в данном случае с целью обследования) и регуляции социально-психологического климата коллектива (СПК). Последняя включает в себя диагностику всей совокупности компонентов, составляющих социально-психологические условия жизнедеятельности данного коллектива (его СПК, стиль руководства, типологию лидерства, иерархию основных социально-психологических рассогласований в структуре как межличностных, так и деловых отношений между членами коллектива), а также систему мер коррекции горизонтальных и вертикальных структур внутри-коллективных отношений и тем самым регуляцию СПК , .

Отвечая на поставленный нами выше вопрос о различии методов социальной психологии по критерию степени принадлежности к данной науке, необходимо отметить следующее.

Все общеизвестные группы методов получения первичной информации (наблюдение, опрос, тест, документ и эксперимент) являются достаточно универсальными методами практически всех наук о человеке. Часть из них, такие, например, как наблюдение или эксперимент, имеют несколько больше, чем опрос или -документ, возможностей для проявления своих особенностей в социальной психологии. Наблюдение способно дать максимальный эффект именно в социальной психологии в той мере, в какой исследователь именно данной области психологически готов к наибольшей полноте и глубине восприятия психического состояния и поведения человека. Эксперимент же предполагает достаточно высокий уровень технологической и технической оснащенности средствами и методами социальной психологии.

К специфическим же методам собственно социальной психологии можно отнести такие методы, какими являются средства диагностики и регуляции групповой деятельности - диагностики СПК, стиля руководства и лидерства, коррекции межличностных отношений в группе и регуляции на их основе СПК. Сюда же можно отнести и методы социально-психологического контроля в целом, предполагающие комплексное применение методов диагностики, прогнозирования, коррекции и регуляции явлений групповой, коллективной и массовой психологии как специфической феноменологии данной науки.

Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные в включенностью в соц. группы, а также психолог. особенности этих групп. Она занимается (по Андреевой):

1.изучением межличностных отношений, которые пронизывают систему общественных отношений;

2.изучением закономерностей и деятельности людей в соц. Группах и даёт психолог. характеристику этих групп.

Все научные методы делятся на 2 группы:

Методы воздействия (методы соц. психологии, формирующие общественное и личное сознание);

Методы исследования (среди них методы сбора и обработки информации)

Андреева выделяет 2 группы методов социальной психологии:

1.методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

2.методы обработки информации (приемы теоретической и логической обработки данных; использование математической статистики).

Наблюдение – преднамеренное систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения

Предметом наблюдения в социальной психологии служат вербальные и невербальные акты поведения человека, группы, нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов. Может быть констатирующим. В этом случае изучаются необходимые социально-психологические явления. Формирующим. В процессе формирующего эксперимента развиваются требуемые качества испытуемых.

Метод анализа документов процесс осмысления информации из разнообразных источников (научных исследований, архивных материалов, документах).

Метод обобщения независимых характеристик выявление и анализ мнений о социально-психологических явлениях и процессах.

Анализ результатов деятельности в этом случае социально-психологические явления изучаются опосредовано.

Опрос метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя. Анкетирование делится на прессовое (вопросник публикуется в периодике), почтовое (анкеты рассылаются по почте) и раздаточное (личная раздача вопросов и сбор ответов).

Тестирование в этом случае испытуемые выполняют конкретные действия по специальному заданию исследователя.

Социометрия используется для диагностики симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между участниками группы или коллектива. Позволяет выявить структуру взаимоотношений в малых группах, позиции лидеров и аутсайдеров.