Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкальная грамотность с чего начать основы. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио

Музыкальная грамотность с чего начать основы. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио

В европейской музыкальной системе принято деление октавы на двенадцать нот – семь основных и пять дополнительных. Основные ноты называются До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Дополнительные образуются понижением или повышением основных нот. Ноты записываются на нотоносце (нотном стане) в соответствии с их высотой. Чем выше нота, тем выше она располагается на нотоносце. Нотный стан

состоит из пяти линеек, на которых и между которыми записываются ноты. Когда высота ноты выходит за пределы пяти линеек, то она записывается на добавочных линейках, располагаемых выше или ниже основных.

Слева в начале нотоносца ставится ключ. Самые распространённые ключи – скрипичный и басовый, они

определяют высоты записываемых нот.

Разница между положением нот при разных ключах показана ниже:

Длительность звуков определяется формой нотных знаков, каждый из которых имеет своё название. Для обозначения пауз между звуками используются знаки пауз различной длительности. Точка справа от знака ноты или паузы увеличивает длительность наполовину.

Если мы разделим ноту какой-либо длительности не на две, а на три равные части, то получим триоль. Аналогичным образом можно получить дуоли (2 части), квартоли (4 части), квинтоли (5 частей), секстоли (6 частей), септоли (7 частей) и т.д. Цифра сверху обозначает число дольных частей.

Некоторое количество нот записывается в пределах такта. Такты разделяются тактовыми линиями.

Такты имеют определённый размер. Например, в какую-нибудь коробку влезает три апельсина, следовательно размер этой коробки – три апельсина. Если объём одного апельсина равен объёму двух мандаринов, то размер коробки можно приравнять к шести мандаринам.

С тактовыми размерами всё то же самое. Размер записывается в виде дроби и ставится в начале такта. Если же в начале такта размер не указан, то данный такт имеет указанный ранее размер. Верхняя цифра

дроби указывает количество долей в такте, а нижняя – чему эти доли равны. Для размеров 2/2 и 4/4 вместо дроби может ставиться специальный знак.

Чтобы правильно высчитывать длительность каждой ноты или паузы можно первое время считать вслух или отстукивать счёт ногой.

Если указан размер 2/4, то счёт ведётся на два, то есть "раз-и, два- и". Для размера 3/4 нужно считать "раз-и, два-и, три-и". Для 4/4 - "раз-и, два-и, три-и, четыре-и" и т.д.

Иногда музыкальные произведения начинаются с неполного такта, называемого затактом. В этом случае последний такт тоже неполный – в нём нет тех долей, что вошли в затакт.

Счёт в затакте может начинаться со второй,

третьей и других долей.

Чтобы обозначить длительность ноты не умещающейся в пределы такта, используют лигу.

Выше было сказано, что основные семь нот записываются на линейках и между ними, а оставшиеся пять образуются понижением или повышением основных. Такое изменение

высоты звука называется альтерацией, а повышающие и понижающие знаки -– знаками альтерации. Они записываются слева от ноты. Бемоль

(b) понижает звук на полтона, а диез (#) на полтона повышает. Дубльдиез и дубль-бемоль повышают и понижают на тон соответственно. Ещё есть аналогичные знаки для альтерации на четверть тона и на три четверти тона, но встретить их где-либо довольно сложно хотя бы потому, что не на каждом инструменте можно извлечь четверть тона. Здесь они даны скорее для информации, чтобы знали что такое вообще существует. Бекар отменяет действие предыдущих знаков.Все эти знаки альтерации действуют только на протяжении одного такта и в пределах одной октавы.

Диез и бемоль могут стоять после ключа, в таком случае они называются ключевыми и действуют на протяжении всего произведения

(или до определения новых ключевых знаков). Знаки альтерации, встречающиеся внутри такта, называются случайными. Ключевые знаки обычно устанавливаются в соответствии с тональностью произведения.

Ноты октавы в порядке увеличения высоты звука: До, До#/Реb, Ре, Ре#/Миb, Ми, Фа, Фа#/Сольb, Соль, Соль#/Ляb, Ля, Ля#/Сиb, Си, До. Это хорошо отражает клавиатура фортепиано:

Следует заметить, что между Ми и Фа, Си и До промежуточных нот нет, поскольку интервал между ними составляет полутон. Если повысить Си, то мы получим Си#, равный (в равномерно

темперированном строе) по высоте звука ноте До, но в музыкальном смысле Си#не равен До, так как в пределахлада они занимают

различные ступени и, соответственно, выполняют разные функции. В той же мере не равны Соль# и Ляb, Ре# и Миb и т.д. Такие, равные по

высоте, но с разными названиями и функциями, ноты называются энгармонизмами.

Темп – это скорость исполнения произведения. Иногда он определяется числом, означающим количество ударов метронома в минуту (bpm / beats per minute), а иногда словами, причём довольно часто на итальянском языке. Темп записывается в начале произведения.

Итальянские

Произношение

Значение

Медленные темпы

очень медленно

медленно

спокойно

Умеренные темпы

андантино

неторопливо

модерато

умеренно

аллегретто

оживлённо

Быстрые темпы

очень быстро

Изменения темпа

аччелерандо

ритенуто

сдерживая

ритардандо

запаздывая

раллентандо

замедляя

алляргандо

расширяя

Doppio movimento

доппио мовименто

вдвое скорее

пиу моссо

более подвижно

мено моссо

менее подвижно

темпо примо

первоначальный темп

коме прима

как сначала

Если какая-то часть произведения повторяется, то чтобы не писать весь нотный текст ещё раз используют знаки репризы. Реприза – это повторение какой-либо части произведения

сразу после его первого исполнения. Если при повторении части заканчиваются по разному, то ставятся два варианта завершения – один

при повторении, другой при окончании. Если указанную часть нужно сыграть

больше двух раз, тогда над закрывающим знаком репризы ставится количество

повторений . Например, если указаныдва повторения (2x), то всего эта часть должна быть сыгранатри раза.

Также для сокращения нотной записи пользуются знаками сеньо и фонарь. Сеньо указывает с какого места нужно начать повторение, а фонарь чаще всего

обозначает место перехода от повторённой части к заключительной. Эти знаки обычно сопровождаются подписью, например: играть от знака сеньо до слова "Конец".

Разные способы извлечения звука называются

штрихами. При исполнении легато (legato) звуки следуют

один за другим без перерыва и в нотном тексте

объединяются лигой. При

стаккато (staccato) ноты звучат отрывисто и обозначаются точкой над нотой или под ней.

Иногда необходимо выделить какой-то звук большей громкостью, чем остальные. В этом случае над нотой или под ней ставится знак акцента.

Форшлаг - это мелодическое украшение из одного или нескольких звуков, исполняемых за счёт длительности предыдущей ноты или паузы. Исполняется по желанию.

Фермата –- это знак над нотой или паузой, либо под ней, дающий исполнителю право увеличивать её длительность.

Постепенное увеличение громкости обозначается знаком крещендо (cresc. ), а уменьшение – знаком диминуэндо (dim. )

Сокращения, используемые для записи громкости звука:

Сокращение

Итальянские

Произношение

Значение

названия

пианиссимо

очень тихо

меццо-пиано

не слишком тихо

меццо-форте

умеренно громко

фортиссимо

очень громко

Если в каком-то месте произведения используются очень высокие или низкие для данного ключа ноты, то для удобства ноты пишутся октавой ниже или выше положенного, а это изменение обозначается знаком октавного повышения или понижения.

Теперь о буквенном обозначении нот. В тексте ноты записываются латинскими буквами в соответствии с таблицей:

В некоторых странах, правда, и в России в том числе, принято было до некоторого времени обозначать Си как H, а Си-бемоль – B. Но мы не станем обращать внимание на этот пережиток и будем пользоваться международными обозначениями.

