Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Использование силуэта в дизайне и рисовании. Учебно-методический материал по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Силуэтная графика

Использование силуэта в дизайне и рисовании. Учебно-методический материал по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Силуэтная графика

«ПРИЯТНЕЙШАЯ ТЕНЬ» В РОССИИ

Л.Л. РУДЕНКО

Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность…

Искусство изображения чернофигурных контурных сцен дошло до нас на античных сосудах, производимых в Аттике. Античные художники (VI веке до н. э.) виртуозно владели выразительным контуром и штрихом, создавая сложные многофигурные профильные композиции.

С изобретением бумаги в Древнем Китае (105 г. н.э.) появились «китайские тени». Из Китая по Великому шелковому пути они проникают в Западную Европу, где общественная культура начинает осваивать новое искусство. Но к середине XVIII века европейская жизнь искусства «китайской тени» замирает и переживает свой Ренессанс уже во Франции, где и получило название «силуэта».

России увлечение силуэтом приходится на вторую половину XVIII века. Честь знакомства русских с европейским силуэтом принадлежит императрице Екатерине Великой – немецкой принцессе по своему происхождению, и французскому мастеру Ф. Г. Сидо, которого по праву называли «художником ножниц». Он портретировал Екатерину Великую и преподнес ей в подарок её силуэт с подписью «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской».

В Петербурге мастер работал всего два года с 1782 по 1784, и за столь короткое время создал около 200 портретов. Альбом силуэтов Ф. Г. Сидо «Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные» был издан в Петербурге в России 1899 году.

Ф. Сидо. Силуэтные портреты
слева – «Приятнейшая тень Екатерины II» (1729-1796)»,
справа – портрет князя Потёмкина-Таврического (1739-1791)

Ф. Сидо.
слева – Император Пруссии Фридрих Великий (1712-1786)
справа – Папа римский Пий VI (1717-1799).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик И.Ф. Антинг (1753-1803),
выпустивший в 1791 г. альбом «Collection de cent silhouettes».

И.Ф. Антинг. Русский учёный Разумовский С.Я. (1734-1812),

В первой половине XIX века силуэтное портретирование становится одним из излюбленных художественных развлечений русского дворянства. «Силуэтную» эстафету подхватывает русский мастер – Федор Толстой (1783-1873), скульптор, медальер, рисовальщик и живописец.

Ф. Толстой. Российский царь Александр Первый (1777-1825)

Ф. Толстой.
слева – Солдат (1812-1820 г.г.),
справа – Человек, читающий книгу (37х35)

Лучшие силуэты Ф.Толстого, посвящены Отечественной войне 1812г.. Особый интерес представляет силуэтная композиция Ф.Толстого «Парад Павловского полка у памятника Суворову» времен императора Николая I (1796-1855).

Ф. П. Толстой. Парад Павловского полка у памятника Суворову
1816 – 1820-е г.г. (Илл.: – 7х21см.)
.

Силуэты Ф. Толстого, изображающие будни русской жизни, привлекают широтой, многогранностью интересов художника. Русские крестьяне в его работах – это достойные, сильные, привлекательные люди, вызывающие глубокое уважение.

Ф. П. Толстой. Сцена в избе. 1816 – 1820-е г.г.
(Илл. прим. – 8х21см.)

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству в России почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Во второй половине XIX века преемницей Ф.Толстого стала «прекрасная Диана». Так современники нарекли Е. Бем (1843-1914). Она создала жанр детских сцен – целый мир детства. Лучшие ее работы навеяны образами детей.

Е. М. Бем. Автопортрет.

Е. Бём. Силуэты из жизни детей (1877).

Новый период возрождения силуэта начинается в конце XIX в. в творчестве русского художника К. Сомова (1869-1939) – «он мастер линий, он маг линий» по выражнию А.Бенуа.

К.Сомов. Заставки к журналу «Золотое руно», 1906 г.:
слева «Поцелуй»; справа «Дама с собачкой».

