Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое материальная культура определение. Материальная культура

Что такое материальная культура определение. Материальная культура

Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

Язык - это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.

Традиция - это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.

Социальная норма - это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.

Ценность - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

Материальная и духовная культура.

Рассматривая культуру по ее носителю, выделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др. То есть, те элементы, которые обслуживают естественно-органические потребности человека относятся к материальной культуре, которая в прямом смысле своим содержанием удовлетворяет эти потребности.

Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство. Духовная культура связана, прежде всего, не с удовлетворением потребности, а с развитием способностей человека, имеющих всеобщее значение.


Одни и те же предметы могут принадлежать и к материальной и к духовной культуре одновременно, а также в процессе существования менять свое предназначение.

Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт и нравы определенной эпохи .

Культура как отражение духовных способностей личности.

По форме отражения духовных способностей, а также по происхождению и характеру культуры условно можно выделить три следующие формы: элитарную, народную и массовую .

Элитарная , или высокая культура включает в себя классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В её состав входят самые различные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фолклером. Можно выделить две составные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.

Массовая культура начинает развиваться с середины ХIХ века. Её не отличает высокая духовность, наоборот, она носит в основном развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства. Это та сфера, без которой невозможно представить жизнь современных молодых людей. Произведениями массовой культуры являются, например, современная эстрадная музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телевизионные сериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.

Социологический подход к пониманию культуры.

В контексте социологического подхода культура - это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура , контркультура , этническая культура, национальная культура. Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура .

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

Субкультура - это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры.

Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

Уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ она заметно выше, чем у студентов вузов);

От возраста (пик активности 16 - 17 лет, к 21 - 22 годам она существенно понижается);

От места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Под контркультурой понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта. Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.

Специфика современной массовой культуры.

Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания. Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».

В 40-50-е годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980). Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.

Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. В этой связи, западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видео образов как объективно существующую реальность, а реальный мир, как иллюзию, досадную помеху бытия. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству многих психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созидателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы».

Американские исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей. Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом.

Гражданские свободы;

Распространение грамотности во всех слоях населения;

Национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.

Ученые выделяют два уровня национальной культуры:

Выражающийся в национальном характере и национальной психологии;

Представленный литературным языком, философией, высоким искусством.

Способы овладения национальной культурой:

В отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.

Становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.

Сегодня, основная цель национального образования - нравственное воспитание личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.

Культура и цивилизация.

В культурологии рядом с понятием культуры существует понятие цивилизации. Этот термин возник позднее понятия «культура» - лишь в ХVIII веке. По одной из версий, его автором, считается шотландский философ А. Феррюгсон, который разделил историю человечества на эпохи:

Дикости,

Варварства,

Цивилизации,

имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.

Современные ученые определяют цивилизацию по следующим критериям, как:

Историческое время (античная, средневековая и др.);

Географическое пространство (азиатское, европейское и др.);

Технология (индустриальное, постиндустриальное общество);

Политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);

Специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).

Цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры.

В научной литературе определение типов цивилизации осуществляется по следующим признакам:

Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

Взаимопроникновение культур;

Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации:

Непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),

Циклического развития (страны Востока) и

Прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

Вместе с тем в культурологии не сложилось единства взглядов на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А. Тойнби , цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. К.Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.

Особое место занимает понятие цивилизации в концепции О. Шпенглера. Здесь цивилизация толкуется как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат». Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «... цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии.

Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они... завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Они - конец без права обжалования в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1998. Т.1., С. 164.).

При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают: появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.

XI. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

Если перечислить реалии, которые подразумеваются под этим поняти­ем, то можно назвать орудия труда, оружие, средства передвижения, одежду, жилища, пищу и т.д. К этой же категории относят культурные растения, до­машних животных, способы ухода за телом, татуировки, украшения и др. Можно сказать, что материальная культура - это совокупность вещей и предметов (а также связанных с ними навыков), материально сущест­вующих в пространстве на протяжении определенных отрезков времени и направленных на удовлетворение жизненных потребностей людей.

Понятие «материальная культура» охватывает не только предметы, от­носящиеся к сфере производства и потребления, но и связанные с ними фор­мы человеческой деятельности. Этнограф не просто описывает вещь, но ис­следование прежде всего направлено на анализ обстоятельств, относящихся к изготовлению, функциям (включая ритуальные); а также - на характеристику этнической специфики и социальных отношений, влияющих па процесс ее использования в быту. Например, важным компонентом этнической культу­ры является одежда (костюм), которая представляет собою комплекс, вклю­чающий также обувь, головной убор, прическу, средства ухода за телом и т.д. Исследователя интересуют не просто материал, цвет, покрой, но, в первую очередь, влияние на костюм природно-географической среды, религиозных и эстетических представлений. Также обращается внимание на межэтнические отношения, возможные заимствования. Наконец, одежда выступает как знак. Способы ношения, цвет, орнамент, сочетание украшений - не только позво­ляли отличить «своего» от «чужого», но несли информацию о семейном по­ложении, профессии, социальном статусе, родоплеменной принадлежности. По замечанию известного советского ученого С.А.Токарева, «вещи интере­суют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку».

