Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сказка "заяц и лиса" - произведение для самых маленьких. Нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста» - Начальные классы - Методическая копилка - Каталог статей - ДИА "CREATIV"

Сказка "заяц и лиса" - произведение для самых маленьких. Нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста» - Начальные классы - Методическая копилка - Каталог статей - ДИА "CREATIV"

Цель урока: Знакомство с русской народной сказкой «Заяц-хваста».
Задачи урока:
1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умения самостоятельно работать с текстом, умения работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава.
2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение, умения анализировать характер героя с опорой на план, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: добро всегда добром возвращается.
Создать условия для воспитания храбрости, взаимопомощи через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, карточки описания героя, карточки с заданиями (игра «Бюро находок», досье), текст сказки, удостоверения для рефлексии.
Ι Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся.
Доброе утро!
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Я предлагаю настроить речевой аппарат.
Ать - ать - ать – много будем мы читать.
Ания- ания – проверяем знания.
Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.
Гу-гу-гу – всегда другу помогу.
– Кто любит сказки?
– Среди вас есть помощники?
– А вы знаете, кто такие сыщики?
– Чем занимаются сыщики?
Слайд
ΙΙ Актуализация знаний.
– Проверим, кто из вас готов стать сыщиком? Проведём первое расследование.
– Мне нужна ваша помощь.
Игра «Бюро находок».
– Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
– Что могут обозначать эти слова?
Л. Пантелеев «Две лягушки» сказка
В.Горбовский «Розовый слон» стихотворение
В.Чаплина «Мушка» рассказ
Русский народ «Заяц-хваста» сказка
– Установите соответствие между словами трёх столбиков.
– Кто может выполнить это задание самостоятельно – приступайте к работе. А остальным поможет содержание в конце учебника.
– Проверим, как вы справились с расследованием.
– Вы хорошо справились с заданием, я принимаю вас в сыщики.
карточки
Слайд
Учебник с. 189
Слайд
ΙΙΙ Постановка учебной задачи.
– Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.
– Русская народная сказка «Заяц-хваста».
– В жизни нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки. Вот и заяц часто является героем сказок.
Слайд
IV Переход к теме.
– Какие сказки с участием зайца вы знаете?
«У страха глаза велики» р.н.с.
«Заюшкина избушка» р.н.с.
«Жалобы зайки» К.Д. Ушинский
«Лиса и заяц» р.н.с.
«Колобок» р.н.с.
«Теремок» р.н.с.
Загадка.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?
– Что вам помогло отгадать загадку?
– Что вы знаете о зайце?
– Какой по характеру обычно бывает заяц?
– Прочитайте слова и выберите те, которые присущи характеру зайца. Объясните свой выбор.
(Жадный, весёлый, трусливый, сильный, смелый, ловкий, глупый, несчастный, осторожный, проворный, любопытный, неуклюжий).
– Ну, что юные сыщики, вы готовы к новым испытаниям.
– Иногда авторы меняют в своих произведениях привычный характер героя.
– Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Заяц-хваста» и проведём расследование. Соберём о зайце как можно больше информации.
– Но прежде чем мы займёмся поиском, нам необходимо проверить свою физическую форму.
Физкультминутка.
Шагаем на носочках, чтобы нас никто не обнаружил.
Тянемся, чтобы достать с верхней полки важный пакет.
Спрятались в густую траву.
Высоко подняв ноги, перешагиваем через ловушки.
А теперь проверим, какие вы внимательные.
Слайд
Выставка книг
Слайд
Фото зайцев
Доска
Карточки
V Решение учебной задачи.
1. Словарная работа.
– В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение.
– Кто такой хваста?
Хваста – тот, кто хвастается.
Хвастовство – неумеренное восхваление своих достоинств.
Крестьянин – сельский житель.
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Кокорина – нижняя часть хвойного дерева.
2. Первичное чтение сказки учителем.
3. Анализ характера героя.
– Где жил заяц?
– Чем занимался?
– С кем общался?
– Почему хвастался заяц?
(Он хотел быть большим, сильным, чтобы его все боялись.)
– Как он хвастался? Зачитайте.
– Кто проучил зайца?
–Как вы думаете, перестал он хвастать?
–Какой поступок совершил герой сказки?
–Как поблагодарила ворона зайца? Зачитайте.
4. Исследовательская работа.
– Какой в этой сказке заяц?
– Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вновь поработать сыщиками.
– Сейчас вы внимательно прочитаете сказку и составите досье на нашего зайца.
– Что такое досье?
(Сбор информации о ком-то или о чём-то.)
– Будем собирать информацию на героя сказки по плану:
Имя___________________________
Место жительства_______________
Время года_____________________
Внешний вид ___________________
Друзья_________________________
Враги__________________________
Поступки_______________________
Характер (подчеркни нужный вариант): везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый.)
– Сказка перенесена из учебника на лист бумаги. Читая её, вы будете в тексте отмечать красным карандашом ответы и записывать их в досье.
5. Проверка результатов работы.
– Какое досье у вас получилось? Зачитайте.
– Какие черты характера осуждаются в сказке?
(Хвастовство)
– А какие поощряются?
(Храбрость, взаимопомощь)
– Для чего мы составили досье на героя?
(Чтобы его лучше узнать и понять).
Слайд
Учебник
(с. 51-52)
Слайд
Слайд
Досье
Текст сказки
VI Итог урока. Рефлексия.
– С каким литературным произведением мы познакомились сегодня?
– Что вы можете сказать о герое этой сказки?
– Какое важное открытие мы сделали, прочитав эту сказку?
– К советам нужно прислушиваться. Доброе дело сделало зайца смелым.
– Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию сказки?
Одна голова хорошо, а две лучше.
Сам погибай, а товарища выручай.
Семеро одного не ждут.
Добро всегда добром возвращается.
– Какая пословица подходит к нашей работе на уроке.
– Вы все хорошо поработали и за работу получаете удостоверения настоящих сыщиков.
Удостоверение
выдано настоящему сыщику
_______________________________

08.02.2011г.
Учитель года 2011
– Вам необходимо раскрасить печать. Красным – отличная работа. Зелёным – успешная работа.
– Поблагодарите друг друга за работу.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Слайд
Удостоверение

Главный герой «Сказки про храброго зайца Длинные-Уши-Косые-Глаза-Короткий-Хвост» Д.Н.Мамина-Сибиряка из сборника «Аленушкины сказки» — обычный заяц, живший в лесу вместе с другими зайцами. Он, как и все его сородичи, боялся всего и всех – лесных шорохов, взлетающей птицы и, конечно, волка. Шло время и вот однажды зайцу надоело бояться. Он громогласно объявил всем жителям леса, что никого теперь не боится.

Собрались другие зайцы – и умудренные жизненным опытом, и молодые зайчата, и зайчихи. И все недоверчиво слушали новоявленного храбреца. А когда поняли, о чем он говорит, то стали потешаться над ним, настолько нелепыми были его слова. Где это видано, чтобы заяц никого не боялся? А герой сказки до того расхрабрился, что пригрозил съесть самого волка! Волк в это время как раз проходил мимо и, услышав речи хвастуна, решил подойти поближе, глянуть, кто это там такой смелый, да и съесть его.

Увидев волка, расхрабрившийся заяц сначала замер от испуга, а потом, пытаясь спастись от хищника, резко подпрыгнул, и совершенно случайно приземлился прямо на голову волку, после чего задал стрекача и долго не мог остановиться от страха. Он думал, что волк гонится за ним, а волк в это время бежал совершенно в другую сторону. Удар по его голове был очень сильным, и волк решил, что в него стреляли.

Когда оставшиеся на поляне зайцы пришли в себя, то отправились на поиски храбреца. Они с трудом нашли его и стали хвалить за храбрость. Заяц понял, что волк от него убежал и с той поры стал верить, что он действительно никого не боится. Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки про храброго зайца состоит в том, что жизнь в значительной степени зависит от собственного отношения кого-либо к окружающему миру. Если все время бояться и опасаться разных неприятностей, то эти неприятности всё время будут вертеться в голове и мешать жить. А если найти в себе силы побороть страх, то удача будет на твоей стороне. Сказка учит не бояться опасностей, а стараться преодолевать их, активно бороться с надуманными страхами.

В сказке мне понравился главный герой, храбрый заяц. Ему надоело все время чего-то бояться и он решил стать смелым, а вскоре и на деле сумел доказать свою храбрость, напугав волка.

Какие пословицы подходят к сказке?

У страха глаза велики.
Храбрость превосходит силу.

Русское народное творчество очень богато и разнообразно. Существуют сотни различных русских народных сказок, притч, примет, песен и т. д. Главное богатство - это наши дети. Это известно издавна. Именно поэтому в русском фольклоре собрано столько поучительных произведений, из которых ребенок сможет познать вечные ценности, правильные жизненные принципы и приоритеты. Одной из самых любимых и популярных является сказка "Зайкина избушка", которая рассказывает о честности, взаимопомощи и настоящей дружбе.

Автор и оригинальный текст

Сказка "Зайкина избушка" считается русской народной сказкой, и подлинный ее автор неизвестен. Впрочем, как и оригинальный текст этого произведения. Сейчас его практически невозможно найти. В интернете существуют уже десятки различных интерпретаций данной сказки. Отличается один вариант от другого некардинально, но все же они разняться. Да и помимо интернета, передавая текст русской народной сказки из уст в уста, сохранить точный дословный текст довольно сложно. Поэтому произведение претерпело небольшие изменения как в составе персонажей, так и в самом сюжете.

Персонажи

Герои сказка "Зайкина избушка" - это разнообразные животные. Главными персонажами выступают Лиса, Заяц и Петух. Даже название этой русской народной сказки имеет несколько вариантов. Эту сказку еще можно отыскать под названием "Лиса и Заяц" или "Заяц, Лиса и Петух". Помимо этих центральных персонажей, в произведении присутствуют Волк, Медведь, Бык, Козел и Собака. Следует обратить внимания, что главные герои не меняются. Именно на их образе строится повествование. Второстепенные герои-животные взаимозаменяемы и не играют особо важной роли. В любой из существующих версий этой русской народной сказки рассказывается о 5-6 персонажах. Из них 3 центральных и ещё 2-3 второстепенных героя.

Интерпретации сказки

Сказка "Зайкина избушка" сегодня настолько популярна и считается поучительной, что на ее основе написаны пьесы для детей, посещающих детский сад и начальную школу. В 1973 году был выпущен первый мультфильм на основе текста сказки. Произведение носит название "Лиса и Заяц". Сейчас существует больше десятка различных видео-вариаций по тексту этой сказки. Также можно найти один из вариантов текста произведения, положенного на стихи. Что очень хорошо для маленьких детей. Ведь стих запомнить и выучить гораздо легче и интереснее, чем обычный текст.

В сказке "Зайкина избушка" рассказывается поучительная история о добре и зле. Жили когда-то Заяц и Лиса по соседству. У каждого из героев был свой собственный дом, у Лисы - хижина изо льда, а у Зайца - лубяная. Во время зимы плутовка подшучивала над косым, расхваливая свое жилище. Но пришла весна, начало греть солнышко, растаял снег, как и домик Лисы. Она при помощи хитрости выманила Зайца из его хижины, и заняла ее, выгнав Зайца навсегда.

Косой был очень расстроен и, гуляя по лесу, на своем пути встречает поочередно Волка, Медведя и Быка. Каждое из животных сочувствует Зайцу и вызывается помочь вернуть обратно его дом. Но ни у кого это не удается. Лиса оказывается умнее их. После трех неудачных попыток вернуть свой дом Заяц на своем пути встречает Петуха, который тоже решает ему помочь. Что же из этого вышло? Как ни пытался Заяц отговорить Петуха помогать ему, тот был упрямее, и оказался абсолютно прав. Ему удалось выманить Лису из избушки и припугнуть ее косой. Она убежала и не возвращалась больше. А Заяц и Петух подружились и стали жить вместе в лубяной избушке.

