Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как называется описание балета. I

Как называется описание балета. I

Submitted by copypaster on ср, 15/08/2007 - 01:11

Балет - искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен.

Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя - танцмейстеры - старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным.

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto - танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей - чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец - «большой балет».

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов. Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным спектаклем.

В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».

В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца.

Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. В городах открывались оперные театры. Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика.

Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику - выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве - романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

В России первый балетный спектакль - «Балет об Орфее и Евридике» - поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета), а позже в главных партиях. Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в Петербурге, но и в Вене.

В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Очень точно это почувствовав, А. С. Пушкин назвал танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет».

Балет в это время занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли государственные субсидии. Московская и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных училищ ежегодно пополняли штат танцовщиков, музыкантов и декораторов.

Артур Сен-Леон

В истории нашего балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров, сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета. Но и талантливые русские артисты давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

В середине XIX века в русскую литературу и искусство пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались создать реалистические спектакли. Они не учитывали, что балет - искусство условное и реализм в балете значительно отличается от реализма в живописи и литературе. Начался кризис балетного искусства.

Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась низшим видом музыкального творчества, всего лишь аккомпанементом к танцам.

Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке. Потребовались новые средства выразительности и новый подход к созданию спектакля.

Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников.

Но подлинный реформатор балетного искусства - Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца. При постановке балета «Египетские ночи» Фокина вдохновляли поэзия В. Брюсова и древнеегипетские рисунки, а образы балета «Петрушка» навеяла ему поэзия А. Блока. В балете «Дафнис и Хлоя» он отказался от танцев на пуантах и в свободных, пластичных движениях оживил античные фрески. Его «Шопениана» возродила атмосферу романтического балета. Фокин писал, что «мечтает создать из балета-забавы балет-драму, из танца - язык понятный, говорящий». И ему это удалось.

Анна Павлова

В 1908 году начались ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. П. Дягилевым. Имена танцовщиков из России - Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Больма - стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой.

Павлова - лиричная, хрупкая, с удлиненными линиями тела, огромными глазами - вызывала в памяти гравюры с изображением романтических балерин. Ее героини передавали чисто русскую мечту о гармоничной, одухотворенной жизни или тоску и грусть о несбывшемся. «Умирающий лебедь», созданный великой балериной Павловой, - поэтический символ русского балета начала XX века.

Именно тогда, под влиянием мастерства русских артистов, встряхнулся и обрел второе дыхание западный балет.

После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета. Перед ними стояла задача: приблизить хореографическое искусство к народу, сделать его более жизненным и доступным.

Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца. В середине XX века драматический балет переживал кризис. Балетмейстеры предпринимали попытки сохранить этот жанр балета, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов, но, увы, тщетно.

В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры - одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров. Их число постоянно увеличивается, среди них появляются студии свободного танца и танца модерн.

Корни русского балета, как и всякого вида искусства, лежат в танцевальном фольклоре. Скорее всего, это были культовые (всевозможные хороводы) и игровые («Перепляс», «Кума, где была» и проч.) пляски. Русский балет не только сохранил все эстетические каноны, но и стал законодателем в мире балета.

Истоки

В Киевской Руси на рубеже VIII-IX веков стали появляться первые танцоры, профи своего дела - скоморохи... Спустя время, когда столицей стала Москва, скоморохами уже были не обязательно мужчины.

В XV-XVI веках веселые зрелища ряженых с лицами, скрытыми масками, так называемыми «машкарами», изумляли и удивляли заезжих иностранцев.

В XVII веке история русского балета отмечена открытием в Кремлевского театра. По заведенной традиции, каждая постановка в этом театре всегда завершалась междусеньями (особыми выходами балетных). Эти так называемые entrée исполняли мужчины, облаченные в напыщенные одежды. Актеры показывали несколько элементов бального танца.