XII. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.

В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуаль­ной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические пред­ставления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах пове­дения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо - сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.

Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начато трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традици­онном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, ве­ками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!

Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным.

Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обря­довая пища и одежда, культовые предметы, особые места на которых разво­рачивается действие.

Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о
произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др.,
нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).

В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произ­ведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.

В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной куль­туре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста - не просто материальные предметы домашнего обихода, но и - объекты обрядовых действий, связанные с гада­ниями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.

Все сказанное объясняет необходимость применения и других класси­фикаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вы­шеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.

XIII. ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению, составу входящих в них элементов и разнообразию выполняемых функций. Обычаи и обряды - один из самых яр­ких и показательных примеров такого рода явлений.

Согласно наиболее признанному среди исследователей определению, обычай - это унаследованный стереотипный способ (правило) поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Обычаи как стереотипные способы поведения являются одной из куль­турных форм сохранения и передачи традиций из поколения в поколение. Понятие «традиция» часто используется как синоним понятия «обычай». Но понятие «традиция» охватывает гораздо больший круг явлений; оно включа­ет объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), про­цесс социального наследования и его способы. Следовательно, традиции при­сущи всем сферам социальной жизни и всем культурам. Сфера же обычая ограничивается определенными областями общественной жизни (сферой способов поведения).

Обряд (ритуал, церемония, церемониал) - это стереотипное действие, носящее преимущественно символический характер. Если обычай - это вся­кие повторяющиеся и установленные традицией действия, то обряд состоит из совокупности условных, символических традиционных действий, лишен­ных непосредственной практической целесообразности. Эти действия служат символом определенных социальных отношений, формой их наглядного вы­ражения и закрепления.

Так, застегивание одежды налево у женщин - это обычай, ибо в прак­тических целях застегивать одежду как-то надо. А одевание мантий судьями - обряд, не обусловленный практическими потребностями, выполняющий чис­то символические функции - выделить судей из общей массы находящихся в зале суда людей, показать их принадлежность к определенной группе.



Целью обряда является не достижение какого-либо материального, ве­щественного результата, и формирование у его участников определенных мыс­лей, образов, представлений, чувств и настроений. Следовательно, действия становятся обрядовыми только в том случае, если отделяются от обычной ма­териальной или общественной практики и приобретают значение действий-символов (которые воплощают в себе те или иные социальные идеи, представ­ления, образы и вызывают соответствующие чувства).

Любой обряд включает в себя ряд символов. Символ есть разновид­ность знака. Он выступает в качестве своеобразного заместителя реальных предметов, процессов и явлений. Но, в отличие от всех иных знаков, он обла­дает частичным сходством с обозначаемым объектом; выбор того или иного символа не вполне произволен. Восприятие символа во многом зависит от кон­кретных обстоятельств, от конкретного общества и этноса. Например, для хри­стиан крест - символ христианства; для врача - символ врачебной помощи. Для русского покачивание головой из стороны в сторону - знак отрицания; для бол­гарина это же действие - знак согласия.

Но собственно символы еще не создают обряда. Обряд возникает лишь тогда, когда само коллективное действие приобретает символическое значе­ние. Например, знамя есть символ доблести воинской части, но само по себе обряда не создает. Лишь торжественный вынос его становится центральной частью многих воинских обрядов.

Важной отличительной чертой обряда является то, что обряд требует жесткого стереотипа действий, неуклонного соблюдения установленного по­рядка, т.е. обряд жестко регламентирован («регламент» - свод правил, порядок проведения). Он консервативен и устойчив к внешним воздействиям. Это вытекает из его сущности: действия могут стать обрядовыми только тогда, когда их символическое значение станет общепризнанным в обществе или группе. Обряд невозможен без твердого закрепления за определенными действиями того или иного символического содержания, которое однозначно воспринима­ется всеми его участниками, причем это восприятие подтверждено авторитетом традиции, межпоколенного опыта.

Именно поэтому обычаи и, в гораздо большей степени, обряды имеют ярко выраженную этническую окраску. Каждой этнической общности, как правило, присущи специфические, отличные от других общностей ритуалы. Например, проводы на войну у сербов предварялись следующим обрядом: как только становилось известно, что будет война, собирались в полночь де­вять старух и до утренней зари в полном молчании ткали полотно и шили из него одну рубаху, через которую должны были пролезть все, кто уходил на войну. Это должно было защитить их от смерти. Лоскутки от этой рубахи раздавались воинам как амулеты. У других славянских народов уходящим на войну давали с собой как амулеты-обереги омелу, добытую определенным образом (ее надо было обязательно сбить с дерева из ружья); либо иголку, которую сгибали в кольцо так, чтобы острие ее вошло в ушко, и т.д. На ост­ровах Кеи после выступления воинов в поход женщины возвращаются в дом и выносят наружу корзины с камнями и плодами; плоды и камни они умащи­вают и кладут на стол, приговаривая: «О, владыки солнца и луны! Пусть пули отскочат от наших мужей, братьев, женихов и других родственников, как капли дождя отскакивают от этих смазанных маслом предметов».