Нетрудно разобраться, кто из персонажей - добро, а кто - зло. Малыши очень любят эту сказку. Она учит их не завидовать, помогать другу в беде и оценивать по достоинству окружающих. И как всегда бывает в добрых детских сказках, добро победило зло.

December 13th, 2014

Заяц — во многом неразгаданный персонаж мирового фольклора. В русских сказках он нередко — беззащитный персонаж, имеющий достаточно скромный мифологический ранг. (Хотя, сохранились поверия и с отрицательным знаком: считалось, что заяц, перебежавший дорогу, как черная кошка, знаменует беду.)

Не то в сказаниях других народов, где заяц подчас выступает в роли космотворящего существа. В поверьях североамериканских ирокезов он создает мир из воды, в легендах другого индейского племени - виннебаго - он соперничает с солнцем и ловит его в силки. У евразийских народов заяц, напротив, связан с луной.

*** Символика солнца и луны превратилась в мировом фольклоре в мифологемы "золота" и "серебра". В народном миропредставлении они, как правило, сопрягались, сосуществуя в составе некоторого целостного единства. Так, многочисленные космизированные герои и героини русских сказок, у которых "по колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре", как раз и символизируют такую символизированную солнечную и лунную символику. Возможно, в далеком гиперборейском прошлом носители этих качеств были обычными солярно-лунными божествами.

У литовцев-язычников вплоть до введения христианства был даже заячий бог, о чем упоминается в Ипатьевской летописи. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что заяц единственный персонаж устного народного творчества, на который было перенесено название самого русского народа: речь идет о зайце-русаке.

В русском фольклорном образе Зайца сохранились также смутные воспоминания о временах ещё более далеких - гиперборейских. Так, в невинной детской считалочке, которую наверняка знают многие, первоначально был заложен жизненно важный мировоззренческий смысл.

- Заяц серый [или белый], куда бегал?

- В лес зеленый...

- Что там делал?

- Лыко драл...

- Куда клал?

- Под колоду...

- Кто украл?

- Родион *...

- Выйди вон!...

*** Родион - одновременно и понятное, и непонятное имя. Хотя оно и включено в христианские святцы, его происхождение явно нехристианское и дохристианское. В славянском языческом пантеоне был и бог Род, и богини рожаницы - покровительницы рожениц и новорожденных младенцев. Попытка вывести русское из греческого rodon - "роза" приемлема лишь в случае признания единого лексического и смыслового источника обоих понятий.

Однако в более архаичных вариантах этой детской считалки, записанных фольклористами ещё в XIX веке, нередко значится не "заяц серый", а "Заяц-Месяц"! Что сие означает? А вот что: указанная мифологема, отождествляющая зайца и месяц (луну), содержится в самых древнейших пластах культуры разных народов мира. Согласно архаичным космогоническим представлениям, пятна на луне изображают зайца, которого бог оживил после самосожжения. По ведийско-индуистской традиции, этот первобог и владыка ведийского пантеона - Индра. Соблюдая законы гостеприимства, заяц, чтобы накормить пришедшего к нему божественного громовержца, приготовил из самого себя жаркое. Бог Индра по достоинству оценил акт этого самопожертвования и поместил зайца на лунном диске. Почему и одно из названий луны на санскрите - "шашанка", то есть "имеющая знак зайца".

В Монголии и Китае бытовали такие же предания. Так, китайские даосы говорили, что лунные пятна - это "заяц, который топчет в ступе снадобье для приготовления напитка бессмертия, а кто хочет отведать божественный напиток, может отправляться хоть сейчас на луну".

Поверье о "лунном" зайце было настолько распространено в Китае, что сделалось популярнейшим изобразительным сюжетом. Даже на халатах высших сановников и богдыханов вышивали шелком месяц с зайцем, сидящих под деревом.

При этом дерево было не чем иным, как вселенским "древом жизни", и символизировало долголетие и бессмертие. Эта древняя изобразительная традиция сохранилась и по сей день: сцена приготовления напитка богов и лунного зайца изображается на особых хлебцах или пряниках, которые выпекают во время ежегодных лунных праздников (выпеченные изделия так и именуются - "лунники"). Кстати, культура русских и китайских пряников (вплоть до создания резных пряничных досок), судя по всему, имеет общий источник происхождения.

Буддизм перенял и развил древнейшие ведийские и даосские поверья. Легенда о самосожжении зайца обросла дополнительными подробностями. В буддийской притче рассказывается, как однажды к жившим вместе лисице, обезьяне и зайцу пришел в гости под видом старика сам Повелитель неба и попросил накормить его. Лиса быстро поймала рыбу, обезьяна нарвала с дерева сладких плодов, и только заяц ничего не мог найти. Тогда-то он и бросился в печь, чтобы старик смог съесть его в жареном виде. Старик (а это оказался сам Будда в виде одного из своих многочисленных воплощений!), тронутый таким самопожертвованием, вынул зайца из печи и поместил на луне, дабы он вечно служил символом гостеприимства и милосердия.

Так вот она откуда - русская считалочка с Зайцем-Месяцем...

Космические функции зайца и его былое могущество просматриваются и в древнейшем индоарийском сборнике басен и притч, известном под санскритским названием "Панчатантра" (дословно - "Пятикнижие"; почти как в Ветхом Завете, только совсем про другое).

Например, по всему миру и среди разных народов распространена сказка-притча о Льве, которого более мудрый Заяц заставил прыгнуть в колодец, чтобы расправиться с собственным отражением в воде. Хотя самая ранняя из дошедших письменных версий знаменитейшего литературного памятника относится не ранее чем к III веку н.э.* , в его основе, вне всякого сомнения, лежат устные рассказы, бытовавшие в арийской среде в течение многих тысячелетий, начиная с той гиперборейской эпохи, когда арии ещё жили на Севере.

*** "Панчатантра" была переведена сначала на персидский, а затем - и на арабский язык под названием "Калила и Димна" (по имени шакалов, действующих в книге). Дословный перевод имен этих шакалов - Прямодушный и Лукавый - послужил основой для последующих переводов на другие языки и, в частности, - на греческий. Византийские списки древнего памятника под названием "Стефанит и Ихнилат" получили хождение по всему православному миру, включая и древнерусские переводы, благодаря которым книга стала одним из любимейших чтений наших пращуров. На европейские языки басни древних ариев переводились опосредованно - через древнееврейский перевод с арабского. Многие сюжеты "Панчатантры" на протяжении веков вдохновляли поэтов-баснописцев, а один из них превратился чуть ли не в народную русскую сказку: это - обработанная Всеволодом Гаршиным притча о лягушке-путешественнице (с той, однако, разницей, что в древнеиндийском первоисточнике действует не лягушка, а черепаха).

Отсюда сами собой напрашиваются некоторые предположения и аналогии. Они как раз касаются "лунного зайца" - мифологемы, включенной в виде сказки в "Панчатантру".

Древнеиндийская притча о "лунном зайце" достаточно длинна. Суть её заключается в том, что хитрый заяц Виджайя (что в переводе с санскрита означает Победитель) решил проучить слонов, которые ходили на водопой к Лунному озеру и постоянно растаптывали множество зайцев и разрушали их жилища. Виджайя отправился к Царю слонов и объявил, что он послан самой Луной и является её полномочным представителем. Ночное светило оскорблено поведением слонов и велит им оставить в покое Лунное озеро. Чтобы доказать свое всесилие, заяц попросил Царя слонов подвигать хоботом по озерной глади.

В результате вода в озере всколыхнулась, отраженный диск луны задвигался взад и вперед в потревоженной воде, и в волнах вместо одного отражения луны появилось не менее тысячи. Царь слонов не на шутку испугался. Как далее повествуется в "Панчатантре":

« И, повернув ему [ зайцу ], Царь слонов, с поникшими ушами и склоненной к земле головой, умилостивил блаженную Луну поклонами и затем снова сказал Виджайе: - "Дорогой! Исполни мою просьбу и всегда склоняй блаженную Луну на милость ко мне, а я больше не приду сюда ».

Спрашивается, могла ли подобная сказка появиться задолго раньше того, чем индоарии в своем долгом и многотрудном продвижении с Севера на Юг, наконец, не достигли полуострова Индостан (это случилось не ранее 3-го тысячелетия до н.э.), окончательно здесь не поселились? Ведь слоны на Севере отродясь не водились! Как сказать - не водились слоны, зато водились мамонты! Не о них ли шла речь в самом древнем и первоначальном варианте сказки?

Между прочим, в мировом фольклоре с зайцем связано множество сюжетов сексуального характера (что само по себе свидетельствует о древности подобных текстов или обрядовых традиций, ибо с принятием христианства всяческое языческое вольнодумство безжалостно искоренялось и жестоко каралось). Не является исключением и русское устное народное творчество. Об этом свидетельствует хотя бы такая девичья песня, в которой тотемный заяц призывается к соитию:

Заинька, серенький,

Да не ходи по сеням,

Не топай ногою.

Я лягу с тобою...

А вот и результат:

- Заюшка, с кем ты спал да ночевал?

- Спал я, спал я, пане мой,

Спал я, спал я, сердце мой [так!]

У Катюхе - на руке,

У Марюхе - на грудях,

А у Дуньки вдовиной - на всем животе...

В славянском обрядовом фольклоре многие свадебные и послесвадебные песни про зайца связаны с потерей девственности невестой. Фольклористы скрупулезно собрали, систематизировали и обобщили достаточно разнообразную "заячью" эротическую тематику и символику. Особенно популярна на Руси была записанная во множестве вариантов скабрезная сказка об участии зайца (правда, по большей части в качестве пассивного наблюдателя) в случке между медведем и женщиной. В некоторых областях вообще считали, что летом новорожденных детей приносит аист, а зимой - заяц.

В данной связи нельзя не отметить и тот бесспорный факт, что в ряде русских сказок заяц выступает как символ и олицетворение победы патриархата над матриархатом. Например, к таковым сюжетам вполне можно отнести известный фольклорный текст из сборника "Заветных сказок" А.Н.Афанасьева. В оригинале текст настолько изобилует непристойностями и нецензурной лексикой, что воспроизводить его просто рука не поднимается. Однако большинству русских читателей (в данном конкретном случае - зрителей) он известен по эпизоду из фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". В фильме эту сказку про лису и зайца князю Александру и другим дружинникам рассказывает кольчужный мастер Игнат перед самым Ледовым побоищем. Фабула притчи состоит в том, что заяц, спасаясь от лисы, проявил русскую смекалку и прыгнул так, что лиса намертво застряла между двумя березками. Вволю поиздевавшись над лисой на словах, заяц осуществил ритуальный акт возмездия - "нарушил её девичью честь" (как скромно говорится в фильме и на что в оригинале сказки народ не пожалел ни смачных красок, ни крепких выражений). Тем самым (если рассматривать весь эпизод с символической точки зрения) было продемонстрировано торжество патриархата над матриархатом.

В другой известной русской сказке о лисе, которая выгнала зайца из лубяной избушки, также содержится недвусмысленный намек на борьбу матриархата с патриархатом.

Здесь первоначально побеждает носительница матриархальной идеологии - лиса. Однако её наглое торжество и уверенность во вседозволенности временны. Заяц - носитель патриархальной идеологии - пытается отстоять свои права и добиться справедливости с помощью других (мужских же!) тотемов - быка, волка и медведя, но безуспешно. Только носитель новой солнцепоклонной идеологии - петух - сумел переломить ситуацию в пользу патриархальных ценностей и окончательно утвердить торжество патриархата над матриархатом.

Здесь традиционному женскому коварству, олицетворяемому лисой, противостоит патриархальное мужское братство в лице тотемов, которое в конце концов и побеждает.

В индоевропейской мифологии петух олицетворяет солнце. Коса на его плече в архаичном мировоззрении была атрибутом времени и смерти. Достаточно вспомнить символизирующие время аллегорические изображения бога Сатурна с косой на плече.

Ильичева Ольга
НОД «Заяц в русских народных сказках»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(старший дошкольный возраст)

Тема : «Заяц в русских народных сказках » .

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками .

2. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки .

3. Формировать оценку таких нравственных понятий, как «трудолюбие» , «смелость» , «доверчивость» , «хвастовство» .

4. Упражнять в образовании однокоренных слов, обогащать речь детей прилагательными, учить понимать переносное значение слов и словосочетаний.

5. Упражнять в умении передавать настроение персонажей сказки , используя разнообразные средства выразительности.

6. Развивать у детей творческое воображение

Материал : иллюстрации к русским народным сказкам «Заяц - хваста » , «Заюшкина избушка» , «Колобок» .

Пропедевтическая работа : знакомство со сказками «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » ; рассматривание рисунков разных художников - иллюстраторов.

Ход деятельности:

Воспитатель заранее выставляет иллюстрации к сказкам «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Заяц - хваста » с изображением зайца.

В :Посмотрите, сколько зайцев к нам сегодня в гости пожаловало.

Вы знакомы с ними?

Из каких они сказок ?

Почему эти сказки называются русскими народными ?

Что нам лучше помогает понять героев сказок ?

Д :Отвечают на вопросы

В :Дети, давайте рассмотрим с вами иллюстрации с изображением зайца и расскажем какой заяц в этих сказках ?

Д :Слабый, маленький, пугливый, трусливый …

В : Что бы могло произойти, если бы колобок не встретил лису?

Д : Отвечают

В : А если бы заяц не встретил петуха , кто бы ему помог?

Д : Отвечают.

В : А теперь давайте придумаем самое длинное слово о зайце из сказки «Заюшкина избушка»

Проводится игра на образование новых прилагательных.

Д : короткохвостый, длинноухий, трусоватый, длиннолапый …

Назовите ласковые слова о зайчике из сказки «Заюшкина избушка»

Д :Отвечают

Физкультминутка

Заинька - зайка - дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка - садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Длинные ушки - приставляют ладошки к голове.

Быстрые ножки - бегут на месте.

Заинька - зайка - то же.

Маленький зайка - то же.

Деток боится - обхватывают себе руками,

Зайка - трусишка - изображают страх, дрожат.

В : Ребята, давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке «Заяц - хваста »

Опишите этого зайца. Что он делает? Вспомните, как хвастал заяц ? Можно ли его назвать : озорник, непослушный, забияка?

Д : Отвечают.

В : Чтобы нарисовать такого зайца, художник наблюдал за животными, изучал их повадки. А среди вас нет таких хвастливых?

Хорошо ли хвастаться?

Д : Отвечают

В : Какие пословицы о хвастовстве вы знаете?

Д : - на печи не храбрись, а в поле не трусь;

Боится как пугливая ворона;

Пугается, как заяц бубна ;

Прячется, как лягушка в камышах.

В : А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи по - другому»

«Душа в пятки ушла» - испугался.

«Задал стрекача» - убежал.

«Выбился из сил» - устал.

«Задрал нос» - зазнался.

В : Следующая игра называется «На что похоже?»

Воспитатель предлагает одному ребенку изобразить хвастливого зайца : ребенок должен мимикой и жестами выразить образ, а остальные дети угадать, кто это?

В : С каким из этих зайцев вы хотели бы дружить и почему?

Д : Отвечают.

В : Подводит итог деятельности.