Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Поведение пьера безухова в плену. Тема "Путь духовных исканий Пьера Безухова

Поведение пьера безухова в плену. Тема "Путь духовных исканий Пьера Безухова

Пьер Безухов ищет ответ на вопрос: что делать, к какому большому и нужному практическому делу приложить свои силы, чему посвятить свою жизнь. От людей аристократического круга Пьер отличается независимостью своих взглядов. В салоне Шерер он чувствует себя совершенно посторонним человеком. Не видя своего места в жизни, не зная, куда деть огромные силы, Пьер ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Он понимает, что такая жизнь не для него, что должен вырваться из этого привычного жизненного круговорота, но у него не хватает на это сил.

Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной. Вскоре после брака Пьер понял свою ошибку, понял, что был обманут, и "перерабатывал один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер видит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни". Под влиянием масонских идей Безухов решает освободить принадлежащих ему крепостных крестьян. Это не удается сделать, но все же он как-то пытается облегчить жизнь своих рабов. Делая добро людям, Пьер уверен, что в этом и состоит смысл его жизни. Однако через некоторое время разочаровывается и в "братстве вольных каменщиков", где тоже царят корысть и нечестность.

Гроза 1812 года совершила крутой переворот в мировоззрении Пьера. Война выводит его из ничтожной среды, устоявшихся привычек, которые связывали и подавляли его. Поле Бородинского сражения открывает Пьеру новый, ранее незнакомый ему мир простых людей. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они. "Солдатом быть, просто солдатом! "

Оставшись в Москве, Пьер попадает в плен. Там ему пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого".

Стоит сказать, что Платон Каратаев - любимый образ самого Толстого. После возвращения из плена Безухов сильно внутренне изменился. Женившись на Наташе, Пьер чувствует себя счастливым. Но его волнуют общественные проблемы. Он считает, что политический гнет, тяжелое положение общества могут быть преодолены усилиями честных людей, которые должны быть связаны между собой.

Но ощущение полной гармонии для такого умного и пытливого человека, как Пьер, невозможно без участия в конкретной полезной деятельности, направленной на достижение высокой цели - той самой гармонии, которая не может существовать в стране, где народ находится на положении раба. Поэтому Пьер закономерно приходит к декабризму, вступая в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека. Эта борьба становится смыслом его жизни, но не делает его фанатиком, который ради идеи сознательно отказывается от радостей бытия. Мы видим в финале романа счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в "Войне и мире" духовной гармонии с миром и собой. Он проходит до конца трудный путь поисков смысла жизни и находит его, становясь передовым, прогрессивным человеком своей эпохи.

Цели:

  • Образовательный аспект : производить идейно-композиционный и сюжетно-образный анализ эпизода. Раскрыть художественные особенности мастерства Л.Н. Толстого: портретных зарисовок, речевых характеристик героев, пейзажа.
  • Развивающий аспект : развитие коммуникативных навыков, формирование интеллектуальных умений.
  • Воспитательный аспект : способствовать формированию качеств личности: сотрудничества в учебном процессе, убедительности мысли и доказательности точки зрения с опорой на художественный тест.

Задачи:

  • Развитие умения самостоятельно анализировать фрагменты художественного произведения: выделять нравственную и философскую проблематику, воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях.
  • Формирование умения видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям, воспринимать эстетическую функцию языковых средств.
  • Совершенствование логических умений и коммуникативных навыков.
  • Развитие сотрудничества как качества личности.

Методы: частично-поисковый, исследовательский метод – самостоятельное рассмотрение художественного текста с целью решения проблемного вопроса.

Формы учебно-познавательной деятельности:

  • создание поисковой ситуации,
  • эвристическая беседа,
  • сжатый пересказ с цитированием и интерпретация текста,
  • исследование художественного текста.

Оборудование: роман Л. Толстого «Война и мир», фрагмент видеофильма «Война и мир», мультимедийный проектор, иллюстрации.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока. Самомотивация учащихся

Эпиграфы к уроку:

Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий представлялись теперь… несомненным и высшим счастьем человека.

Он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая…сила жизни.

