Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пушкинский дом официальный. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)

Пушкинский дом официальный. Институт русской литературы (Пушкинский Дом)

Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук

В состав отдела новой русской литературы ИРЛИ включена, в том числе, Группа по изучению творчества Ф.М. Достоевского, основанная в конце 1965 г. В 1966 г. началась работа над академическим Полным собранием сочинений Ф.М. Достоевского в 30 томах (в 33 книгах). Главным редактором издания стал директор Пушкинского Дома, член-корреспондент АН СССР В.Г. Базанов, руководителем Группы — академик (с 1990 г.) Г.М. Фридлендер. В редколлегию издания вошли также Ф.Я. Прийма, М.Б. Храпченко и В.В. Виноградов, в состав Группы — Е.А. Вагин, И.Д. Якубович и А.В. Архипова. В 1967 году Группа пополнилась бывшими сотрудниками Тургеневской группы, закончившими работу над Полным собранием сочинений И.С. Тургенева: Е.И. Кийко, И.А. Битюговой, Н.Ф. Будановой, Г.Я. Галаган и Т.И. Орнатской. В 1970 году в Группу были приняты В.А. Туниманов и В.Е. Ветловская. В подготовке Полного собрания сочинений Достоевского также участвовали А.И. Батюто, А.М. Березкин, В.А. Викторович, З.И. Власова, Т.П. Голованова, А.Л. Григорьев, А.А. Долинин, А.С. Долинин, В.В. Дудкин, Г.В. Коган, Е.А. Костюченок, А.О. Крыжановский, К.А. Кумпан, Т.А. Лапицкая, Н.С. Никитина, Л.Д. Опульская, А.Л. Осповат, Н.М. Перлина, Е.И. Покусаев, Ц.М. Пошеманская, М.Б. Рабинович, В.Д. Рак, Л.М. Рейнус, Е.И. Семенов, И.З. Серман, Н.Н. Соломина, В.П. Степанов, Г.В. Степанова, Н.Л. Сухачев, Б.В. Томашевский, М.А. Турьян, Б.В. Федоренко, Н.А. Хмелевская, И.М. Юдина.

На основе вышедшего в 1972—1990 гг. Полного собрания сочинений Достоевского в 30 т. усилиями сотрудников Группы в 1988—1996 гг. было издано Собрание сочинений Достоевского в 15 т. (так называемый «малый академический Достоевский»).

В 1993—1995 гг. вышла в свет трехтомная под редакцией Н.Ф. Будановой и Г.М. Фридлендера. В 2003 году подготовлен и опубликован сборник «Pro memoria. Памяти академика Г.М. Фридлендера (1915—1995)» (отв. ред. А.В. Архипова, Н.Ф. Буданова). В 2005 году под руководством ответственного редактора Н.Ф. Будановой издан труд .

В соответствии с традициями Пушкинского Дома работа над Полным собранием сочинений сопровождалась выпуском научных сборников, посвященных творчеству Достоевского (). С 1974 г. вышел 21 том, издание продолжается благодаря неослабевающему интересу отечественных и зарубежных ученых к произведениям русского гения.

Подробнее об изучении творчества Достоевского в Пушкинском Доме и истории издания Полного собрания сочинений писателя см.: Архипова А.В. Как мы издавали Академического Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 2001. № 16. С. 215—236; Якубович И.Д. Достоевский в Пушкинском Доме // С. 3—26.

В 2008 г. ИРЛИ приступил к подготовке второго, исправленного и дополненного, издания академического Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского, выпущенного Пушкинским Домом в 1972—1990 гг. в 30 томах (далее: ПСС1).

Явившееся одним из высших достижений российского литературоведения своего времени, ПСС1 своею фундаментальностью завоевало широкое признание в научном сообществе, став, с выхода первого тома, текстологической и комментаторской базой общих и частных исследований творчества Достоевского, предпринимаемых в рамках самых различных литературоведческих интересов и направлений. Это издание в качестве источника текстов используют все научные филологические журналы мира, периодические издания российского и международного обществ Ф.М. Достоевского. Свои научные и просветительские функции ПСС1 успешно выполняло четыре десятилетия и при взвешенной корректировке в соответствии с реалиями коренным образом изменившегося мира имеет перспективу еще долго оставаться в этом качестве.

За время, прошедшее после завершения работы над первым Полным собранием сочинений Достоевского, достоевсковедение пополнилось многочисленными общими и частными исследованиями творчества писателя как отечественных, так и зарубежных ученых, рассматривающих его наследие в многообразных аспектах (биографическом, художественном, философском, идеологическом, религиозном и др.). Разработаны новые технологии, дающие больше возможностей при работе с рукописями, черновиками писателя. Все это богатство нуждается в обобщении и аналитическом освоении, для чего бесстрастный, академический комментарий к собранию сочинений представляет одну из самых удобных форм и говорит о необходимости переиздания Полного собрания сочинений, которое и предпринимается на данный момент сотрудниками Группы.

В новых условиях, когда свобода мысли и исследования ничем не ограничивается, резко обнажились нелепость и искусственость вынужденных в ПСС1 идеологических наслоений советской эпохи в трактовке произведений Достоевского, проникнутых глубокой христианской религиозностью и духом неуклонного православия.

В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения писателя.

Указанные обстоятельства создают необходимость издания, на основе ПСС1, исправленного и дополненного, академического Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского.

Основными задачами второго издания являются:

— дополнение текстов Ф.М. Достоевского, в том числе: его перевод романа О. де Бальзака «Евгения Гранде»; издание всех известных рисунков писателя, атрибутированных и сопровождаемых комментариями; расширение отдела «Dubia» за счет материалов, обнаруженных после выхода ПСС1; новая сверка текстов Ф.М. Достоевского по первоисточникам и всем рукописным материалам; исправление и дополнение комментариев за счет новых исследований, вышедших после завершения ПСС1, и включения в них критической литературы конца XIX — начала XX веков;

— публикация критически установленных, научно проверенных всех художественных, публицистических, эпстолярных и других текстов Достоевского и его записей на основе всех имеющихся источников;

— восстановление истории текста каждого произведения посредством публикации всех сохранившихся материалов, к ней относящихся (планы, конспекты, подготовительные записи, черновые наброски, разные редакции, варианты рукописей и прижизненных изданий);

— научное комментирование всех текстов изданий писателя.

Второе, исправленное и дополненное, академическое Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского . Опубликована статья «О втором издании Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского» (В.Е. Багно и В.Д. Рак), содержащая описание основных принципов готовящегося издания (). Состав и композиция ПСС2 в основном сохраняют, с указанными дополнениями, сложившееся в ПСС1 распределение материалов по томам и по разделам внутри томов. Общий принцип расположения материалов по томам — жанрово-хронологический; тома группируются в серии:

Т. 1—17 — Художественные произведения (законченные и опубликованные самим Ф.М. Достоевским произведения, все черновые материалы к ним, другие редакции, варианты рукописей и прижизненных изданий; все оставшиеся в рукописях художественные наброски, планы, стихотворные фрагменты, подготовительные материалы напечатанных и незавершенных произведений). В приложении к первому тому публикуется не включенный в ПСС1 перевод романа О. де Бальзака «Евгения Гранде», выполненный Ф.М. Достоевским и «открывающий» его как переводчика.

Т. 18—27 — Публицистика (критические и публицистические статьи, редакционные примечания в журналах «Время», «Эпоха», «Гражданин», объявления, «Дневник писателя», все материалы по истории текста публицистических произведений).

Т. 28—32 — Письма Ф.М. Достоевского к отдельным адресатам и официальные.

Т. 33 — Dubia; материалы, обнаруженные после выхода томов ПСС2, к которым они относятся; объяснения и показания Достоевского по делу петрашевцев и связанные с этим делом документы; выдержки из записных тетрадей сугубо личного характера; деловые бумаги и др.

Т. 34 — Рисунки Ф.М. Достоевского

Т. 35 — Справочный том, который содержит:

а) алфавитный список произведений Ф.М. Достоевского (для каждого с указанием тома, в котором оно напечатано);

б) хронологический указатель произведений Ф.М. Достоевского;

в) общий указатель произведений Ф.М. Достоевского, упоминаемый во всех томах ПСС2;

г) указатель имен по всем текстам ПСС2 (включая раскрытые в комментариях фамилии авторов цитат, приведенных Ф.М. Достоевским анонимно);

д) общий указатель ко всем томам имен, названий современных Ф.М. Достоевскому периодических изданий и анонимных произведений;

е) общий указатель адресатов писем и деловых бумаг;

ж) общий указатель несохранившихся и ненайденных писем (без цитирования источника)

Тексты Достоевского печатаются по правилам современной орфографии и пунктуации с отклонениями от них, оговоренными в предисловии «От редакции» к ПСС1 и реализованными в этом издании. Сохраняются вызванные своеобразием языка и стиля писателя отступления от правил орфографии и пунктуации, как действовавших в его время, так и современных. Комментарий в ПСС2 должен сообщать фактические сведения с идеологически нейтральной позиции.

