Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Бунин описание природы. Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина - вечные темы: природа, любовь, смерть

Бунин описание природы. Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина - вечные темы: природа, любовь, смерть

Природа! Какое ёмкое слово... Каждый представляет что-то своё, когда слышит это слово: зимнюю лесную прогулку, шум падающих осенних листьев, веселую весеннюю капель, грозу летней ночью. А почему? Да потому, что природа - это неотъемлемая часть человеческой жизни, и только через природу и благодаря ей человек может постигнуть гармонию и красоту в ее вещественном проявлении. «И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу Бога», - так определял М.Ю. Лермонтов процесс единения с природой.

Русские писатели и поэты часто обращаются в своих произведениях к картинам природы. Пейзаж в художественных произведениях выполняет различную роль, но чаще всего он помогает понять мысли и чувства персонажа. Изображение природы дает возможность автору раскрыть богатую внутреннюю жизнь героев, глубоко чувствующих красоту и гармонию окружающего мира.

Одним из таких писателей был И.А. Бунин. «Жизнь моя, писал он,— трепетное и радостное причащение вечному и временному,… жизни всего бывшего и сущего на этой земле, столь любимой мною». В 1897 году был опубликован первый сборник рассказов писателя, в котором все произведения представляют собой своеобразные лирические миниатюры. Шедеврами русской прозы стали такие произведения, как «Антоновские яблоки», «Поздней ночью», «Сосны». Писателя интересует противоречие между индивидуальным человеческим существованием с его трагическим финалом и ощущением полноты жизни. В связи с этим в миниатюрах Бунина на первое место выдвигается не событие, а душевное состояние героя, его переживания, чувства. Особое значение приобретают пейзажные подробности, которые способствуют изменению внутреннего мира, вносят гармонию, разрешают жизненные противоречия.

Рассказ «Антоновские яблоки» начинается с жутковато сказочной картины осени: «В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты, двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням». Но это воспоминание — только толчок к другим воспоминаниям, где не только осень, а и мир вокруг воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением (бирюзовое небо, прозрачная вода, пепельные облака, дни синеватые), слухом (ветер рвал и трепал деревья, волновал сад), а главное - осязанием, обонянием, вкусом. Один из главных образов-лейтмотивов в произведении — образ запаха — сопровождает все повествование от начала до конца, запах антоновских яблок, вишневых сучьев, ржаной аромат новой соломы. Запах антоновских яблок становится для героя символом счастливой жизни, и воспоминания об этой поре очищают его душу. «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок... Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой». Плодоносящая здоровая жизнь — вот высшее земное благо. Такова эстетическая программа писателя, для которого «праздник осени — праздник всей жизни».

В рассказе «Поздней ночью» лирико-философское настроение, окрашивающее все произведение, создает образ грустного осеннего месяца, благодаря которому герой оказывается « в тихом и светлом царстве ночи». «Бледный сияющий месяц» заставляет героя вспомнить лучшее в себе, которое забылось под бременем мелких забот и личных обид. «Неужели это тот самый месяц, который глядел когда то в мою детскую комнату, который видел меня потом юношей?» — спрашивает он себя. И вдруг все меняется: «Это он успокоил меня в светлом царстве ночи...», потому что ничего не исчезает бесследно, потому что нужно помнить счастливые минуты своей жизни, нужно чувствовать их в себе, и тогда счастье вернется. «Мы друг друга... И только бледный, грустный месяц видел наше счастье».

Образы природы в рассказах Бунина играют важную идейно-смысловую роль. Они становятся частью философского отношения героев произведений к жизни, в которую природа вносит гармонию и красоту. Природа и человек, по мнению автора, не могут существовать друг без друга. Богатство красок времен года, вечно меняющиеся переходы из одного состояния в другое - все это заставляет Бунина чувствовать вечность в движении природы и соотносить духовную жизнь своих героев с ее философией:

Этой краткой жизни вечным измененьем

Буду неустанно утешаться я, -

Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,

В алом парке листьев медленным паденьем

И тобой, знакомая, старая скамья.

Только в гармонии с природой может человек понять свою внутреннюю сущность и предназначение, постичь красоту через звуки, краски, запахи окружающего мира. Природа - духовная составляющая внутреннего мира человека.

