Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пой, играй, гитара семиструнная! Особенности семиструнной гитары. Русская гитара сихры

Пой, играй, гитара семиструнная! Особенности семиструнной гитары. Русская гитара сихры

Мощность и диапазон звука семиструнных электрогитар превышает возможности более привычных шестиструнных инструментов. Дополнительная струна снизу дает больший простор для самовыражения гитариста, а обновленные аккорды с измененной аппликатурой и новыми звуками открывают дорогу к новым интересным звуковым решениям.

Как играть на семиструнной электрогитаре. Содержание:

Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной?

Сравнение шестиструнной и семиструнной электрогитар

Среди основных отличий, помимо количества струн, шестиструнные и семиструнные инструменты отличаются звукоснимателями и их характеристиками, длиной и шириной грифа, а также разным диапазоном звучания. Но обо всем по порядку.

Звукосниматели


Набор хамбакеров для 7-струнной гитары Fokin Pickups Demolition

Семиструнные гитары используются в экстремальных и тяжелых стилях музыки — альтернативный метал, разнообразные -коры и даже джент. Низкое звучание таких гитар обеспечивается специальными высоковыходными хамбакерами наподобие тех, что есть среди продуктов DiMarzio, EMG или Fokin Pickups.

Звукосниматели семиструнных гитар создаются с учетом возросшего количества доступных звуков и диапазона инструмента.

Мензура


Часто спуск шестой струны на обычной гитаре вызывает проблемы с настройкой инструмента, даже при использовании струн экстра-сильного натяжения.

Семиструнные гитары оснащаются грифами с мензурой от 26 до 29,4 дюйма (от 660 мм до 749 мм). Такая размер дает большую стабильность строя. Иногда на рынке встречаются модели гитар с грифами как у шестиструнных инструментов - длина мензуры у таких грифов составляет 25,5 дюйма (648 мм), прямо как у гитар Fender.

Возросшая длина грифа и применение струн экстра-сильного натяжения заставляет производителей перестраховываться при проектировании. Многие грифы семиструнных инструментов усиливают с помощью дополнительных материалов.

Ширина грифа


Jackson Chris Broderick Pro Series Soloist 7

Стандартная ширина грифа электрогитары составляет 43 мм. Ширина грифа семиструнной гитары увеличена до 48 мм.

Производители активно работают над повышением удобства игры на таких гитарах. Благодаря этому, при игре гитаристы не ощущают неудобства по всей длине грифа и не ограничены в скорости передвижения по ладам.

Строй семиструнной гитары


Стандартный строй семиструнной электрогитары: B, E, A, D, G, B, E

В индустрии стандартным строем для таких инструментов считается такой (от нижней к верхней):

  • Си (B);
  • Ми (E);
  • Ля (A);
  • Ре (D);
  • Соль (G);
  • Си (B);
  • Ми (E).

Подобно тому, как на шестиструнных гитарах спускают шестую струну в Ре для получения строя drop D, на семиструнных электрогитарах используют строй drop A, спуская седьмую струну в Ля.


Строй drop A для семиструнной электрогитары: A, E, A, D, G, B, E

Таким образом, строй гитары выглядит так:

  • Ля (A);
  • Ми (E);
  • Ля (A);
  • Ре (D);
  • Соль (G);
  • Си (B);
  • Ми (E).

Струны


Jackson Chris Broderick Pro Series Soloist 7

Для того, чтобы понять, как играть на семиструнной электрогитаре, потребуется много терпения и изменение собственного мышления. Шестая струна больше не самая низкая, привыкайте!

Как играть на семиструнной электрогитаре. Гаммы и аккорды

Добавление седьмой струны лучше раскрывает звуковой потенциал электрогитары. Играя на семиструнной гитаре, гитарист может использовать новые аппликатуры аккордов, обогащенные дополнительными нотами. Например, в аккордах часто появляются добавленные IX или XI ступени.

В рамках этого материала мы будем использовать только стандартную настройку семиструнных электрогитар - B, E, A, D, G, B, E.

