Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Написать краткое содержание сказки сова и старичок. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Написать краткое содержание сказки сова и старичок. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Урок по литературному чтению 2 клаcc В. В. Бианки «Сова»

Учитель: Петрюк Елена Владимировна
Тема: В. В. Бианки «Сова»
Цели: 1. Продолжать знакомство с творчеством В. В. Бианки.
Познакомить с произведением «Сова».
2. Развивать навыки выразительного и беглого чтения;
обогащать словарный запас; развивать умения
анализировать поступки героев.
3. Воспитывать толерантность и доброжелательные качества
личности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Метапредметные:
- работа с текстом;
- слушать и понимать речь других;
Предметные:
- выразительное чтение;
- использование интонаций, соответствующих смыслу текста;
- устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

Оборудование: выставка книг, ноутбук, монитор,
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задания,
Игры, шутки всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

2. Проверка домашнего задания.
Чтение отрывков из произведений В. В. Бианки (по очереди появляются иллюстрации на мониторе)
1) «… - Спору нет, видишь ты лучше меня. А вот слышишь ты тихий плеск вон там, за третьим поворотом речки? Хоттын – Лебедь прислушался и говорит:
- Выдумываешь, никакого плеска нет. Тихо в лесу…

(Глаза и уши)

2) «…Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет
певцами и музыкантами…»


(Кто чем поёт?)

3) «Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его
родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает:
«Отдохну немножко - и вниз»…»


(Как Муравьишка домой спешил)

Чем похожи эти произведения?
- Ребята, кто автор этих произведений? (появляется портрет)


Виталий Валентинович Бианки – мастер литературной сказки. Почти все его сказки – научные, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.

3. Постановка целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением, а каким вы отгадайте.
Всё ночь летает.
Мышей в поле собирает?


(Сова)
Сейчас послушаем, что представляет о себе сова, расскажет Борзило Валерия

Сова – ночной охотник. С помощью изумительного острого слуха они улавливают шуршание мышки на земле с верхушки высокого дерева. Уши у совы расположены по бокам головы и обращены вперёд. На снимке вверху хорошо видно, что на лице совы находятся две «антенны - тарелки», образующие их перья направляют звуки прямо в уши.

4. Изучение нового материала.

1) Первичное чтение.

Чтение сказки учителем с сопровождение иллюстраций на экране.





-Что это за произведение?
- Почему сказка называется «Сова»?

2) Словарная работа

Ребята в сказке встретились слова, которые нужно объяснить.
На экране появляются слова
- Прочитайте эти слова про себя, по слогам, полностью.

КОРМОВИСТАЯ – образованно от слова корм
ГЛАЗИЩАМИ – образованно от слова глаза
УТЕКАЙ – убегай
ПОЙЛО – питательное питьё для скота.

3) Вторичное чтение

Выразительное чтение учащимися (7 человек)
4) Проверка усвоения содержания после прочитанного.
- Кто главный герой сказки?
- Что можно сказать о сове?
- Что можно сказать о старике?
- Какие ещё персонажи встретились в сказке?

5. Физкультминутка.
Давайте сказку мы разучим
Давным–давно в лесу дремучем.
Стояла старая избушка.
Жила в ней злющая старушка.
Когда из дома выходила,
То головой всегда крутила.
Ходила со своей клюкой,
Со злости била всё рукой.
Одной рукой, потом другой.
Устала бедная шуршать,
Теперь ей надо подышать,
А также спину разогнуть
И сесть немного отдохнуть.

6.Моделирование.
Откройте свои тетради
- Ребята, что это за произведение? Докажите.

Чем мы обозначаем сказку?
- О ком эта сказка? (сказка о животных)
- Каким цветом обозначаются такие сказки?(коричневым)
- Кто автор? (В. В. Бианки)
- Как называется эта сказка? (Сова)


Схематический план
1.- Почему сова рассердилась на старика? Найдите в тексте.
2. – Что произошло, когда сова перестала летать на лугу? Найдите в тексте.
3. - Что стали делать шмели? Найдите.
- Кому необходим клевер и почему?
4. – Что произошло с коровой?
5. - Что пришлось сделать старику? Найдите в тексте.
6. – Как восстановилось всё в природе?


- Ребята, как человек связан с природой и зависит от неё?

8.Итог урока
- Что нового изучили на уроке?
- Ребята кто считает, что активно участвовал в уроке, подойдите и возьмите на память совёнка.

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми :

«Чтение литературной сказки В . Бианки «Сова »

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик :

воспитатель : Кириллова Т. Н.

Цель :

1. Познакомить детей с литературной сказкой В . Бианки «Сова » .

2. Расширять и уточнять представления детей о природе.

3. Продолжать объяснять детям, что в природе всё взаимосвязано : животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Оборудование : презентация.

Словарная работа : пустой чай, раздолье, волдыри, цветень, молоко всё жиже да жиже.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя .

Сегодня у нас знакомство с литературной сказкой В . Бианки «Сова » . Мы опять с вами попадаем на луг, и наблюдаем, какие там происходят события. Автор напоминает нам, что в природе всё взаимосвязано : животные связаны между собой и с растениями в цепи питания. Вспомните, например, такую цепь питания : капуста – слизни – жаба.

Вы знаете, если человек истребляет каких-нибудь животных, это может нарушить цепи питания и принести большой вред природе и самому человеку. В нашей сказке человек не истребил животное, оно живо и здорово, человек только сильно обидел сову, а что из этого получилось, мы узнаем.

2. Чтение литературной сказки «Сова » .

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова .

Здорово,- говорит, друг!

А Старик ей :

Ты, Сова , - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова .

Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить- сам лови.

А Старик :

Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова , забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются :

Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова , уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ :

Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло : мыши-то, говорят, на охоту пошли.

А пускай идут, - говорит Старик - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла :

вышло : все шмели твои разлетелись.

А пускай летят, - говорит Старик - Что от них толку : ни мёду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло : не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе : придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит , мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить пошёл Старик Сове кланяться :

Уж ты, Совушка - вдовушка, меня из беды выручай : нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

То-то, - говорит- старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика , вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

3. Физкультминутка «Сова » .

В лесу темно, (Дети складывают ладошки под наклоненную голову - «спят» , глаза закрыты)

Все спят давно,

Все птицы спят,

Одна сова не спит ,

Летит, кричит.

Совушка- сова , (Руки согнуты в локтях на уровне груди - «сова » сидит на ветке)

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит, (Повороты головы вправо-влево)

Во все стороны глядит

Да вдруг - как полетит. (Руки в стороны - машут крыльями)

4. Беседа по содержанию сказки .

Какой чай пьёт Старик? (Ответы детей : не пустой – молоком белит) .

Почему Сова рассердилась на Старика? (Ответы детей : Старик разговаривал с Совой невежливо) .

Что пообещала не делать Сова ? (Ответы детей : не стану по ночам к тебе на луг летать и ловить мышей).

Испугался Старик обещанию Совы не прилетать на луг? (Ответы детей : нет, не испугался, он не знал, как ему помогает Сова ).

Для кого в первую же ночь без Совы произошло раздолье? (Ответы детей : для мышей, они побежали на луг) .

Как ответил Старик Сове на предупреждение, что мыши вышли на охоту? (Ответы детей : а пускай идут) .

Что в это время происходит на лугу? (Ответы детей : мыши шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят).

О чём снова предупредила Сова Старика ? (Ответы детей : все шмели разлетелись) .

Задумался Старик о том, какую пользу приносят лугу шмели? (Ответы детей : он считает, что от шмелей только одни волдыри) .

Что происходит на лугу в это время? (Ответы детей : клевер головой к земле виснет, а шмели не носят цветень с цветка на цветок).

Что произойдёт, если цветень не попадёт с цветка на цветок? (Ответы детей : не родится клевер на лугу) .

Что происходит с коровой без клевера? (Ответы детей : корова худеет, молока даёт меньше, молоко всё жиже да жиже, чай белить Старику нечем).

Как вы думаете, правильно поступил Старик, когда пошёл Сове кланяться? (Ответы детей : правильно) .

Что ответила Сова Старику ? (Ответы детей : ей тоже было нелегко без мышей) .

Расскажите, что произошло на лугу, когда Сова простила Старика ? (Ответы детей : Сова полетела ловить мышей. Шмели загудели над лугом. Клевер наливается. У коровы стало молока много. Старик белит чай молоком).

Что нарушилось в природе, когда Сова перестала ночью летать на охоту на мышей? (Ответы детей : нарушилась пищевая цепочка) .

5. Дидактическая игра «Составь цепи питания» .

1). Волк, дуб, кабан.

2). Сосна, дятел, жук-короед.

3). Лесная мышь, жёлудь, сова .

6. Дидактическая игра «Расскажи, как связаны между собой»

1). Орешник, полёвки, ласка.

2). Рожь, мыши, змеи, орёл.

Литературная сказка В . Бианки рассказала нам о том , что произойдёт на лугу, если туда не будет прилетать сова , ведь животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Гуляя в лесу, парке, бывая на лугу, помните, что нарушив цепи питания, вы нанесёте вред природе и человеку.

Урок литературного чтения

во 2-м «Б» классе

по теме « В. Бианки "Сова" »

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

    продолжить знакомство с творчеством В. В. Бианки;

    развивать навыки выразительного, беглого чтения;

    обогащать словарный запас;

    развивать умения анализировать поступки героев.

Планируемые результаты.

    Личностные.

осознават ь рол ь язык а и реч и в жизн и людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    Метапредметные(УУД,работа с текстом

- слушать и понимать речь других;

пользоваться приёмами слу шания:

    Предметные.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

    Деятельность обучающихся.

Уметь:

выполнять творческую работу (сочинение сказок);

определять его тему и главную мысль

Оборудование:

    выставка книг В.Бианки;

    презентация ( );

    карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);

    карточки с деформированным планом;

    аудиозапись «Крик совы» ( ).

Формы организации урока:

    коллективная;

    фронтальная;

    групповая;

    индивидуальная работа;

    работа в парах.

Связь предметов: литературное чтение – окружающий мир

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

2.Речевая разминка.

- Сегодня наш урок предлагаю начать со скороговорки.

- Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.

Медведь лежит в густой тени.

Его за лапу не тяни.

Прочитайте скороговорку вслух спокойно.

    Закройте глаза, повторите её.

    Произнесите скороговорку без звука.

    Игра «Радио» (от тихого к громкому).

    Проговорите скороговорку

быстро в паре друг другу.

5. Игра «Кто догонит учителя».

- Для чего мы сейчас работали со скороговоркой?

3.Актуализация знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

-С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Найдите в тексте и прочитайте о том, кто в лесу издавал звонкий, ласковый звук..

Прочитайте. Как поступил старик с медведем?

Какова главная мысль этого рассказа?

ВЫВОД: Мы должны любить и охранять природу. Природа и человек одно неразрывно связанное целое.

4.Формирование учащимися темы и цели урока.

Эту взаимосвязь показал в своём произведении В. В. Бианки.

звук (крик совы)

Кого вы услышали? (Дополнительно можно использовать загадку).

Кто днём спит, не летает.

А ночью мышей по полю гоняет.

У. Сформулируйте тему нашего урока.

На доске: Виталий Валентинович Бианки. «Сова».

У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Познакомиться с произведением…….

Учиться правильно….

Проанализировать…..

4. Подготовительная работа.

-. Что вы знаете о сове?

. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

- Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.

- Какую пользу приносят совы?

Приметы о сове.

    Если много сов – урожай будет хороший.

    Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

    Филин кричит на оттепель.

    Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

    Сова кричит – на холод.

«А вы знаете?»

(Слайд №5) Выступление подготовленного ученика.

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

5. Подготовка к восприятию нового материала. . Чтение сказки В.В. Бианки «Сова».

Чтение слов (запись на доске):

    от-ча-ян-ная – отчаянная;

    хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

    сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

    рас-сер-ди-лась – рассердилась;

    пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

    за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

    стар – старик – стариковом.

Какие слова вам не понятны?

(Слайд №6) «Словарная работа»

Как можно заменить слова и выражения?

Утекает

убегает.

Кормовистый

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

прятаться, таиться.

Раздолье

много места.

Как бы худа не вышло

как бы беды не было.

Чай белить

добавлять молоко в чай.

Пойло

питательное питьё для скота.

6. Первичное знакомство с текстом.

Чтение текста учителем.

Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

Назовите главных героев.

Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

Можно ли ему дать другое название? Какое?

Физминутка для глаз.

У. Назовите героев сказки.

По мере называния героев, их фигурки выставляются на доску.

2. Чтение-обсуждение.

У. Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.

У. Как начинается сказка? Чтение отрывка.

У. Что произошло? (Улетела сова). Почему? По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются.

Чтение отрывка

Почему?

Чтение отрывка

Почему?

Чтение отрывка

Почему?

Чтение отрывка.

Почему?

У. Как изменилась жизнь старика?

Почему?

У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).

У. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

. Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Закрепление нового материала

1.Выразительное чтение

Чтение произведения учениками по частям.

Составление плана. (Работа в паре)

Чай без молока.

Примирение.

Ссора с совой.

Определите порядок следования частей.

2.Чай без молока.

3.Примирение.

1.Ссора с совой.

Какой главный вывод сделали сова и старик? Прочитайте.

Что вы прочитали? К какому жанру относится это высказывание? (Народная мудрость, фольклор, пословица).

Как вы ее понимаете?

2.Работа над усвоением смысла прочитанного

Какая связь между совой и чаем старика? Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.(работа в парах)

СЛАЙД 8

сова мыши шмели клевер корова молоко чай

Рефлексия.

У. Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

На доске: Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Нужно иметь мужество исправлять свои ошибки.

Нужно уметь прощать.

У. Как вы думаете, эти «открытия» вам пригодятся в жизни

Домашнее задание.

    Инсценировать любой диалог из сказки.

Используемые источники:

    Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.

    Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

    Энциклопедия « Я познаю мир. Животные»

Интернет-ресурсы:

    Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/

    http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki

Литературное чтение 2 класс
Тема: В.В. Бианки «Сова»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием
сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки­несказки –
познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного
чтения, умение анализировать поступки героев.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с
природой.
Планируемые результаты
Учащиеся должны уметь:
Предметные:
 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с
постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
 определять последовательность событий, работать с планом.
Метапредметные:
Познавательные:
 анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
 выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения
совместной коллективной деятельности.
Регулятивные:
 выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные:
 слушать и понимать учителя;
 участвовать в диалоге;
 высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Личностные:
 развитие навыков сотрудничества;
 воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с
природой.
Методы обучения: проблемный, частично­поисковый.
Оборудование:
 презентация;
 карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;
 карточки с деформированным текстом;

 карточки для самооценки
 отрывок мультфильма
Ход урока
1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.
Приветствие.
­ Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Елена Алексеевна. И сегодня я проведу у
вас урок литературного чтения.
­ Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. А когда человеку
хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Я желаю вам,
чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
2. Речевая разминка.
­ Итак, речевая разминка.
­ Прочитайте это стихотворение все вместе.
­ А теперь, 1 ряд – читает стихотворение с радостью, 2 ряд – с грустью, 3 ряд ­ с
удивлением.
Молодцы!
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях ­
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
3. Актуализация знаний.
­ Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о
нем рассказать?
Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в
Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для

маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых
являются звери, птицы, растения.
(Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу
вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую
птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.)
­ А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»)
­ Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к
природе, любить ее).
4. Самоопределение к деятельности.
­ Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного
писателя. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.
Всю ночь летает ­ мышей добывает.
А станет светло ­ спать летит в дупло. (Сова)
5. Беседа о сове.
­ Ребята, что вы знаете о сове?
Сообщение о сове.
Совершенно верно.
Сова - ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких
грызунов.
«А вы знаете?», что
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она
была священной птицей богини мудрости Афины.
Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали
«совушкой­вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между
волшебниками (совиная почта).
Совами (иногда слово используют в переносном значении) также называют
людей, которые привыкли поздно вставать.
Интересно!
­ А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с
которым вы познакомитесь на уроке. Как оно называется?

­ Ребята, а какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать
произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст,
высказывать своё отношение к прочитанному, пересказывать.) А еще составлять
цепочку взаимосвязей, работать с текстом и пословицами. Определим порядок
нашей работы! (НА ДОСКЕ висит СОВА с шариками, на которых записаны этапы
нашей работы. Распределим их по порядку. Что сначала будем делать? А потом? –
Ребята, у вас на партах тоже сова. После каждого этапа работы над
произведением вы будете оценивать себя: справились с этим заданием или нет, а
для этого вам понадобятся шарики зеленого и желтого цветов. (зеленого –
справились, желтого –были затруднения)
5. Подготовка к восприятию нового материала.
­ А теперь вернемся к нашей работе.
 Словарная работа
­ В данном произведении вам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте
узнаем их значение.
Утекает ­
Кормовистый
клевер ­
Цветень ­
убегает
предназначенный для корма скоту.
пыльца, мельчайшие жёлтые
Хорониться ­
Раздолье ­
Как бы худа не
вышло
Пойло­
зёрнышки.
прятаться, таиться.
много места.
как бы беды не было.
питательное питье для скота.

6. Первичное знакомство с произведением.
 Чтение текста учителем и детьми. (Просмотр мультфильма ­ последняя
часть)
­ Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а
потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте
очень внимательны.
­ Понравилось ли вам это произведение?
­ Назовите главных героев. (Старик и Сова)
­ Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? (В нем
рассказывается о пользе совы)
­ Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как старик нарушил равновесие в
природе. Природное равновесие.) Почему?

 Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».
­ Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как звери
разговаривают, с ними происходят приключения.)
­ А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат
много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы
получаем какую­нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким
образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную
сказку.
?! Справились вы с этой работой или нет – раскрасьте шарик зеленым или
желтым цветом.
7. Физминутка «Сова».
­ Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе со мной.
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка­сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
8. Анализ произведения.
­ А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный.
Приготовились. Кто помнит:
­ Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)
­ Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)
­ Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)
­ Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много
мышей.)
­ Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)
­ Какую пользу шмели приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

­ Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это
отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)
­ Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным,
вкусным? (Питательный клевер.)
­ Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.
1 ряд ­ стр. 147, 2 ряд ­ стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.
1) Гляди, как бы худа не вышло: мыши­то, говорят, на охоту пошли.
2) Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
3) Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка
на цветок разносить.
­ Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он
не задумывался о последствиях.)
­ Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал?
(Пошел просить у совы прощения.)
­ Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)
?! Анализ своей деятельности.
8. Закрепление.
 Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в
этой цепочке. ВРЕМЯ 2 МИН!
­ Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются
ответы учащихся.) Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе
взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а
значит, и всего человечества. ­ Попробуем восстановить эту цепочку. Будем
работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа.
Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы,
которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь
между ними. Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.
Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко ­ чай)
Самостоятельная работа.
Карточка с деформированным текстом. Работа в паре. (стр.149) ВРЕМЯ 2 МИН!
­ А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите
листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в
котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.
Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)
Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг
______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________.

Загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________
красный стал на лугу наливаться.
(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)
!? Анализ своей деятельности
 Работа с пословицами.
­ Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. На доске рассыпались
пословицы. Давайте их соберем. СОБИРАЮТ ПОСЛОВИЦЫ
­ Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как
вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?
 С тем не бранись, кому будешь кланяться.
 Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
 Чем дальше в лес, тем больше дров.
(Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)
­ Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу мы выполнили?
9. Итог урока.
­ Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?
­ Кто из героев нравится ему больше и почему: Сова или Старик? (Сова, она
понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
­ Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить природу; не обижать животных;
автор показывает связи между животными, между животными и растениями,
между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки.)
­ А как вы, дети, можете помочь природе?
10. Домашнее задание (распечатать на карточках)
­ Дома ребята вы будете выполнять интересные задания. Возьмите листочки зеленого
цвета. Вы можете….
Выбери себе домашнее задание: (творческого характера)
1) Подготовь пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
2) Подготовь чтение сказки по ролям.
3) Подготовь выразительное чтение отрывка и нарисуй к нему иллюстрацию.
11. Рефлексия. Работа с совой.

­ Ребята, покажите своих совушек. Со всеми этапами работы над произведением вы
справились? Или были затруднения? Какое настроение у вас в конце урока? Все ли
удалось сделать? …., то повяжем на букет из шаров бантик.
 Если вам урок понравился, было все понятно, то...
 Если урок не понравился, и не все было понятно, то...
12. Оценивание.
­ Ребята, а как вы думаете, кто сегодня в классе был самым активным и внимательным?
Что мы им поставим? А кому нужно еще немного поработать?
(Молодец! Умница! Ты сегодня очень хорошо поработал, потрудился. Был самым
внимательным. Самым активным. Очень хорошо читал.)
­ Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательными и активными. Мне
понравилось с вами работать. Большое всем спасибо!

Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке «Сова» поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик - и развелось много мышей, покинули поле шмели, некому стало опылять клевер, не стало хорошего корму и все меньше стала доиться Корова. И вот уже нечем Старику забелить чай.

Нос у каждой птицы свой, хорошо приспособлен для ее жизни. И трудно решить, чей же нос лучше («Чей нос лучше?»).

Что ни сказка - то новая страница из многолистной писательской энциклопедии, в которой охвачены все месяцы года, все следующие чередом изменения в природе.

Все в этом мире до мельчайших мелочей известно писателю. Все поражает своей затейливостью. Однако верный свойствам сказки как искусству Бианки не только несет своим читателям знание. Он всегда остается художником. Отсюда веселая игра интонаций, метких выражений и вообще весь склад «исательской речи - речи повествователя - поэта и художника. Вот и про Сову сказано, что она «вдовушка», что «из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туи. Эта игра словом, как в прибаутках, как в детских играя. Маленькая сказочка «Лис и Мышонок» стала привлекательнее от одного необычного словечка в последней фразе: «отнорочек». Лис сказал, что подстережет Мышонка в норе.

А Мышонок отвечает: есть, мол, у меня спаленка, есть и кладо-вочка - можно отсидеться. Но Лис не отступает - говорит, что разроет норку. Тут Мышонок и сказал: «А я от тебя в отнорочек- и был таков!» Все в сказках Бианки располагает к любви к миру живой природы - любви высокой, облагораживающей, той, без которой нет настоящего человека.

Русские писатели всегда охотно обращались к разработке тем, мотивов и образов сказочного фольклора других народов и народностей. В наше время переход сказок от народа к народу - один из могучих и плодотворных источников взаимного обогащения культур братских народов многонационального Советского Союза. Выдающийся успех пришел к писателю-дальневосточнику Дмитрию Дмитриевичу Нагишкину, когда он решился на воссоздание в сказках фольклорных преданий и мифов нанайцев, ульчей, нивхов, орочей и других малых народов Приамурья и Приморья. Нагишкин нашел здесь все, чем привлекательно подлинное художественное творчество, - глубокую жизненность, романтическую героику, дерзкий вымысел и неповторимость такого взгляда на мир, в котором объединились древние традиции мифа и реализм.

Герой сказки писателя храбрец, отважный Азмун, чтобы спасти свой народ от голодной смерти, спустился на дно морское. Спустился и увидел: лежит на нарах старый Тайрнадз, владыка моря, спит, забыл о нивхах - перестал посылать им рыбу. Разбудил Тайрнадза юноша: «Я - Азмун, нивхского народа человек, - назвал себя герой.- Отец, нивхам помоги - нивхам рыбу пошли. Отец, нивхи с голоду помирают». Это речь человека, помнящего о своем долге. И стыдно стало Тайрнадзу. В трактовке сказочного подвига ощутима манера Нагишкина как автора романа о герое-комсомольце Виталии Бонивуре («Сердце Бонивура»). В истории о юноше Азмуне подвиг во имя счастья и благополучия народа воссоздается в полном соответствии с героическим пафосом нивхских преданий. В фольклоре народов Дальнего Востока писатель нашел близкое себе.

Источники:

  • Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост., и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.- М.: Дет. лит., 1982.- 687 с.
  • Аннотация: В книгу вошли сказки русских писателей XIX и XX вв.