Но временем настоящего возрождения искусства силуэта стало начало XX – века. Возвращение к традициям прошлого, чтобы понять настоящее – это было совершенно в духе идей Серебряного века. XX век принес новые имена: Нина Симонович – Ефимова (1878-1958), Георгий Нарбут (1886-1920), Михаил Добужинский (1875 – 1957) и Елизавета Кругликова (1865 – 1941).

Н. Симонович-Ефимова. Катание на санках.

Г.Нарбут. Автопортрет с семьей.

Г. Нарбут. И Крылов(1769- 1844), русский баснописец.

С именем М. Добужинского, крупнейшего мастера книжной графики, в истории русского силуэта связан целый ряд «украшательских» виньеток и концовок к журналу «Аполлон», отличающихся декоративностью и причудливостью форм оригинального узора. Добужинский заботится не столько о выразительности черного пятна, сколько о сложной извилистости линий контура, стараясь как можно больше ими рассказать.

М. В. Добужинский. Концовка. 1909 г..

М. В. Добужинский. Мадригал. 1908.

Другим крупнейшим мастером силуэта была Е. Кругликова. Ее творчество отличалось поисками новых современных средств и форм выражения и развивалось в реалистическом направлении.

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русских поэтов «Серебряного века»
Слева Б. Пастернак (1890-1960), справа К. Бальмонт (1867-1942)


Е.Кругликова. Силуэтный портрет русского поэта
М. Волошина (1877-1932).

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русской поэтессы
А. Ахматовой (1889-1966)

Е. Кругликова. Групповой портрет русских художников Е.Лансере, И.Репина и К.Петрова-Водкина в залах художественной выставки.

Возродившись, искусство силуэта уже не умирало. Его широко использовали и как самостоятельный жанр, и как прикладной для иллюстраций.

Н. Ильин. Царское село. Русский поэт Пушкин А.С. (1799-1837)

В.Гельмерсен. Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»
(Илл. прим. – 7х7см.)

Произведения современных русских художников различных поколений показывают, что искусство силуэтного портрета успешно развивается.

Арина Даур (г.р. 1982)

слева Автопортрет (12х17), справа портрет К.Х. Андерсена

Игорь Бабаянц (г.р. 1940).
Портрет матери.

Александр Гусев (г.р. 1953).

Слово силуэт произошло от французского «silhouette», по имени французского министра 18 века Э. де Силуэта, поборника жесткой экономии хозяйствования, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Сам он также занимался вырезанием силуэтов из черной бумаги.

Силуэт (фр. silhouette) -- плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения.

Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В этой технике исполняются обычно профильные портреты и несложные композиции. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.

Контур должен быть очень чётким. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф. Толстой, Добужинский, Е. Кругликова, А. Бенуа.

Существует 4 средства художественной выразительности: линия, штрих, пятно, точка.

Линия - это условное средство изображения,изобретенное человеком в отдаленные доисторические времена,в самом начале зарождения изобразительного искусства. Ею пользуются и по сей день, как основным средством исполнения рисунка.Линии бывают разные.След на бумаге оставляемый острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого напрявляется каким- либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем и т.д.), называется «чертежной» линией. На всем своем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна - она суха, безжизненна и поэтому невыразительна.

Штриховая линия, или штрих - появляется на поверхности бумаги, как результат движения руки, держащей карандаш или ручку с пером, кисть или другое приспособление, которым красящее вещество наносится на бумагу. В зависимости от разноообразного касания поверхности бумаги всей или разнообразного по силе нажима пера с тушью, осуществляемого движением руки, остающийся след изменяет свои качества, становится темным или светлым, мягким или жестким.

Пятно - создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися линиями.

В этом случае на силу пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними,которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка.Тональное пятно на бумаге может быть создано и другими средствами, причем сила и звучание его в значительной мере зависят от особенностей и свойств графического материала, которым исполняется набросок,а также от техники нанесения этого материала на бумагу. При использовании для наброска так называемых «сухих» материалов, пятно нужной силы может быть создано жесткой кистью, растушевкой и даже просто пальцем.Такие материалы, как чернила и тушь, в готовом виде или разведенные водой наносятся на бумагу мягкой или жесткой кистью.