В соответствии с тем, что ПСС2 является переизданием в исправленном и дополненном виде ПСС1, на обороте титульного листа каждого тома воспроизводятся полностью и дословно с последней страницы соответствующего тома ПСС1 сведения о составе Редакционной коллегии, сотрудниках тома и его редакторах. Там же приводятся сведения о составе Редакционной коллегии второго издания.

Издание осуществляется при поддержке гранта Федерального агентства по науке и инновациям № 02.740.11.0372. Главный редактор издания — член-корреспондент РАН В.Е. Багно, координатор работы Группы — В.Д. Рак.

Сотрудники Группы Достоевского — авторы монографий, диссертационных исследований, статей, публикаций по истории русской литературы XIX века; постоянно принимают участие в российских и международных научных конференциях, посвященных изучению творческого наследия Достоевского, а также в симпозиумах в Европе, США и Японии.

Прочные научные и творческие связи установлены с , и .

Сотрудники Группы преподают в ряде университетов Санкт-Петербурга и других городов.

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в Санет‑Петербурге - старейшее литературоведческое учреждение в нашей стране. Он был основан 15 декабря 1905 г. в качестве архивного учреждения «для собирания всего, что касается А. С. Пушкина как писателя и человека», и «для хранения всего, что касается жизни и деятельности представителей русской изящной словесности».

В апреле 1918 г. Пушкинский Дом как научное учреждение вошел в состав Академии наук, а в июне 1930 г. на его основе был создан Институт русской литературы АН СССР.

С этого времени в институте изучается отечественная литература - от истоков до современности (XI–XX вв.). Здесь собирают, хранят, изучают и пропагандируют национальное культурное наследие отечественного искусства слова, включая фольклор.

Институт располагает богатейшим рукописным отделом, в котором хранятся рукописи А. С. Пушкина (около 12 тыс. страниц), М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, Н. А. Некрасова, Н. А. Добролюбова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. А. Федина, Ю. Н. Тынянова, Л. М. Леонова и многих других писателей.

Фонограммархив института - один из крупнейших в Европе. В нем насчитывается свыше 70 тыс. записей русского фольклора и других народов нашей страны. В институте хранится около 10 тыс. экземпляров рукописных книг, начиная с XII в., в том числе автографы Ивана Грозного, протопопа Аввакума и других.

Литературный музей института, в котором имеется более 300 тыс. экспонатов, знакомит посетителей (около 20 тыс. в год) с жизнью и деятельностью русских и советских художников слова. Он выпускает также специальные издания, посвященные отечественным писателям (декабристам, И. А. Крылову, В. А. Жуковскому, Н. В. Гоголю, М. Ю. Лермонтову, Л. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, И. А. Гончарову, Ф. М. Достоевскому, А. П. Чехову), революционным демократам (В. Г. Белинскому, А. И. Герцену, Н. П. Огареву, Н. Г. Чернышевскому, Н. А. Добролюбову).

Специализированная библиотека института насчитывает свыше 600 тыс. томов различных отечественных и зарубежных изданий, в том числе уникальных (с автографами писателей и т. д.).

Институт создает фундаментальные труды, в которых русская литература исследуется на протяжении её многовекового развития. Уже изданы: «История русской литературы» в 10 и 4 т., история русской поэзии, драматургии, романа, цикл работ «Литература и фольклор», монографии о творчестве писателей-классиков, проблемные сборники, различные серийные издания.

Институт готовит труды, в которых русская литература рассматривается в системе духовной культуры нашей страны, в процессе взаимодействия и взаимообогащения с литературами народов России и других народов мира. Особое внимание уделяется проблеме воздействия русской литературы на нравственную жизнь общества и современному звучанию русской классики, изучению наследия русской революционной демократии как исторической предшественницы марксизма в России. Готовится серия академических словарей («Словарь книжников и книжности Древней Руси», «Словарь русских писателей XVIII века», «Биографический словарь русских писателей XIX - XX вв.»). Используя опыт создания «Лермонтовской энциклопедии», Пушкинский Дом работает над «Энциклопедией «Слова о полку Игореве» в 3 т., «Пушкинской энциклопедией» в 3 т.

Создается многотомное академическое издание «Русский былинный эпос».

Ученые института в своих работах стремятся раскрыть, какие новые идейно-эстетические ценности, имеющие особую духовно- практическую значимость для современного этапа нашего общественного развития, создала и создает русская литература («Октябрь и литература», «Современная русская советская проза», «Герой и конфликт в современной литературе», «Советская художественная классика. Проблемы историко-функционального изучения», «Победа и мир. К 40‑летию Победы» и др.). Публикуются также разнообразные материалы из творческого наследия советских писателей, которые обогащают существующие представления о социалистической культуре.

