Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как выглядят струнно смычковые инструменты. Смычковые музыкальные инструменты

Как выглядят струнно смычковые инструменты. Смычковые музыкальные инструменты

Согласно справочников, струнные музыкальные инструменты (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча); щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка); ударные (различного рода цимбалы); ударно-клавишные (фортепьяно); щипково-клавишные (клавесины).

Ниже приводим наиболее известные разновидности смычковых музыкальных инструментов .

Скрипка, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по звучанию в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Возникла на основе усовершенствования народных инструментов. В классическом виде оформилась в творчестве северо-итальянских скрипичных мастеров 16-18 веков, к которым в частности относились: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другие.

В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати (Amati)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник-Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо-Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Гварнери (Guarneri)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и другие.

Страдивари (Stradivari) Антонио (1644г.-1737г.)-итальянский мастер смычковых инструментов (глава семьи мастеров). Первоначально подражал своему учителю Н. Амати; впоследствии создал собственные модели скрипки, альта, виолончели, которые ценятся наиболее высоко (наряду с инструментами Гварнери дель Джезу). Известными мастерами были его сыновья: Франческо (1671г.-1743г.) и Омобено (1679г.-1742г.).

Но вернемся к теме о музыкальных инструментах:

Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, по размерам больше скрипки.

Виолончель (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового звучания. Появился в 15-16 веках. Классические образцы виолончели созданы итальянскими мастерами 17-18 веков: А. и Н.Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другими. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Виолы (итальянское viole), семейство струнных смычковых инструментов, распространенных в Западной Европе в 15-18 веках. По виду напоминает большую скрипку. По размерам и по положению инструмента во время игры различают виолы да браччо и виолы да гамба. Виолы да браччо (итальянское da braccio-ручные) держали горизонтально как скрипку, а виолы да гамба (da gamba-ножные) держали вертикально, как виолончель. Надо отметить, что наиболее близким к семейству виол относят современный контрабас.

Контрабас (итальянское contrab(b) asso), самый большой по размерам и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан контрабас в середине 17 века на основе контрабасовой виолы да гамба. С 18 века контрабас использовался как ансамблевый, а также как оркестровый инструмент, а с 20 века-как сольный инструмент.

Гиджак , струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, каракалпакский, уссурийский). Аналогичен кеманче.

Кеманча (кяманча), 4-х струнный смычковый инструмент. Распространена в Азербайджане, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

Теперь о щипковых струнных инструментах. К ним относятся:

Арфа (от др.-германского Ћarрa), многострунный щипковый инструмент в виде большой треугольной рамы. Ранние изображения арфы отмечены 3-м тысячелетием до нашей эры. Современная педальная арфа изобретена в 1810 году С. Эраром во Франции. Различные типы арфы встречаются у многих народов мира. Используется арфа как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

Балалайка , русский 3-х струнный щипковый инструмент с треугольной декой. Известна балалайка с начала 18 века. Усовершенствована в 1880-х годах.

Лютня (польское lutnia, от арабского аль-уд, буквально дерево), старинный струнный (6-16 струн) щипковый музыкальный инструмент арабо-иранского происхождения. По звучанию близка гитаре. В Европе распространилась со времен арабского завоевания Испании (с 8 века).

Уд (аль-уд) представляет собой древний арабский музыкальный инструмент, прототип современной лютни. Также распространен и как народный азербайджанский музыкальный инструмент типа лютни.

Ситар (сетар), индивидуальный струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Распространен в Индии, Узбекистане, Таджикистане (сетар). С 1960-х годов используется в рок-музыке.
Мандолина (итальянское mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с овальным корпусом. Звук извлекается плектром. Инструмент итальянского происхождения, известен с 17 века. Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с четырехпарными струнами.

Гитара (греческое kitЋara-кифара, испанское guitarra), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа с деревянным корпусом в виде восьмерки. С 13 века известна в Испании, затем в Италии, с 17-18 веков-в древних странах Европы и Америки (в том числе как народный инструмент). С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, в России преимущественно 7-струнная. В современной эстрадной музыке используется электрогитара.

Лира (греческое lyra), древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творческого вдохновения. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда "лирика"). Среди многочисленных разновидностей-усовершенствованная кифара. Подобный тип инструмента был широко распространен во многих древних цивилизациях. С 11 века в Западной и Восточной Европе известна так называемая колесная лира. Является музыкальным инструментом украинских и белорусских певцов (украинская реля, рыля, белорусская лера). В Западной Европе 15-18 веков лира представляла собой струнный смычковый инструмент, близкий виолам, лютне, скрипке.

Кифара (китара), греческое kitЋare, древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент.

Гусли , русский струнный щипковый инструмент. Разновидности гуслей-крыловидные, шлемовидные, прямоугольные. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные-11-36, прямоугольные (столообразные)-55-56 струн. Упоминается данный музыкальный инструмент с 6 века. С 20 века используются главным образом прямоугольные гусли.
Домбра, казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы-кюи.

Для сведения: кюи, казахские народные инструментальные пьесы, которые исполнялись на домбре, а также и на других народных музыкальных инструментах.

Домра , древне-русский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом. Использовалась домра в 16-17 веках скоморохами. В конце 19 века было создано семейство 3-х струнных оркестровых домр, а в начале 20 века-семейство 4-х струнных домр.

Для сведения: скоморохи-странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты. Известны с 11 века. Особенно были распространены в 15-17 веках.
Саз, струнный щипковый музыкальный инструмент с 3-4 парными или тройными струнами. Распространен саз среди народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других странах Востока. Обычно на сазе аккомпанируют себе ашуги.

Тар (тара, тари) многострунный щипковый музыкальный инструмент, распространен на Кавказе и в Средней Азии.

Цитра (немецкое zitЋer), небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. Наиболее распространена в Австрии и Германии 19 века. Известна с древности.

Перейдем к группе ударных струнных музыкальных инструментов. Вот один из представителей этой группы:
Цимбалы (от польского cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Представлен в виде ящика со струнами, по которым ударяют молоточками. Наиболее распространен данный инструмент в Венгрии. Входит в состав народных оркестров Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и других.

А теперь несколько об ударно-клавишных струнных инструментах:

Фортепьяно (итальянское forteрiano, от forte-громко и рiano-тихо), общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Изобретено фортепьяно в начале 18 века. Современный тип концертного фортепьяно известен с 1820 годов.

Рояль (от французского royal-королевский, царственный), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены горизонтально.

Пианино (итальянское рianino, буквально маленькое фортепьяно), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены в вертикальной плоскости. Современная конструкция известна с середины 19 века.
Клавикорд (от латинского clavis-ключ и греческого cЋorde-струна). Русское название в 18-19 веках звучало как клавикорды. Представляет собой струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Основное распространение клавикорд приобрел в 15-19 веках главным образом в сольном камерном музицировании, затем полностью вытеснен фортепьяно.

А вот представитель группы струнных щипково-клавишных инструментов:

Клавесин (чембало, харпсихорд), французское clavecin, итальянское cembalo, английское ЋarрsicЋord-струнный щипково-клавишный (в отличие от клавикорда) музыкальный инструмент. Известен клавесин с 16 века. Имеет различные формы, типы и разновидности. Является одним из предшественников фортепьяно. Широко применяется с 20 века.

И еще о некоторых разновидностях струнных инструментов:

Гармоника (гармонь), (от греческого Ћarmonikos-созвучный, стройный), клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Представляет собой подвижные меха с двумя дощечками, снабженными клавиатурой. Изобретена гармоника немецким мастером Ф. Бушманом (1822). Распространена у многих народов Европы. Усовершенствованные виды-баян, аккордеон.

Баян , один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармоники, по размерам превышающим гармонику со сложной системой ладов. Назван по имени древне-русского певца-сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных инструментов.
Аккордеон (франц. accordeоn), в русской терминологии-одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа для правой руки. Название инструменту дал венский мастер К. Демиан (1829).

Фисгармония (немецкое fisЋarmonium, от греческого рЋysa-мехи и Ћarmonia-гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 века. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме фисгармония близка пианино. Другое название-гармониум.

Орган , клавишно-духовой инструмент. Современный вид сформировался с 16 века. Состоит из воздухонагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров и клавиатур-ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Надо отметить, что воздухонагнетательный механизм до середины 19 века был ручным, а затем стал электрическим. С 7 века орган используется в церковной католической музыке.

Шарманка (вероятно от начальной строки немецкой песенки "SЋarmante KatЋarine"-"Прелестная Катарина"), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.

Основой симфонического оркестра является группа, расположенная в центре, прямо перед зрителями и дирижёром. Это струнные смычковые инструменты. Источником звука служит колебание струн. Классификацией Хорнбостеля-Закса струнно-смычковые инструменты названы хордофонами. Когда две скрипки, альт и виолончель играют вместе, получается струнный квартет. Это камерная

Предшественники

Контрабасы, виолончели, альты и даже скрипки появились далеко не первыми, им предшествовали виолы, которые стали популярными в пятнадцатом веке. Звук у них был мягкий и нежный, поэтому очень скоро они стали любимицами всяческих оркестров. Струнные смычковые инструменты как таковые появились задолго до виол, но всё равно они намного моложе инструментов щипковых.

Смычок придумали в Индии, даже древние греки об этом ещё не знали. Арабы, персы, африканцы передавали его из страны в страну, как эстафетную палочку, и постепенно (к восьмому веку) смычок попал в Европу. Там образовались струнные смычковые инструменты, которые, видоизменяясь, дали жизнь сначала виоле, а затем скрипке.

Виола

Виолы были разной величины и с разной высоты голосами, некоторые стояли между колен, другие - на коленях, третьи - покрупнее - стояли на скамье и на них нужно было играть стоя. Были и виолы маленькие, которые держали, как и скрипку, на плече. Виола да гамба до сих пор есть в оркестрах, у неё очень своеобразный и красивый "голос". Она победоносно существовала до восемнадцатого века, затем некоторое время виолончель исполняла её партии. Лишь в 1905-м году виола да гамба вернулась в оркестр. Струнно-смычковые очень обогатили своё звучание благодаря её возвращению.

Вообще виолы долго были для аристократов более приемлемыми: у них изысканный, как бы приглушённый звук, музыка органично звучит при свечах, когда музыканты в бархатных одеждах и напудренных париках. Скрипки сначала завоевали народную музыку, поэтому во дворцы и салоны их долго не впускали, там царствовали виолы и лютни.

Виолы музыкальные изготавливались из самых ценных материалов и были тоже очень красивы, даже головки часто были с художественной резьбой в виде цветов, голов животных или людей.

Мастера

В пятнадцатом веке, с появлением скрипок, лютневые и виоловые мастера начали переквалифицироваться по мере того, как народные ярмарочные инструменты вытесняли старые аристократические, поскольку имели гораздо больше возможностей извлечения звука, выразительного и технически искусного. В Кремоне основалась знаменитая школа Андреа Амати, ставшая потомственной. Его внуку удавалось делать скрипки, у которых чрезвычайно усилилось звучание, а теплота, мягкость и разнообразие тембра сохранились.

Скрипки стали уметь всё: выражать человеческие чувства и даже подражать интонациям человеческого голоса. Спустя век другой мастер - Антонио Страдивари, ученик открыл собственную мастерскую и тоже преуспел. Также выдающимся мастером был и Джузеппе Гварнери, который придумал новую конструкцию скрипки, более совершенную. Все эти школы были семейными, дело продолжали и дети, и внуки. Они изготавливали не только скрипки, но и все остальные струнные смычковые инструменты.

Названия оркестровых инструментов

Самым высоким регистром из струнных смычковых владеет скрипка, а самым низким - контрабас. Ближе к скрипичному звучанию - чуть ниже - звучит альт, ещё ниже - виолончель. Формой своей все струнные смычковые инструменты напоминают человеческую фигуру, только разных размеров.

Корпус скрипок имеет две деки - нижнюю и верхнюю, первая изготовлена из клёна, а вторая из ели. Именно деки отвечают за качество и силу звука. На верхней расположены фигурные прорези - эфы, и похожи они на букву "f". К корпусу прикреплён гриф (по которому "бегают" пальцы скрипача), обычно он сделан из чёрного дерева, а над ним натянуты струны - их четыре. Они крепятся колками, накручиваясь на них и натягиваясь. Вот от натяжения зависит высота звука, подкручивая колки.

Как на них играют

Альт крупнее скрипки, хотя его так же держат на плече. Виолончель ещё крупнее, на ней играют сидя на стуле, устроив инструмент на полу между ногами. Контрабас намного больше виолончели размером, басист всегда играет стоя, в редких случаях присаживается на высокий табурет.

Смычок - это трость из дерева, на которую натянуты толстые конские волосы, которые потом смазываются канифолью - сосновой смолой. Тогда смычок слегка прилипает к струне и как бы тянет её за собой. Струна вибрирует и потому звучит. Все струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра работают именно по этому принципу. Когда того требует партитура, на струнных смычковых можно извлекать звук щипком (пиццикато) и даже ударом деревянной части смычка.

Альт

Альт внешне очень похож на скрипку, просто он пошире и подлиннее, но вот тембр у него особенный, звучание ниже и гуще. Далеко не каждый скрипач сможет играть на альте с корпусом длиной в сорок шесть сантиметров да плюс гриф. Пальцы должны быть сильные и длинные, кисть широкая и тоже сильная. И, конечно, нужна особая чуткость. Все эти качества вместе довольно редко встречаются.

Хотя у композиторов альт не так популярен, как остальная группа струнных смычковых инструментов, он всё-таки очень важен в симфоническом оркестре. А когда играет соло, например, ценность этого инструмента особенно хорошо ощущается.

Виолончель

Нет инструмента более приспособленного, чтобы выразить такие чувства, как скорбь, грусть, печаль, даже отчаяние. Голос виолончели имеет пронзающий душу особенный тембр, ни на какой другой инструмент не похожий. сравнивал в своих "Алых парусах" скрипку с чистой девушкой по имени Ассоль, а виолончель - со страстной Кармен. И действительно, виолончель очень глубоко может передавать сильные чувства и яркий характер.

Изготавливались виолончели одновременно со скрипками уже самыми первыми мастерами, но до совершенства её довёл Антонио Страдивари. Этот инструмент долго не замечали в оркестре, оставив ему партии сопровождения, но когда этот голос был по-настоящему услышан, композиторы написали очень много сольной и камерной музыки для виолончели, а исполнители всё более совершенствовали технику игры на этом инструменте.

Контрабас

Это самый низкий струнно-смычковый инструмент по регистру. Формой контрабас на скрипку похож не слишком: более покатый корпус, плечи его вплотную прилегают к шейке. Звук у него гулкий, густой, низкий, а без басового регистра оркестр хорошо звучать не будет, поэтому контрабас там просто незаменим. Причём, приживается он практически в любом оркестре - даже джазовом. Без него не обойтись.

Если сравнить оркестровую партитуру с человеческим телом, то басовая партия - это скелет, на котором соответственно "мясо" - сопровождение, а мелодическая линия - "кожа", её всем видно. Если представить, что скелет из тела убран, что получится? Да, мешок бесформенный. Вот так же необходим и бас, на нём всё держится. Какие инструменты струнно-смычковые смогут держать ритм всего оркестра? Только контрабасы.

Скрипка

Струнные смычковые инструменты по праву считают её королевой, когда поёт скрипка, остальные могут только подпевать. Звук извлекается способом хитрым, какого ни один другой инструмент этой группы не умеет. Смычок с жёстким, шершавым, грубым конским волосом, натёртый канифолью, - почти напильник, потому что крепкая канифоль сыплется порошком. Когда смычок касается струны, немедленно прилипает и тянет за собой струну, сколько хватит её упругости, потом она отрывается, чтобы немедленно снова прилипнуть. Вот такое движение струны - равномерное, когда смычок её тянет, и синусоидальное на возвращении, - и даёт тот неповторимый тембр.

Ещё и такая тонкость: у других инструментов, у гитар, например, струны натянуты на жёсткие порожки из металла, а у скрипки они опираются на деревянную, довольно хлипкую подставку, которая колеблется при игре в обе стороны, и эти колебания передаёт всем струнам, даже тем, которых смычок не касается. Так в общую картину добавляются еле уловимые призвуки, которые ещё более обогащают звук инструмента.

Возможности инструмента

Интонационная свобода звучания скрипки просто бесконечна. Она может не только петь, но и свистеть, и передразнить скрип двери и щебет птицы. А однажды по телевидению показывали первоапрельскую юморину, где скрипач смешил публику, имитируя игрой совершенно не относящиеся к музыке звуки. Например, неразборчивый голос диспетчера на вокзале, объявляющий приход поезда. Слово "павтаряаааю" скрипка прямо-таки выговорила. Мастерство владения этим инструментом более всего зависит от качества слуха исполнителя, да и обучение должно быть долгим. Не напрасно детей начинают учить уже в три-четыре года, чтобы результаты получились достойными.

В хордофонах , как следует из их названия (от греч. "хорда" — струна), звук извлекается посредством колебания туго натянутых струн:

1) через воздействие на них смычка: скрипка,виола да гамба, равель, ребек:

Скрипка

виола да гамба

ребек

2) с помощью непосредственного перебора струн пальцами или плектром (медиатором). В этом случае инструменты могут иметь шейку, гриф и резонаторы — лютня, гитара, мандолина:

Лютня.

Гитара.

Мандолина.

или не иметь шейки с грифом, а представлять собой только лишь гармонический ящик или резонатор, как, например,кифары :

Струнные инструменты могут быть щипковыми (перебор струн) — псалтерионы, гусли, цитра:

Псалтерион.

Цитра

Гусли.

или ударными дульсема, цимбалон :



Цимбалон.

Стоит отметить, что в Средневековье "потомки" ударных струнных инструментов получили клавишный механизм. Таким образом, прямым наследством средневековых псалтерионов и цитр мы должны считать клавесин, спинет и верджинел, ввиду того, что их струны ударяются маленькими медиаторами.

клавесин

Спинет.

Верджинел.

Между тем к "генеалогии" дульсемы принадлежат клавикорды, пианино и рояль .

Клавикорд.

Пианино.

Рояль.

Струнные смычковые инструменты.

Звучание струнных смычковых инструментов.

Cмычковые инструменты известны с VIII в., и их родиной считается регион Узбекистана и территории вблизи Аральского моря. Отсюда смычковые инструменты распространились на восток — в музыкальные культуры Индии и Китая, в то же время по персидскому пути — на юг и на запад, достигнув исламских территорий. В балканской зоне появился смычковый кордафон , прибывший на Европейский континент через Византию. Также на Иберийском (Пиренейском) полуострове уже в XI в мы встречаем обширные сведения и иконографию, относящиеся к смычковым инструментам, прежде всего к равелям (трехструнная пастушеская скрипка). Лижерика - тоже старинный трехструнный инструмент Хорватии. Внешне лижерика представляет грушевидный деревянный музыкальный инструмент, состоящий из трех струн. Игра производится при помощи смычка и сопровождает различные танцы. Музыкант играет на инструменте сидя, лижерику держит на левом колене. Одновременно исполнитель отбивает нужный ритм для танцоров правой ногой. Танцоры при парном исполнении двигаются вокруг музыканта по кругу.

Но самым значимым смычковым инструментом Средневековья была виола, также называемая смычковой виуэлой и известная у музыковедов (органологов) как фидула .

В действительности от названного инструмента в конце XV в. произошла виола да гамба , известная также в Кастилии как виуэла де пиерна , смычковая виуэла или виолон , инструментальное семейство которой было одним из наиболее значимых в эпоху Возрождения и барокко.

Названные виолы имели различные тембры и размеры, и на них играли, опирая на колени (сопроано) или поставив между ног (тенор и бас). Диапозон виолы был закреплен ладами, и поэтому они были полифонического характера. С плоской спинкой и немного выпуклой гармонической крышкой они имели пять или шесть струн, настроенных квартами (семь струн в конце XVII в.). Репертуар для виол был чрезвычайно разнообразен, прежде всего со стороны французской школы, в которой появляются имена Сен — Коломба (ум. между 1691 и 1701), Де Маши (1685 — 1692), Луи де Ка д"Эрвелуа (1670 или 1680 — ок. 1760), Антуан Форкере (1671 или 1672 — 1745) и Марен Маре (1656 — 1728). Также в Англии XVI — XVII вв. появилась целая плеяда композиторов, писавших музыку для виол: Тобиас Хьюм (ок. 1569 — 1645), Орландо Гиббонс (1583 — 1625), Кристофер Тай (1498 — 1572), Метью Локк (ок. 1630 — 1677), Генри Перселл (ок. 1659 — 1695) и Джон Дженкинс (1592 — 1678).

Но уже в XVII в. виолы стали вытесняться с музыкального Олимпа шедшим им на смену другим семейством смычковых инструментов — семейством скрипок (скрипка, альт, виолончель и контрабас) . Эти инструменты сразу же завоевали популярность как у композиторов, так и у слушателей. Относительно виол да гамба скрипки имеют более ущемленный корпус, более узкие боковые обводы (обечайки), подставку более высокую (и поэтому обладают большей звучностью и высотой звука), четыре струны, настроенные квинтами, и более длинный смычок.

Контрабас, виолончель, альт, скрипка (слева — направо)

Tomaso Albinoni — Adagio — String Quartet

Наконец, среди семейства струнных смычковых инструментов следует упомянуть так называемую виолу де руэда (колесная виола), производную от средневекового инструмента, называвшегося "органиструм".

Звук у этого инструмента извлекается посредством трения о струны колеса, приводимого в действие рукояткой. Начав вращаться, колесо задевает струны и издает звук, который напоминает (в известной степени) звук волынки. Инструмент имел несколько разных басовых струн и, кроме того, две мелодические струны в унисон. Хотя его происхождение связывают с монастырской музыкой, он быстро стал народным инструментом, типичным для бродячих музыкантов, которые его использовали для аккомпанемента своему пению.

Струнные щипковые инструменты.

Щипковые хордофоны были известны также с древности.

Звучание струнных щипковых инструментов.

Уже в III тысячелетии до н.э. инструмент наподобие лиры был очень популярен в Месопотамии. Вывезенный в Грецию, он был здесь усовершенствован и позже распространен и в Риме. Согласно мифу, первая лира была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Она имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной. Сначала для натяжения струн использовали деревянные и костяные колки, позднее — металлические.

К древним струнным щипковым инструментам относится также кифара, обладающая узким прямоугольным деревянным корпусом (резонатором), двумя ручками, прикрепленными к корпусу в продольном направлении, и перекладиной, соединяющей ручки. Струны были одинаковой длины, но разной толщины, что позволяло регулировать высоту звука.

Другая ветвь струнных щипковых инструментов — арфы упоминаются уже в Книге Самуила (Ветхий завет). Также эти инструменты были известны в Месопотамии, в Африке и некоторых частях Азии. Позднее Арфа проникла в Европу, а в V в. стала известна в Ирландии.

Необходимо упомянуть также лютню, которая была очень популярна во всех музыкальных культурах мира.

Allemande performed by Robert Barto on Baroque Lute. This sonata can be heard on the Naxos recording "Weiss volume 8" 8.570109

Но наиболее популярной из группы щипковых хордафонов является, несомненно, гитара. Правда, в эпоху Возрождения гитара уступала в популярности виоле и лютне.

Скрипка, виолончель, контрабас. Пожалуй, самые известные инструменты, на которых играют смычком. И то, не многие знают, что контрабас – это тоже смычковый инструмент. Большинство привыкли видеть контрабас в руках чернокожего дяди с сигарой в зубах, неторопливо щипающего струны. Но тем не менее. Смычковых в Мире великое множество.

Большинство из них — это народные инструменты, которые не претерпели никаких существенных конструктивных изменений со временем, и дошли до наших дней почти в том же виде, в каком они были сотни лет назад. Наша эпоха повсеместной электрификации породила электроверсии скрипки и контрабаса, что открыло перед исполнителями абсолютно новое и обширное поле для экспериментов, учитывая огромное количество дополнительных обработок к ним. Как бы то ни было, принцип работы этих инструментов остаётся одинаковым и неизменным для всех.

Рассмотрим скрипку и смычок для неё.

С конструкцией скрипки всё более-менее понятно – деревянный полый корпус, гриф, колки, струны. Со смычком тоже – деревянная трость, вдоль которой натянут пучок конских волос.

Самый интересный вопрос – это процесс звукообразования. Смычком водят по струнам в оба направления, другой рукой зажимая их. Появляется звук, по сути – скрип. Колебания от струн передаются в корпус, который начинает резонировать и, за счёт этого, мы можем слышать звук скрипки.

Рассмотрим подробнее.

Конский волос, который образует полотно смычка, довольно грубый по своей фактуре и имеет зазубрины, которые можно увидеть под микроскопом. Плюс – предварительно его натирают канифолью, для улучшения сцепления со струной. Сами струны производят различными способами и из различных материалов. Самым распространённым материалом для скрипичных струн является метал, нейлоновые полимеры и жилы животных.

Да, жилы животных. С таких струн всё началось и их производят до сих пор, добавляя в волокна различные капроновые нити, подвергая всевозможной обработке для улучшения прочности и нанося дополнительную обмотку из различных материалов.

Так вот.

Смычок, при движении в одну из сторон, слегка подкручивает струну, за счёт сцепления и своей фактуры, но, в момент предельного сопротивления, струна срывается и проскальзывает, при трении создавая колебания, и, соответственно, звук.


Это всё происходит очень быстро и звук воспринимается однородным. Чем короче струна, тем больше колебаний она совершает, соответственно, звук становится выше. Таким образом, скрипач, зажимая струну на грифе в разных местах, регулирует звуковысотность инструмента.

Смычковые инструменты являются безладовыми. Это означает, что высоту звука скрипач регулирует, ориентируясь сперва на свой слух, а в дальнейшем на опыт.

И это не удивительно, так как механизм действия очень схож, с той разницей, что голосовые связки раскачивает воздух из лёгких, а скрипичную струну смычок, при этом, та самая безладовость инструмента привносит некой спонтанности в исполнение, так как малейшее движение пальцев скрипача, которые зажимают струну, влияют на её длину, а значит и на высоту звука.

Люди же не машины, и именно это, с технической точки зрения, несовершенство, добавляет обаяния в музыку, ведь так или иначе, беря в руки инструмент и начиная на нём играть, человек отражается в звуке полностью, как в зеркале…

Тем более, если это звук скрипки.




Современные смычковые инструменты, в зависимости от размера, делятся на две группы: ручные и ножные. К ручным смычковым инструментам относятся скрипки и альты, к ножным - виолончель и контрабас. Все смычковые инструменты имеют по четыре струны, имеют родственную конструкцию и способ извлечения звука, сделаны из одних и тех же материалов. Форма их очень изящна.




Скрипка - самый совершенный инструмент среди всех струнных. Скрипку называют королевой оркестра. Она достигла совершенства в х годах в мастерских итальянских мастеров












Контрабас - настоящий великан по сравнению со скрипкой. Его высота примерно два метра, поэтому исполнитель во время игры должен стоять или сидеть на специальном высоком стуле. Скорее всего, контрабас, потомок старинной виолы, появился в оркестре в 17 веке


Группа смычковых инструментов обладает неоценимым качеством, которого лишены другие инструменты оркестра: способностью непрерывно тянуть звук. Это достигается плавным ведением смычка по струнам. Игра на смычковых инструментах не связана с необходимостью менять дыхание, необходимостью, сковывающей исполнителей на духовых инструментах. Поэтому струнная группа может звучать беспрерывно.