В некоторых случаях пятно может быть нанесено в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются сразу все графические средства: линия, штрих, пятно, точка.

Точка - это еще одно выразительное средство графики. Точка структурный элемент точечной техники. Множась по поверхности она образует графическое пятно.Форма точки зависит от инструмента, которым она наносится на плоскость. Точка в еще большей степени предоставляет возможность выражения пространства, но с непосредственно средовыми свойствами.

Так же, как и штрих, точка позволяет передавать тональное разнообразие графики, но обладает специфическими качествами фактуры.

Однако в отличие от линии, совершенно лишена каких-либо признаков эмоциональной экспресии в своем выражении. Это скорей безличностное и очень технологичное графическое средство.

Таким образом, применение силуэта с различными средствами художественной выразительности делает вывеску оригинальной и запоминающейся. А также влияет на выбор потребителя.

Искусство силуэта. Серебряный век в силуэтах.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет Н. Гумилева.

"Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его «бедности» и «наивности». Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, — к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется «скульптура», тончайшая «моделировка», даже «красочность». Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт — как бы формула и — одновременно — намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette». По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах.

Ф. Сидо. Силуэтный портрет императрицы Екатерины Второй.

Ф. Сидо. Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический

Ф. Сидо. Император Пруссии Фридрих Великий (1712-1786). Вторая пол. XVIII в.

У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. «Collection de cent silhouettes» альбом."

"Академики", силуэт работы Антинга, XVIII век.

В первой половине 19 века "силуэтную" эстафету подхватывает русский мастер - Федор Петрович Толстой. Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Жанр Толстого - батальные сцены и эпизоды из народной жизни.

Ф. Толстой. Александр Первый верхом.

Ф. Толстой. Человек, читающий книгу.

Ф. Толстой. Солдат.

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем."

Е. Бем. Сцены из деревенской жизни.

Но временем настоящего возрождения искусства силуэта стало начало 20- века. Оглянуться в прошлое чтобы понять настоящее - это было совершенно в духе идей Серебряного века. 20 век принес новые имена. Нина Симонович - Ефимова, Георгий Нарбут и, конечно, Елизавета Кругликова.


Н. Симонович. Цикламена.


Н. Симонович. Катание на санках.


Г.Нарбут. Автопортрет с семьей.


Г. Нарбут. Заставка с грозой.

Г. Нарбут. И Крылов. Иллюстрация для титульного разворота.


Е. Кругликова. В мастерской.Автопортрет. 1865-1941 гг.), Елизавета Сергеевна Кругликова - русская художница, мастер гравюры и силуэта, выдающийся педагог, представитель модерна.

"...Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов"

Е. Кругликова. Силуэтный портрет А. Блока

Е. Кругликова. Силуэтный портрет С. Есенина.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет В. Маяковского.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет Б. Пастернака

Е. Кругликова. Силуэтный портрет О. Мандельштама.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет А. Белого.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет К. Бальмонта.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет М. Волошина.

Е. Кругликова. Силуэт из альбома "Париж накануне войны в монотипиях"

Е. Кругликова. Силуэтный портрет В. Брюсова.

Е.Кругликова. Силуэтный портрет А. Ахматовой.

Е. Кругликова. Силуэтный портрет М. Цветаевой.

Е. Кругликова Силуэтный портрет Д. Бурлюка

Е.Кругликова. Силуэтный портрет М.Горького.

Е.Кругликова. Силуэтный портрет И. Одоевцевой.

Е.Кругликова. Силуэтный портрет М.Кузмина.

Е. Кругликова. М.Нестеров за работой.

Е Кругликова. Силуэтный портрет С.Судейкина.


Е. Кругликова. Групповой портрет Е.Е.Лансере, И.Е.Репина и К.П.Петрова-Водкина в залах художественной выставки объединения "Мир искусства".

Возродившись, искусство силуэта уже не умирало. Его широко использовали и как самостоятельный жанр, и как прикладной. Большую известность получили, например, "силуэтные" иллюстрации классики.


Б Кустодиев. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Дубровский"

В.Гельмерсен. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"


Н. Ильин. Иллюстрация.