Так любить природу мало кто

умеет, как это умеет Бунин. Мир

Бунина - это мир зрительных

и звуковых впечатлений.

А.А. Блок

Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, сделав ее более восприимчивой к жизни и красоте природы. Родная природа - это особая реальность в творчестве писателя. Ей посвящены многие его вдохновенные строки - как в прозе, так и в поэзии.

Всю жизнь Бунин углублял в себе чувство органической связи с природой в ее глобальном смысле. В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы -это единственная ценность мира.

Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом. С особой любовью Бунин пишет о деревне, о березовых и липовых аллеях усадеб. Однако он понимает, что это не вечно, скоро умрет, поэтому его произведения окрашены грустью. Но здесь же писатель находит то, что роднит природу и человека, - постоянное обновление, когда за смертью следует возрождение.

Бунин очень любит русскую природу, но воспринимает ее в основном зрением. Он жадно наблюдает за ней, а потом все свои мысли и чувства передает в произведениях. Картины природы у него - яркие, четкие, как будто он только что их сфотографировал. Бунин замечает мельчайшие подробности жизни природы, а потом передает их читателю. Например, он показывает, что в лунную ночь белые лошади кажутся зелеными, а глаза у них - фиолетового цвета. Бунин знает много цветов и красок, его творчество очень красочно, и в этом состояло его новаторство в русской литературе.

Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке и т. д. Так, когда он пишет о вьюге, он старается передать ее вой и то чувство, которое охватывает человека при этом. Бунин может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.

Но самое удивительное в произведениях Бунина - это обоняние. Писатель сам говорил про себя: «У меня было обоняние, отличавшее запах росистого лопуха от запаха сырой травы». Произведения Бунина передают множество разных запахов: от грибной сырости оврага до жаркого аромата степей. И везде писатель стремится к максимальной точности. Это очень хорошо и красочно показано в рассказе «Антоновские яблоки», когда герой едет по деревне и слышит запах антоновских яблок. Этот запах будит в нем воспоминания детства и заставляет его грустить, ведь та счастливая пора давно прошла. А вот как он описывал запахи полыни: «И все жарче, шире веет из степей теплынь, и все суше, слаще пахнет горькая полынь».

Очень часто Бунин обращался к природе в своих стихах. Любимым его образом было небо. Небо для него - это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:

Зачем я должен радость этой муки,

Вот этот небосклон, и этот звон,

И темный смысл, которым полон он,

Вместить в созвучие и звуки?

Счастье для Бунина - это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем, кто проник в тайны природы. В природе заключена гармония, к которой человек стремится. Быть естественным, как сама природа, - вот идеал Бунина во все времена.

Произведения о природе полны чистоты, света, любви писателя. Он всегда любуется картинами родной природы. Кроме того, пейзаж в его произведениях соответствует эмоциональному состоянию героя. Произведения И.А. Бунина, показывая красоту и хрупкость мира природы, учат нас любить и ценить нашу родную природу.

Пейзаж (франц. Paysage, от pays - страна, местность.) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизационному миру, причем картина природы представлена, подчеркнута эмоционально. В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлых тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы или величественно-богатой. Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычайного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности; кроме того, пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя, меланхолично-мечтательного или неспокойного, бунтующего. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий Иногда пейзаж имеет символическое содержание.

