Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Урок музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена…". Сообщение подготовил корреспондент………………

Урок музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена…". Сообщение подготовил корреспондент………………

Разработка урока музыки в 4 классе

Тема «В концертном зале»

Художественное название урока:

« Не молкнет сердце чуткое Шопена….»

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания о Польше, танцевальном творчестве Ф.Шопена;

Конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.

Развивающие:

Развивать ритмический, динамический слух;

Развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

На примере творчества и биографии Шопена прививать любовь к родной земле,толерантности, уважительного отношения к культуре польского народа.

Познавательные УУД:

Учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;

Учиться оформлять и выпускать газету.

Коммуникативные:

Участие в коллективном пении;

Учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать.

Личностные УУД;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД:

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук,проектор, презентация.

Методы обучения:

Метод зрительной наглядности:презентация, видеозаписи;

Метод слуховой и зрительной наглядности;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод взаимодействия с учителем;

Метод сравнения,размышления;-словесные методы(беседа, разъяснение,объяснение)

Тип: комбинированный

Форма : урок « Выпуск газеты»

Ход урока :

I . Opr момент. Приветствие.

II.Актуализация темы.

Учитель:

Сегодня вы поможете мне выпустить газету, посвященную 205- летию одного композитора. И как в настоящей газете в ней будут свои рубрики: «Что? Где? Когда?», «Музыкальный календарь», «Это интересно». Композитор родился в одной из старинных стран Европы. Вы спросите-какой? Ответив на вопросы мы увидим с вами эту страну, которая занимает место в нашей газете.

Игра «Музыкальное лото»

-Название инструмента (рояль)

-Коллектив музыкантов-исполнителей(оркестр)

-Руководитель оркестра(дирижер)

-Со мной здоровается сам дирижер(название инструмента-скрипка)

-Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?(духовые, струнные, ударные)

-В какой оркестр входит этот инструмент балалайка? (оркестр народных инструментов)

(открывается карта ПОЛЬШИ)

Наклеивают карту Польши на газету.

Учитель:

(прикрепить портрет в центре)

- Ребята, мы отправляемся с вами в Польшу на Родину композитора.Группа

« Корреспонденты » поможет мне в проведении урока. На протяжении всего урока они будут выступать в роли моих помощников. Итак, первая рубрика «Что? Где? Когда?»

Несколько интересных фактов об этой стране подготовила…………….

На территории Польши проживает наибольшее количество белых аистов (23% от мировой популяции).

Если где-нибудь на улице Кракова вы спросите, как пройти к библиотеке, и вам ответят «просто», не воспринимайте ответ, как издевательство. «Просто значит «прямо».

Спортом номер один является футбол.

Жёлтый свет светофора в Польше называют оранжевым

Обязательным первым танцем является полонез.

Инфор.на газету

Учитель:

-Тема нашего урока:

Не молкнет сердце чуткое Шопена....

Предлагаю дать нашей газете это поэтическое название.

(Приклеивают название)

Эпиграф урока:

Ты, думаешь,

эти мелодии звуки струны?

То, звуки , рожденные в сердце слышны ...

Р.Гамзатов

К омментарии детеи к эпиграфу .

- В конце нашего урока мы ответим на главный вопрос: Почему не молкнет сердце чуткое Шопена?

- Как мы сможем ответить на этот вопрос? Что мы должны с вами сделать на уроке?

Узнать о жизни композитора.

Услышать музыку Фредерика Шопена, узнать в каких жанрах музыки ярко проявилось его творчество.

Узнать о жизни композитора помогут « Корреспонденты»

Ученик-корреспондент:

Родина композитора-Польша. Но судьба так распорядилась, что долгие годы композитор был на чужбине. Поэтому все свои музыкальные послания он наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием.

Учитель:

-Любимым инструментом Шопена был - Давайте угадаем:

Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его ……………. (Фортепиано)

- Репортаж продолжает.....................................

