Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отношение базарова к естественным и точным наукам. Базаров и его отношение к искусству (по роману И

Отношение базарова к естественным и точным наукам. Базаров и его отношение к искусству (по роману И


МОЕ
ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ



(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)


В романе И.
С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился
характер эпохи, изменения в русской
общественной жизни, которые произошли в
начале 60-х годов

XIX века,
когда на смену дворянской идеологии и
культуре пришла идеология революционно-демократическая.

И.С.
Тургенев показал борьбу двух общественных
групп: старой либеральной дворянской
интеллигенции, к которой принадлежат “отцы”,
и разночинной интеллигенции, к которой
относятся “дети”. Это борьба двух
поколений. В чем же расхождение взглядов
революционеров-демократов (поколение “детей”)
и ли-


бералов (поколение
“отцов”)? Кто из них прав? Вот главные
вопросы, поставленные И.С. Тургеневым в
романе.


Базаров -
главный герой романа “Отцы и дети” - сын
скромного уездного лекаря, “новый человек”,
нигилист. У него небрежные манеры, даже
внешность отражает характер героя: твердый,
непокорный. Лицо у Базарова - “длинное,
худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу
заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного
цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и
выражало самоуверенность и ум”. Говорит он
кратко и отрывисто, не вынуждает себя к
любезности, резок и грубоват, сам о себе
говорит, что он “не мягкое существо”, что “изящная
сторона жизни” ему недоступна. Отца он
просит “не нежничать”, а своего друга
Аркадия - “не говорить красиво”. Евгений
отрицает не только поэзию, но и музыку,
искусство, любовь к природе.


Базаров -
врач по образованию. Естественные науки
привлекают его именно потому, что они
опираются на точные экспериментальные
данные. Базаров считает, что “порядочный
химик в двадцать раз полезней всякого поэта”,
“природа - не храм, а мастерская, и человек
в ней работник”. И в то же время наш герой -
человек острого ума, волевая и честная
натура. Базаров не способен притворяться
или лицемерить. Его ненависть к “безобразному
состоянию общества” глубокая и искренняя.
Он враг болтовни, довольно циничен и
склонен к шутке. Спрятанная под внешним
равнодушием большая любовь к своим
родителям очевидна, хотя он и не подает виду.
Вопреки своему отношению к любви, а Базаров
считает это глупостью, он все же влюбляется.
В своем чувстве к Одинцовой герой
раскрывается как натура очень сильная: он
сумел перебороть себя в минуту страсти.


Главный
идейный противник Евгения Базарова в
лагере “отцов” - Павел Петрович Кирсанов,
“уездный аристократ”, потому что, даже
живя в деревне, Павел Петрович сохранил всю
чопорность аристократических привычек.


С первых же
дней приезда Базарова в Марьино Кирсанов
возненавидел Евгения. Он почувствовал в
этом нигилисте сильного и умного
противника. Все принципы Павла Петровича
сводятся к одному - защитить старый
порядок. Базаров же стремится эти принципы
уничтожить. По мнению Кирсанова,


аристократия
- движущая сила общественного развития, ее
идеал - конституционная монархия; путь к
идеалу - либеральный, то есть через реформы,
гласность. Павел Петрович осуждает
нигилистов за то, что те “никого не уважают”,
живут без принципов, считает их ненужными и
бессильными: “Вас всего четыре человека с
половиной”. Из-за расхождения взглядов
Базаров и Павел Петрович часто ссорятся и
спорят, не могут найти компромисс.
Доказательством глубины их разногласий
является дуэль. После дуэли Кирсанов готов
признать, что Евгений вел себя отлично.

Мое личное
отношение к Базарову двойственно. С одной
стороны, он мне нравится: он умен, образован,
честен, обладает большой силой воли. Все эти
качества в человеке привлекают. Но с другой
стороны, я считаю, что надо сначала
построить что-то новое, а потом ломать
старое, а не наоборот. А то может получиться
так, что, сломав все, что было, мы не сумеем
создать что-то новое. Также мне кажется
нелепым отрицать все: природу, искусство,
музыку, любовь, даже то, чего не знаешь. Как
можно отрицать то, чего не знаешь? Этого я не
понимаю. Мне жаль Базарова, который в конце
романа умирает. Вместе с ним умирают и те
идеи, о которых он говорил. И все же...
Поместив в центр романа спор Базарова и
Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал
понять, кому из них принадлежит будущее.
Базаров побеждает Павла Петровича
Кирсанова, тем самым доказывая
превосходство нового над старым. “Это
торжество демократизма над аристократией”
- так оценивает И.С. Тургенев смысл
изображенной им ситуации

.

Задачи и тесты по теме "МОЕ ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ"

  • Сложносочинённые предложения с разделительными отношениями

    Уроков: 1 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Сложносочинённые предложения с противительными отношениями - Сложносочинённое предложение 9 класс

Базаров — представитель молодого

поколения. В его личности сгруппи-рованы

те свойства, которые мелки-ми

долями рассыпаны в массах.

Д. И. Писарев

В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «...я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров от-рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи-вопись, музыку.

На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Ба-заров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по-эта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполага-ете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».

И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наи-зусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Ку-пера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?

Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех граж-данских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разре-шения.

Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В выс-казываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в поле-мике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к ис-кусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

Своим идейным противникам — либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превоз-носите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: «Рафаэль гроша медного не стоит».

Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюби-вых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора роман-тических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «ис-кусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототи-пов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта. Материал с сайта

Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста-ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры-тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин-ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска-зываниями об искусстве.

Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель-ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • базаров к любви, к воспитанию,к народу,к искусству
  • отношение к искусству базарова и павла петровича
  • отношение базарова к искусству какая глава
  • взгляды на литературу искусство базарова
  • что базаров думает о искусстве

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» Произвёл на меня большое впечатление. Этот роман заставляет задуматься и покаяться. По-моему, Базаров – тот герой, которому нужно подражать. В конце романа мы узнаём, что больше всего огорчает Тургенева. Его огорчает то, что русские студенты, физики и химики, имея трезвый взгляд на вещи, удивляют немецких профессоров своим совершенным бездействием и умственной ленью, не умеют отличить кислорода от азота, но исполнены отрицания и самоуважения. Не уметь отличить кислорода от азота и быть довольными собой! Вот в чём трагедия! Вот почему медицина была так слабо развита, что человек умирал от пустяка, от случайности, от заражения крови. И как резко отличается от этой праздной и самодовольной молодёжи Евгений Базаров, который знает во много раз больше, но всё время недоволен собой, всё время зол на себя. Если бы все люди занимались с таким же упорством естественными науками: физикой, химией, медициной, то, наверное, все болезни и, быть может, сам процесс старения организма, были бы побеждены, и на Земле не стало бы, ни болезни, ни смерти, ни плача, ни вопля , как об этом сказано в «Откровении Иоанна». В этом, на мой взгляд, и состоит основная идея романа.
«Лицо Базарова выражало самоуверенность и ум». Ясно, что без веры в свои силы и способности человек даже не начнёт упорного занятия физикой и химией. Вера в свои способности необходима для того, чтобы поставить себе цель и упорно идти к этой цели. Главный предмет занятий Базарова – естественные науки: физика, химия, медицина. И выбор именно этих предметов не случаен. Ведь смысл жизни Евгения Базарова – быть полезным для людей. Именно потому в его благородной душе живёт надежда изобрести какое-нибудь новое медицинское лекарство.
Отношение Базарова к поэзии и музыке самое правильное. Я полностью согласен со словами Базарова: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Точнее, по моему, невозможно сказать. Да, музыка и поэзия полезны, они приносят радость. И только невдумчивый читатель может подумать, будто бы Базаров не понимает этого. Однако если человек заболел геморроем или какой-то другой болезнью, если он мучается и умирает, то ни музыка, ни поэзия не смогут спасти его от мучений и смерти, а только химик может его спасти, если изобретёт лекарство от этой болезни. Базаров абсолютно прав в своей злости на людей за то, что они искусство ценят выше науки и не желают помочь ему в его трудных занятиях естественными науками. И если Павел Петрович ложно истолковывает эти слова Базарова, то уже из этого можно сделать вывод, что он злодей, лицемер, негодяй, а Аркадий действительно глуп, если думает хорошо о своём дяде.
Аркадий имеет большой недостаток. Он желает думать о людях лучше, чем они есть на самом деле, ему всегда хочется тешить себя приятными заблуждениями и не догадываться о неприятной истине. По мнению Аркадия, его дядя, Павел Петрович – тоже хороший человек. А этот человек, хотя вначале и говорил, что, по его мнению, Базаров и в химии немногого достиг, имел возможность увидеть своими глазами, как упорно и прилежно Евгений Базаров занимается химией, стараясь принести пользу всему человечеству. И после этого он вызывает его на дуэль и целится ему прямо в нос, явно желая убить его. Только невнимательный читатель может подумать, что поцелуй Базарова с Фенечкой был причиной дуэли. Этот поцелуй был только удобным поводом для дуэли. Тургенев пишет, что Павел Петрович сразу же возненавидел Базарова всеми силами своей души.
