Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкальная литература pdf. Русская музыкальная литература

Музыкальная литература pdf. Русская музыкальная литература

ВВЕДЕНИЕ
В семье мировых музыкальных культур русской музыке принадлежит одно из самых значительных и почетных мест.
Она возникла свыше десяти столетий тому назад из песенного и инструментального искусства древних славян и с тех пор прошла длинный и славный путь, постепенно все более утверждая свое мировое значение. Вершиной этого многовекового развития стало XIX столетие, давшее человечеству Глинку и Даргомыжского, Бородина и Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова, Глазунова и Танеева, а на рубеже XIX и XX веков — Рахманинова и Скрябина.

Выросшее из народной музыкальной практики, русское музыкальное искусство сохранило на все времена нерушимую связь с этим живительным источником. Оно отразило, таким образом, все исторические этапы развития народного сознания и в то же время сберегло и творчески развило ценнейшие музыкальные традиции глубокой древности. Так веками складывалось его национальное своеобразие. Русская музыка чутко впитывала также достижения музыкального искусства других стран и народов и развивалась в тесной взаимосвязи с другими искусствами — русской и зарубежной литературой, поэзией, театром, живописью.
В период наивысшего расцвета русской музыки национальный характер соединился с глубоким и своеобразным преломлением важнейших проблем века, с умением запечатлеть в яркой, неповторимой форме большое общечеловеческое содержание. Эти черты постоянно привлекали к себе пристальное внимание передовых деятелей европейского музыкального искусства. Горячими поклонниками Глинки были Лист и Берлиоз. Творчество Чайковского завоевало еще при жизни композитора любовь и восхищение во многих странах мира. По признанию ряда французских музыкантов во главе с Клодом Дебюсси, в творческих принципах Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина были заложены зерна дальнейшего плодотворного развития и обновления европейской музыки.
Классический XIX век русской музыки явился подготовкой к искусству новой, советской эпохи, открывшейся Великим Октябрем. Творчество советских композиторов Мясковского, Прокофьева, Шостаковича и многих других, уже ставшее в свою очередь классикой, прочными нитями связано с музыкальными традициями великих предшественников.

Лучшим творениям русской музыки всегда присуща глубокая человечность. В сознании их авторов были неразрывно связаны между собой понятия «красота» и «правда», начала эстетическое и этическое. Высшей целью для русских композиторов неизменно было создание правдивого образа человека, выражение его сложных дум и чувств. В произведениях различных жанров, как и в народном творчестве, нашли воплощение не только история и быт народа, его борьба за независимость, гневное обличение социальной несправедливости, но и страстное стремление личности к раскрепощению своих духовных сил, борьба за личное счастье человека. Вот почему русских композиторов, как и русских писателей, с полным правом можно назвать, пользуясь выражением А. Толстого, «каменщиками крепости невидимой, крепости души народной».

Подвиг русских музыкантов становится еще более очевидным, если вспомнить, что они самоотверженно творили в тяжелейших условиях царского строя, крепостничества и в период бурного роста развивавшегося капитализма, когда художники подвергались жестокой травле за выражение свободолюбивых мыслей, а все русское искусство пренебрежительно рассматривалось правящей верхушкой как нечто «низшее» по отношению к модному Западу. Прав был Максим Горький, когда говорил: «В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок».
Великий Октябрь освободил «крылья души», открыв небывалые в истории возможности для развития художественного творчества. После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все виды искусства, в том числе музыка, вступили в новый этап своего существования, начали новую жизнь. Вместе с тем возрос в наше время и интерес к историческому прошлому родного искусства.

Чтобы понять и оценить современность, нужно хорошо знать прошлое. Сокровища, создававшиеся на протяжении веков гением народа, передаваемые из поколения в поколение, являются нашим достоянием, нашей национальной гордостью и подлинным фундаментом советской музыки.

  • Глава I. Русская музыка до XVIII века
    • Музыка древней Руси
    • Музыкальная культура Киевской Руси
    • Музыкальная культура Новгорода
    • Музыкальная культура Московской Руси
    • Новые явления русской музыкальной культуры в XVII веке
  • Глава II. Русская музыкальная культура XVIII века
    • Народная песня в музыке города
    • Вокальная бытовая лирика
    • Опера
    • Хоровой концерт
    • Инструментальная музыка
  • Глава III. Русская музыкальная культура в первой половине XIX века
    • Романс
    • Музыкальный театр
  • Глава IV. Русские композиторы — современники Глинки
    • А. А. Алябьев
    • А. Е. Варламов
    • А. Л. Гурилев
    • А. Н. Верстовский
  • Глава V. М. И. Глинка
    • Жизненный и творческий путь
    • «Иван Сусанин»
    • «Руслан и Людмила»
    • Симфонические произведения
    • Романсы.
  • Глава VI. А. С. Даргомыжский
    • Жизненный и творческий путь
    • Романсы
    • Оперное творчество

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. РУССКАЯ МУЗЫКА XYIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Расцвет музыкальной культуры в XIX веке был подготовлен всем ходом развития ее в России.

Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, труд и борьба за свободу, надежды и мечты о лучшей жизни.

Русские композиторы бережно собирали и изучали народные песни. Балакирев, Лядов, Римский-Корсаков составили сборники русских песен для голоса в сопровождении фортепиано.

В XYIII веке появляется бытовая городская песня, с аккордовым гармоническим сопровождением. Создаются первые русские оперы («Санкт-Петербургский гостиный двор» крепостного музыканта М. Матинского). Складывается в России своя композиторская школа. Молодые композиторы создают выразительные романсы и обработки русских песен, фортепианные и скрипичные пьесы, симфонические увертюры, музыку к спектаклям, оперы. Среди них были Дубинский, Березовский, Бортнянский, Фомин, Хандошкин.

2. ПЕСНЯ И РОМАНС

Один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце XYIII и в первой половине XIX века - романс. Многие романсы того времени были тесно связаны с городской бытовой песней. Исполнялись они под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев («Соловей»), Варламов («Белеет парус одинокий», «Горные вершины», «Вдоль по улице метелица метет»), Гурилев («Матушка-голубушка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Колокольчик»). Творчество этих композиторов - ценный вклад в сокровищницу русской музыки.