А это настоящее и будущее жанра - работы В. Жукова и А. Гусева


В. Жуков. Силуэт.

А.Гусев. Фантазия

  • познакомитьобучающихся с выразительными средствами графики;
  • рассказать о происхождении слова “силуэт”;
  • развивать творческое воображение;
  • сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Оборудование:

  • альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги 10х14 см.,
  • карандаш,
  • ножницы,
  • клей,
  • ластик,
  • кисточка,
  • ветошь.

Для учащихся:

  • линейно–пятновой портрет <Рисунок1>, <Рисунок2>,
  • силуэты работы Н. Ильиной “Пушкин и няня”<Рисунок3>,
  • обложка Е. Нарбут для книги басен И.А.Крылова <Рисунок8> /на каждой парте по 1 экземпляру/.
Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 8

Для учителя:

  • силуэт Крылова,
  • черная бабочка<Рисунок9>, белая бабочка <Рисунок10>, цветная бабочка <Рисунок11>, целая стайка бабочек /силуэтные/ <Рисунок12>,
  • силуэтные иллюстрации из басни Крылова /“Ворона и лиса”<Рисунок5>,“Свинья и дуб” <Рисунок6>, “Лиса и виноград” <Рисунок7> и другие/.
Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Основная часть урока

Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.

Эти работы выполняют художники-графики . Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами .

Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.

- Почему же мы говорим, что силуэт - это изображение в виде тени, котороя обязательно повторяет сам предмет ?

Значит, бывают и другие тени?

Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рис. 1, 2, 3)

Рассмотрим следующий сюжет композиции.

Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.

- Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.

- А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?

За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.

Значит зима, поздний вечер.

А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.

Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.

- Какое время года?

Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.

Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рис. 5, 6, 7)

Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.

Что изображено на ней черными силуэтами, а что - белыми?(См. рис. 8)

- Да, это тени, падающие от предметов и фигур.

Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?

Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?

Верно. Тени удлиняются и сужаются.

Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.

Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.

Отметим еще одну особенность силуэта.

Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис. 9)

Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)

Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)

- Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?

- У цветной бабочки крылья внутри проработаны - тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается.

Поэтому он воспринимается как пятно.

Вот целая стайка бабочек . (См. рис. 12)

Издали они выглядят черными пятнышками.

Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.

И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?

- Откуда произошло это слово?

Историческая справка:

Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.

У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.

Такие изображения и стали называться “силуэтами” . Было это почти 200 лет назад.

- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?

Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.

И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.

Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.

Выполнение задания:

1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя в профиль.

2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.

3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.

4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне. Напишите название урока.

Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.

Задаются вопросы:

1. Какие силуэты бывают? /Черные, белые/.

2.Откуда произошло слово Силуэт? /От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта/

Искусство силуэта известно с древности (наскальные рисунки африканских охотников, китайские тени, черно- и краснофигурные силуэты на вазах Древней Греции), но, вероятно, смелый и удачливый эвенкийский охотник и оленевод С. Надеин (1929 - 1981 гг.) не знал об этом. И лишь оказавшись прикованным к больничной кровати, он открыл его для себя. Создавая свои силуэты, он, скорее всего, вспоминал об орнаментах, которые ловко вырезала его мать и другие женщины стойбища для украшения одежды и предметов быта, недаром у него много орнаментов, в узоры которых включены изображения птиц и зверей («Узоры Севера»).

В изобразительном искусстве силуэт - это особый вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются либо вырезаются из бумаги. В силуэте нет глубины, он двухмерен. Но вот над привычным контурным изображением острова Сахалин в виде рыбы взметнулся силуэт оленя. И почему-то, глядя на него, мы видим его изящную форму, объем, грацию движений, целеустремленную красоту стремительного движения вперед. Сколько в нем порыва, экспрессии! Силуэт в этом изображении доведен до звучания символа, что подвластно лишь большому мастеру, каким был Семен Надеин, эвенкийский художник, родившийся в одном из стойбищ на севере Сахалина и широко известный на родном острове и за его пределами в 1960–1970-е годы. «Олень на острове» - одна из первых и лучших силуэтных композиций молодого оленевода, попавшего в больницу с тяжелым недугом (ампутация ног).