Пейзаж может быть сельским, городским, морским, горным и т.д. Мне очень нравятся произведения И.А.Бунина. Открыв один из томов собрания его сочинений, я окунулась в удивительный мир его героев. Пахнуло антоновскими яблоками, костром, свежим летним вечером. Я увидела на страницах его рассказов жизнь деревенского народа, красоту русской природы и настоящую любовь. Меня поразила живость созданных писателем образов (даже природа, в произведениях Ивана Алексеевича, оживает на глазах). Во всех героях Бунина есть что-то, что заставило меня сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. А). Произведение «Митина любовь». У Бунина описание с состоянием, настроением человека совпадает с настроением природы. У Ивана Алексеевича многие произведения наполнены любовью, следовательно, на природе хорошо отражается это состояние. Произведение начинается с наступления весны. Весна - это пора любви и прекрасного. Всё оживает, просыпается. « Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто жаворонки прилетели и принесли с собой тепло, радость. Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели… Всюду было многолюдно и оживлено» (№ 12 стр. 330) Митя - главный герой произведения. Он был влюблён в свою девушку Катю, которая увлекалась театром. Но постепенно в их отношениях «похолодало» и они решили отдохнуть друг от друга. Катя уехала с мамой в Крым, а Митя уехал в деревню к своей семье. В деревне Митя всё думал о Кате и этим он жил. «Погода стояла прекрасная, цвели сады и в воздухе стояла весенняя свежесть». (№12 стр. 339) Митя вспоминал, как проходило его детство (кстати, в этом рассказе присутствуют воспоминания, также главный «конёк» в творчестве Бунина). Он вспомнил, что он испытал, когда умер его отец, также это произошло весной. Тогда Митя почувствовал в мире смерть! «Как -то не так светило солнце, не так зеленела трава - всё было не так, как сутки назад». Мите мнился в вымытом и много раз проветренном доме странный, мерзкий, сладковатый запах… Митя ненавидел весну до встречи с Катей. «Мир опять был преображён, опять полон, будто ничего страшного не произошло, а напротив, - дивно сливающемся с радостью и молодостью весны». (№12 стр. 349) Митя посылал Кате письма, но когда Катя перестала отвечать, в душу героя закрался страх и запах смерти («он решил, что если Катя не ответит ему, то он застрелится»). Природа резко меняется с состоянием героя: « Перепадали дожди, пробегали грозы и ливни, и опять сияло солнце (солнце в этих строках символизирует надежду, надежду на то, что Катя ответит на его письмо и у них будет всё хорошо). Сад отцветал и осыпался, густел и темнел». (№12 стр. 351) Вскоре письмо от Кати пришло. В нём говорилось о том, что они должны расстаться. « Дождь обрушился (Бунин применил такой глагол, который сообщает о внезапности, неготовности и беспомощности) на сад с силой и неожиданными ударами грома». (№12 стр. 384) Это связано с неожиданным, тяжёлым для него письмом. Митя не мог спасти свою прекрасную любовь в том прекраснейшем весеннем мире, который ещё так недавно казался раем. В этой повести Иван Алексеевич Бунин пишет о любви как о высшем даре судьбы. Это произведение основывается на реальных чувствах молодого Бунина к В.В. Пащенко. Это подтверждает и В.Н. Муромцева-Бунина: в «Митиной любви», писала она, «правда нет ни одной автобиографической черты внешней, но зато переживания Мити - это переживания юноши Бунина… И, мне кажется, нигде Иван Алексеевич не приоткрыл своих любовных переживаний, как в «Митиной любви», тщательно закамуфлировав их». Кате автор придал некоторые черты В.В. Пащенко: непостоянство, стремление на сцену. Как и Пащенко, Катя бросает Митю ради другого человека. Образ же Мити Иван Алексеевич взял от приезжего в гости барчука. Произведение Ивана Алексеевича «Митина любовь» наполнено страданиями и переживаниями главного героя. Поэтому Бунин, чтобы передать чувства Мити, показывает состояние природы. Природа бушует, когда в душе у героя закрадывается страх, переживание, грусть «…поднялся ветер, небо затянули темные тучи, и полил дождь…» (№ 12 стр.383) Бунин, как художник, рисует описание природы, но не кистью, а словами, и у него это очень хорошо получилось. На описании природы я очень хорошо прочувствовала на себе то горе, которое пережил Митя. Б). Рассказ «Холодная осень».