Пушкинский Дом готовит академические собрания сочинений русских классиков (А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. А. Блока), стараясь донести до читателя с максимальной полнотой, точностью их литературное наследие.

Такие собрания сочинений составляют основу для многочисленных и разнообразных изданий классиков отечественной литературы как в нашей стране, так и за рубежом. Будут также подготовлены академические издания произведений Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, Д. И. Фонвизина, Н. С. Лескова, Н. Г. Чернышевского, И. А. Гончарова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина и других писателей.

В различные исторические периоды в Пушкинском Доме плодотворно работали многие выдающиеся ученые: А. С. Орлов, В. Н. Пе́ретц, И. И. Толстой, В. М. Жирмунский, В. В. Виноградов, С. Д. Балухатый, П. Н. Берков, В. П. Андрианова-Пе́ретц, Б. Г. Реизов и другие, а во главе его стояли А. В. Луначарский, М. Горький, П. Н. Сакулин, П. И. Лебедев-Полянский, Н. Ф. Бельчиков, А. С. Бушмин, В. Г. Базанов.

В 1980 г. за заслуги в развитии филологической науки и подготовке научных кадров институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Дом, где хранятся не только рукописи Пушкина, но и письма Наполеона, автографы Моцарта и Баха.

Несмотря на то, что Пушкинскому дому в Петербурге уже более 100 лет, изначально своего собственного здания он не имел. Это был скорее уникальный архив черновиков и книг Александра Сергеевича Пушкина, который хранился в Академии наук. Свое место недалеко от стрелки Васильевского острова Пушкинский дом обрел лишь в 1927 году. Сегодня тот самый архив рукописей Пушкина, который составляет главную ценность Института русской литературы, наряду с личной библиотекой великого писателя, содержат в специальном хранилище, в котором не только строго соблюдается температурный и световой режим, но куда и максимально ограничен доступ. Попасть сюда может либо хранитель, либо ученый, ведущий исследовательскую работу.


Татьяна Краснобородько, к.ф.н., ведущий научный сотрудник, ученый хранитель рукописей Пушкина:

"Пушкинское хранилище - это не кладовая под замком, где все складировано и никогда не достается. Прежде всего, доступ к подлинникам имеют специалисты, которые готовят полное академическое собрание сочинений Пушкина. Рукописи Пушкина - так заведено в Пушкинском доме задолго до моего появления здесь - стен Пушкинского дома не покидают".

По исключительным случаям рукописи Пушкина могут быть представлены на открытой выставке, но только на несколько часов. В остальное время любой желающий может ознакомиться с копиями. Почти 25% черновиков великого русского классика изданы факсИмиле. Стоит оговориться, что за годы своей работы Пушкинский дом собрал в своих архивах рукописи и автографы не только писателей и литераторов, здесь можно найти подлинные письма Наполеона или автографы Моцарта и Баха. БольшАя часть архива еще ждет своих исследователей.


Александр Дубровский, научный сотрудник рукописного отдела Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН:

"В каких единицах это измерять? Вот когда архив уже обработан, мы можем сказать, какое количество единиц уже есть в этом архиве. А когда, это стоит россыпью… Иногда вот пачки какие-то привозят, иногда это чемоданы. Ну, ведь есть же заповедь архивиста, что обязательно нужно оставить следующим поколениям".

Рукописи предназначаются для ученых и специалистов литературоведов, а вот то, что доступно каждому в Пушкинском доме - это литературный музей. В нем всего несколько залов, названных в честь классиков: Пушкинский, Лермонтовский, Тургеневский и Толстовский. Однако, количества экспонатов и уникальных предметов, представленных здесь, хватит, в буквальном смысле, на десяток музеев.


Ксения Чудакова, сотрудник литературного музея, хранитель фонда редкой книги:

"Сейчас мы с вами находимся в Музее. Это такой музей в музее, это коллекция Лермонтова, в этом году она прозвучала - прозвучала на всю Россию, мы ей гордимся по праву. По сути это самый большой музей, посвященный М.Ю. Лермонтову в России. То, что представлено в залах, составляет едва ли десятую часть от тех фондов, которыми располагает музей Пушкинского дома. Только по каталогу здесь содержится более 100 тысяч наименований".

"Должно быть больше помещений для наших фондов. Фонды богатейшие. Мы самый богатый общелитературный музей страны, одновременно один из самых богатых архивов. Помещений нашему древнехранилищу, нашему фонограмм архиву не хватает для фондов, сотрудники просто работают среди экспонатов, среди фондов".

Есть в Пушкинском доме и своя библиотека, в которой работает специальный Пушкинский кабинет, долгое время он был закрыт для обычных посетителей.

Любовь Тимофеева, Заведующая Пушкинским кабинетом библиотеки Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН:

"Пушкинский кабинет был организован в 30-е годы 20 века для того, чтобы пушкиноведы, работающие в Пушкинском доме, могли очень быстро получить любую справку, касающуюся Пушкина. Естественно, тогда работали только они. Сейчас мы открыты для всех, кто интересуется Пушкиным. Можно прийти и почитать" .

Здесь собраны все варианты, печатавшихся произведений Пушкина, от 19-го века до наших дней. Литературоведческие и биографические материалы - всего более 35 тысяч единиц хранения. Коллекция постоянно пополняется. Наступивший год объявлен в России годом литературы. В этом же 2015-м Пушкинский дом отмечает очередной юбилей - 110 лет. Хочется верить, что этот уникальный литературный музей, архив и научный институт именно в год литературы обретет не только обновленный фасад, но и получит возможность воплотить в жизнь свои планы.

Всеволод Багно, член-корреспондент РАН, директор Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН:

"Я хочу открыть, но для этого нужно очень большое финансирование, музей рукописей. Первый в России музей рукописей, потому что у нас такое соцветие вот этого богатства, начиная с 12-го века и кончая 21-м веком. Это можно показать, но для этого должны быть специально оборудованные залы, специальные со всех точек зрения".

Тимур Мамонов, Максим Беляев, Владимир Пивнев и Валентина Говорушкина. Первый канал - Санкт-Петербург.

Научная библиотека ИРЛИ РАН

Научная библиотека Института русской литературы (Пушкинского Дома) была основана в 1906 г. как один из отделов созданного в 1905 г. Пушкинского Дома. Является специализированной библиотекой филологического профиля. С 1931 г. входит в централизованную систему БАН как отделение, а с 1979 г. - как отдел.

Библиотечный фонд включает издания, вышедшие в XVIII-XXI вв. В документный фонд библиотеки входят книги, периодические и продолжающиеся издания на русском и иностранных языках.

Тематическая структура фонда: издания произведений русских писателей и поэтов XVIII-XIX вв., издания современных писателей, их переводы на иностранные языки, произведения классиков зарубежной литературы, научно-критические работы по русской, советской и современной литературе, исследования по теории литературы и методологии ее изучения, по текстологии и стиховедению, истории литературоведения, справочные и библиографические издания, энциклопедии, словари. С возможной полнотой комплектуется литература для проведения научных исследований о Пушкине, Лермонтове, Горьком, по фольклору и древнерусской литературе.

Видовая структура фонда: книги, брошюры, журналы и другие продолжающиеся издания, каталоги, библиографические издания.

Раскрытие фонда (справочный аппарат, публикации): фонд доступен через систему каталогов и картотек библиотеки ИРЛИ, а также через автоматизированные базы данных по литературе об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, М. Горьком. Имеются опубликованные описания библиотек А.А. Блока (Библиотека А.А. Блока: описание: в 3 кн. / сост. О.В. Миллер и др. - Л. : БАН, 1984-1985), А.Н. Островского (Библиотека А.Н. Островского: описание / сост. Ф.В. Ильина, К.Ф. Ванягина, А.Н. Бруханский; ред. А.Н. Степанов. - Л., 1963), небольшой части коллекции Ф.К. Сологуба (в кн.: Неизданный Федор Сологуб / под ред. М.М. Павловой и А. Лаврова. - М., 1997), печатного собрания Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище (Печатное собрание Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище в фонде библиотеки Пушкинского Дома: кат. / сост. Н.С. Беляев; науч. ред. Г.В. Бахарева. - СПб. : БАН, 2011) и изданий с дарственными надписями в фонде библиотеки (Издания с дарственными надписями из собрания библиотеки Пушкинского Дома: кат. / сост. Н.С. Беляев; науч. ред. Г.В. Бахарева. - СПб. : БАН, 2014).

Из основного фонда библиотеки выделены собрания тематических кабинетов писателей - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. Горького - и подсобные библиотеки в отделах ИРЛИ - отделе древнерусской литературы (собрание литературных памятников и исследований по древнерусской литературе - около 15 тыс. ед.) и в отделе фольклора (собрание изданий словесного народного творчества и научная литература по фольклору - около 10 тыс. ед.).

Для оперативного обслуживания и обеспечения комфортных условий работы исследователей на открытом доступе в читальном зале находятся академические собрания сочинений русских писателей, словари, энциклопедии, справочники и библиографические пособия.

Право пользования библиотекой имеют сотрудники Института русской литературы, читатели БАН через межбиблиотечный абонемент и специалисты-филологи (отечественные и зарубежные) при наличии отношения от организации, сотрудниками которой они являются.