Чтобы понять, как играть на семиструнной электрогитаре, разберемся в принципах построения аккордов на таком инструменте. Приведенные примеры - это привычные по шестиструнной гитаре аккорды, обогащенные дополнительными ступенями.

Схема аккорда Badd9 для семиструнной гитары

Схема аккорда Badd11 для семиструнной гитары

Схема аккорда Bm9 для семиструнной гитары

Схема аккорда Bsus9 для семиструнной гитары

Схема аккорда Cmaj7 для семиструнной гитары

Схема аккорда D5 для семиструнной гитары

Аналогичным образом ситуация складывается по отношению к гаммам: форма остается той же, но появляется дополнительное пространство для маневра. Седьмая струна добавляет звучанию новых красок, а гитарист может охватить при игре почти три октавы в рамках одной гаммы. При этом смены позиций при игре сведены к минимуму.

Пентатоническая гамма Ми минор для семиструнной гитары

Гамма Ми мажор для семиструнной электрогитары

Какую семиструнную электрогитару выбрать до $1100?

Больше всего семиструнных инструментов можно найти в линейках японских гитарных производителей Yamaha, Ibanez, LTD, Caparison, а также у американских компаний Schecter, Washburn, Jackson. Другие известные компании то же изготавливают семиструнные электрогитары, но выбор моделей здесь намного меньше.

Семиструнные электрогитары делятся по качеству. Чем качественнее инструмент, тем больше его стоимость. Мы выбрали три гитары - дешевую, среднюю по цене и дорогую в ценовом диапазоне до $1100.

Schecter Diamond Series C-7 Deluxe


Schecter Diamond Series C-7 Deluxe

Стоимость: $299

C-7 Deluxe от Schecter - это универсальная бюджетная модель с корпусом из липы и накладкой из клена.

LTD EC-407BFM


LTD EC-407

Стоимость: $782

Семиструнная электрогитара с убийственно тяжелым звуком, корпусом из красного дерева, кленовым грифом, палисандровой накладкой и парой звукоснимателей EMG.

Ibanez RGIR27E


Ibanez RGIR27E

Стоимость: $1099

Качественный инструмент в среднем ценовом сегменте. Выраженный низ, яркий верх. Корпус из липы, кленовый гриф, палисандровая накладка. На гитаре установлен запирающийся вибрато и килсвитч.

Как играть на семиструнной гитаре. Упражнения и примеры

Пример 1. Привыкание к инструменту

Первое знакомство с семиструнными электрогитарами удивляет тем, насколько низко звучит дополнительная струна.

Чтобы понять, как играть на семиструнной электрогитаре, поиграйте простое упражнение с применением глушения ладонью (palm muting). Упражнение поможет понять специфику игры на семиструнной гитаре и научит контролировать резонанс инструмента.

Пример 2. Приглушение струн

Так как седьмая струна продолжает звучать при переходе к другим струнам, исполнение риффов с открытыми струнами сопровождается риском загрязнения звука.

Чтобы избежать грязи, глушите открытую струну кончиком пальца, которым зажимаете ноты на других струнах.

Пример 3. Обыгрывание гамм

Из-за более широкого грифа в первое время могут возникать проблемы с игрой на нижних (басовых) струнах.

Третий пример направлен на улучшение растяжки пальцев. Играя его, вы привыкните к более широкому грифу семиструнной электрогитары.

Для большего удобства, расположите большой палец в нижней части грифа, то есть сделайте вылет ладони как можно шире. Так будет легче дотягиваться до самых низких струн.

Пример 4. Смена струн

Четвертое упражнение развивает четкость и чистоту звукоизвлечения отдельных нот, особенно тех, что расположены на разных струнах. Обратите внимание, что в примере игра идет переменным штрихом, а не прямым.

Пример 5. Рифф на пауэр-аккордах

Освоившись с инструментом, поиграем пауэр-аккорды. Разница пауэр-аккордов на шести- и семиструнных электрогитарах заключается в количестве струн - на семиструнном инструменте мощные аккорды можно играть на четырех струнах. Благодаря этому, аккорды звучат мощнее, а за счет глушения ладонью можно добиться еще более тяжелого звука.