3. М. И. ГЛИНКА. (1804 - 1857 )

Михаил Иванович Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.

Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.

Основные произведения: народно-героическая опера «Иван Сусанин», сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила», произведения для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии симфонические пьесы: увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия» фортепианные пьесы.

4. ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»

Опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.

Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин. Основным действующим лицом является народ.

В опере 4 действия и эпилог.

Первое действие - характеристика русского народа и главных героев. Начинается обширной хоровой интродукцией, в которой два хора - мужской и женский.

Каватина и рондо Антониды раскрывают черты русской девушки - нежность, искренность и простоту.

Трио «Не томи, родимый» передает грустные переживания героев, строится на выразительных интонациях городских бытовых песен.

Второе действие - музыкальная характеристика поляков. Звучит танцевальная музыка. Четыре танца образуют симфоническую сюиту: блестящий полонез, краковяк, вальс и мазурка.

Третье действие. Песня Вани «Как мать убили» служит музыкальной характеристикой мальчика-сироты, близка русским народным песням.

Сцена Сусанина с поляками - замечательный образец драматически развивающегося ансамбля. Музыкальная характеристика поляков очерчена ритмами полонеза и мазурки. Музыкальная речь Сусанина величава и полна достоинства.

Свадебный хор по своему мелодическому складу близок русским свадебным величальным песням.

Песня-романс Антониды «Не о том скорблю подруженьки» раскрывает богатство душевного мира девушки, здесь слышатся интонации народных причитаний.

Четвертое действие. Речитатив и ария Сусанина - один из наиболее напряженных драматичных эпизодов оперы. Здесь до конца раскрывается образ героя и патриота. Музыка строга, сдержана и выразительна.

Эпилог. Народ празднует победу над врагом. В заключительном хоре «Славься» музыка величава и торжественна. Это придает ей черты гимна. Народ славит родную землю и погибших героев.

Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы оказал огромное влияние на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского).

5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА

Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Все его произведения доступны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме.

Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848) представляет собой вариации на две русские народные темы. Темы эти контрастны. Первая из них - широкая и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких». Вторая тема - удалая русская плясовая «Камаринская».

«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки.

В основе - задушевная тема, порывистая и устремленная. Главная тема повторяется многократно, образуя форму рондо. С ней контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды. Преобладание струнной группы придает всему симфоническому произведению легкость, полетность, прозрачность.

6. РОМАНСЫ И ПЕСНИ

Романсы Глинка писал на протяжении всей жизни. В них пленяет все: искренность и простота, сдержанность в выражении чувств, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии и ясная гармония.

Среди романсов Глинки можно встретить самые разнообразные жанры: бытовой романс «Бедный певец», драматическую балладу «Ночной смотр», застольные и «дорожные» песни, песни-танцы в ритме вальса, мазурки, полонеза, марша.

Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина.

Популярностью пользуются романсы из цикла «Прощание с Петербургом» - «Жаворонок» и «Попутная песня» (сл. Н.Кукольника).

Романс на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье» - жемчужина русской вокальной лирики. Относится к зрелому периоду творчества, поэтому так совершенно в нем мастерство.

В своих романсах Глинка обобщил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками.

7. А. С. ДАРГОМЫЖСКИЙ. (1813 - 1869 )

Александр Сергеевич Даргомыжский - младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки он вошел как композитор-реалист, «великий учитель музыкальной правды», смелый новатор.

Взгляды Даргомыжского сложились в период 30 - 40-х годов XIX ст., время бурного развития русской культуры. Даргомыжский чутко откликался на все передовое, прогрессивное в русском искусстве. В своем творчестве он был близок к демократическим писателям и художникам России, поднял тему социального обличения, создал песни комические и сатирические.

Основные произведения: оперы «Русалка», «Каменный гость» симфонические пьесы «Казачок», «Баба-яга», «Чухонская фантазия» 100 песен и романсов на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова вокальные ансамбли фортепианные пьесы.

8. ОПЕРА «РУСАЛКА»

«Русалка» - первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, - отражение душевного мира героев, их переживаний и характеров. Новая задача потребовала и новых музыкально-выразительных средств. В опере преобладает принцип сквозного развития. Ансамблевое пение часто сменяется диалогом между действующими лицами. Этот новый прием позднее получил развитие в творчестве Мусоргского, Чайковского.

В опере 4 действия. Сценическому действию предшествует увертюра.

Под действием драматических событий меняются характеры героев: в нежной Наташе пробуждается гнев и ожесточение весельчак и балагур Мельник, отец Наташи, потрясает своим трагизмом.

Важное значение в опере имеет первое действие. В нем даны музыкальные характеристики главных действующих лиц Наташи, Мельника, Князя. В нем же происходит и развязка драмы: Наташа кончает жизнь самоубийством и перестает существовать как реальная девушка, превращаясь в надменную русалку.

Опера «Русалка» принадлежит к одной из самых любимых опер русской классики. Даргомыжский сумел написать произведение искреннее, понятное, гневно обличающее темные стороны русской действительности того времени.

9. РОМАНСЫ И ПЕСНИ

Видное место в творчестве Даргомыжского занимают романсы и песни. Их написано композитором более ста. Содержание вокальной музыки Даргомыжского богато. Здесь задушевная лирика, шутливое лукавство и драматизм, спокойные пейзажи и характерные бытовые зарисовки, а порой едкая социальная сатира. Особенно глубоко и психологически правдиво раскрыт в романсах внутренний мир человека с его думами, чувствами и характером.

Популярными стали романсы «Мне минуло шестнадцать лет» на сл. Дельвига, «Мне грустно» на стихи Лермонтова, «Старый капрал» на сл. Курочкина.

10. РУССКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-х годов к большому общественному подъему. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) показало ее отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы.

В развитии революционного движения в России значительной была роль Герцена, деятельность Чернышевского, Добролюбова, поэта Некрасова. Революционные идеи 60-х годов нашли свое отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились доступно отразить жизнь обездоленного народа.

Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан. Их имена связаны с «Товариществом передвижных выставок», так как выставки картин стали устраиваться в разных городах России.

