Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Историческая эпоха. Русская литература XVIII века

Историческая эпоха. Русская литература XVIII века

В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление - классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали , а также школа европейского просвещения.

Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.

Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.

Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.

Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.

Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал . Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом - философом.

В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм - направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения а и а. Карамзин, в повести высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.

Вырубовский филиал

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

« Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Никифоровского района

Тамбовской области

Система уроков по классицизму

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Полякова Татьяна Викторовна

/Система уроков по классицизму/

Тема урока: Литература 18 века. Классицизм.

Цели урока: Образовательные:

а) сделать обзор эпохи (культурная, экономическая,

политическая ситуация)

б) познакомить учащихся с литературным течением

классицизм”, отметить его основные черты и

характерные особенности

Развивающие :

а) усвоение учащимися комплекса теоретических

понятий по данной теме

Воспитательные:

а) расширить кругозор учащихся

б) развить эстетический вкус учащихся

Литература: 1. Учебник по русской литературе под ред. В.Я.

Коровиной

2. Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе

3. Литературный энциклопедический словарь

    Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.

Также мы познакомимся с литературным течением “классицизм” (одно из главных течений русской литературы 18 века)

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

    Лекция с элементами беседы

Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.

Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.

Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.

Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.

Абсолютизм – единовластие

/Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр /

Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: - образование

Наука

Культура

Печать

Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.

Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.

Господствующим направлением в литературе 18 века являлся классицизм.

Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.

/Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега ./

Черты классицизма

    Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации.

    Утверждение приоритета разума.

    В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа “подражания природе”).

    Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная организация).

    Четкое разделение героев на положительных и отрицательных

    Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития).

    Идеализация героя (оды Ломоносова)

    Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.

    Объективность повествования.

Особенности классицизма

    Деление жанров на “высокие” и “низкие”.

Высокие: (трагедия, эпопея, ода; их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология; их герои – монархи, полководцы)

Низкие: (комедия, сатира, басня) изображают частную, повседневную жизнь людей средних сословий.

Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.

    Закон “трех единств” (единство времени, места и действия)

    единство времени – действие происходит в течение одних суток

    единство места – действие происходит в одном месте

    единство действия – односюжетная линия, большое количество героев (связаны с сюжетом)

Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.

Особенности русского классицизма.

    связь с современной действительностью

    сатирическая направленность

    обращение к конкретным явлениям русской жизни

    преобладание национально – исторической тематики

    высокий уровень развития жанра оды

3. Итоги урока

В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.

    Домашнее задание а) учить лекцию по классицизму

б) подготовка сообщений по деятельности М.В.

Ломоносова (индивидуальные задания)

Тема урока: М.В. Ломоносов. Реформаторская

деятельность в области русского языка и

литературы.

Цели урока: Образовательные:

а) познакомить учащихся с личностью одного из

величайших деятелей просвещения – М.В.

Ломоносовым

б) раскрыть суть реформ М.В. Ломоносова

Развивающие:

а) освоить комплекс теоретических понятий по

данной теме

Воспитательные:

а) воспитать в детях чувство национальной гордости,

патриотизма

Литература:

Литературный энциклопедический словарь (статьи:

ода, Ломоносов)

средних классов

В.Я. Коровиной

    Орг. момент

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью выдающегося деятеля российского просвещения – М.В. Ломоносова, а также оценим значимость его реформаторской деятельности.

2. “Слово о Ломоносове” Соединяя необыкновенную силу воли с

необыкновенною силою понятия,

Ломоносов обнял все отрасли просвещения.

Жажда науки была сильнейшею страстию

сей души, исполненной страстей. Историк,

ритор, механик, химик, минералог,

художник и стихотворец, он все испытал

и во все проник.

А.С. Пушкин

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711-1765)

М.В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан (трудолюбие, выносливость). Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые смог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь рифмотворную Симеона Полоцкого.

В декабре 1730 г. ушел (вопреки воле отца) с рыбным обозом в Москву.

В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Спавяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам (знал более 30 языков). Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 г. как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 г. отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в горной Академии. В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. В 1745 становится профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. В это время Ломоносов занимается астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией, математикой.