Коллекции, собрания и личные библиотеки

В составе фонда библиотеки ИРЛИ имеются личные библиотеки и отдельные издания из библиотек писателей и поэтов - И.Ф. Богдановича, В.А. Жуковского, П.А. Плетнева, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, А.Н. Майкова, Л.Н. Андреева, В.М. Гаршина, Ф.К. Сологуба, А.А. Блока; ученых (в том числе бывших сотрудников ИРЛИ) и общественных деятелей, библиофилов и библиографов - М.Н. Лонгинова, А.Ф. Кони, П.Е. Щеголева, Н.П. Лихачева, А.А. Бахрушина, П.А. Ефремова, Н.А. Котляревского, С.А. Венгерова, Б.Л. Модзалевского, С.Д. Балухатого, В.М. Жирмунского, а также книжные собрания Александровского лицея, Лермонтовского и Толстовского музеев, значительное число книг из дворцовых библиотек. Часть личных библиотек хранятся в отдельных шкафах - библиотеки А.А. Блока, А.Н. Островского, В.А. Жуковского, М.Н. Лонгинова, А.Ф. Онегина-Отто, А.И. и Н.И. Тургеневых, С.А. Венгерова, Н.А. Котляревского, С.Д. Балухатого, собрание Николаевского кавалерийского училища. Другие влились в основной фонд, но отражаются в пополняемой картотеке, содержащей описания выявленных и выявляемых изданий из личных библиотек. В составе этих коллекций - редкие издания, снабженные дарственными надписями и пометами владельцев.

Примерный перечень лиц, чьи книжные собрания (или их части) представлены в фонде библиотеки:

  • В.П. Авенариус
  • М.П. Алексеев
  • Л.Н. Андреев
  • П.В. Анненков
  • А.А. Ахматова
  • С.Д. Балухатый
  • А.А. Блок
  • С.А. Венгеров
  • В.М. Гаршин
  • Н.С. Гумилев
  • Ф.М. Достоевский
  • П.А. Ефремов
  • В.М. Жирмунский
  • В.А. Жуковский
  • А.Ф. Кони
  • Н.А. Котляревский
  • И.А. Кубасов
  • И.Л. Леонтьев-Щеглов
  • Д.С. Лихачев
  • Н.П. Лихачев
  • М.Н. Лонгинов
  • А.Н. Майков
  • В.С. Миролюбов
  • Б.Л. Модзалевский
  • А.Ф. Онегин-Отто
  • А.Н. Островский
  • П.А. Плетнев
  • Я.П. Полонский
  • Вс.А. Рождественский
  • П.Н. Сакулин
  • В.М. Саянов
  • М.И. Семевский
  • М.Л. Слонимский
  • Ф.К. Сологуб
  • В.П. Степанов
  • А.А. Тихонов-Луговой
  • А.И. и Н.И. Тургеневы
  • Ф.Ф. Фидлер
  • Г.М. Фридлендер

История отдельных коллекций

Библиотека А.А. Блока

Александр Александрович Блок (1880-1921) - русский поэт, классик русской литературы, один из величайших поэтов России. Библиотека А.А. Блока поступила в Пушкинский Дом в 1940 г. после смерти (в 1939 г.) вдовы поэта Л.Д. Блок почти в полном составе (за исключением небольшой части, сгоревшей в 1917 г. в семейном имении Шахматове). Насчитывает свыше 2,5 тыс. ед. Страстный библиофил, А.А. Блок собрал, тем не менее, не библиофильскую коллекцию, а рабочую библиотеку, книгами которой постоянно пользовался, о чем свидетельствуют оставленные в них карандашные пометы. Интересы Блока были чрезвычайно широки. В его библиотеке имеются книги по политике, экономике, социологии, географии, химии, биологии, астрономии, медицине, спорту. Но самая значительная часть - это русские и зарубежные издания художественной литературы, книги о театре, литературоведческие и искусствоведческие труды, комплекты журналов начала XX в.: «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Мир искусства». Современная Блоку литература представлена книгами, подаренными Блоку авторами и снабдившими их дарственными надписями. Имеется несколько редких изданий (XVI-XVII вв.) античных авторов. Библиотека А.А. Блока хранится как мемориальное собрание в отдельных шкафах. Более подробно см.: Библиотека А.А. Блока: описание: в 3 кн. / сост. О.В. Миллер и др. - Л. : БАН, 1984-1985.

Библиотека А.Н. Островского

Александр Николаевич Островский (1823-1886) - русский драматург, страстный любитель и знаток книг, которые собирал в течение всей жизни. Сохранившаяся часть библиотеки А.Н. Островского в конце XIX в. была перевезена из Москвы в Петербург сыном драматурга С.А. Островским и после его смерти передана внучкой А.Н. Островского М.М. Шателен (1929 г.) в дар библиотеке Пушкинского Дома.