Тоска по родному стойбищу, сны-миражи о прежней жизни, которые он пытался остановить, вылились у него в стихи:

Вижу синий дымок над зеленой листвой,
Чум, белеющий в диком лесу,
Я из чащи далекой знакомой тропой
В дом сухие гнилушки несу.
(«Лесная песня»)

Пытаясь остановить видения, он брал миниатюрные ножнички и резал из больничной рентгеновской пленки силуэтные композиции. В них много конкретных жизненных наблюдений и точно переданных деталей. И поэтому искусно вырезанные, они приобретают не только художественную, но и историко-культурную значимость. Только в самой жизни мог он подметить характерное движение человека, делающего лодку, или рыбака в лодке, отталкивающегося шестом. В силуэтах современников («Силуэты земляков») маленькие плоские черные фигурки, вырезанные из бумаги, обретают жизнь. Застывшая в движении сгорбленная фигура человека с топором, замедленные, плавные движения лодочника с багром - будто сама вечность, запечатленная в линиях и формах. В ряде силуэтов изображена охота, и мастерство, с каким переданы эти сцены, поистине изумительно. Маленькие черные фигурки всегда динамичны, полны жизни. Только наблюдательный художник и опытный охотник, каким был С. Надеин, мог тонко подметить многие мелкие охотничьи детали. Сам художник, к тому же обладающий литературным даром, сравнивал их с «живыми тенями»:

Оживут, запляшут, как живые, тени,
Мои бумажные птицы, звери и олени.

Увлечение литературой подвигло его на создание не только иллюстраций к эвенкийским сказаниям («Крылатый олень» и иллюстрации к эвенкийскому эпосу «Энгеспал»), но и самих сказаний, легенд, преданий и даже повести «Максим Канига». Тесная и весьма успешная связь литературного искусства и силуэтной иллюстрации известна в истории искусства: мирискусники любили эту очень трудную технику, требующую виртуозного владения рисунком, предельной остроты взгляда и изощренного композиционного дара. Они ценили и изысканность материала, и поэтичность изображения. Именно их силуэтные композиции-иллюстрации позволили исследователю творчества одного из них - Э. Ф. Голлербаху - сказать: «Силуэт - это формула и одновременно намек, еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная». Многое мог сказать в своих силуэтах и Семен Надеин. Особый интерес представляет портретная галерея выдающихся русских поэтов и писателей - А. С. Пушкина, А. Блока, М. Горького, Н. В. Гоголя и иллюстрации к их произведениям.

История искусства силуэта имеет периоды подъема и спада интереса к нему. И всегда это связано с именем большого художника: граф Ф. Толстой, мирискусник Г. Нарбут, Е. Бем,
Е. Кругликова и другие. То же самое случилось и в наше время в искусстве народов Сахалина.

И если бы искусство С. Надеина было широко известно публике, наверняка он стал бы в этот ряд художников, достойно представив свой народ, внеся самобытную страничку в этот особенный вид искусства. Силуэты С. Надеина - редкостное явление в искусстве коренных малочисленных народов Дальнего Востока. В этой области творчества он достиг виртуозного мастерства, добившись ясности контуров при выразительности линий. И неудивительно, что у него появились последователи. На последней выставке искусства народов Сахалина, проходившей в рамках фестиваля «Содружество» в Сахалинском областном художественном музее в октябре 2003 года, кроме силуэтных композиций Семена Надеина были представлены композиции и других сахалинских художниц - уильтинки Альбины Осиповой (род. 1965 г.) и нивхки Натальи Пулюс (род.1963 г.), неоднократных дипломанток районных, областных и краевых выставок. Обе живут в поселке Ноглики на севере Сахалина.