Давайте прослушаем сообщения о деятельности Ломоносова в области химии, физики, астрономии.

Сообщения учащихся

/ Добавить. В 1748 г. М.В. Ломоносов создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора, смальты, которую использовал для своих мозаик. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. /

В 1755 г. по инициативе Ломоносова был открыт Московский университет.

Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы.

Достижения в области языка

    В 1755 г. была издана Российская грамматика Ломоносова. В ней впервые звуки были отделены от букв, а также были рассмотрены физиологические и акустические свойства звуков. В Грамматике дается первая классификация основных диалектов русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определены их основные различия на разных уровнях организации звуковой системы.

    Ломоносовым была создана концепция “трех штилей” /реформа в области стилистики языка/

Суть реформы

Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен быть написан в определенном “штиле”.

Высокий штиль” характерен для героических поэм, од, “прозаичных речей о важных материях”.

Средний” – для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы.

Низкий” – для комедий, эпиграмм, басен.

Различия штилей в области лексики

Высокий штиль” – славянизмы + нейтральные слова (общеупотребительные как в церковнославянском, так и в русском)

Средний штиль” – общеупотребительные слова + некоторое количество славянизмов

Низкий штиль” – нейтральная лексика + просторечные слова

К тому же исключались :

1. устаревшие славянизмы, непонятные уже современникам Ломоносова (овогды, рясны )

2. грубые, бранные слова (хрыч, таскаться )

Примеры

Церковнославянизмы: дщерь, господень, взываю, отверзлись

Общеупотребительные как для церковнославянского так и для русского (нейтральные) слова: рука, слава, бог, ныне

Просторечные (нет в церковнославянском) говорю, ручей, который

Реформа в области литературы (в области стихосложения)

Ломоносов стремился постичь тайны языка и тайны стихотворства. Еще в 1736 г. он приобрел трактат теоретика русского языка В.К. Тредиаковского “ Новый и краткий способ к сложению российских стихов”, который его чрезвычайно заинтересовал. Ответом Ломоносова было “Письмо о правилах российского стихотворства”(1739).

Основные положения “письма”

    Ломоносов распространил силлабо-тонический принцип на все русское стихосложение (силлабо-тонический – слогово-ударный, ранее был силлабический, основанный на долготе слогов)

    Ломоносов блестяще показал выразительные возможности ямба.

    Умело применил сочетание мужских и женских рифм (Тредиаковский настаивал на применении только женских рифм)

Итоги урока : (1-го)

Таким образом, Ломоносов дал простор русскому стиху, сделал его гибким, звучным, выразительным. Он приблизил литературный язык к разговорному (= доступность).

Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения отвечали культурным потребностям нации. Для выражения значительного общественного содержания были необходимы новые литературные жанры, и Ломоносов открывал перед поэзией широкие художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для послепетровской эпохи, в которую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.

Тема урока: Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова

Цели урока: Образовательные:

а) познакомить учащихся с творчеством М.В.

Ломоносова

Развивающие:

а) определить основные идеи и темы творчества М.В.

Ломоносова

б) выявить языковые и стилистические особенности

творчества Ломоносова (на основе од)

Воспитательные:

а) развитие языкового эстетического идеала

учащихся

    Орг. момент

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с личностью М.В. Ломоносова, его реформаторской деятельностью. На сегодняшнем уроке мы обратимся к творчеству Ломоносова (конкретно к одам)

    Лекция с элементами беседы

Прежде чем определить основные темы творчества М В. Ломоносова нам необходимо понять, в чем он видел назначение поэта и поэзии.

Поэт, в представлении Ломоносова, не может ограничиться воспеванием одних лишь движений человеческого сердца, его должны волновать и одушевлять события, имеющие важное значение для всего государства, всей страны.

Идея государства, служения ему лежит в основе всего творчества М.В. Ломоносова. Тема могущества и величия России, патриотический пафос “пользы общества” сочетались в поэзии Ломоносова с прославлением Петра 1 как просвещенного государя. А жанром, который Ломоносов избрал для прославления богатства и могущества России, стала торжественная ода.

