В каждом билете разбито несколько больших тем на отельные маленькие вопросы и задания с целью облегчения концентрации внимания экзаменующихся. Работа с нотами предполагает определения после небольшой подготовки тональности и ЭМР в предложенном произведении (по звучанию: характер, регистр, фактурные особенности, темповые и динамические оттенки). Возможно определение формы (от периода до сложной 3-х частной формы). Уровень сложности - «Детский альбом» и «Времена года» Чайковского, «Альбом для юношества» Шумана, Инвенции и пьесы из нотной тетради В.Фридемана Баха, Прелюдии ор.11 Скрябина, Прелюдии Шопена, «Прекрасная мельничиха» Шуберта. Викторина прилагается к каждому билету отдельно и состоит из 10 номеров. На экзамене ученик должен отгодать всего один номер из викторины своего билета. Викторина составляет отдельное задание и не обозначается специально в билете. Викторина может быть прослушана самостоятельно до экзамена. Работа с нотами частично готовится на консультациях к экзамену.
Ответ ученика должен не превышать 7 минут вместе с викториной. Поэтому устный ответ должен быть заранее проговорён вслух и составлен план.
Билет №1.
1. Элементы музыкальной речи: мелодия и фактура.
2. Дописать тональный план и компоненты сонатной формы: Экспозиция Реприза Кода ре-минор
3. Работа с нотами.
Билет №2.
1. Элементы музыкальной речи: метр, размер, ритмический рисунок.
2. «Свадьба Фигаро» как комедия характеров (играть по учебнику №№ 41, 45, 47).
3. Работа с нотами.
Билет №3.
1. Элементы музыкальной речи: темп, штихи, динамика (итальянские термины).
2. «Свадьба Фигаро» Моцарта: ария Фигаро ( характер, форма, зачем именно такая выбрана композитором?).
3. Работа с нотами.
Билет №4.
1. Элементы музыкальной речи: лад и тональность.
2. Понятие музыкальной формы. Мотив, фраза, предложение, период.
3. Работа с нотами.
Билет №5.
1. Элементы музыкальной речи: регистр и тембр (регистровые возможности инструментов, особенности тембров разных инструментов).
2. Понятие музыкальной формы. Одночастная и двухчастная формы.
3. Работа с нотами.
Билет №6.
1. Понятие музыкальной формы. Простая и сложная 3-х частная форма (нарисовать схемы формы).
2. «Борис Годунов» Мусоргского: образ преступного царя Бориса (играть по учебнику №41, 45).
3. Работа с нотами.
Билет №7.
1. Понятие музыкальной формы. Рондо (нарисовать схему формы, определить начало рефрена в произведении Бетховена).
2. «Борис Годунов» Мусоргского. Образ народа ( играть по учебнику №№35, 36, 40, 50а).
3. Работа с нотами.
Билет №8.
1. Понятие музыкальной формы. Вариации (нарисовать схему, рассказать правила орнаментальных классических вариаций на примере 1 части Сонаты №11 Моцарта).
2. «Борис Годунов» Мусоргского. Образ юродивого (играть по учебнику № 48).
3. Работа с нотами.
Билет №9.
1. Понятие музыкальной формы. Сюита (обязательные танцы и их характерные черты, необязательные танцы).
2. Задание по нотам: определить тональность танцев сюиты, склад фактуры (гомофонный, полифонический), тип мелодии (вокальный, инструментальный).
3. Викторина.
Билет №10.
1. Понятие музыкальной формы. Сонатная форма (определение, где применяется, состав сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза).
2. Дописать тональный план сонатной формы: Экспозиция Реприза Кода ГП св.п. ПП зк.п св.п. ПП зк.п соль-мажор
3. Работа с нотами.
Билет №11.
1. Сонатная форма: экспозиция (где применяется сонатная форма, что такое экспозиция? какие в ней партии и тональности?)
2. Задание с нотами: определить границы ГП и ПП, их тональности и характер.
3. Викторина.
Билет №12.
1. Сонатная форма: разработка (где применяется сонатная форма, что такое разработка? Какие в ней могут быть варианты развития?)
2. Задание с нотами: определить в нотах темы, которые развиваются в разработке и приёмы развития – секвенционное, мотивное).
3. Викторина.
Билет №13.
1. Сонатная форма: реприза и кода (где применяется сонатная форма, что такое реприза и кода? В чём особенность ГП и ПП в репризе?)
2. Задание с нотами: определить границы тем и тональности, сказать о характере ГП и ПП.
3. Викторина.
Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (ДШИ). При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху педагога часто является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные педагогом, но с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий).
Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные (рисунки к прослушиваемым произведениям).
Изучая ту или иную тему ежегодно, накапливается достаточно большое количество интересных творческих работ детей. Из них - наиболее яркие задания хочется представить как результат совместного многолетнего творчества педагога и учащихся. Показать все работы, заслуживающие внимания невозможно, поэтому ограничу себя темой «Обзор жизни и творчества », которая относится к разделу монографических тем «Русские композиторы-классики» и изучается в 6 классе ДМШ (ДШИ). Представленные задания могут быть использованы педагогом, как на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), так и на уроках музыки и внеклассных музыкальных мероприятиях, конкурсах в общеобразовательных школах.
Кроссворды по творчеству
Кроссворд №1
Баллада" href="/text/category/ballada/" rel="bookmark">баллады , программой которой послужила картина В. Верещагина. Название вокального цикла «Песни и пляски…». Настоящая фамилия Лжедмитрия (Самозванца) из трагедии Пушкина «Борис Годунов» и одноимённой оперы М. Мусоргского. Имя летописца из оперы «Борис Годунов». Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки». Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти».
По вертикали:
8. Фамилия художника, картины которого послужили одновременно и стимулом и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Кроссворд №2
Болезненность" href="/text/category/boleznennostmz/" rel="bookmark">болезненно переворачивалось у того, кто задумал и написал эту картину. Какие там, должно быть, били ключом любовь, нежность и негодование!»
Песня-баллада Мусоргского написана на стихи А. Голенищева-Кутузова. О какой из песен композитора идёт речь? («Забытый») М. Мусоргский – автор нескольких вокальных циклов. В одном из них композитор раскрывает нам мир детских чувств. «Всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, - являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных», - писал об этом цикле В. Стасов. Здесь сценки-миниатюры (их 7) созданы на тексты самого композитора. О каком вокальном цикле идёт речь? («Детская») Известно, что М. Мусоргский обладал непревзойдённым комическим дарованием. Его композитор проявил во многих произведениях, в том числе и вокальных. В песне, которую, по мнению автора, можно назвать «картинкой с натуры» здоровый деревенский парень тупо и бессмысленно заучивает непонятную и ненужную ему латынь, а в его мыслях всё время возникает образ румяной Стеши – поповой дочки, на которую он загляделся во время службы, за что и был избит попом. В песне противопоставлены два музыкальных образа – монотонный речитатив «зубрёжки», механически повторяющий на одном звуке латинские слова, и широкая размашистая мелодия, связанная с воспоминаниями о красавице Стеше. О какой песне идёт речь? («Семинарист»)
Тесты по творчеству
Тест №1
«Жизненный и творческий путь »
В каком веке жил и творил М. Мусоргский?
а) в XX веке
*б
) в XIX веке
в) в XVIII веке. Когда и где родился композитор?
а)
9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии
б) 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии
в) 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Кто был первым учителем музыки М. Мусоргского?
а) отец
б)
мать
в) брат. В каком учреждении композитор получил образование?
а) в петербургском Морском корпусе
б) в петербургской Медико-хирургической академии
в)
в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков. В каком году М. Мусоргский познакомился с композиторами «Могучей кучки»?
а)
в 1857 году
б) в 1860 году
в) в 1861 году. Как назывался первый созданный композитором романс?
а) «Расстались гордо мы»
б)
«Где ты, звёздочка?»
в) «Спи, усни, крестьянский сын». Какая из опер М. Мусоргского, созданных в 60-е годы, стала вершиной творчества композитора?
а) «Саламбо»
б) «Женитьба»
в)
«Борис Годунов». С кем из деятелей «Могучей кучки» особенно сблизился и поддерживал тёплые дружеские отношения М. Мусоргский в 1868-72-е годы?
а) с Ц. Кюи
б) с М. Балакиревым
в)
с В. Стасовым. Кто из композиторов после смерти М. Мусоргского завершил «Хованщину» и сделал новую редакцию «Бориса Годунова»?
а)
Н. Римский-Корсаков
б) А. Бородин
в) М. Балакирев. С кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России?
а)
Д. Леоновой
б) Ф. Шаляпиным
в) И. Козловским.
Тест №2
Опера «Борис Годунов»
Кто предложил М. Мусоргскому трагедию Пушкина «Борис Годунов» в качестве сюжета для оперы?
а) Чернышевский
б)
Никольский
в) Стасов. Кого в опере М. Мусоргский «… разумел как великую личность»?
а) Годунова
б) Пимена
в)
народ. Кто создал либретто оперы?
а)
Мусоргский
б) Стасов
в) Бородин. Какой из перечисленных хоров народа в опере содержит цитату подлинной народной песни?
а) Хор «На кого ты нас покидаешь?»
б)
Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»
в) Хор «Хлеба!» Какой из перечисленных героев оперы не имеет ярко выраженной лейттемы?
а)
Шуйский
б) Пристав
в) Юродивый Какой из перечисленных персонажей оперы является «внесценическим» героем?
а)
царевич Дмитрий
б) летописец Пимен
в) Варлаам. Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере?
а) Степан Разин
б) Емельян Пугачёв
в)
Григорий Отрепьев. Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?
а) «Уж как на небе солнцу красному слава»
б) «Хлеба!»
в)
«Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».
*Жирным шрифтом выделены правильные варианты ответа.
Ответы:
1. «Гном», 2. «Забытый». 3. « …смерти». 4. Отрепьев. 5. Пимен. 6. «Прогулка». 7. Монолог. 8. Гартман.
Ответы:
1. Дмитрий. 2. Годунов. 3. «Детская». 4. «Хованщина». 5. Карево. 6. Герке. 7. «Саламбо». 8. «Катакомбы». 9. Пристав. 10. Шуйский. 11. Мусоргский.
Использование творческих заданий на уроках музыки.
Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Учитель должен помочь ученику понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.
Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.
Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, игры, олимпиады, поисковые эксперименты, творческие задания и т.д.
Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка,влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение).
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.
Ученики начальной школы могут сами (и с родителями дома) сочинить стихи или рассказ об услышанной на уроке музыки, нарисовать к ней рисунок, подобрать стихи известных поэтов. При прохождении темы о народной музыке, ребята сочиняют прибаутки, частушки на заданные тем.
Прием «Найди пропущенное слово».
Так, мы просим ребят найти слово, которое дополняло бы список рядом стоящих для подтверждения ключевого слова (например, в пятом классе первая тема семестра «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»).
Романс – это … и музыка (литература).
Балет – это… танец и музыка (литература).
Опера – это … …музыка, танец, театр (литература, изобразительное искусство или прикладное).
Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.
Еще один прием, нацеленный на тот же процесс, - «найди ненужное слово».
Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.
Так, например, в том же пятом классе вторая тема семестра называется: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Учащимся предлагается цепочка музыкальных слов, которые исчезли бы из литературных произведений, не будь музыки. При перечислении учителем этих слов учащимся ставится условие: поднимать руку или говорить слово «нет» в случае «ошибки» педагога:
Песня, нота, рояль, пластика, дирижер, струна, строка, оркестр и т.д.
Прием изобразительные импровизации.
Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисунками на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из пластилина персонажей музыкальных сказок, оформлением программ и афиш концертов, рисуночная методика – слышу, вижу, рисую.
На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке. Рисуночная методика очень полезна при анализировании и диагностике учащегося. Разработанный вариант рисуночной методики применяется с первого класса до восьмого. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.
А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.
Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при отрицательном – рисуется нарочито небрежно.
В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.
Очень любят ребята работу с карточками:
Изображение инструментов (при прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и пишут название его);
Карточки образов (музыка весёлая - "солнышко улыбается", музыка грустная - "солнышко грустит").
При проигрывании ребята поднимают нужную карточку.
Для ребят 5-8 классов можно применить на уроке метод проектов .
Были созданы проекты: газета "Современные исполнители", коллаж "Любимые песни". С помощью медийных технологий, урок музыки становится более красочным и информативным! Задача одна - обратить внимание ребят к музыкальному произведению, услышать и обсудить с ними их впечатления, творчески их обыграть, например: показать пантомиму, нарисовать рисунок - впечатление, устроить игру "За и против". Где каждая команда защищает либо положительный либо критичный взгляд на услышанное произведение.
Вариант «Калейдоскопа» творческих заданий для работы инструментальным произведением.
В качестве художественного образа мы выбрали музыкальное произведение Г.В.Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».
Детям предлагался следующий калейдоскоп творческих заданий:
смотря на портрет Свиридова рассказать о нем.
послушать произведение в фортепианном изложении
выбрать из предоставленных стихотворений, наиболее соответствующие характеру этого произведения
ритмодекламация на выбранное стихотворение, его озвучивание.
сравнить фортепианное исполнение и исполнение оркестровое.
нарисовать четыре прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Осень», «Лето». Закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Или пользоваться не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Глядя на рисунки, спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы.
выбрать инструменты, какие услышали при звучании «Осень», объяснить почему выбрали эти инструменты.
выбрать из предложенных картин, наиболее соответствующее музыкальному языку рассматриваемого произведения.
сочинить ритмический аккомпанемент к произведению.
сравнить данное произведение с произведением Г.В.Свиридова «Весна».
вспомнить и назвать композиторов, которые писали произведения о временах года.
Анализ работы над произведением Г.В.Свиридова «Осень»
В начале урока детям предлагалось посмотреть на портрет композитора и рассказать о нем. Учитель осторожно предлагал наводящие вопросы, которые помогали детям выразить свои мыслит. «Дети вот перед вами портрет человека, но мы не знаем кто он, как его зовут, кем он был по профессии, в какое время он жил...». Дети сразу отвечают, что этот человек - композитор, так как они находяться на уроке музыки и об этом догадаться не сложно. По одежде, прическе, внешнему виду определяем, что композитор живет в нашем времени. Далее предлагается пофантазировать о его жизни, какая она была, трудная или беззаботная и радостная. Почти все дети представляю жизнь композитора трудной и горькой - это связано с их предыдущим опытом знакомства с композиторами (Бетховен, Моцарт). Предлагается познакомиться с композитором, назвать его имя и поддержать детей, что все их догадки были правильными. Говорим о том, что композитор очень любил природу и много произведений написал под впечатлением природных явлений.
Детям предлагается четыре прямоугольника раскрасить в соответствии с временами года, теми сочетаниями цветов, которые как им кажется наиболее полно отражают настроение той или иной поры года. В основном преобладали следующие цвета: зима - белый или бело-голубой, весна - зеленый, голубой, лето - яркие сочетания зеленого, красного, желтого, осень - желтый, красный.
Далее предлагалось послушать произведение Свиридова «Осень» в фортепианном изложении. Определить его характер. Все дети отметили, что произведение грустного, тоскливого, печального характера. Учитель предлагает детям дать название этому произведению. Большинство детей дали ответ - «Осень», объяснив это тем, что мелодия напоминает падение листьев с деревьев, прощание природы с цветущим и теплым летом.
Следующим заданием предлагалось посмотреть на инструменты (см. приложение №8) и сказать какие бы они выбрали для этого произведения если бы оно звучало в оркестровом исполнении. Дети выбрали следующие инструменты: арфа, скрипка, флейта, виолончель, треугольник.
Затем предлагается послушать в оркестровом исполнении. Дети оживленно воспринимали то, что звучали тембры инструментов, из тех которые они назвали. Подбадриваем детей, что мысли композитора и детей совпали. «Мы с вами тоже побывали в роли композитора.». Говорим, что не только многие композиторы обращались к образу осени в своих произведениях, но и многие поэты и художники посвящали свои творения этой поре года.
Читаются стихотворения (см. приложение № 6), и детям предлагается выбрать наиболее соответствующее характеру произведению Свиридова. Все дети без исключения выбрали стихотворение Н.Гумилева «Осенняя песня». Дети отметили, что в стихотворении также тоскливое, прощальное настроение.
Предлагается следующим заданием посмотреть на свое изображение осени цветом, и сравнить соответствует ли оно прослушанному произведению. Всем классом выбираем наиболее удачные сочетания цветов.
Выясняем, что оказывается осень бывает разная об этом свидетельствует то, что мы ее изобразили по-разному, а вот как ее изобразили художники, давайте выберем самый подходящий пейзаж к произведению Г.Свиридова «Осень» (см. приложение №.7). Мнения детей разделились между пейзажами И.И.Левитана и В.Д.Поленов «Золотая осень». Но большинство детей выбрали картину И.И.Левитана. Дети объяснили свой выбор тем, что в пейзаже Левитана преобладают неяркие краски, которые передают грусть и тоску.
Далее детям предлагается попробовать передать пластическими движениями рук характер произведения. В движениях детей преобладали плавные нисходящие покачивающиеся движения, которые передают падение листьев с деревьев.
Домашним заданием детям предлагалось вспомнить композиторов и их произведения, в которых изображаются картины природы. Многие дети вспомнили композитора Э.Грига и его произведение «Утро», так как с ним недавно знакомились на уроках музыки, несколько человек назвали произведение А.Вивальди «Времена года».
Мы видим, что дети с легкостью вовлекаются в процесс работы над одним произведением, если он протекает таким образом. Дети постоянно находятся в творческом поиске, вовлекаются в разные виды деятельности, причем на основе одного этого произведения идет работа по нескольким направлениям. Работа над средствами музыкальной выразительности, их взаимосвязь с личностью композитора и с жизнью вообще, это и активные методы соинтонирования цветом, словом, жестом, сравнение с произведениями разных видов искусств, вживание в позицию композитора, художника. У детей развивается творческое воображение, наблюдается неограниченный полет фантазии, при этом роль учителя ограничена, он не является информатором, он находиться в позиции регулировщика, который направляет рассуждения и мысли детей по правильному пути, не сковывая их в свободе, а лишь помогая их выражению.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Русская музыка - народная и композиторская
Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся по теме:«Русская музыка - народная и композиторская» мною применяются следующие задания:
Нарисовать иллюстрацию к любой русской народной песне или произведению русских композиторов
Нарисовать цветовые ассоциации
Подобрать или сочинить частушки
Изготовить шумовые инструменты
Придумать движения для орнаментального хоровода
Написать сочинение на тему: «Как я отношусь к русской народной музыке?»
Составление и разгадывание кроссвордов
Выполнение тестовых заданий
Задания на сравнение (общее и различие)
Задания на соответствие и др.
Примеры творческих заданий.
Задание:
нарисовать цветовые ассоциации на звучание народных инструментов - балалайка, ложки, гармонь, трещотки, свирель, шумовые коробочки, оркестр народных инструментов.
Задание (подготовка к заключительному уроку по разделу) – научно-исследовательская работа:
Тема: Русские народные инструменты
1 группа – гусли, балалайка
2 группа – свирель, рожок, жалейка
3 группа – трещотки, ложки
4 группа – баян, гармонь
Что это такое?
История возникновения инструментов.
Подобрать или сочинить загадки, стихи.
Оформить работы в виде реферата, альбома, книжечки (на выбор).
Цели и задачи творческого задания: формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществление поисковой деятельности.
Задание «Собери словечко»
Собери слово и объясни, что оно значит.
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
Задание «Сравнение»
Сравнить по рисунку музыкальные инструменты, установив:
а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)
б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)
Карточки -
1. скрипка - балалайка
2. арфа - гусли
3. труба - рожок
4. ложки - барабан
Задание « Лишнее слово »
Карточки -
а) скрипка, флейта, рожок , труба, фортепиано
б) вальс, барыня, гимн , камаринская, полька
в) пианист, трубач, флейтист, композитор , гитарист
г) балалайка, ложки, трещотки, саксофон, баян
д) колыбельные, эстрадные , игровые, трудовые, обрядовые
Кроссворд
«Жанры русских народных песен»
1. Своим спокойным движением, мягкими переливами звуков эти песни словно ласкают, убаюкивают.
2. Этот жанр русской народной песни процветает в настоящее время, в нем находит быстрый отклик любое явление современности.
3. В старину эти песни пелись в любой момент, когда возникала потребность излить душу, свои чувства.
4. Основным содержанием этого жанра песен является обращение к природе, птицам, животным, напев их, обычно, прост.
5. Эти песни сопровождали и отображали тяжелый труд крестьян и рабочих.
6. Важные события жизни сопровождались обрядами. Как называются песни, звучащие во время обряда.
7. Это, как правило, повествовательные песни. В них прославляются защитники Родины, нашли отражение события, связанные с борьбой русского народа за свободу.
Самостоятельно составить кроссворд на тему: «Жанры русских народных песен».
Тест
1. Музыкальное произведение, которое исполняет инструмент-солист с сопровождением оркестра -
а) концерт
б) кантата
2. Форма музыкального произведения, в которой есть тема и ее изменения -
а) трехчастная
б) вариации
3. Как одним словом назвать «народное творчество» -
а) фольклор
б) наигрыш
в) распев
4. Довольно большое музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр -
а) кантата
б) симфония
5. Как называется торжественная песня, которая прославляет величие, могущество своей страны; песня, которая является символом государства, так же как и флаг, герб -
Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных форм работы
Традиционные формы | Нетрадиционныве формы |
|
Направление обучения | Предметно-ориентирована на усвоение определенной суммы знаний, умений, навыков | Личностно-ориентирована на мотивацию, уровень подготовки каждого учащегося, развитие его способности и обогащение личного опыта |
Цель | Приведение всех к единому результату | Развитие каждой личности учащегося в зависимости от ее потребностей |
Принципы обучения | Наглядность, доступность, от простого к сложному, последовательность и т. д. | Активность, проблемность, системность, модульность |
Характер взаимоотношений участников | Субъектом деятельности является преподаватель, объектом - учащиеся | Субъектами взаимодействия выступают преподаватель и учащиеся |
Деятельность обучаемого | Воспроизводящая знания | Творческая |
I. Теоретическая разминка.
Вниманию учащихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной смекалки.
Примерный ряд вопросов.
4 класс.
1. Кто из русских композиторов известен еще и как ученый-химик, автор более сорока научных трудов?
2. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
3. Какая опера М.И.Глинки, написанная по мотивам сказки А.С.Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси?
4. Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э.Грига?
5. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки?
6. В оркестре народных инструментов этот инструмент выполняет ту же роль, что и скрипка в симфоническом. О каком инструменте идет речь?
7. Изначально у славян она была положительным божеством, хранительницей рода и традиций, детей, а в период насаждения христианства этой языческой богине придали злые, демонические черты, наделили уродливой внешностью и злобным характером. О ком идет речь?
8. Как называется вступление к опере?
9. Что такое «камертон»?
10. Как называется балет С.С.Прокофьева написанный по одноименной сказке Ш.Перро?
5 класс
1. Героем, какой баллады М.Глинки является Наполеон?
2. Вспомните названия хоровых и певческих голосов.
3. Музами какого романса, созданного во славу «чудного мгновенья любви», стали мать и дочь- Анна и Екатерина Керн? Знаете ли вы, что судьбе было угодно, чтобы композитор полюбил такой же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать. Кто они?
4. Назовите фамилии композиторов в хронологическом порядке:
Прокофьев, Чайковский, Моцарт, Варламов, Шуберт, Глинка.
5. Какая баллада И.Гете послужила программой одноименного
симфонического скерцо французского композитора П.Дюка?
6. Откуда эти строки. Кто автор текста?
Между небом и землей Песнь моя, лети с мольбою
Песня раздается, Тихо, в час ночной.
Неисходною струей В рощу тихою стопою
Громче, громче льется... Ты приди, друг мой.
7. Какая часть кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» является единственным сольным номером в этом произведении? Для какого голоса она написана?
8. Как называется пение хора или ансамбля без музыкального сопровождения?
9. Как называется основное богослужение православной, католической церкви?
10. Что такое «вокализ»?
II. Работа в команде.
Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально-теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.
4 класс
1 . Правильно сгруппировать (по элементам музыкальной речи, по группам инструментов и т.д.).
2. Установить возможные логические связи:
Дирижер
Духовой гусли
Гармонь песня
Домра оркестр
Певец полифония
Хор орган
гитара
3. Соотнести с именем композитора портрет;
IV. Кругозор.
Это завершающий этап урока и не требующий обязательной привязки к теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки.
Примерный перечень вопросов.
1. Современниками каких композиторов были: С.Эйзенштейн, Е.Керн, М.Фогль, Д.Гвичарди, А.Сальери и т.д.
2. С 1958 года молодые музыканты разных стран собираются в Москву на Международный конкурс имени...
3. Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого отечественного оркестра народных инструментов.
4. Русский художник автор портретов М.Мусоргского, М.Глинки.
5. Название Международного телевизионного конкурса юных музыкантов.
6. Наш музыкальный город. Вопросы, связанные с музыкальной жизнью родного города
Средства музыкальной выразительности
| A | D | C |
Темп | |||
Регистр | |||
Динамика | |||
Мелодия | |||
Аккомпанемент | |||
Лад | |||
Размер | |||
Ритм | |||
Штрих |
Список литературы.
1. В.Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000
2. А.Подласый. Педагогика. М.:1998
3. Ю.Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003
4. О Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000
5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск 1988
6. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.
7. Н.Суслова. Музыкальная олимпиада.
8. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997
9. В.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000
10. Г.Тарасова. Психология художественной игры.
Общие понятия, жанры, формы, программно-изобразительная музыка
1. Какой король исполнял сольные партии в балетах _______________________________
2. Что было создано в Париже в 1661 году _________________________________________
3. Когда менуэт стали танцевать в России _________________________________________
4. Какая страна была законодательницей танцевальной моды в 17 веке _________________
5. Кто стал «королем вальса» ____________________________________________________
6. При каком короле во Франции была создана «Академия танца» _____________________
7. Частью каких сложных жанров 18 века стал менуэт _______________________________
8. Как назывался первый ансамбль скрипачей Людовика 14. __________________________
__
9. Какой танец был предшественником вальса ____________________________________
10. Как назывались общественные собрания, учрежденные по указу Петра I в 1718 году.
11. В какой стране возник танец «полька» ____________________________________
12. Создателями «венского вальса» стали…_________________________________________ 13. Какое движение в танце является символом солнца ________________________________
14. Кто в 17 веке во Франции возглавил «Королевскую академию музыки» _______________ 15. В какой стране танцуют чардаш и вербункош ____________________________________
16. Что в переводе с французского означает слово «жанр» ____________________________
17. В какой стране родился Э.Григ __________________________
18. В каком веке балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства _______________________
20. Какая страна и когда стала родиной оперы, назовите первые оперы _________________
21. Назовите танцы в размере 6/8 _________________________________________________
_
22. Что такое «кордебалет» _______________________________________________________
24. Объясните слово «балет» ______________________________________________________ 25. Что такое «вторичные жанры» _________________________________________________
26. Какие «вторичные» жанры возникли в 18 веке ____________________________________ 27. Что такое «пантомима» ________________________________________________________
28. Что такое увертюра, где она звучит и для чего она предназначена ____________________
___
_
29. Назовите выдающегося балетмейстера, современника Пушкина _______________________
30. Что такое либретто _____________________________________________________________
31. Когда и где родился Э.Григ ___________________________________________________
32. Кто написал музыку к пьесе Гёте «Эгмонт» _____________________________________
33. Какие виды искусства объединяются в балетном спектакле ___________________________
_______
34. Назовите первую оперу buffa , её автора, когда и где состоялся спектакль _______________
______________________________________________________________________________
35. Какие произведения относятся к музыкально-сценическим: _________________________
______________________________________________________________________________
36. Какие драматические пьесы приобрели популярность благодаря музыке _______________
37. Назовите первую классическую русскую оперу, её создателя и дату премьеры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
38. Когда и где была основана «Королевская академия танца» __________________________
________________________________________________________
40. Когда и где появились первые оперы, как они назывались _________________________
_______________________________________________________________________________
41. Что такое опера buffa, на какие сюжеты писали эти оперы ___________________________
_____________________________________________________________________________
42. Когда была открыта балетная школа в Москве _____________________________________
43. Кто такая Сольвейг ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
44. Какой композитор стал основоположником русского классического балета
________________________________________________
45. Что такое опера seria , на какие сюжеты писали эти оперы _________________________ ______________________________________________________________________________
46. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки
___________________________________________________
47. В какой пьесе Грига музыка потрясает слушателей силой скорби и боли утраты
_________________________________
48. В каких странах концертировал Григ _____________________________________________
________________________________________________________________________________
49. Какие образы показаны в увертюре Бетховена «Эгмонт» _____________________________
______________________________________________________________________________
50. Что означает слово «пастораль» («пасторальный», «пасторальная») ___________________
______________________________________________________________________________
51. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________
_____________________________________________________________________________
52. Перечислите пьесы из первой сюиты «Пер Гюнт»: _________________________________
______________________________________________________________________________
53. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________
_____________________________________________________________________________
54. В какой пьесе Григ «рисует» пейзаж родной природы ______________________________
55. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки ________
________________________________
56. Сколько сюит было составлено из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» _______________
57. Какую форму имеет старинный французский танец «Менуэт» _______________________
58. Назовите два типа простой 2-х частной формы. ____________________________________
___________________________________________________________________________
59. Напишите формулу простой 3-х частной формы _________________________________
60. Какая может быть реприза в 3-х частной форме. ______________________________________________________________________________
61. Как называется период в котором 8, 16, 32 такта ___________________________________
62. Переведите надпись «Da capo all fine» ____________________________________________
63. Что означает слово «Рондо» ____________________________________________________
64. Что такое «рефрен» ___________________________________________________________
65. Что такое «каденция» _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
66. Напишите формулу простой 2-х частной формы репризной. _______________________________________________________________________________
67. Напишите формулу простой 2-х частной формы безрепризной. _____________________________________________________________________________
68. Напишите формулу рондо ____________________________________________________
69. Что собой представляет вариационная форма _____________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
70. Чем сложная 3-х частная форма отличается от простой _____________________________
____________________________________________________________________________
71. Как называются музыкальные темы в рондо, звучащие между рефренами ______________
72. Как называется период в котором 7, 9, 10 тактов ___________________________________
73. Назовите основные выразительные средства для изображения движения. _____________________________________________________________________________
74. Что такое «программно-изобразительная музыка». _________________________________
____________________________________________________________________________
75. Что может изобразить музыка. __________________________________________________
____________________________________________________________________________
76. Что можно изобразить в музыке с помощью ритма и темпа _________________________
77. Какими выразительными средствами можно изобразить пространство _______________________________________________________________________________
78. Назовите несколько примеров программно-изобразительной музыки _________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
79. Перечислите виды маршей ____________________________________________________
______________________________________________________________________________
80. В каких песнях реальные события переплетаются со сказкой _______________________
Вопросы по русской музыкальной литературе
1. Ввел в русскую оперную музыку принцип непрерывного музыкального развития.
Кто?_____________________Пример______________________________________________
2. Как называлась первая опера Даргомыжского, написанная на сюжет романа Виктора
Гюго «Собор Парижской Богоматери» ____________________________________________
3. Какой фрагмент оперы «Евгений Онегин» у Чайковского был самым любимым?
Именно с него он начал создавать музыку оперы? ___________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Отказался от своего наследства в пользу крестьян? __________________________________
5. Воспел в музыке богатырские и героические черты русского характера _________________ 6. Запечатлел в своих операх древние русские обряды? _______________________________
7. В каком жанре написана опера «Евгений Онегин»? _________________________________
8. Сочинил оперу о патриотическом подвиге русского мужика? ________________________
9. Название произведения Р.-Корсакова, имеющее ярко выраженный восточный характер?
____________________________________________________________________________
10. Кто открыл в русской музыке социально-обличительную тему? ______________________
11. Этот цикл фортепианных пьес написан под впечатлением работ друга композитора, известного художника. Назовите:
А).фамилии художника и композитора ______________________________________________
Б).название цикла пьес ___________________________________________________________
12. Кто подсказал Бородину идею и сюжет оперы «Князь Игорь»? _______________________
13. Какая пьеса Глинки явилась началом рождения русской симфонической школы?
____________________________________________________________________________
14. Сколько симфоний написал Чайковский? Как называется последняя?
15. Какие оперы других композиторов дописал Р.-Корсаков? ___________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
16. Как называется первая русская сказочно-эпическая опера?
____________________________________________________________________________
17. Название 2-й симфонии Бородина _______________________________________________
18. Первым из русских композиторов, изображая русский народ, делил его на 2 класса
____________________________________________________________________________
19. Какой хоровой прием Мусоргский применил впервые в одной из своих опер? Название этой оперы? _____________________________________________________________________
20. «Оркестровый чародей» ________________________________________________________
21. Вводит в музыку новое выразительное средство – речитатив? ________________________
22. Кто из русских композиторов прожил свою недолгую жизнь в одиночестве, бедности, болезнях и непонимании его творчества? ______________________________________________
23. С детства увлекался химией, естествознанием, музыкой? ____________________________
24. Первоначально имел профессию юриста? _________________________________________
25. У кого основа музыки – широкая, песенная пластичная мелодия? ____________________
26. Кому любовь к русским народным песням привила крепостная няня, а к оркестровой
Музыке – музыканты крепостного оркестра? _______________________________________
27. Первым стал сочинять струнные квартеты (в русской музыке)? ______________________ 28. Обладал цветомузыкальным слухом? ____________________________________________
29. О ком сказано:«Он в своей музыке воссоздал весь океан русских людей, жизни, харак –
Теров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности» (В.Стасов)
___________________________________________________________________________
30. Как называется первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной
31. Что является литературной основой оперы «Князь Игорь»
_______________________________________________________________________
32. Кто сказал эти слова: «Музыка – душа моя!» или «Создает музыку народ, а мы, ком-
Позиторы, её только записываем и аранжируем»? __________________________________
33. Сколько опер написал Р.-Корсаков? Какие? _______________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
34. Первым стал писать романсы и песни сатирического характера (для журнала «Искра»)?
__________________________________________________________________________
35. «Певцы» тяжелой доли русского народа (3 человека: композитор, поэт, художник):
___________________________________________________________________________
36. Основоположник жанра русской лирической оперы? _______________________________
37. Основоположник русской классической музыки ___________________________________
38. Был офицером Преображенского полка? __________________________________________
39. Учился у А.Г.Рубинштейна? ____________________________________________________
40. Кто дружил с Сеченовым, Боткиным, Менделеевым? _______________________________
41. Основоположник жанра симфонической сказки? ___________________________________
42. У кого (русский композитор) музыка носит лирико-драматический характер?
____________________________________________________________________________
43. Какова основная идея оперы «Борис Годунов»? ____________________________________
_____________________________________________________________________________
44. Основоположник жанра русской историко-бытовой оперы? _________________________
45. Дружил с Пушкиным. Дельвигом, Жуковским. Кукольником? _______________________
46. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________
47. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________
48. Назовите романс Глинки, посвященный открытию первой железной дороги в России?
_____________________________________________________________________________
49. Сколько опер написал Чайковский? Какие? _______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
50. На представление какой оперы русского композитора водили провинившихся солдат?
51. В каких операх Р.-Корсакова появляется образ Ивана Грозного? _____________________
_____________________________________________________________________________
52. Много ездил по зарубежным странам, был знаком с Брамсом. Григом, Сен-Сансом (рус.
Композитор) __________________________________________________________________
53. Как первоначально называлась опера Глинки «Иван Сусанин»?
_______________________________________________
54. Кто сочинял романсы обличительного характера, мрачные и трагические по звучанию?
___________________________________________________________________________
55. Под впечатлением каких событий Р.Корсаков обработал для симфонического оркестра
Бурлацкую песню «Дубинушка»? _______________________________________________
56. Очень любил вальс и ввел его во все жанры своего творчества _______________________
57. Кому посвящены произведения «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье»
58. Как называется большая, кульминационная сцена 2-го действия оперы «Князь Игорь»?
_____________________________________________________________________________
59. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________.
60. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________
Вопросы по зарубежной музыкальной литературе
20-ти тысячная толпа поклонников? _______________________________________
_________________________________________________________________________
Где еще можно встретить у Моцарта эту интонацию? ___________________________
__________________________________________________________________________
«К радости» назовите:
А).данное произведение___________________________________________________
10 .Первый представитель романтизма в музыке?________________________________
11. В 19 лет выехал в концертное турне и больше не смог вернуться на свою родину –
Польшу? _____________________________________________________________
12. Что такое сюита? Назовите составные части танцевальной сюиты?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Назовите:
А). название оперы________________________________________
В). литературный источник_________________________________
____________________________________________________________________
(всего 2 части), интимный поэтический характер, грустная задумчивость и внутрен-
Ний психологический драматизм.
Назовите:
А). название симфонии_________________________________
Б). её тональность_____________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Сколько групп? __________________
Какие инструменты входят? ______________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Все вместе? ____________________________
________________________________________________________________________
А). где это происходило_____________________________________________________
Б). что исполнялось в церкви раз в году________________________________________
В).кто записал по памяти это произведение___________________
А) название оперы__________________________________________________________
Б). её жанровая принадлежность______________________________________________
В). на каком языке она исполнялась___________________________________________
А). кто этот композитор______________________________________________________
Б). почему он так поступал___________________________________________________
53 Какая новая форма родилась в эпоху классицизма? Её особенности?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
54 Что такое «ХТК»? Как строится это произведение? _____________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
55 На каких музыкальных инструментах играл Шуберт?____________________________
__________________________________________________________________________
56. Что такое каватина ________________________________________________________
57. Она родилась на юге Европы. Её имя означает «на открытом воздухе». То с одной, то
С другой улицы по вечерам доносятся её звуки. Кто она? ________________________
58. Какое произведение получило название «симфония со свечами» __________________
____________________________________________
59. Скажите на латыни слово «выдумка» _______________________________________
60. Назовите псевдоним Эмануэле Конельяно, автора либретто самых популярных опер
Моцарта. __________________________________________________________
Музыкальный материал для викторины
1. Агапкин. Марш «Прощание славянки»
2. Альбинони. Адажио соль-минор
3. Аноним. Григорианский хорал, 9 век
4. Бах. Токката и фуга ре-минор
5. Бетховен. Симфония №5, вступл. и гл.п. 1ч.
6. Бетховен. Симфония №5, поб. п. 1ч.
7. Бетховен. Соната №8, вступл. 1ч.
8. Бетховен. Соната №8, гл.п. 1ч.
9. Бетховен. Соната №8, 3ч.
10.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
11.Бородин. Опера «Князь Игорь» - хор «Солнцу красному слава»
12.Бородин. Опера «Князь Игорь» - ария Князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу»
13.Вагнер. Полет валькирий
14.Гайдн. Симфония №103, 1ч., вступл.
15.Гайдн. Симфония №103, 1ч., гл. п.
16.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - полонез, 2д.
17.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - краковяк, 2д.
18.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - мазурка, 2д.
19.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - песня Вани «Как мать убили…»
20.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - ария Сусанина, 4д.
21.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - хор «Славься»
22.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - увертюра
23.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - каватина Людмилы
24.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - рондо Фарлафа
25.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - марш Черномора
26.Глинка. Попутная песня
27.Глинка. Жаворонок
28.Глинка. Я помню чудное мгновенье
29.Глинка. Камаринская
30.Глинка. Вальс-фантазия
31.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - мелодия флейты
32.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - хор Фурий
33.Григ. «Пер Гюнт» - «Утро»
34.Григ. «Пер Гюнт» - «Смерть Озе»
35.Григ. «Пер Гюнт» - «Танец Анитры»
36.Григ. «Пер Гюнт» - «В пещере Горного короля»
37.Григ. «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг»
38.Григорианские хоралы (2)
39.Дебюсси. «Кукольный кэйкуок»
40.Жалейка. Хороводный наигрыш
41.Жанекен. «Пение птиц»
42.Лядов. «Баба-Яга»
43.Лядов. «Кикимора»
44.Машо. Месса – «Sanctus»
45.Мендельсон. Свадебный марш
46.Моцарт. Симфония №40 - 1ч., гл.п.
47.Моцарт. Симфония №40 – 4ч., гл.п.
48.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - увертюра
49.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - ария Фигаро «Мальчик резвый…»
50.Моцарт. Реквием - №7 «Лакримозо»
51. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Прогулка»
52. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Лиможский рынок»
53. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»
54. Мусоргский. Оп. «Сорочинская ярмарка» - гопак
55. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - хор «Уж как на небе солнцу красному слава»
56. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - песня Варлаама «Как во городе…»
57. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - монолог Бориса «Достиг я высшей власти…»
58. Органум (старинная форма песнопений)
59. Пёрселл. Оп. «Дидона и Эней» - ария Дидоны
60. Прокофьев. «Петя и волк» - финальный марш
61. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - вступление
62. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - песни и пляски птиц
63. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - 3-я песня Леля
64. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» (белка)
65. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Полёт шмеля»
66. Р-Корсаков. «Шехеразада» - 1ч.
67. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Кенгуру»
68. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Слон»
69. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Лебедь»
70. Фогельвейде. Рыцарская песня
71. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаяне»
72. Чайковский. «Детский альбом» - «Камаринская»
73. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Марш
74. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Китайский танец «Чай»
75. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец пастушков
76. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Русский танец «Трепак»
77. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец Феи Драже
78. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Вальс цветов
79. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ариозо Ленского «Я люблю вас…»
80. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Онегина «Когда бы жизнь…»
81. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Ленского «Куда, куда вы удалились…»
82. Шопен. Вальс cis-moll
83. Шопен. Этюд №12 c-moll «Революционный» построить и спеть с разрешением:
Б6/4, D7, умVII7, М6, ув4
3. Спеть с листа и проанализировать № 292
4. Какой аккорд называется септаккордом?
Какие бывают вводные септаккорды?
Б И Л Е Т № 2
1. В тональности D-dur построить и спеть:
А). гармоническую гамму;
Б). тритоны с разрешением;
T6 – S5/3 – D2 – T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3
2. От звука «ми»
D2, М6/4, умVII7, ув2, ув4
3. Проанализировать и спеть с листа № 283
4. Характерные интервалы
Б И Л Е Т № 3
1. В тональности h-moll построить и спеть:
А). натуральную гамму;
Б). все уменьшенные интервалы;
В). гармоническую последовательность:
T6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – s6/4 – D6 – t5/3
2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:
Ум5/3, D4/3, VII7, ч4, ум5
3. Проанализировать и спеть с листа №296
4. Что такое «хроматизм», «модуляция», «отклонение»?
Б И Л Е Т № 4
1. В тональности Es-dur построить и спеть:
А). гармоническую гамму;
В). гармоническую последовательность:
T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – S6/4 – D6 – T5/3
2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:
Ув5/3, М6, умVII7, Б6, ув4
3. Проанализировать и спеть с листа №323
4. Рассказать все о тритонах.
Б И Л Е Т № 5
1. В тональности E-dur построить и спеть:
А). гармоническую гамму;
Б). тритоны;
В). гармоническую последовательность:
T6 - S5/3 - D2 – T6 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3
2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:
Б6, умVII7, D2, ув4, ч5.
3. Проанализировать и спеть с листа № 316
4. Лады народной музы
Б И Л Е Т № 6
1. В тональности c-moll построить и спеть:
А). натуральную гамму;
Б). все увеличенные интервалы;
В). гармоническую последовательность:
T6 – s5/3 – D2 – t6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3
2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:
М6/4, D4/3, VII7, ум5, м3
3. Проанализировать и спеть с листа № 294
4. Родственные тональности
Б И Л Е Т № 7
1. В тональности f-moll построить и спеть:
А). мелодическую гамму;
Б). характерные интервалы;
В). гармоническую последовательность:
T5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – t6 – s5/3 – D2 – t6
2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:
D4/3, ум5/3, М6/4, ч4, ув2
3. Проанализировать и спеть с листа № 289
4. Размер. Виды размеров.
Б И Л Е Т № 8
1. В тональности E-dur построить и спеть:
А). гармоническую гамму;
Б). характерные интервалы;
В). гармоническую последовательность:
T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – T6 – S5/3 – D2 – T6
2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:
Б6, D4/3, умVII7, б3, ув4
3. Проанализировать и спеть с листа № 317
4. Интервалы. Назвать все уменьшенные и увеличенные интервалы.
Б И Л Е Т № 9
1. В тональности fis-moll построить и спеть:
А). натуральную гамму;
Б). тритоны с разрешением;
В). гармоническую последовательность:
T5/3 – s6 – t6/4 – D7 – t5/3 - умVII7 – D6/5 – t5/3
2. От звука «до» построить, определить тональность, разрешить и спеть:
VII7, М6/4, D2, м6, б2
3. Проанализировать и спеть с листа № 325
4. Энгармонизм. Перечислить все энгармонически равные тональности.
Б И Л Е Т № 10
1. В тональности Des-dur построить и спеть:
А). гармоническую гамму;
Б). все увеличенные интервалы;
В). гармоническую последовательность:
T5/3 – S6 – T6/4 – D7 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3
2. От звука «си» построить, определить тональность, разрешить и спеть:
D7, М6/4, ув5/3, ч5, ув4
3. Проанализировать и спеть с листа № 281
4. Лад. Тональность. Гамма. Перечислить все мажорные гаммы в квинтовом
Порядке.
Разработано: зав.теоретического МО Т.В.Волкова