Совершенно иной характер носит силуэтное искусство Альбины Осиповой. У нее оно выведено в самостоятельный жанр, автор задает ему полное равноправие с другими видами искусства. Круг ее тем не широк: природа Сахалина, быт народов Севера и фольклорные мотивы. Она вырезает силуэты из черной или цветной бумаги, вводит в изображение планы, стремясь к строгой плоскостности изображения. Для ее силуэтов характерны твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности, которые необходимы здесь не менее, чем в картине. Большое количество произведений, созданных ею, приобретаются музеями и охотно раскупаются иностранными представителями нефтедобывающих компаний, работающих на севере Сахалина. Она делает силуэты чудесно, легко, с поражающей быстротой, не любит «кружев», мелкости и дробности.

Размеренность, ритмичность и некоторая застылость присущи многим ее композициям. Искривленные деревья, засохшие, сломанные бурей стволы деревьев, сопки - изобразительные знаки-символы северной сахалинской природы - присутствуют во всех картинах художницы, оживленные фигурками людей и животных. Все композиции взяты в рамочки из треугольничков, дополненных резными орнаментальными полосками из веточек с листочками или спиралей.

В
силуэтной композиции № 2, выполненной в августе 2003 года, несмотря на ограниченность выразительных возможностей силуэта, ей удалось передать не только форму и объем, но и тончайшие нюансы движения, психологического настроя и даже красочность изображения. Композиция вырезана из розово-красной бумаги, цвет которой вносит эмоциональное звучание в изображение состояния природы, человека и животного. Значительную роль здесь играют и их выразительные позы, дополняющие и расширяющие образность композиции. Отставленная полусогнутая нога, длинная палка в вытянутой руке, расслабленная, застылая поза человека, замерший олень, вытянув вперед морду в едином порыве, будто к чему-то прислушиваясь, онемели перед этой странной красотой. Спокоен и певуч ритм сопок. И лишь искривленные деревья да беспокойный ритм промерзших кочек, бегущих от одного края листа к другому, напоминают нам о суровой северной природе.

По силе характеристики, остроте решения, верности трактовки этот силуэт имеет большое художественное значение.

Одно время у А. Осиповой жил мальчик Саша Яковлев, перенявший от нее искусство вырезания силуэтов. В его композициях природа живет сама по себе.

Искусство силуэта только на первый взгляд может показаться примитивным и однообразным. Овладеть искусством силуэта совсем не так просто, как кажется. И, как уже говорилось ранее, здесь необходимы и твердость рисунка, и особое мастерство композиции, отбор главного, отказ от второстепенных деталей, способность передать пространство, движение фигур. И как это трудно, можно увидеть на примере развития творчества нивхской художницы Натальи Пулюс. Для выполнения силуэтных композиций (отлично вырезает и орнаменты) она выбрала любимый старинный материал нивхов - рыбью кожу, которую наклеивает на черную замшу. От композиции к композиции растет ее мастерство вырезания силуэтов. И если сложная композиция на сказочный сюжет «Медведь и бурундук» собрана из отдельно вырезанных частей, фигуры животных не очень выразительны, то композиция «Олень» - очень компактная, выполнена будто на одном дыхании: из беловатого оттенка травы вырастают кустики, ноги оленя и искривленное дерево. Рога оленя прорастают в полоску земли и сопки на дальнем плане, которые в свою очередь неотделимы от верхушки дерева.

Каждый предмет (дерево, сопка и олень) - символ непритязательной природы севера Сахалина. Особое очарование изображаемому придает по-детски непосредственное изображение большого оленя.

О популярности искусства силуэта и творчества Семена Надеина среди народов Сахалина говорят и различные вышивки, выполненные по рисункам с его силуэтов («Материнство», «Олень на острове»). В детских художественных школах изучается не только декоративно-прикладное искусство народов севера Сахалина, но и вырезание орнаментов и силуэтов.

Такое количество любителей искусства силуэтных композиций позволяет думать о склонности к этому виду искусства народов севера Сахалина. Вырезание силуэтов созвучно давнему умению этих народов вырезать великолепные орнаменты для украшения одежды и предметов быта, имеющего древние корни. Искусство сахалинских силуэтистов наиболее близко к древним истокам, вероятно, поэтому очередной всплеск интереса к нему родился на Сахалине.

Александра МАРАМЗИНА ,
заведующая сектором декоративно-прикладного искусства
Сахалинского областного художественного музея