Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов - исследование человека при помощи теста "Слон." Итак...
Дайте человеку лист бумаги и попросите тестируемого нарисовать слона. Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя. свои проблемы и свое видение жизни.
Если у слона хорошо прорисованы уши, глаза, рот, кончик хобота, словом, все то. что связано с органами чувств, значит, нарисовавший его человек достаточно чуток к жизни, умеет видеть ее и слышать.
Органы чувств хоть и выписаны, но сделаны несколько небрежно, кое-как прорисован хобот. И очень важная деталь - на ногах слона нет ногтей. Это верный признак, что человек не аккуратист, не тщателен, не обращает особого внимания на качество жизни, не видит в ней малого.
Если еще и ноги прорисованы небрежно, это свидетельство того, что человек неоснователен.
Общий абрис рисунка логичен, пропорционален. совпадает с общим видом реального слона. Значит, у рисовавшего есть чувство меры, он умеет комплексно подходить к жизни, знает, что такое гармония.
Все четыре ноги одинаковой длины. Это означает, что человек стоит в жизни довольно устойчиво, привык надеяться в основном только на себя и чувствует себя уверенным и стабильным.
У слона округлая голова, вообще в самом рисунке много округлостей. Округлость указывает на наличие энергий женского принципа - это мягкость, доброта.
Большие, задранные вверх бивни указывают на возможность и готовность постоять за себя. Если бивни хоть и прорисованы, но маленькие и не задраны вверх - это говорит о неагрессивности рисовавшего.
Прямо за головой, где у слона голова переходит в туловище, видим выемку Если она выписана явно, значит, рисовавший раним, ему о многом хотелось бы забыть в жизни. Хвост и хобот опушены вниз. В принципе, это указывает на раздумчиво-грустный, небойкий характер. Но если наряду с этим в рисунке было бы много всяких округлостей и задора, можно было бы предположить, что автор склонен к частой смене настроений.
Уши нарисованы в спокойном состоянии, что немаловажно для вывода о ровном или нервозном характере. Если у слона уши подняты вверх - не исключено, что автор рисунка постоянно встревожен, ждет от жизни каверз и неприятностей.
Если слон нарисован с поднятыми вверх ушами, поднятыми бивнями, вытянутым хвостом и задранным вверх хоботом - человек обладает излишней нервозностью, агрессивностью. Его надо успокоить, привить ему мысли, что мир - это не всегда джунгли и вряд ли стоит быть излишне мобилизованным.
Слоны могут быть совершенно разными. Если вы зададитесь целью поразмышлять на эту тему, то погрузитесь в мир символов, образующих "слона". Исследуя рисунок с прикладной целью, выявляя для этого эмоциональные свойства рисовавшего, черты его характера, мы можем увидеть, что слон может быть нежным, может быть устойчивым в жизни, а может быть брюзжащим, неуживчивым типом.
Нарисовавший слона нарисовал не только себя, но в иносказатель- ной форме доверил бумаге свои проблемы. Вы, увидев их, можете помочь человеку правильно сориентироваться в жизни.
Проективная методика «КРОКОДИЛ». Инструкция: на белом листе бумаги нарисовать крокодила (можно в цвете). Интерпретация результатов Длинный хвост – злопамятный. Вид сверху – депрессивное состояние. Штриховка – тревожность. Зубы – вербальная агрессия. Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии. Анфас – бескомпромиссное поведение. Большой рисунок вверху листа – высокая самооценка. Маленький рисунок в низу листа – низкая самооценка. Шипы сверху – опасается «нападения сверху», т.е. взрослых. «Круговые движения» - тревога и страх. «Рамка» - стремление отгородится от внешнего мира, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью. «Левая сторона рисунка» - эмоционально – интуитивная сфера личности. «Правая сторона рисунка» - интеллектуально – рациональная сфера личности.
Слайд 8 из презентации «Агрессия у младших школьников»Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Агрессия у младших школьников.pptx» можно в zip-архиве размером 212 КБ.
