Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Культурный человек говорит. Кто такой культурный человек

Культурный человек говорит. Кто такой культурный человек

Ежегодно ведущие издания мира составляют рейтинги самых успешных знаменитостей года. Самых богатых, самых стильных, самых высокооплачиваемых, самых влиятельных … А вот рейтинг самых культурных — днем с огнем не найдешь.

Не ценится в современном мире воспитанность, вежливость, умение грамотно выразить свое мнение (что парадоксально — ведь каждый хочет иметь дело с культурным человеком, а не с хамом).

— это тот, кто придерживается определенных правил поведения, даже когда его никто не видит, — говорят знатоки этикета. Гостей не принимает в засаленном халате, родным на глаза не показывается в таком виде и даже когда остается дома один, ищет альтернативный вариант, во что может одеться, ведь уважает и себя, и других. Человек, который не ругается в присутствии близких и друзей, не будет сквернословить в присутствии чужих людей. Человек, который дома пользуется ножом и вилкой, в гостях не будет совать целую отбивную в рот.

Повезло людям, которые родились в семье эстетов, ведь их детства обучают правилам поведения (как вести себя за столом, в учреждении, в общественном транспорте), прививают хороший вкус и чувство прекрасного. Тем, кто не имел хорошего примера для подражания, трудно себя перевоспитать: «Мама ходила по дому в халате, и я так буду ходить». Но перевоспитывать себя нужно. Человек, которому удалось совместить в себе нравственное и эстетическое, не покажется на людях, не надев красивую одежду, и соответственно себя вести. Она знает, как культурно «поставить на место» хама, не дав волю эмоциям; не ждет, пока с ним кто-то поздоровается, — здоровается первым (даже если занимает высокую должность), — говорят знатоки этикета.

Культурный человек — человек образованный, умеющий произвести хорошее впечатление, следит за своим поведением и речью. Некоторые могут подумать, что культурный человек должен делать что-то против своей воли, его манеры навязаны кем-то «сверху». Но это не так, потому что он даже не задумывается над тем, что ему нужно сказать или поступить в той или иной ситуации. Хорошие манеры стали привычкой.

В кругу семьи важно не что мы говорим, а как мы это говорим. Жена подаст вам чашку чая, а вы поблагодарите, но таким тоном, что ей больше не захочется делать вам удовольствие.

Тревожит, что из нашего лексикона исчезают обращения» господин «,» госпожа «. 17-летние девушки обращаются к женщинам, которые годятся им в матери и бабушки, словом «женщина!». Это оскорбляет, — говорит преподаватель по этикету. Помню, как когда-то неподалеку воинской части молодой человек обратился ко мне: «Женщина в красном берете!» (Я тогда была в красном берете). Такое обращение считается фамильярным. Человек, который так говорит, проявляет неуважение к другому лицу. Во всех цивилизованных странах к незнакомцам обращаются: «Сеньор (сеньора, сеньорита), мсье (мадам, мадемуазель), мистер (миссис, мисс)», а не «Эй, вы!» Или «Женщина, мужчина!». Обращаться к группе людей (где представители обоих полов) надо «Дамы и господа!», А не «Господа!», Поскольку получается, что игнорируем присутствующих женщин.

Культурный человек не обязательно должен говорить литературным языком. Речь должна быть живой, с вкраплениями диалекта и сленга (но нашего, а не заимствованного из других языков). Для этого нужно много читать, классиков мирового кинематографа, посещать театры.

Человек некультурный не понимает искусства. Он — неопрятный, не умеет одеваться, безвкусно обустраивает свой дом, небрежно говорит и так же небрежно работает. Его легко обидеть, потому что он считает себя центром Вселенной. Ему не хватает изящества, взрывается из-за пустяка, мечтает нажить состояние, поэтому дружит только с теми, кто может быть ему чем-то полезным. Человек некультурный — грубый и навязчивый. Это — наивная и одновременно сложная натура. Главный ее признак — бессодержательность, — такое определение некультурным людям дают знатоки этикета. Культурный человек, по их мнению, — скромный и правдивый. Он ценит других, милосердно и великодушно относится к чужим слабостям, комплексам и ограничениям. Как говорил известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением».

Слово культура очень объемное понятие. Оно включает в себя совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. И главным двигателем в развитии культуры в самом широком ее смысле является человек. Развивая производство, общественные отношения и культуру, человек сам развивается, становится образованным, культурным.