Ритуальные различия существуют даже внутри одного этноса (напри­мер, классовые, сословные различия, различия социальных групп). Так, в крестьянских семьях центральных районов России при рождении ребенка родители устраивали «родинные» столы, приготовляли особое «пивцо» для угощения гостей. Родильницы получали от гостей подарки, чаще всего день­ги (золотой) - на счастье и богатство новорожденного. Новорожденному в казачьей семье все друзья и знакомые отца в подарок приносили патрон по­роха, стрелу, лук, пулю, дед дарил шашку или ружье. Дареные вещи разве­шивались по стене в той комнате, где лежала мать. Т.о. подчеркивалось воин­ское предназначение ребенка.

Рахчичаются обычаи и обряды жителей разных областей в пределах од­ной этнической территории. Так, в Саратовской губернии 30 июня устраивали Проводы весны: делали соломенную куклу, наряжали ее в кумачовый сарафан, на голову надевали кокошник с цветами. Куклу носили по селу с песнями, по­том ее раздевали и бросали в реку. В Тульской губернии в этот же день закли­нание весны происходило на закате солнца - поселяне выходили на пригорки, водили хороводы, пели песни. Потом садились в кружки, обменивались яйца­ми, окрашенными в желтую краску, угощались.

Т.о., обряд - это разновидность обычая. При этом всякий обряд являет­ся обычаем (т.е. правилом поведения), но не всякий обычай есть обряд. На­пример, свадебные и похоронные, святочные и масленичные обычаи пред­ставляют собой установленные обряды, т.к. несут в себе богатую и разнооб­разную символику. Это - обрядовые обычаи, или обычаи-обряды. Но есть очень много обычаев, в которых нет ничего обрядового: обычай брить боро­ду, мыть руки перед едой, соседской взаимопомощи, единонаследия, кровной мести и т.д.

Но следует отметить, что не всегда можно четко разграничить обряд от какого-либо безобрядового обычая. Часть исследователей склоняется к тому, что разделение обычая и обряда - чисто условно, между ними нет чет­кой грани. При таком подходе обряд часто рассматривается не как разновид­ность обычая, а как его часть, более узкое понятие, чем обычай. Обряд - это символ обычая.

Иногда в отдельную категорию выделяется понятие «ритуал», которое в таком случае определяется как комплекс (цикл) обычаев и обрядов, протяжен­ный во времени (свадебный ритуал, похоронный ритуал и т.д.).

XIV. КОМПОНЕНТЫ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ.

Ритуачьные формы (т.е. обычаи и обряды) представляют собой слож­ное явление, действо, состоящее из множества компонентов. Эта компоненты можно сгруппировать следующим образом:

Материальный компонент: место действия, одежда, пища и др.;

Система определенных телодвижений, действий, поз;

Вербальный (словесный) компонент: молитвы, заклинания, заговоры, причитания, присловья

Психологический, эмоциональный компонент - должен присутствовать определенный внутренний настрой.

XV. ФУНКЦИИ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ.

Среди многочисленных функций обычаев и обрядов исследователи выделяют следующие основные функции:

1) Трансляция (передача) культуры в рамках одного общества и от общества к обществу. Особенность обычая - отрицание более или менее зна­чительных и быстрых нововведений. Особенно это относится к первобытно­му обществу. Например, как сообщает Д.Бернау, «индейцы Британской Гвиа­ны обнаруживают поразительную ловкость в изготовлении некоторых пред­метов: они, однако, никогда их не улучшают. Они делают их точно так же, как делали их предки до них». Унаследованные способы деятельности вклю­чают в себя рациональные и иррациональные моменты в нерасчлененном виде. В однажды удавшемся методе овладения действительностью не выде­ляются именно те стороны, которые привели к успеху. Поэтому малейшее отклонение от повторявшихся ранее действий рассматривается как ставящее под угрозу достижение актуальных целей; причину неудачи какого-либо предприятия объясняют не отсутствием соответствия средств целям, а недос­таточно точным следованием обычаю. Длительный успех такого рода транс­ляции социального опыта возможен лишь при информационной ограничен­ности социальной жизни, при чрезвычайно монотонном ее ходе, стабильно­сти внешних условий, не требующих гибкости системы. Но следы такой трансляции можно обнаружить и в более динамичных обществах.

2) Средство социального контроля. Образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями. Обычаи формируют ценно­стные ориентации и нравственные качества индивидов, обряды выступают как норма поведения. Но роль обычаев и обрядов в разных обществах раз­лична. В первобытных обществах она максимальна. Поведение индивида в таких обществах жестко регламентируется социальной группой, к которой он принадлежит. На его долю достается лишь реализация установленных сте­реотипов поведения: в большинстве случаев вековой обычай уже все урегу­лировал. Поэтому спецификой обычая как средства социального контроля здесь является детальная регламентация поведения индивида: «Способ, каким человек должен питаться, одеваться в каждом обстоятельстве, жесты, кото­рые он должен делать, формулы, которые он должен произносить, определе­ны с точностью» /Э.Дюркгейм/. Современники постоянно ориентированы в своем поведении заветами предков, которые являются эталонами для оценки актуальных действий: контроль осуществляется как бы из прошлого. Т.о., обычай отчасти берет на себя груз ответственности за совершаемые поступ­ки: «Наши предки всегда так поступали». Отголоски такого положения вещей встречаются и в тех обществах, где роль обычаев не так велика.

