Детское музицирование открывает ребёнку волшебный мир музыкальных звуков, помогает окунуться в мелодичную красоту звучания инструментов, пробудить творческую инициативу. В малыше важно развивать всё ценное, чем так щедро одарила его природа, создавая благоприятную среду для формирования музыкальной культуры, основываясь на врождённых способностях ребёнка, раскрывая и совершенствуя заложенные в нём наклонности и задатки.
Эстетическое удовольствие, получаемое от игры на разнообразных инструментах, сопутствующие творческие и подвижные игры способствуют расширению набора музыкальных впечатлений, личностному развитию ребёнка, стимулируют творческую активность, развивают мышление, внимание, память и волевые качества. Именно поэтому так важно работу по музыкальному воспитанию проводить систематично и целенаправленно, внимательно изучая методы и приёмы обучения.
На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.
И. С. Бах
Цели: развитие музыкальных и творческих способностей, воспитание любви к музыке и художественного вкуса.
Общие приёмы обучения:
https://youtube.com/watch?v=a4sHFYCQQB4 Video can’t be loaded: Музыкально-дидактическая игра «Веселый бубен» (https://youtube.com/watch?v=a4sHFYCQQB4)
Занятие музыкой предполагает грамотное чередование фронтального, группового, индивидуального формата работы педагога с детьми. Такой подход позволяет детям глубже познакомиться с выразительными возможностями каждого инструмента, стимулирует интерес к музицированию, творческой импровизации, пробуждает вдохновение к сочинительству.
Каждый возрастной период обладает своими особенностями и требует своего педагогического подхода. Отличаются также и методические рекомендации.
Игровые приёмы: знакомство детей с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки, барабаны, кубики), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, позволяющие добиваться то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового, и дарит свои открытия. Так создаётся атмосфера непринуждённого радостного удивления и наслаждения от общения с музыкой. На следующем занятии общение с лесным другом продолжается, косолапый мишка предлагает потанцевать с ним под звуки бубна. Малыши с удовольствием будут подражать полюбившемуся герою, передвигаясь медленным шагом с ноги на ногу, ковыляя вперевалочку и стараясь соблюдать ритмический рисунок танцевальных движений. В игровых забавах дети также учатся:
Малыши четвёртого года жизни дополнительно знакомятся с музыкальным молоточком и металлофоном, с радостью принимают участие в ритмических играх с инструментами. Например, малышам предлагают передать ускоряющийся или замедляющийся звук стука колёс движущегося поезда или цоканье копыт бегущей лошади. В игровых дидактических заданиях дети этого возраста без особых затруднений могут:
Дети среднего дошкольного возраста осваивают искусство игры на металлофоне
Дети этого возраста осваивают искусство игры на металлофоне. Этот инструмент помогает развить музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память. Педагог уделяет большое внимание показу и синхронному объяснению правильного положения корпуса, движений рук. Первичное знакомство с техникой игры на металлофоне происходит на занятии, а тренировка и закрепление навыков продолжается во время индивидуального общения с детьми - например, когда ребёнка просят изобразить ритмический рисунок собственного имени с одновременным голосовым сопровождением. Для верного изображения ритма воспитатель предлагает сначала прохлопать, а затем воспроизвести ритмический рисунок на бубне или музыкальных молоточках. Большое значение приобретают воспроизведение мелодической линии, соблюдение темпа, слаженность движений.
Игра на струнно-щипковых инструментах к тому же развивает мелкую моторику
Дети знакомятся с новыми и довольно сложными струнно-щипковыми (арфа, цитра, гусли) и клавишными (аккордеон, баян) инструментами. Освоение умения игры на цитре проводится в индивидуальной форме. Важнейшее значение приобретают дидактические игры музыкальной направленности, пробуждающие детскую фантазию и воображение и развивающие сенсорные способности. Во втором полугодии дети приступают к освоению музыкальной грамоты. Изучение нотного стана и названия нот проходит с помощью игровых ситуаций, вызывающих живой эмоциональный отклик и познавательный интерес; активно используются стихотворения, песенки, сказочные сюжеты.
Приёмы игры:
https://youtube.com/watch?v=1T9Dj1qA5rY Video can’t be loaded: Детский сад. Игра на музыкальных инструментах. (https://youtube.com/watch?v=1T9Dj1qA5rY)
Структура занятия:
Интерес к музицированию помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе:
Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей.
Тема занятия | Содержание вводной части |
«Путешествие с Емелей в музыкальную сказочную страну» | Под звуки русской народной плясовой мелодии появляется Емеля. Емеля: Здравствуйте, ребята, я очень люблю на своей печке путешествовать по миру, предлагаю вам составить мне компанию и отправиться в далёкое путешествие! Воспитатель: Емеля, мы с удовольствием принимаем твоё приглашение, но сначала отгадай нашу загадку (читает загадку о ложке). Емеля: Это же ложка, ух ты, как это я сам не догадался? Верно, перед дальним волшебным путешествием не мешало бы основательно подкрепиться, а есть я люблю! Воспитатель: Емеля, это не просто ложка, а народный музыкальный инструмент. Емеля: Это как? По чайникам да кувшинам? Воспитатель: Нет, конечно, исполнитель ударяет ложку об ложку, вот так. Емеля: Это всё очень интересно, но какое это имеет отношение к нашим планам? Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашему гостю подсказку. (Дети исполняют народную мелодию на ложках) Емеля: Я понял, нас ожидает путешествие в удивительную страну русских народных инструментов! |
«Город музыкальных мастеров» | Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебное путешествие, малыши рассматривают карту сказочного королевства, находят на ней изображение музыкального ключа, который символизирует город мастеров музыкальных инструментов. Взмах волшебной палочки переносит детей в сказочную реальность. Воображение помогает представить город, в котором много красивых домов, но площадь города пуста, город безлюдный, будто заколдован. Нужно разгадать загадки, выполнить упражнения и догадаться, мастерами каких инструментов (ложки, бубен, погремушка и т. д.) являются жители. Затем исполнить мелодию, станцевать, спеть, тогда город оживёт, наполнится весёлым смехом, звучанием музыкальных инструментов, песнями и танцами. |
«В гости скрипку позовём» | На занятие приглашается учитель детской музыкальной школы по классу скрипки. В исполнении профессионального музыканта звучит пьеса, которая открывает знакомство с удивительно красивым инструментом. Рассказ учителя музыки сопровождается показом настоящего инструмента: «Посмотрите, какой у корпуса скрипки гибкий стан, тонкая, изящная талия. Часть инструмента, которая заканчивается завитком, называется гриф, на него натянуты струны, от соприкосновения со струнами получается звук. Красивое протяжное звучание скрипки зависит от смычка. Прикоснитесь к смычку, и вы убедитесь, что на трость натянут настоящий тончайший конский волос. Теперь зацепите струну пальцами и услышите глухой, короткий звук. Только смычок помогает скрипке по-настоящему запеть протяжным и нежным голосом. Попробуйте провести смычком по струне, слышите, скрипка будто заговорила». |
«Страна музыкальных инструментов» | Педагог рассказывает детям, что в распахнутое окно влетела ласточка и принесла письмо. Текст письма: «Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите слушать музыку, петь и танцевать. Королева нашей Страны музыкальных инструментов приглашает вас в гости. Девочка Флейточка». Дети решают принять приглашение и собираются отправиться в путь, но тут в комнату вбегает Буратино, поёт песенку и при этом сильно фальшивит. Воспитатель предлагает детям взять с собой Буратино, чтобы он научился петь и познакомился с музыкальными инструментами. Дети двигаются под музыку, отстукивая ритм с помощью погремушек. |
https://youtube.com/watch?v=zleT8AEcs4s Video can’t be loaded: НОД «Знакомство с музыкальными инструментами разных стран» (https://youtube.com/watch?v=zleT8AEcs4s)
Темы для развивающей беседы:
Можно также использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дополняя текст записями соответствующего инструмента и картинками:
В мире природы музыка звучит повсюду
Ударные инструменты - самая громкая, шумная, команда инструментов
Семья духовых инструментов (медные) возглавляет парадные шествия, желанный участник торжественных событий
Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев
Варианты игровых упражнений и заданий для малышей двух-четырёх лет:
Осенью бельчата бегали по лесным тропинкам, старательно собирая грибы и орешки на зиму (побарабанить пальчиками). Но вот на землю стали тихо опускаться пушистые белые снежинки (металлофон), постепенно они укутали озябшую землю красивым белоснежным покрывалом, на котором стали заметны следы шустрых бельчат (треугольник). В своих уютных и тёплых домиках на деревьях бельчата грызли орешки (ложки). Тепло их домиков хранил коврик из сухих листьев (шуршим шумовыми инструментами). А снаружи было холодно, дул ледяной ветер (флейта).
На солнечную полянку прибежали погреться лесные животные - звучит разнохарактерная музыка, передающая образы животных: медленно переваливающегося медведя, быстро прыгающего зайчика, осторожно крадущейся лисички. Малышам нужно догадаться, кто есть кто и показать в движении и звуке.
Малышам нужно изобразить образ животного в движении и звуке
Дети внимательно слушают музыку, изображающую шум дождя. Малышам нужно отстучать хлопками дождик, передать на музыкальном инструменте плавные движения ласковых солнечных лучиков. Дети самостоятельно выбирают подходящий инструмент, придумывают танцевальные движения.
Игра на распознавание характера мелодии.
Картинки лежат на столе. Дети прослушивают фонограмму, по очереди определяют характер музыки, выбирают соответствующий цветок и показывают.
У каждого малыша один цветок, если звучит мелодия, совпадающая по настроению с выражением лица его цветка, то ребёнок поднимает свою карточку.
Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния
Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния:
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут уже справиться с задачами посложнее.
Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках. Дидактический материал: картинки с графическим изображением ритмического рисунка.
Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках
Детям предлагается прохлопать, воспроизвести на инструментах, показать с помощью голоса или пластики движений музыкальный рисунок, изображённый на карточке.
Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма. Педагог прохлопывает мелодии разных жанров (полька, вальс, марш) с акцентом на сильной доле, демонстрируя соответствующую карточку.
Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма
Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа. Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют темп (быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный) и выбирают картинку с изображением животного, характер и темперамент которого соответствует музыкальному темпу.
Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа
Звучат музыкальные фрагменты в исполнении музыкального инструмента, дети распознают его по звуку и указывают на соответствующую карточку.
Дети распознают инструмент по его звуку и указывают на соответствующую карточку
Игра расширяет музыкальный кругозор, развивает память и внимание. Дети должны узнать песенку, вспомнить название, подобрать картинку, изображающую эпизод из популярного мультфильма. По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку.
По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку
Игра тренирует способности звуковысотного слуха. В ней используются две группы карточек:
Ребёнок выбирает инструмент и исполняет мелодию восходящую, нисходящую или на одном звуке: вверх с первой по пятую, вниз с пятой по первую, на одной линейке.
Игра закрепляет знания об ударных, струнных, духовых и клавишных инструментах. Ребёнку предлагается лист с изображениями 4 музыкальных инструментов, где три относятся к одному типу, а четвёртый нет. Картинку, которая выпадает из логического ряда, ребёнок закрывает карточкой.
Скрипка не относится к группе клавишных
Для игры потребуется кубик большого размера, его можно изготовить из упаковочной коробки или из элемента модульного конструктора, на грани кубика приклеиваются изображения детских музыкальных инструментов. Кубик должен быть лёгким, привлекательным. Игроки под музыкальное сопровождение перебрасывают его по кругу, музыка останавливается, дети прекращают играть. Ребёнок, у которого в руках оказался кубик, называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию, повторяя ритмический рисунок за педагогом.
Ребёнок называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию
Предметы для игры: пятиступенчатая лесенка из элементов строительного конструктора, игрушки, детские музыкальные инструменты. Первый игрок наигрывает мелодию, второй игрок определяет направление звукового движения и перемещает игрушку на верхнюю ступеньку, нижнюю или оставляет на прежней ступеньке.