Л.Н.Толстой

Учитель: К кому из героев «Войны и мира» относятся высказывания, ставшие эпиграфами к уроку?

Постановка проблемного вопроса:

Сегодня мы должны открыть, когда, в какой ситуации Пьер приходит к выводу «о крепнущей силе жизни», к пониманию «высшего счастья»?

III. Показ фрагмента видеофильма «Война и мир», определение учащимися названия эпизода и его места в романе (5 мин.).

Эпизод «Пьер в плену» (т.4 ч.1 гл.9-13 и т.4 ч.2 гл.9-14)

IV. Эвристическая беседа (5 мин.)

Вспомним, какие события жизни Пьера предшествовали рассматриваемому эпизоду.

1. В чем состояло предсказание Апокалипсиса?

Ученик: По предсказаниям Апокалипсиса (гл. 13, стих 18), «число зверино: число бо человеческо есть и число его 666». Заменив буквы французского алфавита цифрами, Пьер получил соответствие числу 666 словосочетаний: «император Наполеон», «сорок два», «русский Безухов» (убрав последнее «е»).

2. Кто, по расчётам Пьера, покончит с властью Наполеона?

Ученик: Пьер заменил буквенный алфавит цифровым и получил интересные результаты, позволившие ему сделать вывод, что предел власти Наполеона наступит в 1812 г. и конец ей положит не император Александр, не русский народ, а русский Безухов.

3. Зачем Пьер остался в Москве в народной защите?

Ученик: Вернувшись с Трехгорской заставы, Пьер решил остаться в городе, скрывая свое имя и одевшись в кучерский кафтан, который ему помог купить слуга Баздеева Герасим. Пьер готов был погибнуть сам, чтобы «прекратить несчастье всей Европы» – убить Наполеона.

4 . Сформулируйте нравственные проблемы, которые поднимает автор, создавая эпизод «Пьер в плену».

Учитель: Верно, кроме того, проблему духовного совершенствования человека, прошедшего через испытания и лишения, потери и обретения.
Анализируя фрагменты романа (т.4 ч.1 гл. 9-13 и т.4 ч.2 гл.9-14), раскроем и прокомментируем проблемы, работая в группах и по индивидуальному заданию.

V. Создание поисковой ситуации: исследование художественного текста

Групповая работа: исследуя художественный текст, ответьте на вопросы (10мин.)
Вопросы группам предоставлены в печатном виде на листках заданий, во время ответов выводятся на экран проектором.

Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)

1. Как относились к Пьеру простые люди, заключенные гауптвахты?
2. Какое жизненное противоречие во взаимоотношении русского народа и дворянства понял Пьер в плену?
3. Для чего автор сопоставляет отношение к Пьеру русских людей и французов, охраняющих заключенных?
4. Сформулируйте одну из проблем эпизода.

Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11)

1. Как передает автор волнения, переживания Пьера во время казни поджигателей Москвы на Девичьем поле?
2. Каков пейзаж, почему?
3. К чему приводит власть одних людей над другими?
4. Какой вывод о «французском порядке» сделал Пьер?

Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13 и т.4 ч.2 гл.11)

1. Какие глубокие изменения произошли в сознании и в душе Пьера?
2. Кто из людей, которых Пьер называл «они», пришел к нему на помощь, когда «возвратиться к вере в жизнь» было «не в его власти»?
3. Раскройте образ Платона Каратаева

а) внешний портрет,
б) внутренний портрет,
в) речь:

– манера говорить,
– интонация, эмоциональный настрой,
– смысл поговорок и пословиц.

4. Подтвердите текстом влияние Каратаева на духовное изменение Пьера.

VI. Индивидуальные задания (перспективные задания, предложенные 2 учащимся).

Новый взгляд Пьера на мир и на себя (т.4 ч.2 гл.12):

Задание 1.

1. Раскройте состояние души, к которому Пьер стремился всю жизнь, а обрел в плену?
2. Подтвердите текстом новое представление Пьера о свободе.
3. Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе жизни»? Роль пейзажа.

Задание 2.