3) Функция социализации. Обычай является одним из средств приоб­щения индивида к культуре общности, воспитания и формирования его нрав­ственных качеств в соответствии с требованиями группы. Объектом социали­зации являются главным образом дети, но в некоторой степени - и взрослые, особенно недавно принятые в общество. Социализация идет двумя путями: путем постоянного научения унаследованным образцам и через специальные «социализирующие обычаи». Важнейшим этапом процесса социализации являлись инициации - системы посвятительных обрядов, знаменовавших пе­реход подростков в ранг взрослых, полноправных членов общества. Во время инициации посвящаемым в наглядной или словесной форме внушали необ­ходимость следования нормам коллективной жизни. Чтобы добиться соблю­дения определенных стандартов поведения, посвятительные обряды должны были устрашить подростков, произвести неизгладимое впечатление, а также подготовить к грядущим лишениям.

4) Социальная интеграция. Обычаи и обряды поддерживают внутри-групповую сплоченность, солидарность. С другой стороны, они выделяют данную группу среди других. Поэтому эту функцию можно назвать этниче­ской: обычаи и обряды являются этническим символом. В этом смысле нака­зания, следующие за нарушением обычая, являются охранительным средст­вом, способствующим поддержанию единства группы.

Сакрализация (освящение). Обычаи освящают различные объекты и социальные отношения, как реальные, так и воображаемые. Понятие свя­щенного откосится к тому, что является объектом интенсивного почитания, уважения и отличается неприкосновенностью, нарушение которой вызывает жесткие негативные санкции. Предписания обычая могут быть священны как в позитивном плане, так и в негативном (табу). Круг объектов сакрализации очень широк: растения, животные, явления природы, предки, вожди и т.п. В некотором отношении обычай является неотъемлемой частью религиозных систем. Но понятие религиозного характеризует лишь определенную степень «священности». Если священность какого-либо предписания ставится под сомнение, это является выражением того, что обычай теряет силу своего воз­действия.

XVI. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

В сознании современного человека присутствует преувеличенное представление о застойности этнической (традиционной) культуры. Однако на практике это - динамичная, изменяющаяся система. На нее влияют различные факторы.

Так, можно назвать воздействие природно-географической среды. Именно среда во многом определяет особенности одежды, жилища, набор воз­делываемых культур, объекты охоты и т.д. Ландшафт и почва влияют на харак­тер трудовой деятельности, особенно в сельском хозяйстве, на тип и планиров­ку поселений, а естественные рубежи (реки, горы) играют роль этнических границ, влияя на расселение и контакты между группами.

Еще в прошлом веке многие ученые, обращая внимание на совпадение в культурах отдаленных друг от друга народов, пытались объяснить это «культурной диффузией». Сохранилось целое направление ■ «диффузио-низм», объединявшее разные школы, между которыми велись научные спо­ры. При всех расхождениях их объединяло одно: признание распространения основных культурных достижений из одного или нескольких центров, в ко­торых, по мнению этих ученых, существовали своеобразные первокомплсксы культуры. Так объяснялось появление в разных регионах лука и стрел, коле­са, одомашнивания животных и т.д. Подобная диффузия подразумевает осо­бую роль переселений (миграций) и различных контактов. Это могло привес­ти к невероятным выводам. Например, в XX в. существовали теории, по ко­торым предками индейцев прерий, гордых апачей, чейенов, команчей, знако­мых читателю по приключенческим романам и американским фильмам, были известные нам... монголы, чжурчжени и даже скифы. При эгом обращали внимание на совпадения в способах ухода за лошадьми, в конской упряжи, приемах загонной охоты, планировке кочевого лагеря, военных приемах и т.д. Однако в действительности перечисленные группы не имели контактов, а совпадения объясняются близкими уровнями социально-экономического раз­вития, одинаковыми направлениями хозяйства и сходными природно-гсографическими условиями (прерии Северной Америки - степи Евразии). В Этнографии существует понятие хозяйственно-культурный тип. Под ним подразумевают определенный комплекс особенностей хозяйства и культу­ры, складывающихся у народов, находящихся на одном уровне социаль­но-экономического развития и в сходных природно-географических ус­ловиях. Индейцы прерий принадлежали к хозяйственно-культурному типу конных охотников, сложившемуся в Америке в XVIII в. А те общности, в которых усмотрели их предков, также были либо конными охотниками (в средние века чжурчжени, «лесные» монголы), либо относились к близкому типу скотоводов-кочевников степей и лесостепей умеренного климата. Также к одному хозяйственно-культурному типу относились индейцы-яхи из Кали­форнии, бушмены Юго-"Западной Африки, аборигены Австралии. И у них без культурных контактов сложились общие культурные признаки. Еще раз под­черкнем значение природно-географических факторов в формировании хо­зяйственно-культурных типов.

Особенности среды влияют на отдельные стороны духовной культуры и психологический склад этноса. Это находит косвенное выражение в при­вычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности народного быта. Так, определенные климатом циклы земледельческих работ умеренного пояса способствовали возникновению специфических обычаев и обрядов, неизвестных племенам охотников и собирателей тропиков. Наконец, геогра­фическая среда находит выражение в самосознании, о чем говорилось выше.

