Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пение разработки уроков в детском саду. Конспект музыкального занятия «Вокально-певческая деятельность

Пение разработки уроков в детском саду. Конспект музыкального занятия «Вокально-певческая деятельность

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г. Сочи

Эстрадный вокал

Тема: «Путешествие в страну «Мелодия»»

Домбровская Юлия Юрьевна

Даниленко Светлана Васильевна

Пояснительная записка

Удивительный музыкальный инструментчеловеческий голос. Каждый из нас наделен им. А как неповторимо звучат голоса детей, как они любят петь и выступать как дома для родителей, так и на праздниках. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Приходя на первое занятие по вокалу, они еще не знают, чем им предстоит заниматься. И очень важно с первого занятия раскрыть перед воспитанниками красоту музыки, показать как необходимо овладение средствами вокальной выразительности, музыкально - ритмическими способностями, что помогает детям свободно и раскрепощено держаться на сцене, что сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими и актерскими навыками, что позволяет более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен, приобретать знания музыкальной грамоты. А самое главное оказать влияние на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности к занятиям по вокалу.

Новизна и актуальность разработки.

Разработка данного занятия обусловлена поиском оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Занятие проходит в форме игры – путешествия, чтоспособствует эмоциональному общению воспитанников, развитию их творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через выполнение индивидуальных и групповых заданий. Педагогу данное занятие помогает получить начальное представление о музыкальных способностях вновь прибывших воспитанников, насколько они любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь, насколько он наделен способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей.

Ещё одной отличительной особенностью данной разработки занятия является скоординированная деятельность всех направлений деятельности при обучении в вокальной студии (вокал, музыкально - ритмические движения, хореография, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели.

При составлении методической разработки использованы методы:

метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;

метод общения;

метод импровизации;

метод драматизации.

Все методы находятся в тесной взаимосвязи. Это помогает педагогу вести в течение занятия такое необходимое живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от одного этапа занятия к другому, поскольку носит эмоциональный характер и вызывает у ребят чувство радости. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Занятие построено таким образом, что контроль над эффективностью реализации разработки данного занятия педагог может осуществлять незаметно для воспитанников, так как на последней станции путешествия они сами показывают в игровой форме, насколько реализованы цели и задачи, поставленные педагогом.

Роль и место занятия в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение занятия.

Дети, на данном занятии, имеют возможность, познакомится со всеми разделами программы, по которой они будут обучаться на протяжении всего курса по эстрадному вокалу.

Ожидаемые результаты.

Положительный настрой детей на занятия вокалом,

Практическая значимость образовательной разработки занятия состоит в том, что она может быть применена в кружковой работе, в общеобразовательных школах, Дворцах детского творчества, домах культуры.

Цель:

ЦЕЛЬ: создание условий для включения детей в систему непрерывного музыкально-эстетического образования посредством занятий в вокальной студии.

Задачи:

    знакомство детей в игровой форме с основными понятиями песенного жанра;

    выработка первоначальных навыков подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;

    развитие познавательной активности детей;

    содействие эстетическому воспитанию детей;

    создание у детей атмосферы радости общения и успешности в коллективе.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, экран, ноутбук (компьютер), музыкальная аппаратура (дека для мини-дисков), пианино, журнальный столик, стулья для детей, ларец, нотный стан, «волшебная» палочка.

Возраст детей: 7 – 8 лет

План занятия:

    Приветствие

    Знакомство

    Подготовка к «путешествию»

    Станция «Нотки»

    Станция «Мажор и Минор»

    Станция «Театральная»

    Станция «Грация»

    Станция «Сцена»

    Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей.

    Прощание.

Ход занятия.

Перед началом занятия в записи звучат детские песни. Ребята знакомятся с буклетом. Дети занимают свои места в аудитории. (слайд № 1)

1. Организационный момент. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте, друзья! Хотите побывать в сказочной музыкальной стране? Где прекрасные ученики и добрые педагоги, где учиться не нудно, не трудно, а весело и чудно? Такая страна на свете есть, называется она

«Мелодия»! (слайд № 2)

2. Знакомство

Педагог: Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Юлия Юрьевна. А как зовут вас?

Дети по одному отвечают.

Педагог:

Вот мы с вами и познакомились. А теперь поприветствуем друг друга.

Приветствие наше будет немного необычным, музыкальным. Именно так

здороваются в прекрасной стране « Мелодия».

Музыкальное приветствие: «Добрый День»

Показ педагога.

Дети вместе с педагогом исполняют приветствие.

Педагог: Молодцы, вы прекрасно справились.