1. Каково новое представление Пьера о счастье? (т.4, ч.2, гл. 12).
2. Почему он приходит к такому выводу?
3. «Князь Андрей думал и говорил, что счастье бывает только отрицательное». Пьер, согласившись с высказыванием, «иначе понимал мысль князя Андрея», – пишет Л.Толстой. Поясните, как именно.

VII.Ответы лидеров групп и индивидуальные ответы (20 мин.)

Учитель: (создание поисковой ситуации: исследование художественного текста)

Отвечая на предложенные задания-вопросы, подтвердите текстом, что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого (т.4, ч.2, гл.12):

– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».

Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)

Ученик: Автор раскрывает проблему взаимоотношения народа и дворянства. Люди, арестованные по подозрению в поджоге Москвы, «чуждались его»: Пьер барин. Но Пьер никому не говорил своей фамилии и не раскрывал титула, и ему было грустно слышать насмешки над собой.
Французов удивлял «неробкий, сосредоточенно-задумчивый вид» Пьера. Французский капитан сказал Пьеру: «Вы были в Париже и остались русским… Я вас за то не менее уважаю».

Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11)

Сжатый пересказ с цитированием или приведение цитат с комментированием сцены казни людей, обвиненных в поджоге Москвы (т.4 ч.1 гл.11)

Ученик: Пьер «потерял способность думать и соображать». Он заметил на лицах русских, на лицах французских солдат и офицеров «испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце».
Пьер сделал вывод о силе власти: «Его, со всеми…стремлениями, надеждами, мыслями установленный…французский порядок мог лишить жизни».

Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13)

Ученик: Глубокие изменения произошли в сознании и в душе Пьера после казни поджигателей Москвы. Теперь, когда Пьер увидел страшное убийство, «в нем…уничтожилась вера в благоустройство мира».
Он неподвижно сидел у стены балагана на соломе. «А много ли нужды увидали, барин?» – голос человека, обратившегося с вопросом, выражал «ласку и простоту». Это был солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев, попавший в плен из госпиталя.
Образ Платона Каратаева (т. 4 ч.1 гл.12-13) раскрывается по вопросам.

Ответы учеников по индивидуальным перспективным заданиям (2 учащимся):

Ученик 1: Пьер искал успокоение и согласие с самим собой всю жизнь: в масонстве, в самопожертвовании,…а открыл в себе это чувство, находясь в плену, «через ужас смерти, через лишения и через то, что он открыл в Каратаеве». Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь». Месяц плена дал Пьеру ощущение «совершенной внутренней свободы».
Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе жизни»? Обратимся еще раз к эпиграфу урока: «...Он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая…сила жизни».
Выйдя утром из балагана, Пьер увидел, что «…выплыл край солнца из-за тучи,…все заиграло в радостном свете, Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни».

Ученик 2: Изменилось представление Пьера о счастье, он согласился с мнением князя Андрея о том, что «счастье бывает только отрицательное». Пьер «иначе понимал мысль князя Андрея». «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казалось Пьеру совершенным счастьем».

Учитель: Итак, внимательно читая и исследуя художественный текст, мы подтвердили, что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого:
– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».

VIII. Итог урока

– Как изменяется представление Пьера Безухова о «высшем счастье человека»?

IX. Домашнее задание

Новый взгляд Пьера на мир вокруг себя и на жизнь (т. 4, ч. 2, гл. 14; т. 4 ч. 3 гл. 12-15)
Основные вопросы следующего урока (выводятся проектором, записываются в тетрадь по литературе):

  • Выводы Пьера о самосохранении жизни (т.4 ч.2 гл.14).
  • Постановка проблемного вопроса: как автор подводит к философским выводам:

– о свободе и бессмертии души,
– о единстве человека и Вселенной,
– о том, что «человек сотворен для счастья…счастье в нем самом»?

  • Каким образом спасала Пьера «сила жизненности человека» и «сила перемещения внимания» (т.4 ч.3 гл.12).
  • Сжато перескажите, используя цитаты, рассказ Платона Каратаева о страдании на каторге невинного купца (т.4 ч.3 гл.13)
  • Индивидуальное задание: «В лице его…светилось выражение тихой торжественности», – пишет Л.Толстой о Каратаеве (т.4 ч.3 гл.13). Поясните, почему?