В первом такте используется прямой штрих (даунстрок), в то время как во втором упражнение переходит на переменный.

Пример 6. Стиль Trivium

Пример вдохновлен стилистикой игры Кори Больё из группы Trivium. Смысл примера в комбинировании пауэр-аккордов и коротких мелодических линий.

Глушите все пауэр-аккорды, выпадающие на слабую долю, а пауэр-аккорды на сильную долю играйте без приглушения. Это расставит акценты во время игры и придаст партии больше динамики.

Игра мелодических отрезков также потребует приглушения, но глушить мы будем нижние струны, чтобы избежать грязи и лишних шумов (см. Пример 2 выше).

Пример 7. Стиль Криса Бродерика

Пример на основе стиля игры Криса Бродерика из Megadeth и Act of Defiance. Пример исполняется во фригийском ладу (см. ).

Не гонитесь за скоростью исполнения, сначала отработайте чистое исполнение упражнения в более медленном темпе.

Самый сложный момент в примере - переход с ритмической линии на мелодическую. Отработайте переход очень медленно и постепенно набирайте скорость. При исполнении мелодической линии глушите нижние струны, чтобы избежать появления грязи во время игры.

Мощность и диапазон звука семиструнных электрогитар превышает возможности более привычных шестиструнных инструментов. Дополнительная струна снизу дает больший простор для самовыражения гитариста, а обновленные аккорды с измененной аппликатурой и новыми звуками открывают дорогу к новым интересным звуковым решениям.

Как играть на семиструнной электрогитаре. Содержание:

Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной?

Сравнение шестиструнной и семиструнной электрогитар

Среди основных отличий, помимо количества струн, шестиструнные и семиструнные инструменты отличаются звукоснимателями и их характеристиками, длиной и шириной грифа, а также разным диапазоном звучания. Но обо всем по порядку.

Звукосниматели


Набор хамбакеров для 7-струнной гитары Fokin Pickups Demolition

Семиструнные гитары используются в экстремальных и тяжелых стилях музыки — альтернативный метал, разнообразные -коры и даже джент. Низкое звучание таких гитар обеспечивается специальными высоковыходными хамбакерами наподобие тех, что есть среди продуктов DiMarzio, EMG или Fokin Pickups.

Звукосниматели семиструнных гитар создаются с учетом возросшего количества доступных звуков и диапазона инструмента.

Мензура


Часто спуск шестой струны на обычной гитаре вызывает проблемы с настройкой инструмента, даже при использовании струн экстра-сильного натяжения.

Семиструнные гитары оснащаются грифами с мензурой от 26 до 29,4 дюйма (от 660 мм до 749 мм). Такая размер дает большую стабильность строя. Иногда на рынке встречаются модели гитар с грифами как у шестиструнных инструментов - длина мензуры у таких грифов составляет 25,5 дюйма (648 мм), прямо как у гитар Fender.

Возросшая длина грифа и применение струн экстра-сильного натяжения заставляет производителей перестраховываться при проектировании. Многие грифы семиструнных инструментов усиливают с помощью дополнительных материалов.

Ширина грифа


Jackson Chris Broderick Pro Series Soloist 7

Стандартная ширина грифа электрогитары составляет 43 мм. Ширина грифа семиструнной гитары увеличена до 48 мм.

Производители активно работают над повышением удобства игры на таких гитарах. Благодаря этому, при игре гитаристы не ощущают неудобства по всей длине грифа и не ограничены в скорости передвижения по ладам.

Строй семиструнной гитары


Стандартный строй семиструнной электрогитары: B, E, A, D, G, B, E

В индустрии стандартным строем для таких инструментов считается такой (от нижней к верхней):

  • Си (B);
  • Ми (E);
  • Ля (A);
  • Ре (D);
  • Соль (G);
  • Си (B);
  • Ми (E).