Базаров и Павел Петрович – две противоположности. Первый – революционер, второй – консерватор, боящийся любых перемен, который хотел бы навсегда увековечить все ненужные обычаи, традиции, правила приличия, а также угнетение народных масс, невежество, разделение труда, болезни и страдания. Если бы, например, Евгений Базаров, упорно занимаясь химией, изобрёл бы вдруг эликсир вечной молодости, все люди перестали бы стариться и умирать, а новые дети, естественно, перестали бы рождаться, и сексуальные отношения между людьми прекратились бы, то такое изменение всего порядка вещей не на шутку испугало бы Павла Петровича Кирсанова. Именно страх перед новым, страх перед переменами заставляет Павла Петровича так упорно следовать моде и ненавидеть Евгения Базарова.
И вот такого негодяя Аркадий считает хорошим человеком. Ведь ясно, что если человек не хочет догадываться о неприятной истине, не хочет расставаться со своими приятными заблуждениями, то, начиная мыслить логически, он начинает догадываться о неприятной истине и испытывает душевную муку, в результате чего у него вырабатывается условный рефлекс – отвращение к логическому мышлению, и его способности к занятию физикой и химией резко снижаются. Нет никакой надежды, что этот глупый человек Аркадий может хоть что-то новое открыть в науке, и пренебречь своими научными занятиями ради общения с таким человеком Базаров не может, ибо служение всему человечеству для него – превыше всего, как бы ни жаль ему было Аркадия. Поэтому Базаров принимает решение расстаться с Аркадием.
В отличие от Аркадия Базаров проницателен. Он сразу же заметил всю подлость Павла Петровича и не пожелал разговаривать с тем, кто думает одно, а говорит – совсем другое, кто упорно скрывает все свои убеждения и мысли, а говорит только то, что модно говорить, и ни за какие сокровища мира не осмелился бы высказать какую-то новую идею, сказать что-либо такое, что до него никто ещё не говорил.
Базаров имеет чувство юмора. Он от души смеётся над тем, как его дядя следит за своим внешним видом, от души смеётся, узнав, что отец Аркадия, Николай Петрович, играет на виолончели. И это правильно. Такой искренний смех только укрепляет здоровье, и только злой человек может обидеться, если вызовет такой смех, без всякого основания веруя в глупейший предрассудок, что быть смешным – плохо, и не задавая себе такой вопрос: а почему плохо быть смешным?
Евгений Базаров выше всех условностей, выдуманных людьми. Он нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип. По-моему, это очень хорошо. Нужно всегда задавать себе такой вопрос: почему в обществе это считается неприличным, есть ли какой-нибудь вред от нарушения этого правила приличия? И если люди не могут объяснить, почему они считают это неприличным, то надо плевать на это правило приличия, ибо оно – всего лишь суеверие. Нужно всегда задавать себе такой вопрос: а зачем все люди делают это, есть ли от этого какая-то польза? И если люди не могут объяснить, зачем они делают это, то считать этот обычай – бесполезным суеверием, и не делать этого, даже если все люди делают это. Как бесполезны все церковные обряды, как глупы и бессмысленны! Люди давно перестали бы тратить время на такие глупости, если бы задумывались, зачем это нужно, если бы были нигилистами, как Базаров.
Просто, понятно и правильно мнение Базарова о любви и браке. Здесь он совершенно верно определяет единственную цель любви – продолжить человеческий род. «Мне нравится в ней то, что она не слишком конфузится, – говорит Базаров о Фенечке. – Иной, пожалуй, это-то и осудил бы в ней. Что за вздор? Чего конфузиться? Она мать – ну и права». «И он прав», – говорит Базаров об отце ребёнка, но удивляется, зачем Аркадий придаёт значение браку. В самом деле, брак – нелепость. Клятвы верности и прочие церемонии бессмысленны. Как можно быть уверенным, что ты не встретишь на пути более совершенного человека, с которым захочешь иметь детей? Как можно быть уверенным, что не разочаруешься со временем в своём избраннике? И что плохого, например, в многожёнстве? Что плохого в том, если талантливый, умный, добрый, честный человек, который искренне нравится многим девушкам, продолжит свой род со всеми этими девушками?
Конечно, сам Базаров далёк от мысли, что благородные качества характера передаются по наследству. По его мнению, нравственные качества у всех одни и те же. А нравственные болезни возникают по вине дурных условий воспитания. Вот почему его страсть к Одинцовой – сильная и тяжёлая страсть, похожая на злобу. Ведь он понимает, что одним любовным актом он не даст миру выдающихся благородных людей. Он понимает, что воспитание детей потребует времени и заставит его отвлечься от занятий наукой.
Верен взгляд Базарова на женщин, как на продолжательниц рода. Я выдвигаю гипотезу: секс разрушает умственные способности. Но ещё вреднее для умственных способностей поэтическое обоготворение женщины, когда влюблённый приписывает своей возлюбленной прекрасные качества, которых на самом деле в ней нет, и наслаждается своими приятными заблуждениями. Вот почему суровый аскетизм необходим для того, чтобы достичь больших успехов в естественных науках. И на такое самоотречение были не способны ни Аркадий, ни Ситников. Да им ещё тяжелее порвать с привычным образом жизни, ибо они привыкли к наслаждениям, как наркоман к наркотику.
«Розга – хорошая вещь», – говорит Базаров. «Без страха наказания ничего не поделаешь», – это понимал и Николай Петрович. Родители никогда не наказывали Евгения Базарова, потому что он имел чувство сострадания к ближнему, отчего и решил стать лекарем. Но если кто-то не имеет совести, то наказание может если не перевоспитать, то хотя бы запугать бессовестного человека – и то хорошо. Базаров прекрасно понимал всю ошибочность теории непротивления злу насилием, и в этом он абсолютно прав. Всякое зло должно быть отомщено.
Так Евгений Базаров остаётся совершенным идеалом до того момента времени, когда лихорадка работы соскочила с него и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. То ли он потерял веру в свои способности, то ли устал в одиночестве трудиться, когда кругом все только развлекаются, но этот переломный момент, по-моему, как-то связан с тем несчастным случаем, от которого он погиб. Родители рыдают на его могиле, а в слезах всегда есть элемент покаяния. Кто виноват в том, что в девятнадцатом веке медицина была так слабо развита, что человек умирал от заражения крови? В этом виноваты студенты, не умеющие отличить азота от кислорода. В этом виноваты дворяне, которые, имея громадное количество свободного времени, тратили это время на развлечение и не желали продвигать вперёд науку.

