Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Творческий и жизненный путь солженицына александра исаевича. с доброй улыбкой

Творческий и жизненный путь солженицына александра исаевича. с доброй улыбкой

Творческий путь Солженицына.

Родился в 1918 ᴦ. в Кисловодске.

Начало творческого пути Александра Солженицына датируется 1928 годом, когда ему было 10 лет, а не ʼʼлагернымʼʼ периодом 40-50-х, как считалось ранее, сообщила автор исследования, филолог Людмила Сараскина.

Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интервью: ʼʼЯ отдал почти всю жизнь русской революцииʼʼ.

Свидетелœем и участником русской истории XX в. Солженицын был сам. Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 ᴦ. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 ᴦ. . В октябре мобилизован в армию. Летом 1942 ᴦ. - звание лейтенанта͵ а в конце - фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гᴦ. (двучастный рассказ ʼʼЖелябугские выселкиʼʼ и повесть ʼʼАдлиг Швенкиттенʼʼ - ʼʼНовый мирʼʼ. 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 ᴦ. - самсоновская катастрофа - становится предметом изображения в первом ʼʼУзлеʼʼ ʼʼКраен Колесаʼʼ - в ʼʼАвгусте Четырнадцатогоʼʼ. 9 февраля 1945 ᴦ. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника, генерала Травкина. После ареста - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Марфинская шарашка, описанная в романе ʼʼВ круге первомʼʼ, 1955-1968). С 1949 ᴦ. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 ᴦ. Солженицын - ʼʼвечный ссыльнопосœелœенецʼʼ в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 ᴦ. - реабилитация и сельская школа в посœелке Торфо-продукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой (прототип хозяйки ʼʼМатрениного двораʼʼ) (1959). В 1959 ᴦ. Солженицын за три недели ʼʼоблегченныйʼʼ вариант рассказа ʼʼЩ-854ʼʼ, (после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения самого Н.С. Хрущева увидел свет в ʼʼНовом миреʼʼ под названием ʼʼОдин день Ивана Денисовича)

К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт - около полутора десятилетий. В литературном подполье создаются романы ʼʼВ круге первомʼʼ, несколько пьес, киносценарий ʼʼЗнают истину танки!ʼʼ о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над ʼʼАрхипелагом ГУЛагомʼʼ, замыслен роман о русской революции под кодовым названием ʼʼР-17ʼʼ, воплотившийся десятилетия спустя в эпопею ʼʼКрасное Колесоʼʼ.

В серединœе 60-х гᴦ. создается повесть ʼʼРаковый корпусʼʼ (1963-1967) и ʼʼоблегченныйʼʼ вариант романа ʼʼВ круге первомʼʼ. Опубликовать их в ʼʼНовом миреʼʼ не удается, и оба выходят в 1968 ᴦ. на Западе. В это же время идет начатая ранее работа над ʼʼАрхипелагом ГУЛагомʼʼ(1958-1968; 1979) и эпопеей ʼʼКрасное Колесоʼʼ

В 1970 ᴦ. Солженицын становится лауреатом Нобелœевской премий. Не выезжает из СССР т.к, опасатеся лишиться гражданства и возможности бороться на родинœе - в связи с этим личное получение премии и речь нобелœевского лауреата откладываются. История с получением Нобелœевской премии описана в главе ʼʼНобелианаʼʼ (ʼʼБодался телœенок с дубомʼʼ). В то же время его положение в СССР всœе более ухудшается: принципиальная и бескомпромиссная идеологическая и литературная позиция приводит к исключению из Союза писателœей (ноябрь 1969 ᴦ.), в советской прессе разворачивается кампания травли Солженицына. Это заставляет его дать разрешение на публикацию в Париже книги ʼʼАвгуст Четырнадцатогоʼʼ (1971) - первого тома эпопеи ʼʼКрасное Колесоʼʼ. В 1973 ᴦ. в парижском издательстве YMCA-PRESS увидел свет первый том ʼʼАрхипелага ГУЛагаʼʼ.

Идеологическая оппозиционность не только не скрывается Солженицыным, но и прямо декларируется. Он пишет целый ряд открытых писем: Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателœей (1967), Открытое письмо Секретариату Союза писателœей РСФСГ (1969), Письмо вождям Советского Союза (1973), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ посылает по почте адресатам в ЦК КПСС, а не получив ответа͵ распространяет в самиздате. Писатель создает цикл публицистических статей, которые предназначаются для философско-публицистического сборникаʼʼ. ʼʼИз-под глыбʼʼ (ʼʼНа возврате дыхания и сознанияʼʼ, ʼʼРаскаяние и самоограничение как категории национальной жизниʼʼ, ʼʼОбразованщинаʼʼ), ʼʼЖить не по лжи!ʼʼ (1974).(распространлись в самиздате)

В феврале 1974 Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. Но его ни с чем не сравнимый авторитет у мировой общественности не позволяет советскому руководству просто расправиться с писателœем, в связи с этим его лишают советского гражданства и высылают из СССР. В ФРГ он останавливается у Генриха Бёлля, после чего посœеляется в Цюрихе (Швейцария). О жизни на Западе повествует вторая автобиографическая книга Солженицына ʼʼУгодило зернышко промеж двух жернововʼʼ, (ʼʼНовом миреʼʼ в 1998, 1999 ᴦ.)

В 1976 ᴦ. писатель с семьей переезжает в Америку, в штат Вермонт. Работает над полным собранием сочинœений и продолжает исторические исследования, результаты которых ложатся в основу эпопеи ʼʼКрасное Колесоʼʼ.

