В разные исторические эпохи художественная литература поддавалась различным трансформациям: одни виды литературных жанров сменялись другими, менялось также и смысловое наполнение произведений. Однако во все времена, главную роль в литературном процессе занимал главный литературный герой.
В произведениях периода Античности, главный герой литературных произведений был идеалом человека, к которому стремились современники. Главный герой античных произведений – смелый и отважный человек, обладающий всеми положительными душевными качествами. В период Средневековья, идеальный образ главного героя сохранился.
В связи с доминирующей ролью церкви в жизни общества, герои произведений обладали не только добродетелями, но были глубоко верующими людьми. Подобная тенденция была характерна не только для европейской литературы, но и для отечественной. В период реформаторства, в литературе появляется «лишний герой».
Яркими примером «лишнего героя» литературы является Евгений Онегин. Такой человек вступает в противоборство с обществом. Он далеко не идеален: авторы откровенно указывают читателю на его пороки. Однако в силу своей образованности, они имеют больше преимуществ перед другими членами общества, которые отвергают их.
Главные литературные герои во многих литературных произведениях имеют своих прототипов в реальной жизни. Одной из самых больших проблем изображения человека в произведении является сложность в подборе тех качеств, которые свойственны не только современникам автора, но и представителям как будущих, так и прошедших времен.
Читая художественное произведение, каждый читатель пытается навести параллели с собственной жизнью. Литературный герой становиться своеобразной точкой завязки всех сюжетных линий.
Наблюдая за событиями, которые переживает литературный герой, читатель делает самостоятельные выводы и умозаключения на счет того или иного события.
Следует отметить, что в литературных произведениях отдельно взятого исторического периода, литературные герои представляют собой зеркало, в котором отображается общество.
Раздел I . Пояснительная записка.Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и «Программы по литературе для 5-11 классов» (авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре); Л.Н. Андреев «Кусака»; Д.С. Лихачёв «Земля родная»; песни на слова русских поэтов. В рабочую программу включены все вышеперечисленные произведения.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Раздел
II
. Содержание тем учебного курса.
№ |
Дата |
Содержание материала |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | ||
2 |
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | ||
3 |
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | ||
4 |
Вн. чт. Новгородский цикл былин. «Садко». своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | ||
5 |
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. | ||
6 |
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. | ||
7 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославлении любви и верности. | ||
8 |
Р/р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ». | ||
9 |
М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды. | ||
10 |
Г.Р. Державин. «река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свобода творчества. | ||
11 |
А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. | ||
12 |
А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Образ Петра I, автора. | ||
13 |
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | ||
14 |
Р/р. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина». | ||
15 |
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | ||
16 |
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.. | ||
17 |
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | ||
18 |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…». | ||
19 |
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | ||
20 |
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | ||
21 |
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. | ||
22 |
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | ||
23 |
Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противооль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»). | ||
24 |
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | ||
25 |
Р/р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. | ||
26 |
Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историч. основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | ||
27 |
Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины. | ||
28 |
Вн. чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. | ||
29 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | ||
30 |
Р/р. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина». | ||
31 |
Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина». | ||
32 |
Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | ||
33 |
Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | ||
34 |
И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | ||
35 |
Р/р. И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина». | ||
36 |
А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | ||
37 |
Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | ||
38 |
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | ||
39 |
Вн. чт. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | ||
40 |
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. А.К. Толстой. И.А. Бунин. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века. | ||
41 |
М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | ||
42 |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | ||
43 |
Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | ||
44 |
Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького. «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | ||
45 |
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора. | ||
46 |
Вн. чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | ||
47 |
Л.Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | ||
48 |
А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению. | ||
49 |
Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. | ||
50 |
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). | ||
51 |
Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | ||
52 |
Контрольная работа «Письменный анализ эпизода или одного стихотворения». | ||
53 |
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | ||
54 |
Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | ||
55 |
Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». | ||
56 |
Вн. чт. Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | ||
57 |
Вн. чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий). Единство человека м природы. | ||
58 |
А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». философские проблемы в лирике Твардовского. | ||
59 |
Вн. чт. Д.С. Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. | ||
60 |
М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | ||
61 |
Вн. чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А. вертинский «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». | ||
62 |
Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | ||
63 |
Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. | ||
64 |
Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | ||
65 |
Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | ||
66 |
Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | ||
67 |
Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | ||
68 |
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. | ||
69 |
Резервный урок. | ||
70 |
Резервный урок. |
Учащиеся должны знать:
Высказывания великих людей о значении книги и о пользе чтения- Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем
лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце. Уильям Теккерей
- Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок
прочитанного составляется знание. В.И.Даль
-Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель
получает от нее знания и обобщение действительности,
способность понимать жизнь. Л.Н.Толстой
-Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых
далеких и темных дорогах жизни. Андрей Упит
-Книги – дети разума. Джонатан Свифт
Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь
характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и
отношение к героям.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.