«Агрессивное поведение подростков» - За что ругают дома. Как наказывают родители. Наказание. Ребенок. Границы поведения. Физическое насилие. Памятка родителям. Профилактическая работа. Как наказывают учителя. Психологическое давление. Агрессивное поведение подростков. Нарушение дисциплины в школе.
«Детская агрессивность» - Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка. Причины проявления жестокости и агрессивности детей. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. Способы борьбы с гневом: Пути преодоления агрессивности ребенка. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
«Агрессия» - Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? 6.Если тебя наказывают, то как? К агрессии больше всего склонны мальчики. 3.Советуют ли тебе родители при выборе телепередачи? Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
«Подростковая агрессия» - Агрессивность ребенка. Подростковая агрессия. Основные методы. Напряжение в общении с подростком. Особенности. Эмоциональные привязанности. Высокий уровень личной тревожности. Составляющие. Агрессивное поведение. Дети.
«Профилактика агрессии» - Библиотерапия. Воспитательная задача исключительной важности. Любая хорошая книга несет в себе терапевтический заряд. Когда воздействует слово. Толерантность. Единственное радикальное средство против экстремизма и жестокости. Смерть - неумолима. От плохих детей дом можно уберечь как от огня. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Последовательность заполнения квадратов и время не регламентируются. Все рисунки должны быть сделаны только карандашом, чтобы не нарушить характер графической линии. Лист бумаги для бланка следует брать неглянцевый и желательно белого цвета.
Когда обследуемый закончит работу с тестом, необходимо подробно опросить его по каждому из рисунков, например, по таким вопросам: что изображено на рисунке; какие события происходят; что им предшествовало, что будет потом; какие мысли и чувства у каждого из изображенных персонажей; если изображен одушевленный предмет, то надо попросить подробнейшим образом охарактеризовать его (мысли, чувства, желания, стремления, надежды, проблемы и т.д.). Если же изображен неодушевленный предмет, нужно попросить подробно описать и его. Например, если обследуемый изобразил дом, следует выяснить, какой это дом; давно ли построен, живет ли кто-нибудь в нем; если живет, то какие мысли, чувства, проблемы беспокоят этих людей; чем они сейчас занимаются, чем они будут заниматься. Если же никто не живет в доме, то необходимо выяснить - почему, жил ли кто-нибудь раньше в этом доме, в связи с чем эти люди теперь не живут, будет ли в этом доме жить кто-нибудь в будущем и т. и.
Далее, как показывает наш опыт, в любом случае оценка рисунка только по формальным признакам, без соотнесения его с описанием, не может дать достоверные результаты. При этом все восемь рисунков методики необходимо анализировать как одно целое; гипотеза, выдвинутая по одному рисунку, должна найти подтверждение и в других рисунках.
При интерпретации показателей теста целесообразно исходить в первую очередь из общих закономерностей анализа рисунков. Прежде всего, надо обратить внимание на характер линий. По этому показателю можно оценить энергетический уровень обследуемого, тревожность, имеющиеся аффекты. Например, если линия рисунка имеет сильный нажим, жирно прорисована, то это говорит о наличии высокой тревоги. Слабая линия, множественность слабых штрихов, неровность линий («паутинообразный» характер) свидетельствуют о низком энергетическом уровне и наличии невротических расстройств.
Большое значение при анализе рисунка имеет и такой его показатель, как конкретность или абстрактность. Больные с органическим поражением мозга, как правило, не могут выполнить элементарное задание или же рисуют чрезвычайно непропорциональные части изображаемого предмета. Если же рисунки удивляют своим условно-символическим характером (например, вместо слона в квадрате изображается что-то большое и неоформленное, не имеющее никакого сходства с этим животным, или же сюжет дается с помощью графических символических линий: стрелка, пунктиры), то, как показывают исследования, это обычно встречается у больных шизофренией или у шизоидных психопатов и свидетельствует о парадоксальности и выхолощенности мышления. Необходимо подчеркнуть, что окончательный вывод можно сделать только на основании психиатрического обследования, данные же теста могут служить в таких случаях лишь исходным материалом для построения клинической гипотезы. Ориентировочное значение рисуночных тестов в аспекте выявления психических аномалий имеет, на наш взгляд, большое значение для исследований личности преступников, поскольку, как показали исследования, лиц с психическими аномалиями среди них относительно много.
Иногда рисунки носят эгоцентричный характер, что проявляется в оценке нарисованного полностью через призму своих личных вкусов и желаний. Например, обследуемый говорит, что крокодила он не нарисует, потому что он ему не нравится. Или же в рисунках прослеживается чрезмерно личное участие в каждой изображаемой ситуации («я стою на берегу реки», «я смотрю на звезду», «так я провожу время ночью, а так днем» и т.п.). Такая эгоцентричность восприятия наиболее часто встречается у истероидных психопатов, иногда у эпилептиков. Но в последнем случае в рисунках обязательно находят проявление такие их черты, как склонность к детализации и обстоятельность мышления. Рисунки эпилептиков отличаются обычно чрезмерным количеством ненужных деталей, излишней тщательностью и замедленностью исполнения. При анализе рисунков следует обращать внимание и на характер работы обследуемого с первоначальным тестовым материалом.
Здесь возможны следующие две крайние позиции. В первом случае обследуемый активно «работает» с исходным стимульным материалом: изменяет, продолжает, перечеркивает и т. п. Во втором случае он совершенно «не работает» с предложенными тестовыми стимулами, никак не соотносит свои рисунки с ними. Естественно, что встречается и множество отношений промежуточного типа. В первом рассматриваемом варианте активная позиция при работе с тестовым материалом может рассматриваться как аналог активного поведения в реальной жизни, с максимальным привнесением своей личности в элементы окружающего мира, в общение и любые иные формы социального взаимодействия. Вторая позиция свидетельствует о пассивном отношении к окружающему миру, погруженности в свой внутренний мир и личные переживания. Если встречается эмоциональное подчеркивание тех или иных деталей рисунков или их пропуск, то при опросе необходимо подробнейшим образом выяснять причины. Подчеркнем, что успешная интерпретация теста возможна только при оценке и анализе всех его восьми рисунков как единого целого. Информация, полученная по каждому из рисунков, должна быть объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику человека.
Перейдем теперь к анализу интерпретаций по отдельным рисункам APT. Схемы интерпретации, предлагаемые ниже, составлены нами на основе обобщения данных как законопослушных граждан, так и преступников.
В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде и, в частности, то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении (имеется в виду не только внешняя деятельность, но и внутренняя, психологическая, т.е. поведение в широком смысле). Это надо знать, изучая, например, личность насильственного преступника или лица, совершившего неосторожное правонарушение. Полученные данные могут использоваться и при криминологическом прогнозировании.
При интерпретации рисунка в первой позиции нужно исходить из того, что она представляет собой модель пространства, а точка в ней является элементом этого пространства. Возможны следующие основные варианты интерпретации первой позиции. Обследуемый может, например, не заметить точку и нарисовать что-то, никак не связанное с ней. В другом случае он замечает точку, но в своем рисунке ее не использует. В третьем варианте точка используется в рисунке, но как абсолютно самостоятельный элемент; в четвертом - используется непосредственно в рисунке, но не несет центральной смысловой нагрузки; в пятом - как смысловой центр рисунка.
Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.п.), то это означает, что человек в максимальной степени стремится учесть элементы среды. Он активно стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки - точки - изменяется и характер ориентировки. Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает точки, что очень часто встречается у насильственных преступников. Это является прямым аналогом соответствующего поведения в реальности: такой человек часто не замечает то, что его окружает, не учитывает в поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации. Естественно, что все остальные варианты занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать, исходя из предложенной биполярной смысловой шкалы видов ориентировки.
Особо обратим внимание на некоторые тонкости интерпретации рисунков но первой позиции. Обследуемый может превратить точку в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся учесть каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.
В другом варианте обследуемый может как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезд и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, которые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.
Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций, что очень важно для криминологического исследования. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой, как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовываниё крокодила, по сравнению с другими рисунками, также свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение, их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности и поиске проявления агрессии со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты, как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т. п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована.
Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого, ленивого. Это встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Такое впечатление иногда производят осужденные за насильственные преступления.
У многих насильственных преступников рисунок крокодила может не иметь прямых символов агрессии, что, очевидно, можно проинтерпретировать как отсутствие у них актуальной агрессии как черты личности. Правда, у таких лиц в рисунках крокодила бывают тщательно вырисованы глаза, широко открытые и зачерненные, что может свидетельствовать, на наш взгляд, о наличии такой черты, как чрезмерная чувствительность в сфере межличностных отношений, что уже отмечалось в научной литературе как свойственное насильственным преступникам.
В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно, такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в ИТУ. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие норм. Естественно, что пренебрежение этим ограничением, несмотря на инструкцию, которая также является моделью императивного действия норм, свидетельствует о неспособности или нежелании человека придерживаться в своем поведении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью APT позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенденция человека к нарушению не каких-то конкретных видов норм (правовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая непереносимость любых внешних ограничений поведения, формальных и неформальных. Чаще всего, как показали наши исследования, рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у преступников, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нарушителями режима.
Поскольку слона большинство людей представляют как животное не одинокое, а живущее в группе, именно поэтому автором теста он был выбран в качестве стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения человека в группе. Кроме того, на наш взгляд, имеет значение и тот факт, что для европейцев слон является достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личностных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных. Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом поведения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угрожающей позе. Значение такой детали, как уши, - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы - признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, то свидетельствуют о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный вниз - недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.
Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка - отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие варианты: он нарисован анфас или сзади. Вид сбоку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его анфас интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях. Изображение сзади - пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.
Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т. п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны и не стремятся к изменению своей социально-психологической позиции, при этом их поведение стереотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются и у лиц, которых не принимает социальная группа или же они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями.
Наиболее типично подобное поведение для шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно и для многих осужденных, плохо адаптированных в ИТУ. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Преступники, отбывающие наказание в ИТК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.
Четвертая позиция теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди, придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре квадрата. Если подпись расположена в верхней части квадрата, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный (а иногда и социально-психологический) статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине квадрата. Наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увеличение длины подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию, имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступление по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического анализа почерка.
В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.
Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера происходят какие-либо события, или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду на свидание»).
При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учитывать, что в них могут быть спроецированы личные проблемы обследуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация помимо основного значения позиции (подход к оценке реальности) может также выявлять и наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.
Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Понятно, что информация такого рода важна для понимания половых преступлений или иных" насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал (см. рис.) выражает собой как бы две противоположные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал, дерево, растущее на берегу, направлено па выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Эти условные значения являются исходными для интерпретации рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противоположного пола. Ниже приводится интерпретация наиболее часто встречающихся элементов рисунка.
Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движення судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений; если от берега, - то это имеет противоположный смысл. Очевидно, «корабль» приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии, как вода. И поэтому если возникает необходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчивости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чувственном аспекте отношений, у обследуемого не возникает необходимости в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие суда не рисуются, и актуальная ситуация полностью передается в описании рисунка.
Такие дополнительные детали рисунка, как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п., встречаются у людей, придающих большое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряженности влечений в сфере отношений с противоположным полом у мужчин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявлениями (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаще всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой позиции. Обследуемые при описании часто наделяют его своими проблемами, чертами и желаниями.
Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Наклоненная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом, уже в силу своего пространственного положения символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для разрешения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное преступление на семейно-бытовой почве.
Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой, и в социальной сферах, то в рисунке это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклоненных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, пририсовать корневую систему и т. д. Люди, обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклоненной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы растут под елкой», «ежик убегает из-под елки», «рядом с елкой собирают грибы» и т.д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации как неустойчивой или конфликтной для себя. Встречаются также рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед Мороз несет елку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклоненная фигура превращается в елку и всячески украшается, или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды.
Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек разрешает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной ситуации для получения тех или иных эмоциональных или материальных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных категорий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в генезисе этого вида преступлений.
Исходный тестовый материал в восьмой позиции стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т.д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого.
Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки также являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделит своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Но большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы ни был парадоксальным рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление обследуемого о себе, причем не обязательно осознанное. Но иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.
Восьмая позиция - керамическая ваза с ярким цветным орнаментом - ничего даже близко антропоморфного при взгляде на шаблон в голову не пришло
Нажим средний, абстрактность/конкретность 50/50
1. глаз разглядывает точку и прикидывает, что бы с ней можно сделать. точка на белом фоне всегда привлекает внимание. интересно, во что она превратится, если к ней приблизиться?
точка учитывается, но является ли она смысловым центром? скорее да, чем нет. глаз рассматривает точку, значит, скорее такой вариант:
впрочем, не совсем пассивно, т.к. стрелочка идет от глаза к точке, т.е. это первая встреча с объектом и прикидка, что можно с этой точкой сделать. хотя элемент нерешительности и пассивности, несомненно, присутствуетОбследуемый может превратить точку в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встречается часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тщательнейшим образом стремятся учесть каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.
2. крокодил расслабленно дремлет. ему тепло и умиротворенно. но передние лапы какие-то немного напряженные, наверно, он готов в любую минуту активизироваться.
ну по мне так средненько. зубы есть, но пасть закрыта, да еще и в полуулыбке. шипы на спине и хвосте есть, ну так это полудракон, а у драконов шипастые спины и хвосты, как известно)) размер тоже средний.При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила.
спит ваще %))Глаза в этом рисунке имеют информативное значение, их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности и поиске проявления агрессии со стороны окружающих.
хвост - естественное продолжение тела, ничего выдающегося.Хвост символизирует наличие такой черты, как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта.
3. рамка слишком маленькая, чтобы вместить всего слона, поэтому в рамке видна только часть попы с хвостом.
да не то чтоб разрывает, просто он больше и все. ну а попа, наверно, в этом контексте - срал я на ваши нормы :) )Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограничением, символизирующим действие норм.
хвост вниз :(Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный вниз - недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.
не знаю про доминирование, скорее это все же про разрыв с нормами. или про сверхдоминирование? илиБольшое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе.
:-/Изображение сзади - пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.
4. подпись. просто подпись. в левой половине листа и чуть выше середины.
5. солнце и луна разделены ночью и днем. солнце яркое и все затмевает, поэтому фон темный. луна освещает все мягким ровным светом, поэтому фон такой же как луна. зубчиками разделено, а не прямой линией, т.к. день сменяет ночь постепенно, как волнами: то накатит, то откатит.Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине квадрата. Наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению.
а вот затрудняюсь определиться.В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее - плохое; доброе - злое; светлое - темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление, особенно часто это встречается у преступников, совершивших убийство. Они, например, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции по принципу: день - ночь или аналогичному. Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на небе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее - плохое), их не смущает имеющееся противоречие, и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.
6. наступила осень и птицы клином двинули на юг.
корабля нет, но направление движения имеетсяИзображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п.
а по описанию отношения личные типа надоели, устремимся в другие сферы?Если корабль движется к берегу, то это означает стремление к максимальной стабильности отношений; если от берега, - то это имеет противоположный смысл.
7. дед срубил елку и тащит домой. скоро новый год.
не рубит, но топор в руке имеется, тащит его за собой 8-}Люди, выбирающие для разрешения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений.
но максимально подходит это:
8. кувшин, или как это называется. сосуд для молока или воды, или вина из глины. простой, не окрашенный никак, терракотового цветаВстречаются также рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед Мороз несет елку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»).
хаха, почитал описание))) вот такой я простой глиняный кувшин, да еще и пустой
=))
Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности методика «Крокодилы»
Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, Крокодил является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность. Методика была апробирована на различных возрастных группах.
Материалы: листы белой бумаги формата А 4.
Изобразительные средства: простой и цветные карандаши, фломастеры.
1. Длинный хвост – злопамятный.
2. Вид сверху – депрессивное состояние.
3. Штриховка – тревожность.
4. Зубы – вербальная агрессия.
5. Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии.
6. Анфас – бескомпромиссное поведение.
7. Большой рисунок вверху листа – высокая самооценка.
8. Маленький рисунок в низу листа – низкая самооценка.
9. Шипы сверху – опасается «нападения сверху», т.е. взрослых.
10.«Круговые движения» - тревога и страх.
11.«Рамка» - стремление отгородится от внешнего мира, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью.
12.«Левая сторона рисунка» - эмоционально – интуитивная сфера личности.
13.«Правая сторона рисунка» - интеллектуально – рациональная сфера личности.
«Чтобы его никто не боялся»
Тревожные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках, в нашем исследовании наблюдались такие признаки тревожности, как стирание, прорисовывание деталей, возвращение к различным частям рисунка, штриховка. Причем, в рисунках детей младшего школьного возраста количество стертых и исправленных изображений во много раз больше, чем у подростков. Этот факт можно объяснить стремлением детей соответствовать школьным нормам и правилам, поскольку рисование воспринимается ими в качестве задания на оценку, а не как способ самовыражения.
В то же время исправление (и/или стирание) могут рассматриваться как потребность с помощью изобразительных средств уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха.
Рисунок отражает не только устойчивые черты индивида, но и его состояние во время тестирования. Возможна ситуативная тревожность, которая вызвана общением с незнакомым человеком (исследователем), психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные характеристики исследователя: пол, возраст и т.д. По мнению Е.Т. Соколовой, исследователь должен выступать не в роли регистратора, а в роли партнера.
Кое-что об интеллекте.
Методика «Крокодилы» позволяет «снимать» не только показатели эмоционального состояния, но и диагностировать интеллектуальное развитие испытуемых.
Данная игра была опубликована в статье о коллекции Крокодилы &Co Макси . Если вы уже проходили этот тест в той статье, здесь повторяться не обязательно. Вопросы не изменились. А вот если ещё не проходили - тогда попробуйте!
Ближайшие родственники крокодилов - это:
Вырастают ли новые зубы у крокодила?
Где водятся крокодилы?
Часто можно заметить крокодилов, лежащих на берегу с устрашающе открытой пастью. Это делается для:
Крокодилы, в отличие от аллигаторов, могут жить не только в пресной, но и в солёной воде. Это правда?
Опасны ли крокодилы на суше?
Бывают ли полностью сухопутные крокодилы?
Сильные ли у крокодила челюсти?
Кто в мультике дружит с крокодилом?
Кто на кого охотится?
Встречаются ли крокодил и аллигатор в природе?
Существовал ли Бог Крокодил?
Как отличаются крокодил и аллигатор по форме морды?
Гребнистый крокодил - это:
Чем примечательны гавиалы?
Череп крокодила - с двумя височными дугами; подобное строение черепа имеют:
Кожа крокодила считается одним из самых лучших и дорогих материалов для изготовления галантерейных товаров. Какое утверждение верно?
Как крокодилам удаётся жить в мутной воде, не болеть от укусов?
Новичок. У вас меньше трети правильных ответов. Изучайте живую природу, а особенно - крокодилов!
Знающий. Вы правильно ответили на около половины вопросов. О крокодилах вы знаете немало! Но открытия ещё ждут!
Мастер. Вы правильно ответили почти на всё (или даже на всё!), вы - настоящий знаток. Возможно, вам стоит всерьёз изучать биологию!