Вот теперь мы можем отправиться в путешествие. Давайте возьмём с собой самое необходимое: светлую улыбку и хорошее настроение. Главная цель нашего путешествия – увидеть, как прекрасна музыкальная страна, какие герои её населяют.

3. Подготовка к «путешествию»

Педагог: Для волшебного путешествия и помощники нужны волшебные: сказочный экран, волшебный ключ и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами. Я буду паровозом, а вы будете вагончиками. Давайте сейчас построимся и попробуем изобразить настоящий поезд.

Педагог берет флажок и свисток. Дети изображают поезд.

Педагог: Вот мы и готовы! А как мы попадем в страну «Мелодия»?

Педагог достает из ларца скрипичный ключ

Педагог: Вы знаете, что это такое?

Ответы детей

Педагог: Правильно, это скрипичный ключ. Он поможет нам открыть дорогу в прекрасную страну «Мелодия».

Педагог крепит скрипичный ключ на нотный стан.

На экране открывается дверь, (слайд № 3) и дети видят карту страны «Мелодия» (играет сказочная музыка) (слайд № 4)

Педагог: Дорога открыта, путешествие начинается.

Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуйте запомнить несложные слова песни и петь вместе со мной. Запоминайте.

Припев:

Чух-чух-чух, ту- ту-ту,

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз-букашка.

Молодцы, у вас здорово получается! Теперь с весёлой песней нас точно пропустят в музыкальную страну! Куплет исполню я, а с припевом наш поезд тронется. Припев - это начало движения. Итак, приготовились! (слайд № 4, 5)

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: (плюсовка 1 куплет и припев песни «Паровоз-букашка»)

Поезд останавливается. На экране домик с окошками. (слайд № 6)

4. Станция «Нотки»

Педагог: Наша первая остановка. Посмотрите, ребята, какой замечательный

домик. В этом домике живут 7 очень дружных жильцов ноток.

А вы знаете их имена и кто, на каком этаже живет?

Ответы детей (До, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Педагог: Правильно! На первом этаже живет нотка «ДО».

Открывается окошко домика на первом этаже, и дети видят ноту «ДО»

Педагог: В стране «Мелодия» нота «ДО» - символ доброты и дружбы. Эта нота поможет Вам найти много друзей. Ребята, а вы знаете песни о дружбе?

Дети называют песни о дружбе («Дружба крепкая», «Когда мои друзья со мной» и т. д.)

Педагог: На втором этаже живет «РЕ»

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «РЕ»

Педагог: Это радость творчества, работа. Как вы думаете, чтобы красиво и правильно петь, нужно много РЕгулярно трудиться?

Ответы детей

Педагог: Да пение это регулярные занятия и много труда. Давайте узнаем, а кто же живет у нас на 3 этаже – нота «МИ», что означает Мир песни.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «МИ»

Песни бывают разные: песня народная и песня, создаваемая композиторами и поэтами. И познакомить нас с этими песнями в дальнейшем сможет нотка «МИ».

Подскажите, кто живет на следующем этаже?

Ответы детей

Педагог: Правильно! Нота «ФА».

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «ФА»

В моей стране все большие ФАнтазеры и выдумщики.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СОЛЬ»

Педагог: Вот мы и на этаже «СОЛЬ». В нашей стране это означает сотрудничество, согласие, сотворчество. Эти качества очень важны, когда жители страны поют хором. Но в нашей стране учатся петь и по одному. Такое пение называется сольным и такой исполнитель солист.

Педагог: Этаж нотки «ЛЯ». ЗемЛЯ… Эта нотка знакомит своих друзей с тем, что происходит на нашей земле. Она рассказывает о разных событиях.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СИ».

Педагог: Последняя жительница дома – нота «СИ». «СИ» – это сила. Сила творчества, сила фантазии, сила дружбы.

Между ними есть крючочки.

Ну-ка, их произнеси –

Дети: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Педагог: А теперь наоборот –

Дети: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Педагог: Чтобы с ними подружиться,

Надо музыке учиться.

Мир прекрасный ты откроешь,

Если нотки все освоишь.

В мир волшебный попадёшь –

Вместе с ними запоёшь!

Будешь с нотками дружить –

Музыкально будешь жить.

Жить без музыки, дружок,

На земле никто не мог.

Вот мы и познакомились с семью новыми друзьями. Мы с ними еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку: «Паровоз-букашка». (Плюсовка припев) (слайд № 7)

Поезд останавливается. На экране одноэтажный уютный домик. (слайд № 8)

5. Станция «Мажор и Минор»

Педагог: Наша вторая остановка. И мы попали с вами к двум братьям, с которыми, я надеюсь, мы подружимся. А зовут их Мажор и Минор. И сейчас я хочу познакомить вас с одной замечательной сказкой. Жили - были два брата: Мажор и Минор. Мажор был старшим, а минор - младшим. Старший брат всегда веселился:

Я - лад мажорный: радостный, задорный!

А младший - грустил и вздыхал:

Я печальный с давних пор, потому что я - минор.

Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы да по ягоды и заблудились...

Ох, пропадём, в яму упадём, запричитал минор. Никогда нам из этого леса не выйти...

Да что ты расплакался, успокаивал его старший брат. Не горюй, а лучше песенку спой!

Исполняет песню: Я минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную пою и сейчас я зареву...

Песня получилась у минора очень уж грустная. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, затих ветерок, даже птички замолчали. А солнышко спряталось за тучку от грустной песенки минора.

Нет, братец, так не годится! - воскликнул мажор. Давай-ка я спою!

И запел мажор свою песню: Все мы дружно стали вряд, получился звукоряд. Не простой - мажорный, радостный, задорный.

Встрепенулся лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему брату мажору.

А ну-ка, братец, веселее шаг! Смотри, как ярко светит солнце, как щебечут птицы! Слышишь? Журчит ручей! Вот в какую сторону нам идти!

Так с весёлой песней и выбрались братья из леса!

Понравилась вам сказка?

Так как же зовут двух братьев музыки?

Ответы детей (Мажор и минор).

На экране у домика появляются два человечка. (слайд № 9)

Педагог: А как вы думаете, какие можно выполнять движения под музыку мажора? А минора?

(Мажор - активные: хлопки, прыжки и т.д., минор - плавные.) Мы с вами сейчас проведём игру. Будет поочерёдно звучать музыка. Когда вы услышите мажор, нужно будет хлопать в ладоши, как только зазвучит минор - покачивать руками из стороны в сторону над головой. Всем ясно задание? Посмотрим, кто из вас самый внимательный!

Проводится игра, звучит разнохарактерная музыка.

Педагог: Молодцы, вы все научились разбираться с настроением музыки, а значит, подружились с Мажором и Минором. Но наше путешествие продолжается, и необыкновенный поезд вновь отправляется в путь.

Дети с педагогом вновь образуют поезд и с песней «отправляются в дорогу». Звучит музыка (плюсовка «Паровоз-букашка» припев).

Дети, поют вместе с педагогом. (слайд № 10)

Поезд останавливается. На экране домик – станция. (слайд № 11)

6. Станция «Театральная»

Педагог: Мы не зря остановились на этой станции. Любой человек, выступающий на сцене, будь то актер, музыкант или певец дарит зрителям не только свое творчество, но и эмоции. А вы знаете, что такое эмоции?

Ответы детей: радость, печаль, грусть, восхищение и т. д. А как мы можем передать эти эмоции? Интонацией голоса и мимикой (выражением лица)

Педагог: Сейчас я прочитаю текст уже знакомой нам песенки, а вы внимательно послушаете, а потом ответите, получилось ли мне интонацией голоса и мимикой передать характер и содержание текста?

Педагог читает строки не в характере, грустно и затянуто.

Педагог: Плывут за окошком поля и леса,

Мы едем туда, где нас ждут чудеса,

И солнышко светит и речка блестит

И наш паровозик так быстро летит.

Нет, не удалось мне передать настроение, потому что текст из весёлой, задорной песни. И написал её Александр, а помог ему один из наших друзей Мажор. Давайте вместе с вами прочтём строчки весело?

Дети пытаются проговорить строки весело, задорно, звонко. (слайд № 12)

Педагог: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Пришло время отправляться дальше...

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом «Паровоз-букашка» (плюсовка припева). Поезд останавливается. (слайд № 13)

7. Станция «Грация»

На экране танцующая девочка. (слайд № 14)

Педагог: Чтобы весело нам петь,

Нужно телом нам владеть.

Всем под песню танцевать,

Песней с танцем покорять.

Когда певец поет на сцене, он не только должен хорошо петь, но и обязательно уметь красиво двигаться. На станции «Грация» мы с вами попробуем выучить несколько танцевальных движений, которые вам обязательно пригодятся для выступлений. А поможет нам в этом паровозик из «Ромашкова». Будьте внимательны, слушайте музыку и повторяйте движения за мной и волшебными помощниками на экране.

На экране сказочные герои показывают танцевальные движения. Дети пытаются запомнить и повторить движения с помощью педагога.

