Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Особенности музыкального сопровождения занятий по хореографии. Методическая разработка на тему «Игровые приёмы на уроках музыки

Особенности музыкального сопровождения занятий по хореографии. Методическая разработка на тему «Игровые приёмы на уроках музыки

Рисуем…музыку!

Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,

член Профессионального Союза Художников, член ТОРН,

преподаватель худ.графа МПГУ,

учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,

преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,

Не секрет, что изобразительная деятельность представляет огромный интерес для детей разного возраста, а уроки изобразительного искусства содержат в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития ребенка. И то, что мир изобразительного искусства тесно связан с миром музыки и литературы, тоже далеко не новость. Стоит только вспомнить о том, что многие художники так же писали стихи или музыку: яркий пример, Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, который одновременно был признанным художником, музыкантом и композитором, а так же проявлял себя и в мире поэзии.

Интегрированные уроки и занятия пробуждают интерес к предмету, снимают напряженность, неуверенность, помогают сознательному усвоению материала, тем самым, обеспечивая формирование творческих способностей учащихся, так как позволяют вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Но если связь с литературой в студиях и школах довольно сильно выражена через выполнение иллюстраций, то интеграция с музыкой зачастую либо поверхностна, либо отсутствует. Распространено музыкальное сопровождение занятий: во многих программах по изобразительному искусству, например, в программе Б.М. Неменского в моменты практической и самостоятельной работы детей рекомендуется негромко включать приятную классическую или иную инструментальную музыку (лучше без слов – так как слова воспринимаются как дополнительная информация, и особенно, если они незнакомы, невольно заставляют сосредотачивать на них внимание). Сочинения композиторов, в которых передается шум дождя, ритм шагающих ножек, голос птиц или просто эмоциональное состояние не только обогатят сенсорный опыт ребенка, но и создадут у детей приятное настроение, помогут сосредоточиться на задании, вызовут желание выполнять его. Музыка великих русских и зарубежных композиторов: Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, народные русские мотивы и народные мотивы разных стран мира (Англии, Шотландии, Китая, Японии и др.), как нельзя лучше дополняют урок изобразительного искусства, а так же повышают музыкальную любознательность ребенка. Нередко ребята просят переписать им кассету или диск, или рассказать, где можно их приобрести и слушают музыку дома.

Сопровождение уроков музыкой, использование музыки как фона для создания определенного настроения, безусловно, полезно, но полноценной интеграцией не является. Если говорить о настоящей полноправной взаимной связи мира изобразительного искусства с музыкой, то музыке рекомендуется посвящать отдельные темы, например, «Я рисую музыку» — создание творческой абстрактной композиции «по представлению» под звуки музыки.

Нарисовать… музыку… Звучит как оксюморон. Как нарисовать то, чего не видно?! И тут как никогда остро встает вопрос о развитии абстрактного мышления.

Стоит ли говорить, о том, что способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку? Любое творчество требует абстрактного мышления – манипуляции с символами. Без абстрактного мышления невозможно представить развитие науки и искусства. Некоторые люди склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет – это является опасным заблуждением. Абстрактное мышление можно и нужно развивать (кстати, как и музыкальный слух), зародыши его имеются у каждого ребенка, но без должного развития они зачахнут так же, как и растения без воды и света. Играм и упражнениям, позволяющим эффективно развивать абстрактное мышление, посвящено множество разнообразных учебных пособий, его развитием занимаются в детских садах, студиях и кружках.

Элементы развития абстрактного мышления, претворения его в практический выразительный результат, встречаются на многих уроках рисования, но приходит время осознанно познакомить детей с максимально реализованными возможностями абстрактного мышления в сфере изобразительного искусства – с направлением которое так и называется «абстракционизм».

Сознательное знакомство с абстракционизмом редко встречается на уроках в студиях, садах или общеобразовательной школе в начальных классах. Абстракционизм, как нечто сложное для восприятия и неоднозначное для осмысления стараются либо вообще не изучать, либо знакомят с ним уже в средней и старшей школе на уроках мировой художественной культуры, считая, что дети, в возрасте до 12 лет, что называется «не доросли» до такой темы.

В итоге, как показывает практика, результат получается обратный ожидаемому. Дети, которые «доросли» без опыта восприятия сначала стилизации, затем абстрактных форм творчества, в лучшем случае относятся к абстракционизму с недоумением, в худшем — воспринимают с издевкой. Начинаются негативно-иронические высказывания: «Я такое каля-маля в 5 лет рисовал», «Наверное, это картины пациентов сумасшедшего дома» и прочее. Такова природа человека – все непознанное, непривычное, зачастую вызывает отторжение, то, непонятное, что кажется опасным – страх и ненависть, а то, что не представляет явной угрозы – насмешку. Такое поведение, к сожалению, встречается и у многих взрослых людей.

Но дети, особенно дошкольники и ученики начальных классов, имеют перед взрослыми одно большое преимущество – у них еще почти нет «заштампованности» мышления. И предложение нарисовать «портрет музыки» или «дружбы» не вызывает у них ступора, а тем более насмешки.

То, что какие-то понятия, чувства, взаимоотношения, природные физические явления (добро, дружба, любовь, ветер, звук и пр.) невидимые глазу, можно сделать зримыми с помощью творческой фантазии, становится для ребенка одновременно и откровением, и является знакомым ему с детства умением рисовать «волшебное».

Что же использует художник, чтоб зритель сразу понял – перед ним картина, изображающая понятие, явление, то, что существует, но то, что не имеет зримого образа?

Абстракционизм (от лат. abstractiо – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в начале 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов ; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Ребята в возрасте от 6 до 8 лет естественно воспринимают стилистику абстракционизма. Пятна, линии, узоры – все это живо интересует юного художника, он так или иначе сам обращается к этим формам в своем творчестве, он пока еще лишен или почти лишен распространенного взрослого недоверия к «простому». И вот ребенок узнает, что у музыки есть… настроение! А некоторые дети уже знакомы с такой характеристикой по беседам на музыкальных занятиях. Далее учитель беседует с ребятами о том, какие бывают цветовые ассоциации с разными видами настроения, например, красный цвет может означать активность, силу; зеленый – спокойствие; красный и желтый вместе – веселье.

Но не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Учитель спрашивает, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята отвечают, что нельзя и предлагают свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то из учеников даже показывает руками движения – ассоциации продолжаются в иной плоскости — пластической!

Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого, необходимо расширять рамки восприятия с самого детства — для современного культурного человека красота и смысловое наполнение абстракционизма, должно быть само собой разумеющимся фактом, а не отвлеченным «абстрактным понятием».

Практический совет:

Для рисования музыки у самых маленьких можно взять два-три контрастных музыкальных произведения: тихое, нежное/громкое, веселое/бурное, напряженное. Для 30-40-ти минутного занятия необходимо «расширить репертуар». Вот моя любимая подборка классики, которая не раз чудесным образом служила натурой для рисования своего портрета:

  • Бетховен. «Лунная соната».
  • Чайковский. «Вальс цветов».
  • Вивальди. «Летняя гроза».
  • Бах. Ария «Воздух».
  • Римский-Корсаков. «Полет шмеля».
  • Мендельсон. «Свадебный марш».

Ученику можно предложить четко разделить лист на части, соответствующие количеству музыкальных произведений, но предпочтительнее строить композицию на основе взаимодействия музыкальных произведений, т.е. рисовать так, чтоб музыка «переходила из одной в другую, общалась друг с другом».

Учитель может рисовать произведения одновременно с детьми (при этом, не поощряя копирование своей работы), наглядно поясняя, как именно можно применять для создания «портрета музыки» выразительные средства абстракционизма: пятна, линии, геометрические фигуры.

Завершенный вариант учительских пояснений

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

3D-картина "Зима"
Еще одна работа в номинации "Золотые руки" от Ольги из Балаково - чудесная объемная картина. "Мен...

  • 2.5. Гимнастика в Новое время
  • 2.6. Возникновение национальных систем гимнастики
  • 2.7. Развитие гимнастики во второй половине XIX - начале XX века
  • 2.8. Гимнастика в дореволюционной России
  • 2.9. Развитие гимнастики в России после 1917 г.
  • 2.10. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики
  • Глава 3. Терминология гимнастики
  • 3.1. Характеристика гимнастической терминологии
  • 3.2. Правила гимнастической терминологии
  • 3.2.1. Способы образования терминов
  • 3.2.2. Правила применения терминов
  • 3.2.3. Правила сокращения (опускание отдельных терминов)
  • 3.3. Запись гимнастических упражнений
  • 3.3.1. Формы и типы записи упражнений
  • 3.3.2. Текстовая запись конкретных упражнений
  • 3.4. Правила записи общеразвивающих упражнений
  • 3.4.1. Запись общеразвивающих упражнений без предмета
  • 3.4.2. Положения и движения звеньев тела
  • 3.4.3. Запись общеразвивающих упражнений с предметами
  • 3.5. Правила записи упражнений на снарядах, вольных, акробатических и художественной гимнастики
  • 3.5.1. Запись упражнений на гимнастических снарядах
  • 3.5.2. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке и в парах
  • 3.5.3. Запись акробатических упражнений
  • 3.5.4. Запись вольных упражнений
  • 3.5.5. Запись упражнений художественной гимнастики
  • Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике
  • 4.1. Причины травматизма и способы его предупреждения
  • 4.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика
  • 4.3. Требования к местам проведения занятий
  • 4.4. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма
  • 4.5. Обучение приемам страховки и помощи
  • 4.6. Врачебный контроль и самоконтроль
  • Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений
  • 5.1. Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе
  • 5.2. Статические упражнения
  • 5.3. Динамические упражнения
  • 5.3.1. Основные понятия и законы динамики
  • 5.3.2. Отталкивание и приземление
  • 5.3.3. Реактивное движение и реактивная сила (реакция опоры), хлестовое движение
  • 5.3.4. Вращательные движения
  • 5.3.5. Маховые упражнения
  • 5.3.6. Силовые упражнения
  • 5.4. Общие правила анализа техники исполнения гимнастических упражнений
  • Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям
  • 6.1. Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям
  • 6.2. Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов
  • 6.3. Обучение гимнастическим упражнениям
  • 6.3.2. Разучивание упражнения
  • 6.3.3. Закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения
  • 6.4. Практическая реализация принципов дидактики при обучении упражнениям
  • 6.5. Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям
  • Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки и их оборудование
  • 7Л. Физкультурные залы и их оборудование
  • 7.2. Многокомплексные гимнастические снаряды
  • 7.3. Гимнастические площадки и их оборудование
  • 7.4. Технические средства, используемые на занятиях по гимнастике в общеобразовательной школе
  • Глава 8. Научная работа по гимнастике
  • 8.1. Научная работа учителя физической культуры
  • 8.2. Гимнастика как научная дисциплина
  • 8.3. Вопросы гимнастики, требующие исследований
  • 8.4. Выбор темы для исследования
  • 8.5. Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса
  • 8.6. Гипотеза
  • 8.7. Цель и задачи исследования
  • 8.8. Методы исследования
  • 8.9. Анализ и обобщение опыта передовой практики и литературных данных
  • 8.10. Педагогическое наблюдение
  • 8.11. Анкетирование, интервью, беседа
  • 8.12. Индуктивный и дедуктивный методы
  • 8.13. Педагогический эксперимент
  • 8.14. Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования
  • 8.15. Оформление научного труда
  • 8.16. Требования, предъявляемые к языку и стилю
  • Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения
  • 9.1. Строевые упражнения
  • 9.2. Общеразвивающие упражнения
  • 9.3. Прикладные упражнения
  • Глава 10. Упражнения гимнастического многоборья
  • 10.1. Вольные упражнения
  • 10.2. Упражнения на коне
  • 10.3. Упражнения на кольцах
  • 10.4. Опорные прыжки
  • 10.5. Упражнения на брусьях
  • 10.6. Упражнения на перекладине
  • 10.7. Упражнения на брусьях разной высоты
  • Глава 11. Акробатические упражнения
  • 11.1. Характеристика и назначение акробатических упражнений
  • 11.2. Обучение основным акробатическим упражнениям
  • Глава 12. Упражнения художественной и ритмической гимнастики
  • 12.1. Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики
  • 12.2. Характеристика и назначение упражнений ритмической гимнастики
  • 12.2.1. Содержание упражнений
  • 12.2.2. Составление комплексов упражнений
  • 12.2.3. Формы проведения занятий
  • Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике
  • Глава 14. Слово педагога в комплексе средств гимнастики
  • Глава 15. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе
  • 15Л. Урок гимнастики в школе
  • 15Лл. Основные задачи урока
  • 15.1.2. Общие требования к уроку
  • 15.1.3. Подготовительная часть урока
  • 15.1.4. Основная часть урока
  • 15.1.5. Заключительная часть урока
  • 15.1.6. Организация учебного труда на уроке
  • 15.1.7. Организация урока и способы управления занимающимися
  • 15.2. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп
  • 15.3. Массовые гимнастические выступления
  • Глава 16. Прогнозирование
  • 16.2. Изучение и развитие способностей у гимнастов
  • 16.3. Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью
  • Глава 17. Основы спортивной тренировки юных гимнастов
  • 17.1. Спортивная тренировка
  • 17.2. Этапы спортивной тренировки
  • 17.2.1. Начальная спортивная тренировка
  • 17.2.2. Начальная специализированная тренировка
  • 17.2.3. Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13-16 лет
  • 17.3. Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов
  • 17.4. Принципы спортивной тренировки гимнастов
  • 17.5. Путь к высокому спортивному мастерству
  • Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике
  • 18.1. Структура тренировочного процесса
  • 18.2. Учет результатов учебно-тренировочной работы
  • Глава 19. Организация и проведение соревнований по гимнастике
  • 19.1. Педагогическое и агитационное значение соревнований
  • 19.2. Виды и характеристика соревнований
  • 19.3. Документы, необходимые для проведения соревнований
  • 19.4. Состав и работа судейской коллегии на соревнованиях
  • 19.5. Подготовка и проведение соревнований
  • 19.6. Судейство соревнований
  • 19.7. Особенности проведения массовых соревнований
  • 19.8. Подготовка судей по гимнастике
  • Глава 20. Методическая подготовка учителя физической культуры, педагога-тренера в области гимнастики
  • 20.1. Методическая подготовка студентов на занятиях по гимнастике
  • 20.2. Основы методического мастерства учителя физической культуры (педагога-тренера) в области гимнастики
  • Общие понятия
  • Характеристики движений
  • Предлоги
  • Группы элементов
  • Основные
  • Дополнительные
  • Конспект урока № 28 для VI класса Общие задачи урока
  • Оглавление
  • Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина5
  • Глава 2. Исторический обзор развития гимнастики16
  • Глава 3. Терминология гимнастики56
  • Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике83
  • Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений96
  • Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям121
  • Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки
  • Глава 8. Научная работа по гимнастике163
  • Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные
  • Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике

    Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой служит одним из основных вспомогательных моментов, с помощью ко­торых значительно упрощается организационный процесс, повы­шается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспо­собность на протяжении всего урока.

    Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его уме­лое использование требует знания основ музыкальной грамоты.

    Мелодия является важнейшей основой музыкального сопро­вождения. В ней воплощаются различные образы и состояния. Раз­нообразие мелодии передается направлением мелодических ри­сунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений непре­менно учитывается направление мелодии.

    Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: дви­жением рук - поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на нисхо­дящую мелодию - принять упор присев. На волнообразный мело­дический рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки, голову, туловище или все тело.

    Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.

    Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое - при выполне­нии резких, коротких движений. Правильно подобранная мело­дия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями спо­собствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.

    Темп - это скорость исполнения музыкального произведения^ Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для дви­жений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки

    и др. Умеренный темп используется для сопровождения большин­ства общеразвивающих, вольных, акробатических, прикладных упражнений.

    «Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровож­дения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, посте­пенное усиление или ослабление силы звука, динамические ак­центы. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполня­ются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания со­ответствует движениям, выполняемым с постепенным изменени­ем мышечных напряжений.

    Ритм - это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нот­ными знаками. За единицу измерения принята целая нота - о. Она длится четыре счета. Звук вдвое короче обозначается поло­винной нотой - J и длится два счета и т.д. (рис. 260).

    Ритмический рисунок - это организованное сочетание длитель­ностей звуков. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и др.). Например, хлопками можно передать следующий ритмический рисунок: музыкальный размер \ (рис. 261).

    Количество хлопков должно соответствовать числу нотных знаков, а дли­тельность каждого хлоп­ка - длительности данно­го нотного знака.

    Музыкальный размер - это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метром принято называть чередование сильных и слабых долей через рав­ные промежутки времени (через одну или две сла­бые доли) (рис. 262).

    Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, сто­ящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом метре

    (такте). Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей, т.е. ритм. Для занятий гимнастикой наиболее удобны музыкаль­ные размеры \, \, \. При выполнении общеразвивающих упражне­ний подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах - по сильным и слабым. Например, \ - две доли (сильная и слабая), \ - три доли (сильная и две слабых), \ - четыре доли (первая и третья - сильные, вторая и четвертая - сла­бые). Полька, галоп и т. п. относятся к музыкальному размеру \, вальс, мазурка - \, марши - \. Размеры \ и \ называются сложными, так как в них кроме метрического акцента есть еще одна сильная доля. Примеры показаны на рисунке 263.

    С целью закрепления восприятия музыкального размера выде­ляют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается посредством хлопков, притопов, акцен­тированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой. Так, при му­зыкальном размере \ (марш) можно выполнить хлопки под 1 и 3 счета, то же под 2 и 4 счета, то же в ходьбе на месте и в движе­нии. Вместо хлопков можно сделать удары ногой (притоп) или под 1 счет - хлопок, под 3 счета - удар ногой и другие сочетания движений. Упражнение можно усложнить различными движения­ми головой, руками, ногами и туловищем.

    Хорошим упражнением является тактирование (дирижирова­ние) на I , I , \.

    Тактирование на \. И. п. - стойка руки вверх; 1 - руки с акцен­том вниз; 2 - руки вверх.

    Тактирование на \. И. п. - стойка руки вверх; 7 - руки с акцен­том вниз; 2 - руки в стороны; 3 - руки вверх.

    Тактирование на \. И. п. - стойка руки вверх; 1 - руки с акцен­том вниз; 2 - руки скрестно перед грудью; 3 - руки с небольшим акцентом в стороны; 4 - руки вверх.

    При тактировании руки выполняют свободные движения по неполной амплитуде. Тактировать можно при выполнении различ­ных видов ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений, танце­вальных шагов, элементов хореографии и др.

    Структура музыкального произведения представляет собой еди­ное целое и в то же самое время подразделяется на связанные между собой части: период, предложения, фразы и такты. Пери­од - это наиболее крупная часть музыкального произведения, име­ющая устойчивую концовку. С окончанием периода в движении делается остановка, а в массовых выступлениях производится пе­рестроение. Период чаще всего состоит из двух предложений, пер­вое из них является незавершенным, второе - завершенным. Иног­да остановка движения производится с окончанием первого неза­вершенного предложения. В этом случае преподаватель подает пред­варительную команду «Группа» за одну музыкальную фразу до

    [ конца предложения и аккомпаниатор из незавершенного предло­жения делает завершенное.

    Музыкальные предложения делятся на фразы, а фразы - на такты. Чаще всего фраза состоит из четырех тактов. Музыкальные фразы из пяти или шести тактов неудобны для сопровождения упражнений, так как завершение движения не совпадает с окон­чанием музыкальной фразы. Применять их не рекомендуется. Дви­жения, как правило, составляются на 4 счета и повторяются 2, 4,

    > 8 и т.д. раз.

    Для учителя физической культуры важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения. Все команды подаются в зависимости от того, как построен му-

    [" зыкальный период. ЕсЛи период состоит их четырех музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четные фразы, причем лучше не на 2-ю, а на 4-ю (когда музыкальная мысль закончена).

    При подборе музыкального произведения учитываются возраст и подготовленность занимающихся. Для учащихся младшего и сред­него школьного возраста рекомендуются музыкальные произве-

    ;" Дения с простой мелодией и четким ритмом, а для старшего школь-

    Ного возраста - произведения с более богатой мелодией и слож­ным ритмом.

    Наиболее распространенными музыкальными произведения-

    \ Ми на уроках гимнастики являются песни и танцевальные мело-

    дии. Они должны быть разнообразны. Длительное применение од­них и тех же музыкальных произведений на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям.

    К каждому виду упражнений подбирается соответствующее по характеру музыкальное произведение: для ходьбы - размер \ (марш, песня), реже \, темп умеренный, медленный или быст­рый; для бега и прыжков - размер \ и \ (галоп, полька, различ­ные песни и проч.), темп быстрый; для танцевальных движений - соответствующие названию танца; для общеразвивающих упраж­нений силового характера - размер \, \ с широкой, ровной, слит­ной мелодией, с ярко выраженной динамической структурой; для упражнений с характерным акцентом (рывки, толчки, маховые движения, взмахи) - размер \, \, \, причем фаза основных дей­ствий должна совпадать с сильной долей такта.

    Музыкальные произведения подбираются педагогом совмест­но с аккомпаниатором. При подготовке к уроку и в процессе его проведения преподаватель должен:

    а) заранее ознакомить аккомпаниатора с содержанием заня­ тий, с особенностями вновь включенных в урок упражнений;

    б) строить группу и выбирать свое место так, чтобы занимаю­ щиеся хорошо были видны аккомпаниатору;

    в) показывать упражнения в нужном темпе, ритме, характере движений;

    г) подавать команды своевременно, громко и четко. Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики можно осу­ ществлять с помощью аудиовизуальной аппаратуры.

    Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героичес­ким и т.д. Для сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического, упаднического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимаю­щихся. Не рекомендуется использовать также большие по объему и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения движений песни и мелодии танцевального характера.

    В настоящее время при быстром ритме повседневной жизни родители не всегда уделяют развитию своих детей должное внимание. При диагностике психических процессов детей, их эмоционально-личностной сферы всё чаще встречаются дети со средним и низким уровнями развития. Стало очень актуальным комплексное психологическое сопровождение детей.

    Замечено, что с каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в школу с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательной системы. Помочь таким детям могут не только специалисты - логопеды, дефектологи, но и учителя музыки, уделяя на своих уроках внимание дыхательной гимнастике, вокальным упражнениям и ритмической работе. Часть уроков может быть направлена на донесение до детей важности ритмической организации нашей жизни.

    Главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога - социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача - обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.

    Эти занятия оказывают на школьника значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно по требованиям Сан ПиНа уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры ставятся после более сложных предметов. Арт-терапевтические приёмы, применяемые на уроках музыки, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира. И неправда, что кто-то не умеет петь, или у кого-то нет слуха. Каждый ребёнок хоть немного может рисовать или лепить из пластелина. Все эти способности можно и нужно развивать. Рисование, особенно под музыку, помогает осмыслить и привести к гармоническому состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных способов гармонизации личности, снятия эмоционального напряжения, не только в настоящем, но и в будущем.

    Основные принципы арт-терапевтических упражнений:

    (пояснительная записка)

    Метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми и подростками. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребёнку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад.

    В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусств. Это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.

    Во всём современном мире всё более активно применяется психотерапия искусством. Всего применяется 4 её вида.

    Музыкотерапия - контролируемое использование звуков и музыки в психокоррекции человека, представляющая собой деятельность, включающую воспроизведение, фантазирование и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.

    Танцевально-двигательная терапия (хореотерапия) - психокоррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

    Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

    Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием

    Эти методы могут быть применены для развития навыков общения и являются идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и другое лежит в основе желания учеников "рисковать" в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое).

    Метод арт-терапии можно использовать для развития командного поведения и групповой сплочённости, он может помочь ребёнку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие.

    Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Учебная деятельность требует от него определённой степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

    У некоторых людей в связи с обучением в школе возникает большое количество различных трудностей и проблем, формируются неадекватные механизмы приспособления к школе - школьнаядезадаптация. Такие дети нуждаются в психологической помощи.

    При поведении арт-терапевтических занятий в школе очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих. Следовательно, чрезвычайно важно то, каким образом занятия представляются детям.

    Занятия необходимо представлять так:

    Арт-терапевтические занятия помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение (это для детей);

    Арт-терапевтические занятия поднимают статус ребёнка или детей, о которых идёт речь (это для родителей);

    Арт-терапевтические занятия позволяют детям считать занятия частью обычного школьного расписания (это для учителей).

    Существует множество способов применения арт-терапевтического подхода, целый ряд проблем. То, как его применять, определяется условиями, обстоятельствами и проблемами. Важно отвести время на то, чтобы "вскрыть" проблемы, выделить цели и организовать занятия в соответствии с ними.

    Применение арт-терапии при работе со школьниками:

    Работа с детьми, выделяемыми в классе или группе (повышение самооценки, укрепление уверенности в себе детей, которые замкнуты, уязвимы, которых дразнят, которые отстают у учёбе, имеют трудности при обучении или их выделяют по культурному или половому признаку).

    Переход из начальной школы в среднюю (развитие навыков и стратегий для того, чтобы справиться с требованиями средней школы; эмоциональная поддержка).

    Групповая сплочённость (развитие доверия и навыков работы в команде в различных условиях).

    Устранение проблем (использование арт-терапии в трудных классах, группах или при работе с отдельными детьми и их различными проблемами).

    Социальное взаимодействие (изменение динамики, социальных ролей, освоение социальных навыков и выработка взаимоуважения и понимания; работа с группами детей, по различным проблемам).

    Разрешение конфликтов (помочь научиться понимать конфликтные ситуации).

    Навыки общения (улучшение навыков разговора и слушания, развитие способности делиться опытом, укрепление уверенности в себе).

    Упражнения по арт-терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности, а также создания более уверенного образа себя.

    Особенностями арт-терапевтического подхода являются:

    1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет "правильного" или "неправильного", и это нужно чётко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
    2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка - опыт каждого ребёнка. В этом смысле дети - "эксперты" в отношении своих работ.
    3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
    4. Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно сохранять.
    5. Рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребёнка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребёнка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они этого желают.
    6. Основные правила . При работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.

    Список основных правил:

    1. Внимательно слушать друг друга.
    2. Не перебивать говорящего.
    3. Уважать мнение друг друга.
    4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
    5. Все должны чувствовать себя комфортно.
    6. Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным - если иного решения не было принято.

    Способы хранения работ:

    Необходимо найти способ сохранять работы ребёнка, поскольку он гордится ими. Существует множество способов: особые папки, книга или журнал, выставки (которые можно делать индивидуально или совместно).

    Использование на уроках музыки техники, предложенной Светланой КонстантиновнойКожохиной в своей книге "Растём и развиваемся с помощью искусства"(10) даёт возможность связать воедино воспитание эстетического восприятия музыки, развитие исполнительских возможностей учащихся, развитие специальных музыкальных способностей (музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, музыкальная память), способность ярко характеризовать образ, а также оказать корректирующее воздействие на организм ребёнка.

    Техника № 1.

    Танец радости. (к теме "Три кита в музыке - танец")

    Материалы для работы: музыка (любые зажигательные ритмы этнической музыки, классики и джаза); шифоновые платки или шарфы (ткань); краски (гуашь, акварель, масляная пастель), бумага, кисти, баночка для воды.

    I этап. Музыка и движение.

    Обращаемся к детям со следующими словами:

    "Сегодня мы продолжаем встречи в Волшебной стране Эмоций. Нашим помощником и другом будет музыка. Я сейчас включу удивительные звуки и приглашу вас подвигаться. Возьмите шифоновую ткань. Вы можете её на себя накинуть, каким-то образом завязать или просто взять в руки. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам и начинайте совершать различные движения. Пусть ткань вам в этом поможет".

    Ткань в этом случае выполняет роль проводника и гаранта безопасности. Когда ребёнок накидывает на себя ткань, он становится одновременно невидимым и видимым. С тканью ему значительно легче двигаться под музыку, совершать свой танец. Ребёнок всё видит и в то же время защищён прозрачной завесой. Предоставляем необходимое количество времени для танца. Ни в коем случае не смеяться, а подбадривать танцоров-детей. Музыка и движения телом помогут детям избавиться от мышечных зажимов и позволят получить удовольствие от управления своим телом.

    II этап. Живопись (создание творческой работы).

    Когда дети закончат выполнять свой танец, предложить им перейти к столу с художественными материалами:

    "А теперь краски вас уже заждались и хотят, чтобы вы ими нарисовали такую картину, которую вы сейчас захотите сделать. Вспомните свой танец, музыку и нарисуйте те ощущения, которые были у вас во время танца. Возможно, ваша работа будет называться "Мой танец". О чём был твой танец? Что ты представлял, когда танцевал? Итак, начинай работу!"

    Если детям трудно сразу начать первые штрихи и мазки, предложить несколько минут посидеть с закрытыми глазами. Пусть они представят танец, как бы увидят его внутренним глазом. Когда они будут готовы, то можно начинать рисовать. Обязательно сказать, что можно нарисовать всё, что угодно, любую картину. Нужно лишь прислушиваться к своей руке и выполнять те движения рукой, которые захочется, и брать те краски, на которые укажет рука.

    III этап. Описание картины.

    По завершении творческой работы предложить детям придумать для картины название. Далее, лучше всего попросить детей отложить рисунок на некоторое (небольшое) расстояние от автора и предоставить им возможность сочинить историю по свое картине.

    Если дети неохотно или скупо рассказывают, задать им наводящие вопросы. Ни в коем случае не навязывать своё понимание детского рисунка и не трактовать его по-своему. Вопросы могут быть такими: "Связан ли твой рисунок с танцем? Удалось ли тебе передать ощущение радости и веселья в своей работе? Какими цветами ты изображал своё состояние? Как ты себя сейчас чувствуешь по завершении работы?"

    Обязательно поблагодарить детей за работу, за их старания и искренность. Желательно записать истории, рассказанные детьми, на листе бумаги, поставив дату, а живописную работу оформить и повесить на стенд.

    Данная работа будет способствовать выработке у детей умения чувствовать своё тело, прислушиваться к своим ощущениям и выражать их с помощью движений. Это хороший опыт расширения сенсорного диапазона и развития внутреннего "Я" каждого ребёнка.

    Техника № 2.

    Образы, навеянные классической музыкой.

    - "Прелюдия" № 8 И.С. Баха;

    - "Прелюдия" № 4 Ф. Шопена;

    - "Баркарола" П.И. Чайковского;

    - "Пастораль" Ж. Бизе;

    - "Лебедь" К. Сен-Санса;

    - "Сентиментальный вальс" П.И. Чайковского.

    Материалы для работы:

    • краски "гуашь" или акварель,
    • восковые мелки,
    • бумага формата А3,
    • кисти беличьи № 8, № 2,
    • баночка с водой.

    I этап. Слушание музыки.

    Стараемся приучать детей к хорошей классической музыке.

    Приглашаем детей к встрече с прекрасной музыкой следующими словами:

    "Сегодня мы отправимся в гости и познакомимся с волшебной музыкой. Музыку мы будем сначала слушать, а затем на листе бумаги красками и восковыми мелками будем изображать свои ощущения".

    Ставим сначала небольшое произведение (2-3 минуты).

    Прежде чем слушать музыку, скажем о том, чтобы во время звучания произведения он старался представить какие-то картины, образы, каких-то персонажей - словом, всё то, что он увидит и почувствует.

    II этап. Изображение представленного.

    Музыку можно слушать как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Если дети захотят рассказать то, что они увидели во время звучания. Пусть они это сделают. Возможно, сначала они захотят нарисовать свои ощущения. Мелкие объекты и образы лучше нарисовать восковыми карандашами, а затем большой беличьей кистью прокладывать цветовые ощущения от музыки. Иногда это могут быть абстрактные очертания и образы. Главное, чтобы дети научились ощущать музыку, а затем передавать свои чувства на бумаге. В завершение предоставить детям возможность высказаться.

    После того как дети всё завершили, обязательно сказать, как называется музыкальное произведение, и кто его написал. Лучше делать это в завершении занятия, чтобы слова взрослого никоем образом не повлияли на чувства и ощущения детей.

    Арт-терапевтические формы помогают создать такие условия, при которых осуществляется решение ряда важнейших задач:

    Осознание наличия разных эмоциональных состояний у детей и умение выражать свои эмоции и чувства;

    Развитие способности экспериментировать с разными художественными материалами;

    Умение создавать из обычных предметов, которые нас окружают, произведения искусства;

    Развитие и укрепление внутреннего "Я";

    Помощь родителям с "особыми" детьми и детьми с признаками одарённости;

    Получение дополнительных сведений о детях с помощью простых тестов;

    Дополнительная возможность развития психологических основ личности;

    Развитие креативности;

    Раскрытие важных сенсорных каналов ребёнка.

    ЗАВЕРШЕНИЕ:

    Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

    2. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.

    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.

    5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр "Академия", 2000.

    6. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.

    7. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.

    8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.

    9. Котышева Е.Н. Музыкальнаяпсихокоррекция детей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

    10. Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребёнка. М.: Академия, 2007.

    11. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.

    12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.

    13. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.

    14. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. М.: Изд. Гном и Д, 2000.

    Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

    Весь урок я строю на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.

    Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям.

    Музыкальное поддержание урока - дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы воспитанник ни делал, упражнение или танец, я избираю предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения.

    Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке подвергаю определенной аранжировке, несколько упрощаю.

    Само собой разумеется, что музыка должна избираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, с моей точки зрения, чтобы подлинная народная мелодия (а известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде.

    На своем опыте я убедилась, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена "в унисон" с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие.

    Еще нужно учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей увлекаются всем сказочным, волшебным. И поэтому я играю мелодии из сказок, мультфильмов, так как они более близки и понятны ребенку.

    Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений.

    В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм.

    Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью.

    Следовательно, в своей работе я стараюсь использовать проверенные временем классические образцы. А для того, чтобы слуховой багаж детей был возможно более полным и разносторонним, мой репертуар ориентирован на исторические стили. Так, например, с классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л. Бетховена, романтизм представлен музыкой Ф. Шопена (вальсы, ноктюрны). С русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки и П. Чайковского (вариации и отрывки из балетов, "Детский альбом", "Времена года"). Советская музыка представлена отрывками из балета К. Хачатуряна "Чипполино", "Детской тетрадью" и "Танцами кукол" Д. Шостаковича. Знакомство с джазом происходит на основе пьес Дж. Гершвина, С. Джоплина, А. Цфасмана, А. Ашкенази, Г. Сасько. На современном танце звучит музыка Р. Паулса, Ю. Саульского, Н. Рота, А. Рыбникова.

    За многие годы работы мною накоплен большой музыкальный багаж. Но для меня очень важно, каждый раз, выбирая музыку, четко и конкретно представлять себе, как то или иное упражнение будет "ложиться" на музыку. Музыкальное сопровождение на деле всегда должно помогать танцевать.

    Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками "preparations " - подготовки к упражнению. Чтобы дети не делали его "промахивая", как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания - завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или "домината" и "тоника" относительно тональности произведения.

    Бесспорно, все исполнение музыки на занятиях должно быть профессионально.

    Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходила в библиотеки музыкальных школ, перелистывала большой объем нотной литературы и переписывала в тетрадь то, что мне подходило для работы. С течением времени нотных сборников, пособий, собственных тетрадок, накопилось много, ведь концертмейстер ведет музыкальное сопровождение разных жанров хореографического искусства. Тратится много времени во время занятий на поиск нужных фрагментов из произведений.

    Педагогические функции концертмейстера

    В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач. Естественно образование в классе хореографии невозможно без верного помощника педагога - концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Кто, как не концертмейстер разовьет у воспитанников музыкально-ритмические навыки, не привьет им музыкально-эстетический вкус.

    Мною составлено приложение с играми, упражнениями и занятиями для развития музыкально-ритмических навыков у детей, занимающихся на уроках хореографии, список произведений для прослушивания.

    Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное. Хореография неотделима от музыки - она без музыки не существует.

    I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.

    Музыкально-ритмические движения - вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

    • · обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
    • · усвоение музыкальных знаний;
    • · формирование умений подчинять движения музыке.

    Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную - концертмейстер.

    Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для музыкального развития детей через игровую деятельность.

    Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку. Нужно в непринужденной игровой форме объяснить детям, что такое музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет: 2/4, 3/4, 4/4. Что такое ритм, мажор, минор…

    Элементы музыкальной грамоты, которые изучаем в игровой форме:

    • · характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный);
    • · понятие темпа;
    • · жанр музыки (марш, песня, танец);
    • · динамические оттенки (тихо, громко);
    • · метроритм;
    • · паузы;
    • · сильные и слабые доли;
    • · музыкальные регистры;
    • · понятие музыкального предложения.

    Упражнения и игры (подробное описание в Приложении )

    Метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников; простейших ритмических рисунков по показу педагога; прохлопывание ритма стихов; небольших музыкальных произведений на 24, 34, 44.

    Сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног, игра "Умный платочек".

    Музыкальные регистры: игра "Кто живет в лесу".

    Строение музыкальной фразы: упражнения "Лужа", "Мост", "Снежинки". Акцентируем конец музыкально-танцевальной фразы такими движениями, как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и так далее.

    Темп: ходьба и бег в разных темпах; игра "Солнышко и дождик"; игра "День и ночь".

    II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ.

    Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.

    ТАНЕЦ - создание художественного образа под музыку. Получается, что роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу.

    У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что-либо или кого либо из живой природы. Наши воспитанники охотно играют в игру "Угадай, кто я". Далее мы усложняем задачу - нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, гордого петушка, большого медведя… Здесь мне приходиться быстро импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь воспитаннику более точно передать образ, характеры и повадки зверей.

    Бывают у нас и уроки природоведения на занятиях хореографии. Мы с ребятами "идем на прогулку в лес", где определенные танцевальные движения, уже освоенные воспитанниками, обретают другой смысл. Например, "port de bras " (упражнение для рук): дети - это деревья, а руки - веточки, которые колышет ветер. Или, "battements tendus " (упражнение для стопы): тело - дерево, а наши ноги - это мышки, которые выбегают из норок под деревом и убегают обратно. Далее в лесу мы видим различных птиц: маленьких ("pa qu ru " - мелкий бег) и больших с большими крыльями ("pa qu ru " с руками).

    И вот уже скучный тренаж превращается в удовольствие.

    Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности. Они снимают и разряжают напряжение во время занятий, переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой.

    III. Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.

    Это происходит через нетрадиционную форму занятия - интеграцию ИЗОдеятельности и музыки - "О чем рассказала музыка". Во время исполнения музыкального произведения воспитанники рисуют картину-ассоциацию, которая возникла после прослушивания музыки. Здесь уже он учиться слышать характер музыкального произведения, его настроение. Итог - выставка рисунков.

    Все действия ребенка, будь то игра, хореографическое упражнение, рисование, невольно обращают внимание на сопровождающую эту деятельность музыку. Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый минимальный слушательский опыт. Дальше мы отходим от рисунка и, слушая музыку, пытаемся рассказать, какие ассоциации она вызывает, какой образ. Еще сложнее - показать этот художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но уже и музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление, развитие, кульминация, заключение.

    Задача занятий - воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.

    В журнале "Музыкальная палитра" я нашла уже готовое, очень интересное занятие для воспитанников младшего возраста "Непослушные башмачки" музыкального руководителя и учителя музыки Центра образования №1679 г. Москвы Т.Э. Тютюнниковой, кандидата искусствоведения, лауреата педагогической премии "Грант Москва". Провела подобное занятие в своем коллективе - результат был замечательный.

    Примечательно то, что в представлении вместе с детьми принимал участие и хореограф, поскольку это способствует психологическому раскрепощению воспитанников. По мнению Т.Э. Тютюнниковой, руководитель своим участием дает детям образец творческого поведения, подсказывая им, что от них хотят и ждут. "Надо отчетливо понимать, что дети, воспитанные в рамках авторитарной педагогики "делай, как я тебе скажу", крайне недоверчиво относятся к разрешению взрослых "делай, как ты хочешь". Поэтому пример взрослого, включающегося в творческое исследование движения и не боящегося упасть на пол по сюжету сказки, лучше всяких слов убедит детей в позволительности играть и веселиться по ходу занятия". аккомпанемент хореограф концертмейстер

    В ходе игр, двигаясь под музыку, воспитанники учатся ощущать построение музыкальной фразы, ритм, изменение темпа, что впоследствии необходимо для танцев. А также развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации.