Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Конкурсные задания к школьной олимпиаде по музыкальной литературе. Учебно - методическая работа преподавателя ДШИ им

Конкурсные задания к школьной олимпиаде по музыкальной литературе. Учебно - методическая работа преподавателя ДШИ им

В каждом билете разбито несколько больших тем на отельные маленькие вопросы и задания с целью облегчения концентрации внимания экзаменующихся. Работа с нотами предполагает определения после небольшой подготовки тональности и ЭМР в предложенном произведении (по звучанию: характер, регистр, фактурные особенности, темповые и динамические оттенки). Возможно определение формы (от периода до сложной 3-х частной формы). Уровень сложности - «Детский альбом» и «Времена года» Чайковского, «Альбом для юношества» Шумана, Инвенции и пьесы из нотной тетради В.Фридемана Баха, Прелюдии ор.11 Скрябина, Прелюдии Шопена, «Прекрасная мельничиха» Шуберта. Викторина прилагается к каждому билету отдельно и состоит из 10 номеров. На экзамене ученик должен отгодать всего один номер из викторины своего билета. Викторина составляет отдельное задание и не обозначается специально в билете. Викторина может быть прослушана самостоятельно до экзамена. Работа с нотами частично готовится на консультациях к экзамену.

Ответ ученика должен не превышать 7 минут вместе с викториной. Поэтому устный ответ должен быть заранее проговорён вслух и составлен план.

Билет №1.

1. Элементы музыкальной речи: мелодия и фактура.

2. Дописать тональный план и компоненты сонатной формы: Экспозиция Реприза Кода ре-минор

3. Работа с нотами.

Билет №2.

1. Элементы музыкальной речи: метр, размер, ритмический рисунок.

2. «Свадьба Фигаро» как комедия характеров (играть по учебнику №№ 41, 45, 47).

3. Работа с нотами.

Билет №3.

1. Элементы музыкальной речи: темп, штихи, динамика (итальянские термины).

2. «Свадьба Фигаро» Моцарта: ария Фигаро ( характер, форма, зачем именно такая выбрана композитором?).

3. Работа с нотами.

Билет №4.

1. Элементы музыкальной речи: лад и тональность.

2. Понятие музыкальной формы. Мотив, фраза, предложение, период.

3. Работа с нотами.

Билет №5.

1. Элементы музыкальной речи: регистр и тембр (регистровые возможности инструментов, особенности тембров разных инструментов).

2. Понятие музыкальной формы. Одночастная и двухчастная формы.

3. Работа с нотами.

Билет №6.

1. Понятие музыкальной формы. Простая и сложная 3-х частная форма (нарисовать схемы формы).

2. «Борис Годунов» Мусоргского: образ преступного царя Бориса (играть по учебнику №41, 45).

3. Работа с нотами.

Билет №7.

1. Понятие музыкальной формы. Рондо (нарисовать схему формы, определить начало рефрена в произведении Бетховена).

2. «Борис Годунов» Мусоргского. Образ народа ( играть по учебнику №№35, 36, 40, 50а).

3. Работа с нотами.

Билет №8.

1. Понятие музыкальной формы. Вариации (нарисовать схему, рассказать правила орнаментальных классических вариаций на примере 1 части Сонаты №11 Моцарта).

2. «Борис Годунов» Мусоргского. Образ юродивого (играть по учебнику № 48).

3. Работа с нотами.

Билет №9.

1. Понятие музыкальной формы. Сюита (обязательные танцы и их характерные черты, необязательные танцы).

2. Задание по нотам: определить тональность танцев сюиты, склад фактуры (гомофонный, полифонический), тип мелодии (вокальный, инструментальный).

3. Викторина.

Билет №10.

1. Понятие музыкальной формы. Сонатная форма (определение, где применяется, состав сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза).

2. Дописать тональный план сонатной формы: Экспозиция Реприза Кода ГП св.п. ПП зк.п св.п. ПП зк.п соль-мажор

3. Работа с нотами.

Билет №11.

1. Сонатная форма: экспозиция (где применяется сонатная форма, что такое экспозиция? какие в ней партии и тональности?)

2. Задание с нотами: определить границы ГП и ПП, их тональности и характер.

3. Викторина.

Билет №12.

1. Сонатная форма: разработка (где применяется сонатная форма, что такое разработка? Какие в ней могут быть варианты развития?)

2. Задание с нотами: определить в нотах темы, которые развиваются в разработке и приёмы развития – секвенционное, мотивное).

3. Викторина.

Билет №13.

1. Сонатная форма: реприза и кода (где применяется сонатная форма, что такое реприза и кода? В чём особенность ГП и ПП в репризе?)

2. Задание с нотами: определить границы тем и тональности, сказать о характере ГП и ПП.

3. Викторина.

Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (ДШИ). При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху педагога часто является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные педагогом, но с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий).

Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные (рисунки к прослушиваемым произведениям).

Изучая ту или иную тему ежегодно, накапливается достаточно большое количество интересных творческих работ детей. Из них - наиболее яркие задания хочется представить как результат совместного многолетнего творчества педагога и учащихся. Показать все работы, заслуживающие внимания невозможно, поэтому ограничу себя темой «Обзор жизни и творчества », которая относится к разделу монографических тем «Русские композиторы-классики» и изучается в 6 классе ДМШ (ДШИ). Представленные задания могут быть использованы педагогом, как на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), так и на уроках музыки и внеклассных музыкальных мероприятиях, конкурсах в общеобразовательных школах.

Кроссворды по творчеству

Кроссворд №1

Баллада" href="/text/category/ballada/" rel="bookmark">баллады , программой которой послужила картина В. Верещагина. Название вокального цикла «Песни и пляски…». Настоящая фамилия Лжедмитрия (Самозванца) из трагедии Пушкина «Борис Годунов» и одноимённой оперы М. Мусоргского. Имя летописца из оперы «Борис Годунов». Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки». Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти».

По вертикали:

8. Фамилия художника, картины которого послужили одновременно и стимулом и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Кроссворд №2

Болезненность" href="/text/category/boleznennostmz/" rel="bookmark">болезненно переворачивалось у того, кто задумал и написал эту картину. Какие там, должно быть, били ключом любовь, нежность и негодование!»
Песня-баллада Мусоргского написана на стихи А. Голенищева-Кутузова. О какой из песен композитора идёт речь? («Забытый») М. Мусоргский – автор нескольких вокальных циклов. В одном из них композитор раскрывает нам мир детских чувств. «Всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, - являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных», - писал об этом цикле В. Стасов. Здесь сценки-миниатюры (их 7) созданы на тексты самого композитора. О каком вокальном цикле идёт речь? («Детская») Известно, что М. Мусоргский обладал непревзойдённым комическим дарованием. Его композитор проявил во многих произведениях, в том числе и вокальных. В песне, которую, по мнению автора, можно назвать «картинкой с натуры» здоровый деревенский парень тупо и бессмысленно заучивает непонятную и ненужную ему латынь, а в его мыслях всё время возникает образ румяной Стеши – поповой дочки, на которую он загляделся во время службы, за что и был избит попом. В песне противопоставлены два музыкальных образа – монотонный речитатив «зубрёжки», механически повторяющий на одном звуке латинские слова, и широкая размашистая мелодия, связанная с воспоминаниями о красавице Стеше. О какой песне идёт речь? («Семинарист»)

Тесты по творчеству

Тест №1

«Жизненный и творческий путь »

В каком веке жил и творил М. Мусоргский?
а) в XX веке
) в XIX веке
в) в XVIII веке. Когда и где родился композитор?
а)
9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии
б) 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии
в) 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Кто был первым учителем музыки М. Мусоргского?
а) отец
б) мать
в) брат. В каком учреждении композитор получил образование?
а) в петербургском Морском корпусе
б) в петербургской Медико-хирургической академии
в) в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков. В каком году М. Мусоргский познакомился с композиторами «Могучей кучки»?
а) в 1857 году
б) в 1860 году
в) в 1861 году. Как назывался первый созданный композитором романс?
а) «Расстались гордо мы»
б) «Где ты, звёздочка?»
в) «Спи, усни, крестьянский сын». Какая из опер М. Мусоргского, созданных в 60-е годы, стала вершиной творчества композитора?
а) «Саламбо»
б) «Женитьба»
в) «Борис Годунов». С кем из деятелей «Могучей кучки» особенно сблизился и поддерживал тёплые дружеские отношения М. Мусоргский в 1868-72-е годы?
а) с Ц. Кюи
б) с М. Балакиревым
в) с В. Стасовым. Кто из композиторов после смерти М. Мусоргского завершил «Хованщину» и сделал новую редакцию «Бориса Годунова»?
а) Н. Римский-Корсаков
б) А. Бородин
в) М. Балакирев. С кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России?
а) Д. Леоновой
б) Ф. Шаляпиным
в) И. Козловским.

Тест №2

Опера «Борис Годунов»

Кто предложил М. Мусоргскому трагедию Пушкина «Борис Годунов» в качестве сюжета для оперы?
а) Чернышевский
б) Никольский
в) Стасов. Кого в опере М. Мусоргский «… разумел как великую личность»?
а) Годунова
б) Пимена
в) народ. Кто создал либретто оперы?
а) Мусоргский
б) Стасов
в) Бородин. Какой из перечисленных хоров народа в опере содержит цитату подлинной народной песни?
а) Хор «На кого ты нас покидаешь?»
б) Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»
в) Хор «Хлеба!» Какой из перечисленных героев оперы не имеет ярко выраженной лейттемы?
а) Шуйский
б) Пристав
в) Юродивый Какой из перечисленных персонажей оперы является «внесценическим» героем?
а) царевич Дмитрий
б) летописец Пимен
в) Варлаам. Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере?
а) Степан Разин
б) Емельян Пугачёв
в)
Григорий Отрепьев. Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?
а) «Уж как на небе солнцу красному слава»
б) «Хлеба!»
в) «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

*Жирным шрифтом выделены правильные варианты ответа.

Ответы:

1. «Гном», 2. «Забытый». 3. « …смерти». 4. Отрепьев. 5. Пимен. 6. «Прогулка». 7. Монолог. 8. Гартман.

Ответы:

1. Дмитрий. 2. Годунов. 3. «Детская». 4. «Хованщина». 5. Карево. 6. Герке. 7. «Саламбо». 8. «Катакомбы». 9. Пристав. 10. Шуйский. 11. Мусоргский.

Использование творческих заданий на уроках музыки.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Учитель должен помочь ученику понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, игры, олимпиады, поисковые эксперименты, творческие задания и т.д.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка,влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение).

Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.

Ученики начальной школы могут сами (и с родителями дома) сочинить стихи или рассказ об услышанной на уроке музыки, нарисовать к ней рисунок, подобрать стихи известных поэтов. При прохождении темы о народной музыке, ребята сочиняют прибаутки, частушки на заданные тем.

Прием «Найди пропущенное слово».

Так, мы просим ребят найти слово, которое дополняло бы список рядом стоящих для подтверждения ключевого слова (например, в пятом классе первая тема семестра «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»).

Романс – это … и музыка (литература).

Балет – это… танец и музыка (литература).

Опера – это … …музыка, танец, театр (литература, изобразительное искусство или прикладное).

Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.

Еще один прием, нацеленный на тот же процесс, - «найди ненужное слово».

Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.

Так, например, в том же пятом классе вторая тема семестра называется: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Учащимся предлагается цепочка музыкальных слов, которые исчезли бы из литературных произведений, не будь музыки. При перечислении учителем этих слов учащимся ставится условие: поднимать руку или говорить слово «нет» в случае «ошибки» педагога:

Песня, нота, рояль, пластика, дирижер, струна, строка, оркестр и т.д.

Прием изобразительные импровизации.

Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисунками на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из пластилина персонажей музыкальных сказок, оформлением программ и афиш концертов, рисуночная методика – слышу, вижу, рисую.

На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке. Рисуночная методика очень полезна при анализировании и диагностике учащегося. Разработанный вариант рисуночной методики применяется с первого класса до восьмого. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.

А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.

Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при отрицательном – рисуется нарочито небрежно.

В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.

Очень любят ребята работу с карточками:

Изображение инструментов (при прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и пишут название его);

Карточки образов (музыка весёлая - "солнышко улыбается", музыка грустная - "солнышко грустит").

При проигрывании ребята поднимают нужную карточку.

Для ребят 5-8 классов можно применить на уроке метод проектов .

Были созданы проекты: газета "Современные исполнители", коллаж "Любимые песни". С помощью медийных технологий, урок музыки становится более красочным и информативным! Задача одна - обратить внимание ребят к музыкальному произведению, услышать и обсудить с ними их впечатления, творчески их обыграть, например: показать пантомиму, нарисовать рисунок - впечатление, устроить игру "За и против". Где каждая команда защищает либо положительный либо критичный взгляд на услышанное произведение.

Вариант «Калейдоскопа» творческих заданий для работы инструментальным произведением.

В качестве художественного образа мы выбрали музыкальное произведение Г.В.Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

Детям предлагался следующий калейдоскоп творческих заданий:

смотря на портрет Свиридова рассказать о нем.

послушать произведение в фортепианном изложении

выбрать из предоставленных стихотворений, наиболее соответствующие характеру этого произведения

ритмодекламация на выбранное стихотворение, его озвучивание.

сравнить фортепианное исполнение и исполнение оркестровое.

нарисовать четыре прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Осень», «Лето». Закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Или пользоваться не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Глядя на рисунки, спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы.

выбрать инструменты, какие услышали при звучании «Осень», объяснить почему выбрали эти инструменты.

выбрать из предложенных картин, наиболее соответствующее музыкальному языку рассматриваемого произведения.

сочинить ритмический аккомпанемент к произведению.

сравнить данное произведение с произведением Г.В.Свиридова «Весна».

вспомнить и назвать композиторов, которые писали произведения о временах года.

Анализ работы над произведением Г.В.Свиридова «Осень»

В начале урока детям предлагалось посмотреть на портрет композитора и рассказать о нем. Учитель осторожно предлагал наводящие вопросы, которые помогали детям выразить свои мыслит. «Дети вот перед вами портрет человека, но мы не знаем кто он, как его зовут, кем он был по профессии, в какое время он жил...». Дети сразу отвечают, что этот человек - композитор, так как они находяться на уроке музыки и об этом догадаться не сложно. По одежде, прическе, внешнему виду определяем, что композитор живет в нашем времени. Далее предлагается пофантазировать о его жизни, какая она была, трудная или беззаботная и радостная. Почти все дети представляю жизнь композитора трудной и горькой - это связано с их предыдущим опытом знакомства с композиторами (Бетховен, Моцарт). Предлагается познакомиться с композитором, назвать его имя и поддержать детей, что все их догадки были правильными. Говорим о том, что композитор очень любил природу и много произведений написал под впечатлением природных явлений.

Детям предлагается четыре прямоугольника раскрасить в соответствии с временами года, теми сочетаниями цветов, которые как им кажется наиболее полно отражают настроение той или иной поры года. В основном преобладали следующие цвета: зима - белый или бело-голубой, весна - зеленый, голубой, лето - яркие сочетания зеленого, красного, желтого, осень - желтый, красный.

Далее предлагалось послушать произведение Свиридова «Осень» в фортепианном изложении. Определить его характер. Все дети отметили, что произведение грустного, тоскливого, печального характера. Учитель предлагает детям дать название этому произведению. Большинство детей дали ответ - «Осень», объяснив это тем, что мелодия напоминает падение листьев с деревьев, прощание природы с цветущим и теплым летом.

Следующим заданием предлагалось посмотреть на инструменты (см. приложение №8) и сказать какие бы они выбрали для этого произведения если бы оно звучало в оркестровом исполнении. Дети выбрали следующие инструменты: арфа, скрипка, флейта, виолончель, треугольник.

Затем предлагается послушать в оркестровом исполнении. Дети оживленно воспринимали то, что звучали тембры инструментов, из тех которые они назвали. Подбадриваем детей, что мысли композитора и детей совпали. «Мы с вами тоже побывали в роли композитора.». Говорим, что не только многие композиторы обращались к образу осени в своих произведениях, но и многие поэты и художники посвящали свои творения этой поре года.

Читаются стихотворения (см. приложение № 6), и детям предлагается выбрать наиболее соответствующее характеру произведению Свиридова. Все дети без исключения выбрали стихотворение Н.Гумилева «Осенняя песня». Дети отметили, что в стихотворении также тоскливое, прощальное настроение.

Предлагается следующим заданием посмотреть на свое изображение осени цветом, и сравнить соответствует ли оно прослушанному произведению. Всем классом выбираем наиболее удачные сочетания цветов.

Выясняем, что оказывается осень бывает разная об этом свидетельствует то, что мы ее изобразили по-разному, а вот как ее изобразили художники, давайте выберем самый подходящий пейзаж к произведению Г.Свиридова «Осень» (см. приложение №.7). Мнения детей разделились между пейзажами И.И.Левитана и В.Д.Поленов «Золотая осень». Но большинство детей выбрали картину И.И.Левитана. Дети объяснили свой выбор тем, что в пейзаже Левитана преобладают неяркие краски, которые передают грусть и тоску.

Далее детям предлагается попробовать передать пластическими движениями рук характер произведения. В движениях детей преобладали плавные нисходящие покачивающиеся движения, которые передают падение листьев с деревьев.

Домашним заданием детям предлагалось вспомнить композиторов и их произведения, в которых изображаются картины природы. Многие дети вспомнили композитора Э.Грига и его произведение «Утро», так как с ним недавно знакомились на уроках музыки, несколько человек назвали произведение А.Вивальди «Времена года».

Мы видим, что дети с легкостью вовлекаются в процесс работы над одним произведением, если он протекает таким образом. Дети постоянно находятся в творческом поиске, вовлекаются в разные виды деятельности, причем на основе одного этого произведения идет работа по нескольким направлениям. Работа над средствами музыкальной выразительности, их взаимосвязь с личностью композитора и с жизнью вообще, это и активные методы соинтонирования цветом, словом, жестом, сравнение с произведениями разных видов искусств, вживание в позицию композитора, художника. У детей развивается творческое воображение, наблюдается неограниченный полет фантазии, при этом роль учителя ограничена, он не является информатором, он находиться в позиции регулировщика, который направляет рассуждения и мысли детей по правильному пути, не сковывая их в свободе, а лишь помогая их выражению.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Русская музыка - народная и композиторская

Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся по теме:«Русская музыка - народная и композиторская» мною применяются следующие задания:

Нарисовать иллюстрацию к любой русской народной песне или произведению русских композиторов

Нарисовать цветовые ассоциации

Подобрать или сочинить частушки

Изготовить шумовые инструменты

Придумать движения для орнаментального хоровода

Написать сочинение на тему: «Как я отношусь к русской народной музыке?»

Составление и разгадывание кроссвордов

Выполнение тестовых заданий

Задания на сравнение (общее и различие)

Задания на соответствие и др.

Примеры творческих заданий.

Задание:

нарисовать цветовые ассоциации на звучание народных инструментов - балалайка, ложки, гармонь, трещотки, свирель, шумовые коробочки, оркестр народных инструментов.

Задание (подготовка к заключительному уроку по разделу) – научно-исследовательская работа:

Тема: Русские народные инструменты

1 группа – гусли, балалайка

2 группа – свирель, рожок, жалейка

3 группа – трещотки, ложки

4 группа – баян, гармонь

Что это такое?

История возникновения инструментов.

Подобрать или сочинить загадки, стихи.

Оформить работы в виде реферата, альбома, книжечки (на выбор).

Цели и задачи творческого задания: формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществление поисковой деятельности.

Задание «Собери словечко»

Собери слово и объясни, что оно значит.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Задание «Сравнение»

Сравнить по рисунку музыкальные инструменты, установив:

а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)

б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

Карточки -

1. скрипка - балалайка

2. арфа - гусли

3. труба - рожок

4. ложки - барабан

Задание « Лишнее слово »

Карточки -

а) скрипка, флейта, рожок , труба, фортепиано

б) вальс, барыня, гимн , камаринская, полька

в) пианист, трубач, флейтист, композитор , гитарист

г) балалайка, ложки, трещотки, саксофон, баян

д) колыбельные, эстрадные , игровые, трудовые, обрядовые

Кроссворд

«Жанры русских народных песен»

1. Своим спокойным движением, мягкими переливами звуков эти песни словно ласкают, убаюкивают.

2. Этот жанр русской народной песни процветает в настоящее время, в нем находит быстрый отклик любое явление современности.

3. В старину эти песни пелись в любой момент, когда возникала потребность излить душу, свои чувства.

4. Основным содержанием этого жанра песен является обращение к природе, птицам, животным, напев их, обычно, прост.

5. Эти песни сопровождали и отображали тяжелый труд крестьян и рабочих.

6. Важные события жизни сопровождались обрядами. Как называются песни, звучащие во время обряда.

7. Это, как правило, повествовательные песни. В них прославляются защитники Родины, нашли отражение события, связанные с борьбой русского народа за свободу.

Самостоятельно составить кроссворд на тему: «Жанры русских народных песен».

Тест

1. Музыкальное произведение, которое исполняет инструмент-солист с сопровождением оркестра -

а) концерт

б) кантата

2. Форма музыкального произведения, в которой есть тема и ее изменения -

а) трехчастная

б) вариации

3. Как одним словом назвать «народное творчество» -

а) фольклор

б) наигрыш

в) распев

4. Довольно большое музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр -

а) кантата

б) симфония

5. Как называется торжественная песня, которая прославляет величие, могущество своей страны; песня, которая является символом государства, так же как и флаг, герб -



Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; и, как следствие - потребительская позиция и пассивность молодого поколения. Большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально-эмоциональные потребности музыкой невысокого художественного качества. Школа, непосредственно, должна реагировать на происходящие изменения и учитывать данные условия, внося определенные коррективы в учебный процесс. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы. Именно музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески- индивидуальных представлений в искусстве.
В последние годы обнаружилась опасная тенденция снижения интереса к занятиям музыкальной литературы. На взгляд автора основными причинами такой ситуации послужили: во многих музыкальных школах музыкальная литература занимает второстепенное место в ряду учебных дисциплин; отсутствие экзамена в конце данного курса.
Отчуждения учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. Разрабатывались так называемые «нестандартные уроки», имеющие главной целью, возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Мнения преподавателей на «нестандартные уроки» расходятся: одни видят в них прогресс, правильный шаг в условиях современной школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников.
В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы - характерная особенность работы современных преподавателей.
Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний.
Автор предлагает свою точку зрения на данную проблему, основываясь на собственном педагогическом опыте.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки- игры и т.д. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.
Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:
  • обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков;
  • процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;
  • учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;
  • развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н.Леонтьевым). Ученые считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально - практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные цели и задачи.
Г.Тарасов отмечает, что важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы.
Э.Гроссе, Д.Эльконин, Г.Нейгауз - ученые и музыканты говорят о двух положительных моментах игровой деятельности:
  • восприятие социального опыта;
  • актуализация индивидуального опыта.
И отмечают, что игра, всякий раз выступает как явление, рождающееся в данный момент, как процесс полный неожиданностей, новизны и потому привлекательный для её участников.
Л.С.Выготский называет этот процесс «встречей» общественного и индивидуального, который может произойти только в воображении, только под воздействием эмоций и только в образной форме. Вот этот-то процесс выступает в сознании учащихся как нечто «волшебное», удивительное, чудесное. Он, очевидно, и раскрывает тайну особой притягательности игровой деятельности для учащихся.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей - серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три основных типа.
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры-соревнования.

Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных форм работы


Традиционные формы
Нетрадиционныве формы
Направление обучения
Предметно-ориентирована на усвоение определенной суммы знаний, умений, навыков
Личностно-ориентирована на мотивацию, уровень подготовки каждого учащегося, развитие его способности и обогащение личного опыта
Цель
Приведение всех к единому результату
Развитие каждой личности учащегося в зависимости от ее потребностей
Принципы обучения
Наглядность, доступность, от простого к сложному, последовательность и т. д.
Активность, проблемность, системность, модульность
Характер взаимоотношений участников
Субъектом деятельности является преподаватель, объектом - учащиеся
Субъектами взаимодействия выступают преподаватель и учащиеся
Деятельность обучаемого
Воспроизводящая знания
Творческая

Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемы, взаимосвязаны между собой.
Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать и применять в своей работе. Они нравятся детям вызывают у них неизменный интерес, проводятся весело и заинтересованно. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.
Предлагаемый материал был разработан для итоговых уроков по музыкальной литературе для учащихся 4-5х классов. Каждый из блоков урока направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы в устном и письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.

I. Теоретическая разминка.
Вниманию учащихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной смекалки.
Примерный ряд вопросов.
4 класс.
1. Кто из русских композиторов известен еще и как ученый-химик, автор более сорока научных трудов?
2. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
3. Какая опера М.И.Глинки, написанная по мотивам сказки А.С.Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси?
4. Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э.Грига?
5. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки?
6. В оркестре народных инструментов этот инструмент выполняет ту же роль, что и скрипка в симфоническом. О каком инструменте идет речь?
7. Изначально у славян она была положительным божеством, хранительницей рода и традиций, детей, а в период насаждения христианства этой языческой богине придали злые, демонические черты, наделили уродливой внешностью и злобным характером. О ком идет речь?
8. Как называется вступление к опере?
9. Что такое «камертон»?
10. Как называется балет С.С.Прокофьева написанный по одноименной сказке Ш.Перро?
5 класс
1. Героем, какой баллады М.Глинки является Наполеон?
2. Вспомните названия хоровых и певческих голосов.
3. Музами какого романса, созданного во славу «чудного мгновенья любви», стали мать и дочь- Анна и Екатерина Керн? Знаете ли вы, что судьбе было угодно, чтобы композитор полюбил такой же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать. Кто они?
4. Назовите фамилии композиторов в хронологическом порядке:
Прокофьев, Чайковский, Моцарт, Варламов, Шуберт, Глинка.
5. Какая баллада И.Гете послужила программой одноименного
симфонического скерцо французского композитора П.Дюка?
6. Откуда эти строки. Кто автор текста?
Между небом и землей Песнь моя, лети с мольбою
Песня раздается, Тихо, в час ночной.
Неисходною струей В рощу тихою стопою
Громче, громче льется... Ты приди, друг мой.
7. Какая часть кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» является единственным сольным номером в этом произведении? Для какого голоса она написана?
8. Как называется пение хора или ансамбля без музыкального сопровождения?
9. Как называется основное богослужение православной, католической церкви?
10. Что такое «вокализ»?

II. Работа в команде.
Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально-теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.

4 класс
1 . Правильно сгруппировать (по элементам музыкальной речи, по группам инструментов и т.д.).
2. Установить возможные логические связи:

Дирижер

Духовой гусли

Гармонь песня

Домра оркестр

Певец полифония
Хор орган
гитара

3. Соотнести с именем композитора портрет;

  • фрагмент его биографии;
  • фрагмент истории создания произведения;
  • фрагмент самого произведения (исполнить сольфеджируя или на инструменте)

4. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:

5 класс
1. Музыкальное послание. В нотном примере, составленном из
нескольких тем:
  • исполнить (сольфеджио, фортепиано);
  • обозначить границы, назвать произведения;

2. Портретный ряд.
Из предложенной серии портретов композиторов найти автора
музыкального послания.
3. Творческое наследие композитора (автора музыкального послания).
Эпоха, страна, творчество.
4. Знаменательные даты.

1804
1840 1812
1242 1791
  • Родился П.И.Чайковский
  • Начало Отечественной войны
  • Год смерти В.А.Моцарта
  • Родился М.И.Глинка
  • Ледовое побоище.

III. Музыкальная викторина.
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. По возможности номера представлены в видео воспроизведении или живом исполнении. Возможно привлечение учащихся, исполнение заранее подготовленных номеров (музыкальное послание другу).

IV. Кругозор.
Это завершающий этап урока и не требующий обязательной привязки к теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки.

Примерный перечень вопросов.

1. Современниками каких композиторов были: С.Эйзенштейн, Е.Керн, М.Фогль, Д.Гвичарди, А.Сальери и т.д.
2. С 1958 года молодые музыканты разных стран собираются в Москву на Международный конкурс имени...
3. Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого отечественного оркестра народных инструментов.
4. Русский художник автор портретов М.Мусоргского, М.Глинки.
5. Название Международного телевизионного конкурса юных музыкантов.
6. Наш музыкальный город. Вопросы, связанные с музыкальной жизнью родного города

  • Когда был организован симфонический оркестр... филармонии?
  • Кто руководит оркестром?
  • Назовите солистов филармонии?
  • Какое событие произошло... и т.д.

Широкое применение в педагогической практике автора нашли так называемые уроки-путешествия и уроки - практические занятия . Например, заключительный урок в 4 классе II четверти представляет собой путешествие в Город Музыки. Каждый учащийся представляет себя каким-либо инструментом в городе музыки и события разворачиваются по придуманному же самими учащимися (с помощью педагога) сценарию. Ребята играют и роль корреспондентов, основная задача которых взять интервью у инструментов. А дома записать его. И в дальнейшем можно устроить конкурс на лучшую статью.
Урок - практическое занятие представляет собой комплексный анализ произведения, который проводится в несколько этапов. Для этого задания выбирается относительно небольшое произведение (обязательно целое, не фрагмент) с ясно различимыми границами музыкальной формы.
Учащиеся слушают музыку несколько раз.
  • первое прослушивание: предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать основное настроение, характер, услышать, меняется ли он на протяжении пьесы.
  • второе прослушивание: определить форму, начертить таблицу в соответствии с музыкальной формой.
  • третье прослушивание: определить средства музыкальной выразительности, использованные композитором для создания характера, настроения музыки, вписать их в таблицу.
  • заключительное прослушивание: заполнение таблицы и описание того, как развиваются музыкальные образы в этом произведении.
Задание позволяет выявить многое: знание учащимися музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений, умения вычленять эти изменения на слух. Но самое важное - это последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной ткани должны стать основой для описания художественного музыкального образа.
Средства музыкальной выразительности
A
D
C
Темп



Регистр



Динамика



Мелодия



Аккомпанемент



Лад



Размер



Ритм


Штрих



Учащимся предлагается воспользоваться набором признаков характера (художественных настроений) по В.Ражникову, который поможет точнее чувствовать и осознавать психологическое качества каждого настроения, его характер, эмоциональную особенность.
Необходимо отметить, что названные выше формы работы не являются основными и не должны вытеснять традиционные виды работы.

Список литературы.
1. В.Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000
2. А.Подласый. Педагогика. М.:1998
3. Ю.Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003
4. О Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000
5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск 1988
6. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.
7. Н.Суслова. Музыкальная олимпиада.
8. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997
9. В.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000
10. Г.Тарасова. Психология художественной игры.

Общие понятия, жанры, формы, программно-изобразительная музыка

1. Какой король исполнял сольные партии в балетах _______________________________

2. Что было создано в Париже в 1661 году _________________________________________

3. Когда менуэт стали танцевать в России _________________________________________

4. Какая страна была законодательницей танцевальной моды в 17 веке _________________

5. Кто стал «королем вальса» ____________________________________________________

6. При каком короле во Франции была создана «Академия танца» _____________________

7. Частью каких сложных жанров 18 века стал менуэт _______________________________

8. Как назывался первый ансамбль скрипачей Людовика 14. __________________________
__

9. Какой танец был предшественником вальса ____________________________________

10. Как назывались общественные собрания, учрежденные по указу Петра I в 1718 году.

11. В какой стране возник танец «полька» ____________________________________

12. Создателями «венского вальса» стали…_________________________________________ 13. Какое движение в танце является символом солнца ________________________________

14. Кто в 17 веке во Франции возглавил «Королевскую академию музыки» _______________ 15. В какой стране танцуют чардаш и вербункош ____________________________________

16. Что в переводе с французского означает слово «жанр» ____________________________

17. В какой стране родился Э.Григ __________________________

18. В каком веке балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства _______________________

20. Какая страна и когда стала родиной оперы, назовите первые оперы _________________

21. Назовите танцы в размере 6/8 _________________________________________________

_
22. Что такое «кордебалет» _______________________________________________________

24. Объясните слово «балет» ______________________________________________________ 25. Что такое «вторичные жанры» _________________________________________________

26. Какие «вторичные» жанры возникли в 18 веке ____________________________________ 27. Что такое «пантомима» ________________________________________________________
28. Что такое увертюра, где она звучит и для чего она предназначена ____________________
___

_
29. Назовите выдающегося балетмейстера, современника Пушкина _______________________

30. Что такое либретто _____________________________________________________________

31. Когда и где родился Э.Григ ___________________________________________________

32. Кто написал музыку к пьесе Гёте «Эгмонт» _____________________________________

33. Какие виды искусства объединяются в балетном спектакле ___________________________

_______


34. Назовите первую оперу buffa , её автора, когда и где состоялся спектакль _______________

______________________________________________________________________________
35. Какие произведения относятся к музыкально-сценическим: _________________________

______________________________________________________________________________

36. Какие драматические пьесы приобрели популярность благодаря музыке _______________

37. Назовите первую классическую русскую оперу, её создателя и дату премьеры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

38. Когда и где была основана «Королевская академия танца» __________________________

________________________________________________________

40. Когда и где появились первые оперы, как они назывались _________________________
_______________________________________________________________________________

41. Что такое опера buffa, на какие сюжеты писали эти оперы ___________________________

_____________________________________________________________________________
42. Когда была открыта балетная школа в Москве _____________________________________

43. Кто такая Сольвейг ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________
44. Какой композитор стал основоположником русского классического балета

________________________________________________

45. Что такое опера seria , на какие сюжеты писали эти оперы _________________________ ______________________________________________________________________________

46. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки

___________________________________________________

47. В какой пьесе Грига музыка потрясает слушателей силой скорби и боли утраты

_________________________________

48. В каких странах концертировал Григ _____________________________________________

________________________________________________________________________________

49. Какие образы показаны в увертюре Бетховена «Эгмонт» _____________________________
______________________________________________________________________________
50. Что означает слово «пастораль» («пасторальный», «пасторальная») ___________________
______________________________________________________________________________

51. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________

_____________________________________________________________________________
52. Перечислите пьесы из первой сюиты «Пер Гюнт»: _________________________________

______________________________________________________________________________
53. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________

_____________________________________________________________________________
54. В какой пьесе Григ «рисует» пейзаж родной природы ______________________________

55. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки ________

________________________________

56. Сколько сюит было составлено из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» _______________

57. Какую форму имеет старинный французский танец «Менуэт» _______________________

58. Назовите два типа простой 2-х частной формы. ____________________________________
___________________________________________________________________________

59. Напишите формулу простой 3-х частной формы _________________________________

60. Какая может быть реприза в 3-х частной форме. ______________________________________________________________________________

61. Как называется период в котором 8, 16, 32 такта ___________________________________

62. Переведите надпись «Da capo all fine» ____________________________________________

63. Что означает слово «Рондо» ____________________________________________________

64. Что такое «рефрен» ___________________________________________________________

65. Что такое «каденция» _________________________________________________________
___________________________________________________________________________

66. Напишите формулу простой 2-х частной формы репризной. _______________________________________________________________________________

67. Напишите формулу простой 2-х частной формы безрепризной. _____________________________________________________________________________

68. Напишите формулу рондо ____________________________________________________

69. Что собой представляет вариационная форма _____________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
70. Чем сложная 3-х частная форма отличается от простой _____________________________

____________________________________________________________________________

71. Как называются музыкальные темы в рондо, звучащие между рефренами ______________

72. Как называется период в котором 7, 9, 10 тактов ___________________________________

73. Назовите основные выразительные средства для изображения движения. _____________________________________________________________________________

74. Что такое «программно-изобразительная музыка». _________________________________
____________________________________________________________________________

75. Что может изобразить музыка. __________________________________________________

____________________________________________________________________________

76. Что можно изобразить в музыке с помощью ритма и темпа _________________________

77. Какими выразительными средствами можно изобразить пространство _______________________________________________________________________________

78. Назовите несколько примеров программно-изобразительной музыки _________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
79. Перечислите виды маршей ____________________________________________________

______________________________________________________________________________
80. В каких песнях реальные события переплетаются со сказкой _______________________

Предварительный просмотр:

Вопросы по русской музыкальной литературе

1. Ввел в русскую оперную музыку принцип непрерывного музыкального развития.

Кто?_____________________Пример______________________________________________

2. Как называлась первая опера Даргомыжского, написанная на сюжет романа Виктора

Гюго «Собор Парижской Богоматери» ____________________________________________

3. Какой фрагмент оперы «Евгений Онегин» у Чайковского был самым любимым?

Именно с него он начал создавать музыку оперы? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Отказался от своего наследства в пользу крестьян? __________________________________

5. Воспел в музыке богатырские и героические черты русского характера _________________ 6. Запечатлел в своих операх древние русские обряды? _______________________________

7. В каком жанре написана опера «Евгений Онегин»? _________________________________

8. Сочинил оперу о патриотическом подвиге русского мужика? ________________________

9. Название произведения Р.-Корсакова, имеющее ярко выраженный восточный характер?

____________________________________________________________________________

10. Кто открыл в русской музыке социально-обличительную тему? ______________________

11. Этот цикл фортепианных пьес написан под впечатлением работ друга композитора, известного художника. Назовите:

А).фамилии художника и композитора ______________________________________________

Б).название цикла пьес ___________________________________________________________

12. Кто подсказал Бородину идею и сюжет оперы «Князь Игорь»? _______________________

13. Какая пьеса Глинки явилась началом рождения русской симфонической школы?

____________________________________________________________________________

14. Сколько симфоний написал Чайковский? Как называется последняя?

15. Какие оперы других композиторов дописал Р.-Корсаков? ___________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. Как называется первая русская сказочно-эпическая опера?

____________________________________________________________________________

17. Название 2-й симфонии Бородина _______________________________________________

18. Первым из русских композиторов, изображая русский народ, делил его на 2 класса

____________________________________________________________________________

19. Какой хоровой прием Мусоргский применил впервые в одной из своих опер? Название этой оперы? _____________________________________________________________________

20. «Оркестровый чародей» ________________________________________________________

21. Вводит в музыку новое выразительное средство – речитатив? ________________________

22. Кто из русских композиторов прожил свою недолгую жизнь в одиночестве, бедности, болезнях и непонимании его творчества? ______________________________________________

23. С детства увлекался химией, естествознанием, музыкой? ____________________________

24. Первоначально имел профессию юриста? _________________________________________

25. У кого основа музыки – широкая, песенная пластичная мелодия? ____________________

26. Кому любовь к русским народным песням привила крепостная няня, а к оркестровой

Музыке – музыканты крепостного оркестра? _______________________________________

27. Первым стал сочинять струнные квартеты (в русской музыке)? ______________________ 28. Обладал цветомузыкальным слухом? ____________________________________________

29. О ком сказано:«Он в своей музыке воссоздал весь океан русских людей, жизни, харак –

Теров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности» (В.Стасов)

___________________________________________________________________________

30. Как называется первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной

31. Что является литературной основой оперы «Князь Игорь»

_______________________________________________________________________

32. Кто сказал эти слова: «Музыка – душа моя!» или «Создает музыку народ, а мы, ком-

Позиторы, её только записываем и аранжируем»? __________________________________

33. Сколько опер написал Р.-Корсаков? Какие? _______________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

34. Первым стал писать романсы и песни сатирического характера (для журнала «Искра»)?

__________________________________________________________________________

35. «Певцы» тяжелой доли русского народа (3 человека: композитор, поэт, художник):

___________________________________________________________________________

36. Основоположник жанра русской лирической оперы? _______________________________

37. Основоположник русской классической музыки ___________________________________

38. Был офицером Преображенского полка? __________________________________________

39. Учился у А.Г.Рубинштейна? ____________________________________________________

40. Кто дружил с Сеченовым, Боткиным, Менделеевым? _______________________________

41. Основоположник жанра симфонической сказки? ___________________________________

42. У кого (русский композитор) музыка носит лирико-драматический характер?

____________________________________________________________________________

43. Какова основная идея оперы «Борис Годунов»? ____________________________________

_____________________________________________________________________________

44. Основоположник жанра русской историко-бытовой оперы? _________________________

45. Дружил с Пушкиным. Дельвигом, Жуковским. Кукольником? _______________________

46. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________

47. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________

48. Назовите романс Глинки, посвященный открытию первой железной дороги в России?

_____________________________________________________________________________

49. Сколько опер написал Чайковский? Какие? _______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

50. На представление какой оперы русского композитора водили провинившихся солдат?

51. В каких операх Р.-Корсакова появляется образ Ивана Грозного? _____________________

_____________________________________________________________________________

52. Много ездил по зарубежным странам, был знаком с Брамсом. Григом, Сен-Сансом (рус.

Композитор) __________________________________________________________________

53. Как первоначально называлась опера Глинки «Иван Сусанин»?

_______________________________________________

54. Кто сочинял романсы обличительного характера, мрачные и трагические по звучанию?

___________________________________________________________________________

55. Под впечатлением каких событий Р.Корсаков обработал для симфонического оркестра

Бурлацкую песню «Дубинушка»? _______________________________________________

56. Очень любил вальс и ввел его во все жанры своего творчества _______________________

57. Кому посвящены произведения «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье»

58. Как называется большая, кульминационная сцена 2-го действия оперы «Князь Игорь»?

_____________________________________________________________________________

59. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________.

60. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________

Предварительный просмотр:

Вопросы по зарубежной музыкальной литературе

  1. Выдержав серьёзный экзамен, получил титул почетного члена Болонской филармонической академии, профессора, а ему было тогда 14 лет? ______________________________________________________________________
  2. Можно ли танцевать под музыку вальсов Шопена? _______________________ Почему? ________________________________________________________________
  3. В чем разница между сонатой и симфонией (строение, исполнение)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. . Его творчество получило признание при жизни. В последний путь его провожала

20-ти тысячная толпа поклонников? _______________________________________

  1. Что отличает героя песен Шуберта от героя произведений Бетховена? Чем вызвано это различие? _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Музыка какого произведения Моцарта построена на развитии секундовой интонации?

Где еще можно встретить у Моцарта эту интонацию? ___________________________

__________________________________________________________________________

  1. Тридцать лет прослужил капельмейстером у богатого венгерского князя Эстерхази? ____________________________
  2. Имел многосторонний талант: гениального композитора, органиста, клавесиниста и скрипача-виртуоза, непревзойденного импровизатора?________________________
  3. Немецкий композитор решил воплотить грандиозную идею всемирного братства человечества. Для реализации этой сверх трудной задачи он использовал необычные для избранного жанра средства выразительности. Эту симфонию исполняет увеличенный состав симфонического оркестра и хор, поющий в финале строки из оды Шиллера

«К радости» назовите:

А).данное произведение___________________________________________________

10 .Первый представитель романтизма в музыке?________________________________

11. В 19 лет выехал в концертное турне и больше не смог вернуться на свою родину –

Польшу? _____________________________________________________________

12. Что такое сюита? Назовите составные части танцевальной сюиты?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Один австрийский композитор 18 века, крупный оперный реформатор написал комическую оперу, в которой воспел человека третьего сословия, показал его живой ум, жизнелюбие, готовность бороться за свои права. Композитор сумел музыкальными средствами создать яркие, живые характеры героев, передать их душевное состояние.

Назовите:

А). название оперы________________________________________

В). литературный источник_________________________________

  1. Основоположником какого художественного стиля в музыке был Гайдн?

____________________________________________________________________

  1. В 1822 году один венский композитор сочинил симфонию, возвестившую о начале новой эры в симфонической музыке. Её принято считать первой западноевропейской лирико-романтической симфонией. В ней много необычного: новая форма строения

(всего 2 части), интимный поэтический характер, грустная задумчивость и внутрен-

Ний психологический драматизм.

Назовите:

А). название симфонии_________________________________

Б). её тональность_____________________________________

  1. Композитор говорил: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она сокрушила меня!» ___________________________________________________________________
  2. «Поэт фортепиано». Кто это?_______________________________________________
  3. Представителем какого художественного стиля в музыке был И.С.Бах?

__________________________________________________________________

  1. Музыкальные мысли посещали его днем и ночью. Он даже спал в очках, чтобы, быстро проснувшись, записывать свои музыкальные сны. _________________________
  2. В детстве имел прекрасный голос, поэтому пел в церковном хоре собора Святого Стефана в Вене? ________________________
  3. Похоронен в общей могиле на Венском кладбище среди прочего людского сброда: преступников, нищих, бездомных. Точное место погребения неизвестно ______________________________________________________________
  4. Согласно последнему желанию композитора, после смерти его сердце было отправлено на родину в специальном сосуде, где хранится по сей день? ____________________
  5. Молодой пианист вначале напугал, а потом покорил Вену необыкновенной манерой игры: очень бурной, громкой, экспрессивной __________________________________
  6. Что такое полифония? Назовите полифонические жанры? _______________________

_________________________________________________________________________

  1. Ничто не могло сломать этого музыканта: материальный недостаток, болезни, одиночество и даже полная глухота Кто это!____________________________________
  2. Один композитор 19 века написал 9 симфоний, но при жизни не услышал ни одной, написал 22 сонаты для ф-но, но было напечатано только 3, сочинил 604 песни, но издали только 174 и ни одна его опера не была принята к постановке. Кто этот несчастный композитор?___________ _________________________
  3. В Париже, в артистическом салоне он считался «звездой» первой величины среди не менее ярких «звезд»: писателей - Бальзака, Мюссе, Гейне, Мицкевича, композиторов – Листа, Беллини и др. _____________________________________
  4. В историю музыки вошел как «отец» жанров симфонии и квартета_______________
  5. В 6 лет был уже виртуозом и начал концертную деятельность на родине и за рубежом? ________________________
  6. Был представителем древнего и очень музыкального рода? ___________________
  7. Что такое капелла? _______________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Какие композиторы работали капельмейстерами? _____________________________

_______________________________________________________________________

  1. Живя на чужбине, он очень тосковал по своей родине, поэтому часто обращался к национальным мелодиям. Так рождались его полонезы, мазурки. Кто это? ___________________________________________________________________
  2. Отец требовал, чтобы сын пошел по его стопам, т.е. стал учителем в школе ______________________________________
  3. Родился в австрийском городе Зальцбурге, прожил короткую, но очень яркую жизнь? _________________________________
  4. Когда (в какие века) и где жил Л.Бетховен ____________________________________

________________________________________________________________________

  1. У какого композитора фортепианная музыка отличается ярко выраженным бытовым характером, простотой и доходчивостью для восприятия и исполнения, напевностью и выразительностью? __________________________________________________
  2. Заложил основу состава симфонического оркестра? ______________________

Сколько групп? __________________

Какие инструменты входят? ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Имел большую, дружную музыкальную семью. В свободные часы музицировали

Все вместе? ____________________________

  1. В какой симфонии Бетховена есть основная тема, властвующая на протяжении всей 1-й части? ________________________________________________
  2. Что такое ноктюрн? Кто их писал? __________________________________________

________________________________________________________________________

  1. .Познакомившись с новым музыкальным инструментом – «пианофорте», композитор и гениальный исполнитель сразу же оценил его достоинства и первым стал играть на нем. Кто этот человек?_____________________________________________________
  2. В конце жизни ослеп? _________________________
  3. Во время поездки по Италии он присутствовал на церковном богослужении, а потом по памяти записал сложнейшее полифоническое произведение, которое считалось собственностью церкви и исполнялось только раз в году назовите:

А). где это происходило_____________________________________________________

Б). что исполнялось в церкви раз в году________________________________________

В).кто записал по памяти это произведение___________________

  1. . Кто написал 11 симфонических программных увертюр? («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора») ________________________
  2. Основоположник австрийской классической оперы?_____________________________

А) название оперы__________________________________________________________

Б). её жанровая принадлежность______________________________________________

В). на каком языке она исполнялась___________________________________________

  1. У кого трое сыновей стали композиторами?________________
  2. В каких двух своих сочинениях Шуберт рассказывает своеобразную музыкальную повесть о любви, измене, о социальном неравенстве и трагическом одиночестве? __________________________________________________________________________
  3. В каком жанре реформаторский талант Моцарта проявился наиболее ярко? ___________________________________________
  4. Какие музыкальные жанры Шопен очень преобразил, превратив их в виртуозные концертные пьесы? ___________________________________________________________
  5. Порой очень вольно относился к традиционным формам сонатного и симфонического циклов, нарушая последовательность частей, музыкальных тем, вводя новые темы. Например:3-ю часть симфонии он назвал «скерцо», а не «менуэт».

А). кто этот композитор______________________________________________________

Б). почему он так поступал___________________________________________________

53 Какая новая форма родилась в эпоху классицизма? Её особенности?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

54 Что такое «ХТК»? Как строится это произведение? _____________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

55 На каких музыкальных инструментах играл Шуберт?____________________________
__________________________________________________________________________
56. Что такое каватина ________________________________________________________

57. Она родилась на юге Европы. Её имя означает «на открытом воздухе». То с одной, то

С другой улицы по вечерам доносятся её звуки. Кто она? ________________________

58. Какое произведение получило название «симфония со свечами» __________________
____________________________________________

59. Скажите на латыни слово «выдумка» _______________________________________

60. Назовите псевдоним Эмануэле Конельяно, автора либретто самых популярных опер

Моцарта. __________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Музыкальный материал для викторины

1. Агапкин. Марш «Прощание славянки»

2. Альбинони. Адажио соль-минор

3. Аноним. Григорианский хорал, 9 век

4. Бах. Токката и фуга ре-минор

5. Бетховен. Симфония №5, вступл. и гл.п. 1ч.

6. Бетховен. Симфония №5, поб. п. 1ч.

7. Бетховен. Соната №8, вступл. 1ч.

8. Бетховен. Соната №8, гл.п. 1ч.

9. Бетховен. Соната №8, 3ч.

10.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

11.Бородин. Опера «Князь Игорь» - хор «Солнцу красному слава»

12.Бородин. Опера «Князь Игорь» - ария Князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу»

13.Вагнер. Полет валькирий

14.Гайдн. Симфония №103, 1ч., вступл.

15.Гайдн. Симфония №103, 1ч., гл. п.

16.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - полонез, 2д.

17.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - краковяк, 2д.

18.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - мазурка, 2д.

19.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - песня Вани «Как мать убили…»

20.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - ария Сусанина, 4д.

21.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - хор «Славься»

22.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - увертюра

23.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - каватина Людмилы

24.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - рондо Фарлафа

25.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - марш Черномора

26.Глинка. Попутная песня

27.Глинка. Жаворонок

28.Глинка. Я помню чудное мгновенье

29.Глинка. Камаринская

30.Глинка. Вальс-фантазия

31.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - мелодия флейты

32.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - хор Фурий

33.Григ. «Пер Гюнт» - «Утро»

34.Григ. «Пер Гюнт» - «Смерть Озе»

35.Григ. «Пер Гюнт» - «Танец Анитры»

36.Григ. «Пер Гюнт» - «В пещере Горного короля»

37.Григ. «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг»

38.Григорианские хоралы (2)

39.Дебюсси. «Кукольный кэйкуок»

40.Жалейка. Хороводный наигрыш

41.Жанекен. «Пение птиц»

42.Лядов. «Баба-Яга»

43.Лядов. «Кикимора»

44.Машо. Месса – «Sanctus»

45.Мендельсон. Свадебный марш

46.Моцарт. Симфония №40 - 1ч., гл.п.

47.Моцарт. Симфония №40 – 4ч., гл.п.

48.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - увертюра

49.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - ария Фигаро «Мальчик резвый…»

50.Моцарт. Реквием - №7 «Лакримозо»

51. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Прогулка»

52. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Лиможский рынок»

53. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»

54. Мусоргский. Оп. «Сорочинская ярмарка» - гопак

55. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - хор «Уж как на небе солнцу красному слава»

56. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - песня Варлаама «Как во городе…»

57. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - монолог Бориса «Достиг я высшей власти…»

58. Органум (старинная форма песнопений)

59. Пёрселл. Оп. «Дидона и Эней» - ария Дидоны

60. Прокофьев. «Петя и волк» - финальный марш

61. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - вступление

62. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - песни и пляски птиц

63. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - 3-я песня Леля

64. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» (белка)

65. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Полёт шмеля»

66. Р-Корсаков. «Шехеразада» - 1ч.

67. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Кенгуру»

68. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Слон»

69. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Лебедь»

70. Фогельвейде. Рыцарская песня

71. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаяне»

72. Чайковский. «Детский альбом» - «Камаринская»

73. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Марш

74. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Китайский танец «Чай»

75. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец пастушков

76. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Русский танец «Трепак»

77. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец Феи Драже

78. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Вальс цветов

79. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ариозо Ленского «Я люблю вас…»

80. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Онегина «Когда бы жизнь…»

81. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Ленского «Куда, куда вы удалились…»

82. Шопен. Вальс cis-moll

83. Шопен. Этюд №12 c-moll «Революционный» построить и спеть с разрешением:

Б6/4, D7, умVII7, М6, ув4

3. Спеть с листа и проанализировать № 292

4. Какой аккорд называется септаккордом?

Какие бывают вводные септаккорды?

Б И Л Е Т № 2

1. В тональности D-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). тритоны с разрешением;

T6 – S5/3 – D2 – T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «ми»

D2, М6/4, умVII7, ув2, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 283

4. Характерные интервалы

Б И Л Е Т № 3

1. В тональности h-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). все уменьшенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – s6/4 – D6 – t5/3

2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Ум5/3, D4/3, VII7, ч4, ум5

3. Проанализировать и спеть с листа №296

4. Что такое «хроматизм», «модуляция», «отклонение»?

Б И Л Е Т № 4

1. В тональности Es-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

В). гармоническую последовательность:

T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – S6/4 – D6 – T5/3

2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Ув5/3, М6, умVII7, Б6, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа №323

4. Рассказать все о тритонах.

Б И Л Е Т № 5

1. В тональности E-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). тритоны;

В). гармоническую последовательность:

T6 - S5/3 - D2 – T6 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Б6, умVII7, D2, ув4, ч5.

3. Проанализировать и спеть с листа № 316

4. Лады народной музы

Б И Л Е Т № 6

1. В тональности c-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). все увеличенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T6 – s5/3 – D2 – t6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3

2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

М6/4, D4/3, VII7, ум5, м3

3. Проанализировать и спеть с листа № 294

4. Родственные тональности

Б И Л Е Т № 7

1. В тональности f-moll построить и спеть:

А). мелодическую гамму;

Б). характерные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – t6 – s5/3 – D2 – t6

2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

D4/3, ум5/3, М6/4, ч4, ув2

3. Проанализировать и спеть с листа № 289

4. Размер. Виды размеров.

Б И Л Е Т № 8

1. В тональности E-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). характерные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – T6 – S5/3 – D2 – T6

2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Б6, D4/3, умVII7, б3, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 317

4. Интервалы. Назвать все уменьшенные и увеличенные интервалы.

Б И Л Е Т № 9

1. В тональности fis-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). тритоны с разрешением;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – s6 – t6/4 – D7 – t5/3 - умVII7 – D6/5 – t5/3

2. От звука «до» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

VII7, М6/4, D2, м6, б2

3. Проанализировать и спеть с листа № 325

4. Энгармонизм. Перечислить все энгармонически равные тональности.

Б И Л Е Т № 10

1. В тональности Des-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). все увеличенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – S6 – T6/4 – D7 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «си» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

D7, М6/4, ув5/3, ч5, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 281

4. Лад. Тональность. Гамма. Перечислить все мажорные гаммы в квинтовом

Порядке.

Разработано: зав.теоретического МО Т.В.Волкова