У И.А. Бунина есть рассказ «Холодная осень», который переплетает в себе любовь и войну. Многие писатели, затрагивавшие военную тему, описывали тот ужас, который испытали наши соотечественники. Не исключением стал и Бунин, но он не описывал саму войну, а описывал те чувства, которые сроднили их с войной. Бунин показывал через природу наступление войны и прощание с родными людьми. Повествование рассказа «Холодная осень» ведётся от имени женщины, которая провожает своего любимого на войну. Обстановку помогает понять ранняя холодная осень, которая наступила внезапно. «Удивительно ранняя и холодная осень. … На черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды». Бунин использует яркие выражения, например, «на черном небе». Черный цвет - цвет траура, грусти, скорби. Бунин применяет, например, не темное небо, а именно черное, что символизирует смерть. Использует Иван Алексеевич выразительное наречие «ярко», на мой взгляд, именно что-то яркое символизирует одновременно жизнь. В наречиях «ярко» и «остро» присутствует звук «р», что придает этим словам яркость, выразительность, звучание. В своем произведении Бунин использует выражение «ледяные звезды» - это определение прямо леденит душу, холод ассоциируется со смертью, что наводит ужас и страх. На душе у героини «делалось все тяжелее и безразличнее» Еще будоражило душу красный восход луны. Красный - цвет крови. И от луны казалось - будто пожар. Все предсказывало беду. Действительно, природа оказалась права. Возлюбленного нашей героини убили, спустя месяц после войны. Героиня не боялась умирать, так как она знала, что там ее будут ждать. «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». В произведении «Холодная осень» роль пейзажа заключается в том, чтобы показать, как с войной вдруг внезапно меняется природа: неожиданно для всех приходит холодная осень. Бунин с помощью этого приема подтверждает, что наступило тяжелое время для народа. Природа созвучна чувствам человека. Холод в природе, холод в душах. Критики оценили это произведение с лучшей стороны. Они были в восторге от того, как Иван Алексеевич передал ужас войны с помощью внезапной, холодной, дождливой осени. Мне тоже очень понравилось произведение «Холодная осень». Мне не приходилось быть на войне, да и не хотелось бы там оказаться, я не имею представления, как там страшно, но этот ужас вырисовывается в произведении «Холодная осень». И если прочитать его внимательно, то можно испытать эту боль вместе с героями произведения. В). Произведение «Натали» Иван Алексеевич Бунин в произведении «Натали» совместил три свои темы, на которых основывалось его творчество: тема любви (как всегда страстной и несчастной), тема природы (как во всех произведениях Бунин использует описание природы для понятия обстановки в произведении), тема смерти (почти во всех произведениях, связанные с любовью, в конце присутствует смерть. Любовь толкает на необдуманные поступки, ценой которых становится жизнь). Главный герой приезжает на каникулы к своему дяде, где жила его двоюродная сестра Соня, в которую он был влюблен. В то время в их доме жила подруга Сони - Наташа. И наш герой не подозревает, в какую любовную авантюру он попал. Соня предчувствовала, что герою сразу понравится Наташа, но одновременно, чтобы не узнал отец о их любви, Соня заставила героя инсценировать любовь к Натали. Но Соня не позволяла переступать порог подлинной любви к действительной. «В открытые окна были видны яркое солнце, голубое небо, зелень, длинная березовая аллея. Доносился теплый запах речной воды и крик грача на древесных верхушках». Постепенно, после уединенных встреч с Натали, наш герой понял, что не может жить без Наташи. Он разрывался между Соней и Наташей. «За что мне бог дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожаний Натали и такое телесное упоение Соней.» Герой переступил тот порог запрета в отношениях с Наташей. Он страдает, и природа меняется вместе с ним. «Заходила из-за сада туча, тускнел воздух, все шире и ближе шел по саду мягкий летний шум, сладко дуло полевым дождевым ветром… Ночью шел тихий дождь, но утром погода разгулялась, после обеда стало сухо и жарко». Натали заметила, что между героем и Соней чувства больше, чем между братом и сестрой. На тот момент наш герой был тоже небезразличен ей, а он подал ей надежду, признавшись в любви. « Комната и сад уже потонули в темноте от туч, в саду, за открытыми окнами, все шумело, трепетало, и меня все чаще и чаще озаряло быстрым и в ту же секунду исчезающим зелено-голубым пламенем. На меня понесло свежим ветром и таким шумом сада, точно его охватил ужас: вот оно, загорается земля и небо! Я вскочил, с трудом затворил одно окно за другим, ловя их рамы, преодолевая трепавший меня ветер… мне казалось, что буря перебьет все окна в гостиной. Я увидал при зелено-голубом озарении, в цвете, яркости что-то поистине неземное, на секунду оставлявшее в ослепшем зрении след чего-то жестяного, красного. Через год Натали вышла замуж за другого, но муж ее умер. («после трех лет нашей разлуки Натали стала уже вдовой и матерью. Она, казалась еще прекрасней, я смотрел на нее и не мог оторвать глаз, как от иконы»). Наш герой женился, но не на Соне. Он считал, что это не любовь, а страшная жалость, нежность. Он осознал, что настоящей любовью была любовь к Натали. А настоящей любовью Натали была любовь к герою. Их судьбы сложились неудачно, а ведь они могли быть счастливы. «В декабре она умерла в преждевременных родах». Несчастная любовь - вот, что хочет показать Иван Алексеевич в произведении «Натали». Два любящих друг друга сердца не смогли быть вместе из-за глупой игры, неосознанности. Пейзаж тоже принимает участие в описании несчастной любви. Пейзаж, так же, как и в произведении «Митина любовь», передает состояние героя через природу, как она меняется, когда происходит что-то страшное в судьбе героя.