Взаимодействие этнической культуры и природной среды имеет обо­юдный характер. «Внешние» импульсы как бы преломляются через защитные механизмы культуры. Чем выше её уровень, тем более опосредованным будет воздействие природной среды, и, наоборот, тем активнее сам этнос может её изменять. Добавим, что далеко не всегда в.лучшую сторону: экологический кризис тесно связан с общественным прогрессом. Для сравнения достаточно представить возможности воздействия на природу аборигенов Австралии и сложившейся к концу XIX в. австралийской (англо-австралийской) нации.

На динамику этнической культуры влияет и этнонолитическая (этносоциальная) среда. Этнос развивается в окружении соседей, имея с ними контакты. При всем их многообразии можно выделить общие тенден­ции. Рассмотрим некоторые из них. Так, влияние культур носит взаимный характер. Даже культура австралийских аборигенов повлияла на искусство, фольклор, формы досуга (например, метание бумеранга как спортивное заня­тие) «белых» австралийцев. Последние также заимствовали способы выжива­ния в труднодоступных местах, многие слова и названия. Для характеристики подобных процессов используется понятие аккультурация. Это - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит их изменение. В научных школах запада этот термин трактуется как синоним европеизации, означающий распространение у народов Азии, Африки, Юж­ной Америки элементов «западной» культуры. Такое «узкое» понимание не­вольно подразумевает неравноценность культур.

Длительное взаимодействие этносов, проживающих на одной террито­рии в одинаковых экологических условиях, порождает сходные культурные признаки. Например, этим объясняется близость в одежде, пище, обычаях, фольклоре у народов Северного Кавказа. Это при том, что они различаются по происхождению, языку, религии. Северный Кавказ, также как Поволжье, Карпаты, Прибалтика - не просто географические понятия. Это - историке- этнографические области, i.e. регионы, у населения которых в силу дли­тельных контактов, взаимных влияний (т.е. аккультурации), прожива­ния в одинаковых условиях вырабатываются похожие культурные при­знаки.

Наконец, динамика культуры зависит от исторического опыта, нако­пленного этносом. Это - информация, которая хранится в коллективной па­мяти народа и проявляется в стереотипах поведения и привычках людей. В её сохранении большую роль играют обычаи, фольклор, различные виды исто­рических источников, а в более позднее время - организованное обучение (например, школа), специальные формы хранения (музеи, библиотеки, архи­вы), средства массовой информации. Совокупный опыт, относящийся к определенной сфере деятельности, часто называют этнические (культур­ные) традиции (от латинского «traditio» - передача, повествование). А пере­численные выше формы (обычаи, фольклор, поведенческие стереотипы и т.д.) - культурные способы их сохранения и передачи из поколения в поколе­ние.

От традиций следует отличать инновации. Этим термином обознача­ют новые элементы (в хозяйстве, материальной и духовной культуре, социальной жизни), которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.

«Прошлый» опыт помогает этносу выживать в изменяющихся внеш­них условиях. Недаром во многих традиционных обществах в трудные пе­риоды истории возрастает стремление к более тщательному соблюдению обычаев предков, сохранению языка, фольклора и т.д. И, наоборот, ослабле­ние культурного иммунитета способствует быстрому проникновению разру­шительных новшеств. Далеко не всегда контакты между этносами прогрес­сивны, так как нередко на исторической сцене взаимодействуют народы, от­личающиеся по уровню развития, численности, имеющие различный полити­ческий статус. Для индейцев Америки, тасманийцев, аборигенов Австралии и Тропической Африки знакомство с европейцами имело и трагические резуль­таты. Речь идет не только о физическом уничтожении целых племен. В куль­туру аборигенов проникали инновации разрушавшие их. Следствием контак­тов стало распространение алкоголизма, проституции, азартных игр и, нако­нец, болезней, уносившей сотни жизней.

Развитие этнической культуры - это постоянное взаимодействие в ней старого (традиции) и нового (инновации).

В науке существует понятие первичных потребностей, к которым относятся потребности организма в пище, сне, тепле и т.п. Эти материальные потребности человек удовлетворяет не как животное, а на основе культурных традиций. Неслучайно понятие «материальная культура» быловведено в культуро­логию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры тра­диционных обществ. По определению Б. Малиновского, ма­териальная продукция человека - это артефакты, составляю­щие наиболее осязаемую и зримую часть культуры.

В материальной культуре обычно выделяют орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.Начиная с первобытного общества, вся куль­тура человека - способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материаль­ными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. Те элементы человека, которые обслуживают его органические потребности, мы относим к материальной культуре .

Необычайно высока роль техники в материальной культуре. Когда-то она заменила человека в области физической деятельности, в XX в. она может в определенной мере заменить его и в области аналитической, интеллектуальной, которая издавна считалась присущей исключительно человеку. Под словом «техника» часто имеют в виду машины, механизмы, приборы, устройства, орудия какой-либо отрасли производства. Но в широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принци­пу техники. Некоторые проявления материальной деятельности людей ока­зались столь значимыми в культуре, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и тех­нологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

Материальная культура – не только человеческая деятельность и ее результаты, но и культура воспроизводства человеческого рода. Сфера половых отношений не может рассматриваться чисто в биологическом плане, она несомненный элемент культуры; их нельзя исключать из сферы материальных отношений. Поскольку вся материальная практика человека носит социальный характер, она требует социально-организационного обеспечения. Так выделяются еще две области материальной культуры: физическая и социально-политическая. Физическая культура включает культивирование физических возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений (спорт, гимнастика и т.п.). Сюда же следует отнести медицину, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить человеческий организм. Социально-политическая область материальной культуры включает многообразие учреждений и практических действий (организаторская деятельность, установление новых порядков и т. п.), которое составляет реальное «тело» общественного бытия.



Результатом воздействия на природу производственной деятельности че­ловека, создающего материальные ценности, стало снижение продолжительности жизни, уве­личение смертности от рака, возрастание числа генетических уродств и аллергических заболеваний. А состояние здоровья людей является важнейшим показателем социальной эффективности обще­ства. Все это делает актуальным выделение в сфере материальной культуры ее экологической составляющей.

Таким образом, материальная культура включает несколько форм.

Производство. Сюда относятся все средства производст­ва, а также технология и инфраструктура (источники энер­гии, транспорт и связь).

Быт. Эта форма включает вещественную сторону по­вседневной жизни - одежду, пищу, жилище, а также тради­ции и обычаи семейной жизни, воспроизводства человеческого рода и т. д.

Телесная культура. Отношение человека к своему телу - особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художест­венные, религиозные и социальные нормы.

Социально-политическая культура - политика и практика в материальной сфере; государственные, общественные институты (парламент, партии «зеленых» или подобные общества), организаторская деятельность различных ведомств и производственных учреждений.

Экологическая культура - отношение человека к при­родной среде.

Выражение «некультурный человек», с которым мы довольно часто сталкиваемся в повседневной жизни, с точки зрения философии абсолютно неверно. Как правило, говоря так, мы имеем ввиду плохое воспитание или недостаток образования. Человек культурен всегда, ибо он существо социальное, а любое общество имеет свою культуру. Другое дело, что степень её развития не всегда находится на высоком уровне, но это уже зависит от многих сопутствующих факторов: конкретного исторического периода, условий развития и возможностей, которыми располагает общество. Культура - неотъемлемая составляющая часть жизни всего человечества и каждого конкретного индивидуума. Общества без культуры быть не может, как, впрочем, и культуры - без общества, она создает человека, а человек её. Любое новое поколение начинает свое существование в мире духовных и материальных ценностей, уже сложившихся у их предков.

Взаимосвязь культур

Любая деятельность человека и все его достижения явл

яются частью культуры либо материальной, либо духовной. Причем четкой границы между ними провести невозможно. Культура материальная и духовная, так или иначе, неразрывно связаны друг с другом. К примеру, появившийся в нашем доме шкаф - объект вполне физический, однако при его создании были задействованы интеллектуальные способности людей, проявлены фантазия и логическое мышление. В то же время величайшие произведения искусства, являющиеся неоспоримой духовной ценностью, вряд ли появились бы на свет, не будь у художника кисти, а у философа бумаги и пера. Ещё в Древнем Риме талантливейший оратор Цицерон отметил, что наравне с культивированием, под которым в те времена подразумевалась обработка и возделывание земли, существует и другая культура - «возделывания души».

Основные понятия

Материальная культура включает в себя все многообразие производимых человечеством предметов: одежда, жилище, механизмы, оружие, автомобили, предметы быта, музыкальные инструменты и т. д. Основу же культуры духовной составляют продукты интеллектуальной деятельности человека, все то, что было достигнуто силой мысли и талантом. К примеру, это новые идеи и открытия, религия, философия, произведения искусства и психология.Если духовная культура - это совокупность результатов интеллектуальной деятельности человека, то материальная культура - это сотворенный руками человека предметный мир.

Какая культура важней

Материальная культура, как и духовная, живет по своим законам, между уровнями их развития нет прямой связи. Улучшение материального благополучия людей не всегда сопровождалось ростом их духовного развития, а многие величайшие произведения искусства создавались в полной нищете. Однако неоспоримо и то, что человек, нуждающийся в жилье, пище и одежде, не станет задумываться о высоких материях. Тянуться к философии и искусству могут лишь «сытые», удовлетворившие свои физические потребности, люди. Материальная культура наглядно покажет, насколько человек приспособился к жизни, в ладу ли он с природой, в то время как духовная задает основные стандарты поведения, формирует чувство высокого и прекрасного, создает идеалы. Духовная и материальная культура включают в себя все то, что не дано нам природой, что создано трудом человека, то, что существенно отличает нас от животных. Только гармония этих двух культур поможет достичь высоко уровня существования как одного человека, так и целого государства.

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:

Культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

Культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);

Культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

Собственно предметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.



Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Культура и техника

Техника и технология как термины и понятия. Техника и социокультурные ценности: категорический императив культуры в технической цивилизации. Сущность и ценности техники-и-технологии. Характер связи техники с природой, обществом, культурой. Модели дальнейшего развития техники. Оценки техники как части культуры: оптимизм и пессимизм. Модель нового типа человека и техническая культура.