Произошли изменения и в музыкальной жизни. Музыка вышла за пределы аристократических салонов. Большое значение в этом сыграла организация Русского музыкального общества.

В 1862 году в Петербурге открылась первая русская консерватория, а в 1866 году - в Москве. Первые выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов.

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав объединения под названием «Могучая кучка». Вдохновителем кружка стал Балакирев. В состав вошли Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Свою цель композиторы видели в развитии русской национальной музыки, правдивом воплощении жизни народа.

11. М. П. МУСОРГСКИЙ. (1839 - 1881 )

Среди композиторов «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский был наиболее ярким выразителем революционно-демократических идей. Он сумел с большой обличительной силой раскрыть суровую правду о жизни русского народа, верой в его силу и могущество проникнуты лучшие страницы музыки композитора.

Основные произведения: оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» романсы и песни симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки».

12. ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ»

В основе оперы - пушкинская одноименная трагедия. Жанр оперы - народная музыкальная драма. Состоит из пролога и четырех действий, которые делятся на картины. Основная идея - конфликт между преступным царем Борисом и народом. Трагедия усугубляется душевной внутренней драмой Бориса, царя-убийцы, муками его совести (монолог из III д. «Достиг я высшей власти»).

Главное действующее лицо - народ. Мусоргского привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в стихийное восстание.

Так, оркестровое вступление из пролога рисует образ угнетенного народа, а в IY д. кульминацией является могучий хор восставшего народа «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

«Борис Годунов» - великое произведение русской музыки. Создание этого произведения явилось важным этапом в развитии музыкального театра.

13. «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора, внезапно умершего.

Цикл представляет собой сюиту из десяти самостоятельный пьес, объединенных общим замыслом. Каждая пьеса - музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовые картинки («Тюльерийский сад», «Лиможский рынок»), и меткие зарисовки человеческих характеров («Два еврея»), и пейзажи («Старый замок»), и образы русских сказок («Избушка на курьих ножках»), былин («Богатырские ворота»). Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам. Вместе с тем они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.

14. А. П. БОРОДИН. (1833 - 1887 )

Александр Порфирьевич Бородин - неповторимо самобытный композитор. Он проявил себя и как крупный ученый, общественный деятель. В музыке Бородин во многом продолжал традиции Глинки. Он воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Наряду с этим встречаются образы лирические, задушевные, полные страсти и нежности. Основным средством музыкального высказывания всегда является мелодия - широкая, песенная, пластичная. Гармоническому языку присущи красочность, яркость.

Основные произведения: опера «Князь Игорь», три симфонии, симфоническая картина «В Средней Азии», инструментальная музыка, романсы.

15. ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»

В основе оперы - произведение древней литературы XII века - «Слово о полку Игореве».

«Князь Игорь» - лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. Музыка оперы основана на интонациях народных песен - русских и восточных.

Пролог и I действие характеризует русский народ. Важное значение имеет картина солнечного затмения из пролога. В народной эпической поэзии различные драматические события жизни людей нередко сопоставлялись с могучими и грозными явлениями природы.

II действие посвящено показу жизни восточных народов. Бородин не использовал здесь подлинных восточных мелодий, но претворил их интонации и особенности лада в своей музыке.

Центральное место в IY действии занимает плач Ярославны, который возник из старинных народных голошений и причитаний.

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил ее памяти Глинки. В ней прославляется героический дух народа, его стойкость, патриотизм, душевная красота.

16. Н. А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844 - 1908 )

Николай Андреевич Римский-Корсаков среди композиторов «Могучей кучки» занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Композитор оставил огромное творческое наследие почти во всех музыкальных жанрах. Его произведения разнообразны по своему содержанию, но основная черта их - глубокое проникновение в жизнь и быт народа. С большой силой выразил все прекрасное, что окружает человека: красоту и любовь, веру в торжество света и правды, мечту о лучшем будущем, народную мудрость и великолепие родной природы. Творчество Римского-Корсакова оказало влияние на многих композиторов последующих поколений.

Основные произведения: 15 опер («Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), симфонические сюиты («Шехеразада»), романсы, сборники русских народных песен для голоса с фортепиано и др.

17. ОПЕРА «СНЕГУРОЧКА»

Опера написана на сюжет пьесы А.Н. Островского в 1880 году. С большой теплотой воспроизвел композитор старинные обычаи и обряды. Правдивое изображение жизни и быта людей сочетается с миром фантастики, сказки. Действующие лица: царь Берендей, Бермята, Купава, Лель, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха (образы реалистические) человеческими чертами наделены Весна-Красна, Дед-Мороз, образ Снегурочки - дочери Мороза и Весны - сочетает в себе реальные черты с фантастическими.

В опере часто изображается природа. Иногда образы природы имеют иносказательный смысл - они олицетворяют собой справедливость и закономерность жизненных явлений.

Римский-Корсаков часто использует лейтмотивы - выдержанные музыкальные характеристики. Сцены, основанные на непрерывном («сквозном») развитии, чередуются в опере с законченными номерами. В опере много хоров, широко использованы подлинные народные мелодии.

Состоит опера из пролога и четырех действий.

18. «ШЕХЕРАЗАДА»

Симфоническая сюита «Шехеразада» (1888) - произведение программное, написанное по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Она состоит из четырех контрастных частей, объединенных не только единым поэтическим замыслом, но и общими музыкальными темами (темы Шахриара и Шехеразады). Первоначально композитор предполагал дать каждой части свое название: I ч. - «Море и синдбадов корабль», II ч. - «Фантастический рассказ Календера-царевича», III ч. - «Царевич и Царевна», IY ч. - «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Однако позднее он от этой мысли отказался, считая более полезным, чтобы слушатели свободно следовали своей фантазии.

«Шехеразада» - одно из любимых произведений симфонической музыки во всем мире.

19. П. И. ЧАЙКОВСКИЙ. (1840 - 1893 )

Петр Ильич Чайковский все свое творчество посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. И о чем бы ни говорил композитор - он всегда правдив и искренен.

Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал свое слово гениального художника. Но самым любимым для него жанром была опера. Большое внимание он уделял содержанию, отдавая предпочтение сюжету из русской жизни.

Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка.

Основные произведения: 10 опер («Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.), 3 балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), 6 симфоний и др. симфонические произведения, фортепианные пьесы (в том числе циклы «Времена года», «Детский альбом»), романсы.

Творчество Чайковского - вершина мировой музыкальной культуры XIX века.

20. ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ «ЗИМНИЕ ГРЕЗЫ»

Написана в 1866 году. Содержание произведения - это раздумья и лирические чувства человека, а также образы природы. Симфония состоит из четырех частей.

I часть - «Грезы зимнею дорогой», написана в сонатной форме. Мягкими красками здесь обрисованы картины зимней русской природы.

II часть - «Угрюмый край, туманный край». Музыка эта навеяна впечатлениями от путешествия Чайковского по Ладожскому озеру.

III и IY части - скерцо и финал - не имеют названий, но по своему содержанию не выпадают из общего поэтического замысла.

Первая симфония Чайковского - замечательный образец его раннего оркестрового творчества. Впервые в ней проявляются характерные образы и приемы, глубоко развитые композитором в симфоническом творчестве зрелого периода.

21. ОПЕРА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Идею написать оперу на сюжет «Евгения Онегина» подала Чайковскому известная певица Е. А. Лавровская. К составлению либретто композитор привлек своего друга, литератора К. С. Шиловского. Первое исполнение оперы состоялось силами студентов Московской консерватории под руководством Н. Рубинштейна в 1879 году.

Свою оперу Чайковский назвал «лирическими сценами». Все внимание композитор сосредоточил на раскрытии внутреннего, душевного мира своих героев. Также ярко и правдиво раскрываются картины народного быта (таковы в первой картине романс «Слыхали ль вы», пение и пляска крестьян по случаю окончания жатвы, пастушеский рожок в сцене письма, песня «Девицы, красавицы» в третьей картине и др.) С большой любовью даны поэтические «зарисовки» русской природы, на фоне которой раскрываются чувства и переживания героев.

Действующие лица: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский, князь Гремин.

Важную роль в раскрытии характеров играет оркестр. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами.

Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и постепенно изменяются (например, в сцене письма, характер главной героини дан в движении: из наивной, мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость).

Опера «Евгений Онегин» - высочайшее достижение русского оперного искусства. Уже при жизни композитора она стала одной из самых любимых опер.

22. НАРОДНАЯ ПЕСНЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ-КЛАССИКОВ

Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней

В народных песнях отражаются история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня - это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.

Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки.

Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра).

Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя» в финале первого фортепианного концерта Чайковского использована украинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество композиторов-классиков Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского - великое сокровище русской культуры ХIХ века. Их традиции нашли свое претворение и развитие в произведениях композиторов конца ХIХ и начала ХХ столетия - Танеева и Глазунова, Лядова и Аденского, Калинников, Скрябина и Рахманинова, в творчестве композиторов советского периода - Маяковского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Свиридова и многих других.

В музыке композиторов-классиков отражена многовековая история нашей Родины, освободительная борьба русского народа против гнета и насилия, воспет народ с его душевной красотой, горем и мечтой о светлом будущем.

Подобные документы

    Русская народная песня – основа творчества русских композиторов. Реформаторская деятельность Е.И. Фомина. Малоизвестные композиторы XVIII века. Романсы и опера: национальное своеобразие, связи с народными песнями. Характеристика музыки начала XIX века.

    реферат , добавлен 21.03.2009

    Биографические данные знаменитых русских композиторов - Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Петра Ильича Чайковского. Выдающиеся музыкальные произведения русских композиторов.

    презентация , добавлен 21.10.2013

    Изучение истории возникновения жанра романса в русской музыкальной культуре. Соотношение общих признаков художественного жанра и особенностей жанра музыкального. Сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского.

    реферат , добавлен 26.10.2013

    шпаргалка , добавлен 13.11.2009

    Место камерных опер в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. "Моцарт и Сальери": литературный первоисточник как оперное либретто. Музыкальная драматургия и язык оперы. "Псковитянка" и "Боярыня Вера Шелога": пьеса Л.А. Мея и либретто Н.А. Римского-Корсакова.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2013

    Пейзажная лирика. Общая характеристика музыкального и хорового искусства России рубежа XIX–XX веков. Основные образные и жанрово-стилевые доминанты светской хоровой лирики русских композиторов. Классические традиции в произведениях для хора С. Танеева.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2014

    Колокольные звоны как органичная часть музыкального стиля и драматургии произведений русских и советских композиторов в различных жанрах. Колокольная музыка как вид народного творчества. Использование колоколов и колокольчиков в повседневной жизни.

    реферат , добавлен 30.09.2013

    Значение А. Пушкина в формировании русского музыкального искусства. Описание главных действующих лиц и ключевых событий в трагедии А. Пушкина "Моцарт и Сальери". Особенности оперы "Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова, его бережное отношение к тексту.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2013

    Характеристика творчества выдающихся композиторов XIX в. Анализ произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф.П. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Р. Вагенра, И. Штрауса, Д.А. Россини, Д. Верди.

    доклад , добавлен 21.11.2009

    Детство и юность Римского-Корсакова, знакомство с Балакиревым, служба на "Алмазе". Произведения композитора: музыкальная картина "Садко", симфонические сюиты "Антар" и "Шехеразада". Увертюры, симфонические сюиты из опер и транскрипции оперных сцен.

. Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.1. Под ред. Е.М. Царевой . — М.: Музыка, 2002. — 350 с., ил., нот.

Учебное пособие по курсу музыкальной литературы посвящено обзору музыкальной культуры зарубежных стран XVII века, творчеству И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.



ISBN 5-7140-0693-3

Музыкальная литература зарубежных стран . Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.2. Г. Жданова, И. Молчанова , И. Охалова . Ред. Е.М. Царева . — М.: Музыка, 2002. — 414 с., ил., нот.

Второй выпуск учебного пособия по курсу музыкальной литературы зарубежных стран посвящен творчеству К.В. Глюка, Й. Гайдна, В.А. Моцарта. Во Введении дана картина художественного творчества эпохи Просвещения в Европе в середине и во второй половине XVIII века.

Издается впервые.

Предназначается для музыкальных училищ.


Издательство «Музыка», 2002 г.
ISBN 5-7140-0312-8

Музыкальная литература зарубежных стран . Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.3. Под ред. Е.М. Царевой . — М.: Музыка, 2004. — 590 с., ил., нот.

Учебное пособие для музыкальных училищ по курсу музыкальной литературы зарубежных стран посвящено творчеству композиторов XIX века: Бетховена, Шуберта, Россини, Вебера, Мендельсона, Шумана и Шопена.

Первое издание учебного пособия по музыкальной литературе зарубежных стран вышло в 1952 году и было первым в серии учебных пособий по этому предмету. Автором его являлась Вера Семеновна Галацкая (1904-1982) - известный музыкант и педагог, свыше 40 лет проработавший в Музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в качестве преподавателя, а затем - консультанта.

Четвертое издание, переработанное и дополненное, вышло в 1970 году под редакцией Е.М. Царевой и стало уже обобщением накопленного опыта преподавания музыкальной литературы в 1950-1960-х годах.

В настоящее издание титульный редактор счел необходимым внести некоторые изменения, соответствующие современному уровню знаний и практике преподавания предмета.


Издательство «Музыка», 2004 г.
ISBN 5-7140-0099-4

Музыкальная литература зарубежных стран . Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.4. Под ред. Е.М. Царевой . — М.: Музыка, 2006. — 704 с., ил., нот.

Четвертый выпуск учебного пособия создан педагогическим коллективом Академического музыкального училища (колледжа) при Московской консерватории им. П.И. Чайковского взамен давно не переиздававшегося и по объективным причинам во многом устаревшего выпуска 4 (автор - Б. Левик).

В новом учебном пособии, посвященном жизни и творчеству Берлиоза, Мейербера, Листа, Вагнера, Брамса и Верди, обобщен опыт преподавания музыкальной литературы на исполнительских и теоретическом отделениях. Большое место в нем отведено нотным примерам и фрагментам из литературного наследия композиторов.

Издается впервые.

Для студентов музыкальных училищ.


Издательство «Музыка», 2006 г.
ISBN 5-7140-0389-6

Музыкальная литература зарубежных стран . Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.5. Под ред. Е.М. Царевой . — М.: Музыка, 2007. — 640 с., ил., нот.

Пятый выпуск учебного пособия создан одним из преподавателей Академического музыкального училища (колледжа) при Московской консерватории им. П.И. Чайковского взамен давно не переиздававшегося и по объективным причинам во многом устаревшего выпуска 5 (под ред. Б. Левика).

Новое учебное пособие посвящено жизни и творчеству Гуно, Бизе, Сметаны, Дворжака, Грига, Дебюсси и Равеля; в нем также даны обзоры музыкальной культуры Франции и молодых национальных школ во второй половине XIX века.

Большое место в пособии отведено нотным примерам и фрагментам из литературного наследия композиторов.

Издается впервые.

Для студентов музыкальных училищ и колледжей.


Издательство «Музыка», 2007 г.
ISBN 978-5-7140-0741-5

  • РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    В настоящее время преподавателями музыкальной литературы колледжа ведется работа над серией учебников по русской музыкальной литературе. Авторский коллектив — О.И. Аверьянова , О.Б. Хвоина , И.В. Охалова .

    В 2004 году в издательстве «Музыка» вышел III выпуск серии, в ближайшие годы осуществится издание остальных выпусков.

    Рецензия на учебные пособия серии «Музыкальная литература зарубежных стран»:
    Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып. IV. М.: Музыка, 2006. Вып. V. М.: Музыка, 2007.

    Ольга Фадеева

    УЧЕБНИКИ ДЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ МУЗЫКАНТОВ

    Думаю, не ошибусь, если отмечу, что в наши дни значение музыкальной литературы как предмета не только специального, но и общепрофессионального среднего музыкального образования все более возрастает. Обладая синтезирующим содержанием и объединяя в себе элементы различных типов знаний — как музыкально-исторических, так и музыкально-теоретических — именно музыкальная литература с ее живым художественным материалом, широкими связями с мировой культурой, литературой, историей способна не только наполнить молодого человека определенным запасом умений и навыков — прежде всего, она призвана обогащать его духовно и эстетически. Как никакой другой музыкальный предмет она позволяет проникать в подлинные сокровища культуры, знакомит с величайшими творениями человеческого духа, открывает их для начинающего ценителя прекрасного. Знания, приобретаемые в курсе музыкальной литературы в период обучения в музыкальном училище, оказываются необходимыми на протяжении всего последующего пути музыканта, какую бы специальность он ни получил.

    Учебные пособия — один из важнейших источников этих знаний, поэтому их обновление должно постоянно находиться в поле зрения специалистов. В последние годы издательством «Музыка — осуществлено несколько проектов, связанных с выпуском учебников по музыкальной литературе для разных ступеней и уровней профессионального образования. Уже появились и вошли в практику новые книги для ДМШ и ДШИ. И вот следующий важный шаг — серия пособий для среднего звена, училищ и колледжей. Его необходимость назрела уже давно, ведь первые издания подобных учебников были подготовлены еще в начале 50-х годов прошлого века, и многие из них ныне изрядно устарели. Однако понимание сложности поставленной задачи, объема работы, а также другие объективные причины тормозили ее выполнение. Наконец, желания и надежды издательства, преподавателей и студентов осуществились. За период с 2002 года выпущены пять основных книг серии «Музыкальная литература зарубежных стран», три из которых (II, IV, V выпуски) написаны заново, а две другие (I и III) — ставшие уже классическими пособия, созданные В.С.Галацкой, — серьезно отредактированы. Таким образом, полностью пересмотрен весь корпус учебников, необходимый сегодня для освоения основных разделов предмета в музыкальном училище. Вся эта работа была осуществлена авторским коллективом Академического музыкального училища при МГК имени П.И. Чайковского под руководством доктора искусствоведения, профессора Е.М.Царевой.

    Последние два года оказались наиболее плодотворными для авторов, создавших один за другим заключительные выпуски пособия и таким образом завершивших многолетний труд. Как справедливо указано в предисловии к IV выпуску, в издании обобщен опыт и традиции преподавания музыкальной литературы в одном из старейших учебных заведений России, сложившиеся еще при участии таких мастеров этого предмета, как В.С.Галацкая, Р.А.Пескина, Л.Л.Рыцлин, В.Б.Григорович. Чрезвычайно ценно, что новое поколение авторов (Е.М.Царева, И.М.Молчанова, И.В.Охалова, Д.Р.Петров) сохранило принцип организации курса, привнеся в его содержание то новое, чем он обогатился в практике преподавания последних десятилетий. Наиболее значительные обновления, безусловно, произошли в IV и V выпусках пособия, появившихся совсем недавно, а следовательно, опирающихся на последние «наработки» преподавателей.

    Взгляд на училищный курс музыкальной литературы как на базовый, основополагающий и, вместе с тем, во многом подготавливающий к восприятию вузовского курса истории музыки, сейчас является наиболее распространенным среди педагогов среднего звена.

    Как и в прежних изданиях, в новых пособиях сохранен принцип монографических очерков, позволяющий сочетать представление творческой индивидуальности композитора с описанием культурно-исторических процессов. Но авторы не просто сохранили сложившуюся систему, но в большинстве случаев обогатили и расширили музыкальный материал, дав, таким образом, возможность любознательному читателю познакомиться и с обязательными требованиями курса, и с теми художественными явлениями, которые ему еще предстоит узнать в дальнейшем. Иначе говоря, пособия воспринимаются как своеобразное «руководство к действию», творческая «задача-максимум». Они позволяют найти ответ на конкретное «сегодняшнее» задание, но при этом зовут студента и к новым знаниям.

    Биографические главы («Жизненный и творческий путь...») здесь занимают особое место. Для авторов они стали выражением музыкально-исторической концепции предмета. В них не только сосредоточены сведения о жизни композиторов, но показана творческая атмосфера, в которой происходило становление личности художника, затронуты проблемы его стиля. В некоторых случаях в биографию удачно вплетаются описания музыкальных произведений (например, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, Третья симфония Брамса) или комментарии к литературно-философским трудам (Вагнер). В изложении биографий широко используются документальные материалы, воспоминания современников, высказывания видных исследователей, что придает биографическим страницам историческую достоверность.

    Более основательно, чем прежде, в пособиях разработаны аналитические главы, посвященные отдельным музыкальным произведениям. Так, в «романтическом» IV выпуске в сравнении с прежним учебником дополнены и значительно углублены по своему содержанию страницы, представляющие фортепианное наследие Ф.Листа, оперы и музыкальные драмы Р.Вагнера, а в V включены такие произведения как Третья скрипичная соната Э.Грига, «Ночной Гаспар» М. Равеля и другие. Введены и новые, ранее не фигурировавшие в училищных учебниках, разделы: IV выпуск, например, пополнился материалом о Дж.Мейербере.

    Педагог-практик, многие годы привычно знакомящий своих учеников с одними и теми же сочинениями строго по программе, сопровождающий их уже отработанными комментариями, скептически заметит: а кому нужны эти нововведения, когда времени не хватает даже на основной материал? Между тем, современный студент, как правило, в силу независимости своего характера, скорее обратит внимание именно на те страницы пособия, которые выходят за пределы обязательного курса: ведь «обязательное» он уже слышал на занятиях. Теперь же в обычном учебнике, буквально «под рукой» он находит сведения о произведениях, которые, возможно, сам исполняет или часто слушает в записи. И традиционный учебник вдруг становится для него ценнейшим источником информации, справочником, просто «книгой для чтения», из которой он может узнать многие интересующие его музыкально-исторические факты. Думается, что авторы данного пособия стремились именно к такому восприятию их труда читателями. Так и появление специального очерка о Мейербере и его опере «Гугеноты» в пособии, предназначенном для музыкальных училищ, — словно отклик на требования времени: ныне имеются полные аудиозаписи этого сочинения, и любознательный студент, да и просто любитель музыки, который нередко пользуется учебной литературой для пополнения своего музыкального багажа, найдет здесь необходимый материал. Полезными окажутся эти страницы и для студентов некоторых специальностей вузов.

    Закономерным в связи с таким пониманием учебного пособия показалось и включение в раздел «Рихард Вагнер» (автор И.Молчанова) достаточно развернутого описания оперы «Тристан и Изольда». Прежний учебник во всех его многочисленных переизданиях давал лишь самые общие сведения об этом произведении внутри биографии композитора. В то же время эта опера постоянно «будоражит сознание» и принадлежит к числу наиболее увлекательных страниц творчества Вагнера, всегда воспринимаемых с большим интересом. Юного музыканта не могут не поразить эмоционально насыщенный сюжет, психологически обостренные образы, страстный тон высказывания и необычный музыкальный язык. Вполне естественно, что раздел пособия, знакомящий с этим по-своему уникальным сочинением, наверняка привлечет внимание читателей.

    Новые открытия содержатся и в других разделах IV выпуска. Интересно и увлекательно, в живой литературной манере написан Д.Петровым очерк, посвященный Берлиозу. Композитор предстает в нем без какой бы то ни было ходульности, искусственности, во всей противоречивости своего характера и сложных жизненных перипетий. Автор показывает облик мастера в неразрывной связи с общественной и художественной жизнью Франции, он не только уточняет некоторые сведения о жизни Берлиоза, но и значительно расширяет возможности знакомства с его музыкой. Местом для этого становится глава «Жизненный и творческий путь», где даны необходимые сведения (подтвержденные нотными примерами) о таких произведениях, как «Гарольд в Италии», «Ромео и Джульетта», Реквием и др. Д.Петров не оставил без внимания даже не слишком известное сочинение Берлиоза—священную трилогию «Детство Христа», дав ей краткую, но емкую характеристику и проиллюстрировав небольшим музыкальным примером из увертюры.

    Преподаватели и студенты наверняка с удовольствием заметят изменения, происшедшие в обязательной для учебного пособия главе — «Фортепианное творчество Листа». Дополненная подробным представлением буквально всех основных концертных жанров фортепианной музыки композитора— этюдов, рапсодий (вместе с описанием стиля вербункош), как никогда широко показанными «Годами странствий», некоторыми поздними сочинениями, эта глава стала здесь подлинным центром монографического раздела. Полезным для знакомства с творчеством Листа показалось и обращение к произведениям, обобщающим его важнейшие стилистические принципы — это «фортепианная поэма» «Долина Обермана» из цикла «Годы странствий» и два фортепианных концерта. Автор главы И.Охалова нашла для описания фортепианных сочинений Листа точные и запоминающиеся словесные характеристики, отражающие романтический пафос музыки. Вот как, например, прокомментирован ею знаменитый трансцендентный этюд «Мазепа»; «С картинной рельефностью запечатлены здесь и образ дикой скачки (символ превратностей судьбы, во многом родственный "Лесному царю"), и мужество преодоления, и светлое видение лирического образа...» (с. 179-180); или программное название «Долина Обермана»: «...Слово "долина" использовано здесь не в живописном, но в психологическом ключе, как образ уединенного размышления, погружения в глубины бесконечно сложного душевного мира» (с. 209).

    В разделе, посвященном творчеству Брамса, его автор, Е.Царева, предельно сконцентрировала свое внимание на тех произведениях, которые рекомендуются учебными программами для изучения в среднем звене (IV симфония, Фортепианные интермеццо ор.117). Однако это ни в коей мере не обеднило представление композитора в целом. Знаток его личности и творчества, Е.Царева внесла в изложение биографии Брамса трогательные подробности его жизни (например, подчеркнула страсть к изучению и коллекционированию рукописей композиторов прошлого и др.), чем придала облику мастера живость и человечность. Пожалуй, впервые в учебном пособии образ этого композитора получился столь естественным, лишенным налета холодной рациональности. И конечно, важным дополнением к фактам его биографии стали краткие пояснения к множеству сочинений — от венгерских танцев до Третьей симфонии. Глава же, содержащая собственно разбор последних вершин его музыки, воспринимается как обобщение основных особенностей стиля Брамса.

    Особого внимания заслуживает V выпуск пособия, написанный И.Охаловой. Впервые этот, по сути заключительный, раздел училищного курса приобрел столь фундаментальное основание в виде учебника, в котором монографические главы сочетаются с небольшими музыкально-историческими очерками, поясняющими важнейшие художественные явления второй половины XIX века («Французская музыка второй половины XIX века», «Молодые национальные школы во второй половине XIX века»). Не выходя за пределы исторически сложившегося курса (Гуно, Визе, Сметана, Дворжак, Григ, Дебюсси, Равель), опираясь на наиболее значительные явления музыкальной литературы, автор представил обширную панораму развития музыкальных жанров и образов. Эмоционально и выразительно написаны в пособии разделы, посвященные творчеству Бизе, Дворжака, Грига. Удались в плане разбора музыкального материала очерки о Дебюсси и Равеле. Значительно расширенные, они не только дают убедительное представление о стиле этих композиторов, но многочисленными примерами подтверждают суждения о жанровом многообразии их творчества. Последние два выпуска пособия — замечательные образцы преемственности научно-педагогической мысли. Созданные в наши дни, они представляют органичный синтез лучших достижений учебников прежних лет и новых качеств современной учебной литературы. Однако, дополняя друг друга, эти книги, вместе с тем, представляют абсолютно разные подходы к идее организации современного учебника. IV выпуск, созданный большим авторским коллективом, — это взаимодействие разных творческих принципов при единстве методологического подхода к предмету. Индивидуальность авторских решений проявляется здесь и в отношении к самому материалу, и в манере изложения, и в степени его подробности. Но различия в частных вопросах лишь облегчают восприятие целого, позволяют избежать однообразия и вместе с тем, способствуют объединению, подобно тому, как контрасты музыкальных тем обусловливают единство общей композиции. V выпуск, написанный одним автором, в свою очередь, демонстрирует цельность подхода к решению основных проблем содержания книги.

    Авторы значительно усовершенствовали манеру изложения материала, придав тону пособий литературно-художественный характер. Это облегчает восприятие рецензируемых книг и делает их интересными для читателей разного круга. Текст отличается точностью определений, ясностью и выразительностью. В условиях современного состояния учебного процесса такая особенность новых пособий представляется чрезвычайно ценной. Привлекательна и внутренняя организация текста, выстроенного профессионально, с учетом специфики «учебного чтения». С такими книгами удобно и приятно работать. Всем своим «устройством» они словно приглашают читателя к сотрудничеству. Изложение содержания оперных произведений включено непосредственно в их характеристику и связано с описанием музыки (жаль только, что содержание оперы «Лоэнгрин» при этом подверглось странному усечению, в результате которого часть событий III действия оказалась перемещенной во II). Познавательную функцию выполняют в тексте и пояснения; оформленные в виде постраничных сносок, что прямо указывает на то, что их всегда следует принимать во внимание. Наконец, большие нотные примеры, представляющие относительно законченные и осмысленные построения-темы (в образцах вокальной музыки — с текстом, приведенном на русском языке), дополняя аналитический материал, помогают закрепить прочитанное.

    Нет сомнения, перед нами новая, нужная и перспективная работа московских преподавателей-музыковедов, отражающая современные тенденции в системе преподавания музыкальной литературы и заслуживающая пристального внимания со стороны широкого круга специалистов. Наверное, у некоторых читателей может возникнуть вопрос: кому же адресованы эти книги, кто из современных студентов сумеет полностью освоить представленный в них материал, кто из преподавателей на своих занятиях успеет охватить тот широкий круг явлений, которые предлагают нам новые издания? Ответ здесь один — это пособия нового поколения, включающие многообразные материалы, и главная их привлекательность заключается как раз в возможности выбора из предложенного круга явлений необходимого и интересного именно для вас. Это книги и для педагогов, и для учащихся, каждый может найти в них что-то нужное для себя, но главное — все найдут в них то, что требуется для полноценного курса музыкальной литературы разных профессиональных уровней.

    Итак, обновление пособий музыкальной литературе зарубежных завершено, теперь дело за учебниками по русской музыке!

  • Учебное пособие. — М.: Музыка, 2014. — 593 с. — ISBN 978-5-7140-1286-0.Второй выпуск учебного пособия по русской музыкальной литературе, созданный педагогами Академического музыкального колледжа (училища) при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, продолжает новую серию учебных пособий по этому предмету взамен во многом устаревших пособий, издававшихся Ленинградским отделением издательства "Музыка" под общей редакцией Э.Фрид.
    Во второй выпуск вошли главы, посвященные творчеству А.Рубинштейна, А.Серова, М.Балакирева, А.Бородина и М.Мусоргского.
    Издание снабжено большим количеством нотных примеров. Издается впервые.
    Для учащихся музыкальных училищ.Введение. Русская музыкальная культура 1860-х—1870-х гг
    А. Г. Рубинштейн
    Жизненный и творческий путь
    Детские годы (1829-1840)
    Занятия с А. И. Виллуаном
    Первая зарубежная поездка (1840-1843)
    Вторая зарубежная поездка (1844-1848)
    Снова на родине (1848-1854)
    Третья зарубежная поездка. Рубинштейн и Лист (1854-1858)
    Возвращение в Петербург. Создание РМО и Петербургской консерватории (1858-1867)
    Годы странствий (1867-1881)
    Братья Рубинштейны
    Последние годы жизни. Последние свершения
    Демон
    История создания и постановки. Литературный первоисточник и либретто. Основные поэтические мотивы
    Краткое содержание оперы
    Особенности жанра. Композиция и драматургия. Оперные формы
    Пролог
    Первое действие
    Второе действие
    Третье действие
    Концерт no. 4 для ф-но с орк.
    А. Н. Серов
    Жизненный и творческий путь
    1820-30-е гг.
    1840-е гг.
    1850-е гг.
    1860-е гг.
    Музыкально-критическое наследие
    Роль одного мотива в целой опере _Жизнь за царя_
    Руслан и _русланисты_
    Волшебный стрелок
    Лоэнгрин_ Рихарда Вагнера на русской оперной сцене
    Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл
    Оперное творчество
    Юдифь
    Вражья сила
    М. А. Балакирев
    Жизненный и творческий путь
    Детство и юность
    Могучая кучка
    Балакирев - дирижер и музыкально-общественный деятель
    Годы кризиса и возрождения. Последние годы жизни
    Симфоническая поэма "Тамара"
    Увертюра на темы трех русских песен
    40 русских народных песен
    Романсы и песни
    Песня разбойника
    Обойми, поцелуй
    Приди ко мне
    Песня Селима
    Песня золотой рыбки
    Слышу ли голос твой
    Грузинская песня ("Не пой, красавица, при мне")
    Взошел на небо месяц ясный
    Запевка
    Когда волнуется желтеющая нива
    Среди цветов
    Исламей
    А. П. Бородин
    Жизненный и творческий путь
    Детство и юность (1833-1859)
    Гейдельберг. Знакомство с Е. С. Протопоповой (1859-1862)
    Возвращение в Россию. Встреча с Балакиревым. Первая симфония (1862-1869)
    Начало работы над "Князем Игорем". Вторая симфония. Бородин в гостях у Листа (1870-е гг.)
    Последние годы жизни (1880-1887)
    Князь Игорь
    История создания
    Содержание оперы
    Жанр оперы. Композиция и драматургия
    Образы Руси
    Образы Востока
    Симфоническое творчество
    Первая симфония Es-dur
    Вторая симфония h-moll ("Богатырская")
    Романсы и песни
    Песня темного леса
    Спящая княжна
    Морская царевна
    Из слез моих
    Отравой полны мои песни
    Фальшивая нота
    Спесь. "У людей-то в дому"
    Арабская мелодия
    Для берегов отчизны дальной
    Камерно-инструментальное творчество
    Второй квартет
    М. П. Мусоргский
    Жизненный и творческий путь
    Детские годы в Кареве (1839-1849)
    Петербург. Годы учебы (1849-1856)
    Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
    Мусоргский - офицер лейб-гвардии Преображенского полка (1856-1858)
    Мусоргский и Даргомыжский
    Новые друзья. Отставка (1858-1860)
    Мусоргский и Балакирев
    Круг чтения. Размышления. "Царь Эдип". Душевный кризис
    1860-е гг. В преддверии оперы "Борис Годунов"
    Коммуна
    Мусоргский и "Могучая кучка"
    События второй половины 1860-х гг.
    Творчество 1860-х гг.
    Саламбо
    Женитьба
    Симфонические произведения 1860-х гг. "Ночь на Лысой горе"
    Годы создания и постановки оперы "Борис Годунов" (1868-1874)
    Последний период жизни и творчества (1872-1881)
    Творчество 1870-х гг
    История создания оперы "Хованщина" (1872-1880)
    Сорочинская ярмарка
    Фортепианные и вокальные сочинения 1870-х гг.
    Концертные выступления
    Характеристика творчества
    Мусоргский и его время. Темы идеи образы
    Жанры принципы формы музыкальный язык
    Мусоргский-литератор
    Борис Годунов
    Содержание оперы
    Трагедия Пушкина "Борис Годунов" и опера Мусоргского
    Жанр оперы. Драматургия и композиция
    Интонационный словарь музыкальной драмы
    Пролог
    Первое действие
    Второе действие
    Третье действие
    Четвертое действие
    Хованщина
    Содержание оперы
    Литературный язык "Хованщины"
    Музыкальный язык "Хованщины"
    Драматургия и композиция
    Народные сцены в "Хованщине"
    Сценическая судьба "Хованщины"
    Камерное вокальное творчество
    Вокальный сборник "Юные годы"
    Что вам слова любвиno.
    Ночь
    Листья шумели уныло
    Где ты, звездочка
    Спи, усни, крестьянский сын
    Народные картинки
    Калистрат
    Колыбельная Ерёмушки
    Сиротка
    Озорник
    Гопак
    По грибы
    Светик Савишна
    Песни-сатиры
    Семинарист
    Классик
    Раек
    Песня о блохе
    Вокальные циклы
    Детская
    Без солнца
    Песни и пляски смерти
    Фортепианное творчество
    Картинки с выставки
    Содержание