Игрок определяет направление звукового движения мелодии и перемещает игрушку по ступенькам
https://youtube.com/watch?v=oAiU61VA-LM Video can’t be loaded: «Что шумит, а что звучит, или играем на детских музыкальных инструментах» (https://youtube.com/watch?v=oAiU61VA-LM)
Загадка | Ответ |
Вот клавиши, как на рояле, Но чтобы они заиграли, Чтобы песня была неплоха, Растягивать надо меха. |
Аккордеон |
Три струны, играет звонко Инструмент тот - «треуголка». Поскорее узнавай-ка, Что же это? |
Балалайка |
Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… |
Барабан |
У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поёт - Если в руки попадёт. Сорок пуговиц на нём С перламутровым огнём. Весельчак, а не буян Голосистый наш… |
Баян |
Звенит струна, поёт она, И песня всем её слышна. Шесть струн играют что угодно, А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовём… |
Гитарой |
В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт-заливается. Как называется? |
Дудочка |
Инструмент музыкальный, Он духовой, С тростью он одинарной, Красивый такой. И изящней его, Видно, в музыке нет. Всем понятно, о чём я? Это… |
Кларнет |
За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких… |
Ложках |
Он похож на погремушку, Только это не игрушка! |
Маракас |
Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной, И поэтому купили Им большое… |
Пианино |
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека, поёт про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, его играет… |
Скрипка |
Сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их не пустяк, не безделка, В музыке тоже бывают… |
Тарелки |
На концерте выступала Наша милая Татьяна, Как звезда, она играла Целый час на… |
Фортепьяно |
https://youtube.com/watch?v=I6dkLxSrPX8 Video can’t be loaded: МДИ Угадай музыкальный инструмент (https://youtube.com/watch?v=I6dkLxSrPX8)
Творческий проект по знакомству с музыкальными инструментами - комбинированный и расширенный вариант реализации познавательно-творческой деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (музыкальное развитие, художественная литература, рисование, аппликация, изготовление детских музыкальных инструментов, концертные выступления и т. д.), имеющих общую тему.
Виды проектов:
Алгоритм разработки проекта:
Направления и формы реализации:
Название | Русские чудо-инструменты |
Характеристика | Долгосрочный проект в подготовительной группе |
Цели | Создать условия для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения русских народных инструментов, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре. |
Задачи |
|
Участники |
|
Содержание | Этапы осуществления проекта:
|
Название | Русские народные музыкальные инструменты, автор Е. А. Глушко |
Характеристика | Краткосрочный проект в старшей группе |
Цели | Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующим их музыкальному и общекультурному развитию. |
Задачи |
|
Участники |
|
Содержание | Этапы осуществления проекта:
|
https://youtube.com/watch?v=j1s5BcbkqNg Video can’t be loaded: Урок игры на музыкальных инструментах. День Музыки в детском саду Päikseke. (https://youtube.com/watch?v=j1s5BcbkqNg)
Такие поделки легко и просто изготавливать вместе с детьми.
Материалы и инструменты:
Для шумовых музыкальных инструментов нужны ёмкости, наполнитель и бумага для обклейки
Пошаговая инструкция:
Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока
Нарезать из гофрированной бумаги полоски двух цветов шириной 8 и 10 см
Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета
Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом
Обклеить основную часть корпуса бутылки, начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко
На бумаге формата А-4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон)
Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков
Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям
Разрисовать две заготовки фломастерами или цветными карандашами
Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать крупу в бутылки
Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку
Музыкальные игрушки готовы
Инструкция:
Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги, в боковые отверстия продеть яркие ленточки, инструмент готов
Инструкция:
Подготовить чистые пластиковые круглые коробочки из-под пищевых продуктов, по краю вставить бубенчики, украсить картинками
В качестве основы подойдут лёгкие пластмассовые бутылочки, коробочки из-под гелей, шампуней, йогуртов и т. д., заполненные на треть шумовым материалом, например, крупой или горохом. Сосуды можно оклеить цветной бумагой, подрисовать рожицы и т. д.
Пластмассовые бутылочки, коробочки из-под гелей, шампуней, йогуртов заполняют на треть разным шумовым материалом
Инструкция:
В трубку от пищевой фольги вставляется скрученная из фольги спираль, насыпается любой шумовой наполнитель, оба торца инструмента заклеивается
Пошаговая инструкция:
Вырезать из ДСП одинаковые по размеру заготовки прямоугольной формы, тонировать с помощью акриловых красок
нарисовать на каждой заготовке простым карандашом эскиз декоративного орнамента в стиле городецкой росписи
Аккуратно расписать лепестки
Красным цветом закрасить цветы и кружочки
Добавить синие кружочки
Дополнить орнамент декоративными элементами
Просверлить отверстие в каждой заготовке, соединить все детали цветной лентой
Баночка, с двух сторон - пластиковые крышки Барабаны из жестяных банок Жестяные коробки, декорированные натянутыми на дно лопнувшими шариками Гусли (крышка от обувной коробки и цветные резинки) Кастаньеты из крышек Колокольчике на картонной трубе Колокольчики, прикреплённые к широкой резинке Палочки с шумовым наполнителем, колокольчики на браслетах Свирель из соломинок Тамбурин (пяльца для вышивания и бутылочные металлические крышки)
Для дошкольников в силу их возраста сложно организовать визит в консерваторию или на выступление симфонического оркестра в настоящем концертном зале. Но в увлекательной, живой, игровой форме можно познакомить малышей с миром музыкальных инструментов, даже попробовать поэкспериментировать и самостоятельно изготовить вместе с ними самые неожиданные музыкальные игрушки из подручного материала. Так уже в дошкольном возрасте у малыша появится представление об основных группах инструментов, особенностях их строения и звучания, что пополнит общие музыкальные знания и разовьёт общую художественную культуру.
44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе - 22 года. Сфера профессиональной деятельности - проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).
Музыкальный руководитель:
Цикл занятий предназначен для детей старшего, среднего дошкольного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Создан для использования музыкальными руководителями детских садов,
Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку.
Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?
К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о цикле занятий, в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. В этом помогла сказка в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Автором предлагаемых видеороликов является Оксана Титоренко Продолжительность роликов небольшая, от 2 до 3,5 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать внимание и не утомляет.
Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров.
Ресурсы: Мультимедийная система или телевизор с DVD-плеером; печатные дидактические пособия, раскраски (по количеству детей); набор детских музыкальных инструментов К. Орфа, музыкальные игрушки.
Примерная структура занятия:
Музыкальное приветствие Просмотр видеоролика Ответы на вопросы Творческое задание, дидактическая игра Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов Домашнее задание Рефлексия
Рекомендуемый дидактический материал и творческие задания: Авторские видеоролики (7 частей), видео-сюжеты выступлений симфонического и народного оркестров, иллюстрации, познавательная информация (как устроен инструмент; история инструмента; как используется); развивающие задания («Дорисуй недостающее», «Четвертый лишний», «Нарисуй по памяти», «Раскрась по образцу»); разрезные картинки, музыкальное «Лото», дидактические игры на развитие тембрового слуха.
Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.
1 занятие
«Знакомство с клавишно-духовыми инструментами
(гармонь, баян, аккордеон)».
Программное содержание:
Муз. рук.: Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. С давних времен люди слушают музыку, а музыка, как известно, исполняется на музыкальных инструментах. Вот сейчас назовите знакомые для вас музыкальные инструменты.
Ответ детей.
Муз. рук.: Сегодня мы еще лучше узнаем музыкальные инструменты. Такие, как гармонь, баян, аккордеон. У них есть общее название, клавишно-духовые их называют. Клавишные потому что у них есть клавиши, а духовые потому что звук они издают при помощи воздуха. Сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм про эти инструменты.
Просмотр видеоролика
Ответы на вопросы
Просмотр видеоролика еще раз
Муз. рук.: Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Он играет на баяне,
На рояле, на гитаре.
Он известнейший талант
Кто же это?
Дети: Музыкант!
Воспитатель: Мы с вами будем музыкантами, давайте посмотрим, как умеют играть наши маленькие помощники-пальцы на инструментах.
Дети исполняют:
Мы пришли и встали, и на дудке заиграли.
Ду-ду-ду… (Шагают на месте. Имитация игры на дудке.)
Мы пришли и встали, на барабане заиграли.
Тра-та-та … (Шагают на месте имитация игры на барабане.)
Мы пришли и встали на балалайке заиграли.
Ля-ля-ля… (Шагают на месте. Имитация игры на балалайке.)
Мы пришли и встали, на гармошке заиграли.
Ти-ли, ти-ли, ти-ли… (Шагают на месте. Имитация игры на гармошке.)
Муз. рук.: Молодцы ребята! А сейчас мы познакомимся с новой песней «Веселый музыкант»
Дети слушают песню в исполнении муз. рук. Отвечают на вопросы о характере и сюжете песни. Разучивают первый куплет.
Песня «Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко, сл. Г. Волгиной
Муз. рук.:
Валеологическаяраспевка:
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети (фонарики)
Помогай нам солнышко побыстрей расти (медленно поднимают руки)
Топ, топ ножки прямо по дорожке (ритмичные притопы)
Хлоп, хлоп, малыши, до чего мы хороши (ритмичные хлопки)
Муз. рук.: Ребята наше занятие подходит к концу давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами инструментами мы познакомились.
Ответы детей.
2 занятие
знакомство с клавишно-ударными инструментами
(рояль, фортепиано).
Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..
Программное содержание:
Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами, сегодня у нас очень интересное занятие. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадки.
1. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?
2. Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его...
Ответы детей.
Муз. рук:Эти инструменты называют клавишно-ударными. Клавишные потому что у них есть клавиши, а ударные, потому что звук они издают при помощи удара молоточков о струны. Сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм про эти инструменты.
Просмотр видеоролика
Ответы на вопросы
Просмотр видеоролика еще раз
Муз. рук: На прошлом занятии мы с вами разучили песню композитора А. Филиппенко. Как она называется?
Ответ детей.
Ответ детей.
(Дети садятся)
Муз. рук:А сейчас мы поиграем в игру «Веселый музыкант».
Игра «Веселый музыкант»
(Музыкальные занятия в детском саду стр.260)
Муз. рук.: Ребята наше занятие подходит к концу давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились.
Ответы детей.
Муз. рук.:Молодцы! До свидания!
3 занятие
знакомство со струнно-смычковыми инструментами
(скрипка, виолончель, контрабас).
Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..
Программное содержание:
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…
Ответы детей
Муз. рук.: У этого инструмента есть брат и сестра и зовут их контрабас и виолончель. А общее название у них, струнно-смычковые. Струнные, потому что у них есть струны, а смычковые, потому что играют на них смычком и звук извлекают при помощи смычка.
Просмотр видеоролика
Ответы на вопросы
Просмотр видеоролика еще раз
Дыхательное упражнение«Воздушные пузыри».
Большой и указательный палец соединяем в кольцо, лёгкий вдох и глубокий выдох в кольцо из пальцев. 3-4 раза.
Логоритмическаяраспевка «Лиса».
Муз. рук: На прошлых занятиях мы с вами разучили песню композитора А. Филиппенко. Как она называется?
Ответ детей.
Муз. рук:Я предлагаю её сейчас спеть. Как мы её будем исполнять?
Ответ детей.
Песня: “Веселый музыкант” муз. А. Филиппенко, сл. Г. Волгиной
(Дети садятся)
Муз. рук.: Ребята наше занятие подходит к концу давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились?
Ответы детей.
Что вам еще запомнилось?
Ответы детей.
Муз. рук.:Молодцы! До свидания!
4 занятие
знакомство с ударными инструментами
(литавры, тарелки, большой барабан).
Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..
Программное содержание:
Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадку.
Ответы детей
Муз. рук.: Ребята, как вы думаете как называются музыкальные инструменты в которые бьют, по которым ударяют.
Ответы детей
Муз. рук.: Правильно ударные.
Просмотр видеоролика
Ответы на вопросы
Просмотр видеоролика еще раз
Муз. рук.: А сейчас я предлагаю пройти всем за столы. Я раздам вам картинки с музыкальными инструментами, чтобы вы их раскрасили цветными карандашами.
Дети раскрашивают картинки.
Ответы детей.
Что вам еще запомнилось?
Ответы детей.
Муз. рук.:Молодцы! До свидания!
5 занятие
знакомство медными духовыми инструментами
(труба, тромбон, туба).
Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..
Программное содержание:
Ход занятия:
Музыкальное приветствие «С добрым утром»
Муз. рук:Здравствуйте, ребята. Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадку.
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт!
Ответы детей.
Муз. рук:Дети скажите, как извлекают звук из трубы?
Ответы детей.
Муз. рук:Правильно при помощи воздуха, можем мы этот инструмент назвать духовым?
Ответы детей.
Муз. рук:А сделан этот инструмент из меди. Поэтому он называется медно-духовой. А какие еще инструменты называют медно-духовыми, сейчас узнаем из нашего фильма.
Просмотр видеоролика
Ответы на вопросы
Просмотр видеоролика еще раз
Дыхательная гимнастика упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»
Муз. рук.: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой песней «Не уроните шарик». Сейчас вы послушаете песню, а потом расскажите о чем она.
Разучивание 1 куплета
Муз. рук: предлагаю вам поиграть в игру «Музыкальный зонтик»
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный зонтик» м. р. №1 2012 стр.10
Муз. рук.:Ребята наше занятие подходит к концу вы отлично справились с заданием. Давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились?
Ответы детей.
Что вам еще запомнилось?
Ответы детей.
Муз. рук.:Молодцы! До свидания!
знакомство с деревянными духовыми инструментами
(флейта, саксофон, фагот).
Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..
Программное содержание:
Ход занятия:
Музыкальное приветствие «С добрым утром»
Муз. рук: Здравствуйте, ребята. Я вновь рада вас видеть на музыкальном занятии. Мы продолжим знакомиться с музыкальными инструментами. Сегодня я хочу рассказать опять о духовых инструментах. Но сначала давайте вспомним какие духовые инструменты вы знаете.
Ответы детей
Муз. рук: Ребята, эти инструменты называют медно-духовые. А сегодня мы познакомимся с деревянно-духовыми музыкальными инструментами. Давайте посмотрим мультфильм.
Просмотр видеоролика
Ответы на вопросы
Просмотр видеоролика еще раз
Дыхательная гимнастика упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос»
Муз. рук: ребята, предлагаю вам продолжить разучивать песню
«Не уроните шарик».
Работа над песней.
Муз. рук: А сейчас мы поиграем в игру «Музыкальное лото»
Игра «Музыкальное лото»
Ответы детей.
Что вам еще запомнилось?
Ответы детей.
Муз. рук.:Молодцы! До свидания!
знакомство со струнно-щипковыми инструментами
(арфа, гитара, балалайка).
Необходимо обратить внимание детей не только на внешний вид инструмента, но и как он устроен и как звучит..
Программное содержание:
Ход занятия:
Музыкальное приветствие «С добрым утром»
Муз. рук.:Здравствуйте ребята, продолжаем знакомиться с музыкальными инструментами. Отгадайте загадки
Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная... . (гитара)
Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.
Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная… (балалайка)
Богиня инструментов всех – звучит журчанье, шелест.
По струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат. (арфа)
Муз. рук.:Все эти инструменты имеют струны, поэтому их называют струнными, а играют на них приемом щипком. Значит назвать их можно струнно-щипковые. Вы уже знаете музыкальные инструменты струнно-смычковые, назовите их.
Ответы детей.
Просмотр видеоролика
Ответы на вопросы
Просмотр видеоролика еще раз
Муз. рук.: продолжаем знакомство с новой песней «Не уроните шарик».
Давайте вспомним 1 куплет песни и припев и будем учить дальше.
Разучивание песни «Не уроните шарик».
Логоритмическая распевка «Лиса».
Са-са, са-са, в гости к нам пришла лиса.
Су-су, су-су, не боимся мы лису.
Сы-сы, сы-сы, она хочет колбасы.
Си-си, си-си, ей кусочек отнеси.
Муз. рук.:А сейчас хочу предложить вам поиграть на арфе.
Дети по очереди играют на арфе.
Муз. рук.:Ребята наше занятие подходит к концу вы отлично справились с заданием. Давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами вы познакомились?
Ответы детей.
Что вам еще запомнилось?
Ответы детей.
Муз. рук.:Молодцы! До свидания!
Наш рассказ поможет дать детям представление о различных музыкальных инструментах. С самого рождения человека окружает музыка. Прислушайтесь и вы обнаружите, что музыка в мире разлита повсюду. Она в щебетании птиц, в шуме моря, стрекотании кузнечика, дуновении ветерка… Нужно только уметь слушать. Чтобы извлекать звуки и создавать музыку, люди придумали и создали множество музыкальных инструментов, все их не перечесть. Мы с вами познакомимся лишь с небольшой частью этих удивительных изобретений.
Самая шумная, самая древняя и многочисленная группа музыкальных инструментов – ударная. Самый известный из них конечно барабан . Он и сейчас выглядит также как много столетий назад.Вы никогда не задумывались, почему барабан круглый а не квадратный? Оказывается потому чтобы кожа натягивалась равномерно, а это возможно только на круге. Играют на барабане деревянными палочками. С их помощью можно вызывать самые разные звуки - от слабого шороха до раскатов грома, но самое т рудное это барабанная дробь! Барабан незаменим в любом оркестре. ОН подчеркивает ритм музыки, придаёт звучанию оркестра большую силу, а его краскам большее разнообразие.
Духовые - Произошли от старинного русского слова «дух», что значит воздух, а может и от слова душа. Ведь для того, чтобы звучание стало по настоящему музыкальным, нужно играть с душой, вкладывать всю душу. Торжественные ликующие голоса этих инструментов, отливающих солнечным блеском, открывает парады, шествия, Олимпийские игры. Они приветствуют гостей, чествуют победителей.
ВОЛТОРНА (лесной рог) – духовой инструмент. Современные волторны – это согнутая в круг медная или латунная трубка длиной более трёх метров, со множеством завитков, с широким раструбом. Она отличается мягкостью и полнотой звучания, необычным приглушенным тембром. Играют на волторне очень своеобразно. При игре кнопки нажимают левой рукой, а правую руку сжатую в кулак, помещают в раструб и двигают её вглубь и обратно для придания музыке особых оттенков.
САКСОФОН – ещё молодой духовой инструмент. Его в 1841 г. В Париже сконструировал мастер А.Сакс, в честь которого и был назван инструмент. И сейчас при исполнении джаза и блюза этот необычный инструмент просто незаменим.
А вот и король всех духовых инструментов – ОРГАН. Кстати слово орган - греческое и обозначает «инструмент». Орган – очень большой, сложный и красивый инструмент. Он устанавливается в больших залах и состоит из целой системы духовых труб разных размеров, воздушных насосов, клавиатур и регистровых ручек… По силе звучания и объёму звуков орган равен целому симфоническому оркестру! Вы представляете такую мощь!? Музыканты, играющие на органе называются органистами. Это пока ещё очень сложная и редкая профессия.
Гармонь, гармоника… без этого инструмента а также его разновидностей – баяна и аккордеона, не обходится не одно выступление. В народе эти инструменты имеют огромную популярность. Кажется, гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. Гармоника была изобретена в 1822 г Фридрихом Бушманом. Оттуда она очень быстро распространилась по всему миру. Все разновидности гармоники клавищно-духовые инструменты. Только у аккордеона с одной стороны, а у баяна с обеих сторон, находятся вместо клавиш кнопки. Меха у гармони разводятся вручную. Простым нажатием на клавишу или кнопку из гармони, баяна и аккордеона можно извлечь не один звук, а целый аккорд. Поэтому на гармошке можно правой рукой играть мелодию, а левой перебирать аккорды. Вот какие богатые возможности у этого инструмента, она звучит как несколько инструментов сразу! И играть на ней удобно можно сидя, стоя, и даже на ходу.
АРФА - какое звучное название! Появилась она ещё на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. В оркестре она занимает особое место. Её голос звучит обычно тогда, когда происходит что-нибудь необыкновенное. Арфа может изображать и нежное дуновение ветерка и грозные порывы бури. Все громогласные инструменты замолкают, когда начинает звучать её дивный голос. И хотя родилась она в древности, говорят её создал один из античных богов, до сих пор она остается молодой и прекрасной. Соло могут играть на арфе только настоящие виртуозы.
Королева оркестра СКРИПКА очень популярный струнный смычковый инструмент. Корпус скрипки очень изящен, С плавными закруглениями, тонкой талией. На верхней деке красивые вырезы, которые называются эфы. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На скрипке четыре струны и они носят название тех звуков на которые настроены «ми» »ля» »ре» »соль». Скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и поддерживает её подбородком. В правой руке музыкант держит смычок и водит им по струнам.
Говорят, скрипка поет… и правда звучание её похоже на трепетный человеческий голос. Но она умеет не только петь, в оркестре ей поручают очень ответственные этюды. Мы слышим пение скрипок то широкое и спокойное, то взволнованное, а то и драматично напряженное. История музыки знает много имен прославленных скрипачей. Легендарное имя Никола Поганини, его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил не верилось, что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы, так может играть на скрипке!
О ГИТАРА, гитара! Сколько возвышенных слов в её адрес написано и сказано. Гитара, пожалуй, самый любимый и популярный инструмент. И это не случайно. Гитара сопровождает музыканта повсюду. На гитаре можно сыграть и старинные русские романсы, и страстные цыганские песни, и классическую музыку. Этот инструмент как бы сливается с музыкантом. Она всегда рядом с ним в горе и в радости, в походе, на отдыхе и дома.
Говорят, гитара родилась в Испании. Первые упоминания о ней относятся к 14 веку. Современные гитары различаются между собой. Есть испанская шестиструнная гитара, русская семиструнная и особая гавайская шестиструнная. Гитара относится к струнным щипковым инструментам. Чтобы овладеть настоящим искусством игры на гитаре потребуется много лет.
А вот музыкальные инструменты всего с тремя струнами. Что на них можно сыграть? Оказывается множество всяких мелодий. У этих инструментов длинная узкая шейка, она называется гриф. Вдоль неё натянуты всего три струны. Если прижимать струну к грифу в определенном месте, то можно сделать звуки длиннее и короче. Речь идет о домре и балалайке. Это щипковые струнные инструменты. Чаще всего их можно услышать в оркестре русских народных инструментов.
Домра появилась в шестнадцатом веке, а балалайка в семнадцатом. Домра лирична, напевна, нежна, а у балалайки характер легкий. Что на ней не играй, все будет получаться весело, беззаботно, а когда и дурашливо. Эти музыкальные инструменты любят веселых, энергичных исполнителей, и они очень любимы народом.
Вот и закончилось наше знакомство с удивительными музыкальными инструментами . А может только началось? Ведь это лишь малая часть огромной страны, где правит её Величество Музыка. Путешествовать можно в этой стране долго и увлекательно. Здесь можно встретить ещё очень много интересных, загадочных, даже таинственных обитателей. «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане» - так сказал знаменитый испанский гитарист Андрес Сиговия.
Ищите, друзья, свой остров! Счастливого вам пути!
Сценарий развлечения для детей 4-5 лет. Знакомство детей с детскими музыкальными инструментами.
(Презентация новых детских музыкальных инструментов)
Программное содержание
Цель:
привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых различными музыкальными инструментами.
Задачи.
Образовательные:
1. Формирование представлений о музыкальных и шумовых звуках.
2. Получение знаний о музыкальных шумовых инструментах, истории их создания и особенностях звучания.
3. Знакомство с приёмами игры на шумовых инструментах.
4. Разучивание и исполнение русских народных песенок и попевок.
5. Учить различать инструменты по звучанию.
6. Закреплять названия инструментов, навыки игры на них.
Развивающие:
1. Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
2. Развитие музыкальной памяти, звуковысотного слуха, внимания.
3. Знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования.
4. Развитие творческих навыков (импровизация).
5.Закрепление знаний детей о погремушке как музыкальном инструменте, учить играть ритмично, вовремя начинать и заканчивать.
6. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и любви к музыке, народной музыкальной культуре, миру прекрасного.
2. Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.
3. Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира.
Атрибуты и оборудование:
Коллекция погремушек, бубны, тамбурины, ложки, колокольчики, металлофоны, бубенцы, треугольники, трещотки, ритмические палочки, маракасы, самодельные погремушки.
Оборудование для показа слайдов.
Предварительная работа
музыкального руководителя:
Подбор репертуара для детей и взрослых, подбор слайдов для презентации, выбор музыкальных инструментов для исполнения музыкальных пьес в оркестре, аранжировка для оркестра музыкальных произведений.
Работа с детьми:
Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами и металлофоном;
Обучение приёмам игры на них;
Разучивание припева песни «Погремушка», танца с погремушками, игры «Кто скорее», музыкальных пьес для игры на детских музыкальных инструментах.
Работа с педагогами:
Разучивание польки «Летка-Енька», песни «Погремушка».
Работа с родителями:
Изготовление самодельных игрушек погремушек для выставки.
Методы и приемы:
игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Задачи интегрированных образовательных областей:
«Познание». Закреплять названия музыкальных инструментов: маракасы, бубенцы, трещотка, тамбурин, металлофон, ритмические палочки, треугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением, выразительно читать короткие стихотворения.
Ход развлечения.
Ведущий:Показ слайдов «Погремушка в живописных полотнах»
Среди белых полотенец
На роскошном тюфяке
Дремлет дамочка-младенец
С погремушкою в руке.
Ровно месяц эта дама
Существует среди нас.
В ней четыре килограмма,
Это - девочка-алмаз.
(автор стихов Николай Олейников)
Веселее всех – игрушка,
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку –
Станет плакса хохотушкой.
Эта милая игрушка
Малышовая подружка.
Целый день она поёт,
Деткам плакать не даёт.
А чтобы погремушки так весело гремели и веселили малышей, какими сыпучими материалами их наполняют? (ответы детей)
Когда вы были маленькими, вы могли только греметь погремушками. А теперь вы стали старше, можете не просто греметь, а играть на них как на музыкальных инструментах. Покажите, как вы умеете играть на погремушках (дети берут погремушки и встают врассыпную)
.
Песня «Погремушка» муз. В. Добрынина, сл. М. Пляцковского
(Запев поёт воспитатель, дети поют припев и играют на погремушках)
Ведущий:
Как хорошо вы пели и играли на погремушках! А хотите с ними поплясать?
Танец с погремушками
Ведущий:
Вот какой замечательный музыкальный инструмент – погремушка! (обращает внимание на выставку погремушек, которые сделали дети с родителями своими руками)
Посмотрите на нашу выставку погремушек. Это дети и их родители сделали вот такие погремушки сами, своими руками! Хотите послушать, как они звучат? Дети, поиграйте нам на своих погремушках!
Оркестр самодельных погремушек, муз. Kukaracha-Kukaracha
Ведущий:
Всем понравилось, как звучат эти погремушки? Давайте теперь с ними поиграем!
Игра «Кто скорее возьмёт погремушку»
Ведущий:
Кроме погремушек есть ещё много интересных шумовых и музыкальных
инструментов. Попробуйте отгадать, как они называются?..
(после правильного ответа детей на экране появляется
слайд с изображением этого инструмента)
1. Он играет от души,
Ритм очень труден.
Что звучит, скорей скажи?
Непоседа … бубен (показ слайда «бубен»)
2. Ещё играет рядом с ним
Тоже звонкий… тамбурин (показ слайда « тамбурин»)
3. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон!» колокольчик (показ слайда «колокольчик»)
4. Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня - поварёшка... ложка (показ слайда «ложки»)
5. В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто всё посеребрит.
Узнаёт любой дошкольник,
Когда играет… треугольник (показ слайда «треугольник»)
6. Вот пластинки из металла,
На дощечке их немало.
Из пластинок тех, что много,
Убегает вдаль дорога.
Слышится чудесный звон.
Так звучит … металлофон (показ слайда «металлофон»)
7. Здесь пластиночки другие,
Деревянные, большие.
Как начнут они трещать –
Надо уши закрывать… трещотка (показ слайда «трещотки»)
8. Это вам не погремушка
И не детская игрушка.
Очень радует всех нас
Деревянный … маракас (показ слайда « маракасы»)
9. Бьют друг друга – тук-тук-тук –
И слышат все красивый звук… палочки (показ слайда «ритмические палочки»)
10. Раззвонились молодцы,
Удалые … бубенцы (показ слайда «бубенцы»)
Ребята, вам нравятся все эти музыкальные инструменты? (дети отвечают)
Очень любят дети наши
Больше, чем любую кашу,
Ложки, румбы, треугольник,
Маракасы, колокольчик.
Любят и металлофон,
Потому что звонкий он.
А ещё на бубне утром
Любят дети постучать…
В это время папе с мамой
Очень хочется поспать.
А если эти инструменты собрать сразу все вместе?.. Хотите послушать, что получится? Берите инструменты, ребята!
(дети берут инструменты и встают перед зрителями)
Ведущий:
Полюбуйтесь на оркестр:
Инструменты хороши!
Виртуозы-музыканты –
Это наши малыши!
Дети:
(поочерёдно рассказывают про свой инструмент)
1. Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет! (Ребёнок играет на бубне)
2. Словно дружные ладошки,
Застучали наши ложки! (Ребёнок играет на ложках)
3. А вот это – палочки,
Палочки-стукалочки! (Ребёнок стучит палочками)
4. Как трещотка затрещит –
Всех сегодня удивит! (Ребёнок играет на трещотке)
5. Издаёт прекрасный звон
Звонкий наш металлофон! (Ребёнок играет глиссандо на металлофоне)
6. Это – братья-сорванцы,
Колокольцы-бубенцы! (Ребёнок звенит бубенцами)
7. Будет здесь играть для вас
Деревянный маракас! (Ребёнок играет на маракасах)
8. В треугольники ударим –
Радость всем гостям подарим! (Ребёнок играет на треугольнике)
9. Дили-дон! Дили-дон!
Слышен звон со всех сторон!
Колокольчик так звенит,
Словно ручеёк журчит. (Ребёнок звенит колокольчиком)
Дети хором:
Мы для вас сыграем дружно,
Вам лишь только хлопать нужно!
Дети играют в оркестре. «Московская кадриль»
Ведущий:
Молодцы, ребятки! (обращается к гостям) А вам понравилось, как играют наши дети? В нашем детском саду не только дети, но и взрослые очень любят играть на музыкальных инструментах.
Послушайте в их исполнении финскую польку, которая называется «Летка-Енька».
Воспитатели исполняют польку «Летка-Енька».
Ведущий:
Вот как весело мы сегодня провели вечер! Вы хотите научиться делать какой-нибудь другой инструмент? Хорошо! В следующий раз мы будем с вами делать колокольчики. А теперь нам пришла пора прощаться. Скажем гостям: «До свидания, до новых встреч»!
(дети прощаются и уходят в группу)
Альбина Андросова
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа
Цель занятия : развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству .
1. Познакомить детей с историей возникновения .
2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах ;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;
5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;
7. Воспитывать любовь и интерес к музыке .
Коррекционные цели :
1. Развитие слухового внимания, активной фиксации взора.
2. Развивать прослеживающую функцию глаза и слухового внимания, мелкую моторику рук.
3. Развивать умение локализовывать работу зрения и рук.
Материалы и оборудование :
2 короба с музыкальными инструментами , музыкальные инструменты , презентация «История возникновения русских народных инструментов » , ноутбук, проектор, экран, ширма, угощение.
Предварительная работа :
Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен , разучивание русских народных попевок , хороводов и музыкально-дидактических игр , индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах .
(слайд №1 и звуком 1)
Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал, образуют круг.
Муз. рук.: - Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!
(поет) Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Пропою я вам «Привет!» .
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку :
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный… .(инструмент .)
Муз. рук.: - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты ? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты ?
(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла» )
Муз. рук. - Вы слышите музыку ? Это же звучат наши утерянные инструменты , а исполняют они русскую народную песню .
Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты . А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты ? Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.
(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)
Слайд №2 и ЗВУК.
Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов ? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.
(слайд №3) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент , который называется погремушка. (Слайд №4 с изображением русской погремушки ) Погремушка – это шумовой инструмент . Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)
(Слайд №5) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку . (Слайд №6) . Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)
(Слайд №7) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент , который называется деревянные ложки (Слайд №8) . Деревянные ложки – это ударный инструмент . А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам ? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют . Давайте послушаем, как звучат ложки . (ЗВУК)
(слайд №9) Муз. рук.: - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент , подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент , который называется - свирель и рожок (слайд №10) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам ? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)
(Слайд №11) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку », - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №12) . Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты . Почему у них такое странное название? (Ответы детей) . Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь» , если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант , который играет на балалайке, называется балалаечником. Сегодня к вам в гости пришел юный балалаечник Антон. Он исполнит для вас на балалайке русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» .
Гость из музыкальной школы балалаечник .
Исполняет «Во саду ли, в огороде»
Муз. рук.: - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты . А раз их придумали и смастерили русские люди , русский народ , то и назвали эти инструменты русскими народными .
Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с коробом в руках.
Андрюша (кланяется) : Здравствуйте ребятишки,
Курносые девчушки, задорные мальчишки.
Муз. рук.: - Здравствуй, а ты кто?
Андрюша : - Я Андрюша весельчак – это знает, всяк!
С вами буду я играть и ребятам помогать!
Муз. рук.: - Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой . Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.
Муз. руководитель исполняет попевку р. н. п. «Андрей-воробей» .
Муз. рук.: - Андрюша, понравилась тебе эта попевка?
Андрюша : - А я уже давно знаю эту попевку, а вот ребят я почему-то не услышал.
Муз. рук.: - А вот мы сейчас быстренько исправимся. Давайте, ребята, я сначала буду одна говорить, а потом все вместе будем проговаривать….(проговаривают) .
А сейчас пропоем и простучим в ладоши одновременно эту песню.
Андрюша : - Вот теперь другое дело! А я тоже знаю русскую народную песню .
Разучивание р. н. п. «Как у наших у ворот» .
Муз. рук.: - Андрюша, а что это за короб у тебя такой?
Андрюша :- Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.
Этот короб не простой, этот короб расписной
Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.
Муз. рук.: - Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!
Андрюша : Открою, если отгадаете загадку.
И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.
Расписные, яркие веселят всю ярмарку.
Дети : Музыкальные инструменты !
Андрюша : Эх, какие догадливые!
Муз. рук.: Ну - ка, ну - ка, покажи!
(Андрюша достает из короба трещотку, погремушку и ложки)
Муз. рук.: Так, это те инструменты , которые исчезли из нашей коробки, но как ты их нашел?
Андрюша : А я вышел на лесную поляну и увидел, как муравьи играют на инструментах . Посмотрите, как это было…
(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки » 1969г)
Муз. рук.: - Ребята, вам понравилось как играли лесные музыканты ? (Да) А какие инструменты вы узнали ? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.) А вы бы хотели стать музыкантами ? (Да) Тогда давайте поиграем в игру «Угадай, на чем играю»
Андрюша : Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю»
(Звучит русская плясовая )
Муз. рук.: - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая музыка . Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой .
(Дети импровизируют танец.)
Андрюша : - Ай да, детки молодцы, все танцевали от души.
Муз. рук.: - Андрюша, а что у тебя еще есть в коробе?
Андрюша : - В моём коробе ещё есть много инструментов разных . Инструменты хороши , поиграйте от души! Не с ходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.
Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)
Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?
Дети : - Дирижер!
(Раздача инструментов )
Муз. рук.: - Громко, сильно не стучите, инструменты берегите ! Музыку слушайте внимательно!
В ритм попадайте обязательно!
ОРКЕСТР «Ах, вы сени» .
Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? За то, что вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов , я вам вручаю медали.
Ну-ка, Андрюша, что у тебя еще в коробке лежит?
Андрюша : - Угощение для ребят, угостить детей я рад.
Вам пряники русские сладкие , мятные,
К чаю ароматному угощение знатное.
Раздача угощений.
Муз. рук. и Андрюша : Ребята, спасибо вам большое. До свиданья.
(Дети под музыку р . н. м. выходят из зала)