Ода - /жанр лирической поэзии /, стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события.

Этот жанр возник в античности и сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской поэзии ода осознавалась как жанр гражданской лирики с обязательным “высоким” содержанием и “возвышенным” стилем. В своем творчестве Ломоносов чаще всего использовал две разновидности оды – духовную и похвальную.

Попробуем составить небольшую схему. Но для начала давайте подумаем - что могло бы входить в содержание этих од, о чем они? ( ода духовная ? ода похвальная ? )

Ода

Похвальная Духовная

Создавалась на торжественные случаи (философская)

придворной жизни. Темы: прославление Основные темы:

наук, просвещения, мира, монархов как 1. несовершенство

хранителей наук и мира. Нередко общества, одиночество

используются библейские, исторические человека.

ассоциации. Основной тон – восторженный. 2. величие природы

    Анализ од

Рассмотрим оду Ломоносова “ Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния

(Выразительное чтение учителем оды)

К какой разновидности оды относится данная? Докажите.

(Философская ода, так как в ней даны размышления автора)

(О величии природы, ее непостижимости, неразгаданности, мощи и человеке – “песчинке” в этом непознанном мире)

Но! Человек стремится проникнуть в тайны природы, то есть он не бессильный созерцатель, подавленный и сникший. Человек – разумное, мыслящее существо. Он восхищается величием Творца и его мощью, но не оставляет попыток проникнуть в суть явлений.

Беседа.

Разбор по строфам.

1-я строфа – рисуется величественная картина природы (приводят примеры)

Посмотрите, какой прекрасный метафорический образ рисует автор

Открылась бездна, звезд полна…

(о ночном небе)

На фоне этой мрачной торжественной картины природы рисуется человек? С чем сравнивает автор человека?

(С песчинкой, с малой искрой, с пером)

Каким необыкновенным природным явлением восхищается автор?

(северным сиянием)

К кому за объяснением этого природного явления обращается автор?

(к ученым, мудрецам)

Какие художественно-выразительные средства использует автор в оде и для чего?

Теперь обратимся к оде “На день восшествия на всероссийский престол ее величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”

(выразительное чтение учениками)

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

Отметим черты классицизма.

Сфера – государственная жизнь; герои – монархи (Елизавета, Петр); герои идеализированы; “высокое” содержание, “возвышенный” язык.

Что прославляется в оде? Мы можем это понять с первых строчек

Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина…

Тишина” – то есть мирное состояние государства как лучшее время для развития наук и искусств. И Елизавета – хранительница этой тишины.

Елизавета, Петр, Екатерина – рисуются идеализированно как монархи-просветители, покровительствующие наукам, образованию. Ломоносов рисует образ идеального государя, показывает, каким он должен быть, дает “урок царям”.

Через прославление Елизаветы как хранительницы просвещения и наук прославляются сами науки. К кому обращается (и с какой целью) автор в отрывке?

О вы, которых ожидает…

4. Итоги урока

Мы, проанализировав оды Ломоносова, видим, что они проникнуты высоким гражданским пафосом и главной их целью (как и всего творчества Ломоносова) было прославление богатства, мощи и величия просвещенной России.

5. Домашнее задание

Письменно проанализировать отрывок из оды (На день восшествия…)

О вы, которых ожидает…

Тема урока: А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга

в Москву”

Цели урока : Образовательные :

а) познакомить учащихся с личностью и творчеством

А.Н. Радищева

б) отметить значимость общественной деятельности

писателя

Развивающие:

а) определить основные темы и идеи творчества

А.Н. Радищева

Воспитательные :

а) воспитать в детях чувство сострадания,

человеколюбия

Литература: Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе для

средних классов

Учебник по русской литературе под ред.

В.Я. Коровиной

    Орг. момент

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью и творчеством А.Н. Радищева. Вдумчивый писатель, тонкий наблюдатель, острый сатирик, человек с трагической судьбой, Радищев оставил глубокий след в истории русской литературы.