По своему составу это книжное собрание является тщательно подобранной коллекцией репертуара русского театра с его зарождения до конца XIX в., русской художественной литературы (драматургия, проза, поэзия), русской исторической литературы (издания летописей и памятников фольклора). Иностранная часть, состоящая из оригинальных произведений зарубежной драматургии (французской, испанской, итальянской и др.), интересна как в связи с кругом чтения А.Н. Островского, так и в связи с его переводческой деятельностью. Многие из сохранившихся книг имеют пометы А.Н. Островского, а также дарственные надписи известных русских писателей и ученых XIX в. На большинстве русских книг в верхней части титульных листов или форзацев имеются владельческие надписи «А.Н. Островский».

Ценнейшими среди этой коллекции являются книги с дружескими посвящениями Островскому от Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского, Г. Сундукяна, собирателя фольклора П.В. Шейна. Среди сохранившихся книг особого внимания заслуживают конволюты - сборники пьес, составленные Островским из журнальных оттисков и вырезок. В эти сборники включались первые публикации сценических произведений русских драматургов и переводы пьес иностранных авторов.
Библиотека А.Н. Островского непосредственно связана с творческой биографией писателя, с историей создания его драматических произведений и переводов, которые являются свидетельством кропотливого труда драматурга, стремившегося точно передать содержание и форму подлинника.

Библиотека А.Н. Островского выделена в особое хранение и описана в издании: Библиотека А.Н. Островского: описание / сост. Ф.В. Ильина, К.Ф. Ванягина, А.Н. Бруханский; ред. А.Н. Степанов. - Л.,1963.

Библиотека М.Н. Лонгинова

Михаил Николаевич Лонгинов (1823-1875) - библиограф и историк литературы, видный коллекционер-библиофил, в 1871-1874 гг. - начальник Главного управления по делам печати. Библиотека М.Н. Лонгинова была передана Пушкинскому Дому в 1916 г. его дочерью А.М. Козловской. Богатейшее книжное собрание, которое М.Н. Лонгинов собирал в течение всей своей жизни, насчитывает более 5 тыс. изданий. Главная его часть - собрания сочинений русских писателей и поэтов, альманахи и сборники разных авторов, редкие сатирические издания XVIII в., книги по истории, библиографические и справочные издания, мемуары. В библиотеке много книг с автографами Г.Р. Державина, Н.И. Дмитриева, В.А. Жуковского, П.Я. Чаадаева, К.С. и С.Т. Аксаковых и др. Многие книги снабжены заметками уточняющего характера (раскрытие имен авторов анонимных произведений и псевдонимов, история издания, биографические сведения об авторе и пр.). За время работы в Главном управлении по делам печати М.Н. Лонгинов приобщил к своему собранию немало книг и журналов, запрещенных цензурой, изъятых из обращения и уничтоженных, в частности - «Сочинения А.Н. Радищева в двух томах», подготовленные в 1872 г. П.А. Ефремовым и запрещенные цензурой. Библиотека М.Н. Лонгинова - ценнейшая коллекция книг по истории русской литературы и журналистики XVIII-XIX вв., отличающаяся исключительно цельным и стройным подбором книг по интересовавшим собирателя вопросам.

Библиотека хранится в отдельных шкафах за исключением журналов и альманахов, влитых в соответствующие фонды библиотеки ИРЛИ, и сопровождена рукописной описью в 6 альбомах большого формата.

Коллекция А.Ф. Онегина-Отто

Александр Федорович Онегин-Отто (1845-1925), основатель и владелец Пушкинского музея в Париже, с 1907 г. вел переговоры с Академией наук о передаче своей коллекции Пушкинскому Дому, и после смерти А.Ф. Онегина (в 1925 г.) по условиям завещания коллекция, состоящая из рукописей, изобразительного материала и книг, поступила в Пушкинский Дом в 1928 г. Книжная часть собрания состоит из 3420 книг, брошюр, журналов и альманахов на русском и иностранных языках. Среди них 598 томов из библиотеки В.А. Жуковского. Ядро коллекции составляют издания произведений А.С. Пушкина и литература о нем.