Ученик-корреспондент:

« Душа фортепиано»,- так называли польского гения. Он писал множество произведений для этого инструмента. Среди них такие жанры как вальсы, полонезы, прелюдии, этюды.

Друзья его называли “Бриллиантовые ручки”.

Инфор.на газету

Учитель:

-Почему, вам подскажет музыка.

(Слайд № 7) слушание аудиозаписи вальс № 7 до диез минор Ф. Шопена.(отрывок)

Вывод о прослушанной музыке: беглость пальцев, пальчики двигаются так быстро, как переливаются бриллианты.

Учитель:

- Недаром о нем Роберт Шуман говорил: «Шапки долой, господа, пред вами гений»

«Танцы, танцы, танцы...» именно так называется следующий разворот учебника на стр. 84 и посвящён он вальсу, полонезу и мазурке.

В 19 веке вальсы, мазурки, полонезы покорили танцевальные залы королей и вельмож и мы послушаем эт великолепные танцы, которые сочинил Ф.Шопен.

III.Слушание музыки.

Учитель:

А сейчас перед вами три определения, каждый из вас находит определение к каждому танцу по его выразительным музыкальным средствам. (Читать с детьми).

Собрать описание одного из танцев.(вальс)

Проставить номера, т.е в каком порядке они звучали...

-Мы послушаем с вами эти танцы, а я попрошу на слух определить в какой очередности они звучат.

Слушание музыки - «ПОЛОНЕЗ»

.. танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.

Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.

Сообщение корреспондентов подготовил……………

Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.

В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны....

Слушание музыки -«ВАЛЬС»

бальный танец с плавным вращательным движением пар.

Учитель:

- Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни. 17 вальсов сочинил Шопен.

Слушание музыки « Мазурка»

весёлый, подвижный прыжковый танец.

- Как прозвучал танец?

(быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно)

Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.

Сообщение подготовил корреспондент………………..

Шопен сочинил около" 60 мазурок. Oh называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.

Мазурка-старинный польский танец, (от названия польской области Мазовии). Его танцевали на сельских праздниках. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами и аристократами.

Инфор.на газету.

Учитель:

- В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...

(просмотр видеозаписи танца мазурка)

- Скажите, вы почувствовали особенности этих танцев?

Ребята, если мы посмотри на средства музыкальном выразительности - они похожи? Темп, регистр, динамика,тембр?

-Какая по характеру эта музыка?

(танцевальная)

-Через простые танцы Польши - полонез, мазурку, вальс композитор выразил свою любовь к Родине, восторг.

- Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен.

Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”

Родина-это главное, что есть у человека! Сколько прекрасных пословиц, высказываний, стихов о Родине. Давайте прямо сейчас их вспомним.

(Ответы детей)

А сейчас мы разучим с вами песню о нашей Родине, которая

называется «Солнечный Крым».

IV . Вокальная работа.

Распевание. Песня «Солнечный Крым»

V . Обобщение урока и выводы.

Учитель:

- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!

Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.

Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.

Те из вас, кто ответит на вопросы у красит газету произведениями искусства о Шопене: скульптуры, памятники.

Ребята корреспонденты задают вопросы:

С творчеством какого композитора вы познакомились?

Торжественный польский танец-шествие?

Подвижный прыжковый польский танец?

Как друзья называли Ф.Шопена?

С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?

Бальный танец с плавным вращательным движением пар?

Учитель:

И я хочу предложить вам клип на песню о Шопене.

Инфор.на газету.

Мазурка или мазурек (mazurka \ mazurek ) - это не только танец, как вы могли подумать. Это замечательный пирог, который, также как и печенье с джемом, пекут из песочного теста. Отличается же он тем, что его раскатывают в нетолстый пласт, разбивают на сегменты, и щедро смазывают разным видами фруктового джема. Получается очень красиво и вкусно. А когда его слегка посыпают сахарной пудрой, кажется, что сказка уже началась, и она совсем рядом!

Угостить пирогом.

VI .Оценивание. Домашнее задание «Поэты о Шопене».