2. “Слово о Радищеве”

Радищев родился в семье богатого помещика. Учился сначала дома, в деревне, затем в Москве, в Московском университете. Затем был зачислен в Пажеский корпус (близкое знакомится с государыней, с высшим светом, дворцовыми интригами, видит жизнь света “изнутри”)

В круг чтения писателя входили сочинения философов-просветителей – Вольтера, Монтескье, Руссо. Радищев много путешествовал за границей, где изучал юриспруденцию, естествознание, химию, медицину, философию.

Самодержавие – наипротивнейшее человеческому естеству состояние” – вот мысль, которую Радищев вынес из этого путешествия. Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всем действовать по совести и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластия, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало. Писатель видел жизнь без прикрас. Обратимся к его словам:

Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы

Радищев сделал смелую попытку посмотреть прямо на предметы. В домашней типографии, невинным названием бдительность цензора, он издал книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”

Это произведение вызвало ярость Екатерины. Радищев был приговорен к смертной казни, но затем казнь была заменена заключением. Александр 1 возвратил Радищева ко двору. Писатель работал в комиссии по составлению законов, предлагал ввести свободу книгопечатания, свободу торговли. Также Радищев предлагает ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания. Естественно, это не могло нравиться правительству. Не желая служить государству вопреки своим принципам, писатель заканчивает жизнь самоубийством.

Итак, обратимся к главной книге Радищева. “Путешествие из Петербурга в Москву” – явилось выражением такого правдолюбия, что представляло собой 1-но из самых заметных явлений в истории русской литературы 18 столетия.

Радищев описывает свое путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по названиям станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или свидетелем которых был сам. Он встречается с разными людьми: крестьянами, дворянами, купцами…Вся Россия с ее бедами, нищетой, грязью встает перед автором.

3. Анализ главы “Медное”

Какое ужасное и циничное явление русской жизни лежит в основе событий главы “Медное”? (примеры!)

(продажа крепостных крестьян)

Какими изображены власть имущие (помещики, дворяне)?

(жестокими, циничными, потерявшими человеческий облик)

Надругательство над какими человеческими ценностями показано в главе?

/Человеческая благодарность, вера (таинство венчания), моральный долг, Божий дар (ребенок)/

Мы видим как люди, наделенные властью насмехаются как над человеческими законами, так и над Законами Божьими. Они теряют человеческий облик.

( жалость, стыд, сострадание, ярость)

4. Итог урока:

Без розовых очков взглянул Радищев на русскую действительность своего времени и с исключительной смелостью подверг осуждению царящий в России деспотизм, произвол властей, бесправие подданных и ужасающее положение крестьян.

5 . Домашнее задание

Проанализировать главу “Любани” по плану.

А) Каким изображается крестьянство в главе?

Б) Как оно относится к своему положению?

Г) На какие размышления наталкивает автора увиденное?

Литература XVIII века (общий обзор)

Цел и: вместе с учащимися вспомнить из курса истории социально-политическую обстановку, которая определила судьбы писателей XVIII века и нашла отражение в их произведениях; дать понятие классицизма, отметить гражданский пафос русского классицизма.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, – при стуке топора и при громе пушек…» и «…европейское Просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом XII).

Запись в тетради эпиграфа к уроку:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

А. С. Пушкин

Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?

Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию
в конце XVIII в. вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);

3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.

Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян и подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг.).

Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.

Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просвещению другая молодежь, думавшая о судьбе Отечества, о положении народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все по рождению принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. В. Ломоносов – крупнейший ученый и поэт, Ф. Шубин – скульптор, Аргуновы – крепостные художники и др.), но именно они составили гордость и славу русской культуры XVIII в. Им приходилось нелегко. Императрица Екатерина II была дочерью своей эпохи, со всеми ее противоречиями. С одной стороны, она переписывалась с прославленными французскими философами-просветителями, убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править, возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже… Свободы. Но Пушкин, для которого события XVIII в. не были далекой историей, в короткой заметке показал истинное положение дел: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами – и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность». («Заметки по русской истории XVIII века») .