Любовь - это одно из чувств, про которое пишут почти все писатели. Не исключением стал и Иван Алексеевич Бунин. Любовь у него одна из тем, на которую он писал свои произведения. И не просто любовь - высшее чувство, а несчастную любовь. С помощью пейзажа писатель, как бы оживляет и природу, и любовь. Произведения, «Митина любовь», «Холодная осень», «Натали» связаны между собой общей темой, на которую писал Бунин. У Ивана Алексеевича большинство произведений основаны на реальных событиях. Например, в основе рассказа «Митина любовь», лежат чувства молодого Бунина к В.В. Пащенко. Пейзаж помогает лучше понять проблему, стоящую перед героем, и передать все чувства героя и автора. При описании природы произведение оживает и становится более интересным. Бунин воплощает в рассказах собственное трагическое понимание любви, реализуя его не только в драматических финалах, но и в изображении мгновенных, неожиданно прерывающихся встреч героев. Любовь как счастливая кратковременная встреча - характерное содержание повторяющихся ситуаций в рассказах цикла. Герой новеллы « В Париже» горько осознает, что «из года в год, изо дня в день втайне» ждет только одного - «счастливой встречи», живет, в сущности, « только надеждой на эту встречу и все напрасно». Но даже если эта встреча и происходит, он не имеет у Бунина выхода в будущую совместную жизнь мужчины и женщины. Такой «неустойчивой», «временной» встрече соответствует и «неустойчивое» художественное пространство рассказа цикла: постоялый двор, гостиница, поезд, дворянская усадьба, где на отдыхе, на каникулах пребывают герои. Трагический финал словно предопределен, и на первый план автором выдвигается чувственно-эмоциональное и эстетическое восприятие героями любви. Но даже самый яркий, острый миг осознания влюбленности не способен пробить враждебный высокому чувству неизбежный совместный быт. До него никогда не доходит дело в рассказах Бунина. Г). Произведение «Господин из Сан-Франциско».

Одним из поводов к написанию рассказа послужило воспоминание, связанное с впечатлением в апреле 1909года, на пароходе, во время путешествий, у Бунина завязался спор «о социальной несправедливости», и он так ответил оппоненту: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля работаю. Справедливо ли это? А главное сидящие наверху и за людей тех, кто на них работает…». Именно здесь и зародился «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был высоко оценен критиками. До Бунина никто так открыто не описывал людей, находящихся в разных социальных слоях. Бунин был прав, что все люди равны друг перед другом и перед смертью, именно это он пытается донести своим рассказом. Господин из Сан-Франциско - так звали главного героя рассказа. Герой не имел своего имени, так как он не достоин его. Этот господин считал, что если он богат, то он может все себе позволить. Ему было пятьдесят восемь лет, но все эти годы он не жил, а существовал. Всю свою жизнь он работал, никогда не задумывался об отдыхе. Цель у него была - быть богатым и известным человеком. Решившись на отдых, Господин отправляется в путешествие по странам с женой и дочерью на корабле «Атлантида». Бунин назвал корабль в честь затонувшей страны. Этим Иван Алексеевич показывает опасность предстоящей поездки.

Все действия, проходящие на корабле «Атлантида», наигранные и фальшивые. Например, на пароходе была одна пара, которая создавала атмосферу влюбленности. Бунин презирает эту фальшь, которая царит повсюду, в том числе и на корабле «Атлантида».

«Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, - в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи, и шалели под знойными недрами…» (12 стр.281). Погода все путешествие не была благоприятной: то жарко, то холодно. Этим описанием Бунин стремится показать, что на корабле случится беда. Господин из Сан-Франциско стремился подыскать своей дочери достойного и богатого жениха. В путешествии его дочь познакомилась с принцем, который путешествовал инкогнито. Он был нехорош собой и странен, но так как он был богатым человеком, дочь Господина из Сан-Франциско проводила с принцем время. Господин из Сан-Франциско, не замечая присутствия жены и не задумываясь о своем возрасте, поглядывал на молодых дам. Его не смущало даже то, что многие из них готовы отдать свою любовь, пусть даже и не совсем бескорыстно. Господин был щедр в пути и верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему. В Неаполе, куда они приехали, к Господину стали подбегать местные жители и предлагать ему свои услуги. Господин ухмылялся этим оборванцам. Декабрь выдался не совсем удачный, погода стояла плохая. Портье постоянно оправдывался, что такой погоды они не помнят, хотя такая погода стояла из года в год. Здесь царит ложь и лицемерие. «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью, город казался особенно грязным и тесным, музеи чересчур однообразными…; про сырость же и вонь гнилой рыбой от пенящегося у набережной моря и говорить нечего». (№ 12, стр. 285) В какой бы город не приезжал Господин из Сан-Франциско, за время путешествия, со своей семьей, везде стояла ужасная картина и мерзкая погода. « С утра не была солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря. Остров Капри был сыр и темен…» (№ 12, стр. 286-287).

Господин из Сан-Франциско умер. Он стремился для всех быть хорошим, разбрасывал деньги по пустякам, но когда он умер, про него все забыли. Все продолжили веселиться и танцевать, не испортило настроение даже то, что корабле покойник «его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, - самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора, где бегали крысы. Лежал Господин на дешевой железной кровати, под грубыми шерстяными одеялами, на которые с потолка светил один рожок» (№ 12, стр. 293-294). А вместо гроба у Господина из Сан-Франциско был обычный ящик из под содовой воды. После смерти Господину не выражают чувство сожаления, а наоборот радости. Например, слуга, который прислуживал Господину, после его смерти смеется над умершим. «…И, сдавив горло, выдвинув нижнюю челюсть, скрипуче, медлительно и печально ответил сам себе, как бы из-за двери…» (№ 12, стр. 295). «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой…Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало на тот знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет. Но теперь плыл не с живыми людьми, а в черном трюме.

Бунин показывает, что сейчас в нашем обществе все решают деньги. Если ты беден, то ты никто - это видно на примере Господина (он был нужен тогда, когда у него были деньги). Иван Алексеевич высмеивает такое общество и презирает его. Я разделяю точку зрения автора и считаю, что деньги в нашей жизни не главное. Как говорят: «Кто имеет большие деньги, тот имеет и большие проблемы».

Любовь и смерть - постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы. Перед лицом любви и смерти стираются все социальные, классовые различия. Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа Бунина, выявляя бессмысленность его жизненной философии, согласно которой он решает « приступить к жизни » в 58 лет. А до этого он был занят только обогащением. И теперь, когда, казалось бы, начали осуществляться мечты господина о праздной, беззаботной жизни, его настигает случайная, нелепая смерть. Она приходит как возмездие господину за его увлеченность корыстными целями и сиюминутными удовольствиями, неспособность осмыслить мелочность своих стремлений перед лицом небытия.

Вторая важная тема его творчества - природа. Она тонкий инструмент в руках писателя, она умеет «думать», «разговаривать», «грустить», «радоваться», «предупреждать»... Такое внимательное отношение к природе вызвано отчасти тем, что писатель «родом из деревни».

От зноя бледен небосклон,
Ни облачка в лазури жаркой;
Весь мир как будто заключен
В песчаный круг в пустыне яркой.

Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии - в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.

Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков - В. А. Жуковский, ^известный поэт, друг А. С. Пушкина.

Мир его детства ограничивался семьей, усадьбой, деревней. Он вспоминал: «Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии, печальной и своеобразной».