Солженицын всœегда был уверен в том, что вернется в Россию.

В 1988 ᴦ. Солженицыну было возвращено гражданство СССР, а в 1989 ᴦ. в ʼʼНовом миреʼʼ публикуются Нобелœевская лекция и главы из ʼʼАрхипелага ГУЛагаʼʼ ʼʼ затем, в 1990 ᴦ. - романы ʼʼВ круге первомʼʼ и ʼʼРаковый корпусʼʼ. В 1994г писатель возвратился в Россию. С 1995 ᴦ. в ʼʼНовом миреʼʼ публикуетʼʼ новый цикл - ʼʼдвучастныеʼʼ рассказы.

47. Военная тема на современном этапе развития РЛ.

В одном из последних своих интервью В.Г.Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: ʼʼСколько в человеке памяти, столько в нем и человекаʼʼ. Природа мудра. Она так выстроила путь человеческой жизни, чтобы не ослабевала и не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения. Храня теплую память о прошлом, мы сохраняем чувство ответственности за Родину, укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории. По этой причине велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно – патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина исторической памяти. Каждое литературное произведение несет на себе отпечаток своего времени, вырастает из истории отечественной культуры и воспринимается в контексте ее прошлого и настоящего опыта. И человек вырастает как часть общества, часть его истории. Животрепещущая память о прошлом и является опорой человека в жизни, силой его ʼʼсамостояньяʼʼ. ʼʼСамостоянье человека – залог его величияʼʼ, – сказал А.С.Пушкин. Современная литература углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни наших реальных достижений, показывает высокий нравственный потенциал человека. Современная литература сделала многое для сбережения культурного наследия прошлого, для развития исторической памяти у нового поколения. Тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повсœедневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всœех живущих на Земле, в связи с этим одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им крайне важно показать значимость борьбы и победы, истоки героизма русских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родинœе; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни. Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!.. Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется рассвет русской литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы – тема подвига. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: ʼʼИмя твое неизвестно, подвиг твой бессмертенʼʼ. Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Οʜᴎ решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родинœе, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение всœе более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Типологические особенности современной прозы о войне. * проявляются процессы новых нравственных ориентиров; * озабоченность поиском новых смыслов, попытки обретения героя; * наблюдается стремление к публицистичности; * основывается на использовании документальных материалов; * многоэпизодность повествования, когда отдельные картины сменяют друг друга быстро; * военная литература получает второе дыхание, потому что:

Отсутствует идеологический диктат, - имеются документальные источники, - в литературу приходят новые поколения писателœей. Т. о., в современной прозе наблюдается развитие батальной прозы: восприятие войны как метафора сегодняшней жизни в целом. С нее снимается идеологический и мифологический покров. Высшей ценностью объявляется человеческая жизнь, а не победа любой ценой. Верх берет природно-архетипическая составляющая человеческого существования.

Творческий путь Солженицына. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творческий путь Солженицына." 2017, 2018.

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы.
После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства коммунизма” в России за годы советской власти, - уже, кажется, ничего не удивительно и не страшно!
Краткое жизнеописание Александра Исаевича Солженицына: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет (находился на так называемых общих работах в политическом Особлаге). Затем был переведен в Казахстан “навечно”, однако после последовавшей в феврале 1957 года реабилитации работал школьным учителем в Рязани. После опубликования в 1962 году “Одного дня Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей, из которого через семь лет был исключен. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его творчество вернулось на Родину.
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - “полифоническая с точными приметами времени и места действия”, из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку - “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное колесо” - “повествование в отмеренных сроках”, “Раковый корпус” - по авторской воле, “повесть”, а “Один день Ивана Денисовича” - рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имеет семь редакций. Сюжет его состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” - в научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов.
Смысл названия романа разъяснен зэком: “Шарашка - высший, лучший, первый круг ада”.
Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех...”
“Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем”, - вспоминал Александр Исаевич.
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью”, - писал А. И. Солженицын.
Я считаю, что писатели и художники своими произведениями помогают людям победить ложь. Таково и все творчество Солженицына, выдающегося писателя наших дней и великого человека.

    Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Наш спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов «Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие...

    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой...

    Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательства невозможности существования в ней человека. Всё творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком)...

    В СССР в сталинский период под негласным запретом нахо­дились книги Ф. М. Достоевского, не переиздавался и стал прак­тически библиографической редкостью «Толковый словарь жи­вого великорусского языка» В. И. Даля. Когда Солженицын находился в спецтюрьме...