Шопен, ты словно море выплаканных слёз,
Круженье, виражи и игры над волной
Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.
Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой...
Марсель Пруст.

Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

5 (17) октября 1849 года оборвалась краткая жизнь Фредерика Шопена,непревзойденного мастера ноктюрнов.

Ноктюрны Шопена очень разные: некоторые из них бурные, страстные, какие-то мечтательные, задумчивые, очень лиричные, а где-то мы можем услышать и трагические скорбные нотки…

Они занимают в творчестве Шопена весомое место неслучайно. Ведь в них мы слышим столько личных переживаний, эмоций.

Я очень люблю осень за её яркие краски и волшебное звучание. Но в суете бытия мы редко прислушиваемся к звукам этой поры. Выйдешь, бывало, из дома, а тебя вдруг окружает целая симфония. Звуки успокаивающие и мягкие обволакивают, словно теплый шарф. В них мы открываем волшебство, способное согреть нас в прохладные вечера.

Герой нашей встречи - величайший польский композитор и пианист Ф.Шопен. Уверена, что его музыка станет неисчерпаемым источником восторга для тех, кто грустит об ушедшем лете и для тех, кто любит осеннюю пору.

Ноктюрн - что это за жанр?

Вашему вниманию мы предлагаем ноктюрны, особый жанр в творчестве великого мастера. Ноктюрн происходит от французского слова «nocturne», что в переводе означает «ночной». Уже одно его название вызывает у нас образы романтической ночи с её таинственным серебристым светом луны и удивительной тишиной…

Ирландский композитор и пианист Джон Филд создал жанр ноктюрн, идеально соответствующий для романтической атмосферы той эпохи. Столь необычный и поэтический стиль музыки не мог не привлечь Ф.Шопена.

По-новому открывает Фредерик Шопен жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Всего в творческом наследии польского гения насчитывается 21 ноктюрн. Самые популярные из них мы собрали в прекрасный музыкальный букет, созвучный нашему осеннему настроению.

Божественная песнь небесных сфер!

Многие известные музыканты, такие, как Клементи, Рис, Шимановска, Шуман, Лист неоднократно обращались к этому жанру. Однако, только Ф.Шопен сумел поднять ноктюрн до высот поэзии, достигнув наивысшего художественного совершенства и композиторского мастерства. Их отличает изящность, редкая красота мелодии и особый шопеновский стиль, узнаваемый буквально с первых звуков.

Шопен! Да здравствует мгновенье

Великой музыки любви,

Да будет вечным дуновенье

Мелодий Бога красоты!...

Судьба отметила Шопена печатью гениальности. Его карьера бурно развивалась: ему не было и тридцати, когда он покорил Париж - культурную столицу мира в те времена. Он стал любимцем многих аристократических салонов Европы.

С мыслью о Польше

При этом Фредерик никогда не расставался с мыслью о Польше, которую беззаветно и преданно любил. Разлука с родиной, близкими друзьями далась ему крайне тяжело. В 1830 году Шопен готовился покинуть Польшу, испытывая перепад настроений. Юноша был очень взволнован, его мучили тяжелые предчувствия: «Я все еще сижу, у меня нет достаточных сил,…думаю, что ухожу из дома навсегда,…боюсь, что умру.»

Горсть родной земли

Чтобы поддержать Фредерика, друзья передают ему старинный кубок с горстью родной земли. На прощание он дарит своей старшей сестре рукопись с надписью «Сестре Людвике». Однако, эта композиция была напечатано только в 1875 году и названа «Ноктюрном № 20». Можно сказать, что это размышления о неизвестности будущего. Для вас звучит «волшебно-призрачный минор, в котором тема зазвучала, завел свой мягкий разговор»… Давайте послушаем один их самых известнейших ноктюрнов Шопена до диез минор.

..Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На чёрной выпилке пюпитра...


Самый известный ноктюрн Ф.Шопена. Ноктюрн No 20 cis-moll (до диез минор)

Неспешно музыки начало...
И дождь смывает все следы
осенней тяжести печали...
Прозрачны мокрые сады.