Подобно тому, как на шестиструнных гитарах спускают шестую струну в Ре для получения строя drop D, на семиструнных электрогитарах используют строй drop A, спуская седьмую струну в Ля.


Строй drop A для семиструнной электрогитары: A, E, A, D, G, B, E

Таким образом, строй гитары выглядит так:

  • Ля (A);
  • Ми (E);
  • Ля (A);
  • Ре (D);
  • Соль (G);
  • Си (B);
  • Ми (E).

Струны


Jackson Chris Broderick Pro Series Soloist 7

Для того, чтобы понять, как играть на семиструнной электрогитаре, потребуется много терпения и изменение собственного мышления. Шестая струна больше не самая низкая, привыкайте!

Как играть на семиструнной электрогитаре. Гаммы и аккорды

Добавление седьмой струны лучше раскрывает звуковой потенциал электрогитары. Играя на семиструнной гитаре, гитарист может использовать новые аппликатуры аккордов, обогащенные дополнительными нотами. Например, в аккордах часто появляются добавленные IX или XI ступени.

В рамках этого материала мы будем использовать только стандартную настройку семиструнных электрогитар - B, E, A, D, G, B, E.

Чтобы понять, как играть на семиструнной электрогитаре, разберемся в принципах построения аккордов на таком инструменте. Приведенные примеры - это привычные по шестиструнной гитаре аккорды, обогащенные дополнительными ступенями.

Схема аккорда Badd9 для семиструнной гитары

Схема аккорда Badd11 для семиструнной гитары

Схема аккорда Bm9 для семиструнной гитары

Схема аккорда Bsus9 для семиструнной гитары

Схема аккорда Cmaj7 для семиструнной гитары

Схема аккорда D5 для семиструнной гитары

Аналогичным образом ситуация складывается по отношению к гаммам: форма остается той же, но появляется дополнительное пространство для маневра. Седьмая струна добавляет звучанию новых красок, а гитарист может охватить при игре почти три октавы в рамках одной гаммы. При этом смены позиций при игре сведены к минимуму.

Пентатоническая гамма Ми минор для семиструнной гитары

Гамма Ми мажор для семиструнной электрогитары

Какую семиструнную электрогитару выбрать до $1100?

Больше всего семиструнных инструментов можно найти в линейках японских гитарных производителей Yamaha, Ibanez, LTD, Caparison, а также у американских компаний Schecter, Washburn, Jackson. Другие известные компании то же изготавливают семиструнные электрогитары, но выбор моделей здесь намного меньше.

Семиструнные электрогитары делятся по качеству. Чем качественнее инструмент, тем больше его стоимость. Мы выбрали три гитары - дешевую, среднюю по цене и дорогую в ценовом диапазоне до $1100.

Schecter Diamond Series C-7 Deluxe


Schecter Diamond Series C-7 Deluxe

Стоимость: $299

C-7 Deluxe от Schecter - это универсальная бюджетная модель с корпусом из липы и накладкой из клена.

LTD EC-407BFM


LTD EC-407

Стоимость: $782

Семиструнная электрогитара с убийственно тяжелым звуком, корпусом из красного дерева, кленовым грифом, палисандровой накладкой и парой звукоснимателей EMG.

Ibanez RGIR27E


Ibanez RGIR27E

Стоимость: $1099

Качественный инструмент в среднем ценовом сегменте. Выраженный низ, яркий верх. Корпус из липы, кленовый гриф, палисандровая накладка. На гитаре установлен запирающийся вибрато и килсвитч.

Как играть на семиструнной гитаре. Упражнения и примеры

Пример 1. Привыкание к инструменту

Первое знакомство с семиструнными электрогитарами удивляет тем, насколько низко звучит дополнительная струна.

Чтобы понять, как играть на семиструнной электрогитаре, поиграйте простое упражнение с применением глушения ладонью (palm muting). Упражнение поможет понять специфику игры на семиструнной гитаре и научит контролировать резонанс инструмента.

Пример 2. Приглушение струн

Так как седьмая струна продолжает звучать при переходе к другим струнам, исполнение риффов с открытыми струнами сопровождается риском загрязнения звука.

Чтобы избежать грязи, глушите открытую струну кончиком пальца, которым зажимаете ноты на других струнах.

Пример 3. Обыгрывание гамм

Из-за более широкого грифа в первое время могут возникать проблемы с игрой на нижних (басовых) струнах.

Третий пример направлен на улучшение растяжки пальцев. Играя его, вы привыкните к более широкому грифу семиструнной электрогитары.

Для большего удобства, расположите большой палец в нижней части грифа, то есть сделайте вылет ладони как можно шире. Так будет легче дотягиваться до самых низких струн.

Пример 4. Смена струн

Четвертое упражнение развивает четкость и чистоту звукоизвлечения отдельных нот, особенно тех, что расположены на разных струнах. Обратите внимание, что в примере игра идет переменным штрихом, а не прямым.

Пример 5. Рифф на пауэр-аккордах

Освоившись с инструментом, поиграем пауэр-аккорды. Разница пауэр-аккордов на шести- и семиструнных электрогитарах заключается в количестве струн - на семиструнном инструменте мощные аккорды можно играть на четырех струнах. Благодаря этому, аккорды звучат мощнее, а за счет глушения ладонью можно добиться еще более тяжелого звука.

В первом такте используется прямой штрих (даунстрок), в то время как во втором упражнение переходит на переменный.

Пример 6. Стиль Trivium

Пример вдохновлен стилистикой игры Кори Больё из группы Trivium. Смысл примера в комбинировании пауэр-аккордов и коротких мелодических линий.

Глушите все пауэр-аккорды, выпадающие на слабую долю, а пауэр-аккорды на сильную долю играйте без приглушения. Это расставит акценты во время игры и придаст партии больше динамики.

Игра мелодических отрезков также потребует приглушения, но глушить мы будем нижние струны, чтобы избежать грязи и лишних шумов (см. Пример 2 выше).

Пример 7. Стиль Криса Бродерика

Пример на основе стиля игры Криса Бродерика из Megadeth и Act of Defiance. Пример исполняется во фригийском ладу (см. ).

Не гонитесь за скоростью исполнения, сначала отработайте чистое исполнение упражнения в более медленном темпе.

Самый сложный момент в примере - переход с ритмической линии на мелодическую. Отработайте переход очень медленно и постепенно набирайте скорость. При исполнении мелодической линии глушите нижние струны, чтобы избежать появления грязи во время игры.

Не очень распространённой, но имеющей место быть на эстраде, модификацией шестиструнной акустики является семиструнная или русская гитара. В отличие от семиструнной электрогитары, где 7 струна является добавочной, в русской гитаре седьмая струна вполне самостоятельна, что изменяет привычный строй. Аккорды и приёмы игры, изученные на шестиструнной гитаре, не получится перенести на семиструнную, также известную как цыганскую.

Семиструнная гитара для новичка

Универсальностью 7-струнная гитара никогда не отличалась, даже в годы своей пиковой популярности. Сейчас на таких инструментах исполняются романсы, преимущественно русские, и бардовские песни. Начинать обучение на семиструнке имеет смысл лишь в том случае, если вы строго уверены в том, что именно эти жанры музыки будут сопровождать вас на протяжении творческой карьеры. Переучиваться с семиструнки на обычную акустику трудно и неприятно. Подводя итоги, можно сказать, что семиструнная гитара - далеко не лучший выбор для начинающего исполнителя.

Кому подойдёт?



Купить семиструнную гитару можно порекомендовать гитаристам, уже неплохо освоившим шестиструнную модель. С её помощью можно аккомпанировать себе на сцене, подстраивая под особенности голоса. Именно так и поступали такие известные отечественные барды, как Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. Среди зарубежных инструменталистов умением играть на семиструнной гитаре могут похвастаться такие люди, как Джеймс Шаффер и Брайан Уэлч (оба из группы Korn), Стивен Карпентер (Deftones), Дино Казарес (Fear Factory) и другие. Использовать семиструнную акустику можно в совершенно разных направлениях музыки, но для этого, помимо вдохновения, нужно обладать недюжинным талантом и опытом.

Как бы иронично это не звучало, но русские гитары в постсоветской России делают из рук вон плохо. Упор всё чаще делается на удешевление инструментов, при котором теряется оригинальность и качество звучания. Лучшие семиструнные инструменты производятся в Америке и Европе (BC Rich, Fernandes, Gibson, Ibanez, Jackson, ESP). Инструменты средней категории чаще всего производятся в странах Азии по лицензии именитых брендов. К таковым можно отнести Cort, Dean, Epiphone, ESP, Invasion, Squier, Washburn и Yamaha. Ну а самые дешёвые модели изготавливаются в том же Китае или Корее, но качество работы полностью лежит на совести мастеров и инженеров изготовителей. Неплохие модели можно найти производства Martinez, Flight, Aria Pro II, LTD by ESP, J&D, PRS и др. Инструменты привозятся издалека и имеют свойство повреждаться во время транспортировки. При получении заказа обязательно убедитесь в отсутствии механических повреждений и дефектов, проверьте гриф и корпус на отсутствие деформаций из-за температурных перепадов или повышенной влажности. С помощью тюнера или опытного товарища-музыканта проверьте качество звучания приобретаемой семиструнной гитары. Струны не должны цепляться за гриф или за соседние струны, также они не должны дребезжать или сползать из-за плохих колков. Семиструнная гитара - отличное пополнение в коллекции музыканта и шанс раскрыть новую грань своего таланта.

Произнеся «гитара Сихры», вряд ли многие догадаются, о чем идет речь, хотя все в России знают об этом музыкальном инструменте. Именно так специалисты именуют семиструнную гитару, изобретенную российским композитором и музыкантом Андреем Осиповичем Сихра. Хотя 100% уверенности в том, что семиструнку полностью придумал Сихра, нет ни у кого. Точные данные просто не сохранились.

Известно, что гитара появилась в конце 1780-х годов, и именно Андрей Сихра был первым ее популяризатором. Он не только написал огромное количество произведений для семиструнной гитары, он и виртуозно исполнял эти произведения на ней. Ориентировочно, первая семиструнная гитара Сихры была сделана где-то в 1788-1789 годах, т.к. Сихра привез ее в Москву в 1790.

Семиструнная гитара до сих пор во всем мире известна как «русская гитара». Второе название гитары – цыганская. Отсюда и бытующее мнение, что семиструнка – это цыганский народный инструмент и пришла она в Россию из цыганского табора, но это ошибочно. Скорее наоборот, цыгане узнали о гитаре из-за того, что сами жили или кочевали по России.

До революции семиструнная гитара была очень распространена в стране. На ней исполнялись классические произведения и аккомпанировали во время пения. Гитара была излюбленным инструментом среди военной элиты – гусар и обязательным участником различных увеселительных мероприятий.

Строй семиструнной гитары позволял подстраивать ее под особенности того или иного голоса, вследствие чего гитара часто применялась для исполнения бардовских песен. Так, например, Владимир Высоцкий, всю жизнь игравший только на семиструнной гитаре, настраивал ее на тон, а то и полтора тона ниже, чем того требовал классический строй, но это совсем не сказывалось на звуке.

Основным отличием семиструнной гитары от шестиструнной, кроме, конечно, количества струн, было то, что строй семиструнки является консонирующим, а шестиструнная гитара является диссонирующим музыкальным инструментом. Другими словами, если просто провести по струнам, не прижимая ничего на грифе, на семиструнке получится благозвучный аккорд, а на шестиструнке – набор неприятных звуков. Поэтому, музыкальные возможности для семиструнки шире, но играть на ней считается сложнее, чем на шестиструнке. Хотя, конечно, все зависит от мастерства исполнителя.

Вплоть до середины 60-х годов советская промышленность выпускала семиструнные гитары в достаточно большом количестве. Но с просачиванием в СССР западной культуры и желанием подражать тем же The Beatles и другим популярным музыкантам и группам, популярность семиструнки среди населения начала падать. Сначала молодые музыканты того времени просто снимали лишнюю струну и перестраивали гитару, а чуть позже и промышленность переориентировалась на выпуск шестиструнных инструментов.

Сегодня семиструнная гитара Сихры используется профессиональными музыкантами достаточно редко. В основном для исполнения классических произведений, написанных специально под нее или традиционного русского романса. Но, тем не менее, гитара продолжает существовать и все также остается исконно русской гитарой.

Семиструнная гитара, пожалуй, наиболее загадочный инструмент с туманной историей. Споров о происхождении много, но вот очевидных доказательств пока нет. Кем изобретена семиструнная гитара? Каковы истоки ее возникновения? Увы, яркая популярность инструмента уходит постепенно в лету.

Согласно историческим данным, пик популярности семиструнки приходился на шестидесятые годы прошлого века. Однако появился этот инструмент благодаря А. Сихре, основоположнику гитарного искусства на Руси.

Будучи одаренным музыкантом и превосходно владея шестиструнным инструментом, Сихра решил добавить еще одну струну, сделав тем самым гитару более близкой к арфе, - инструменту, которым он тоже, надо сказать, владел в совершенстве.

С одной стороны, гитара семиструнная действительно стала близка к арфе по арпеджио, а с другой стороны — была удобнее и мелодичнее, чем арфа.

В словаре Даля роль создателя строя «соль-мажор» подвергается сомнению. Семиструнная гитара, согласно Далю, в России использовалась задолго до Сихры (в 1799 г. была издана соната для гитары семиструнной).

Версия того, что семиструнная гитара появилась гораздо раньше, подтверждается и газетой «Петербургские ведомости», датированной 1803 г., за номером 37. В размещенном объявлении довольно яркий гитарист того времени Ганф предложил услуги по преподаванию игры именно на семиструнной гитаре. Именно Гранф, выпустивший свою «Школу игры на 7-струнной гитаре», ссылался на новый строй, признанный наилучшим во Франции, и в качестве доказательства приводил статью Шлейдера, опубликованную в «Лейпцигской газете».

Однако надо признать, что развенчанный Сихра, обладая гениальной прозорливостью, ухватившись за новый строй, внес неоспоримый вклад в приемы игры.

О роли создателя особого строя (да и семиструнной гитары вообще) остается спорить.

Массовое распространение семиструнной гитары продиктовано было общим развитием музыкальной культуры в России. А первым, кто действительно мог бы претендовать на существенный вклад в пропаганду игры на этом инструменте, был Игнац Гельд - забытый сегодня чешский композитор и гитарист, чьи многочисленные сочинения в свое время пользовались немалой популярностью в России.

Как бы там ни было, история оставила нам великих музыкантов и виртузов игры на семиструнной гитаре: Андрея Сихру, Владимира Вавилова, Владимира Высоцкого, Булата Окуджаву, Юрия Визбора, Петра Тодоровского, Владимира Ланцберга.

Настройка семиструнной гитары проводится по принципу:

    струна 2 — нота «си» (октава малая);

    струна 3 — нота «соль» (октава малая);

    струна 4 — нота «ре» (октава малая);

    струна 5 — нота «си» (октава большая);

    струна 6 — нота «соль» (октава большая);

    струна 7 — нота «ре» (октава большая)

Эта настройка — классическая. Могут быть и другие строи, но мы остановимся на наиболее приемлемом и распространенном.

Итак, начинаем со струны №1 (первой, самой тонкой). Настраиваем ее до звучания ноты «ре». Теперь переходим ко второй струне. Прижимаем ее на 3-ем ладу, первая струна при этом открыта. Регулируя звучание струны №2, добиваемся унисона между первыми струнами (№1 и №2). Третью струну мы прижимаем уже на четвертом ладу и добиваемся унисона со второй, тоже открытой. Струна четвертая прижимается уже на пятом ладу, струна пятая — на на третьем, струна шестая — на четвертом, струна седьмая — на пятом (добиваемся унисона с предыдущей открытой струной).