Владимир Фомин, горячий поклонник всех революционеров и учёных.

Марина ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
10-й класс,
школа при Посольстве РФ
в Республике Кипр
(учитель литературы -
Евгений Васильевич Василенко)

Философские взгляды Базарова и их испытание жизнью

Тургенев в романе «Отцы и дети» хотел понять и показать образ нового человека своего времени.

Базаров, главный герой романа, - нигилист. Решительно и беспощадно отрицает он всё: общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство и любовь. Предметом его “поклонений” является практическая польза.

Базаров отличается от Кирсановых своей энергией, мужественностью, твёрдостью характера и самостоятельностью. Тургенев писал: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего, мне мечтался какой-то странный pendant c Пугачёвым”.

Следует заметить, что в романе не показано детство Базарова. А ведь известно, что характер человека закладывается в первые годы его жизни. Может быть, Тургенев вообще не представлял, как складываются подобные характеры? Базаров увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. “Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять - он прогулок без цели терпеть не мог, - а собирать травы”. Он признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. “Только своим трудом нужно добиваться цели”. Привыкший полагаться лишь на собственный ум и энергию, Базаров выработал спокойную уверенность в себе. Его совершенно не беспокоит, что думают о нём другие: “Настоящий человек не должен об этом заботиться; настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”.

Отношения между мужчиной и женщиной он сводит к физиологии, искусство - к “искусству делать деньги, или нет более геморроя”, то есть ему совершенно чужд весь мир прекрасного, который он называет “романтизмом, чепухой, гнилью, художеством”.

Его философия бытия берёт своё начало из подобного отношения к жизни и заключается в полном отрицании всех устоев общества, всех верований, идеалов и норм человеческой жизни. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип”, - говорит в романе Аркадий, очевидно, словами своего учителя (Базарова). Но отрицать всё - тоже принцип.

В споре с Павлом Петровичем ещё более ярко выражены взгляды Базарова. Все принципы Павла Петровича сводятся к тому, чтобы сохранить старый порядок в России. Базаров же стремится этот порядок уничтожить. “В России нет ни одного гражданского постановления, которое не заслуживало бы критики”, - считает он. Однако Базаров никак не показан в общественной деятельности, и мы не знаем, есть ли у него реальные планы проведения своих взглядов в жизнь.

Когда спор затрагивает вопрос об отношении к народу, Павел Петрович говорит, что русский народ “патриархален”, “свято чтит предания” и “не может жить без веры” и что поэтому нигилисты не выражают его потребностей и совершенно ему чужды. Базаров соглашается с утверждением о патриархальности, но для него это лишь свидетельство отсталости народа (“Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает”), его несостоятельности как общественной силы (“...самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке”). Базаров считает себя ближе к народу, чем Павел Кирсанов: “Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника”, хотя это не мешает ему презирать народ, “коли он заслуживает презрения”.

Базаров не признаёт духовного начала ни в природе (“Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”), ни в человеке. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой... Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой”.

После того как Базаров достаточно основательно изложил свои взгляды, начинается проверка их жизнью.

Когда друзья приезжают в город, они сталкиваются с Кукшиной и Ситниковым, которые явно предстают как карикатуры на Базарова, на нигилистов. Базаров относится к ним иронично, но тем не менее вынужден их терпеть, чтобы не лишиться сторонников. К ним очень подходят слова Павла Петровича: “Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! - и дело в шляпе. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты”.

Становится ясно, что нигилист Базаров одинок на общественном поприще, хотя сам утверждал: “Нас не так мало, как вы думаете”.

Далее в романе идёт самое, на мой взгляд, важное испытание героя: Базаров внезапно оказывается под властью “природной стихии”, которая зовётся любовью. Нигилист утверждает, что романтизм - это вздор, чепуха, а сам испытывается чувством любви и оказывается бессильным перед этим чувством. Тургенев убеждён, что нигилизм обречён на гибель хотя бы потому, что бессилен перед природой чувств человека. По точному замечанию Г.Б. Курляндской, “Тургенев намеренно представил Базарова глубоко эмоциональной личностью, несущей всю полноту ощущений, с целью поставить её в явное противоречие с ложными убеждениями, устраняющими из жизни романтику и поэзию”.

Базаров в начале романа смеётся над Павлом Петровичем, которого тронул “загадочный взгляд” княгини Р.: “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?” Но месяц спустя он уже говорит Одинцовой: “Может быть, вы правы; может быть, точно, всякий человек - загадка. Да хотя вы, например...”

Жизнь оказывается намного сложнее базаровских построений. Он видит, что его чувства не исчерпываются “физиологией”, и со злостью находит в себе тот самый “романтизм”, который он так осмеивал в других, называя “дурью” и слабостью.

Неразделённая любовь оставляет свой отпечаток на Базарове: он впадает в тоску, нигде не может найти себе места, пересматривает заново свои взгляды и осознаёт наконец безысходность своей позиции в мире.

“Я вот лежу здесь под стогом... узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже. Что за безобразие! Что за пустяки!”

Далее можно проследить некий замкнутый круг в мыслях Базарова: “...ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - она такая славная, белая, вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?” Значит, с точки зрения Базарова, его же теория становится бессмысленной, так как Россия не достигнет совершенства, если он и каждый не собирается делать что-то для её блага. “Чтобы понять трагизм Базарова, нужно помнить, что он максималист, что его устроило бы разрешение человеческих вопросов <...> сразу и целиком. Сразу и целиком - это значит нигде и никогда” (Ю.Манн).

Ещё в последнем разговоре с Павлом Петровичем Базаров отказывается от своего прежнего взгляда на народ и признаёт, что его понять сложно: “Русский мужик - это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Радклиф. Кто его поймёт? Он сам себя не понимает”. И мы видим, что он всё-таки остаётся чужд народу: “Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был всё-таки чем-то вроде шута горохового...” Оставшись без сторонников, порвав без сожаления с Аркадием (“Ты славный малый, но ты всё-таки мякенький, либеральный барич”), получив отказ любимой женщины и разуверившись в правоте своего мировоззрения, испытанного жизнью, Базаров перестаёт дорожить своей жизнью. Поэтому его смерть можно расценивать не только как случайность или самоубийство, но и как логическое следствие его духовного кризиса.