Рояль поет ноктюрн Шопена,
с Души смывая тяжесть лет.
И вот летит она из плена
за тучи, музыке вослед...

Ершова Марина


В объятьях светлой красоты

Шопен по духу своему был необычайным романтиком. Музыка полна очарования, она отличается безупречным вкусом.Каждое произведение насыщенно разными мелодическими приемами. Они словно ювелирные украшения, созданные тонкой рукой композитора, звучат «в пассажах нежных, в звуках высоты!»

Этот маленький шедевр сделал бурную сенсацию в Париже. О нем говорили только в превосходной степени! Особая гибкость мелодии, богатая гармония, оригинальный ритм- пример необычного чувства чистоты стиля великого мастера.

Ф.Шопен «Ноктюрн №2» Es-dur (Ми бемоль мажор)

… Печаль таится в трепете мелодий,
В пассажах нежных, в звуках высоты,
Как будто ангелы на небосводе
Грустят в объятьях светлых красоты.

Прекрасны звуки, нежностью чаруя,
И, души заставляя вновь грустить,
Как будто прикасаясь поцелуем,
Зовут сердца неистово любить….

Элла Гоник


Неисчерпаемый источник вдохновения

Ноктюрны Шопена являются своего рода творческим личным дневником, в котором есть место эмоциям, чувствам и переживаниям. Разнообразные по своей форме и настроению: мечтательные и грустные, лирические и страстные, строгие и скорбные, но их объединяет одно - это неисчерпаемой источник вдохновения музыканта.

В больших залах перед большой аудиторией теряется восприятие тонкого и нежного тепла фортепианной игры музыканта. Поэтому самыми яркими были концерты в кругу друзей, в интимной обстановке, где лучше всего передавалось ночное настроение. А Шопен любил бархатные ночи…

Ф. Шопен. Ноктюрн Des-dur (Ре бемоль мажор)

… И мы почувствуем, как прочно
Возьмут нас в свой недолгий плен
Мерцанье свеч, дыханье ночи
И чудо—музыка, Шопен…

Юлия Васильева


Ф.Шопен. Ноктюрн G-dur (Соль мажор)

Еще одна прекрасная композиция, поэтическая и вдохновенная, проникнута светлыми, мечтательными настроениями, написанная в самые счастливые годы композитора. Ф.Шопен «Ноктюрн G-dur»


Новые тенденции и приемы

В середине 40-х годов в творчестве Шопена появляются новые тенденции и приемы. В данном ноктюрне Шопен применил приём внезапного удивления: первая часть его наполнена безмятежностью и идиллией, где небольшие триолитовые орнаменты можно сравнить с прикосновением мягких крыльев бабочки. Вторая часть напоминает вспыхнувшую бурю, которая исчезает внезапно, уступая место умиротворению.

Ф.Шопен. Ноктюрн F-dur (Фа мажор)

Музыка Шопена проникнута высокой поэзией, поэтому особенно её любят исполнять начинающие музыканты.Предлагаем послушать вдохновенное исполнение молодого пианиста.


Ф.Шопен. Ноктюрн As-dur (Ля бемоль мажор)


Звучал ноктюрн мелодией разлуки…

Этот ноктюрн был создан в последний период отношений Ф.Шопена с Жорж Санд-французской писательницей, оказавшей неоценимую поддержку своему молодому другу и возлюбленному. Она покорила его силой своих чувств.И только позднее он понял, что великую любовь можно сжечь с чрезмерной легкостью.

Жорж Санд

Мелодия звучит как вдохновенная баллада. Автор монографии композитора это объясняет так: «Основная тема ноктюрна выражает очарование зрелой страсти и потрясающий аромат её». Но в самом конце звучат весьма сдержанные интонации, в которых мы слышим болезненный разрыв души Шопена.

