Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству. Мастер-класс для воспитателей «Рисуем с детьми нетрадиционными техниками рисования

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству. Мастер-класс для воспитателей «Рисуем с детьми нетрадиционными техниками рисования

Наталья Полякова
Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования»

Цель : расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования , как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи :

Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – молоком , пеной для бритья;

Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании ;

Повысить уровень мастерства педагогов .

Методы и приёмы : репродуктивный, практический, словесный, наглядный.

Оборудование : дидактические средства - рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования ; столы, стулья для педагогов ; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, пена для бритья, клей ПВА, прозрачные тарелочки, зубочистки, мокрые салфетки на каждого педагога ; аудиосредства - презентация «Нетрадиционные техники рисования » , CD – проигрыватель, проектор, ноутбук, флешь – носитель.

Предварительная работа : изучение интернет - ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.

Ход мастер – класса :

Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

Все мы - практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка : творческое, эстетическое, познавательное и т. д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности .

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник , о которых сегодня я хочу вам рассказать.

1. Рисование на фольге .

Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками , кисточками, ватными палочками.

2. Рисование зубочистками на клее ПВА.

Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками.

Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку.

3. Рисование на молоке .

Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты :

Цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;

Разведенные в воде пищевые красители;

Плоская тарелка или неглубокий лоток;

Жидкое мыло или средство для мытья посуды.

Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды.

Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов.

Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.

Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и, напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить результатами совместного творчества с детьми интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок.

Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров.

4. Клей для создания 3D эффекта.

Очень интересные рисунки другого плана получаются с клеем ПВА. Его или горячий клей можно использовать для придания рисунку объема и рельефности.

5. 3D рисунки.

3D для детей – это новое веяние в развитии творческих способностей малышей, позволяющее им развить пространственное воображение, умение видеть мельчайшие детали и передавать их на бумаге. Объемные рисунки – это настоящее волшебство для ребенка, ведь нарисованный предмет хоть и находится на плоскости, но кажется абсолютно реальным. Самое простое 3D изображение, которое под силу даже самому маленькому крохе, - это рисунок ладошки.

Для работы мы берем лист плотной бумаги белого цвета, простой карандаш, ластик, черный фломастер и цветные карандаши . Вначале мы обводим раскрытую ладошку малыша простым карандашом, чтобы получился только ее контур. Его ни в коем случае нельзя обводить, иначе не получится объемный эффект!

Теперь заштриховываем все пространство листа, кроме того, что занято ладонью, горизонтальными линиями на равном расстоянии друг от друга. В результате у нас получается заштрихованный лист бумаги с ладошкой.

Ладошку мы штрихуем тем же черным фломастером , что и фон, но не горизонтальными линиями, а выпуклыми, соединяя их края с краями горизонтальных линий за пределами контура ладони.

Промежутки между линиями, выпуклыми и горизонтальными, раскрашиваем при помощи цветных карандашей в произвольной цветовой гамме. Наш рисунок готов, осталось повесить его на стенке и отойти на небольшое расстояние, чтобы эффект объема стал заметным. Как видите, такая техника создания объема довольно проста, ее можно использовать при изображении любого другого предмета, и когда ребенок ее освоит, ему будет проще дальше продвигаться в увлекательном занятии 3D рисованием .

6. Рисунок по соли.

Рисунок наносим клеем ПВА, посыпаем солью и даем высохнуть. Потом с помощью кисточки набираем краску и капаем ее на солевую основу. Краска сама растекается и красиво смешивается.

Проведение электронной физкультминутки для педагогов «Веселая мышка» .

7. Рисование пеной для бритья .

Рисование пеной для бритья - процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию , расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!

«Объёмные» краски

Вам понадобится : 2 части пены для бритья + 1 часть клея ПВА + краски.

Сначала необходимо смешать клей и краску, затем добавить пену для бритья. Тщательно всё перемешать. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или (и) проявить фантазию - придумать рисунок самостоятельно.

Совместное рисование с педагогами пеной для бритья в технике «Объемные» краски на свободную тему.

«Тюбик»

«Объёмные» краски поместить в плотный пищевой пакет (или тюбик) . Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.

Для приготовления массы для лепки нам понадобятся :

400 грамм крахмала + 100-200 грамм пены + краски

Все хорошо перемешать руками до получения комочков (материал похож на творог крупинками или мокрый песок) . После игры не выкидывайте массу для лепки, а высыпьте ее в обычный пакет или сделайте игрушку для развития мелкой моторики рук.

Для создания игрушки вам понадобится масса для лепки, воздушный шарик, воронка, палочка для проталкивания липкой массы.

8. Пуантилизм для детей.

Одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось. Для детей такая техника является сложной , и поэтому я предлагаю вашему вниманию нетрадиционный пуантилизм для детей.

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками» . Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Я предлагаю вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров ) . Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.

10. Гризайль (франц. Grisaille от gris - серый) - вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета. То есть вся работа выполняется исключительно краской одного или двух цветов, но разной тональности (где-то бледнее, где-то темнее, ярче) .

11. Фроттаж

Техника нанесения рисунка на бумагу, ткань. Для появления рисунка используется рельефная поверхность, которая располагается с обратной стороны бумаги (ткани, эта рельефная поверхность отображается на лицевой стороне бумаги (ткани) с помощью трения красящего материала (например, карандаша) .

Одними из самых популярных объектов являются листья деревьев.

Для работы подходят и свежие листья, и сухие. Следует определиться с формой, размером листьев и собрать композицию. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.

Плотный материал не подходит для фроттажа. Лучше работать с писчей бумагой, применять карандаши различной мягкости или восковые мелки, пастель. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее – тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении – эффекты могут значительно отличаться. Растирание делается с осторожностью : следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Второй вариант : чтобы листья не сдвигались, их можно приклеить к бумаге (с обратной стороны картины, а затем прорисовывать мелками разного цвета. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

12. Зентангл и дудлинг.

Сочетание (зендудлинг) техники рисования , в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности .

ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.) . В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг» , что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования

ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования . Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии) . Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету , и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Заключение

Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования . Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование , развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Используемые интернет - ресурсы :

ttp://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/kak-my-risovali-penoj.html

https://www.babyblog.ru/community/post/education/1711457

http://vk.com/wall-2756772_88621

http://www.supersadovnik.ru/masterclass.aspx?id=1113

http://mamamozhetvse.ru/igry-s-penoj-dlya-britya.html

http://moreidey.ru/tvorcheskie-igryi/risovanie-penoy-dlya-britya.htm

https://www.babyblog.ru/user/Liolik33/91943

http://magicaldecor.ru/puhlyie-kraski/

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи:

Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками рисования – рисования солью, «фроттаж» , кусочком текстиля.

Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании.

Повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования. Столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, клей, соль, клей ПВА, кусочки ткани, карандаши, салфетки..

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.

Ход мероприятия:

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Полагаю, что предоставленные виды техник помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью

Нетрадиционные техники: кляксография (обычная, с трубочкой, с ниточкой) , рисунки из ладошек, пальчиков, отпечатки листьев, пробок, оттиск печатками из овощей, рисование ватной палочкой, смятой бумагой, печать по трафарету, тычок жесткой кистью, свеча и акварель, оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; гратаж, монотопия (обычная, пейзажная) , диатопия, рисование по-сырому, набрызг, акварельные мелки, рисование солью, пластилином, тиснение.

Остановимся подробнее на следующих техниках.

Рисование солью.

Для рисования необходимы: цветной картон, клей ПВА, мелкая соль, акварельные краски. 1. Нарисовать рисунок клеем. След-полоска от клея должна быть широкой. 2. Засыпать рисунок солью, 3. Немного подождать и стряхнуть лишнюю соль с рисунка Изображение просто сказочное! Можно оставить и так, например, зимняя тематика. 4. Раскрашиваем акварелью. Можно дождаться высыхания, а можно рисовать и по - мокрому. Цвет наносим «Точечно» , соль сама впитывает цветную воду, потому кисть должна быть достаточно мокрой. Результат виден сразу и сам процесс рисования очень интересен.

Рисование кусочком текстиля.

Для работы нам понадобится: черная гуашь, так как рисовать мы будем в черном тоне, кусочки хлопчатобумажной ткани, лист белой бумаги формата А – 4, клей белый ПВА, лист цветного картона (для оформления работы) .

И хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования - рисование текстилем, то есть (тканью) . И предлагаю вам сегодня написать пейзажи, без помощи кисточки – простым кусочком ткани. Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона и начинаем рисовать.

Ее заглавие происходит от французского слова frottaqe (натирание) . Сущность этой техники состоит в том, что под лист бумаги подкладывается рельефная поверхность и, при раскрашивании листа карандашами, проявляется набросок.

Для работы в этой технике, необходимо заблаговременно вырезать из картона шаблон, приклеить его на базу. Получаются вот такие карточки

Знакомить с этой техникой малышей можно уже со средней группы. Начинать лучше с маленьких картинок. Овладев этой техникой и, имея в распоряжении набор различных шаблонов, малыши с наслаждением делают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы

Фавзана Аюпова

Начиная с 2009 года я возглавляю "Школу молодого педагога". В моих более ранних публикациях есть методические материалы "Школы". Ежегодно меняется и обновляется педагогический состав нашего учреждения. Понятие "Молодой педагог", конечно, относительное. Занятия школы посещают и те, кто не очень молодой по возрасту, но по тем или иным причинам, давно не работал в детском саду, имеет прерванный педагогический стаж или приехал из других регионов. Сегодня вашему вниманию представляю мастер класс "Чудо нетрадиционного рисования", который мы подготовили и провели и с педагогом по изобразительной деятельности Светланой Анатольевной Воробьёвой.

Цель: показать педагогам эффективность использования нетрадиционных техник рисования для развития воображения и творческой активности детей. Познакомить педагогов с многообразием техник нестандартного рисования.

План мастер класса

1. Вступительное слово руководителя о значении техник нетрадиционного рисования – Ф. Ф. Аюпова

2. Краткие комментарии педагога по изо С. А. Вороьёвой по слайдам презентации «Чудо нетрадиционного рисования».

3. Показ техники «граттаж» и «монотипия». Самостоятельная работа воспитателей по освоению этих техник.

4. Выбор техник для закрепления теоретический части.

1. Изобразительная деятельность одна из самых интересных видов детской деятельности. Она позволяет ребёнку выразить в рисунках свое отношение к окружающему миру и имеет большое значение для всестороннего развития детей, помогает раскрыть и обогатить его творческие способности.

В последние годы меняется содержание и задачи изобразительной деятельности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование. Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

Нетрадиционно - по "Толковому словарю" Т. Ф. Ефремовой. 2000г. -

Не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.

Не придерживаясь традиций. Следовательно, нетрадиционное рисование –

искусство изображать, не основываясь на традиции.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их оригинальность и неповторимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, маленьким детям всегда интересно рисовать пальчиками и ладошкой, ставить на белом листочке кляксы и получать забавные изображения и гадать, на что это похоже? Т. е. тем самым дети достигают быстрого результата.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

мелкой моторики рук;

пространственной ориентировки и зрительного восприятия;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости,

умения находить новые способы для художественного изображения;

умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника развивается творческое воображение.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Создавая свои неповторимые рисунки, дети начинают чувствовать радость творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь. "

2. Какие техники нетрадиционного рисования можно использовать в работе с дошкольниками?

1. Рисование пальчиками и ладошкой . Ребёнок опускает палец или ладонь в краску или наносит краску с помощью кисти и оставляет изображение на листе. Цвета можно использовать разные, в зависимости от замысла. Изображение после высыхания краски дополняем деталями.

2. Рисование ватными палочками.

В палитре разводим водой нужный цвет краски. Хорошо смачиваем палочки краской. Для разного цвета можно использовать одну палочку с разных концов. Ватной палочкой прикасаемся к листу бумаги. На бумаге остается ровный кружочек. Можно рисовать цветы, листья, дождик, снег и т. д.


3. Метод «тычка» (рисование жесткой полусухой кистью)

На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально, делаем сверху "тычки". Такой техникой можно рисовать шерстку животным (это придает пушистость или колючесть, крону деревьев, цветы на лугу, заснеженные деревья на цветном фоне.





4. Набрызг

Разводим немного гуаши с водой, кладем трафарет на лист бумаги и начинаем брызгать. Брызгаем с помощью зубной щетки и маленького кусочка картона. Чтобы меньше пачкаться, мы использовали бутылки - брызгалки. Осторожно убираем трафареты и видим отчётливые отпечатки.

5. «Мятая бумага»

Сминаем кусочек бумаги, примакиваем в краску, затем примакиванием наносим рисунок. (Облака, сугробы, лепестки цветов). Для получения более выразительного рисунка, можно использовать разные оттенки одного цвета.

6. Рисование акварелью по восковым мелкам

Сначала рисуем восковыми мелками на белом листе, а потом закрашиваем его весь акварелью. Рисунок, нарисованный разноцветными мелками, остается незакрашенной.


7. Отпечатывание листьями . Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску на сухие листья надо на сторону с прожилками. Покрасить лист и осторожно прижимаем лист к бумаге. В завершении работы, прорисовываем недостающие детали с помощью кисточки.

8. Кляксография и рисование через трубочку

Набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капаем на середину листа, потом бумагу наклоняем в разные стороны или дуем через коктейльную трубочку на полученную каплю, не касаясь концом трубочки краски. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.

9. Монотипия . В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. Поверхность, на которую наносится краска, чтобы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, стекло, металлическая пластина и т. д.

Монотипия может быть предметной (это симметричные предметы). Сначала лист бумаги складываем вдвое и рисуем половину изображаемого предмета и пока краска не высохла, складываем пополам для получения отпечатка (клоун, дерево, бабочка).


Пейзажная монотипия более сложная, с её помощью можно получить отражение деревьев в реке.

10. Граттаж - способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью. Другое название техники - воскография. Сначала лист закрашиваем восковыми мелками (без просветов, можно одним цветом или несколькими цветами. Затем закрашиваем эти листы чёрной гуашью. После высыхания можно наносить рисунок острым концом палочки.


Не все техники хорошо знакомы молодым воспитателям. Такие техники, как граттаж и монотипия используются довольно редко. Светлана Анатольевна продемонстрировала педагогам способы получения изображения по этим техникам. Далее молодые воспитатели имели возможность на практике применить освоение теоретической части. Это оказалось делом интересным и увлекательным.


Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж мастер класса.

Наша изостудия «Сударушка»


В качестве примеров предлагаются работы, как взрослых, так и детей.


«Монотипия» на стекле.




Освоение техники «граттаж»







На обратной стороне лепестков – названия техник нетрадиционного рисования.


Воспитатели выбирают, кто какую технику должен применить на практике.


«Выдувание кляксы трубочкой»


Получился фонтан!


«Печатание листьями»


«Набрызг»


«Печатание деталями конструктора»


«Рисование ватной палочкой»

Монотипия



«Восковые мелки + акварель»




Желаю всем творческого вдохновения и творческих удач!


Валентина Мелихова

Мастер – класс для воспитателей

«»

Подготовила Мелихова В. Х.

«Ваза с сиренью»

Вид деятельности :

Нетрадиционная техника рисования (рисование по сырой бумаге , набрызг, рисование мятой бумагой , листья – штампы из картофеля).

Цель :

Учить рисовать сирень , передавая характерный образ, развивать эстетический вкус.

Задачи :

совершенствовать технические приёмы рисования ;

учить рисовать фон и соцветия , применяя несколько оттенков краски;

закреплять умения смешивать краски, получая новый цвет;

развивать творческие способности;

воспитывать любовь к природе .

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу показать мастер – класс по нетрадиционной технике рисования . В нашей работе мы будем использовать несколько видов техники нетрадиционного рисования . А именно : рисование по сырой бумаге , набрызг, рисование скомканной мятой бумагой, картофельные штампы - листья.

Для работы нам понадобится :

2 листа бумаги размером А - 4

Карандаш

Мятая бумага

Печати из картофеля



Сначала я подготовила и вырезала на листе трафарет в форме вазы.


Берем большую кисть и белую гуашь смешанную с водой. Хорошо закрашиваем лист белой краской (лист должен быть хорошо смочен) .


Макаем кистью в синюю гуашь с водой, проводим горизонтальные полосы.

Макаем кистью в желтую или розовую гуашь с водой, и чуть ниже синей, проводим горизонтальные полосы.

Для плавного перехода смочим кисть водой, и хорошо размажем в горизонтальном направлении. Рабочий лист должен быть хорошо влажным. Оставляем бумагу для полного высыхания.


Прикладываем трафарет на фон и с помощью «набрызга» изображаем вазу.


Аккуратно убираем трафарет. Уже готов фон и ваза.


Следующий этап – сирень.

Берем бумагу, мнем и превращаем в шарик, обмакиваем в сиреневый цвет, ставим отпечатки в форме сирени.

Следующий шарик обмакиваем в синий цвет, ставим отпечатки в форме сирени.

Следующий шарик обмакиваем в белый цвет, также ставим отпечатки в форме сирени. Получился красивый букет только нужно дорисовать листья .



Все, наша работа готова. Остается вставить работу в рамку.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой салфеткой «Зимний лес» В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев». Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования эбру» Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «Эбру» Цель: Познакомить воспитателей с нетрадиционной техникой рисования Эбру.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста» Цель мастер-класса: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию, мы используем нетрадиционные техники рисования. Ведь рисование нетрадиционными техниками.

Мастер-класс: нетрадиционная техника рисования «батик» «Позову я бабушку в лесочек погулять» Мастер – класс: нетрадиционная техника рисования «батик» «Позову я бабушку в лесочек погулять» Цель: Воспитывать у детей любовь и уважение.

Мастер-класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет. Назначение мастер - класса: В.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Актуальность семинара-практикума:

    На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

    В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:

    Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

    Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи:

1.Познакомить педагогов с различными техниками рисования,

2.Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.,

3.Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности,

4.Развивать творческие способности и экспериментирование, воспитывать чувство прекрасного.

Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на семинаре-практикуме «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Любое мероприятие, как яблоки на дереве, ждешь одно, а получаешь другое. Я вам предлагаю взять по зеленому бумажному яблоку и написать, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его Нетрадиционное рисование –

индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Участие в городском методическом объединении «Юный художник», натолкнуло меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования на занятиях по рисованию?».

Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Сформировать у детей технические навыки рисования.

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень освоения программы по разделу «Ребёнок в мире художественной литературы изобразительного искусства» повысился на 25 %.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

    рисование пальчиками;

    оттиск печатками из картофеля;

    рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель

свеча + акварель;

    отпечатки листьев;

    рисунки из ладошки;

    рисование ватными палочками;

    волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

    рисование песком;

    рисование мыльными пузырями;

    рисование мятой бумагой;

    кляксография с трубочкой;

    монотипия пейзажная;

    печать по трафарету;

    монотипия предметная;

    кляксография обычная;

    пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Сейчас и мы с вами поиграем. Пред вами работы, выполненные различными способами. Выберите себе понравившиеся и расскажите, что вы знаете об этой технике рисования. Если эта работа вам понравилась, но вы о ней ничего не знаете, то я буду дополнять.

Примеры техник.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Маркеры + акварель.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: маркер, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует маркером на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в несколько цветов. Акварель может сливаться образуя красивые переходы.

Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Граттаж

Возраст: от шести лет.

Материалы: подготовленная плотная бумага (воск, гуашь или тушь), острый предмет - скребок, пустая гелевая ручка с вынутым шариком из пера, нож, вязальная спица, пластиковая вилкой, зубочистка

Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью(чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).

Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши(гуашь пачкается после высыхания). Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

    Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

    Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

    Внимания и усидчивости;

    Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

    Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Особенностью построения занятий по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети.

Если наш сегодняшний семинар был вам чем-то полезен, то возьмите красное яблоко, если ваши ожидания не оправдались – возьмите желтое.