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с од ним крестом на груди», он начинает добывать хлеб литературным трудом.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже впитал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряется, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность принесла ему пользу - помогла глубоко понять натуру русского мужика. И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики. В его прозе - реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах - лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта. В 1912 году Бунин в интервью «Московской газете» скажет, что не признает «деления художественной литературы на стихи и прозу».

За Буниным в дореволюционной критике закрепляется характеристика «певца оскудения и запустения дворянских гнезд», усадебной печали, осеннего увядания. Правда, его «печальные элегии» современники считают запоздалыми, так как Бунин родился спустя почти 10 лет после отмены крепостного права в 1861 году, а свое отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие. Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализирует прошлое и стремится показать единство помещика и мужика, их причастность к родной земле, национальному укладу, традициям. Как объективный и правдивый художник Бунин отражал те процессы, которые происходили в современной ему жизни - в канун первой русской революции 1905-1907 гг. В этом смысле заслуживают внимания рассказы «Золотое дно», «Сны» с их антипомещичьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике М. Горького «Знание» и получили высокую оценку Чехова.

Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть «Деревня» (1910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, «кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни».

Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велась такая острая полемика, как о «Деревне». Передовая критика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения «в правдивом изображении быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых сторон». Вместе с тем нельзя не отметить, что Бунин не смог осмыслить происходящие события с позиций передовых идей своего времени.

Повесть потрясла Горького, который услышал в ней «скрытый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее». По его мнению, Бунин заставил «разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом - быть или не быть России ».

Герои рассказов и повестей Бунина настойчиво ищут смысл жизни, ставят перед собой цели и достигают их. И нередко именно осуществленная цель выявляет свою нравственную несостоятельность, ибо не дает героям счастья и удовлетворения. Убедительно подтверждает это рассказ «Чаша жизни», в котором читателю предлагаются разные варианты счастья. Герои, тридцать лет назад влюбленные в одну девушку, упорно и настойчиво стремятся к избранным целям. Чиновник Селехов, женившийся на Сане Диесперовой, стал богачом, прославившись на весь город своим ростовщичеством. Семинарист Иорданский дослужился до протоиерея, став самым значительным, уважаемым и влиятельным лицом города. Горизонтов тоже приобрел.известность, хотя ие обладал ни богатством, ни властью. Наделенный необыкновенными способностями и сверхъестественной памятью, он мог достичь многого, но выбрал скромный путь учителя, пройдя который «воротился на родину и стал сказкой города, поражая своей внешностью, своим аппетитом, своим железным постоянством в привычках, своим нечеловеческим спокойствием - своей философией ». А философия эта была проста и заключалась в том, чтобы все силы употребить исключительно на продление своей жизни. Для этого Горизонтову пришлось отказаться и от научной карьеры, и от общения с женщинами, ибо все это вредит здоровью, и строжайше осуществлять уход за своим огромным безобразным телом. То есть цель Мандриллы (так прозвали его в городе) - в долголетии и наслаждении им.

В чьих же руках оказывается драгоценная чаша жизни? Судьбы героев убеждают в том, что ни зоологическое существование, ни богатство, ни тщеславие не могут дать человеку подлинного счастья. Герои проходят мимо того, что составляет высшую ценность человеческого существования, - любви, радости единения с природой, гармонии с окружающим миром.

Любовь и смерть - постоянные мотивы бунинской поэзии и прозы Перед лицом любви и смерти стираются все социальные, классовые различия. Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа Бунина, выявляя бессмысленность его жизненной философии, согласно которой он решает "приступить к жизни" в 58 лет. А до этого он был занят только обогащением.

И теперь, когда, казалось бы, начали осуществляться мечты господина о праздной, беззаботной жизни, его настигает случайная, нелепая смерть. Она приходит как возмездие господину за его увлеченность корыстными целями и сиюминутными удовольствиями, неспособность осмыслить мелочность своих стремлений перед лицом небытия.

Вторая важная тема творчества И.Бунина - природа. Это тонкий инструмент в руках писателя, она умеет "думать", "разговаривать", "грустить", "радоваться", "предупреждать"... Такое внимательное отношение к природе вызвано отчасти тем, что "родом из деревни".

От зноя бледен небосклон,

Ни облачка в лазури жаркой;

Весь мир как будто заключен

В песчаный круг в пустыне яркой.

Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло & имении отца в Орловской губернии - в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев ТолстойуБунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.

Он гордился тем, что происходит из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди предков писателя - В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.

Мир детства Бунина ограничивался семьей, усадьбой, деревней. Он вспоминал: Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии, печальной и своеобразной".

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в восемнадцать, покинув обнищавшее имение, по словам матери, "с одним крестом на груди", он начал добывать хлеб литературным трудом.

О мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню, к крестьянскому труду проникся уважением с детства и даже впитал "на редкость заманчивое желание быть мужиком". Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряется, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность принесла ему пользу - помогла глубоко понять натуру русского мужика.

И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики, используя реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремился к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах присутствуют лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта. Сам же он вообще не признавал "деления художественной литературы на стихи и прозу".

За Буниным в дореволюционной критике закрепилась характеристика "певца оскудения и запустения дворянских гнезд", усадебной печали, осеннего увядания. Правда, его "печальные элегии" современники посчитали запоздалыми, так как Бунин родился почти 10 лет спустя после отмены крепостного права в 1861 году, а свое отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие русские поэты и писатели. Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализировал прошлое и стремился показать единство помещика и мужика, их причастность к родной земле, национальному укладу, традициям. Как объективный и правдивый , Бунин отражал те процессы, которые происходили в современной ему жизни, в канун первой русской революции 1905-1907 годов. В этом смысле заслуживают внимания рассказы "Золотое дно", "Сны" с их антипомещичьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике М. Горького "Знание" и получили высокую оценку А.Чехова

Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина стала повесть "Деревня" (1910 г.). Она отражает жизнь крестьян, судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Повесть была написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил, что здесь он стремился нарисовать, "кроме жизни деревни, и картины вообще всей русской жизни".

Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велась такая острая полемика, как о "Деревне". Передовая критика поддержала писателя, увидев ценность и значение произведения "в правдивом изображении быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых сторон". Вместе с тем нельзя не отметить, что Бунин не смог осмыслить происходящие события с позиций передовых идей своего времени.

Повесть потрясла Горького, который услышал в ней "скрытый, заглушенный стон о родной земле, мучительный страх за нее". По его мнению, Бунин заставил "разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом - быть или не быть России?".

Герои рассказов и повестей Бунина настойчиво ищут , ставят перед собой цели и достигают их. И нередко именно осуществленная цель выявляет свою нравственную несостоятельность, ибо не дает героям счастья и удовлетворения. Убедительно подтверждает это рассказ "Чаша жизни", в котором читателю предлагаются разные варианты счастья. Герои, тридцать лет назад влюбленные в одну девушку, упорно и настойчиво стремятся к избранным целям. Чиновник Се-лехов, женившийся на Сане Диесперовой, стал богачом, прославившись на весь город своим ростовщичеством. Семинарист Иорданский дослужился до протоиерея, став самым значительным, уважаемым и влиятельным лицом города. Горизонтов тоже приобрел известность, хотя не обладал ни богатством, ни властью. Наделенный необыкновенными способностями и сверхъестественной памятью, он мог достичь многого, но выбрал скромный путь учителя, пройдя который "воротился на родину и стал сказкой города, поражая своей внешностью, своим аппетитом, своим железным постоянством в привычках, своим нечеловеческим спокойствием - своей философией". А философия эта была проста и заключалась в том, чтобы все силы употребить исключительно на продление своей жизни. Для этого Горизонтову пришлось отказаться и от научной карьеры, и от общения с женщинами, ибо все это вредит здоровью, и строжайше осуществлять уход за своим огромным безобразным телом. То есть цель Мандриллы (так прозвали его в городе) - в долголетии и наслаждении им.

В чьих же руках оказывается драгоценная чаша жизни? Судьбы героев убеждают в том, что ни зоологическое существование, ни богатство, ни тщеславие не могут дать человеку подлинного счастья. Герои проходят мимо того, что составляет высшую ценность человеческого существования, - любви, радости единения с природой, гармонии с окружающим миром.