(слайд № 15, 16, 17)

Педагог: Замечательно! Вы просто настоящие танцоры. Все движения у вас замечательно получаются. Они нам обязательно пригодятся на следующей станции. И снова в путь.

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка. Дети, поют вместе с педагогом (плюсовка припева).(слайд № 18)

8. Станция «Сцена»

На экране сцена. (слайд № 19)

Педагог: Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одну из самых главных станций страны «Мелодия» - станция «СЦЕНА». Все кто попадает на эту станцию, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон.

Посмотрите, внимательно, и скажите: «Сколько микрофонов находится в нашей аудитории?»

Ответ детей (10).

Педагог: Вы очень внимательны и правильно посчитали – их ровно 10. Посмотрите, как они улыбаются и очень ждут, когда окажутся в ваших руках, но …

Но чтобы микрофон действительно был помощником исполнителю, надо уметь им пользоваться. Как вы думаете, как нужно пользоваться микрофоном?

Ответ детей

Педагог: У вас интересные предположения. И во многом вы правы. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно.

В микрофон не надо кричать, но и не надо просто напевать.

В микрофон нужно петь ясно, четко и чисто, чтобы слышно было все слова и не было фальши.

Не надо бояться микрофона. Сначала ваш собственный голос покажется не вашим, так как микрофон имеет свойство искажать звуки.

Не надо держать микрофон за головку, а то звук будет глухим.

Но это еще не все.

Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.

Итак, я надеюсь, что вы теперь вооружены знаниями и готовы к работе с

микрофоном.

На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном.

Педагог: Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами, вспомнить, как мы учились быть актерами на станции «Театральная» и движения, которые выучили когда были на станции «Грация». Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.

Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Паровоз букашка» пытаясь в своем выступлении соединить эмоции, движения, правильное обращение с микрофоном.

(слайд № 20, 21, 22, 23, 24, 25)

9. Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей. (слайд № 26)

Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Мелодия» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?

Ответы детей

Педагог: А вы знаете, что вы так понравились нашим новым друзьям, что они передали вам подарок.

Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается. Звучит волшебная музыка.

Педагог: В этой шкатулке разноцветные нотки, с помощью которых мы с вами сегодня сочиним свою настоящую МЕЛОДИЮ. Если вам понравилось наше путешествие, вам было весело и интересно, возьмите из шкатулочки нотку и прикрепите на нотный стан, где располагается скрипичный ключ, который открыл нам дверь в страну «Мелодия».

Дети берут нотки и прикрепляют на нотный стан.

10. Прощание.

Педагог:

Посмотрите, какая замечательная мажорная мелодия у нас получилась.

Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Мелодия». Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!

Елена Михайловна Иванова
План-конспект занятия по вокалу

План-конспект

открытого занятия педагога дополнительного образования

Ивановой Елены Михайловны

руководителя вокального кружка «Поющие друзья»

технологического техникума г. Биробиджан

Тема занятия вокальных номеров ».

Цель занятия : сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Задачи :

а) обучающие :

Закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;

Дать понятие «алгоритм» ;

Обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением ;

Научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;

б) развивающие :

В процессе вокально -хоровой работы развивать певческие навыки;

Развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;

в) воспитательные :

Формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре ;

Воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Технологии, используемые на занятии :

Технология формирования певческой культуры.

Технология дифференцированного обучения.

Технология индивидуального обучения.

Здоровьесберегающая технология.

Материальные средства обучения :

Фортепиано

Доска, мел

Магниты

Мульти-медиа проектор, экран

Карандаш, тетрадь

Ноутбук

Микрофон

Фонограмма минус

Ноты и текст песен

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитанники кружка входят в класс, садятся на свои места.

Педагог :

Здравствуйте. Я рада новой встрече с вами. Сегодня, ребята, мы продолжим работу над нашими песнями. Первую половину занятия мы посвятим изучению нового материала и общей песне, которую мы готовим к праздничному концерту, а во второй половине займемся индивидуальной и самостоятельной работой.

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте :

Напоминаю вам, что вся техническая аппаратура у нас работает от электричества, поэтому необходимо быть максимально осторожными : стараться не задевать провода фортепиано и магнитофона, микрофонный провод не крутить в руках. На стульях не качаться во избежание травм.

Тема нашего занятия звучит так : «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров », а.

цель наша сегодня : узнать в какой последовательности ведется работа над вокальным произведением и научиться самостоятельно применять полученные знания.

II. Теоретическая часть.

Изучение нового материала.

И начнем мы с того, сто попытаемся разобраться : в чем состоит суть темы занятия . Первое слово, думаю, покажется вам наиболее интересным - «алгоритм» . Сразу спрошу : может кто-то знает, что оно означает?

Учащиеся : …

Педагог :

А ведь, нет ничего проще : алгоритм - последовательность действий (шагов, приводящая к достижению поставленной цели, т. е. что за чем следует делать, чтобы получить желаемый результат.

А основная цель у нас какая? Для чего мы приходим сюда вокальный кружок ) заниматься?

Учащиеся : Чтобы научиться красиво петь песни, выступать на сцене.

Педагог :

Правильно. Нам не хочется просто спеть песню (как получится, на наших занятиях мы стремимся научиться исполнять ее на достойном уровне. Известно, что нет предела совершенству, но мы должны к нему стремиться. А для того, чтобы получить хороший результат в нашей с вами работе, мы должны четко представлять себе из чего она состоит.

Понятно, что мы должны много слушать музыки, читать, выполнять различные упражнения на дыхание, развитие голоса и много другое. Но, сейчас мы с вами попытаемся понять : из каких шагов, из каких этапов состоит работа над песней, будь она сольная или ансамблевая.

А, кстати, кто может напомнить : чем отличается сольное исполнение от ансамбля. А в чем состоит сложность каждого из них.

Сольное пение – поет 1 человек, большая ответственность за то, как ты споешь, отсутствие рядом локтя товарища – нет психологической поддержки, отсюда – страх, нет возможности «спрятаться» если что-то не получается так как хотелось бы.

В ансамбле – другие особенности : много голосов, здесь важно достичь слаженного пения, т. е. единства в исполнении.

Независимо от того, сольное произведение или ансамблевое, алгоритм примерно одинаковый. В ансамбле работа усложняется за счет затраты большего количества времени особенно на начале, когда осуществляется разучивание партий (голосов) (т. е. мелодии и ритма каждой из них, а затем их соединение и выстраивание гармонии.

Итак, ребята, вашему вниманию предлагается вот такая схема. (см. схему № 1) Сегодня мы с ней только познакомимся. А уже на следующих занятиях будем изучать более подробно. Напоминает эта схема кому-то «лестницу» , а кому-то, в связи с последними Олимпийскими играми «пьедестал» . Победителем здесь станет тот, кто дойдет до самой высокой ступеньки, а наградой станет что?

Учащиеся : …

Педагог : Да, аплодисменты слушателей и удовлетворение от проделанной работы.

Физминутка

Педагог : Сейчас свои знания мы попробуем применить на практике. Но прежде чем приступить к работе над нашим репертуаром, нам необходимо что сделать?

Учащиеся : …

Педагог : Правильно, подготовить певческий аппарат к работе, ведь работа над качеством исполнения произведения начинается уже с выполнения упражнений.

III. Практическая часть.

Работа над качеством исполнения сольных и ансамблевых вокальных произведений .

3. 1 Подготовка певческого аппарата к работе (работа стоя) :

1. Певческая установка.

2. Артикуляционная гимнастика :

Разработка щёк : «Клоунские гримасы : улыбка-трубочка» , «Пасть льва» , «Хомячок : голодный и сытый» , «Шпаги» .

Разработка губ : «Пятачок» , «Кусаем губы» , «Недовольная лошадь» .

Разработка языка : «Жевачка» , «Часики» , «Лошадь и пони» .

Разработка мягкого неба : «Колесики» , «Позеваем» .

3. Упражнения на дыхание :

«Игра со свечкой» (глубокий вдох-медленный выдох) .

«Сдуваем воздушный шарик» (выдох с остановками на счет 1-5) .

«Насос» (медленный вдох-сильный выдох) .

«Собака в жару» .

4. Распевание :

«На одном звуке закрытым ртом» (+ цепное дыхание) .

«Два звука : м, у, а» (формирование гласных + мягкая атака) .

«Пять звуков : «пение губами» (+работа мышц губ) .

«Пять звуков : а-а… о-о… и-и…» (+пение на опоре) .

«Пять звуков : Ми-и-а-ми… А-ми» (формирование гласных + твердая и мягкая атака+ скачки) .

«Т 5/3 и Д» (расширение диапазона + опора + тембральная окраска звука + дыхание + атака звука).

Педагог : А теперь приступаем к работе над песней «Только вперед» .

3.2 Работа над ансамблевым вокальным произведением

(«Только вперед» - 1 куплет и припев):

1. Повторение песни (1 куплет и припев) .

2. Припев :

Ритмическая и темповая слитность ансамбля.

Единая манера звукообразования : округлые гласные.

Фразировка.

3. Куплет (работа с солистами) :

4. Соединение куплета с припевом :

Своевременное вступление солистов.

Пауза перед припевом.

5. Закрепление под фонограмму (1 куплет и припев) :

При помощи фортепиано и педагога.

Самостоятельно.

Физминутка

Педагог : Ребята, скажите пожалуйста, на каком этапе работы мы с вами сейчас находимся. Аргументируйте свой ответ.

Дети : Преимущественно на начальном (ведется работа над чистотой интонирования и построения гармонии, точностью ритма, но уже постепенно начинаем использовать элементы 2 этапа (единая манера звукообразования, дикция, артикуляция, дыхание, атака звука).

Педагог : Молодцы. А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Задача перед вами будет стоять следующая : определить на каком этапе работы над песней находятся ребята, с которыми я сейчас буду работать индивидуально.

Будьте, пожалуйста, внимательны : не критиковать – вы должны понимать, что, кто-то пришел раньше в коллектив, кто-то позже, у кого-то получается чуть быстрее, а кому-то необходимо побольше времени. Вам надо просто определить (ни с кем не советуясь) ступеньку на которой они находятся, т. е. показать свои знания.

Работа ведется педагогом параллельно : используются 2 формы работы индивидуальная и фронтальная.

3.3 Работа над сольным вокальным произведением :

1. «Белыми птицами» Елена Фурман и Кристина Сенько :

Ритмический ансамбль,

Своевременность вступления,

Дикция и артикуляция,

Чистота интонации в припеве.

2. «Кукушка» Ксения Боковня :

Единая округлая манера звукообразования,

Звук на опоре – избавление от пения на крике.

3. «Звездный календарь» Настя Егрищина :

Дикция и артикуляция,

Единая открытая манера звукообразования,

Пение на опоре.

4. «Я вернусь» Юлия Слесарчук :

Динамические оттенки,

Пение на опоре,

Фразировка,

Жанр и характер произведения,

Интонационно-драматическое развитие песни (контрастное) .

IV. Подведение итогов.

Педагог : Занятие наше близится к концу, и мне хотелось бы от вас услышать : что нового вы сегодня для себя узнали, какая работа проделана сегодня, и какая, на ваш взгляд работа нам еще предстоит.

Учащиеся : 1. Сегодня мы познакомились с вами с алгоритмом работы над вокальными произведениями и учились определять этапы нахождения процесса работы над произведением. 2. Работали над ансамблем 1 части песни «Только вперед» . 3. Работали над сольными песнями, улучшая уровень их исполнения.

Мы с вами сегодня проделали огромную работу, каждый из вас старался, вы молодцы. Впереди у нас много интересной работы. Но это будет на следующих занятиях . А сегодня всем спасибо, до свидания!

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

Комплексные конспекты

Конспект открытого занятия по развитию
певческих навыков на тему «Сочетание интонационной
выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»
для детей подготовительной к школе группы

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.

Задачи:

  1. Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
  2. Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
  3. Воспитывать у детей интерес к пению.

Методическое обеспечение:

Дидактические средства: сшитый из ткани нотный стан, нотки-бусинки разного цвета (7 штук) , коробочка с кусочками фольги.

Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки П. Грейджера «Загородные сады».

Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь ему собрать рассыпавшиеся нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности) .

План занятия:

  1. Вход детей в зал. Музыкальное приветствие «Добрый день», музыка К. Андреаса.
  2. Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Ладошки» с музыкальным сопровождением.
  3. Артикуляционная гимнастика: «окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки» («Загородные сады», муз. П. Грейджер) .
  4. Вокально-интонационные упражнения: «паровоз» - вибрация губ, «мотор ревет» - «р»(до-ре-ми-фа-соль) . Упражнения транспонируются по полутонам вверх и вниз.
  5. Вокальная скороговорка «Тридцать три трубача трубят тревогу», муз. Т. Зебряк. Пение в разных темпах (Lento, Moderato, Allegro, Precto) .
  6. Песенка «Паучина», м. д. фольклор.
  7. Попевочка «Светлячок» д. ф.
  8. «Украл котик клубочек», р. н. к.
  9. Разучивание песни «До чего же грустно», муз. С. Соснина.
  10. Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!», муз. Е. Соколовой.

Методика проведения :

Дети заходят в зал.

Музыкальное приветствие «Добрый день», муз. К. Андреаса.

Музыкальный руководитель приглашает детей подойти к столу, на нем нотный стан с нотками-бусинками.

М. Р. : Ребята, посмотрите!

На волшебных ниточках

Бусинки висят.

Не простые бусинки –

Все они звучат.