Культура человека складывается из многих черт. Назвать того или иного человека культурным или бескультурным нельзя, потому что один и тот же человек может обладать высокой культурой производства иметь разносторонние знания в области техники, но быть совершенным профаном в искусстве. И, сказать, культурен ли конкретный человек или нет можно, только хорошо узнав его, близко с ним познакомившись. Культура человека складывается из многого: по образованию, духовных и душевных качеств, выполнения норм, поведения в обществе.

Великий русский писатель А.П. Чехов говорил, что «В человеке должно быть все прекрасно: одежда, и лицо, и мысли». По этим трем критериям можно судить о культуре человека. Внешняя культура очень важна для человека. Каждому нужно уметь одеваться. Этот вопрос в настоящее время для молодежи является особенно важным, потому что не все родители в состоянии купить своим детям дорогие вещи. Это не должно создавать у нас комплексов, потому что надо научиться одеваться не богато, а культурно, со вкусом, сохраняя свою неповторимую индивидуальность.

О красоте лица можно говорить много. Но лицо каждого может быть красивым, если его озаряет добрая улыбка, если на людей смотрят честные, открытые глаза. Но самым главным человеческим достоинством является красота его души, его совесть, чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом.

Что бы обладать таким достоинством, надо человеку очень много работать над своим образованием. Всестороннее образование дает человеку необходимые знания в области техники, культуры и искусства. Изучая историю, физику, биологию, географию, мы стремимся к тому, чтобы нас можно было назвать интеллигентными людьми. Не говоря о литературе, которая вообще является для людей уроками жизни. У литературных героев мы учимся любить Родину, уважать своих родителей и себя, не терять свое человеческое достоинство в любых жизненных ситуациях, познанием высокое чувство любви. У каждого народа, у каждой нации есть свои праздники, обычаи, традиции, которые составляют неотъемлемую часть общей культуры человечества. И каждый культурный человек должен уважать национальные и народные традиции.

Культура человека – это то, что одним взглядом не окинешь. Чтобы было легче понимать проблемы культуры, используют два понятия – культура внутренняя (духовная) и культура внешняя.

Под духовной культурой понимается внутреннее содержание человека, состояние его души, наполненность его такими ценностями, которые переходят к человеку через хорошее образование. И их присутствие сказывается на поступках человека в общении с ним. Очень важной частью внутренней культуры личности является ее отношение к другим людям, к чужим идеям: культурный человек внимательно слушает собеседника и терпеливо ждет своей очереди. Если человек научился воспринимать живопись, музыку, скульптуру и т.д., то он будет обладать художественной культурой. Внутренняя культура человека включает в себя разные виды культур: культура общения, нравственная культура, правовая культура, а на самом деле, культура у каждой личности одна.

Внешняя культура проявляется в умении говорить, умении одеваться, умении вести себя в обществе. Подлинно культурного человека отличают скромность, тактичность. По настоящему культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Такие черты как скромность, доброта, сострадание к людям во все времена были характерны для лучших деятелей культуры. Эти черты необходимы любому культурному человеку.

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культур а - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит "печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).

Формы культуры:

а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;

б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);

в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления:

Художественная культура,

Политическая культура,

Управленческая культура,

Культура поведения (этикет),

Педагогическая культура и т.п.

2014 год объявлен в России Годом культуры. В ходе изучения культурологии студенты ИГЭУ написали эссе по проблемам определения понятий «культура» и «современный культурный человек».

Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.

Студенческое научное историческое общество «КЛИО»

Гусева Нина, 1-4:

Культура — это стремление

к совершенству посредством познания

того, что более всего нас заботит,

того, о чем думают и говорят...

Мэтью Арнольд.

Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Галкин Олег, 1-4:

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие культуры трактуется так: «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;» культурный человек - «это находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему», а так же «относящийся к просветительской или интеллектуальной деятельности».

Это определение размытое и не очень понятное. Попробуем порассуждать на тему: «Какого человека принято считать культурным? Как соотносятся образование и культура?» Русские философы (например, Иван Ильин), писатели, публицисты: (Д.С. Лихачёв, Д.А. Гранин, В.А. Солоухин, Л.В. Успенский и др.) не раз полемизировали на эту тему в дискуссиях, очерках и статьях.