Запись в тетради второго эпиграфа:

Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.

А. С. Пушкин

– Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы XVIII и XIX вв.?

2. р абота по таблице .

Русская литература XVIII века

Характеристика периода

Литература петровского времени

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Феофан Прокопович


Окончание табл.

Становление новой литературы

1730–1750 гг.

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды

А. Д. Кантемир,
В. К. Тредиаковский,
М. В. Ломоносов,
А. П. Сумароков

1760-е – первая половина 1770-х гг.

Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма

Я. Б. Княжнин,
Н. И. Новиков,
М. М. Херасков

Последняя
четверть XVIII века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций

Д. И. Фонвизин,
Г. Р. Державин,
А. Н. Радищев,
И. А. Крылов,
Н. М. Карамзин,
И. И. Дмитриев

Вывод. Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.

3. Определение понятия «классицизм» (с. 35).

Учитель . Истоки мирового классицизма – Франция XVII в.: воззрения французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:

Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной,

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить ее легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу ценную дает она ему.

В классицистских произведениях герои, как правило, строго делились на положительных и отрицательных:

Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.

Вы новое лицо ведете на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда самим собой.

Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Амплуа – стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии – это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего), субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.

Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: герой-любовник – героиня – второй любовник.

В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует. Для этого направления был характерен принцип трех единств , вытекающий из требования подражания природе (это основной лозунг классицизма):

– единство времени: действие развивается не более суток;

– единство действия: одна сюжетная линия, ограниченное количество действующих лиц (5–10), все действующие лица должны быть связаны сюжетом.

Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

Буало

Требования к композиции: обязательны 4 акта; в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.

Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется монологами основных персонажей.

В классицизме существовало очень четкое деление на высокие и низкие жанры.


Жанры классицизма

в ысокие
трагедия, эпопея, ода

н изкие
комедия, сатира, басня

В них осваиваются общественная жизнь, история: действуют герои, полководцы, монархи; использовались также мифологические и библейские сюжеты. Время – просвещенный абсолютизм: очень важна идея служения государству, идея гражданского долга. Писались александрийским стихом , не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родо-выми (напр., вместо «волк» – «зверь» и т. д.)

Описывали жизнь обычных людей, высмеивали людские пороки. Допускали использование прозы или разностопных стихов, введение бытовых деталей, разговорного стиля речи.

4. Запись понятий и основных требований классицизма.

II. Подведение итогов урока.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Укрепилась независимость России. Возросла её военная мощь. Произошло культурное сближение со странами Европы.


Русское общество достигло в XVIIIвеке огромных результатов в области культуры и литературы г. – «Ведомости» 1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, просвещение как практическая ценность 1725 г. – создание Академии наук 1719 г. – Кунсткамера 1 января 1700 г. – новое летоисчисление Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм, курение табака, проведение ассамблей (1718 г.)) 1717 г. – «Юности честное зерцало»


Литература XVIII века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, её патриотическая направленность). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы - всё это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм. С 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление - сентиментализм.


Классицизм От латинского слова «классикус» - образцовый. Стиль и направление в искусстве XVII- начала XIX в.в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Жанры классицизма: Ода, трагедия, высокая сатира, басня.


Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине 17- го века. В произведениях писателей- классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Основной конфликт в произведениях классицизма - конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений - человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум.


В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твёрдых и справедливых законов, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех сословий.



Особенности русского классицизма: Сильная связь с современной действительностью. Образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью. Конфликт(например, долга и страсти) разрешим и может закончиться счастливо для героев. На первое место выходит лирический жанр.














Сентиментализм Sentiment (фр.чувство, чувствительный) Возник в Западной Европе в 20-е гг. 18 века, в России в 70-е гг. 18 века, а в первую треть 19 века занял ведущее положение. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Умение чувствовать!!! – достоинство человеческой личности. Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы. Жанры – путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия,переписка, «слезная комедия». Место действия – небольшие города, деревни. Много описаний природы. Утешение людей в страданиях и горестях, обращение их к добродетели, гармонии и красоте.


Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы произведений сентиментализма на Западе: "Кларисса" С. Ричардсона, "Страдания юного Вертера" И.В. Гёте. Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести "Бедная Лиза" Карамзин впервые открыл мир чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе.

18 век - "золотой век " русской литературы.
Я согласна с этим определением послепетровской эпохи,касающейся оценки русской литературы.Принято иное определение.Пушкинская пора -это "золотой век" .Время Блока и Ахматовой,"серебряный век" .Это общепринято. Как же быть?
Я всё же отдала бы часть золотого блеска именно литературе 18 века.И есть за что.
Ведь без этой плеяды поистине золотых умов и талантов,мы не знаем,каким бы языком говорил Пушкин.Какие проблемы поднимал бы Гоголь? О чём писали бы Герцен,Толстой (и далее- везде)
Назову тех,кто в 18 веке создал основу для последующих поколений русских писателей,кем мы заслуженно гордимся и по сей день с интересом читаем произведения о нашей родине. Реформатор Тредиаковский, просветитель Сумароков, гений Ломоносов, патриарх поэзии Державин,баснописец Крылов,драматург Фонвизин,писатель Радищев,историк и писатель Карамзин.
Конечно же,над всеми парит (царит?) уникальный Ломоносов.Он творец зарождающейся новой литературы.Он и поэт - классицист,он и создатель новой системы русского стихосложения,он и автор теории о трёх "штилях".НЕ будь у нас "этого первого русского университета " (перифраз - то есть Ломоносова) ,я уверена,не скоро бы Россия заговорила современным языком.
А вельможный Державин,который,по меткому выражению Пушкина их"заметил и в гроб сходя благословил"?.Все мысли патриарха российской поэзии,все его слова,вся его деятельность,его честь - это польза и слава родного Отечества.Философское раздумье "Водопад"- это раздумье о смысле жизни,о человеке.Он говорил:
Ум и сердце человека
Были гением моим
А "Памятник"? Ведь Пушкин не только на Горация равнялся в своём поэтическом завещании.На Державина.У него учился любви к народу и Отечеству.
.Особое место занимает среди писателей и "властителей дум "18 века - А.Радищев,первый.кто за печатное слово был сослан и наказан очень жестоко.И начало положила ода"Вольность" Впервые была поднята именно им тема народа,нравственности,восхищения достоинством,трудолюбием,талантом способностью к сопротивлению русского народа."Путешествие из Петербурга в Москву "- это песнь о народе: и гимн ему,и поминание,и скорбь..."Анюта из "Едрово "- идеал писателя."Спасская Полесть"- аллегория =просветительскому прозрению.
А "сатиры смелый властелин...Фонвизин,друг свободы"?Его бессмертная пьеса "Недоросль "до сих пор - непревзойдённая сатирическая характеристика поместного дворянства.Изучается в школе и вызывает неугасающий интерес школьников.Актуальна и по сей день!
Я уже не говорю о баснях Крылова.В 19 веке "насмешки вечные над львами,над орлами "раздражали.например,Фамусова,а сейчас с удовольствием эти басни читают и изучают школьники,им всё понятно.Пороки человеческие через столетия не очень поменялись.
Особое место в ряду литераторов 18 века можно отвести Карамзину.Опять - чудо."Бедную Лизу" ,сентиментальную повесть,читают и и изучают современные школьники и "над вымыслом обливаются слезами " девчонки,стараясь не повторить ошибок Лизы.А "История Государства Российского?" Настольная книга многих знакомых мне людей.
Многое можно "вменить" в заслугу 18 веку и его литературе.
Подводя итог,могу сказать,что 18 век - это этап становления духовной культуры национального самосознания моего народа.В это время просветителями века были заложены основы идейных представлений,тем,жанров.Оформился классицизм,преобразовалось стихосложение,начал формироваться русский литературный язык,создана была периодическая печать (Сумароков.Новиков.Крылов),что привело литературу к дальнейшему расцвету.