Судьба Александра Исаевича Солженицына (1918 – 2008 гг) складывалась не благодаря, а вопреки. Он родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске через шесть месяцев после смерти отца. В школе в Ростов!- на - Дону вступил в комсомол, обрел друзей и стал старостой класса. В 1936 году поступает в Ростовский университет на физмат. Через три года сдает экзамены еще и на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства (МИФЛИ). После окончания университета работает преподавателем, женится на Наталье Решетовской. С начала войны мобилизован, окончил 3-ЛАУ в Костроме, стал командиром разведывательной звукобатареи. Пройдя со своим соединением от Орла до Восточной Пруссии, был арестован контрразведкой за переписку со школьным другом Виткевичем. В письмах они открыто говорили о своих «политических негодованиях», обозначалуЛенина уменьшительным «Вовка», а Сталина - кличкой «Пахан». 27 июля 1945 года осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-ой Уголовного кодекса. Он отбывает свой срок сначала в Мово-иерусалимском лагере под Москвой, затем в марфинской шарашке (так назывались научно-исследовательские коллективы, формировавшиеся из заключенных-специалистов и работавшие в основном на военно-промышленный и разведывательский комплексы). Но подобно своему герою Нержину из романа «В круге первом» Солженицын участию в чекистских разборках предпочитает лагерь, ибо путь к истине лежит не через сделку, а через жертву. Солженицын вновь оказывается в лагере, работает каменщиком. Но вновь и вновь его испытывает судьба: сначала уходом жены, затем смертельной болезнью. Дважды он добирался полуживым до «ракового корпуса» Ташкентской больницы, и дважды его «вернули пожить еще». Казалось, смерть неизбежна. Но как только Солженицын, отбросив все, целиком отдай» себя писанию, болезнь силу над ним потеряла.

В 1953 году после смерти Сталина Солженицын освобожден из лагеря, реабилитирован в 1956 году. Писатель приезжает в Москву, затем возвращается в город своего детства Ростов, получает назначение учителем физики в сельскую школу. В эти годы он вновь возобновляет брак с Натальей Решетовской, переселяется в Рязань, продолжая работать учителем. В полной тайне Солженицын создавал свой первый роман - «В круге первом» (1957 - 1959 г.) окончательно завершив его лишь в 1968 году.

В основе романа попытка дипломанта Володина предупредить западное посольство о будущей краже секрета атомной бомбы и работа зэков на шарашке по созданию дешифратора человеческой речи и таким образом их участие в поимке дипломанта. Все герои романа делают свой выбор. Володин, понимая, что «надчеловеческое оружие преступно допускать в руки шального режима», идет на смертельный риск и погибает. Зэки Нержин, Рубин и Сологдин решают, нравственно ли выполнять задания «шарашки». Нержин от сотрудничества отказывается и выбирает «общие работы» в лагере. Сологдин ищет свой, обходный, «боковой» путь. Рубин соглашается и становится. вольным виновником гибели Володина.

Так уже в первом романе определилась стержневая тема всего творчества Солженицына - противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России.

Первым выступлением Солженицына в печати стал рассказ об одном счастливом дне з/к Щ-854-«Один день Ивана Денисовича». Рассказ был написан в 1959 году за три недели. Для публикации в журнале «Новый мир» № 11 за 1962 год потребовалось личное разрешение Хрущева. Славу Солженицына окончательно закрепили напечатанные в «Новом мире» рассказы «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка», тогда же он был выдвинут на соискание Ленинской премии, которую не получил.

Рассказы занимают особое место в творчестве Солженицына. Всего им написано 8 рассказов и цикл из 17 «крохоток». Наибольшую известность получили «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Основная тема этих рассказов - люди, на которых держится земля русская, нравственные принципы, по которым эти люди живут. Иван Денисович - глубоко народный тип. В экстремальных условиях лагеря он стремится не просто выжить как-нибудь, но вынести это испытание судьбы так, чтобы за себя совестно не было, чтобы сохранить уважение к себе. В Шухове есть сила, помогающая ему перенести тяжелейшие страдания и остаться человеком, в основе которой - нравственность трудового человека, «Он не был шакалом даже после семи лет общих работ». Шухов готов подработать, услужить, но не выпрашивать и не отбирать силой. В нем сохранились вопреки всему доброта, отзывчивость, сердечное, благожелательное отношение к людям.

На таких людях, как Иван Денисович, Матрена, живущая по принципу - побольше дать, поменьше взять - и держится жизнь, ибо «не стоит село без праведника».

В начале 60-х годов Солженицын переживает небывалый творческий подъем. Он готовит к печати «В круге первом», начинает «Архипелаг ГУЛАГ», роман «Раковый корпус», роман о революции 1917 года (набросок будущей эпопеи «Красное колесо»).

В сентябре 1965 года КГБ совершил налет на квартиру друга Солженицына, у которого хранились рукописи «Круга», поэм, пьес; рукописи были конфискованы. В январе того же года журнал «Новый мир» опубликовал последнее произведение Солженицына, появившиеся в подцензурной печати - рассказ «Захар - Калита». Позже предпринимались безуспешные попытки опубликовать роман «Раковый корпус»ДШла напряженная борьба с Союзом писателей СССР. Солженицын обратился к делегатам четвертого Съезда Союза писателей СССР с открытым письмом, в котором обличается вред цензуры, а также преследования, направленные против него лично: клевета, изъятие при обыске литературного архива, романа «В круге первом», невозможность печататься и публично выступать. Письмо заканчивалось словами: «Я спокоен, конечно, что свою задачу я выполню при всех обстоятельствах, а из могилы - еще успешнее и неоспоримее, чем живой. Никому не перегородить путей правды, и за движение ее я готов принять и смерть. Но может быть многие уроки научат нас, наконец, не останавливать пера писателя при жизни?».

Можно утверждать, что именно с этих пор, с Четвертого съезда, проходившего в мае 1967 года, начинается открытая борьба писателя Солженицына против советской власти. Он начинает записывай» главные эпизоды этой борьбы в «Очерках литературной жизни», которые получат

название «Бодался теленок с дубом». В то время за границей печатают «Раковый корпус» и «В круге первом», как в Париже писателю присуждают за _ лучший иностранный роман, как Солженицын работает над романом о русской ^ революции, его исключают из Союза писателей, лишают прописки.

Солженицын не был «правозащитником» и «революционером» в привычном смысле этого слова, ибо не входил ни в одно движение, ни в одну группу. Его оружие - Слово, его щит - Правда; его обвинительное заключение - семь частей «Архипелага ГУЛАГ». Закончено было это художественное исследование в 1968 году, тогда же микрофильм рукописи был передан за рубеж, для хранения - не публикации; разрешение на публикацию Солженицын, опасавшийся за судьбу 227 своих информаторов, дал только в сентябре 1972 года, после того, как нашли повесившейся у себя в квартире машинистку Е. Воронянскую, печатавшую «Архипелаг» и хранившую без ведома писателя один экземпляр машинописи, который после бесчеловечных допросов отдала в руки КГБ.

«Архипелаг ГУЛАГ» является энциклопедией народной трагедии. Лидия Чуковская писала: «В наших газетах Солженицына объявили предателем. Он и

в самом деле предал - не только родину, разумеется, за которую он честно сражался, и не народ, которому приносит честь своим творчеством и своей жизнью, а Государственное Управление Лагерей - ГУЛАГ - предал гласности историю гибели миллионов...» «Архипелаг ГУЛАГ» построен на воспоминаниях и свидетельствах бывших зэков, но это «художественное исследование», цель которого осмысление механизма самопревращения революционной власти во власть тюремную,. Ленина - в Сталина, внешней победы во внутренние поражение.

В конце 1970 года по инициативе французского писателя Франсуа Мориака Солженицыну присуждают Нобелевскую премию («за этическую силу, которой он следует традициям русской литературы»). Ожидавшаяся церемония вручения стала поводом для написания Нобелевской лекции, где Солженицын в емкой и лаконичной форме выразил свои давние мысли о назначении писателя в мире, не обретшем единой системы нравственного отсчета. Только искусство, считает писатель, способно сыграть объединявшую роль, но при условии подчинения единой красоте - красоте Правды. Именно эта красота и спасет мир. Завершается Нобелевская лекция словами, в которых обобщен опыт всей солженицынской жизни в культуре:

«ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ».

После опубликования на Западе «Архипелага» кампания против Солженицына достигает неслыханного накала. Обыски, преследования в семейной жизни (бесконечные откладывания бракоразводного процесса с Натальей Решетовской, запрещения жить в Москве, в квартире Н. Светловой, фактической жены Солженицына, матери его детей), невозможность печататься. 13 февраля 1974 года его арестовали и заключили в Лефортовскую тюрьму. Солженицын был лишен советского гражданства и осужден на изгнание. Специальным самолетом его доставили в Западную Германию.

Начался новый период в жизни Солженицына. Сначала он живет у Белля в Германии, затем в Швейцарии. Наконец, в октябре 1975 года писатель с семьей перебрался в США (штат Вермонт). Солженицын уединился в вермонтовском затворе, с головой уйдя в труд создания многотомного историко-художественного «повествования в отмеренных сроках» «Красное Колесо». Этот эпос о русской революции XX века строится по принцип} гигантского пульсара: после короткой вспышки, выхватывающей из мглы истории несколько ключевых, поворотных дней («Август Четырнадцато:: «Октября Шестнадцатого», «Марта...» и «Апреля Семнадцатого»), слетает временный провал; затем опять вспышка и опять провал. По замыслу, этот:-л должен стать итогом всех историософских, религиозных, публицистиче.:-

литературных поисков Солженицына, дать полную «формулу ошибки», явленной миру революционной Россией, и как бы «закодировать» будущее нашего отечества от повторения этих ошибок.

И вне отечества Солженицын остался русским писателем. В речи, произнесенной на Актовом дне Гарвардского университета, Солженицын, от которого ждали очередного обличил тоталитаризма, обличил - слепоту западной цивилизации, превыше всего заботящейся не о Боге, а о благе, не умеющей ограничить свои потребности и не желающей учиться у других, прежде всего - у России.

Возвращение Александра Солженицына в Россию состоялось в 1994 году! Это, наверно, результат того, что наше Отечество все же услышит и поймет «Как нам обустроить Россию», чтобы прошлое не повторялось.

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы.
После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства коммунизма” в России за годы советской власти, - уже, кажется, ничего не удивительно и не страшно!
Краткое жизнеописание Александра Исаевича Солженицына: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет (находился на так называемых общих работах в политическом Особлаге). Затем был переведен в Казахстан “навечно”, однако после последовавшей в феврале 1957 года реабилитации работал школьным учителем в Рязани. После опубликования в 1962 году “Одного дня Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей, из которого через семь лет был исключен. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его творчество вернулось на Родину.
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - “полифоническая с точными приметами времени и места дей ствия”, из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку - “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное колесо” - “повествование в отмеренных сроках”, “Раковый корпус” - по авторской воле, “повесть”, а “Один день Ивана Денисовича” - рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имеет семь редакций. Сюжет его состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” - в научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов.
Смысл названия романа разъяснен зэком: “Шарашка - высший, лучший, первый круг ада”.
Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех...”
“Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем”, - вспоминал Александр Исаевич.
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью”, - писал А. И. Солженицын.
Я считаю, что писатели и художники своими произведениями помогают людям победить ложь. Таково и все творчество Солженицына, выдающегося писателя наших дней и великого человека.


Солженицын Александр Исаевич (1918 -2008), русский писатель.

Родился 11 декабря в Кисловодске. Предки писателя по отцовской линии были крестьяне. Отец, Исаакий Семенович, получил университетское образование. Из университета в Первую мировую войну добровольцем ушел на фронт. Вернувшись с войны, был смертельно ранен на охоте и умер за полгода до рождения сына.

Мать, Таисия Захаровна Щербак, происходила из семьи богатого кубанского землевладельца.

Первые годы Солженицын прожил в Кисловодске, в 1924 вместе с матерью переехал в Ростов-на-Дону.

Уже в молодости Солженицын осознал себя писателем. В 1937 он задумывает исторический роман о начале Первой мировой войны и начинает собирать материалы для его создания. Позднее этот замысел был воплощен в Августе Четырнадцатого: первой части («узле») исторического повествования «Красное Колесо».

В 1941 Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Еще раньше, в 1939, он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства. Закончить институт ему помешала война. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в 1942 он был oтправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки.

Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награжден орденами. В конце января 1945 он вывел батарею из окружения.

9 февраля 1945 Солженицына арестовали: военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Солженицына осудили на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Отбывал он срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве. Затем - в «шарашке» (секретном научно-исследовательском институте, где работали заключенные) в подмосковном поселке Марфино. 1950-1953 он провел в лагере (в Казахстане), был на общих лагерных работах.

После окончания срока заключения (февраль 1953) Солженицын был отправлен в бессрочную ссылку. Он стал преподавать математику в районном центре Кок-Терек Джамбульской области Казахстана. 3 февраля 1956 Верховный суд Советского Союза освободил Солженицына от ссылки, а через год его и Виткевича объявил полностью невиновными: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии.

В 1956 Солженицын переселился в Россию - в небольшой поселок Рязанской области, где работал учителем. Через год он переехал в Рязань.

Еще в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 ему была сделана операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, злокачественная опухоль исчезла. В своем исцелении недавний узник усмотрел проявление Божественной воли - повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.

Первые сохранившиеся произведения Солженицын написал в лагере. Это стихотворения и сатирическая пьеса Пир победителей.

Зимой 1950-1951 Солженицын задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1959 была написана повесть Щ-854 (Один день одного зэка). Щ-854 - лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, заключенного (зэка) в советском концентрационном лагере.

Осенью 1961 с повестью познакомился главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский. Разрешение на публикацию повести Твардовский получил лично от Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Н.С.Хрущева. Щ-854 под измененным названием - Один день Ивана Денисовича - был напечатан в № 11 журнала «Новый мир» за 1962. Ради публикации повести Солженицын был вынужден смягчить некоторые детали жизни заключенных. Подлинный текст повести впервые напечатан в парижском издательстве «Ymcapress» в 1973. Но название Один день Ивана Денисовича Солженицын сохранил.

Публикация рассказа стала историческим событием. Солженицын стал известен всей стране.

Впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая правда. Появились публикации, в которых утверждалось, что писатель сгущает краски. Но преобладало восторженное восприятие рассказа. На короткое время Солженицын был признан официально.

Действие повести умещается в один день - от подъема до отбоя. Повествование ведется от лица автора, но Солженицын постоянно прибегает к несобственно-прямой речи: в авторских словах слышится голос главного героя, Ивана Денисовича Шухова, его оценки и мнения (Шухов, в прошлом крестьянин и солдат, осужден как «шпион» на десять лет лагерей за то, что попал в плен) .

Отличительная особенность поэтики рассказа - нейтральность тона, когда о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чем-то привычном, обыденном, как о том, что должно быть хорошо известно читателям. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях.

Описанный в рассказе день Шухова лишен событий страшных, трагических, и персонаж оценивает его как счастливый. Но существование Ивана Денисовича совершенно беспросветно: для того, чтобы обеспечить элементарное существование (прокормиться в лагере, выменять табак или пронести мимо охраны ножовку), Шухов должен изворачиваться и часто рисковать собою. Читатель побужден сделать вывод: каковы же были другие дни Шухова, если этот - полный опасностей и унижений - показался счастливым?

Шухов - обыкновенный человек, не герой. Верующий, но не готовый отдать жизнь за веру, Иван Денисович отличается цепкостью, умением просуществовать в невыносимых обстоятельствах. Поведение Шухова - не героическое, а естественное, не выходящее за рамки нравственных заповедей. Он противопоставлен другому зэку, «шакалу» Фетюкову, потерявшему чувство собственного достоинства, готовому облизывать чужие миски, унижаться. Героическое поведение в лагере попросту невозможно, как показывает пример другого персонажа, кавторанга (капитана второго ранга) Буйновского.

Один день Ивана Денисовича - произведение почти документальное: персонажи, за исключением, главного героя, имеют прототипы среди людей, с которыми автор познакомился в лагере.

Документальность - отличительная особенность почти всех произведений писателя. Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел.

В 1964 Один день Ивана Денисовича был выдвинут на Ленинскую премию. Но Ленинской премии Солженицын не получил: власти СССР стремились стереть память о сталинском терроре.

Через несколько месяцев после Одного дня Ивана Денисовича в № 1 «Нового мира» за 1963 был напечатан рассказ Солженицына Матренин двор. Первоначально рассказ Матренин двор назывался Не стоит село без праведника - по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название Матренин двор принадлежит Твардовскому. Как и Один день Ивана Денисовича, это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини - владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель, повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно савторским - Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.

Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами и горем. Матрена противопоставлена корыстным и недоброжелательным односельчанам, считающим ее «дурочкой». Вопреки всему Матрена не озлобилась, осталась сострадательной, открытой и бескорыстной.

Матрена из рассказа Солженицына - воплощение лучших черт русской крестьянки, ее лицо подобно лику святой на иконе, жизнь - почти житие. Дом - сквозной символ рассказа - соотнесен с ковчегом библейского праведника Ноя, в котором его семья спасается от потопа вместе с парами всех земных животных. В доме Матрены с животными из Ноева ковчега ассоциируются коза и кошка.

Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь, в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском тексте - плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены).

Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены - горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

В 1963-1966 в «Новом мире» были опубликованы еще три расска за Солженицына: Случай на станции Кречетовка (№ 1 за 1963, авторское название - Случай на станции Кочетовка - было изменено по настоянию редакции из-за противостояния «Нового мира» и консервативного журнала «Октябрь», возглавлявшегося писателем В.А.Кочетовым). После 1966 сочинения писателя не печатались на Родине вплоть до рубежа 1989, когда в журнале «Новый мир» публикуются Нобелевская лекция и главы из книги Архипелаг ГУЛаг.

В 1964 ради публикации романа в «Новом мире» А.Т.Твардовского Солженицын переработал роман, смягчив критику советской действительности.

В 1955 Солженицын задумывает, а в 1963-1966 пишет повесть Раковый корпус. В ней отразились впечатления автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления.

Все попытки напечатать повесть в «Новом мире» оказались неудачными. Раковый корпус, как и В круге первом, распространялся в «самиздате». Повесть вышла впервые на Западе в 1968 .

В середине 1960-х, когда на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, власть начинает рассматривать Солженицына как опасного противника. В сентябре 1965 у одного из друзей писателя, хранившего его рукописи, был устроен обыск. Солженицынский архив оказался в Комитете государственной безопасности. С 1966 сочинения писателя перестают печатать, а уже опубликованные изъяли из библиотек. КГБ распространил слухи, то во время войны Солженицын сдался в плен и сотрудничал с немцами. В марте 1967 Солженицын обратился к Четвертому съезду Союза советских писателей с письмом, где говорил о губительной власти цензуры и о судьбе своих произведений. Он требовал от Союза писателей опровергнуть клевету и решить вопрос о публикации Ракового корпуса. Руководство Союза писателей не откликнулосъ на этот призыв. Началось противостояние Солженицына власти. Он пишет публицистические статьи, которые расходятся в рукописях. Отныне публицистика стала для писателя такой же значимой частью его творчества, как и художественная литература. Солженицын распространяет открытые письма с протестами против нарушения прав человека, преследований инакомыслящих в Советском Союзе. В ноябре 1969 Солженицына исключают из Союза писателей. В 1970 Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом. О своем противостоянии коммунистической власти Солженицын рассказывает в книге Бодался телёнок с дубом, впервые опубликованной в Париже в 1975. С 1958 Солженицын работает над книгой Архипелаг ГУЛаг - историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском Союзе (ГУЛаг - Главное управление лагерей). Книга была завершена в 1968. В 1973 сотрудники КГБ захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 на Западе выходит первый том Архипелага... (полностью книга была издана на Западе в 1973-1975). Слово «архипелаг» в названии отсылает к книге А.П.Чехова о жизни каторжников на Сахалине - Остров Сахалин. Только вместо одного каторжного острова старой России в советское время раскинулся Архипелаг - множество «островов». Архипелаг ГУЛаг - одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий, и мартиролог - рассказы о мучениках ГУЛага. Повествование о советских концлагерях ориентировано на текст Библии: создание ГУЛага представлено как «вывернутое наизнанку» творение мира Богом (создается сатанинский анти-мир); семь книг Архипелага ГУЛага соотнесены с семью печатями Книги из Откровения святого Иоанна Богослова, покоторой Господь будет судить людей в конце времен. В Архипелаге ГУЛаге Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников. Как и в рассказе Один день Ивана Денисовича, повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. 12 февраля 1974 Солженицын был арестован и спустя сутки выслан из Советского Союза в Западную Германию. Сразу после ареста писателя его жена Наталья Дмитриевна распространила в «самиздате» его статью Жить не по лжи - призыв к гражданам отказаться от соучастия во лжи, которой от них требует власть. Солженицын с семьей поселился в швейцарском городе Цюрихе, в 1976 переехал в небольшой город Кавендиш в американском штате Вермонт. В публицистических статьях, написанных в изгнании, в речах и лекциях, произнесенных перед западной аудиторией, Солженицын критически осмысляет западные либеральные и демократические ценности. Закону, праву, многопартийности как условию и гарантии свободы человека в обществе он противопоставляет органическое единение людей, прямое народное самоуправление, в противовес идеалам потребительского общества он выдвигает идеи самоограничения и религиозные начала (Гарвардская речь, 1978, статья Наши плюралисты, 1982, Темплтоновская лекция, 1983). Выступления Солженицына вызвали острую реакцию у части эмиграции, упрекавшей его в тоталитарных симпатиях, ретроградстве и утопизме. Гротескно-шаржированный образ Солженицына - писателя Сим СимычаКарнавалова был создан В.Н.Войновичем в романе Москва-2042. В эмиграции Солженицын работает над эпопеей Красное Колесо, посвященной предреволюционным годам. Красное Колесо состоит из четырех частей-«узлов»: Август Четырнадцатого, Октябрь Шестнадцатого, Март Семнадцатого и Апрель Семнадцатого. Солженицын начал писать Красное Колесо в конце 1960-х и завершил только в начале 1990-х. Август Четырнадцатого и главы Октября Шестнадцатого были созданы еще в СССР. Красное Колесо - своеобразная летопись революции, которая создается из фрагментов разных жанров. Среди них - репортаж, протокол, стенограмма (рассказ о спорах министра Риттиха с депутатами Государственной думы; «отчет о происшествиях», в котором анализируются уличные беспорядки лета 1917, фрагменты из газетных статей самых разных политических направлений и т.д.). Многие главы подобны фрагментам психологического романа. В них описываются эпизоды из жизни вымышленных и исторических персонажей: полковника Воротынцева, его жены Алины и возлюбленной Ольды; влюбленного в революцию интеллигента Ленартовича, генерала Самсонова, одного из лидеров Государственной думы Гучкова и многих других. Оригинальны фрагменты, названные автором «экранами», - подобия кинематографических кадров с приемами монтажа и приближения или удаления воображаемой кинокамеры. «Экраны» полны символического смысла. Так, в одном из эпизодов, отражающем отступление русской армии в августе 1914, изображение оторвавшегося от телеги колеса, окрашенного пожаром, - символ хаоса, безумия истории. В Красном Колесе Солженицын прибегает к повествовательным приемам, характерным для модернистской поэтики .