«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
«Кавелла» – карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец и Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и теиного миров карело-финских эпических песен Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).
Из древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру.
Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи... », «На птичку... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Лесной царь» - перевод баллады И. В. Гёте. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.
Теория литературы. Баллада (развитие представления). Художественный перевод (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн... »), «Песнь о вещем Олеге».
Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представления).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.
Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива... », «Молитва», «Ангел».
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
«Бирюк». Для чтения и обсуждения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
–  –  –
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Мамап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся). «Лапти». Для чтения и обсуждения.
–  –  –
«Край ты мой, родимый край»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М.
ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы ХХ века Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни). Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров.
Вера в творческие силы народа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие об идее произведения (начальные представления).
Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
«Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. Для самостоятельного чтения и обсуждения.
На дорогах войны Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».
Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».
Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.
–  –  –
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов ХХ века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджаева. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из зарубежной литературы Роберт Бернс. Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!.. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времени года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя щтризами.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и
Похожие работы:
«Документально – содержательное обеспечение образовательного процесса. 1.1.1 Общая характеристика учреждения Наименование на момент аккредитации: Федеральное бюджетное образовательное учреж...»
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 15.05.01 "Проектирование технологических машин и комплексов" Аннотация рабочей программы дисциплины "Психология и педагогика" Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач...»
«СОСТАВ Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе Председатель: Сапко Глава города Перми-председатель Пермской городской Игорь Вячеславович Думы Заместитель председателя: Уткин заместитель председателя Пермской городской Дум...» района "Сокачьская районная ЦБС" Человеческий век недолог....» исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. Вып. 4 (71). С. 58–73 проф. исторического факультета ПСТГ...»
(разделы, темы)
Кол – во часов
Дата проведения
оборудование
Введение (1 час)
Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
^ Устное народное творчество (4 час)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях
Былины. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – воплощение лучших человеческих качеств
Киевский цикл былин.
Новгородский цикл былин.
Карело – финский мифический эпос.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка
^ Из древнерусской литературы (3 час)
Нравственные заветы Древней Руси.
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
Презентация
Р/р Подготовка к письменной работе
^ Из русской литературы Х\/111 века (2 час)
М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина
Г.Р.Державин. Краткий рассказ о поэте. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества
^ Из русской литературы Х1Х века (30 час)
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл Х11
Портрет, презентация
Выражение чувства к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставление Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси
Р/р А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений
Изображение маленького человека, его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в обществе
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»
М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта Х1\/ века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы
Портрет,
Презентация
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов
Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
Портрет,
презентация
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.
Р/р Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Лесник и его дочь
Портрет,
Презентация
Р/р И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Писатель о богатстве и красоте родного языка. Родной язык как духовная опора человека. Авторские критерии нравственности
Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь
Портрет,
Презентация
Н.А.Некрасов «Размышление у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе русского народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины
А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского « рыцарства», противостоящего самовластию
^ Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» (3 час + 4 час)
Портрет,
Презентация
Р/р М.Е.Салтыков – Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки.
Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова –Щедрина»
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Главы из повести «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.
презентация
Л.Н.Толстой «Детство». Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков
И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры»:
воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы
Р/р И.А.Бунин «Лапти»
Душевное богатство простого крестьянина
^ Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» (4 час)
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.
Портрет,
Презентация
«Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики
Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленники»
Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова
«Край ты мой, родимый край» (1 час)
Стихотворения русских поэтов Х1Х века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
^ Из русской литературы ХХ века (22 час)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров
Портрет,
Презентация
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа
Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя
М.Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды
В.В.Маяковский. Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора
Портрет,
Презентация
В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о литературном герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, его гуманизм и сочувствие ко всему живому
Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку
А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка Платонова
Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей ХХ века)
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта
Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения
^ На дорогах войны (4 час)
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны
Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе
Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе
Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка
«Тихая моя Родина» (3 час)
Стихотворения и Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего
А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа
Портрет,
Презентация
Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи
^ Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 час)
М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
^ Песни на слова русских поэтов ХХ века (1 час)
С.Есенин «Отговорила роща золотая…», Н.Заболоцкий «В этой роще березовой…», Б.Окуджава «по смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний
^ Из литературы народов России (1 час)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей
^ ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 час)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно – поэтический характер произведения
Джордж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины
Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним – двумя штрихами
О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето