Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкальное занятие с презентацией «Путешествие в страну музыкальных инструментов. "Путешествие в страну музыкальных инструментов"

Музыкальное занятие с презентацией «Путешествие в страну музыкальных инструментов. "Путешествие в страну музыкальных инструментов"

Цель:

Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Образовательные:
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
Обогащать словарный запас детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с муз. инструментами

Цель:
Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.
Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
Обогащать словарный запас детей.

Методы:
Словесный (загадки, беседа).
Наглядный (презентация, шумовые инструменты).
Практический (игра на ложках, игра с бубном, танец с погремушками, песня - танец).
Игровой (игра с бубном).

Дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте».
Дети тоже поют приветствия.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Здравствуйте, ладошки хлоп - хлоп - хлоп
Здравствуйте, ножки - топ - топ - топ
Здравствуй те, глазки - мырг, мырг, мырг
Здравствуй, мой носик - пип - пип - пип
Здравствуйте, ушки - ух - ух - ух
Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Ребята, хотите отправиться на экскурсию в Городок музыкальных инструментов?

Ответы детей.

Хорошо. Чтобы отправиться на экскурсию мы должны выполнить ритмическую разминку. Вы готовы? Будьте очень внимательны, прислушивайтесь к музыкальному сопровождению, движения выполняйте ритмично.

РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

После проведения Ритмической разминки дети рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель.

Ребята, мы с вами прибыли в Городок музыкальных инструментов.

Какие инструменты вы знаете?

Ответы детей.

Нас почему-то никто не встречает. Давайте потанцуем и поиграем. Может быть, кто-нибудь выйдет из домика?

Танец по показу.

Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют. Из одного домика появляется загадка.

Я круглый словно солнышко, только с бубенцами
Звучу я очень звонко услышите вы сами,
Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой
Звучать я буду громко-громко
Угадайте, кто я?

Бубен

Ответы детей.

Правильно, ребята, это бубен. Бубен - это ударный инструмент, потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном.

ИГРА С БУБНОМ

Дети стоят по кругу, трое детей стоят в кругу с бубнами. Дети с бубнами ритмично ударяют в бубен под музыкальное сопровождение, остальные дети двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети присаживаются и «засыпают», а дети с бубном тихонько выходят из круга, кладут бубны за своих товарищей и присаживаются рядом. На громкий аккорд дети просыпаются, оглядываются, находят бубны, встают в круг и игра продолжается.

Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим.

Две подружки удалые, расписные, хохломские Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья?

Ложки

Правильно, ребята, это ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками - горбинками, поглаживая их. Давайте попробуем, как у нас получится.

Песня ЛОЖКИ

Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей». Хорошо. Положите ложки обратно в горшочек, пусть они отдыхают. А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет?

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Попаду в руки ребенку
Заиграю звонко - звонко
Не зря веселая игрушка
А зовусь я ….
Погремушка

Правильно, ребята, это погремушка.

Погремушки в руки взяли
Они громко зазвучали
Погремушки веселят
Сидеть на месте не велят
В круг скорее все вставайте
С ними пляску начинайте!

ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ

Молодцы, ребята. Поплясали от души. Но у нас еще один домик не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем.

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Инструменты всем на диво
Смотрите - загляденье
В них фасоль и макароны - просто объедение
Как звучат они? Не знаем
Очень хочется узнать
Нужно смело взять их в руки
И всем дружно поиграть!

Ребята, что же это за инструменты такие? А у нас здесь есть сундучок. Вы хотите узнать, что же в нем лежит? Сейчас мы его откроем. Ой, какие -то незнакомые инструменты. Не про эти ли инструменты была загадка? Посмотрите, здесь фасоль, а здесь макароны, а здесь рис, горох… Давайте на них поиграем и послушаем как они звучат.

Ребята играют на инструментах их бросового материала, затем говорят свои впечатления.

Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись?

Ответы детей.

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Где мы с вами побывали? С какими инструментами повстречались?

Вы хотели бы еще отправиться в Городок музыкальных инструментов?

Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами.

Музыкальный руководитель поет «До свидания».

Дети поют «До свидания» и уходят в группу.


Анастасия Саввина
Конспект музыкального занятия «Знакомство с инструментами»

Рождение музыки

Ведущий :

Здравствуйте, дорогие ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками : это журчание ручейка и шелест листьев, ворчание закипающего чайника и шум транспорта, раскаты грома и пение птиц, плеск волн и сердитое завывание ветра. Видите, какое многообразие звуков окружает нас.

Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и на человеческий.

Звуки делятся на шумовые и музыкальные .

Все на свете дети знают :

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие :

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки .

К шумовым относятся : скрип двери, стук дождя, рёв мотора и т. д. Музыкальные звуки издают человеческий голос и музыкальные инструменты . И сейчас мы отправимся в глубь истории, чтобы узнать как появились первые инструменты .

Людей давно волнует вопрос : «Когда возникла музыка . Ещё в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки . Древние греки считали, что музыка дарована им богами . Учёные же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась ещё в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, воинственные возгласы мужчин повергали в ужас врагов. Музыка , её ритм и мелодия оказывали сильное эмоциональное воздействие. Какой была первобытная музыка , мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний : в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира – крики диких зверей и птиц. Главным элементом первобытной музыки был ритм . Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, погремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От них и пошли ударные инструменты – барабан , бубен, треугольник, колокольчики, тарелки, ксилофон, литавры. Звуки возникают в этих инструментах при ударе рукой , металлической палочкой или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.

В те далёкие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты : кифара, лира, арфа.

Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому , что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь» , если их перебирать или пощипывать пальцами. В Древней Руси музыканты на весёлых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домрах. Примерно триста лет назад в Испании появился новый струнный инструмент , столь популярный и любимый в наши дни – гитара. Скрипка, виолончель и контрабас тоже струнные инструменты , но звук извлекается не пальцами, а с помощью смычка. Смычок – это длинная трость с натянутым конским волосом . Смычок держат в правой руке и водят им по струнам.

В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке, сделанной из обыкновенного тростника с несколькими дырочками. Звук такой дудочки певучий, нежный, похожий на журчание весеннего ручейка. Позднее дудочки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет. Такие музыкальные инструменты называются духовыми .

В оркестре русских народных инструментов можно услышать жалейку – небольшую трубку из дерева или тростника. На боковых стенках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты.

Прошло время…. Люди изобретали всё новые и новые инструменты .

Фортепиано – инструмент клавишный струнно-молоточковый. Этот инструмент , пожалуй, самый популярный в мире. Он является незаменимым помощником и певца и композитора. Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль. Рояль похож на фортепиано, но массивнее его. Орган – самый большой инструмент . На нём играют как на фортепиано, нажимая клавиши. Вот только инструмент этот не струнный , а духовой. Предком органа можно считать древний инструмент , состоящий из соединённых в ряд или по окружности трубок : воздух в которые вдувался ртом. У органа не простая судьба. В Византии на нём играли при дворе императора и в цирке. Потом церковь запретила орган. Действовал этот заперт триста лет. Каждый орган неповторим и строится по специальному проекту. Внутри него есть комнаты, лестницы, потолки. Сто лет назад в этих помещениях трудились рабочие во время концерта, они вручную качали меха. В наше время эту работу выполняют электромоторы. В современных органах – тысячи труб. Самые большие более десяти метров, самые маленькие – десять миллиметров. Играть на органе очень сложно. Исполнитель сидит на длинной скамье, рядом обычно находится помощник. Перед органистом находится множество кнопок, ручек и переключателей, несколько клавиатур для рук и одна педаль для ног. Звучание органа производит неизгладимое впечатление. Музыку для органа писали многие композиторы. Самые замечательные произведения были созданы И. С. Бахом.

А с появлением электричества появились электро-музыкальные инструменты : синтезаторы, электро-гитары и т. д.

Публикации по теме:

В преддверии Дня Защитника Отечества задумались мы, что подарить нашим любимым папам и дедушкам. В "рубашки" мы их уже одевали, отправляли.

Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят.

Конспект НОД с использованием презентации «Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием». Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с музыкальными инструментами.

Консультация для воспитателей «Речевые игры с музыкальными инструментами» "РЕЧЬ И МУЗЫКА" В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов.

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию образовательную деятельность по проекту, который мы ведем в этом году старшей группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Знакомство с духовыми музыкальными инструментами»

Из музыкального проекта
«Что мы знаем о музыкальных инструментах»

Ганичева Татьяна Авенировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск

Самусева Юлия Николаевна ,
воспитатель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск

Задачи:
1. Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах.
2. Развивать восприятие музыки.
3. Приобщить воспитанников к классической музыке через изучение инструментов симфонического оркестра.

