Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Приобщение дошкольников к музыкально творческой деятельности. Активизация творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к музыкальному искусству в контексте фгос до

Приобщение дошкольников к музыкально творческой деятельности. Активизация творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к музыкальному искусству в контексте фгос до

Проект "Волшебный песок"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО» П. ПУРОВСК ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Пуровск,

Подготовил: Воспитатель Искендерова А.Н. п. Пуровск 2015г.

В силу своего возраста все дети любят игры с песком и водой, интерес детей к этим играм, их развитие зависят от того, насколько воспитатель, во-первых, научил ребенка сенсорным путем вычленять материалы и их свойства, во-вторых, сумел довести до сознания детей возможности использования этих материалов и, в-третьих, нашел им применение в конкретной детской деятельности.

Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Так как дети очень любят играть с песком и водой в любое время года, эти материалы должны находиться в достаточном количестве не только на дворах, бульварах, но и в помещении. Заинтересованность играми с водой поддерживается добавлением новых игрушек из разного материала, с различными, иногда неожиданными для детей свойствами

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный

Предмет исследования: неживая природа (песок, вода)

Участники проекта: воспитанники младшей группы (3-4 года, воспитатель)

Цель проекта: познакомить детей со свойствами неживой природы: песка, воды и формирование познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  • стимулировать потребности познания окружающего мира
  • активизировать творческие способности детей
  • открыть детям свойства неживой природы
  • создать условия для экспериментальной деятельности детей
  • развивать любознательность в процессе наблюдений и в практическом экспериментировании
  • учить детей делать выводы на основе экспериментов
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Формы работы по проекту с детьми:

  • Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки) .
  • Проведение игр с песком, водой.
  • Пополнение предметно - развивающей среды группы;
  • Опытно – экспериментальная деятельность

Этапы проекта:

I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Определение цели и задач проекта
  • Подбор материала
  • Выявление знаний детей о предметах неживой природы (о песке, воде)
  • Разработка консультации для родителей
  • Свойства песка: сухой, мокрый, сыпется, лепится;
  • Превращается в: мокрый песок, сухой песок;
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Опыты;

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.

Материал: песок, пластиковые стаканы, лейки с водой, формочки, лупы, альбомные листы, клеевые карандаши.

Воспитатель предлагает рассмотреть песок: какого цвета, насыпать в стаканы, высыпать, потрогать на ощупь (сыпучий, сухой) . Из чего же состоит песок? Мы можем рассмотреть песчинки через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено волшебное стекло, оно все маленькие предметы превращает в большие (рассматривают) . Песчинки маленькие, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка лепить? Почему? Что нужно сделать, чтобы мы могли лепить из песка? Дети из леек поливают песок.

Мокрый песок можно сыпать струйкой? Зато он может принимать любую форму, пока не высохнет (дети лепят формочками) . Почему же так происходит? Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок) . На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает) .

Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения) .

Материал: центр песка, совки, грабли, лейки с водой, камешки.

Что это? (собачка, машинка, уточка) . У всех игрушек есть свой домик. Собачка живет (в конуре, машина… (в гараже, уточка… (в пруду, озере) . Давайте для каждой игрушки построим домик из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его мокрым? (Дети поливают песок) . Почему песок стал мокрым? Куда девается вода? Дети строят конуру и гараж

«Песок может двигаться»

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

ОПЫТ № 4 «Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

  • Игры;

Игра «Волшебные отпечатки на песке»

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие моторики рук

Содержание: Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Пересыпание сухого песка через воронку

Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог» , «торт» .

Игры с решетом

Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка. Содержание. Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза» )

Игра «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают» , о числовом определении «один» , «много» .

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.

Была одна уточка, а теперь сколько?

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и оптереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Игра «Горячо-холодно»

Цель: Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол

Игра «Найди шарик» .

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

III этап – ИТОГОВЫЙ

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

  • Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет и вкус, прозрачная, без запаха, бывает теплой, холодной и горячей. Вода – источник жизни.
  • Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.
  • Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Введение

чайковский щелкунчик композитор музыка

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Старшие дошкольник уже знают, что музыку пишут композиторы, на основе полученных ранее знаний и впечатлений уже могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой, высказывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным признакам.

В этом возрасте у детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

Цель данной работы: с целью приобщения детей к музыкальному искусству подобрать музыкальное произведение и провести занятие с детьми старшего дошкольного возраста.


. Выбор музыкального произведения для беседы


«Щелкунчик» - соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Щелкунчик - это добрый друг и старый знакомый, который не раз приходил к нам в гости, и ещё много раз придёт… И каждый знает своего собственного героя, у каждого зрителя - свой Щелкунчик. Кто-то помнит и любит этого героя по одноимённой сказке Эрнста Гофмана, кто-то, увидев однажды, навсегда запомнил чудесный мультфильм, а кто-то от всего сердца обожает балет «Щелкунчик», который сначала посещал в детстве с родителями, а теперь он сам приходит посмотреть «Щелкунчика» со своими детьми. Это сказка с великолепной музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Так или иначе - Щелкунчик знаком каждому жителю Земли с самого детства, более того - он является символом Новогоднего волшебства и сопутствующих ему таинственных приключений. И не только потому, что действие сказки Щелкунчик происходит в Рождество - сама эта история полна чудесных превращений и магических действий.

Впервые балет «Щелкунчик» был показан в Санкт-Петербурге в декабре 1892 года. Спектакль «Щелкунчик» сразу же покорил сердца зрителей. С этого момента стало доброй традицией организовывать предновогодние показы балета Щелкунчик. Этот спектакль посещают с удовольствием и дети, и взрослые - ведь волшебная сказка, рассказанная под Рождество, нравится всем без исключения. Для каждого из нас с самого детства есть в этом слове что-то очень близкое и родное. Для углубления навыка слушания музыки, мы познакомим детей подготовительной группы с произведением Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик». Нотный материал к балету «Щелкунчик» представлен в Приложении.


1. О жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского


П.И.Чайковский (7 мая 1840 г. - 6 ноября 1893 г.) - гениальный русский композитор, гордость русской музыкальной культуры.

Родился в рабочем посёлке Воткинск, в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспоминания об этом времени были живы в душе композитора всегда. В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Воткинской земле он был обязан наиболее сильным музыкальным впечатлениям. «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки»,- отмечал Пётр Ильич.

Способности к музыке проявились у Чайковского рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который, кстати, был невысокого мнения о способностях будущего композитора. Лишь в 1861 Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А.Г.Рубинштейна и Н.И.Зарембы, высоко оценившего талант ученика. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» и Увертюра фа-мажор, «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, стал зарабатывать на жизнь уроками.

Автор более 80 произведений, в т.ч. десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества.

Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя.

В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие.

А сейчас мы познакомимся с его произведение - «Щелкунчик».

В балете Чайковского «Щелкунчик» удивительно естественно происходит слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма. Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха - вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, расцветает прекрасной бесконечно разворачивающейся мелодией. Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика. Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время - разноречивые чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире. Дивертисмент II акта включает в себя различные танцы: танец шоколада (блестящий испанский), кофе (изысканный и томный восточный), чая (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами китайский), а также живой, в народном духе, русский трепак; изящно стилизованный танец пастушков; комический танец Матушки Жигонь с вылезающими из-под ее юбки детишками. Вершина дивертисмента - знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью. Удивительно изящен и тонок танец Феи Драже. Лирической же кульминацией всего балета является адажио (в первоначальной постановке - Феи Драже и принца, ныне - Клары и Щелкунчика).


. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста


Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи :

) Познакомить детей с музыкой Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик».

) Знакомство с жанром балета через знакомство с музыкальной культурой П.И.Чайковского.

) Воспитывать любовь к музыке.

) Расширять кругозор, воспитывать музыкально-эстетический вкус.

Словарная работа: композитор, балет, слушатель, исполнитель, вальс, жанр.

Музыкальный материал из балета «Щелкунчик»: фрагменты балета «Марш», «Вальс цветов», «Танец Феи Дражже».

Оборудование: портрет П.И.Чайковского; иллюстрации к балету; музыкальные инструменты (скрипка, флейта, колокольчик); музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер, мультимедийный проектор, экран, искусственные цветы для вальса; плакаты А4 с названием инструментов и музыкальных произведений (скрипка, флейта, колокольчик, «Вальс цветов», «Танец Феи Дражже», «Марш»); альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки для рисования.

Подготовка мероприятия включает в себя следующее:

) Развитие основ музыкально-эстетического сознания на предыдущих занятиях.

) Формирование представления об образной основе музыкальных произведений.

) Развитие представлений о первичных жанрах музыки и их видах.

) Дети разучивают на шумовых музыкальных инструментах пьесу «Марш».

Ход занятия:

На центральной стене большой портрет П.И.Чайковского.

Музыкальный педагог: Итак, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир музыки! Познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Ребята, кто такой П.И.Чайковский?

Ответы детей.

Музыкальный педагог: Правильно. Давайте вспомним о П.И.Чайковском. Это выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Он родился на Урале в городе Воткинске 25 апреля 1840 года. Родители его очень любили музыку. Мать играла на фортепиано и пела, в их доме стоял механический орган. Позже переехав в Москву, он сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов. Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

П.И.Чайковский написал много замечательных произведений. Это оперы: «Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; Симфонические произведения; Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многое другое.

Слово «балет» происходит от латинского «танцевать», когда обо всех событиях и отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают своим зрителям с помощью танца.

Ответы детей. А разве можно сказку станцевать?

Музыкальный педагог: Ещё как станцуешь! Знаете, сколько замечательных балетов поставлено по сказкам: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк-Горбунок», всех не перечислишь. Движением танцоры передают самые разные чувства. И зрители радуются и грустят с героями также как если бы слышали их речь.

Но, перед тем, как слушать произведение, скажите пожалуйста, ребята, как необходимо слушать музыку?

Ответы детей: Нужно слушать внимательно, в тишине. Можно закрыть глаза и представить себе картину, которую передаёт данное произведение.

Музыкальный педагог: Наверное, все вы любите сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок «Щелкунчик и Мышиный король» сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман. А русский композитор Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик». И именно с отрывками из этого балета мы с вами сегодня познакомимся.

Музыкальный педагог рассказывает сказку под тихий музыкальный фон.

Это сказка об удивительных приключениях девочки Мари. События этого волшебного балета разворачиваются в новогоднюю ночь. В балете герои делятся на реальных и вымышленных. Маша, её брат, их родители, гости, приглашенные на праздник, старый фокусник - всё это реальные персонажи балета.

Часы в гостиной пробили девять раз. Встрепенулась большая сова на часах и захлопала крыльями. Кажется, все готово. Можно начинать праздник. - Входите, дети! - господни советник распахнул настежь двери. Шумной стайкой ворвались ребятишки в комнату и... застыли на пороге от удивления и восторга.

Посреди комнаты сияла огнями ёлка-красавица. На ее ветвях росли сладкие орехи, яблоки и пёстрые конфеты, светились золотые и серебряные шары, великолепные гусары ни белоснежных конях были готовы в любую минуту ринуться в атаку, а нарядные куклы следили за ними восхищенными взглядами.

По вот грянул марш, и хозяин дома приступил к раздаче подарков.

Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Все радостно маршируют и танцуют вокруг украшенной ёлки.

Слушание. Звучит «Марш».

Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете определить, когда вокруг ёлки маршируют мальчики, а когда танцуют девочки. Музыка мальчиков, действительно написана в ритме настоящего, хотя и детского, марша. А музыка девочек более изящная, стремительная.

Музыкальный педагог: Итак, сейчас мы прослушали марш из балета «Щелкунчик». Вам понравилось это произведение? Что вы можете себе представить, слушая эту музыку?

Беседа с детьми по прослушанному. При повторном прослушивании иллюстрация танцевальными движениями.

Вот в зале появляется таинственный гость - это часовщик Дроссельмейр, крёстный Мари и её брата Франца. В его руках игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи - это Щелкунчик. Новая игрушка особенно нравится Мари! Как счастлива Мари! Ведь этот бал и цветы, и музыка - все для нес И главное, рядом с ней верный друг Щелкунчик.

Праздничный вечер заканчивается. Гости разъезжаются. Мари укладывает сломанного Щелкунчика спать, и с грустью уходит. Но, ей не спится…Тихо пробирается она к Щелкунчику. Мари кажется, что ёлка начинает расти, а куклы и игрушки оживают.

Музыкальный педагог: П. Чайковский в своём дневнике об этом писал так: «Ёлка начинает расти. Музыка в течении 48 тактов идет в нескончаемом крещендо» - такой музыкальный термин, который обозначает усиление звука. Давайте послушаем, как с помощью оркестра на наших глазах маленькая домашняя ёлка превращается в большую, гигантскую.

Слушание отрывка из балета «Щелкунчик», иллюстрация движениями роста ёлки.

И вот, когда ёлка стала большой, вдруг изо всех щелей выползают мыши. Злобное мышиное войска уничтожает пряничных солдатиков, между ними и куклами, которыми командовал Щелкунчик завязалась настоящая война. Сражение длилось долго, Маша не знала, как помочь, но вот в один из моментов она снимает с ноги свою туфельку и бросает её в мышиного короля. Музыка обрывается, Щелкунчик превращается в принца, который благодарит Мари и приглашает следовать за ним в сказочную страну. Скачала придется идти через зимний волшебный лес. Мы слушаем этот фрагмент он называется «Вальс снежных хлопьев».

Слушание. «Вальс снежных хлопьев».

Музыкальный педагог: Расскажите, какая звучит музыка?

Ответы детей.

Музыкальный педагог: (сказка идёт под тихий музыкальный фон).

Вот мы и на месте. Конфетенбург - веселый, шумный город. Ворота этого города сооружены из миндального печенья. А рядом находится Цукатная роща, все деревья которой сделаны из цукатов. Начинается праздник. Кофе, чай, леденцы, пастушки и цветы - все танцуют. Для каждого жителя Конфетенбурга Композитор П.Чайковский сочинил свою музыку. Например для шоколада - «Испанский танец», для чая, который появился в Китае - «Китайский танец».

Есть свой танец и у хозяйки сказочного сахарного дворца. Её зовут фея Драже. Танец феи Драже выделяется необычным звучанием оркестра. Когда композитор П. Чаковский был во Франции, он услышал там необычный музыкальный инструмент, который называется челеста - это инструмент, на котором играют, нажимая на клавиши, обладал холодноватым, прозрачно серебристым тембром. Специально для партии феи Драже по просьбе П.И.Чайковского инструмент был привезен в Россию. Когда челеста звучит в музыке феи Драже, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей. Она загадочна и прекрасна. Вот, послушайте….

Слушание. «Танец феи Драже».

Музыкальный педагог: Вам понравилось произведение? Что вы себе представили?

Ответы детей.

Стук в дверь.

Музыкальный педагог: Ой, ребята, кто к нам стучится?

Появляется флейта.

Посмотрите, ребята. Этот музыкальный инструмент называется - флейта . Послушайте, как она звучит… На доску вывешиваем надпись «флейта».

Музыкальный педагог играет на флейте пару нот, и показывает детям.

Стук в дверь.

Музыкальный педагог: Ой, ребята, опять кто-то стучит…Кто бы это мог быть??!?...

Появляется скрипка.

Посмотрите. Этот музыкальный инструмент называется - скрипка . На доску вывешиваем надпись «скрипка».

Послушайте, как по разному, она может звучать.

Музыкальный педагог демонстрирует скрипку детям, а затем играет на ней пару фраз, как «медведь» и как «птичка».

Звучит «Вальс цветов». Дети рисуют Музыку, как они себе её представляют. Лучшие рисунки вывешиваются на доску.

В конце занятия проводится повторное слушание произведения.

Все рисунки вывешиваются на доску. Обсуждаются.

Музыкальный педагог: С творчеством какого композитора мы познакомились сегодня? Отрывки из какого произведения прослушали? Что на занятии вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Музыкальный педагог: Итак, ребята. Сегодня мы познакомились с творчеством замечательного композитора П.И.Чайковского, сейчас вы возьмёте рисунки и под «Марш» выйдите из зала. Надеюсь, что вам понравилось его произведение, и у вас появился интерес к творчеству композитора и желание лучше узнать его музыку.

Всем спасибо. До свиданья.


Выводы


Итак, основные задачи данного мероприятия достигнуты:

) образовательные: введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности.

) воспитательные задачи: воспитание музыкально-эстетического вкуса; учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.

) развивающие задачи: развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства; развитие чувства ритма и метра.

Вышеизложенные задачи на занятиях решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход - завязку, кульминацию и развязку.

При планировании данного занятия, мы постарались учесть особенности и возможности детей: показать культуру слушания музыки и ее образного описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку; любовь детей к игре.

С детьми была проведена следующая подготовительная работа:

подобран методический материал, пособия, оформлен уголок «Мой Чайковский»;

подобран дидактический материал для рассматривания с детьми: альбомы «Детство П.И.Чайковского», тематический альбом «По страницам произведений композитора»;

изготовлен игровой материал: дидактические игры «Произведения Чайковского - «Щелкунчик», ««Времена года», «Детский альбом» (разрезные картинки). Эти игры помогут детям в увлекательной форме закрепить знания, полученные в организованных видах деятельности.

Слушание музыки и устный анализ музыкальных образов позволяет детям учиться определять и различать музыкальные звуки.

Включение в занятие элементарного рисования делает его запоминающимся, а смена деятельности необходима детям, т. к. детей, как правило, не обладают еще необходимым терпением.

Занятия проводились в музыкальном зале в первой половине дня с детьми подготовительной группы. На занятии присутствовало 10 детей, воспитатель и музыкальный руководитель. Музыкальный зал имеет все необходимое музыкально-техническое обеспечение - музыкальный инструмент (клавинова, фортепиано), музыкальный центр, мультимедийный экран, компьютер, большое зеркало, в котором дети видят себя и контролируют свои музыкально-ритмические движения. Для проведения занятия, музыкальный зал разбит на зоны:

зона для слушания - восприятия музыки и просмотра видео;

зона для музыкально-двигательных упражнений и игр;

зона для рисования.

Такое зонирование помогает детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.

Большое значение для решения задач эстетического развития детей отводится подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность.

На данном занятии использовалась музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей.

дети познакомились с жизнью и творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, с его основными произведениями, с героями этих произведений через занимательный материал, использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий, а также посредством художественного творчества (рисования). Кроме того музыкальным педагогом отлично исполнялись произведения Чайковского на фортепиано.

На занятиях были реализованы следующие принципы:

Принцип всестороннего развития. Общение с музыкальным искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.

Принцип от игры - к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру - формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога - научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения, контролировать звучание голоса, слаженности игры в ансамбле, определять его достоинства и недостатки.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара. Была проведена большая предварительная работа по развитию восприятия (слушания) музыки и дети теперь способны анализировать более сложные по образному содержанию музыкальные произведения.

Использовались следующие методы и приемы:

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя объяснение и показ музыкальных произведений в сочетании с художественными иллюстрациями или графическими образами.

Прием вслушивания в показ педагога и анализ услышанного. Выразительное исполнение произведения педагогом вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать музыку в целом (яркая, сказочная, ласковая);

Прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации. Применяя этот прием исполнение любого вокального или инструментального произведения превращается в мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения; - прием активного слушания музыки.

Данное занятие построено так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всех занятий. Так, слушание музыки сменилось то игрой, то рисованием. При подготовке и проведении занятий музыкальный педагог и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятия получились насыщенными разными видами деятельности. Они выступали в роли не только наставников, но и непосредственных участников: вместе с детьми пели, делали артикуляционную гимнастику, играли, общались с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне со взрослыми, быть соавторами происходящего.

Итоговым результатом стали знания, которые показали дети дошкольного возраста в ходе беседы:

умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.

приобретение навыков социального общения с взрослыми.

Но главным - это возникновение у них интереса к слушанию музыки и инициативы детей, самостоятельного желания вслушиваться в музыкальное произведение. Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана возможность выбора - каждый в соответствии со своими личными предпочтениями самостоятельно продумывал художественный образ услышанной и исполняемой музыки.

Считаю, что в содружестве с воспитателем, нам удалось реализовать поставленные задачи. Такие занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка данного занятия, позволяют эффективно реализовать возможности музыкального воспитания у детей дошкольного возраста. Реализация этого проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.


Список используемой литературы


Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие / А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М.Б.Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 96 с.

Музицирование для детей и взрослых / Под. ред. Ю.В.Барахтина. - Новосибирск: Издательство «Окарина», 2005. - 86 с.

Познанский А.Н. Пётр Чайковский: Биография. В 2-х тт. / А.Н.Познанский. - СПб.: Вита-Нова, 2009. - 1232 с.


Приложение


Марш (отрывок)

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально- художественной деятельности с применением ИКТ» Бочарникова С.В. Музыкальный руководитель МБДОУ д/с 12 Г.Новочеркасска Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 12


Обоснованность идеи применения ИКТ В Федеральных государственных требованиях, опубликованных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. 655 принцип интеграции выдвигается как один из основополагающих принципов. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Сущность идеи: использование информационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:. психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;. возбуждает живой интерес к предмету познания; · расширяет общий кругозор детей; · возрастает уровень использования наглядности на занятиях; Новизна идеи: Использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить интеграционный процесс, повысить его эффективность. Расширяется спектр проявления творческих способностей детей.


Актуальность педагогической идеи При использовании ИКТ происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного) Усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников Создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия Активизируется познавательно-речевая деятельность


Преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным; Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок- отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест) Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию (приём: лучшие детские работы- в телевизор)


Использование ИКТ способствует развитию интегративных качеств: общению, способности управлять своим поведением, способностью решать интеллектуальные и личностные проблемы « Любознате льный, активный» Музыкальная деятельность с применением ИКТ вызывает большую активность детей, живой интерес «Эмоциона льно- отзывчивый» Повышается степень эмоциональной отзывчивости, внешних эмоциональных проявлений. «Овладевший необходимым и умениями, навыками» Улучшаются исполнительские, творческие умения, повышается заинтересованность. ИКТ










Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные длительности–крупные картинки, восьмые – маленькие)), что способствует большей заинтересованности детей. Модели для развития ритмического слуха. Задание: Прохлопать ритмоформулы или сыграть их на детских музыкальных инструментах


Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что также привлекает детей, активизирует творческие способности. Модель для развития звуковысотного слуха – пропивание, прохлопывание «Весёлый мышонок» Видеопособие для развития звуковысотного слуха.


В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить творческие способности. Использование ИКТ существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов.


При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ, позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное. Рассматривание мультимедийного портрета Слушание произведения композитора Просмотр видео иллюстраций к произведениям Мусоргский М.П. Прокофьев С.С.


Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей. Э то прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них. Скрипка Кларнет Валторна Литавры Виолончель


В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.) Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению. «Снежинка»- рисуем голосом, пропиваем за движением снежинки «Музыкальная лесенка» Для развития певческого диапазона.


Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более быстрому запоминанию Например, «Солнышко» муз. и сл. А.Ярановой Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.


Используя в структуру занятия включения видеоролика, творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований Сан Пин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут) 1. Музыкальное приветствие 2. Просмотр видеоролика 3. Ответы на вопросы 4. Творческое задание (изобрази капельки дождя на муз. инструментах, шуршание листочков и т.д.), дидактическая игра («Четвёртый лишний» найти лишний муз. инструмент, дорисуй муз. инструмент и т.д.) 5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов


Использование средств информационных технологий: стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. позволило мне сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий). Подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения, высвободила ресурсы здоровья детей. Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.


Источник информации: Фоновые рисунки: Фото: из архива Бочарниковой С.В..


Активизация творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к музыкальному искусству в контексте ФГОС ДО

Кремер Ольга Владимировна,

музыкальный руководитель МБ ДОУ «Детский сад №37»

г.Новокузнецк

В соответствии с ФГОС дошкольного образования музыкальная деятель­ность - это форма актив­ности ребенка, дающая ему возможность выби­рать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, ис­полнителя, сочинителя.

Художественно-эстетическое развитие предполагает

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружаю­щему миру.

3. Формирование элементарных представлений о ви­дах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам ху­дожественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятель­ности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.)

Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством. Непосредственно в музыкальной деятельности это происходит через

Восприятие музыки.

Исполнительство (вокальное, инстру­ментальное):

  • игра на детских музыкальных ин­струментах.

Творчество (вокальное, инструменталь­ное):

В разных формах образовательной деятельности

Таблица1 «Музыкальная деятельность»

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образова­тельная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Слушание музыки;

    экспериментирование со звуками;

    музыкально-дидактическая игра;

    шумовой оркестр;

    разучивание музыкаль­ных игр и танцев;

    совместное пение;

    импровизация;

    беседа интегративного характера;

    интегративная деятель­ность;

    совместное и индивиду­альное музыкальное испол­нение;

    музыкальное упражнение;

  • распевка;

    двигательный пластиче­ский танцевальный этюд;

    творческое задание;

    концерт-импровизация;

  • музыкальная сюжетная игра

    Слушание музы­ки, сопровождаю­щей проведение ре­жимных моментов;

    музыкальная под­вижная игра на прогулке;

    интегративная деятельность;

    концерт-импро­визация на прогулке

    Музыкальная дея­тельность по инициативе ре­бенка

В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:

    Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.

    Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

    Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

    Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.

    Создание ситуации успеха для ребёнка.

    Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.

    Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка.

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

    Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.

Включение детей в музыкальное творчество требует особых педагогических усилий. Прежде всего, педагогу необходимо практически освоить модель личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Только в ситуации опоры на принципы гуманистической педагогики игровая деятельность детей обретет свое истинное значение: принесет детям радость и удовольствие, приведет к раскрепощению творческих сил и к самовыражению, обогатит их

Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:

    свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится».