Ф.Шопен. Ноктюрн С-moll (до минор)

И золотилось терпкое вино…
Звучал Ноктюрн мелодией разлуки -
В неё поверить не хотели руки:
Им, захмелевшим, было всё равно,
Что где-то там давно предрешено
Запретом встречи выстелить просторы…
А ночь светила музыкой, в которой
Звучал Шопен - прозрачный, как вино…

Людмила Кленова


Последние годы Шопена были весьма печальны. Личная жизнь композитора так и не сложилась.Биографы до сих пор ломают голову, что на самом деле происходило между Шопеном и графиней Дельфиной Потоцкой, с которой он познакомился во время пребывания в Дрездене. Он посвятил ей часть своих сочинений, а за несколько дней до своей смерти предпочел услышать ее пение. Композитор часто писал ей письма, правда, их никто не видел. Считается, что большую часть этих неизвестных документов до сих пор хранят наследники Дельфины

Болезнь легких на протяжении всех лет подтачивала его силы.Последние концерты звучали только в кругу его близких.

«Он сыграл два ноктюрна. Каждый его звук проникал прямо в сердце. Слушая его, уносишься в беспредельную высь… И в этом есть что-то божественное. Мы слушали, затаив дыхание, ибо боялись разрыдаться. На него было больно смотреть. Он ужасно кашлял, а рука дрожала, как в лихорадке…Ему не суждено долго жить, у него слишком возвышенная душа. Такова участь всех гениев».
(из воспоминаний Е.Шереметевой).



Пророчество гения

Умирает его близкий друг Я.Митушинский. Вскоре приходит известие из дома о смерти отца. Разрыв отношений с Жорж Санд стал потрясением для Фредерика Шопена.После таких ударов судьбы резко ухудшилось и без того слабое здоровье.

Этот ноктюрн был опубликован после кончины композитора. Но Джулиан Фонтана -близкий друг Шопена представил доказательства, что данная композиция времен молодости Фредерика(1827 год). Мелодия обладает потрясающей чувственностью и отражает мистические видения своего создателя. Звучит она, как пророчество гения. Давайте послушаем этот ноктюрн.

Ф. Шопен. Ноктюрн Е-moll (Ми минор)


«Французское небо плакало с польским дождем»

Шопен рано ушел из этого мира. Он безвременно скончался на 39 году жизни.Перед смертью он завещал своим друзьям похоронить свое сердце на родине.И поэтому у Шопена два места захоронения:его останки похоронены в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а сердце — в Варшаве, в Костеле Святого Креста.

  • При жизни Шопен восхищался Моцартом, считал его гением, а его музыку невероятной. В соответствии с завещанием, на похоронах Шопена, на которые явилось несколько тысяч искренне опечаленных смертью композитора человек, был исполнен знаменитый «Реквием» Моцарта .

В день смерти композитора Норвид Камилл — польский поэт, посвятивший великому музыканту значительную часть своих сочинений, сделал запись в своем дневнике:«Родом варшавянин, сердцем поляк, талантом -гражданин мира!».

Действительно, Фредерику Шопену не суждено было долго жить. Но его прекрасная музыка будет жить вечно и звучать в наших сердцах!

Прекрасна музыка Шопена,
Звучит всегда, как крик души.
В ней столько много вдохновения,
Мечты и радости, любви.

Ноктюрны, вальсы, полонезы
Пронизаны его судьбой,
Шопен - то музыка Вселенной,
Такой далёкой и родной.

Здесь каждый звук дыханьем свежим
Поёт о красоте земной,
Послушав музыку Шопена,
Рождаешься, как будто, вновь.