Повышение (#) ноты обозначаются добавлением к ней суффикса "is", а понижение (b) – суффикса "es" для согласных и "s" для гласных.

Например, C# – Cis, Db – Des, Eb – Es, E# – Eis.

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Кушвинского городского округа «Кушвинская детская музыкальная школа» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» ПРОГРАММА учебного предмета «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ» Кушва 2014г. 1

2 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Структура программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Распределение учебного материала по годам обучения; III.Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы; VI. Список рекомендуемой литературы 2

3 Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от /06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального воспитания детей в детской школе искусств. Предмет «Основы музыкальной грамоты» является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы общеразвивающего обучения. Уроки музыкальной грамоты и сольфеджио знакомят с теоретическими основами музыкального искусства, развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств. 2. Срок реализации учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет, составляет 4 года. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы музыкальной грамоты»: 35 часов в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Объем всего курса по программе -140 часов. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. 3

4 5. Цель и задачи предмета «Основы музыкальной грамоты» Цель предмета: способствовать музыкальному воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти. Задачи: воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка; формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования; целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей учащихся, музыкальной памяти, как основу для практических навыков; выработка у учащихся слуховых представлений. В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: Формы: пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений; сольфеджирование и сольмизирование музыкальных примеров, в том числе и с листа; интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада; слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка; метроритмические упражнения; различные виды творческих работ: подбор баса к мелодии, аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст и т.д.; транспонирование. Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый; метод игровой мотивации (использование дидактических игр); 4

5 научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса). В результате освоения предмета учащийся должен знать: основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания, в том числе профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др. В результате освоения предмета учащийся должен уметь: применить полученные теоретические знания, уметь сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, уметь построить их, уметь подбирать и транспонировать музыкальный материал. Курс учебного предмета включает в себя следующие разделы: Теоретические сведения, Воспитание чувства метроритма; Воспитание музыкального восприятия, Музыкальный диктант; Воспитание творческих навыков; Вокально- интонационные навыки. Условия реализации программы учебного предмета. Реализация программы учебного предмета требует наличие учебного кабинета, наличие учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно и аудиотеки, дидактического материала. Также необходимо осуществление межпредметных связей и активный поиск новых форм работы, самообразование педагогов. 6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Реализация программы учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской музыкальной школы укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной 5

6 и учебно-методической литературы по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» обеспечивается каждый обучающийся. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Основы музыкальной грамоты», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. Оснащение занятий На занятиях активно используется наглядный материал - карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно. II. Содержание учебного предмета Учебный предмет «Основы музыкальной грамоты» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное музицирование, хоровой класс, оркестровый класс и другие). Учебно-тематический план Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций. 6

7 При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы. Распределение учебного материала по годам обучения. 1 класс Понятие о высоких и низких звуках. Регистр. Октавы. Знакомство с клавиатурой фортепиано. Названия звуков. Нотный стан. Формирование навыков нотного письма. Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание. Цифровое обозначение ступеней. Устойчивость и неустойчивость. Тональность, тоника, тоническое трезвучие. Мажор и минор Тон, полутон. Строение мажорной гаммы. Скрипичный ключ. Диез, бемоль. Тональности До, Соль, Ре, Фа Темп. Размер. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Такт, тактовая черта, сильная доля. Длительности: четверть, две восьмые, половинная, половинная с точкой в простых ритмических группах. Паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая. Затакт четверть, две восьмые. Фраза. 2 класс Тональности до 2-х знаков в ключе. Параллельные тональности. Натуральный, гармонический, мелодический вид минора. Тетрахорд. Переменный лад. 7