Интересные размышления о традициях в культуре находим у Ивана Ильина. Он считает, что будущее культуры в умении быть благодарным за прошлое, то есть впитывать в себя всего того, что уже было создано, но не холодного и расчётливого, « ответной реакции сердца, на уже оказанное тебе благодеяние».

Нельзя не согласиться с этим мнением. Культурный человек способен к познанию мира в его прошлом, настоящем и будущем (это и есть познавательная функция культуры) такой человек способен воспринять всё, что создано другим человеком, его умом руками. Но не завидовать, и тем более «чернить», а воспринимать как интересное явление, оценить и, может быть, познать глубже.

Образованность и культура - понятия соотносимые, но далеко не однозначные. Что значит образованность? Это совокупность определённых знаний из какой либо области. Кстати, кто более образован? Кто углублённо познал определённую науку или имеет широкие представления из целого ряда знаний о мире? Несомненно, образование, знания питают культуру человека, но это лишь часть её. Хорошо об этом сказал Д.С. Лихачёв «Культурный человек-это человек интеллигентный. А интеллигентность не только в знаниях - она в способности понимания другого и уважении его Я».

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения - одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек - человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Итак, «культурный человек» - понятие достаточно широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру.

Блеченкова Анастасия, 1-4:

«Культура - суть организма. История культуры их биография. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечнодетского человечества пробуждается и выделяется великая душа» (Освальд Шпенглер).

Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.

Человек - творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.

Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.

В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад, позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.

Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

«культурный человек», то прежде всего имеют ввиду следующее: соблюдает правила и общепризнанные модели норм поведения в обществе – этакий обывательский кодекс чести. В принципе, этим «обязанности» «культурного человека» для общества и заканчиваются.

Культурный человек как социальный объект

Для социума важно, чтобы было обусловлено рамками приличия и закона. Социум, в принципе, готов согласиться с тем, что наедине с собой или со своей семьей человек может угодно, но, выйдя за дверь своего жилища, у культурного человека должен срабатывать тумблер на включение норм и самоконтроль.

То есть в обывательском сознании понятие культурный человек - воспитанный, соблюдающий ритуалы и этикет: «при посторонних», «на людях», «в обществе». Если у человека, владеющего всеми формами этикета, еще и высшее образование наличествует, то, как правило, такой человек поднимается в общественном статусе с уровня просто культурного человека до уровня «интеллигентного человека».

Поведение человека «за дверью» в расчет в данном случае не принимается. «За дверью» можно рыгать и ковыряться в носу, орать и третировать домочадцев или зло в интернете пусть и не за деньги, а лишь по зову «метущейся души». Но если подобный индивидуум уступит место старушке в транспорте или придержит дверь лифта для соседа, всё - статус культурного человека ему обеспечен.

Культура как совокупность исполняемых условий

Еще в начале девятнадцатого веке слова «культура» более относилась к сельскохозяйственной науке, чем экстраполировалась к человеку. Само слово появилось в эпоху Просвещения – в конце 18-го века, но приживалось постепенно и достаточно долго. В Европе и России 19-го века говорили – цивилизованный человек, имея ввиду примерно то, что сейчас вкладывается в понятие культурного человека. Еще в начале 30-х годов прошлого века толковый Ушакова трактовал понятие «культурный человек» как человек «возделанный». Лишь в связи с мировой урбанизацией, когда стал поваляться отдельная «городская культура» в противовес природе, понятия цивилизованный и культурный стали размываться. К слову, «культурный» стали добавляться эпитеты, образуя словосочетания: культурная революция, культурный уровень, культурные связи, культурный человек, т.е. указатель на определенные достижения, развитие прогресса и личности.

В настоящее время лингвистика трактует слово «культура» как «объем генетически не наследуемой информации, передаваемой в обществе от поколения к поколению». Социология также готова предложить свою трактовку понятия: «культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра».

С философской же точки зрения, по Шпенглеру и Тойнби, культура - это лишь часть составляющая цивилизацию. А культурный человек - это человек способный усваивать большое количество информации, анализировать ее, трактовать, выстраивать причинно-следственные связи. Роль воспитания и самоконтроля в формировании настоящего культурного человека философы, конечно же, не отрицали.

Таким образом, культурный человек - это человек соблюдающий основные нормы поведения цивилизованного общества, но соотносящей себя и общество лишь в той пропорции, которая позволяет ему оставаться личностью и индивидуальностью, а не «винтиком системы», «большинством», частью «единого кулака» и «единого народа».