Пьер Безухов в плену

(по роману "Война и Мир")

Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они... они все время до конца были тверды, спокойны”... - подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону... "Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».

Сочинение "Пьер в плену (Анализ эпизода)"

Герои Толстого в романе «Война и мир» получают свои нравственные
уроки. Писатель, исследуя законы жизни, определяет
для каждого героя свой, трудный, порой даже страшный путь. Путем,
полным противоречий, нескладностей, но порой осененным счастливым
мигом познания истины, тайны бытия, идет любимый герой
Толстого Пьер Безухов.
Эпизод «Пьер в плену» является самым важным, в понимании
Толстого, этапом в поисках истины Пьером Безуховым. Именно на
этих страницах происходит нравственное перерождение Пьера.
Без плена, без встречи с Каратаевым не изменились бы сознание
и мировоззрение Пьера. Эти страницы были необходимы композиционно.
Должно было совершиться то, что изменило бы Пьера.
И это «то» должно было «потрясти» его. Толстой выбирает этим
потрясением войну и плен.
И в нужный момент брожения ума Пьера Толстой посылает
Каратаева, который направит Пьера на «путь истинный». Появись
Каратаев позже или раньше, ничего бы не произошло. Он появляется
только тогда, когда Пьер готов понять его, то есть Толстой сводит
внутреннее состояние Пьера с внешними условиями его жизни.
Но встреча с Каратаевым не единственная причина нравственного
перерождения Пьера. Эта встреча является окончательным и самым
важным условием его жизни, но без предыдущих внешних толчков
не было бы изменения его сознания.
Пьер еще ранее, на Бородинском поле, был поражен спокойствием
русского солдата. Не тем спокойствием, что на все «наплевать», а тем
спокойствием, которое показывает внутреннюю свободу.
Казалось бы, наоборот, простой народ, как самое зависимое
сословие, должен иметь ограниченное рабское сознание. Но вот
парадокс: несвободный народ имеет полную внутреннюю свободу,
а дворяне - самое свободное сословие - в большинстве своем, ее не
имеют. Не имел ее и Пьер. И он начал уже тогда размышлять над
этим парадоксом. Он хотел понять, почему он не имеет спокойствия
и внутренней свободы и в чем заключается причина присутствия их
в человеке? Как нужно жить, что надо делать, чтобы они появились в
нем? Разрешение этих вопросов Пьер находит в Платоне Каратаеве -
одном из тех загадочных людей, о которых он задумывался. Теперь
он мог видеть и познавать то, о чем он ранее только размышлял.
Ужасы войны: пожар Москвы, мародерство французов, плен, и,
наконец, страшное убийство молодого фабричного людьми, которые
не хотели убивать, - приводит Пьера в отчаяние. В нем
«уничтожается верав благоустройство мира, и в человеческую, и в свою
душу, и в Бога». «Мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные
развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в
жизнь - не в его власти». Так думал Пьер до знакомства с Каратаевым,
но уже после первой их встречи Пьер почувствовал, что «прежде
разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых
основах воздвигался в его душе». То есть, уже только
с первого разговора Каратаев действует на Пьера своим спокойствием
и внутренней свободой.
Когда Пьер находился в отчаянии от всего случившегося, сидящий
с ним рядом Каратаев был совершенно спокоен. Ясно, что раз он
солдат, он видел еще больше ужасов смерти, чем Пьер. И находится
он в тех же условиях, что и Пьер, но он спокоен и занимается
своими житейскими делами, которыми он занимался и у себя в деревне,
и в полку, и сейчас здесь, в плену. Пьер, а вместе с ним и читатель,
находят в Каратаеве способность власти над самим собой. Обстоятельства
не влияют на Каратаева, они не могут изменить его, он всегда
остается таким, каков он есть. Он имеет спокойствие и внутреннюю
свободу, которая не утрачивается при внешних обстоятельствах.
Каратаев спокоен, потому что, как он сам говорит, «не нашим
умом, а Божьим судом». Ему представляется жизнь простой и ясной,
и он так и живет: просто и ясно. Не надо ничего думать о будущем,
ни горевать о прошедшем, ни волноваться о настоящем. Он живет
настоящей минутой и принимает как должное все случившееся.
Логика его проста, но заключает в себе особую мудрость. Он спокоен,
потому что знает, что все обстоятельства совершаются не по его воле,
а по воле Бога. И также он знает: что бы ни случилось, даже кажущееся
вначале горем, оборачивается счастьем, ему же на благо. «Думали
горе, ан радость!» - говорит он. И главное то, что никто не
может отнять у него свободы, никто не властен над внутренним его
миром. Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила
жизнь». И он жил, он любил жизнь и просто жил, не создавая себе
кажущихся проблем и неудобств. И поэтому он имел все: он имел
полную независимую ни от кого свободу, он имел бессмертную душу.
И Пьер через Каратаева тоже понимает, что и он имеет все это.
И поэтому он и смеется: «Ха, ха, ха! Не пустил меня солдат. Поймали
меня, заперли меня. В плену держали меня. Кого меня? Меня?
Меня - мою бессмертную душу! Ха, ха, ха! Ха, ха, ха.» Именно тогда
у Пьера возникает чувство внутренней свободы. Как они могут держать
его в плену, если они не властны над его душой. Пьер чувствует,
что он не просто человек, а частица чего-то общего, безграничного.
«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Теперь он понимает, что раньше, когда он жил в богатстве и никогда
ни в чем себе не отказывал, он был несчастлив и несвободен.
А теперь, когда он ест лошадиное мясо, когда все его тело болит,
когда его едят вши, когда он еле держится на заструпелых ногах, он
счастлив и свободен! Потому что теперь Пьер узнал всем существом
своим, что человек сотворен для счастья и что счастье в нем самом.
Каждый сам делает себя несчастным или счастливым. «Чем труднее
становилось положение Пьера, чем страшнее была будущность, тем
независимее от того положения, в котором он находился, приходили
ему радостные и успокоительные мысли». Через Каратаева Пьер
духовно породнился с народом. А простой русский народ - это кладезь,
сочетающий в себе доброту, простоту и мудрость. Пьер обогатился
этой мудростью. Он перенимает от Каратаева любовь и веру
в Бога, любовь и веру в жизнь. И этим он делает свою жизнь простой
и ясной. И это дает ему полное, радостное создание свободы,
которая составляет его счастье!
Если Пьер обрел счастье, встретившись с Каратаевым, то почему
бы нам, читателям, не принять в себя мудрые слова Каратаева?
Мне кажется, что страницы о Каратаеве и его влиянии на Пьера, -
страницы на все времена. Именно в них читатель находит ответ на
вечные вопросы существования человеческого бытия, которые
интересовали людей раньше, сейчас, в настоящее время, и будут еще
волновать в будущем. Именно эти страницы учат читателя, как надо
жить. Именно в них сокрыт секрет человеческого счастья. И именно
в них говорится, как быть свободным.
Таким образом, эпизод «Пьер в плену» является не только удачей
в композиционном отношении, определившей появление Пьера
в другом, обновленном качестве, но и доводит до логического конца
идею Толстого: «Человек счастлив тогда, когда обретает внутреннюю
свободу». И только ради обретения этой истины стоит жить!

Эта часть надолго задержала внимание Толстого при создании ранней редакции романа. Многое там рассказано о Пьере: как изменилась его внешность, как его допрашивал Даву (близко к завершенному тексту), какой ужас вызвала у Пьера казнь поджигателей. Но ничего почти не было известно о людях, окружавших его в плену. Упомянуты лишь старик-чиновник, пятилетний мальчик, которого Пьер спас, и солдат-сосед, научивший Пьера завязывать веревочкой на щиколотках серые чужие панталоны. Пленный солдат ничем еще особенно не выделяется и в жизни Пьера роли но играет. Много позднее он преобразится в Платона Каратаева, а в ранней редакции тема Каратаева едва намечена. Подробно описано, как пришел в балаган к Пьеру ого «тайный друг» Пончини; изложена их босо да. После разговора с французом Пьер «еще долго думал о Наташе, о том, как в будущем он посвятит всю жизнь свою ей, как он будет счастлив ее присутствием и как мало он умел ценить жизнь прежде».

Сцена допроса и расстрела «поджигателей» не только по содержанию, но и текстуально была с самого начала близка к окончательному тексту. Предметом напряженнейшей работы оставался глубокий переворот в сознании Пьера, свершившийся после «преступного убийства», которое он видел. Рукописи говорят, как долго, и главное, взволнованно трудился над этим Толстой.

В тот же день Пьер познакомился и сблизился с товарищами по плену – солдатами, крепостными и колодниками, и в этом сближении нашел «еще не испытанные им интерес, спокойствие и наслаждение». Ему доставляли наслаждение «обед из соленых огурцов», «тепло, когда оп укладывался рядом со старым солдатом», «ясный день и вид солнца и Воробьевых гор, видневшихся из двери балагана». Еще более детально анализируются «нравственные наслаждения» Пьера: на душе у него теперь «ясно и чисто», и те мысли и чувства, которые прежде ему казались важными, были как будто «смыты». Он понял, что «для счастья жизни нужно только жить без лишений, страданий, без участия в зло, которое делают люди, и без зрелищ этих страданий».

Толстой долго искал, как начать знакомство Пьера с Каратаевым, и, главное, как точно определить то впечатление, которое произвело на Пьера это знакомство. Вначале сцена в балагане была построена иначе, нежели в окончательной редакции: не в хронологической последовательности развивалось действие. Раньше, чем рассказать об обстановке и людях, среди которых очутился Пьер, автор сообщил о состоянии Пьера в «новом товариществе пленных»: он «почувствовал в первый раз, что все те условные преграды – рождения, воспитания, нравственных привычек, которые до тех пор отчуждали его от товарищей, были уничтожены». И самое основное, к чему автор вел Пьера, также было заранее известно: «Прежде Пьер старался сблизиться с народом, теперь же вовсю не думал о нем; сближение ото сделалось само собою и доставило Пьеру новые неиспытанные им до сих пор наслаждения».

Казнь «поджигателей» стала самым сильным толчком к перемене мировоззрения Пьера. «Был казнен, казалось, тот старый человек, которого так тщетно пытался победить в себе Пьер посредством масонских упражнений». В нем теперь жил «новый, другой человек».

Главная мысль в работе над этой частью (когда спустя два года Толстой начал подготовку тома к печати) – связать впечатления Бородина и впечатления плена, показать, как «в эти четыре недели плена, лишений, унижений, страданий и, главное, страха Пьер пережил больше, чем во всю свою жизнь», и как все испытаршя отразились на его отношении к жизни, дав то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. «Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении. Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования в наборной рукописи добавлено: «в романтической любви к Наташе», он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через страдания физические и нравственные, через ужасные полчаса, которые он провел с мнимыми поджигателями на Девичьем поле». Таким вступлением начался теперь рассказ о Пьере.

Толстой пытался было раскрыть, что разумелось под понятием «прежде»: «во время сражения и после в Москве во время выхода народа за Трехгорную заставу», но тотчас отказался от толкования – и без того ясно, что означало это «прежде».

Раскрыв вступлением свою идею, Толстой сообщил, что «из числа 23 человек самых разнообразных характеров и званий: офицеров, солдат, чиновников, которые потом как в тумане представлялись Пьеру, в памяти его остался навсегда унтер-офицер Томского полка, взятый французами в госпитале, с которым он особенно сблизился. Унтер-офицера этого звали Платон Каратаев». В воспоминании Пьера он «остался олицетворением всего русского, доброго, счастливого и круглого». Затем нарисован внешний портрет Каратаева и определен его духовный облик как идеал народной житейской мудрости. Он был, пишет Толстой, «как бы живой сосуд, наполненный чистейшей народной мудростью». Поговорки, которыми с первого варианта насыщена речь Каратаева, также были «большей частью изречения того свода глубокой житейской мудрости, которой живет народ». Пьер «никому с таким удовольствием и подробностями не рассказывал свою жизнь,