8 Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м6, б6, м7, б7, ч.8. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. Ритмическая группа четыре шестнадцатых 3 класс Тональности до 3 знаков в ключе. Обращение интервалов. Обращения тонического трезвучия. Главные трезвучия. Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Размер 3/8. Переменный лад. Вокальная и инструментальная группировка Интервалы сексты и септимы в тональности Виды трезвучий. 4 класс Тональности до 4 знаков в ключе. Одноименные тональности. Трезвучия главных ступеней с обращениями. Секвенция. Доминантовый септаккорд. Пунктирный ритм. Синкопа. Триоль. Размер 6/8. III. Требования к уровню подготовки учащихся Результаты освоения примерной учебной программы сольфеджио должны отражать сформированный комплекс знаний и умений, навыков, наличие у обучающихся художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе: Первичные теоретические знания, музыкальной терминологии; Умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры; 8

9 Записывать музыкальные несложные построения с использованием навыков слухового анализа, Умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; Вокально-интонационные навыки. IV.Формы и методы контроля, система оценок Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе поведения практических занятий и контрольных работ, тестирование, выполнения учащимися индивидуальных заданий. Формы: 1. Контрольный урок, 2. Зачёт; 3. Тестирование; 4. Итоговая аттестация. Методы: 1. Обсуждение выступления; 2. Выставление оценок; IV. Методическое обеспечение учебного процесса. Методические рекомендации педагогам. Вокально- интонационные навыки. Одной из необходимых форм работы на уроках являются вокальноинтонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух, дают возможность закрепить практически теоретические сведения. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения выполняются сначала в умеренном темпе, в свободном ритме, по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять, упражнения следует давать как в ладу, так и от звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных и минорных), отдельных ступеней лада, мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и вне лада. 9

10 В целях формирования функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании. Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов от заданного звука. Вокально- интонационные упражнения чаще всего используют вначале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом. Сольфеджирование и пение с листа Сольфеджирование является основной формой работы в классе. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада. Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (вначале выученных на слух мелодий, а в дальнейшем незнакомых мелодий и песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильное звукоизвлечение, дыхание, фразировку, правильную посадку во время пения. На уроках возможно использование пения без сопровождения; при необходимости дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере ощущения лада можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением. Однако, наряду с пением без сопровождения необходимо использовать пение с текстовым и фортепианным сопровождением. Пение с листа один из важнейших практических навыков. Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у ученика значительно слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства м правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность. В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить учащегося мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней). 10

11 Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать приём сольмизации. В музыкальных примерах для чтения с листа должны преобладать знакомые для обучающихся мелодические и ритмические обороты. Очень важна художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие. Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий. Воспитание чувства метроритма Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово- интонационных навыков. При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть шаг, восьмая бег). Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторно (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, записанного на доске, исполненного педагогом, специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка с тактированием и без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты. Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и придумывать новые. Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух). Слуховой анализ, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаёт необходимую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работы, диктантом). Систематическая работа по анализу на слух даёт возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, 11

12 мышление. Особ в развитии гармонического слуха. Помогает учащимся при разборе произведений на инструменте. Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно по двум направлениям: Целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков; Анализ отдельных элементов музыкального языка; Музыкальный диктант Диктант является одной из сложных форм работы. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятии мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащегося, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не стоит торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, её размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут. Нужно применять и устные формы диктанта, который помогает осознанному восприятию отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. Также полезно записывать знакомые мелодии (автодиктант). Возможны другие формы диктанта: фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодии, записанную на доске, записать её по памяти), гармонический (интервалы или аккорды), ритмический. Дома можно выучить диктант наизусть, проиграть на фортепиано, петь. Воспитание творческих навыков. Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Она способствует более эмоциональному, и вместе с тем более осознанному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает интерес к предмету. Творческие упражнения активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха, развивает наблюдательность. 12

13 Цель этих упражнений не только развивать у учащихся творческие навыки, но и закреплять основные навыки: пения с листа, определения на слух, записи диктанта. Творческие упражнения помогают закреплять и теоретические знания., они должны быть доступны для учащихся. Теоретические сведения Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления пройденного. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкальнослуховым опытом учащегося. Это особенно относится к первому году обучения, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. 13

14 Список литературы и средств обучения 1. Андреева М. От примы до октавы. ч.1.-м., Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб., Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М, Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М., Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М., Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М., Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких.учебно игровое пособие.-м., Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио 2 кл. ДМШ. Учебное пособие.-с-пб, Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём» Сольфеджио 1кл. ДМШ. Учебное пособие.-с-пб, Музыкальная грамота «в сказках и сказочках» Составитель Т. Зебряк.-М., Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для преподавателей ДМШ и ДШИ.- М., Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М.,


Министерство культуры Московской области МОУДОД «Детская музыкальная школа» г. Дубна «Согласовано» «Принято» Педагогическим советом Протокол Л от «/3» & 20О&г «Утверждено» ОУДОД д м ш.) Экспериментальная

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ",«ФОРТЕПИАНО», «ГИТАРА», "СКРИПКА", "ВОКАЛ", "БАЯН", "АККОРДЕОН","ДОМРА","БАЛАЛАЙКА" Аннотация на рабочую

1. Пояснительная записка Чтобы услышать музыку, нужно иметь развитое слуховое восприятие. Сольфеджио это дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА» Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению

Образовательная программа по предмету «Сольфеджио» Настоящая программа ориентирована на программу педагога методиста Т.А. Калужской по сольфеджио, составленной в 1984 году со сроком обучения 5 лет. Объем

УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС I. Общие задачи: Привитие детям любви и интереса к музыке Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкальнохудожественного вкуса Выявление и всестороннее развитие

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа им. С.В.Рахманинова» г. Новочеркасска ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени И.Ф. Стравинского» Программа учебного предмета «Сольфеджио»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАХТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БАЯН, АККОРДЕОН», «ФОРТЕ

Программа по сольфеджио (5-летний срок обучения) 1 класс. 2 Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИВАНГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» Программа рассчитана на обучающихся, поступивших

Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлое сольфеджио» (1 класс) Составитель: Живодёрова Л.Н. учитель музыки Срок реализации: 1 полугодие. Вологда 2016 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПИЧАЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» УТВЕРЖДЕНА Приказом МБУДО «Пичаевская ДШИ» от Директор Е.Ю.Никулина ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» И «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.2. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Отрадненская детская школа искусств» Предметная область ПО.02. «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ» ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО»

Структура программы I. Пояснительная записка - Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе - Срок реализации программы - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» им. В. В. Толкуновой Рабочая программа по учебному предмету СОЛЬФЕДЖИО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств 3» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича Адаптированная программа по сольфеджио (5 летний срок обучения) Составитель программы:

Учебный предмет «Сольфеджио» 1 класс Промежуточная аттестация проводится с целью проверки знаний обучающимися основных музыкальных терминов, определений, степени овладения нотной грамотой в конце первого

1 Пояснительная записка Музыкальное воспитание как грань эстетического предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ПСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» Принято на заседании кафедры Протокол 1 «25» августа 2015 г. Зав. кафедрой Т. Калишенко. Утверждаю

2 I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы элементарной теории музыки» 1 разработана с учетом рекомендаций

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ 1. Ребѐнок, поступающий в гимназию-колледж, должен иметь хорошие музыкальные способности, очевидную яркую одарѐнность и индивидуальные творческие данные. 2. Поступающий должен

Разработчик Мартынова Марина Викторовна, преподаватель МБУ ДО ДМШ 1 г. Сергиев Посад, первая категория Рецензент Быкова- Степанова Светлана Владимировна, преподаватель МБУ ДО ДМШ 1 г. Сергиев Посад, высшая

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г. Абинска» муниципального образования Абинский район (МБОУ ДОД «ДМШ г. Абинска») Дополнительные

По дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Сольфеджио» 1 класс пп Нотная грамота. Гамма до мажор. Устойчивые и Размер 2/4. Диктант ритмический.

Программа составлена на основе программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств заслуженного работника культуры РСФСР Т.А.Калужской. Структура программы учебного предмета I.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени Н. Гончаровой» п. Полотняный Завод ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств 13 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ИСКУССТВО» (вокальное исполнительство) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Сольфеджио» дополнительной общеразвивающей программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности по предмету «Сольфеджио» разработана на основе «Федерального закона» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Чебоксарская детская музыкальная школа 2 им. В.П. Воробьёва» Образовательная программа Сольфеджио (для учащихся 7-14 лет) Срок реализации

Муниципальное бюджетное учреждение культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа 5 имени В.В.Знаменского» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Управление культуры администрации г. Курска Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 3» г. Курска ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО - ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

1 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Кленовская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ДОМАШНЕЕ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Г осу дарственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская музыкальная школа имени НА.Алексеева" ПРИНЯТО на заседании педагогического совета

Образовательная программа «ЭТМ» является предметом по выбору и дополняет образовательную программу «Сольфеджио». Занятия проводятся с учащимися 4-7 классов индивидуально, по 0,5 часа в неделю. При необходимости

Министерство культуры Республики Татарстан Управление культуры г. Лениногорска МБУДО ЛДМШ «им. Н.М. Кудашева» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЛЬФЕДЖИО. срок обучения 7 лет г. Лениногорск 2015 год.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени М.П. Максаковой» Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы «Баян»,

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Медвежьегорская детская музыкальная школа» Рабочая программа по учебному предмету «Сольфеджио» (срок реализации 7 лет)

I. Пояснительная записка Структура программы учебного предмета - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЦЕНТР НА БРЯНЦЕВА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Пояснительная записка. Предмет «Теория музыки» является частью комплексной программы «Школа эстрадного вокала» Театра Песни «Планета Детства». Эта дисциплина, как и все остальные предметы в Театре Песни

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» Центр дополнительного образования Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная азбука» Программа рассчитана на детей 7-14 лет Срок реализации

Российская Федерация Муниципальное образование Тосненский район Ленинградской области Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Тосненская детская школа искусств»

Методическая разработка урока сольфеджио по теме «Три вида мажора». Преподаватель отделения «теория музыки»: Мингазова Алия Альтафовна. Стаж работы: 32 года. Южно Казахстанский музыкальный колледж. Город

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Амурского муниципального района» Рабочая программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. СОЛЬФЕДЖИО Предметная область

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе программы для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ, вечерних школ общего музыкального образования МК СССР 1984 г. «Сольфеджио» Т.А. Калужной.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Сольфеджио» для 1-2 класса дополнительной образовательной

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Некрасовская детская музыкальная школа ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа 4 г. Хабаровска" Рабочая программа по учебному предмету СОЛЬФЕДЖИО (5 лет) ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

Мелодии, мелодические обороты, интервалы, аккорды, наличие секвенций, повторность, фактура... Аналитическая работа важна, но не должна занимать много времени и быть целью урока, главным все же являются

Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени,

Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа 17 им. Александра Цфасмана» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»; «НАРОДНЫЕ, СТРУННЫЕ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 3 ИМ. М.И. ГЛИНКИ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет «Сольфеджио» является одной из важнейших составляющих системы музыкально-эстетического воспитания. Настоящая программа имеет художественную направленность и предполагает общекультурный

Муниципальное автономное учреждения дополнительного образования «Первомайская детская школа искусств» Щекинского района Разработка открытого урока по сольфеджио в третьем классе ДШИ Тема: «Различные формы

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Верхнесинячихинская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 57 с музыкально-хоровым профилем обучения» РАССМОТРЕНО Председатель МО СОШ 57 Протокол от 2016

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 8» ГОРОДА ОМСКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа 3 г. Белгорода СОГЛАСОВАНО: Директор МОУ ДОД ДМШ 3 2009 г. Е. М. Мелихова Адаптированная образовательная

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 18 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ...20 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая образовательная

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Вам понадобится

  • - самоучитель игры на инструменте;
  • - нотная тетрадь;
  • - метроном;
  • - фортепианная клавиатура (можно найти в Интернете интерактивную или даже сделать немую из картона).

Инструкция

Начните с длительностей. Найдите в самоучителе или на сайте для тех, кто осваивает ваш инструмент, соответствующий раздел. Вспомните и школьный курс математики, то есть действия с простыми . Все вам пока не понадобятся. Повторите только то, что касается 1/2, 1/4 и прочих , знаменатель которых кратен двум.

Запомните, целая нота и как она считается. Представьте себе, что это - единица или какой-либо целый предмет, вроде яблока или апельсина. В единице две половинки, четыре четверти, восемь восьмых долей и т. д. Точно так же и в целой ноте. Для удобства запоминания музыканты привыкли ее считать не просто «раз-два-три-четыре», а делить каждую четверть еще на две - «раз-и-два-и-три-и-четыре-и». Таким образом целая нота делится не на четверти, а уже на восьмые.

Старайтесь запоминать длительности и зрительно, и на слух. Пустой внутри кружок без палочек и хвостиков целую ноту. Кружок с незаполненной серединкой и палочкой обозначает половинку. Палочка при этом может быть направлена как вверх, так и вниз, в зависимости от того, на какой линейке нота. Черный кружочек с палочкой обозначает четверть, а если есть и палочка, и хвостик - то это восьмушка. Более мелкие длительности различаются по количеству хвостиков. Если записаны две или даже четыре восьмушки подряд, они могут соединяться друг с другом прямой линией. Группа из шестнадцатых соединяется двумя параллельными , а тридцать вторых - тремя.

Найдите какой-нибудь предмет, издающий ритмичные звуки. Если нет метронома, используйте механические часы. Отстукивайте сначала их ритм, а затем - в два раза чаще. Представьте, что часы отстукивают четверти. Тогда получается, что вы стучите восьмушки. Точно так же соотносятся друг с другом и другие длительности.

Найдите любые ноты и поучитесь читать длительности. Полезно из постучать. Выбирайте нотные из учебника или что-либо из классики. Там вам могут встреться обозначения, которых вы пока еще не знаете. Прочтите, что они значат. Например, четверть может делиться не на две восьмых, а на три, такая фигура называется «триоль». Бывают и другие обозначения групп нот одной и той же длительности.

В начале каждой нотной строчки, сразу после ключа и ключевых знаков, вы найдете обозначение размера. Нижняя его часть, сильно напоминающая знаменатель простой дроби, означает то же самое, что и он, то есть на какие доли делится такт. Верхняя цифра обозначает, сколько таких долей в . Посмотрите на размер и определите, нотами каких длительностей можно заполнить каждый такт. Комбинации их могут быть разными, а вот в сумме они должны давать одно и то же число, обозначенное в начале.

Разобравшись с длительностями, посмотрите, высота тона. В начале нотной строчки стоит ключ. Они могут быть разными, но чаще других используется скрипичный ключ. Он еще называется «ключ соль». Завиток, который находится внутри «головы», упирается как раз в ту линейку, на которой пишется соль первой октавы, то есть во вторую. Найдите ее на фортепианной клавиатуре и на своем инструменте. На фортепиано это белая клавиша, которая находится в группе с тремя черными. Нота соль находится между первой и второй черными клавишами этой группы.

Обратите внимание на то, что ноты пишутся как на линейках, так и между ними. Выучите звукоряд вверх от ноты соль и вниз. Расстояние между второй линейкой и промежутком между второй и первой (или второй и третьей) соответствует расстоянию между соседними белыми клавишами на фортепиано. То есть между первой и второй будет писаться нота фа, а между второй и третьей - ля. Высчитайте таким же образом остальные ноты. Некоторые ноты пишутся на дополнительных линейках или под ними. Никакого различия между дополнительными и основными линейками нет, расстояние все так же соответствует промежутку между соседними клавишами. То есть ре первой октавы пишется под первой линейкой, а до - на добавочной. Добавочные линейки есть как внизу, так и вверху.

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.


Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа



Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа



Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.


Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:


Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.


Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.


Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:


Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?