Ожерелье славное –

Нотное оно.

Мной для вас припасено!

Из этих нот-бусинок складываются разные песенки. Вот эту Песенку я вам спою.

М. р. берет «ноты» - они падают на стол.

М. Р. : Ой! Бусинки рассыпались прямо на столе. .

И наверно музыки больше не звучать.

Помогите мне бусинки нотные собрать?!

Ответы детей.

М. Р. : Но чтобы нотки-бусинки «запели» надо выполнить определенные упражнения. Немножко старания – разовьешь дыхание.

Упражнения на дыхание.

Почувствуйте холод на своих ладошках.

Словно волшебник – мороз

На окна узоры нанес.

Упражнение «Холодный ветер».

Мы погреемся немножко

Согревай свои ладошки.

Упражнение «Греем ручки».

Вот ладошка, вот кулак.

Ты умеешь делать так?

Упражнение «Ладошки».

А сейчас, молчок, пусть попляшет язычок.

Артикуляционная гимнастика.

«Окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки».

Вокально-интонационные упражнения.

Нас веселый паровозик в путешествие увозит.

«Паровоз» - вибрация губ.

Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.

«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».

Звучит труба (фонограмма).

М. Р. : Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.

Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Lento.

Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача»- в темпе Moderato.

Услышал тревогу и мотылек.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Allegro.

Самый торопливый – муравей, еще быстрей.

Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Precto.

После исполнения скороговорки раздается звук.

М. Р. : Это одна бусинка хочет вернуться в свой домик.

М. р. прикрепляет одну бусинку на нотный стан.

М. Р. : А вот перед нами (по мелодии дети угадывают песенку) Паучок плетет свою паутину.

Песенка «Паучина» - пение с работой кистей рук (удар третьего пальца о пятый) в медленном темпе.

Звучит еще один звук – дети угадывают: «Сколько?».

Бусинка прикрепляется на нотный стан.

М. Р. : В кулачке моем спряталась загадка:

Огонек его не ярок, но в ночи он как подарок.

Станет капельку светлей этой ночью на земле.

Удивительный жучок – свет нам дарит. (светлячок) .

Давайте представим, как вспыхивают и гаснут светлячки в темноте.

М. Р. подбрасывает кусочки фольги вверх, они опускаются на пол.

М. Р. : Выберите себе светлячка и попросим его, чтобы он вновь зажег свой фонарик.

Пение песенки «Светлячок» д. ф. в разных тональностях.

Звучат два звука – дети угадывают.

Две бусинки возвращаются в домик.

М. Р. : Бусинка одна катилась да в клубочек превратилась.

В этой сказке хитрый кот. Кто нам песенку споет?

Работа над песенкой «Украл котик клубочек».

Звучит один звук. Прикрепляется еще одна бусинка.

М. Р. исполняет вступление к песне «До чего же грустно!» - дети угадывают.

Работа над песней «До чего же грустно!».

  1. Проговаривание текста в ритме музыки шепотом.
  2. С 17 такта - пропевание в медленном темпе.
  3. Работа над интонацией с 29 такта.
  4. Исполнение с самого начала.

Звучат два звука – дети отгадывают, бусинки прикрепляются на нотный стан.

М. Р. : И вот теперь получилась песня. Вот какая!

Звучат семь нот – это начало песни «Сказка, сказка, приходи!».

Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!» (с солистами) .

М. Р. : Вот и все бусинки вернулись домой.

Трудно нам без музыки петь и танцевать

Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.

Снова чудной музыки рады все друзья

И терять те бусинки больше нам нельзя.

М. Р. : Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе. Поют «До свидания!», выходят из зала.

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Григорьева Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, руководитель вокальной студии «Максимум» МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Аткарск Саратовской области. Открытое занятие вокального кружка 1-3 года обучения, тема: «Ритм»

Тема занятия: «Ритм»

Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, ритм.

Задачи занятия:

    развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;

    в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

    формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;

    воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Предварительная работа.

    Разучивание скороговорок, упражнений на дыхание, дикцию, звукообразование.

    Индивидуальная работа с детьми по разучиванию песен, попевок.

    Слушание музыки р.н.п. «Камаринская».

Мотивация: учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты.

Оформление зала: на стене изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница».

Оборудование: раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты, ударные музыкальные инструменты (ложки, барабан).

Слушание: песня «До, ре, ми» группа «Домисолька» сл. В. Ключникова,

муз. О. Юдахина., «Песенка про песенку», «Россия», р.н.п. «Камаринская».

Ход урока.

    Организационный момент.

Построение перед залом.

Вход под музыку: Звучит песня «До, ре, ми».

Музыкальное приветствие : «Домисолька» сл. В Ключникова,

муз. О.Юдахина.

    Вступительное слово педагога.

Я очень рада новой встрече с вами.

Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться, к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть.

Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? (Ноты, нотную грамоту). Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты.

Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки

Разместились по местам.

Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь.

    Работа по теме урока.

Ребята, а на чем можно путешествовать?

Одна нота хочет вернуться в свой домик. До

Мы с вами тоже распоемся.

Повторить правила пения (спросить детей)

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

    Распевание

    1. «От топота копыт», - работа над дикцией и динамикой:

    Четкая дикция;

    Штрихи

    Работа над динамикой;

      «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского

    Работа над дыханием;

    Построение трезвучия

    Пение по руке

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре.

Какое у вас настроение? А в музыке бывает настроение? Давайте пожелаем всем: Хорошего настроения! И постараемся точно передать настроение этой песни «Песенка про песенку» . Какое оно?

Исполнение песни «Песенка про песенку» (1,2,3 год обучения дети)

Нота прикрепляется на нотный стан. Ми

Наше путешествие продолжается. А сейчас – новое задание.

    Изучение нового материала. Ритм

1) Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко.

Примеры ритмических диктантов

1.«Калинка»,

2. « Во поле береза стояла»

3. « Маленькой ёлочке»

запись ритмического рисунка на доске

Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались короткие и длинные звуки? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется? ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его.

Ритм конкретной мелодии – это ритмический рисунок, т.е. элемент ритма. Из каких длительностей состоит ритмический рисунок? ( Четвертных, Восьмых, Шестнадцатых )

Длительность

Ритмический рисунок состоит из коротких и долгих длительностей

Ритмические звуки связаны друг с другом, они могут быть ровные, плавные, а могут звучать отрывисто. Пример: ритмично бьется сердце, тикают часы, меняется время года. (пример детей)

Приходим к выводу, что порядок создают? (Ровные шаги. Четкий рисунок. Равномерное чередование ударов.)

2) Задание усложняется.

Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши.

Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Сегодня мы попробуем использовать знаки и исполнить ритм.

3) Задание «Музыкальная гусеница»

На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Дети хлопают ритм.

4) Упражнение «Хор часов»

В зависимости от ритма меняется характер музыки. Я предлагаю такое упражнение «Хор часов»

Вам нужно изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизированном двухголосии. 1 группа произносит низким голосом «бом-бом», а 2 группа- высоким голосом «тики-тики»

Нота прикрепляется на нотный стан. Фа

Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. Какие ударные инструменты вы знаете?

4)Музицирование на музыкальных инструментах.

Р.н.п. «Камаринская»

Какой характер? (задорный, веселый, озорной)

Что можно сказать о мелодии (Мелодия изменяется, повторяется несколько раз)

Какие инструменты вы услышали?

В русских деревенских плясках есть не только состязание между танцорами, но и состязание между инструментами. Произведение, которое вы прослушали, называется «Камаринская».

На чем раньше играли русские пляски?

Вот и мы будем играть на муз. инструментах. Сначала давайте выучим ритмический рисунок.

в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах «Камаринская».

Замечательно исполнили произведение.

Нота прикрепляется на нотный стан. Соль

А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу.

    Физминутка.

«Похлопаем, потопаем»

Как вы замечательно двигались,

А движение - это здоровье!

Нота прикрепляется на нотный стан. Ля

Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. Как называется страна, где мы живем?

Исполнение песни «Россия»

С каким настроением исполняется эта песня? Какие чувства здесь передает автор?

Нота прикрепляется на нотный стан. Си

Ребята, посмотрите на нотный стан.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Эти ноты все подряд образуют звукоряд.

Вот и все ноты вернулись домой. Снова мы с вами будем петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах.

  1. Итог. Наше путешествие подошло к концу.

С какими элементами нотной грамоты мы познакомились? (ритм, длительность, звукоряд).

Ритм- чередование длинных и коротких звуков в музыке.

Длительность – продолжительность удара от удара до удара.

Звукоряд - это определенный порядок музыкальных звуков, которые применяются в музыке. Нотный стан с нотами.

Что интересного вы узнали? Что особенно ярко запомнилось? (Узнали, что такое ритм, играли на ударных инструментах, пели солистами и т.д.).

VIII . Рефлексия.

Педагог: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

Дети дают оценку своей работе.

Расстаться с музыкой нельзя.

Мы влюблены в нее с рожденья

И мы не скажем ей: «Прощай»,

А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку.