Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культура в общем смысле. Понятие культуры,типы определений

Культура в общем смысле. Понятие культуры,типы определений

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в книге "Культура. Критический обзор концепций и дефиниций" привели около трехсот определений культуры, которые они разбили на шесть основных типов. Приведем сначала определения из этой книги в изложении Л. Ионина.

Описательные определения. Согласно Тейлору, "культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". .

Исторические определения. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура -- это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни". Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры" .

Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них -- определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К. Уислером, "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой.;. Культура племени есть совокупность стандартизированных верований и практик, которым следует племя". Вторая группа -- определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: данное философом Т. Карвером -- "культура -- это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей", и предложенное социологом У. Томасом, -- "культура это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях" .

Психологические определения. "Культура -- это социологическое обозначение для ненаучного поведения, то есть поведения, которое не дано человек) от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей" (антрополог Р. Бенедикт). "Культура -- это "формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов"" (социолог К. Янг) .

Структурные определения. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном: "а) Культуры -- это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура -- это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членам данного общества" .

Генетические определения. "Культура -- это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфической для человеческого рода, которую мы называем "символизацией". Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов -- орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание" (социолог Л. Уайт) .

Л. Ионин заканчивает изложение определений культуры собственным пониманием. "Однако, -- пишет он, -- можно приблизительно представить себе, в чем были бы согласны авторы буквально всех приведенных выше определений. Без сомнения, они были бы согласны с тем, что культура -- это то, что отличает человека от животных, культура -- это характеристика человеческого общества. Кроме того, они, наверное, согласились бы, что культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Далее, они наверняка признали бы, что культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка)" .

Э. Орлова характеризует культуру так: "Культура определяется как все то, что создано людьми; как ценностное образование; как совокупность норм; как символический аспект современной жизни и деятельности людей; как технологии адаптации человека к окружению; как способы трансляции социально значимой информации; как коммуникативные системы в обществе и т.п. Всюду присутствует стремление подчеркнуть специфичность аспекта рассмотрения общественной жизни; провести дифференциацию изучаемых объектов по антропогенам (а не метафизически) или природным основаниям; построить интегральную картину изучаемой области явлений как порождаемой и поддерживаемой людьми, а не просто концептуальной целостности, идентифицировать ее как определенный "тип культуры"; использовать для ее построения принцип синхронного или диахронного сравнения объектов. Иными словами, можно констатировать, что при всех различиях в подходах исследователи культуры работают примерно в одних и тех же концептуальных пределах" .

Хотя Б. Ерасов определяет культуру как сферу духовного производства, тем не менее речь идет не о марксизме, а о социологическом подходе. "В самом общем и сжатом виде культура -- это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем она способствует духовной интеграции общества и различных его групп. Продукты этого производства существуют не только в сфере сознания -- в интеллектуальной или художественной форме. Они обозначаются, т.е. приобретают свойства знака или целой знаковой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы). Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие инструменты, кадры -- все то, что воплощают в себе система образования, религиозные институты и светская культура" .

Г. Драч в "Учебном курсе по культурологии" (Ростов н/Д, 1995. С. 53) характеризует культуру так:

"Следовательно, определяя сущность культуры, можно выделить три основные сферы. Во-первых, в форме завершенных, нашедших свою материализацию в предметах материальной и духовной деятельности человека. Здесь в результатах человеческой деятельности нашли свое воплощение особенности человеческой деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития. Во-вторых, в форме субъектов, творцов и носителей культуры. Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию (учение о народе -- этносе), на социологические измерения общества. Однако, в отличие от социально-философского рассмотрения общества, культуролог доводит свое исследование до социально-психологического уровня, выделяя национальный характер народа, менталитет (особенности мышления), проявления нравственности. В-третьих, в форме институциональных связей, институтов, которые переводят субъективную действительность индивидов в объективный план. Здесь речь идет не только о том, "что" производит этнос, и не только "кто" производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное -- "как производят". И это "как" характеризует прежде всего способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению".