Словом техника (с древнегреческого - мастерство, искусство) обозначают или определяют совокупность средств, создаваемых людьми для оптимизации своей деятельности.

По мнению философа техники Ф. Раппе, можно выделить два типа определений понятия «техника». Техника в узком смысле слова есть инженерная деятельность, в широком – любая эффективная методологическая деятельность человека. Следует иметь в виду, что в западной традиции понятие техники сближается с понятием технологии или, по Ф. Раппе, техники в широком смысле слова. На Востоке слову «техника» видят смысл машины. Например, образовательная технология есть типичное понятие западной культуры, а на Востоке может возникнуть культурный протест по этому поводу: становление человека уподобляют машинному конвейеру?!

Почему на место техники в смыслах греческой культуры приходит техника-и-технология западной культуры? Техника и технология существуют столько, сколько помнит себя человечество. В разнообразии древних цивилизаций присутствует один тип технического инструментария; техника здесь нечто из периферии культуры. Лишь в последние столетия в рамках еврохристианской культуры Запада техника и технология приобретают особое значение. Техника становится универсальным феноменом современного мира, существенно влияющим на изменения во всех культурах человечества. Сторонники технической цивилизации утверждают, что у истоков современных глобальных проблем не столько последствия последних десятилетий стихийного развития техники, сколько безграничная вера христианства в человеческий гений, христианская идея человекобога, сотворца Богочеловека. Отсюда оптимистическое мнение о принципиальной разрешимости глобальных проблем современности.

Современное понимание техникипредполагает несколько характерных моментов. Техника имеет искусственное происхождение, то есть создаётся людьми в процессе овеществления идеальных моделей. Техника рациональна, то есть достаточно быстро воспроизводима в данном сообществе. У неё утилитарный характер, то есть техника связана с практическими потребностями людей и служит удовлетворению этих потребностей.

Техника – феномен культуры, существующий на грани природы и культуры. Техника есть часть природы, преобразованная человеком для воздействия на природу. Социальный характер технике придаёт зависимость её от уровня развития культуры общества. Технический прогресс, расширяя возможности человека в воздействии на природные процессы, влечёт за собой социокультурные изменения. Культурное освоение новых достижений техники конкретным сообществом происходит достаточно сложно и длительно; процесс освоения обусловлен культурными традициями, в том числе социокультурной установкой на восприятие инновации.

Технология– совокупность методов обработки, производства предметов и вещей. Технология – системное образование, она связана с техникой и культурой данного сообщества. Среди признаков технологии выделяют: рациональные методы деятельности; содействие развитию общества; подчинение господствующим ценностям данной культуры.

Итак, техника представляет собой орудия деятельности человека, а технология является системой выработанных человеком эффективных методов его целесообразной деятельности.

Техника и социокультурные ценности. В условиях современной технической цивилизации эволюция техники, в первую очередь внедрение новых технологий зависят от социокультурных факторов данного сообщества. Так, традиционная форма социальной конкуренции народов («хочешь жить мирно – готовься к войне») утверждает приоритет развития военно-промышленного комплекса. Есть достаточное основание для утверждения: сущностные характеристики техники чаще всего становятся отражением системы ценностей сообщества. Вариативность использования техники ставит ведущую моральную проблему технической цивилизации – ответственность учёных за возможное применение своих открытий в технике. Отсюда категорический императив культуры в технической цивилизации: принципы гуманизма и экологии выше экономической эффективности, технической целесообразности и политической выгоды. Следует заметить, что в известных современной науке традиционных обществах техника всегда подчинена ценностям жизни. Возможно, что факты нарушения этого принципа становились одной из причин (или причиной) нарушения экологического равновесия в локальном регионе и исчезновения цивилизаций, культур.

Стремительное развитие техники, превращение её в мощную составную часть современной планетарной цивилизации, вызвали к жизни различные толкования сущности и ценности техники-и-технологии. Проблема последствий компьютеризации общества и создания искусственного интеллекта является одной из самых популярных в дискуссиях. Полемика сторонников и противников привела к осознанию необходимости новых исследований природы разума, сознания (духа) человека. Особое место в современной философской литературе занимают труды, посвящённые оценке техники; прежде, чем проектировать и финансировать инновационные проекты необходимо знать совокупность следствий внедрения той или иной инновации. Осмысление проблем аксиологии техники на философском уровне приобрели общекультурное значение. В частности, отмечено, что совершенное планирование технического прогресса невозможно даже в условиях технократического общества, как известно, превращающего личность в элемент машины. Получила признание позиция, утверждающая, что критерии рациональности планирования технической инновации должны вырабатываться вне технических, экономических или политических факторов. Дело в том, что социокультурная проблема техники-и-технологии заключается в её использовании, а используется технология, как правило, в интересах группы людей.

Среди ведущих философских проблем техники и технологии называют вопрос о происхождении техники и характере её связи с природой, обществом, культурой. Так, существуют концепции о слиянии современной науки и техники, в которых свойство первичности придаётся естественным наукам либо технике, соответственно, следствием признаётся техника или естествознание. Эта дискуссия имеет принципиальное основание: научно-технический прогресс начинается с масштабного теоретического осмысления или случайных находок, которым затем придаётся видимость солидного обоснования. Если второе, то не исключено, что после испытания очередной технической инновации, созданной любознательными фанатами техники методом «тыка», некому будет её обосновывать. Так, действие опасной для жизни вещи, попавшей в руки ребёнка, для которого весь мир - игрушка, может привести к летальному результату для многих. Парадигма технического прогресса, как безграничного по возможностям конвейера улучшения бытия человека, выработанная европейским мышлением пару столетий назад, опиралась на идеи неограниченности природных ресурсов и совершенства человека, существующего автономно от природы. Эти идеи опровергнуты жизнью. Есть ли будущее у человека технического? Есть ли будущее у культуры, общества, цивилизации с техникой или без техники? На эти и подобные философско-мировоззренческие вопросы дают разные ответы.

Для бытия культуры принципиально важна постановка фундаментальных вопросов по проблеме, свидетельствующая о том, что человечество вырастает из технического детства. В этом смысле существенна необходимость выработки идеалов (моделей) дальнейшего развития. Эта проблема является нормативной и выводит философию техники на уровень социокультурного прогноза. Традиционная модель (модель научно-технической революции) основана на принципах технологического детерминизма, популярного на Западе. Для неё характерна вера в безграничные возможности человеческого разума, который решал и решит любые проблемы развития. Общая модель, доминирующая на Западе, основана на ограничении технических проектов из соображений их возможного вреда. Технический прогресс неизбежен, поскольку жизненно необходим, однако технический, экономический и политический персонал должен быть образованным и контролируемым внешними институтами. В данной модели основное внимание уделяется разработке социокультурных методов оценки техники. Модель ограничения основана на необходимости ограничения человеческих потребностей и масштабов технических инноваций. Критерием ограничения предлагается порог, за которым удовлетворение потребностей или применение техники приносит скорее вред, чем пользу. Радикальные (мало популярные в среде здравомыслящих людей) варианты этой модели предлагают вернуться к образу жизни предков всему человечеству или населению так называемых развивающихся стран, где техника пока не стала необходимостью бытия повседневной культуры.

Техника как часть культурырассматривается в диапазоне оптимистических и пессимистических мнений. Концепция технического (технологического) детерминизма включает противоположные интерпретации. Технократические (власть техники) интерпретации, как правило, связаны с оптимистическими взглядами на роль техники в культуре. Негативные социокультурные последствия внедрения достижений научно-технического прогресса технократическое мышление предпочитает объяснить торможением технологического развития со стороны культурно отсталых людей или групп. Катастрофические изменения в жизни, культуре народов целых континентов, привнесённые научно-техническим прогрессом, замалчиваются или интерпретируются иначе. Обязательным компонентом оптимистической интерпретации роли техники в обществе и культуре является технократия – теория власти, основанная на научно-техническом знании и предвидении, научно-технической компетентности политической элиты. Основатель теории индустриального общества Р. Арон полагает, что реальностью современного мира является не совокупность различных социальных систем, а единое индустриальное общество с разнообразием идеологий. По мере развития индустриальной составляющей идеологические различия будут отодвигаться на периферию культуры. Противоречия научно-технического прогресса, считает культуролог, не сущностная, а временная характеристика, присущая начальной стадии развития. На следующем этапе развития, в так называемом информационном обществе, негативные моменты технической среды будут преодолены. Пессимистические воззрения, представленные преимущественно философами, писателями, деятелями искусства и лидерами религиозных организаций, рассматривают технику как угрозу человечеству. Критики технической цивилизации подчёркивают её механистичность, противоестественность, подавление техникой личности, природы, жизни. Пессимисты, - сторонники взглядов о негативном влиянии техники на социокультурные процессы, - столетиями призывают вернуться к традиционным видам хозяйственной деятельности человека с жёстким контролем жизнедеятельности личности со стороны общины. В прошлом столетии появился вариант активного противодействия технической культуре. Противники технической цивилизации призвали организовать контркультуру для борьбы против репрессивного разума «власти-знания», отчуждения человека.

Представители технократии – учёные, экономические и политические лидеры - присоединились к критике негативных сторон технической цивилизации. Они обратили внимание на экологические проблемы, на превращение человека в слугу и заложника стихийного развития технической среды. По мнению учёных, источник проблемы в неумении человека использовать технику на благо человечества и природы. Необходимо формировать иное взаимодействие человека с техникой, другой тип человека, способный интегрироваться с людьми, существовать в единстве с техникой и природой.

Одной их составных частей модели нового типа человека является техническая культура. Технический фон бытия современного человека является единым для всего человечества. Он предполагает два нормативных параметра поведения людей: обращение с техникой согласно инструкции по эксплуатации и определённую традицию использования технических средств. Способности и отношение к труду, технологическая дисциплина и дисциплина труда, формы трудолюбия и трудовых навыков являются производными от культурных традиций общества. Осознанное включение технической культуры в социокультурные характеристики конкретного сообщества и личности позволяет понять и принять технику как органичную часть взаимодействия человека с человечеством и природой.