Наталья Ухтинская

Использованы источники:
Лилия Шадковска

Петрашова Оксана Дмитриевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Не молкнет сердце чуткое Шопена.
Дата публикации: 19.11.2016
Раздел: начальное образование

Ход урока. Вход в зал: Полонез – ля мажор.
Учитель:
Здравствуйте, садитесь… Сегодня урок у нас необычный, т.к. у нас присутствуют гости, а ещё он необычен тем, что проводим мы его в зале… Музыка, которая будет сегодня звучать очень часто исполнялась и исполняется в небольших концертных залах. Как вы думаете, какая цель нашего урока?(послушать эту музыку и постараться запомнить). Итак мы начинаем. Для сегодняшнего урока я попросила ребят из 4 «б» и 4 «г» классов и учителя по танцем Светлану Юрьевну подготовить для вас сюрприз. Внимание на сцену.
Звучит музыка: Вальс Ф. Шопена
(на сцене исполнятся танец танцорами школьного кружка) .
Учитель:
Ребята, скажите какой танец исполнили ученики?
Ученики:
Вальс.
Учитель:
Кто скажет, что такое вальс? (ответ…)
слайд 1 (Вальс-это…)

Учитель:
Правильно. Танец вальс, а музыка Ф. Шопена.

СЛАЙД 2

(портрет Шопена)

Слайд 3 (тема урока)

Учитель:
На прошлом уроке мы смотрели фильм о Ф. Шопене, я просила вас дома записать в тетрадях, то что вам больше всего запомнилось. Расскажите нам сейчас…. (ответы).
Слайд 4 (могила Шопена в Италии)

Слайд 5 (сердце Шопена в Польше)

Учитель:
Следующий танец, который я предложу вашему Вы услышите впервые – это полонез. Внимание на экран:
Слайд 6 (полонез- это….)

Слушаем
: Полонез ля мажор.
Учитель:
Как звучит музыка полонеза? (торжественно, ярко). А не Показалась вам эта музыка знакомой? (звучала, когда входили). На какой счёт исполняется полонез? Давай прохлопаем в ладоши шаг полонеза. (хлопаем). А теперь представьте, что мы с вами попали на бал и нам Нужно его открыть полонезом. (
встаем в круг и исполняем несколько шагов полонеза).

Учитель:
Кульминацией бала была мазурка. Этот танец мы тоже сегодня услышим впервые. Что такое мазурка? Внимание на экран.
Слайд 7 (мазурка-это….)

Слайд 8(видео фрагмент Мазурки)

Учитель:
Вот мы и познакомились некоторыми танцами Фридерика Шопена.
Учитель:
Вначале урока мы говорили о том, что Шопен очень Любил свою Родину. Ребята, как вы думаете а каждый Из нас должен любить свою Родину, как Шопен? (ответы…) Мы не раз обращались к теме Родины на уроках музыки.
Исполнение:
давайте для наших гостей исполним песню о Родине. «Я люблю тебя Россия».

Учитель:
Наш урок подходит к своему завершению. О чём мы сегодня говорили? Что слушали? Что нового узнали для себя. Понравилась ли музыка Шопен? Будете ли вы её слушать ещё ?
Как вы думаете так смолкло сердце Шопена или всё

же нет?

Учитель
: Давайте проверим, что вы запомнили? Внимание на экран.
Слайд 9 (Проверь себя)

Учитель:
Понравился урок или нет? Если да, то похлопайте в ладоши, а нет потопайте ногами. Если останется время посмотреть видео клип.
Слайд 10 (клип песни Шопен).

И так ребята сейчас давайте посмотрим на карту в учебнике окр. мир на стр. 145 и найдем небольшую страну на западе от нашей границы России Польшу. Как вы думаете, почему мы о ней заговорили? Правильно, ребята. Как называется столица Польши?

Сейчас мы с вами послушаем ребят, которые подготовили сообщение о Фредерике Шопене.

202 года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Его имя - Фредерик Шопен. Отец - француз, сын крестьянина.

Мать - полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.

Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.

У него было три сестры - разносторонне развиты.

Шопен тоже очень любил учиться. Его гениальность проявилась очень рано, он поражал всех своими способностями, музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд. Родители были мудры и очень бережно относились к своему ребенку.

С 6 лет Шопен начал профессионально заниматься на фортепиано с Войцехом Живным - пианистом, чех по происхождению. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.