    при организации музыкальной деятельности необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;

    привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где - то может проявить себя, свою активность. личный опыт в общении с музыкой.

В моей профессиональной деятельности широко использую игры-превращения

Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.

упражнения

примечание

«Деревянные и тряпичные куклы»

    ППри изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, хотя ступни и остаются на месте.

Музыка энергичная, с четким ритмом, стаккато.

Музыка спокойная, легато.

«Лапки-царапки»

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев рук)

Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх. Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в кулак («кошка спрятала когти»). Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, с большой амплитудой.

Позднее в упражнение следует включить движение всей руки: то сгибая ее в локте, то выпрямляя.

«Воробьи и журавушки.»

Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу взрослого поджимают ножку, придерживая ее руками сзади и замирают, как «журавушки», стоят в той же позе – кто дольше?

«Мельница»

(круговые движения рук)

Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как не свои).

Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость

«Паровозики»

(круговое движение плечами)

Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх – назад – вниз – вперед. Локти от корпуса не отводятся.

Амплитуда движения во всех направлениях должна быть максимальной, при движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад..

Упражнение выполняется несколько раз подряд без остановки

На примере организации с детьми игр – пластических импровизаций под музыку провожу оценку музыкальности – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста определены разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.

Оценка ставится по 5-ти бальной системе.

Для оценки детей 4-го года жизни :

5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать

и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на

каждую часть музыки,

4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп,

начало и конец музыкального произведения совпадают не

0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с

темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Для оценки детей 7-го года жизни :

5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой

нюансировкой, фразами,

4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм,

0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,

ориентированы только на начало и конец звучания, а также

на счет и показ взрослого.

Процесс включения ребенка в музыкальное игровое творчество выстраивается педагогом в определенном алгоритме. Рассмотрим основные этапы этого процесса

Первый этап

Первый этап – показ педагогом вариантов пластических воплощений музыки , его собственное творческое моделирование образов музыкального произведения. Педагогу необходимо владеть своим телом и уметь показать детям связь телесной пластики с музыкальным звучанием. Педагог демонстрирует детям, каким отзывчивым может быть тело человека на малейшие изменения в музыкальном течении. Педагогу важно развить у себя это специфическое качество движений, связанных с пластическим моделированием музыкальных образов. Требуется некоторое время для самоподготовки, чтобы соединить индивидуальные двигательно-выразительные возможности с навыком музыкально-пластического движения.

Второй этап

Второй этап – повтор детьми движений за педагогом . На занятии с детьми разделения на первый и второй этапы не существует. Педагог выступает ведущим в игре-импровизации, а дети одновременно и наблюдают за ним, и копируют его движения. Педагогу необходимо полностью контролировать свои действия и ненавязчиво, с помощью игровых приемов, корректировать действия детей. При этом педагог должен осознавать, что в игре от него требуется как можно более точное и выразительное пластическое моделирование музыки.

Педагогическая коррекция в рамках музыкальной игры в основном касается базовых моментов. Прежде всего, педагогу необходимо побуждать детей к заполнению движением всего пространства комнаты, в которой проходит занятие. Важно, чтобы все игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения. Подобные упражнения с детьми можно проводить как музыкальные паузы на занятиях (любых, не обязательно музыкальных) , в соответствии с местом игры в распорядке дня ребенка музыка может носить энергичный, бодрый характер, или, наоборот успокаивающий и релаксационный.

Третий этап

Когда задачи первого и второго этапа будут реализованы, можно переходить к третьему этапу, т.е. непосредственно к играм – пластическим импровизациям самих детей.

На этом этапе необходимо ввести в игру дополнительные правила .

1. Ведущим сможет быть каждый , когда до него дойдет очередь.

«Очередь» легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу (против или по часовой стрелке, как договорятся). Когда дети освоят форму общего круга, можно переходить к нескольким маленьким кружкам, квадратикам, треугольникам, к движению змейкой, к игре в парах и т.д.

2. Любые действия, предложенные ведущим, должны приниматься без обсуждения и в точности повторяться всеми.

Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Все остальные тоже могут постоять и потоптаться на месте вслед за ведущим. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль «дирижера» и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации.

3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет . Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия.

В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают ее другому. В таких случаях педагог должен изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Литература

  1. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.

2. Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 2005 г.

3. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001 г.

4.Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..2005 г.