Дети входят в зал и исполняют приветствие «Здравствуйте» М. Ю. Картушиной.
Воспитатель: Возьмите каждый по одной карточке, сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Музыкальные инструменты» , украинская нар. мелодия
1 часть – дети с карточками музыкальных инструментов бегут по кругу.
2 часть – пружинки, руки с карточкой вправо – влево, кружение.
По окончании музыки дети по очереди (на кого покажет воспитатель) называют инструмент, и к какой группе симфонического оркестра он относится.

Дети садятся к фортепиано.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая необычная птичка (дует в свистульку). Что это, ребята? Свистулька – народный духовой инструмент. Почему духовой? Потому что в нее дуют! А на чем играет пастушок? (показ иллюстрации). Правильно, на дудочке или свирели. Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт для флейты №1» В.А. Моцарта.

Музыкальный руководитель: Как звучит музыкальный инструмент? Звук легкий, изящный, свистящий. Это играет флейта (иллюстрация).
Флейта – духовой инструмент, очень похожий на дудочку.
Мы сегодня познакомимся с вами с духовыми инструментами симфонического оркестра. Назовите группы инструментов, которые вы уже знаете? (Плакат – инструменты симфонического оркестра).
Дети называют инструменты.
Музыкальный руководитель: Прежде всего, знайте, что существует 2 группы духовых инструментов, в зависимости от материала, из которого эти инструменты изготовлены. Из дерева – (дети говорят: деревянные), из меди (дети говорят: медные) духовые инструменты.
К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта, фагот, кларнет и гобой (показ карточек).
У флейты самый высокий голос. Флейта – деревянный духовой инструмент, но сейчас чаще всего её изготавливают из металла, иногда из пластика и стекла. Послушайте флейту.
На экране слайд – флейта (из музыкальной презентации «Духовые инструменты»).

Коррекционное упражнение «Соедини по точкам» (контур флейты).

Музыкальный руководитель: Гобой – голос у него пониже, чем у флейты. Голос у Гобоя немного гнусавый (как у человека, который говорит «в нос») (слайд – гобой). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт для гобоя с оркестром ми бемоль мажор» В. Беллини.

Игра «Музыкальные картинки» (найти силуэт гобоя на картинке) фото.

Музыкальный руководитель: Кларнет (плакат) обладает мягким, теплым, ласковым тембром (голосом). Может петь и высоко и низко (слайд – кларнет). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Концерт № 1 для кларнета с оркестром» Вебера.

Показать на плакате «инструменты симфонического оркестра».
Музыкальный руководитель: Фагот – деревянный духовой инструмент с самым низким голосом (тембром звучания), исполняет басовые партии в оркестре (слайд – фагот). Послушайте.

Исполняется в аудиозаписи «Соло на фаготе» , Петр Стоянов.

Игра «Лабиринт» (провести по линиям, ведущим к деревянным духовым инструментам).

Музыкальный руководитель: Самая громкая группа в симфоническом оркестре – медные духовые инструменты. Сегодня я только познакомлю вас с ними (плакат). Какой инструмент вам знаком? Правильно, это труба.
Труба – инструмент с высоким, чистым звуком. Трубы бывают разных размеров, у каждой свой тембр (голос).
Валторна (рожок) – звук её может быть мягким, может – скрипучим. В оркестре она не одна (от 2 до 8).
Тромбон – чаще исполняет не мелодию, а басовый аккомпанемент. Только у тромбона есть специальная выдвижная деталь, с помощью которой изменяется звучание инструмента (показать).
Туба – самый низкий голос, как контрабас у струнных инструментов. Тембр у тубы суровый, массивный.

Музыкальный руководитель: Помните, мы с вами смотрели сказку «Музыкальный теремок». Пусть сегодня в нашем музыкальном теремке поселятся только духовые инструменты.

Игра «Найди карточку заданного инструмента и размести в окошке теремка» (дети выполняют по одному по желанию, остальные дети проверяют правильность выполнения задания, помогают).

Музыкальный руководитель: Послушайте.

Исполняется «Забвение» A. Пьяццолла (исп. Вероника Кожухарова (саксофон) и Московский Симфонический Оркестр).

Музыкальный руководитель: Это звучит саксофон. У него певучий вибрирующий звук. Саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя изготовлен из металла. Этот инструмент только иногда вводится в состав симфонического оркестра. Чаще он звучит в джазе и на эстраде.
Музыкальный руководитель: Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? С какой группой симфонического оркестра мы сегодня познакомились? Какой духовой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию). Мы приготовили для вас карточки с загадкой, которую вы попробуете разгадать с мамой или папой и нарисуете отгадку (на обороте силуэт – точками). Подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу вас поблагодарить и попрощаться (дети закрывают глаза, музыкальный руководитель гладит их по голове).

Музыкальное занятие с презентацией

"Путешествие в страну музыкальных инструментов"

Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект музыкального занятия, с использованием презентации "Путешествие в страну музыкальных инструментов". Данное занятие предназначено для детей 4-5 лет (средняя группа). Материал будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.

Длительность мероприятия: 20 минут

Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах;
  • Закреплять названия инструментов.

Развивающие:

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к музыке;
  • Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.

Технические средства:

  • Музыкальный центр;
  • Проектор (для показа презентации и видеоролика);
  • Компьютер.

Оборудование и материалы:

  • Стол (для музыкальных инструментов)
  • Музыкальные инструменты
  • Накидка

Ход НОД

В середине зала стоит столик, на нем лежат музыкальные инструменты, накрытые красивой накидкой. На проекторе изображен слайд № 1.

Под марш (И. Кишко) дети входят в музыкальный зал маршируя проходят круг и рассаживаются на стульчики.

Муз. рук.: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет путешествие по стране музыкальных инструментов. Мы с вами уже с некоторыми инструментами знакомы, а с некоторыми познакомимся только сегодня. Скажите мне ребята, с какими инструментами вы уже знакомы?

Дети: Отвечают

Муз. рук.: Молодцы, вы знаете много инструментов, я вами очень горжусь! Ребята, мне кажется или вам очень хочется узнать, что-же спрятано под накидкой.

Дети: Отвечают

Муз. рук.: Тогда пришло время занять свои места в нашем волшебном паровозике и отправиться в путешествие.

Звучит песня «Паровоз букашка»

(Музыка: Александр Ермолов. Слова: Александр Морозов).

Плывут за окошком поля и леса.

Мы едем туда, где нас ждут чудеса.

И солнышко светит, и речка блестит,

И наш паровозик так быстро летит!

Чух, чух, чух, ту, ту, ту -

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз - Букашка!

Чух, чух, чух, ту, ту, ту -

Белые барашки

Выдувает на ходу (3 раза)

Муз. рук.: Молодцы! Вы очень красиво поете и играете! А посмотрите, какие яркие и красочные бывают свистульки.

На проекторе транслируется слайд № 5

Муз. рук.: Давайте мы с вами послушаем, как она звучит.

В записи звучит наигрыш на свистульке

Муз. рук. подходит к столу, где лежат все инструменты и берет губную гармошку.

Муз. рук.: А вот здесь у нас посмотрите - губная гармошка.

Гармошку отдает детям рассмотреть, а на проекторе транслируется слайд № 6

Когда дети рассмотрели гармошку, муз. рук. озвучивает детям содержание слайда.

Муз.рук.: А теперь, давайте послушаем как она звучит.

В записи звучит наигрыш на губной гармошке

Муз.рук.: Посмотрите, здесь еще лежит один интересный инструмент, давайте мы с ним тоже познакомимся, итак… (муз. рук. озвучивает детям содержание слайда).

На проекторе транслируется слайд № 7

Муз.рук.: Ребята, вам хочется посмотреть как играют на таком духовом инструменте?

Дети: Отвечают

На проекторе транслируется видеоролик «Игра на Триоле»

Муз.рук.: Красивое выступление получилось у артистов на видеозаписи. А теперь давайте вспомним, какие инструменты мы рассматривали…

Цель занятия:

Дидактический материал: Изображения рояля и клавесина, портреты композиторов (И.С.Бах, Ф.Шопен), аудио (видео) записи произведений.

Методические рекомендации: Занятие может проводиться как в первой, так и во второй половине дня. Время проведения занятия 20 минут. Основной метод для достижения цели занятия – словесный, т.е. беседа с детьми. Не менее важен практический метод: демонстрация иллюстраций (слайдов, видеозаписей), наглядное исследование инструмента (пианино), прослушивание произведений, передача впечатлений в танцевальной импровизации. Для закрепления материала необходима итоговая беседа с детьми и краткое повторение пройденного на последующих 2-3 занятиях.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим о семье инструментов, один из которых вы хорошо знаете.

Как называется инструмент, на котором я играю?
(Ответ детей).

Музыкальный руководитель: Правильно, этот инструмент называется пианино.

А знаете ли вы, что у пианино есть старший брат? Этого брата зовут рояль, что в переводе с французского означает «королевский». Посмотрите внимательно. Чем похожи эти братья-инструменты?

Педагог показывает изображения пианино и рояля. Дети старшего возраста самостоятельно ищут сходство. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель : И у пианино, и у рояля есть клавиши, на которые нажимает музыкант. Посмотрите: белые клавиши идут подряд, черные чередуются: две-три-пропуск, две-три-пропуск. Все эти клавиши составляют клавиатуру. Давайте посмотрим, какие клавиатуры у пианино и рояля. Совершенно верно, они одинаковые.

И у пианино, и у рояля есть педали, на которые пианист нажимает ногами. Давайте послушаем, для чего нужны педали.

Наглядная демонстрация.

Правая педаль удлиняет звук. Даже если нажать клавишу и убрать руку, инструмент будет звучать. Давайте послушаем, что происходит со звуком, когда мы нажимаем левую педаль. Правильно, звучание инструмента становится тише.

Чем же отличаются пианино и рояль? Рояль-это большой инструмент, у него мощный звук и поэтому на рояле играют в концертных залах, таких, например, как филармония и капелла.Пианино меньше размером, звучит оно не так ярко, но зато его можно поставить в квартире.

Как же появляется звук у рояля и пианино? Пианист нажимает на клавишу. Клавиша соединяется с молоточком, который бьет по струне. Внутри инструмента закреплено множество струн. Они разной длины и толщены. У самых низких звуков самые толстые струны. Чем выше звук, тем тоньше струна. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети вместе с педагогом рассматривают устройство пианино.

Музыкальный руководитель: А теперь я вам покажу еще один инструмент.

Педагог показывает изображение клавесина.

Это дедушка рояля – клавесин. Посмотрите, как они похожи. Посмотрим, чем же они отличаются?

Педагог показывает картинку с инструментом. Дети старшего возраста ищут сходство самостоятельно. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель: У клавесина две клавиатуры. Он очень красиво украшен, нет педалей и размер клавесина намного меньше, чем рояля. Как вы думаете, зачем понадобилось придумывать рояль, если у музыкантов уже был такой красивый инструмент, как клавесин?
(Ответ детей старшего возраста).

Музыкальный руководитель: Клавесин замечательный инструмент. Множество красивых произведений написано для него. Но есть у него одна особенность: его громкость всегда одинакова. Послушайте: на пианино я могу сыграть тихо, могу очень громко.

Наглядная демонстрация.

Поэтому пианино и рояль называют фортепиано («форте» — громко, «пиано» — тихо). А на клавесине, как бы я ни старалась, громкость звука будет одинаковой.

Педагог показывает портрет И.С.Баха

Это был очень серьезный композитор, и сочинял он очень серьезную музыку. Мы послушаем Прелюдию. Это скорее пьеса-упражнение. Бах написал ее для своих детей, когда они учились играть на инструменте. Садитесь поудобнее, сейчас вы услышите голос дедушки-клавесина.

Звучит Прелюдия до-мажор. ХТК 1 том

Музыкальный руководитель:Вам понравился клавесин? А теперь давайте послушаем произведение, которое исполняется на рояле. Эту пьесу сочинил польский композитор Фредерик Шопен.

Педагог показывает портрет Ф.шопена

Этот композитор написал великое множество красивых произведений для фортепиано. Он и сам был виртуозным пианистом. Мы будем слушать ноктюрн. «Ноктюрн» в переводе обозначает «ночной». Представьте себе: лето, тихая ночь, окно распахнуто в сад. В кресле сидит Шопен.Он думает о чем-то и в голове его звучит эта музыка. Устраивайтесь поудобнее и послушайте, о чем рассказывает нам Ноктюрн.

Звучит Ноктюрн №1, опус 9

Музыкальный руководитель: Вам понравился голос рояля? А ноктюрн? А теперь расскажите мне, какое настроение было у Шопена, когда он сочинял этот Ноктюрн?(Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, с какими инструментами мы сегодня познакомились? Как называются пианино и рояль? Почему? Чем они отличаются от клавесина? Произведения каких композиторов мы слушали?
(Ответы детей).

Музыкальный руководитель : Теперь я хочу предложить вам танцевальную импровизацию на музыку Шопена. Внимательно слушайте музыку, и постарайтесь движениями передать настроение и характер пьесы.

Танцевальная импровизация. Ноктюрн №2, опус 9.