Значение термина «культура»

Слово «культура» в начальном понимании не означало ка­кой-то особенный предмет, состояние или содержание. Оно было связано с представлением о каком-то действии, усилии, направленном на что-то. Употреблялось это слово в антично­сти с определенным дополнением: культура духа, культура ума и т.п. Далее мы кратко рассмотрим историю данного термина.Понятие «культура» - центральное в . Этот термин впервые появился в латинском языке. Поэты и ученые Древ­него Рима употребляли его в своих трактатах и письмах в зна­чении «возделывать» что-то, «обрабатывать» что-то, улуч­шать. В классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда - agri cultura . Это оберегание, уход, отделение одного от другого, сохранение отобран­ного, создание условий для его развития, причем целенаправ­ленного.

Римский государственный деятель и писатель Марк Пор­ций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии. В нем он советует выбирать земельный участок следующим способом: «нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Если участок «не нравится», не будет и хорошего ухода, т.е. не будет культуры» . Отсюда следует, что первоначально слово «куль­тура» означало не только обработку, но и почитание, даже по­клонение чему-то.

Римский оратор и философ Цицерон (106-43 гг. до н.э.) ис­пользовал этот термин в применении к духовности . Древние римляне употребляли слово «культура» в сочетании с каким-то объектом в родительном падеже: культура речи, культура поведения и т.п. Для нас тоже вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», « », « ».

Позже культуру стали понимать как человечность , то что выделяет , из варварского состояния. Жители древней Эллады и римляне во времена античности называли более отсталые в культурном развитии народы вар­варами.

В эпоху средневековья чаще, чем слово «культура», упот­реблялось слово «культ» : культ , культ определенных ри­туалов, культ и культура рыцарства. Оригинально расшиф­ровал понятие «культура» Николай Рерих . Он разбивал его на две части: «культ» - почитание и «ур» - свет , т.е. почита­ние света ; в переносном смысле культура - это утвержде­ние светоносного начала в душах людей .

Есть немало ученых, которые ведут происхождение слова «культура» от древнего слова «культ». Они считают, что культу­ра сопричастна духовности, в т. ч. . Первоначальной фор­мой религии некоторые считают фетишизм - веру в сверхъес­тественные свойства неодушевленных предметов, культ камней, деревьев, идолов и т.д. Остатки фетишизма мы встречаем в со­временных религиях: крест в христианстве, черный камень в исламе и др.

Предметом поклонения, культа являлись не только неоду­шевленные предметы; солнце, луна, звезды, буря, гроза, но и родители: при матриархате - мать, в период патриархата - мужчины. История человечества знает самые разные куль­ты - в эпоху античности предметами религиозного поклоне­ния были бога, храмы, герои, правители и т.д. Все эти культы и верования именно в эту эпоху (древний Восток и античность) привели в разных странах к созданию всех мировых религий, которые дожили до наших дней. О близости культуры и рели­гии, по мнению таких русских философов как В. С. Соловьев, , свидетельствует символический характер куль­туры, который она получила от культовой символики (танцы, молитвы, песнопения и другие обрядовые действия).

Значение понятия «культура» с течением времени расши­рялось, обогащалось. Так, если в средние века культура ассоциировалась с личными качествами человека (культура ры­царя), то в эпоху Возрождения под личным совершенствова­нием начинают понимать гуманистический идеал человека . Он воплощен в таких произведениях искусства, как «Давид» Микеланджело, «Сикстинская мадонна» Рафаэля и других.

Просветители ХVII-ХVIII веко в (Гердер в Германии, Мон­тескье, Вольтер во Франции) считали, что культура проявляет­ся в разумности общественных порядков и политических уч­реждений. В художественной форме это пытался выразить Т. Кампанелла в своем романе-утопии «Город солнца». Культу­ра в понимании просветителей измеряется достижениями в области науки и искусства. А цель культуры - сделать людей счастливыми.

Французские просветители XVIII века понимали историю общества как постепенное развитие от варварства и невеже­ства к просвещенному и культурному состоянию. Невежество - «мать всех пороков», а просвещенность - высшее благо и добродетель. Культ разума становится синонимом культуры.

Переоценка разума и культуры привела отдельных фило­софов (Руссо ) к критическому отношению к культуре. Не только Ж. Ж. Руссо , но и философы, и романтики в Германии видели в современной буржуазной культуре те противоречия, которые препятствовали свободному развитию человека и его духовности. Преобладание материально-вещного, массового, количественного начала в культуре приводило к испорченно­сти и развращенности нравов. Выход - в моральном и эсте­тическом совершенствовании личности (Кант, Шиллер ). Сле­довательно, культура понималась как область духовной сво­боды человека.

В ХIХ веке понятие «культура» становится научной кате­горией . Оно означает не только высокий уровень развития об­щества, но и пересекается с таким понятием, как . Понятие цивилизации содержало в себе представление о новом образе жизни, сущностью которого были урбаниза­ция и возрастание роли материально-технической культуры. Понятие цивилизации многозначно. Многие исследователи связывают с этим какую-то культурную общность людей, обладающих некоторым социальным стереотипом, освоивших большое, замкнутое пространство и получивших прочное ме­сто в мировом раскладе (православная цивилизация, античная цивилизация, египетская и др.).

В марксизме понятие культуры тесно связано с коренны­ми изменениями в сфере материального производства и от­ношений в обществе . По Марксу , освобождение и связаны с практической деятельностью пролетари­ата, с политической и культурной революциями, которые он должен совершить. Предлагается линейный путь развития истории, которая есть не что иное, как последовательный ряд общественно-экономических формаций, каждая из которых является более развитой в культурном отношении, чем пред­шествующая. Развитие культуры, согласно учению марксиз­ма, представляет собой противоречивый процесс взаимодей­ствия «двух культур» , каждая из которых выражает интере­сы и цели господствующих классов. Из этого следует, что каж­дый тип культуры является результатом деятельности чело­века и представляет собой многообразие изменений приро­ды и общества. Такое деятельное понимание культуры утвер­дилось в XX веке.

Культура, по мнению Ж. П. Сартра , это дело рук челове­ка, в ней он узнает себя и только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Человек является культурным в той мере, в какой он участвует в общественном производстве. При этом он не только создает культуру, но и оказывается ее действительным содержанием. При таком понимании куль­туры ее можно определить как способ деятельного существо­вания человека.

Культура как объект научного исследования.
Знаково-символическая природа культуры

Культурные процессы и явления отличаются сложностью и многоплановостью. Поэтому в современной науке насчитывается несколько сотен определений культуры. Некоторые из них широко известны: культура - это совокупность достижений человечества; все богатство материальных и духовных ценностей; это собирательное понятие, объединяющее науку, искусство, мораль, религию и другие формы человеческого творчества . В таких определениях содержится описание и перечисление элементов культуры, как свидетельств усовершенствования человеческого рода. Несмотря на привычность и общеупотребимость этих представлений, все же нельзя не заметить их ограниченности: в них изначально присутствует субъективная оценка культуры .

Философско-научное познание стремится раскрыть сущность и социальное предназначение культуры в целом ряде определений. Например, культура - это :

  1. надбиологический способ адаптации (приспособления) человеческого сообщества к изменяющейся природной среде;
  2. формы и способы коммуникации людей;
  3. социальная память человечества;
  4. нормативно-преемственное программирование общественного поведения людей;
  5. характеристика типа общества или определенной стадии его развития;
  6. единство человеческих действий, отношений и учреждений, обеспечивающих социальную стабильность.

Несмотря на видимое разнообразие, эти определения принципиально не противоречат одно другому, их смыслы взаимодополняемы.

Если отвлечься от содержания культуры, то ее можно определить как совокупность знаков, объединенных в системы . Знаки - это предметы, выступающие в роли сигналов, носителей значения. Смысл или значение знаков устанавливается сообществом в совместной практической жизнедеятельности. Вряд ли человечество смогло бы пользоваться плодами культуры, если бы знаковое отношение устанавливалось исключительно индивидуально, без учета интересов больших и малых групп людей. Соответственно, более точным будет определение культуры как совокупности знаков и знаковых систем коллективного и универсального назначения .

Среди культурных знаков различают знаки «естественные» , то есть возникшие стихийно, постепенно (звуки речи, обозначения письма и счета и др.), и искусственные , специально придуманные людьми для достижения сознательно поставленных целей (например, математические формулы или знаки дорожного движения). Правила возникновения знаков и манипулирования ими познаваемы, но не всегда осознаваемы нами. Реальные связи вещей и процессов отражаются во взаимосвязях знаков. Благодаря системной организации, которая присуща всем знакам общего пользования, социальная информация сохраняется, накапливается и передается от человека к человеку, от поколения к поколению. В связи с тем, что объем социальной памяти не бесконечен, культуру также определяют как способ организации и отбора знаков в соответствии с их значимостью для будущей деятельности людей .

Однако, как и предыдущие, знаковое определение опирается лишь на внешние стороны бытия культуры. Представим себе, что вследствие какой-то страшной эпидемии люди исчезли. Все созданные человечеством и зафиксированные в знаках культурные объекты превращаются в «мертвое символическое тело» (О. Шпенглер). Иначе говоря, объективное существование культуры как царства знаков оправдывается только тогда, когда живут люди, которые их создают, воспроизводят и, главное, понимают их значение. Поэтому в философском смысле слова, культура - это универсальный способ творческого самовыражения человека, способность человека изменять природу, общество и самого себя, а также наделять продукты своей деятельности общезначимыми функциями .

Значительную роль в постижении сущности культуры играют и религиозно-философские определения, в которых она предстает как соборность, духовная связь поколений, как возможность преодоления смертной природы человека, возможность победы добра над злом, добровольное исполнение людьми их нравственных обязанностей, деятельное проявление любви к Богу.

Таким образом, культура - это многогранное понятие, обозначающее исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими ценностях. Как объект исследования, культура изучается целым рядом наук историко-филологического цикла, семиотикой (наукой о природе знаков), и культурной антропологией, социологией, политологией, а также и .

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Культура и чтение в информационную эпоху

    ✪ Телеканал Культура - фильм "Искушение цивилизацией"

    ✪ Полиглот. Выучим английский за 16 часов! Урок №1 / Телеканал Культура

    ✪ Полиглот. Выучим китайский за 16 часов! Урок №1. / Телеканал Культура

    ✪ Полиглот. Выучим итальянский за 16 часов! Урок №1. / Телеканал Культура

    Субтитры

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации : Культура понимается как…

Античность

В Древней Греции близким к термину «культура» являлась пайдейя , которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-148 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) - самом раннем памятнике латинской прозы.

Этот трактат посвящён не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание земли, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, то есть, не будет культуры.

В латинском языке слово имеет несколько значений:

Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т. д.

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово «культура» запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг , выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением , тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли.

В России в XVIII-XIX веках

В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно - просвещение .

Слово «культура» вошло в русский лексикон лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов» . Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».

За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово «культура» ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию «культура», но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Д. М. Велланского (1774-1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.

Природа - возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. - Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.

Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений.

В России в XIX-XX веках

Противопоставление-сопоставление природы и культуры в труде Велланского не есть классическое противопоставление природы и «второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеального образа. Культура - это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное - в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание) .

Периодизация истории культуры

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

  • Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);
  • Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. - V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности ;
  • Культура Средних веков (V-XIV вв.);
  • Культура Возрождения или Ренессанса (XIV-XVI вв.);
  • Культура Нового Времени (к. XVI-XIX вв.);

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Культура и природа

Нетрудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Современное понимание культуры

Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII - начале XIX веков в Западной Европе . В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны - различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации », то есть антиподом понятия «природа ». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, - хаос и анархия . С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, ).

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки . С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или ведущие традиционный образ жизни аборигены Австралии .

Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение - где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века . Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской . Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» - «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.

Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой » культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам .

Культура как мировоззрение

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Неоднородность культуры каждого общества

В любом обществе можно выделить высокую (элитарную) культуру и народную (фольклор) культуру. Кроме того, существует массовая культура , упрощенная в смысловом и художественном отношении и доступная для всех. Она способна вытеснять как высокую, так и народную культуру.

Изучение культуры

Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных - культурология , культурные исследования , культурная антропология , философия культуры , социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы . Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies ) . Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры . Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры .

Примечания

  1. *Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. - СПб. : Университетская книга, 1998. - 640 с. - 10 000 экз, экз. - ISBN 5-7914-0022-5 .
  2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ . - С.66
  3. Пелипенко А. А. , Яковенко И. Г. Культура как система . - М. : Языки русской культуры, 1998.
  4. «cultura» в переводных словарях
  5. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры.-М.:ГАСК, 2000.-с.39-53
  6. Гулыга А. В. Кант сегодня // И. Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 26
  7. Ренофанц И. Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.
  8. Черных П.Я Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. С. 453.
  9. Велланский Д.М Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 196-197.
  10. Велланский Д.М Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С 209.
  11. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века // Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. - М.:ГАСК , 2000.-с.39-53.
  12. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990 °C. 166.
  13. Ажыбекова К.А.,Тогусаков О.А., Брусиловский Д.А. Коррелятивная взаимосвязь культуры и цивилизации (методологические аспекты) // Общество: философия, история, культура. - Вып. 3 . - С. 9–16 . - DOI :10.24158/fik.2017.3.1 .
  14. КАТЕГОРИЯ «КУЛЬТУРА» В СОЦИОЛОГИИ
  15. White, Leslie «The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome». McGraw-Hill, New York (1959)
  16. White, Leslie, (1975) "The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations, Columbia University, New York
  17. Усманова А. Р. «Культурные исследования» // Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий)
  18. Абушенко В. Л. Социология культуры // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов , В. Л. Абушенко , Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий)
  19. Давыдов Ю. Н. Философия культуры // Большая советская энциклопедия

Литература

На русском языке

  • Асоян Ю., Малафеев А. Историография концепта «cultura» (Античность - Ренессанс - Новое время) // Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX - начала XX веков. М. 2000, с. 29-61.
  • Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. - Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. - С. 5-18.
  • Барбашин М. Ю. Институциональный механизм этнокультурных заимствований (институционального механизма этно-культурное влияние). Вопросы культурологии. 2012, № 12 (декабрь), стр. 5-10.
  • Барбашин М. Ю. Теоретические аспекты трансформации культур. 2012
  • Вавилин Е. А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категория культуры: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 1993.
  • Зенкин С. Н. Культурный релятивизм: К истории идеи // Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ , 2001, с. 21-31.
  • История слова «культура». // Ионин Л. Г. Социология культуры. -М.: Логос, 1998. - с.9-12.
  • Келле В. Ж. Процессы глобализации и динамика культуры // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1 . - С. 69-70 .
  • Колин К. К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2 . - С. 104-111 .
  • Колин К. К.

Культура (от латинского cultura – возделывание, обработка) – это один из базовых (основных) терминов, существующих для описания жизни человека и человечества. Он охватывает все, что имеет отношение к деятельности человека, выделившимся из лона природы, и поэтому в наиболее общем смысле «Культура» противопоставляется «натуре» (природе). Культура – это вторая природа, то есть все то, что связано с результатами духовной и материальной деятельности «homo sapiens». Вышедший из природы человек подверг обработке природные материалы и сотворил предметы (артефакты, то есть искусственно созданные объекты) из природных материалов и ресурсов. Но этим не ограничивается культурная деятельность. И себя как природное существо человек подвергает обработке, культивируя себя как личность, работая над собой, делая из себя нечто, разрабатывая заложенные в себе природой интеллектуальные, физические и духовные ресурсы. Поэтому вторым значением латинского слова «культура» может считаться термин воспитание, облагораживание. Культура души, об этом впервые сказал Цицерон (древнеримский оратор I в. до н. э.), применив словосочетание «cultura animae» (обработка души). До него привычным было словосочетание агрокультура, или обработка земли.

Имеет этот термин и второе семиотическое (знаково-смысловое) объяснение. Слово «cultus» в Древнем Риме означало еще и почитание. Культ, таким образом, это некая ценность (религиозная прежде всего), которая объединяет людей в общность, например, в народ.

Из первого подхода к этимологии (происхождению) слова культура о том, что культура – это обработка, вытекает так называемый деятельностный подход к определению культуры. Так, видный американский социолог пол XX века П. Сорокин писал о том, что культура возникает там, где вступают во взаимодействие (от слова деятельность!) хотя бы два человека. Результатом их совместной деятельности может быть или новая идея или что-либо материальное, и этот результат и есть культура.

С позиций деятельностного подхода культура – это внебиологически выработанный механизм приспособления человека к природе и обществу (Э.Маркарян).

Из второго подхода к этимологии слова культура вытекает ценностный подход к ее определению. Почитать можно то, что является ценностью для какой-то группы людей. Культура возникает из культа как системы неких ценностей, вокруг которой объединяются люди. Так появляются такие феномены, как индо-буддийская культура, культура ислама, христианская культура и т.д. понятно, что в истории систему ценностей вокруг которой сплачивались люди, задавала религия. В марксистской гуманитарной науке в XX веке в России культура также определялась как система духовных и материальных ценностей, созданных тем или иным обществом в ходе его исторического развития.

Что такое «классическая концепция культуры»?

Classicus (лат.) – образцовый

Концепция (от лат. Concepcio – воспринимпаю и Conceptus – мысль, представление) – система основополагающих идей, теоретических положений и методов; способ рассмотрения каких-либо явлений.

Классическая концепция культуры сложилась в европейской науке с 18 в. Она связывается с именами представителей немецкой классической философии и исторической науки 18 и 19 вв. В их понимании культура – это процесс развития и совершенствования человека и те общественные практики, которые этому способствуют: философия, искусство, наука, образование. Таким образом, культура – это совокупность высших достижений в духовной сфере жизни общества, а именно в науке, образовании и искусстве. (Обратите внимание на сходство этих представлений с определениями культуры в большинстве российских учебников по культурологии. Оно свидетельствует о приверженности российской постсоветской гуманитарной науки к духовным традициям эпохи Просвещения с ее идеализацией духовной сферы).

Британский социолог Дж. Томпсон указывает на главный недостаток такого понимания культуры: ученые-классики (которых сегодня немало в России) рассматривают в качестве культуры лишь определенные ценности и лишь высшие достижения в области искусства как мерило уровня культуры. В этой концепции культура выступала как идеальный образец», не имеющий отношения к повседневной жизни, которую, таким образом, можно было бы отнести к «бескультурью». В соответствии с ней культура – это шедевры искусства и высшие идеи философов-гуманистов, а быть культурным – означает быть образованным и воспитанным.

Гуманистический пафос классической концепции культуры несомненен. Целостность культуры – это единство культуры и человека, который может и должен быть свободной личностью, приобщенной к сфере ценностей, способной к самосовершенствованию, к творчеству.

Итак, гуманизм , homo-человек, рационализм (вера в Разум человека, ratio (лат.) – разум)), идеализм (в узком смысле идея первенства (примата) высших начал в бытии человечества, их ведущей роли в развитии общества) – это главные идеи классической концепции культуры. В ней главенствует идея высших проявлений Культуры и умаляются низкие, они просто исключаются из понятия культуры. Это аристократический романтизм, который должен был быть потеснен трезвым и практичным 19 веком, когда исследование культуры из сферы философской – стало перемещаться в эмпирические 1 науки о природе и обществе.

Что такое «антропологическая концепция культуры»?

Антропология (антропос, греч. – человек) – это эмпирическая наука о человеке, сложившаяся в 19 в. Физическая антропология связана с теорией происхождения видов Г.Дарвина и занимается изучениемHomoSapiensметодами естественных наук. Социальная же, или культурная антропология в к. 19 в. изучает неевропейские общества. В этом главное различие социологии, (науки об индустриальных и постиндустриальных обществах западного типа) и социальной или культурной антропологии (науки о неевропейских простых, или традиционных, обществах).

Традицию культурной антропологии заложил еще в 60-70 гг. 19 в. английский этнолог Э.Б. Тайлор (1832-1917). Изучая культуры «примитивных народов», т.е. этносов, не вышедших за рамки родоплеменного образа жизни, он пришел к пониманию культуры предельно широкому. В своей книге «Первобытная культура» (1871 г.) он сделал вывод об универсальном и всеобщем ее характере, а именно: все народы прошли через определенные общие для всех стадии развития, а это и есть идея эволюции культуры. Э.Тейлор вошел в историю культурологии как первый ученый, давший точное научное определение культуры, хотя о культуре до него говорили и немецкие философы, и французские мыслители, и одновременно с ним русские публицисты и демократы, прежде всего Н.Данилевский.

Это первое научное определение звучит так: «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле – это то сложное целое, которое включает знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества».

Тайлор подчеркивает здесь общественный (социальный) характер культуры.

Поначалу антропология выражала идею культурного колониализма – т.е. идею необходимости цивилизовать диких, примитивных и отсталых представителей иных культур через передачу европейских ценностей и европейского образа жизни. Основной целью исследований было описание чужой культуры

Европоцентризм – научная и геополитическая установка на оценку европейской культуры как критерия, точки отсчета и образца для остального мира.

Что такое культура

Существует несколько толкований происхождения и значения слова культура.

В учебнике по философии Радугина А.А. термин «культура» рассматривается от латинского происхождения – cultura. По изложению Радугина, первоначально этот термин означал возделывание почвы, её культивирования, чтобы сделать почву пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В этом контексте, пишет автор, под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

По другим источникам, культура в переносном смысле - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека, соответственно сущест­вует культура тела, культура души и духовная культура. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.

В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов (культура нации, государств, цивилизаций - отсюда множество религий, верований, ценностей). Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различ­ные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, посе­лений, работы, постановка восприятия, экономика, характер армии, общественно-по­литическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.

1 Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2 Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Легко заметить, что каждая из перечисленных групп опреде­лений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в це­лом, как сложный общественный феномен она ускользает от оп­ределения. Действительно, культура является результатом пове­дения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологиче­ской наследственности механизмами, она эмоционально воспри­нимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или Древней Греции, Ки­евской Руси или Новгорода.

1.2 Идея ценностей

Культура - это материальные и духовные ценности. Под цен­ностью имеется в виду определение того или иного объекта ма­териальной или духовной реальности, высвечивающее его поло­жительное или отрицательное значение для человека и человече­ства. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют осо­бый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и во­обще "лучами культуры". Иначе говоря, реальные факты, собы­тия, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. Эти всевоз­можные удовольствия и неудовольствия составляют то, что именуется вкусом. Мы, например, испытываем удо­вольствие при "виде полезного для нас предмета, мы называем его хорошим; когда же нам доставляет удовольствие созерцание предмета, лишенного непосредственной полезности, мы называ­ем его прекрасным".

Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценно­стью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность. "Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему только нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он усматрива­ет объективную ценность". Нечего и говорить о том, насколь­ко значимы оценочные суждения для разумной ориентации чело­века в жизни.

Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закреп­ленную за ней функцию и поэтому имеет общественную цен­ность. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности и т.д. Понятие ценности выражает обществен­ную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общест­венной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объ­ективной, правильной, прогрессивной или ложной, субъектив­ной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находятся в неразрывном единстве. Таким образом, понятие ценности тесно связано с по­нятием культуры.

Культура, трансформируясь, передается от одного поколения другому. В культурном наследии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что отошло в прошлое.

1.3 Виды, формы, содержание и функции культуры

Многообразие предметного вида культуры определяется мно­гообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и пред­ставленный (предметный) вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.

Виды культуры по отношению к природе

В данном контексте выделяют культуру земледелия, а также само растение, рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельно­стью.

Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства, как воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно для природы, и это экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.

Виды культурной деятельности в обществе

Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится, прежде всего, труд. Еще К.Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда - это культура непосредственно производительной деятельности и культура управления чем либо. Очевидно, в конечном ито­ге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдель­ного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду.

Понятие «культура» употребляют при характеристике истори­ческих эпох или памятников, при характеристике обществ и регионов, при характеристике народностей.

Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и жизни (художественная, физическая культура, культура быта), а также по отношению к видам ис­кусства (театральная культура, культура зодчества). Уровень или степень развития общества, представ­ленные в каких-либо достижениях, также характеризуют понятием «культура».

Понятие «культуры» по отношению к отдельному чело­веку

Культура отдельного человека не существует в отрыве от пе­речисленных видообразований культуры. Понятие «культура» применяют буквально к каждой челове­ческой способности - телесной или духовной (психической). Общая культура человека все же предполагает единство и гармонию его тела и души (психики). Древние мудрецы большое значе­ние придавали культуре психики человека.

Предметный и личностный виды культуры.

Среди недостатков в понимании культуры отметим сведение ее к внешнему, предметному виду. Но видимый нами мир куль­туры - это одна из ее частей. Видеть предметы - дан­ной способностью обладают все более или менее развитые живые существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь поверхностный человек не судит по внешности. Для умного человека внешность чего бы то ни было говорит о многом. Русский философ В.С. Соловьев писал когда-то:

Милый друг, иль ты не знаешь,

Что все видимое нами

Только отблеск, только тени

От незримого очами...

Предметный вид культуры - ее видимость. Культу­ра имеет личностный вид, который запечатлен в вещах. Но чтобы увидеть личностное выра­жение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам явля­ется личностью. В такой же мере мы и привносим в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.