Немногочисленна, но значительна тургеневская (братьев А.И. и Н.И. Тургеневых) часть библиотеки Онегина, судьба которой оказалась печальной: она была распродана букинистами Парижа и Лейпцига. Большое место в библиотеке Онегина занимают издания вольной бесцензурной русской печати. Все книги коллекции Онегина, за небольшим исключением, имеют роскошные переплеты, представляющие образцы высокого художественного мастерства парижских переплетчиков конца XIX - начала XX века. Страстному коллекционеру, Онегину удалось приобрести весьма редкие книги, в том числе: несколько изданий «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского, среди них издание 1685 г., учебник астрономии Сакробоско (1564), «Орлеанскую девственницу» Вольтера в изданиях XVIII в. и др. В книжном собрании Онегина находятся книги, присланные ему В. Брюсовым, Вяч. Ивановым и другими поэтами.

Коллекция С.А. Венгерова

Семен Афанасьевич Венгеров (1855-1920) - редактор первого полного собрания сочинений В.Г. Белинского, сочинений А.С. Пушкина, В. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, автор фундаментальных библиографических трудов, педагог, создатель Пушкинского семинария при Петербургском университете, организатор и первый директор Российской книжной палаты, директор Института книговедения. Собрание Венгерова содержало большое количество оттисков, газетных вырезок, которые он собирал как материал для словаря русских писателей, и картотеку (хранится в Рукописном отделе Пушкинского Дома). Книжная часть коллекции в количестве 18 000 единиц поступила в библиотеку Пушкинского Дома в 1932 г. Особую ценность коллекции Венгерова придает собрание справочников, дополненное владельцем рукописными заметками на полях. Частично коллекция хранится в шкафах, частично (словари, справочники, периодика) рассредоточена в фонде.

Коллекция Ф.Ф. Фидлера

Федор Федорович Фидлер (1859-1917), переводчик русских поэтов на немецкий язык, создатель музея русских литераторов в Петербурге. Коллекцию Фидлера составляли два шкафа книг с дарственными надписями, полученных им от авторов. В 1917 г. в библиотеку ИРЛИ попала лишь часть этих изданий. Они не были сохранены отдельным собранием и рассредоточились в фонде. Наиболее ценную часть коллекции представляют книги с дарственными надписями К.Д. Бальмонта, В.В. Башкина, В.А. Гиляровского, З.Н. Гиппиус, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Я.П. Полонского, А.П. Чехова и других известных русских писателей конца XIX - начала XX в.

Библиотека С.Д. Балухатого

Сергей Дмитриевич Балухатый (1892-1945) - литературовед, историк русской литературы, специалист по творчеству А.П. Чехова и М. Горького, большой знаток и ценитель книги. В 1934-1937 гг. - заведующий библиотекой Пушкинского Дома. Обширная библиотека, насчитывающая свыше 2 тыс. томов, поступила в Пушкинский Дом в 1945 г., после смерти ученого. Особенно тщательно скомплектованы разделы: справочный, теория литературы, А.П. Чехов, М. Горький. В собрании представлена также художественная литература (русская и зарубежная, в том числе античная), литература по искусству, истории журналистики, книговедению. Многие книги коллекции хранят пометы и библиографические справки о произведениях Толстого, Чехова и многих поэтах конца XIX - начала XX вв. Со многими из них С.Д. Балухатый поддерживал дружеские отношения. Так, С. Есенин подарил ему свою «Трерядницу» с надписью: «Сергею Дмитриевичу на добрую память. С. Есенин. 1921. Май 5. Самара». Книги С.Д. Балухатого выделены в отдельное собрание.

Коллекция Толстовского музея

Толстовский музей в Петербурге - одно из первых общественных начинаний в России начала XX в. Идея его создания возникла в дни подготовки к празднованию 80-летия Льва Николаевича Толстого в 1908 г., открылся музей 27 марта 1911 г. В 1919 г. Музей был передан в ведение Академии наук и принят на постоянное хранение при Библиотеке Академии наук. В 1930 г. Толстовский музей был включен в состав Пушкинского Дома, а как самостоятельное учреждение прекратил свое существование. Коллекция Толстовского музея в Пушкинском Доме распределена по трем отделам: рукописная часть - в Рукописном отделе, изобразительная часть (скульптуры, картины, фотографии) - в Литературном музее, книжная часть (ок. 3 тыс. ед.) - в библиотеке, где она хранится в виде отдельного собрания. В библиотеке Музея были собраны издания сочинений Л.Н. Толстого, переводы его сочинений более чем на 40 иностранных языков и литература о нем. В собрании находятся редкие первые издания произведений Л.Н. Толстого, произведения, запрещенные цензурой, заграничные издания, сочинения, нелегально распространявшиеся на гектографе и литографским способом, и т.п. Особый интерес представляет собрание вырезок из газет по поводу ухода Л.Н. Толстого из Ясной Поляны и его смерти, собранных Осведомительным бюро при Министерстве внутренних дел.