Царская потеха

Первым полномасштабным балетным представлением в России считается спектакль, поставленный 8 февраля 1673 года. Произошло это знаменательное событие при дворе царя Алексея Михайловича и называлось оно «Балет об Орфее и Эвридике». История возникновения русского балета описывает его как смену церемонных поз, медлительных танцев, поклонов и переходов. Между ними актеры произносили заученные слова или пели. Все это мало походило на настоящее театральное действо. Это была только лишь царская потеха, завлекающая своей неизвестностью.

Тем временем И. Грегори, устроитель театра, приглашает Николу Лима организовать курсы обучения театральному мастерству для царского театра. На первых порах 10 детей знатных мещан, затем уже 20, успешно прошли обучение и показали на суд царю балетную постановку «Орфей» во французском стиле.

Задача поставлена

Только по прошествии четверти века Петр I, задавшись целью реформировать культурную жизнь России, привносит в быт русского общества музыку и танец. Он решает привить искусство элитным слоям жителей Петербурга. Для этого Петр I закрывает московский театр Алексея Михайловича и издает революционный указ. Этот указ об ассамблеях обязывал все государственные учреждения преподавать бальные танцы в обязательном порядке. Эти реформы сделали должность танцмейстера недосягаемо высокой. Именно этим распорядителям ассамблей балет обязан появлением в балетных танцевальных движениях, пришедших из-за рубежа, нововведений в виде элементов из национальных славянских танцев.

Автор В. Красовская («История русского балета» - Л. Искусство, 1978 г.) считает, что благодаря энергичности и безапелляционности Петра I в дворцовых залах стали проходить выступления балетных трупп, музыкантов и оперных артистов, приглашенных из-за рубежа.

В начале 1738 года в стране была организована школа балетного искусства, ставшая, по сути, первой. История русского балета кратко рассказывает об этом периоде. Выпускники школы работали в балетных коллективах иностранных театров так называемыми фигурантами (актерами кордебалета). И только много позже их допускали к главным партиям.

Первое профессиональное обучение

Колыбелью современного балета историки считают Сухопутный В нем трудился прославленный Жан Батист Ландж, который со своими учениками поставил три придворных балетных спектакля. Как показывает история русского балета, они стали практически первыми балетными представлениями, соответствующими всем законам и нормам Королевской Академии танцев в столице Франции.

Кадеты шляхетного корпуса принимали участие в академическом, лирическом полухарактерном и одновременно комическом балетном представлении труппы Фессано из Италии.

Елизавета I, чтобы не растерять подготовленных балетных танцоров, открывает Собственную Ее Величества танцевальную школу, первым набором которой были 12 детей простолюдинов.

А к концу 1742 года, императрицей подписан указ, повелевающий учредить балетную труппу из русских танцовщиков. Именно в ней засветились первые русские звезды - профессиональные балетные танцовщики: Аксинья Баскакова и Афанасий Топорков.

Выход из тупика

Смерть Батиста Ланде вносит сумятицу в хореографическое дело в стране. Представления, которыми руководит Фессано, становятся однотипными и скучными бурлесками. Зрителя не привлекают такие постановки.

История русского балета кратко описывает тот период. В эту пору и в Европе стоит вопрос о реформе хореографического дела. Руссо и Сен-Мар требуют балетных танцоров избавиться от пышных одежд и масок с париками. Дидро настоятельно рекомендует изменить сюжетные линии балетных представлений. Тем временем Джон Уивер, не дожидаясь всеобщих изменений, ставит танцевальное представление, имеющее продуманный сюжет, а Жорж Новер пишет легендарные «Письма о танце».

Не отстает и русский балет. Появление Гильфердинга - тому подтверждение. Этот немецкий специалист закрепил сюжетные хореографические постановки в Петербурге. В Париже сюжетные балетные постановки появились только 15 лет спустя. Гильфердингу помогал Леопольд Парадизо. Уже к 50-м годам XVIII века они создавали независимые балетные пьесы.