Фредерик Шопен - величайший мелодист мира. Он жил в трудную, но интересную эпоху.

Его называли самым романтичным и поэтичным музыкантом 19 столетия, еще называли - душой фортепиано Господь дал ему божественный музыкальный дар. Но примерно к 19 годам. Шопен начинает кашлять, кашлять сильно …Он обращается к врачам и выясняется, что у него туберкулез, жуткая форма, последняя стадия… И когда Шопен старается узнать¸ сколько же ему остается жить, то врачи в ответ ничего не могут сказать конкретного, а в конце концов отвечают - год, полтора…

Туберкулёз - это болезнь лёгких. Сейчас эта болезнь излечима. Дети наблюдаются у врачей с постановкой реакции манту, а дети с 14 лет и взрослые один раз в год проходят флюорографию лёгких.

Шопен проживает еще 20 лет!!!

Почему? Врачи ошиблись, медицина на низком уровне? Нет! Все нормально, диагноз верный. Туберкулез или чахотка, как тогда говорили, в то время не лечился, был смертельно опасной болезнью. Да и сам Шопен был настолько хрупким и болезненным человеком, что у его организма просто не было сил бороться. И все же…. Прожил 20 лет, хотя обещали лишь год-полтора.

В чем же секрет? Ответ мы находим в некоторых источниках. Жорж Санд, возлюбленная Шопена, с которой он прожил в Париже, более 10 лет вспоминает, что когда Шопен играл и сочинял - он не кашлял! Вы можете себе представить - когда Шопен сочинял и играл, он не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнена дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи. Но болезнь прогрессировала, здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.

Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку Шопена?

Сегодня мы познакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у композитора.

Как я уже говорила - Шопен сочинял на нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что это? Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем эти произведения и составим небольшую словесную характеристику каждого танца. У каждой группы должно получиться три столбика полонез, вальс, мазурка.

Все внимательно слушаем музыку полонез.

Вальс и мазурку.

Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Давайте проведём жеребьёвку. И так 1 группа даёт характеристику…, 2 группа …, 3гр…

Молодцы, ребята! А сейчас перед вами три определения, каждая группа находит определение к каждому танцу.

… танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.

… бальный танец с плавным вращательным движением пар.

… весёлый, подвижный танец.

Проверяем.

Переходим к практической части. Танец полонез, разучим шаг полонеза. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша. Длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.

Нестареющий, вечно молодой - вальс! Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена. Представьте себя дирижёрами, движениями рук передайте те чувства, которые передает музыка вальса.

Кульминацией бала была мазурка . Мазурка (от названия польской области Мазовии). В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” о мазурке звучат такие слова: Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
- Давайте посмотрим видео, где показан танец мазурка.

Фредерик Шопен - величайший мелодист мира. Он писал не только танцевальную музыку, но у Шопена есть раннее песенное произведение. Песня «Желание» написана Ф. Шопеном на стихи его друга, польского поэта Стефана Витвицкого. Внимательно послушайте песню «Желание» и скажите, почему Шопен дал ей такое название?

Творчество Фредерика Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Он, прежде всего нас учит чувствовать и любить.

Какое время года сейчас? У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима». Какое было домашнее задание?

На улице зима, стихи о зиме под музыку Шопена мы прочитали, а как же без песни.

Сейчас споём песню о зиме, которую мы изучили на прошлом уроке «Серебристые снежинки».

Молодцы!

Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен. Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Похоронен Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.

Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”. Давайте ответим на вопросы кроссворда.

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали.

Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)

  1. О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец - шествие”? (Полонез)
  2. Назовите песенное произведение Шопена?
  3. Любимый инструмент Шопена. (Фортепьяно)
  4. Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальная)

Ребята! Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки Фредерика Шопена

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. мне захотелось…

У нас с вами впереди еще столько нового и интересного. А наше музыкальное путешествие продолжится на следующих уроках. А теперь наш урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена (звучит «Полонез»).

Урок разработала учитель начальных классов Сорокина Мария Алексеевна