Сам автор отмечал в своих интервью значимость для Красного Колеса романов американского модерниста Д.Дос Пассоса. Красное Колесо построено на сочетании и пересечении разных повествовательных точек зрения, при этом одно и то же событие иногда дается в восприятии нескольких персонажей (убийство П.А.Столыпина увидено взглядом его убийцы - террориста М.Г.Богрова, самого Столыпина, генерала П.Г.Курлова и Николая II). «Голос» повествователя, призванного выражать авторскую позицию, часто вступает в диалог с «голосами» персонажей, истинное авторское мнение может быть лишь реконструировано читателем из целого текста. Солженицыну - писателю и историку - особенно дорог реформатор, председатель Совета Министров России П.А.Столыпин, который был убит за несколько лет до начала основного действия Красного Колеса. Однако Солженицын посвятил ему значительную часть своего произведения. Красное Колесо во многом напоминает Войну и мир Л.Н.Толстого. Подобно Толстому, Солженицын противопоставляет актерствующих персонажей-политиканов (большевика Ленина, эсера Керенского, кадета Милюкова, царского министра Протопопова) нормальным, человечным, живым людям. Автор Красного Колеса разделяет толстовскую мысль о чрезвычайно большой роли в истории обыкновенных людей. Но толстовские солдаты и офицеры творили историю, не сознавая этого . Своих героев Солженицын все время ставит перед драматическим выбором - от их решений зависит ход событий. Отрешенность, готовность подчиниться ходу событий Солженицын, в отличие от Толстого, считает не проявлением прозорливости и внутренней свободы, а историческим предательством. Ибо в истории, по мысли автора Красного Колеса, действует не рок, а люди, и ничто не предопределено окончательно. Именно поэтому, сочувствуя Николаю II, автор все же считает его неизбывно виноватым - последний русский государь не исполнил своего предназначения, не удержал Россию от падения в бездну. Солженицын говорил, что вернется на родину лишь тогда, когда туда вернутся его книги, когда там напечатают Архипелаг ГУЛаг. Журналу «Новый мир» удалось добиться разрешения властей на публикацию глав этой книги в 1989. В мае 1994 Солженицын возвращается в Россию. Он пишет книгу воспоминаний Угодило зёрнышко промеж двух жерновов, выступает в газетах и на телевидении с оценками современной политики российских властей. Писатель обвиняет их в том, что проводимые в стране преобразования непродуманны, безнравственны и наносят огромный урон обществу, что вызвало неоднозначное отношение к публицистике Солженицына. В 1991 Солженицын пишет книгу Как нам обустроить Россию. Посильные сображения. А в 1998 Солженицын печатает книгу Россия в обвале, в которой резко критикует экономические реформы. Он размышляет о необходимости возрождения земства и русского национального сознания. Вышла в свет книга Двести лет вместе, посвященная еврейскому вопросу в России. В «Новом мире» писатель регулярно выступает в конце 1990-х с литературно-критическими статьями, посвященными творчеству русских прозаиков и поэтов. В 1990-х Солженицын пишет несколько рассказов и повестей.

А. И. Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, на своей даче в Троице-Лыкове, от острой сердечной недостаточности. 6 августа его прах был предан земле в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой историка В. О. Ключевского.

Жизненный и творческий путь Солженицына привлекали и продолжают привлекать внимание не только российских, но и зарубежных исследователей.

Литературное наследие Александра Солженицына столь монументально и многогранно, что его можно и нужно рассматривать с разных точек зрения. Книга ДэниэлаМахони - это не биография и не анализ художественной ценности трудов Солженицына. Автор, как специалист по политической философии, рассматривает работы Солженицына в контексте развития западной политической мысли. Ему удается установить более глубокую связь Солженицына с духовным наследием Запада, чем это полагали до сих пор. К примеру, он находит параллели между идеями Солженицына и Алексиса де Токвилля, показывает, что некоторые из них восходят к Аристотелю.