Начало драматических постановок

Первая драма в русском балете принадлежит А. П. Сумарокову. Он пропагандировал хвалебные танцевальные постановки, сочинил литературную основу к балетным спектаклям «Прибежище добродетели» и «Новые лавры».

Гаспаро Анжиолини, приглашенный царем балетмейстер, усиливая яркость народных песенных славянских ноток, ставит балетное действо «Забавы о святках». Екатерина II сильно нахваливала представление. В 1779 году Законодательная комиссия в полном составе одобрила балет, музыка к которому была написана на основе славянского фольклора.

После такого колоссального успеха Анжилини перешел к развлекательным театральным постановкам, которые высмеивали злободневную тематику. Это были наделавшие шума панегирики: «Торжествующая Россия» (расхваливалось поражение турецкой армии при Кагуле и Ларге), «Новые аргонавты» (славная ода флоту Российской империи) и «Победное рассуждение» (поднимался волнующий всех вопрос о необходимости прививки против свирепствующей оспы).

Немногим ранее был поставлено первое героическое балетное представление «Семира». С этого момента балетмейстеры стали уделять большое внимание выразительности балетного танца. Ибо танцоры одновременно могут быть заняты и в потешных оперных выступлениях негосударственных театров, и в псевдорусских оперных показах, либретто к которым сочиняла сама императрица.

К новому 1778 году в Петербурге (как показывает история русского балета, книгиярко описывают это уникальное событие)ждет зрителей уже два театра: коммерческий «Вольный театр» и придворный.

Первые крепостные коллективы

Во второй половине XVIII века в моду входит овладение танцевальным искусством. А уже в начале 1773 года под опекой Леопольда Парадиза в столице на базе Воспитательного дома открывается первый учебный центр, впоследствии ставший первым публичным театром. В первом наборе было 60 детей. О первых хореографических представлениях, поставленных прославленным Козимо Меддоксом, рассказывает в своих книгах Ю. Бахрушин.

История русского балета, изученная и описанная им очень подробно, полновесно раскрывает этот период танцевального искусства. Медокс с коллективом молодых, выучившихся в России, танцоров ставил комические оперы, хореографические постановки, посвященные реальным событиям (например, «Взятие Очакова»), и дивертисменты.

На этом фоне стал быстро развиваться крепостной театр. В последнее десятилетие XVIII века уже были хорошо известны крупные коллективы крепостных актеров. Такие коллективы были у Зорича, Головкиной, Апраксина, Шереметьева, Потемкина и других помещиков.

Этот же период ознаменовался развитием и постановкой техники женского танца и художественного оформления сцены для представления. Появляется новая традиция конкретизировать на сцене место действия, декорации писать в реалистичном стиле, применять игру полутеней и света.

Торжество русского балета

История русского балета 19-20 веков насыщена и многообразна. К началу XIX века искусство балета достигает той зрелости, которая по достоинству оценивается зрителем. Русские балерины привносят в хореографию воздушность, благородность и выразительность. Это очень метко подмечает А. С. Пушкин, описывая красоту танцевальных движений своей современницы, звезды балетной сцены, Истоминой: «души исполненный полет» (фраза стала синонимом балета). Ее мимика и отточенность танцевальных движений вызывала восхищение. Большая часть зрителей ходила именно на

Не менее прекрасны были Лихутина Анастасия, Екатерина Телешова, Данилова Мария.

Балетные постановки набирают популярность. Балетный танец, как искусство, становится привилегированным, и на него выделяются государственные дотации.

К 60-м годам прошлого века культурный бомонд охвачен новомодным течением «реализм». В русский театр приходит кризис. Касаемо хореографических постановок, он выражался в примитивизме сюжетной линии, которая подстраивалась под определенный танец. Балеринам, достигшим совершенства, предлагают танцевать в реалистичных постановках.

История создания русского балета выходит на новый виток. Возрождение началось с Петра Чайковского, который первым написал музыку для хореографической постановки. За всю историю балета, впервые музыка стала так же важна, как танец. И даже оказалась в одном ряду с оперной музыкой и симфоническими композициями. Если до Чайковского музыка писалась под танцевальные элементы, то теперь балетный актер пластикой, движением и изяществом стремился передать музыкальное настроение и эмоцию, чем помог зрителю разгадать сюжет, переложенный композитором на ноты. Мир до сих пор восхищается знаменитым «Лебединым озером».

Хореограф А. Горский привнес в постановки элементы современной режиссуры, стал уделять огромное внимание художественному обрамлению сцены, полагая, что зритель должен полностью погружаться в происходящее на сцене. Он запретил применять элементы пантомимы. Коренным образом переломил ситуацию М. Фокин. Он возродил романтический балет и сделал язык тела в танце понятным и говорящим. По мнению Фокина, каждая постановка на сцене должна быть уникальной. То есть музыкальное сопровождение, стиль и танцевальный рисунок должны быть присущи только конкретному представлению. В первые годы XX века аншлаги снимали его постановки «Египетские ночи», «Умирающий лебедь», «Сон в летнюю ночь», «Ацис и Галатея» и др.

В 1908 году П. приглашает Фокина стать главным постановщиком парижских «Русских сезонов». Благодаря этому приглашению Фокин становится всемирно знаменитым. А русские балетные артисты стали ежегодно с триумфом выступать во французской столице. История русского балета славит танцовщиков русской труппы, имена которых знает весь мир: Адольф Больм, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и др. И это во время упадка европейского балета!

Дягилев рискнул и выиграл. Он собрал труппу молодых и талантливых балетных актеров и предоставил им свободу действий. Разрешил действовать вне известных рамок, которые ставил известный, но уже довольно пожилой Петипа.

Свобода действий дала возможность танцорам раскрыть и выразить себя. Кроме этих революционных нововведений Дягилев привлек к художественному оформлению известнейших своих современников художников (Ж. Кокто, А. Дерена, П. Пикассо) и композиторов (К. Дебисси, М. Равеля, И. Стравинского). Теперь каждая балетная постановка стала шедевром.

После Октябрьской революции многие танцоры и хореографы оставили мятежную Россию. Но костяк остался. Постепенно ближе к народу становится русский балет. Страницы истории за период становления видели многое…

После середины XX века танцовщики и хореографы нового поколения вернули на сцену забытые танцевальные миниатюру, симфонию и одноактный балет. Число студий и театральных стало неизменно расти.

«Триумфатор», балерина, балетный критик

Знаменитая российская танцовщица Вера Михайловна Красовская появилась на свет еще в Российской империи 11 сентября 1915 года. После средней школы поступила и в 1933 году успешно окончила Ленинградское хореографическое училище. Училась у знаменитой Вагановой Агриппины. С этого времени и по 1941 год Красовская служит в Театре им. Кирова. Занята она в балетах академического репертуара.

В 1951 году Вера Михайловна оканчивает в Ленинграде аспирантуру Театрального института им. А. Островского, после основного обучения на факультете театроведения.

Школа профессионализма, полученная Красовской сначала в классе Агриппины Вагановой, затем в балетных постновках Мариинского театра, вместе с багажом знаний энциклопедического масштаба, аристократизмом, культурными традициями и потрясающим владением языками (французским и английским), позволила ей стать блестящим и однозначно крупнейшим балетным искусствоведом.

В 1998 году радостная новость облетела весь театральный мир. Премию «Триумф» получила Вера Михайловна Красовская. История русского балета, о которой она рассказала в книгах (некоторые из них переведены на иностранные языки) и статьях (более 300) как искусствовед и критик, сделали Веру Михайловну лауреатом свободной российской премии «Триумф». Эта награда присуждается за высшие достижения в искусстве и литературе.

В 1999 году Красовской Веры Михайловны не стало.

Эпилог

История русского балета с благодарностью хранит имена мастеров танцевального искусства, которые внесли колоссальный вклад в формирование русской хореографии. Это небезызвестные Ш. Дидло, М. Петипа, А. Сен-Леон, С. Дягилев, М. Фомин и многие другие. А талант русских артистов притягивал и сегодня притягивает огромное количество зрителей в разных странах мира.

По сей день русские балетные труппы считаются самыми лучшими в мире.

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».

Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского. Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда »), И. Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка »), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), а также работа балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.

Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Основные компоненты

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.
Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский» танец из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» - американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.

Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.

Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

Мы рады вам предложить артистов балета для исполнения номеров и отрывков из классических и современных балетов на вашем мероприятии.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у учащихся представление о жанре балета.

Задачи:

  • Образовательные : познакомить учащихся с основными чертами балета как музыкально-сценического жанра.
  • Развивающие : развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные : воспитать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися , основной вопрос которой: что вы знаете о балете?

Беседа выявляет знания учащихся о балете. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах;
б) в балетном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание: от сказки до трагедии, от романтической поэмы до комедии.

Дается определение. (Слайды 1, 2)

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя

Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого сложного вида музыкально-театрального искусства, прошедшего долгий и сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались пением, возгласами, выразительными жестами, воссоздавая сцены из народной жизни. Оказали влияние на зарождение балета и маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, торжественные процессии, балы – придворные развлекательные представления (особенно в Италии и Франции XVI-XVII веков), в которых танцам было отведено почетное место. (Слайд 3)

Итальянское слово balletto , означающее одновременно танец, бал и балет, утвердилось в Италии и Франции в конце XVI века. Произошло это после того как в 1581 году итальянец музыкант Бальтазарини поставил в Париже при дворе Екатерины Медичи красивейшее театральное представление «Комедийный балет королевы». Это пышное театральное действие, включавшее в себя пение, диалоги без музыки и танцы, было попыткой автора возродить античную драму по образцу древнегреческой трагедии, в которой драматическая игра актеров сопровождалась выразительными танцевальными движениями, подчеркивающими значение слов, раскрывая чувства героев спектакля. Так в блестящую эпоху Возрождения (XVI век) стремление воскресить грандиозные зрелища древнегреческого театра привело к рождению нового жанра. Со временем постепенно танцы освободились от диалогов и пения. Появился новый вид самостоятельного театрального представления – балет. (Слайд 4)

Беседа с учащимися о тех, кто создает балет.

3. Объяснение учителя

Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи. Поэтому у балетного спектакля четыре создателя: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник. (Слайд 5)

Композитор пишет музыку на основе либретто (краткое изложение содержания). Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: «хорео» – пляска, «графо» – пишу).Художник создает костюмы действующих лиц и декорации.

Беседа с учащимися о роли костюма и декорации в балетном спектакле, об изменении сценического костюма, связанного с развитием техники танца.
Дается определение декорации. (слайды 6, 7, 8, 9)

4. Беседа о роли музыки , раскрывающей чувства и эмоции действующих лиц, помогающей передать атмосферу происходящего на сцене, о сочетании музыки и танцевальных движений.

Обобщение учителя. Движения балетного танца настолько выразительны, что способны раскрыть самые разнообразные человеческие чувства. «Танец – дитя музыки», – говорят классики хореографии. Музыка в балете не только сопровождает танец, а является источником его образного содержания. «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка», – так писал Жан Жорж Новерр – великий реформатор балета. (Слайд 10)
Балет состоит из танцевальных номеров и пантомимных сцен. Музыка танцев подчинена четким танцевальным ритмам. Наиболее широко в танцевальных номерах используются вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды и национальные танцы (итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка).
Учащимся предлагается прослушать Вальс соль минор из 1 акта балета «Золушка» С.Прокофьева (звезды несут Золушку на бал). За прослушиванием следует обсуждение характера музыки, образного содержания и музыкального языка номера. В процессе обсуждения обращается внимание учащихся на использование композитором лирического жанра вальса для передачи душевного состояния Золушки.
Применяются в балете и ритмы марша.

Прослушивание Марша из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Обсуждение характера музыки и выразительных средств, создающих легкость детских движений.
Беседа с учащимися о том, что такое пантомима, о ее роли в балетном спектакле.

Объяснение учителя.

В пантомиме (по греч. «все воспроизводящий подражанием») танцоры жестами и мимикой передают разговор действующих лиц. Музыка пантомимы более свободна по ритму и создает ощущение выразительных движений. Пантомима связывает один танец с другим, помогая непрерывности развития действия. (Слайды 11,12,13)
Балет открывает возможности для программно-изобразительной музыки, рисующей живописные картины.
Учащимся предлагается прослушать Сцену сражения из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. После прослушивания учащиеся рассказывают о характере музыки и средствах выразительности, позволяющих создать сцену сказочного сражения мышей и солдатиков. При разборе номера обращается внимание на использование в музыке приемов звукоподражания и звукоизобразительности.

5. Беседа о том, кто такие балерины, о трудности освоения танцевальной техники, о том, почему балет называют «танцем на пуантах», о балетных туфлях (пуантах), позволяющих танец балерины сделать легким и воздушным. (Слайды 14,15,16)

Объяснение учителя.

Танец – основа балетного спектакля. Танцы в балете принято делить на классические и характерные. Классический танец отличают позы и жесты взятые от античных танцев. Изображение этих красивых и изящных движений можно увидеть у древнегреческих статуй, на рисунках древнегреческих ваз, на барельефах. (Слайд 17, 18)
Существует два вида классического танца: адажио – медленный, плавный лирический танец и аллегро – быстрый, виртуозный танец. (Слайды 19, 20)
К характерным танцам относятся национальные и народные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. (Слайды 21, 22)
К характерным танцам относятся и яркие образные танцы.
Но в современном балете нет отчетливого разделения на классические и характерные танцы. В новой хореографии характерный танец испытывает влияние классического, а классический стремится быть образным, портретным. Так оба вида танца обогащают друг друга. (Слайд 23)
Танцы в балете бывают сольные (выходы, вариации), ансамблевые (танец двоих – pas de deux , танец троих – pas de trios, танец четырех – pas de quatre) и групповые – массовые (номера исполняет кордебалет). (Слайды 24-29)
Классический балет основан на чередовании танцев и пантомимных сцен. Но особое место в балетном спектакле занимает «действенный танец» (pas d’action), в котором балетный танец объединяется с драматической выразительностью пантомимы, выражая чувства героев и объясняя происходящие события в спектакле.

6. Беседа о строении спектакля (Слайд 30)

Обобщение и объяснение учителя.

Балет, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Открывает спектакль, как правило, увертюра, а музыкальный антракт является вступлением к какому-либо акту (действию) балета. Балетный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. (Слайд 31)
Балет обычно завершается торжественной массовой сценой – апофеозом.
Дается определение. (Слайд 32)
В построении балетов часто используются сплетения ряда танцев – сюиты, которые могут состоять из классических или характерных танцев и заканчиваться кодой. Такие сюиты называются дивертисментом, что по-французски означает «развлечение». Это последовательность развлекательных танцевальных номеров лишь внешне связанных с действием балета (изображение картины бала, маскарада, праздника).
К жанру балета обращались композиторы разных стран. Среди авторов есть имена выдающихся русских музыкантов Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Щедрина, Хачатуряна. Балеты этих композиторов стали замечательными образцами жанра.

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали о балете. Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание . Составить кроссворд о балете, используя новые термины.

Список литературы:

1. Пасютинская В.М. «Волшебный мир танца: Книга для учащихся». – М.: Просвещение, 1985.
2. «Музыкальные жанры». Общая редакция Поповой Т.В. – Музыка, М. ,1968.
3. Худеков С.Н. «Искусство танца: История. Культура. Ритуал» – М.: Эксмо, 2010.
4. Островская Я., Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах», учебное пособие для детской музыкальной школы, 1-й год обучения – СПб.:«Валери СПД», 1998г.
5. Робин Вильямс. «Дизайн для недизайнеров». – М. : Символ, 2008.

Искусство танца любого его направления - это всегда движущаяся красота. Истоки его лежат глубоко в истории. Любой обряд, праздник, проводы на войну в древнем мире сопровождались различными танцами, отдельные элементы которых до сих пор встречаются в том или другом направлении. Балет не только не стал исключением, но и является ярчайшим подтверждением этого правила. балет, известно всем на этой планете. Нереальную пластику легчайшего парения фигур по сцене любят наблюдать даже дети.

История возникновения балета

Возникновение балета в зачаточном виде датируется 8-9 веками, когда в Киевской Руси появились танцоры Скоморохи. Их отличием было то, что это уже были обученные танцевальному мастерству профессионалы. После того как столицей Руси стала Москва, в танцах появились и женщины. Музыкальные спектакли в масках поражали воображение всех приезжающих в Россию путешественников.

С течением времени, ближе к 17 веку, танец стал заключительным действом в каждом спектакле. Первым отдельным балетным спектаклем считается «Орфей», в котором все пляски были разучены специально подобранными подростками, которые и составили первую труппу царского балета. В Кремлевском театре, где и давалось первое представление, появился первый театр балета.

Благодаря усилиям Петра I, танец стал обязательной наукой для русской элиты, а профессиональные танцоры почитались и были очень популярны. Знать, что такое балет, должны были все придворные, каждый уважающий себя интеллектуал считал необходимым разбираться во всех тонкостях этого вида искусства.

Уникальный русский балет

Своим возникновением и утверждением в мире русский балет обязан императрице Елизавете I. Исключительно ее усилиями была сначала открыта Академия балетного искусства, а затем в 1742 году она указом учреждает первую русскую профессиональную балетную труппу. Звездами этой труппы становятся первые профессиональные танцоры, обучившиеся в Академии ее Величества: Баскакова и Топорков.

Но с течением времени вся школа балета стала несколько однообразной. Бессюжетные разрозненные танцы стали терять свою популярность. В итоге в России возникли в 18 веке первые сюжетные постановки, и здесь русская школа опередила европейскую почти на 20 лет.

До этого момента всем было понятно, что такое балет. с выполнением обязательного набора па, выполняемые в красивых костюмах и под красивую музыку. В годы же реформации возникли краткие постановки с единым сюжетом, позже появилась русская драматургия балетного искусства. Ее основателем стал А. Сумароков, первыми балетными спектаклями по его либретто были «Новые лавры» и «Прибежище добродетели». К концу 18 века свои балетные крепостные труппы имели практически все вельможи. Спектакли становятся публичными и приобретают все большую популярность.

С этого момента и начинается грандиозное шествие русской балетной школы по всем сценам мира.

Современный русский балет

Начав свою историю пару веков назад, русская балетная школа до сих пор дарит миру свои открытия и ноу-хау в области танца. Что такое балет, лучше всего может рассказать спектакль.

И несмотря на то что традиции русского балета окончательно закрепились и утвердились в умах мировой общественности за пределами России, никто не оспаривает принадлежности первого места именно русским танцовщикам. и его «Русские сезоны» были толчком, который и привел Россию на этот пьедестал.

Балет - это настолько таинственное искусство, что его популярность не только не падает, но и растет с каждым днем, увеличивая численность поклонников. Имена звезды российского балета известны во всем мире и не только искусствоведам. Это танцовщики, чей талант может поднять из глубины все эмоции и порывы.