ДэниэлМахони определяет политическое мировоззрение Солженицына как "либеральный консерватизм". Он отвергает как беспочвенные комментарии некоторых критиков, находивших в произведениях Солженицына антидемократические, монархические и антисемитские тенденции. Однако автор книги забывает, что Солженицын принадлежит преимущественно к культурной традиции России. Анализ идейного содержания его работ вне этой традиции безусловно интересен, но имеет жесткие ограничения .

Произведения Солженицына могут быть разделены на две основные группы. Они примерно равны по объему, но не по своему значению. Его повести и романы "Один день Ивана Денисовича", "Раковый корпус", "В круге первом", а также трехтомный художественно-публицистический шедевр "Архипелаг ГУЛАГ" - это великие создания творческого гения. Они не только обеспечили автору выдающееся место в мировой литературе, но сделали его одним из крупнейших моральных авторитетов. Призыв Солженицына "жить не по лжи", помноженный на его собственное мужество, вдохновил целое поколение советской интеллигенции на моральное сопротивление, и, в конечном счете, стал важнейшим фактором в крушении коммунистического монстра.

Серия исторических романов "Красное колесо" составляет вторую основную часть наследия Солженицына. Первый же из этих романов, опубликованный больше тридцати лет назад, "Август 1914" оказался бесцветным, бесконечно длинным, наполненным бесплотными тенями вместо живых характеров, крайне рыхлым и неясным по идейной направленности. Солженицын вроде бы пытался показать, что надвигавшаяся революция была следствием политического и морального банкротства режима царского самодержавия. Но при этом некоторые события в предреволюционной России он описывал с точки зрения адептов этого режима. Это стало более ясно во втором издании "Августа 1914", куда автор ввел дополнительно триста страниц, посвященных покушению на премьер-министра России П.А.Столыпина, смертельно раненого в Киеве 1 сентября 1911 года.

Столыпин стремился отобрать большую часть политических свобод, которые народу и обществу удалось вырвать у царя в ходе первой Русской революции (1905 г.). Он разогнал две демократически избранные Государственные Думы, а затем, нарушив Конституцию, изменил Закон о выборах, чтобы получить более послушный парламент. Он ввел военно-полевые суды, которые отправили на смерть тысячи людей, в большинстве - невинных. Скорострельная столыпинская юстиция вершила суд и расправу с молниеносной быстротой. Приговор, - в том числе и смертный, - выносился в течение 48 часов после ареста подозреваемого и обжалованию не подлежал; еще через 24 часа приговоренный оказывался расстреляным или повешенным. Однако Солженицын изображает железного диктатора умеренным реформатором и гуманистом. Создавая "культ личности" Столыпина, он невероятно преувеличивает его политический вес и представляет его как несостоявшегося Спасителя России.

Похоже, что знания г-на Махони о Столыпине исчерпываются в основном тем, что он прочитал в романе Солженицына. Он принимает за данность то, что Столыпин был "выдающимся государственным деятелем, крупнейшим в России за два столетия"; что он "совмещал репрессии против революционного терроризма с широкими реформами и пытался править совместно с представителями общества, избранными в Думу".

Убийца Столыпина, Дмитрий Богров, как он представлен в романе Солженицына и в книге Махони, столь же далек от реального прототипа. Реальный Дмитрий Богров был молодым анархистом и тайным агентом охранки. Такое сочетание в те времена не было необычным. Есть серьезные основания полагать, что террористический акт Богрова был организован Охранкой при молчаливом одобрении царя (Столыпин к тому времени давно уже был не в фаворе, но упорно не уходил в отставку). Однако в романе Солженицына важнейшую роль в мотивах Богрова играет его еврейское происхождение. Хотя реальный Дмитрий Богров вырос в ассимилированной семье и не поддерживал связей с еврейской общиной, солженицынский "Мордко" Богров чувствует себя "плоть от плоти киевского еврейства". Он идет на убийство "по зову голоса трехтысячелетней давности". "Мордко" ненавидит Россию и убивает ее "Спасителя", потому что тот "слишком хорош для этой страны" (не потому, что слишком плох!) Иначе говоря, "Мордко" не делает различия между Россией и российским деспотическим режимом. И сам Солженицын тоже не делает такого различия: выстрелы "Мордко", пишет он, "решили судьбу правительства", "судьбу страны", "и судьбу моего народа" .

Для г-на Махони эта манифестация коллективной вины, накопившейся за 3000 лет еврейской истории, представляет "сбалансированный анализ мотивов Богрова". Он полагает, что Солженицын даже "отдает должное его бесспорному, хотя и ложно направленному, героизму". Г-н Махони тверд и последователен в своих оценках. Снова и снова он отказывается признать, что хотя бы некоторые идеи, выраженные в романе Солженицына, происходят не от Алексиса де Токвилля или Раймонда Арона, а от субкультуры российского антисемитизма.

По иронии судьбы, Александр Солженицын недавно сослужил плохую службу своим апологетам на Западе. В последней книге "Двести лет вместе (1795-1995): Русско-еврейские отношения" (первый из двух томов недавно был опубликован в Москве) он усиливает наиболее одиозные тенденции "Красного колеса". Солженицын, конечно, настаивает на том, что его новая книга - это строго объективный и сбалансированный анализ, но большинство рецензентов с этим не согласно. Как пишет один из них, "Солженицын написал свою книгу, чтобы продемонстрировать безусловное зло еврейского народа на фоне терпимой и даже благожелательной политики царского правительства и доброго отношения к евреям русского народа".