Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сложные вопросы по капитанской дочке. Литературная викторина "Умники и умницы" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Сложные вопросы по капитанской дочке. Литературная викторина "Умники и умницы" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок-викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели: проверка знания содержания произведения, викторина позволяет вспомнить как основные события произведения, так и незначительные, но важные детали для понимания авторской позиции и проблематики; обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; научить внимательно и осознанно читать произведение, развить интерес к художественному слову; развивать связную речь учащихся, логическое мышление.

Оборудование; репродукции портретов А.С.Пушкина; словари для определения значения устаревших слов, использованных А.С.Пушкиным в повести; Ордена эрудитов, которые выдаются учащимся, ответившим правильно (в конце урока будет произведён подсчёт орденов)

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

2. Ход игры-викторины:

Вопросы викторины:

1 раунд. Герои повести.

1.Назовите имя и фамилию Савельича.

(Архип Савельев .)

2. Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет?

(Мальчик выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобел

3. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв?

(Вышел в отставку премьер-майором. )

4.“Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего.

(“...солдат, а не шаматон” .)

5. С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею Карловичу

(“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах” .)

6. Как Пётр Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?

(Песенка .)

7. Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересовался: “В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на последний вопрос ответил Гринёв?

(“Такова воля начальства”. )

8.Как долго был без сознания раненый Гринёв?

(Пришёл в сознание на пятые сутки .)

9. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости?

(Пятый год .)

10. Как обращается Швабрин к Пугачёву?

(Государь .)

11. Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?”

(Упал на колени перед Пугачёвым .)

12. Кто был учителем литературы у Швабрина?

(Поэт Тредиаковский: “Такие стихи достойны моего учителя,

Василия Кирилыча Тредьяковского...” )

13. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву?

(Ваше благородие)

14. Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости?

(Около трёх часов. )

15. Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости?

(В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями. )

16. “Я воюю хоть куда, - скажет Пугачёв Гринёву. - Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой?” Чем же хвастается далее Пугачёв?

(“Сорок енералов убито, четыре армии взято в плен”.

17. Почему Иван Кузьмич советует Гринёву оставить стихотворство?

(Это дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее. )

18. Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах?

(“Все они люди беспутные и горькие пьяницы” .)

19. Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости?

(Двадцать второй год .)

40 - Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана Миронова? (130 солдат .)

2 раунд. Узнай героев по цитатам из произведения

О ком А.С.Пушкин пишет:

    «Он в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию…»

(мсье Бопре)

    «Он у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние, чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи»

(батюшка Петруши)

    «Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу»

(Петруша Гринёв)

    «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели»

(Маша Миронова)

    «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. Я непременно хотел с ним помириться и не знал, с чего начать»

(Петруша Гринёв)

    «Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос: он был малого росту, тощ и сгорблен, но узенькие глаза его сверкали ещё огнём»

(пленный башкирец)

    «Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь и велел Савельичу дать полтину на водку»

(Петр Гринёв)

Кто и кому из героев повести говорит?

    «Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни»

(отец Петруши – матушке)

    «Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

(отец – Петруше Гринёву)

    «Полно врать, подавай сюда деньги, или я тебя взашей прогоню»

(Пётр Гринёв – Савельичу)

    «Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл»

(Иван Зурин - Петруше Гринёву)

    «Рано…рано начинаешь гулять. И в кого ты пошёл? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали, о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать»

(Савельич – Петруше)

    «Молчи, дядя, будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»

(Пугачёв – хозяину постоялого двора)

7.«Помилуй, батюшка! Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака. В первом кабаке»

(Савельич – Петру Гринёву)

8.«Чем Белогорская крепость ненадёжна? Слава Богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев; авось и от Пугачёва отсидимся!»

(комендантша – мужу)

9.«Я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос»

(Савельич – отцу Петруши)

10.«Ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да, слава Богу, живём помаленьку»

(Василиса Егоровна – Петруше )

Третий раунд

Пословицы

1. Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”?

(Береги честь смолоду. )

2. Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге”?

(Долг платежом красен .)

3. Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно?

(Господь не выдаст - свинья не съест .)

4. Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах.

(Конь и о четырёх ногах, да спотыкается .)

Песни

К какой главе Пушкин использовал эту лирическую песню в

качестве эпиграфа?

(К главе “Любовь” .)

2. Какая народная песня была любимой у Пугачёва?

(“Не шуми, мати зелёная дубровушка...” )

3. “Пётр Андреич сочинял недавно песню и сегодня запел её при мне, а я затянул мою любимую...” Скажите, какая песня у Швабрина, по его словам, любимая?

(Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь...” )

Устаревшая лексика

    “Возговорит надёжа православный царь: // Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын...” - это, как вы помните, строчки из бурлацкой песни, которую пели пугачёвцы на военном совете. А что такое “исполать”?

(Хвала, слава .)

    “Хорошо, коли отсидимся или дождемся сикурса”, - скажет Иван Кузьмич. Что такое “сикурс”?

(Помощь .)

    “...До сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами” - эта фраза из речи капрала Белобородова. Каково значение слова “супостат”?

4.С какой целью использовался погребец в XVIII веке?

(Дорожный сундучок для посуды и съестных припасов. )

Одежда

1. Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк .)

2. Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке .)

3. Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак. )

4.Анна Власьевна хотела, чтобы Маша предстала перед императрицей не в своём дорожном платье, а в более солидной одежде. Какой именно? (В жёлтом роброне широком платье .)

Напитки

1.Какой напиток предпочитал Бопре винам своего отечества? (Русскую настойку .)

2. Каким напитком потчевал ротмистр Зурин Петра Гринёва, обучая его игре в бильярд? (Пуншем .)

3. Какой напиток предлагает Савельич Петру Гринёву: чтобы избавиться от головной боли после попойки с Зуриным? (Огуречный рассол с мёдом .)

4. Какой единственный безалкогольный напиток употребляла матушка Петра Андреевича? (“Отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать”. )

Военные чины

1. Первый после рядового военный чин в русской армии. (Капрал .)

2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце “Капитанской дочки” он получил повышение по службе. Какой чин стал у него? (Чин майора .)

3. Машу Миронову с Петром Гринёвым в пути задерживают кавалеристы Зурина. Припомните чин старшего среди них. (Вахмистр .)

4. Высший военный чин в армии Пугачёва был у беглого капрала Белобородова. Что это за чин? (Фельдмаршал .)

Четвёртый раунд

В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как именно поприветствовал? Ответ напишите одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул головою .)

Заключительное слово учителя. Оценки.



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Представление жюри:

2. На заранее приготовленные дорожки (зелёную, жёлтую и красную) вызывается первая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы пролога.

Пролог - 2 слайд

1. “Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса”

2. “Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми головами”.

3. “И денег, и белья, и дел моих рачитель”

4. “Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира”.

5.“Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею”

Проверка - 3 слайд

1. Сикурса - помощи. 2. Колодник - арестант. 3. Рачитель - человек, заботящийся о чём-либо. 4. Инвалид - военнослужащий, состарившийся на службе. 5. Вестовщицею - любительницею рассказывать новости.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога.

  • Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки;
  • жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка;
  • красная - 2 этапа, без ошибок.

1 агон - 4 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель первого агона.

“Сержант гвардии”. В 18 веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах. “Матушка была ещё мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский полк сержантом”. Вопрос: как поступали родители, если рождалась дочь?

Ответ: “Если б паче, всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось”.

Учитель . Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Вопрос: а кем был Бопре до приезда в Россию?

Ответ: “В отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом”.

3. Книга. “Эта книга имела всегда сильное влияние на батюшку: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи”. Вопрос: как называлась эта книга и о чём в ней рассказывали?

Ответ: “Придворный календарь”, помимо календарных сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов.

4. Служба. “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого”. Вопрос: где пришлось служить Петру Гринёву и почему?

Ответ: в Белогорской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, так захотел его отец: “Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон”. (бездельник)

5. Поговорка. Вопрос: что такое держать в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Андрею Карловичу значение поговорки?

Ответ: обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли.

6. А.И.Швабрин. Вопрос: как давно и почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?

Ответ: “ Вот уже пятый год, как к нам переведён за смертоубийство”

7. Приданое. Вопрос: какое приданое было у Марии Ивановны, по словам Василисы Егоровны?

Ответ: “Частый гребень, да веник, да алтын (3 копейки) денег, с чем в баню сходить”.

8. Совет. Вопрос: почему Иван Кузьмич советовал Гринёву оставить стихотворство?

Ответ: “Все они люди беспутные и пьяницы. Дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее”.

9. Дядька. Вопрос: за какие достоинства стремянной Савельич получил повышение, став дядькой маленького барина?

Ответ: за трезвое поведение

Вызывается вторая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 2 пролога.

2 пролог – 14 слайд

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. “Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться”.

2. “Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла …”

3. “Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами ?”

4. “Не пугай же дворян, казня их по первому наговору

5. “ С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу”.

Проверка – 15 слайд

1. Увещевал – убеждал. 2. Пеняла – укоряла. 3. Супостатами – врагами. 4. Наговору – клевете. 5. Стремянной - слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

2 агон - 16 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель второго агона.

1. Андрей Петрович Гринёв. Вопрос: в каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?

Ответ: премьер-майор (помощник командира полка)

2. География. Вопрос: “Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо”. Почему?

Ответ: сделал из географической карты змея

3. Фехтование. Вопрос: кто дал Гринёву уроки фехтования?

Ответ: “Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании”

4. Савельич. Вопрос: назовите имя героя?

Ответ: Архип

5. Вожатый. Вопрос: как вожатый определил, что “жило недалече”?

Ответ: “Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом пахнуло, знать, деревня близко”

6. Лекарь. Вопрос: кто лечил Гринёва, когда он был ранен на дуэли?

Ответ: “Меня лечил полковой цирюльник (парикмахер), ибо в крепости другого лекаря не было”

7. Защитники крепости. Вопрос: сколько человек, “не считая казаков, на которых плоха надежда”, входило в войско коменданта?

Ответ: 130 человек

8. “Новобранные изменники”. Вопрос: кого Гринёв называл “Новобранными изменниками” и почему?

Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву и изменивших присяге государыне.

9. Напутствие. Вопрос: что сказал на прощание Петруше его отец?

Ответ: “Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

3 пролог - 27 слайд. Вызывается третья тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 3 пролога

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

2. Его благородие жалует мне шубу со своего плеча.

3. Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию.

4. Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков.

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

Проверка – 27 слайд

1. Умет - постоялый двор. 2. Жалует - награждает, дарит. 3. Сатисфакцию - удовлетворение, вызов на дуэль. 4. Обиняков - намёков. 5. Грамоту - письмо.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

3 агон - 28слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель третьего агона.

1. Состояние. Вопрос: как известно, состояние дворян 18 века измерялось количеством душ крепостных крестьян. У Мироновых была только девка Палашка. А сколько душ было у батюшки Гринёва?

Ответ: “У батюшки триста душ крестьян”

2. Присяга. Вопрос: как присягали Пугачёву ротные солдаты?

Ответ: “Ротный портной, вооружённый тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку”

3. Звание. Вопрос: какое воинское звание дал Пугачёв своему приближённому Белобородову?

Ответ: фельдмаршал

4. Сказка. Вопрос: кто были герои сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?

Ответ: Орёл и Ворон

5. Приговор. Вопрос: “Государыня из уважения к заслугам и преклонным летам отца решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела”?

Ответ: “ сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”

6. Рукопись. Вопрос: кто передал рукопись Гринёва издателю?

Ответ: внук Гринёва

7. Дата. Вопрос: под произведением издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и месяц? (так называется одно из стихотворений А.С.Пушкина)

8. “Подкупательные движения”. Вопрос: о каком “подкупательном движении” говорили на совете?

Ответ: “Обещать за голову бездельника рублей семьдесят или даже сто из секретной суммы. И тогда воры сами выдадут нам своего атамана”

9. Комендант. Вопрос: “Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант”. Во что он был одет?

Ответ: “в колпаке и китайчатом халате”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Пролог финала - 38слайд. В пролог финала приглашаются победители 1, 2, 3 агонов. Если в каком-то агоне не было победителя, то приглашается ученик, набравший самое большое количество орденов. Учащимся выдаются листочки и ручки.

Задание: по эпиграфам определите название главы – 1 минута.

1. Незваный гость хуже татарина (пословица)

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
- Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин).

Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков)

Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому. (Свадебная песня)

Проверка – 39 слайд

“Незваный гость” 2. “Арест” 3. “Разлука” 4. “Крепость” 5. “Сирота”

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

Финал - 40 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель игры.

1. Рукопись

Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена издателю одним из внуков, когда тот узнал, что издатель занимается трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. А как назывался этот труд?

Ответ: “История Пугачёвского бунта”

2. Название

Вопрос: как известно, первоначально повесть называлась “История Пугачёва”. Кто изменил название?

Ответ: Царь рукопись прочитал, внёс 23 поправки и изменил название

3. Имя.

Вопрос: Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?

Ответ: Петра 3 Фёдоровича.

4. Награды

Вопрос: “Тщедушный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку”.Что это означало?

Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за царских вельмож. Голубую ленту через плечо носили награждённые высшим орденом - Андрея Первозванного

5. Река

Вопрос: как называлась река, давшая именование казакам, участвовавшим в Крестьянской войне Пугачёва? Как она называется сейчас?

Ответ: Яик. Яицкий казак - живущий на реке Яик (После Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной II в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве)

6. Литература

Вопрос: “Я уже сказал, что я занимался литературою”

Как известно, Швабрин не одобрил песенку, которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва несколько лет после заслужили похвалы известного поэта и драматурга 18 века. Назовите фамилию?

Ответ: Александр Петрович Сумароков.

7. Воинский артикул

Вопрос: поединки формально запрещены в воинском артикуле. А что такое воинский артикул?

Ответ: воинский артикул - сборник законов о воинских обязанностях, преступлениях и наказаниях, действовавший в 18 - нач.19 века

8. Сподвижники

Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе переменить некоторые собственные имена. Однако имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их звали?

Ответ: Белобородов и Хлопуша

9. “В руках правосудия”

Вопрос: Зурин получил известие о поимке самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался в руках правосудия?

Ответ: “Его сообщники, с одной стороны видя неминуемую гибель, а с другой - надежду на прощение, стали сговариваться и решили выдать его правительству”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Награждение победителей-50 слайд.

Источники информации.

  1. Идея программы “Умники и умницы” Ю.Вяземского легла в основу данного урока.
  2. Словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва “ Русский язык” 1988 г.
  3. “Капитанская дочка” А.С.Пушкин. Москва “Детская литература” 1977 г.
  4. Рисунки С.Герасимова https://yandex.ru/images?parent-reqid=1486986980044787

С.П.Меделяева

учитель русского языка и литературы МОУ 1-Абрамовской СОШ Таловского района

Урок - обобщающая викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель: создать основу для последующего обращения учащихся к творчеству А.С.Пушкина и к русской литературе.

Задачи:

Образовательные

Проверить знание учащимися текста повести «Капитанская дочка».

Развивающие

Развивать творческие способности школьников, их устную и письменную речь, внимание и интерес к художественному слову, находчивость и смекалку, навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные

Прививать любовь к русской литературе и историческому прощлому страны, воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассника.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка произведений писателя, иллюстративно-раздаточный материал (карточки, кроссворд, жетоны).

Ход урока.

I. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

II . Актуализация знаний. Знакомство с темой и задачами урока.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа, высказываний классиков о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству А.С.Пушкина. Его культурное наследие велико. Из курса литературы 5-7 классов вы знакомы с его сказками, стихами, с романом «Дубровский», с повестью «Метель», с «Песней о вещем Олеге», с поэмой «Полтава». «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при жизни А.С.Пушкина. Это удивительная книга.

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг…». Н.В.Гоголь.

Высокую оценку повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дали

классики русской литературы.

«Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина». В.Г.Белинский.

«Сравнительно с « Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней». Н.В.Гоголь.

Ребята, я надеюсь, что ваше обращение к творениям А.С.Пушкина не ограничится сегодняшним уроком, на котором мы проведём обобщающую интеллектуальную викторину, позволяющую выявить вдумчивых читателей, знатоков текста повести. В тетрадях по ходу урока запишите тему, эпиграф и высказывания классиков о повести.

III. Основная часть урока. Интеллектуальная викторина.

- Знакомство с условиями игры и её этапами. Представление команд : «Белогорская крепость», «Царское Село», « Бердская слобода».

А теперь настало время познакомить вас с условиями игры и её этапами. Условие нашего конкурса: за каждый правильный ответ команда получает по очку. Победителем будет признана команда, набравшая большее количество очков.

Каковы же этапы нашей викторины? (слайд)

    Блиц-опрос «Внимательный читатель».

    «Заглянем в словарь».

    « Узнай героя».

    «Суеверия, предсказания…».

    «Какая жизнь, такие и песни».

    «Подскажи словечко».

- Разминка. Заполнение кроссворда. «Кто быстрее?»

Итак, начинаем игру. В качестве разминки предлагаю заполнить кроссворд. «Кто быстрее?»

- Следующий этап нашей викторины - блиц-опрос «Внимательный читатель». Давайте вспомним содержание повести и ответим на вопросы.

    Имя отца Гринева? Как звали матушку Петруши?

    Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына.

    Вспомните имя и фамилию Савельича.

    Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?

    В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев?

    А отправился служить…

    На каком году жизни Петруша выучился русской грамоте?

    Для него был нанят француз…

    Который в отечестве своем был…

    А в Пруссии …

    Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу?

    Количество детей в семье Гринёвых.

    Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока».

    И мог Петруша здорово судить о свойствах…

    Город, где Пётр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

    Оружие, которым герой был ранен на дуэли.

    От какого лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?

    Кто в повести является рассказчиком?

    Наказание, каким государыня императрица заменила Гринёву смертную казнь.

    Назовите фамилию, имя и отчество капитанской дочки.

    Подарок, сделав который, можно, по словам Швабрина, добиться расположения Маши.

    Населённый пункт, царская резиденция, где Маша Миронова встретилась с императрицей.

    Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой.

-Очередной тур конкурса - «Заглянем в словарь».

Словарная работа, в ходе которой надо установить значение слов. Выполнять задание по карточкам. На выполнение задания даётся 3 минуты Стоимость задания -5 баллов (жетонов)

Карточка № 1

« Справочное бюро»

1). Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2). Какое историческое событие легло в основу данного произведения?

3). Каких предводителей народных восстаний на Руси, кроме Емельяна Пугачева, вы можете назвать?

Карточка № 2

«Толковый словарь»

1). Выбрать правильный вариант толкования лексического значения слов:

Целовальник – это: а) парикмахер

Б) продавец вина в трактире

В) настойчивый кавалер

Инвалид – это: а) человек, страдающий физическим

недугом;

б) солдат, состарившийся на военной

службе;

в) солдат, имеющий увечья.

2).Объясните значение выражения «посажёный отец».

Карточка № 3

«Слова, слова, слова…»

1). Перевести устаревшие слова на современный русский язык.

Фортеция – Кивот – Суженая – Камзол – Напасти – Погост- Вечерня – Келья - Грамота – Алтын – Попечение

- Следующий тур конкурса «Узнай героя».

Послушайте описания внешности героев, определите их. Кто из героев является историческим лицом, а кто - вымышленным? (См. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс.-М.: ВАКО,2010.-стр.44-45)

Общее задание для всех команд. За каждый правильный ответ команда получает по баллу. Последним должно быть описание внешности Пугачёва.

Слово учителя о портретах Пугачёва. (слайд)

В пушкинской повести Пугачёв не тождествен своему историческому прототипу. Один из портретов Емельяна Пугачёва написан на портрете Екатерины II, и сделал художник это не случайно: смысл такого изображения - преступное желание Пугачёва занять монарший трон. На данном портрете изображён хитрый разбойник и злодей. Это работа неизвестного художника. А вот на портрете, приложенном А.С.Пушкиным к изданию 1834 года, Пугачёв изображён умным, проницательным, хлебнувшим лиха защитником народа.

В этих портретах отражён двойственный взгляд на личность Емельяна Пугачёва. Одни видели в нём разбойника и злодея, называли его «бешеным псом», «исчадием ада», другие - считали его защитником народных интересов.

Перед А.С.Пушкиным стояла непростая задача реалистического изображения эпохи и её героя. И, несомненно, писателю это удалось.

Тур «Суеверия, предсказания…» Домашнее задание (слайд), .

Подробно пересказать эпизоды произведения и прокомментировать их. За выразительный пересказ эпизода и его комментарий наивысший балл-5 (жетонов).

    Пересказать описание бурана. Объясните его символическое значение.

    Сон Петра Гринева. Пророческое содержание сна. (Пересказать сон близко к тексту, прокомментировать его).

    Калмыцкая сказка об орле и вороне. Объяснить смысл сказки.

- Следующий этап « Какая жизнь, такие и песни».

Ответить на вопросы, связанные с русской народной песней.

1). Какую из песен Пугачев назвал своей любимой? Послушайте песню в исполнении актёра кино и театра Валерия Золотухина. (слайд)

2). Какое впечатление произвела эта песня на Петра Гринёва?

3). В каком ещё произведении Пушкина упоминается данная песня?

4). К каким главам произведения А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфов строки из народных песен?

- Тур «Подскажи словечко». (слайд)

Общее задание для всех команд.

Восстановить опущенную часть высказывания, определить, кому из героев она принадлежит.

Береги (…), а честь смолоду.

Долг (…) красен.

Казнить так казнить, (…).

Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет (…).

Будет дождик - будут и (…), будут (…)-

будет и (…).

IY. Создание проблемной ситуации.

Нам сталось лишь ответить на проблемный вопрос: «Почему свою повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка»?

Дайте письменный ответ на вопрос. Каждая команда зачитывает свой вариант ответа.

Оценить задание в 5 баллов .

Y. Заключительное слово учителя.

Действительно, повесть Пушкина внешне проста, но она полна глубокого смысла. И мы сегодня пытались разгадать тайны книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка». По словам Марины Цветаевой, « нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Повесть «Капитанская дочка» полна высоких истин.

YI. Итог викторины. Рефлексия. Впечатления об игре, оценка собственной деятельности.

    Какие чувства владели вами во время урока?

    Затруднялись ли вы отвечать на вопросы викторины?

    Выразите своё мнение об уроке в форме синквейна.

YII. Оценки. Домашнее задание (слайд)

Подобрать материал к сочинению на одну из тем:

«Капитанская дочка».

    Пушкинский Пугачёв.

    Становление личности Петра Гринёва под влиянием « благих потрясений».

    « Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.

    Смысл названия повести Пушкина «Капитанская дочка».

    Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».

Литература

1. Пушкин А.С. Драматические произведения. Романы. Повести. -М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,1997.-704с. 2. Лахостский К.П. ,Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение»,1956.-413с. 3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе: урок за уроком.- М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000. -240с. 4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. - М.: ВАКО,2010.-192с. 5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8класс.- М.: ВАКО,2008.-512с.

Урок литературы в 8 классе

Урок - викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цели:

    Углубить понимание идейно-художественного богатства повести;

    Развивать навыки анализа текста.

Тип урока: урок обобщения с элементами игры.

Методы: слово учителя, беседа, тестирование.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести «Капитанская дочка».

Эпиграф:

«В "Капитанской дочке" все не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

(Н.В. Гоголь)

Литература:

    Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

    Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них со-кровенный смысл. И в этом отношении « Капитанская дочка» - удивительное произве-дение.

Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

III. Викторина.

Давайте вспомним страницы романа.

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)

2. Служил при графе... (Минихе).

3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (Триста крепостных; в Сuмбирской губернии.)

4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич).

5. Выучился Петруша грамоте… (на двенадцатом году).

6. …. и мог очень здраво судить о… (свойствах борзого кобеля).

7. Был нанят француз... (мосье Бопре).

8. … который в отечестве своем был... (парикмахером).

9. … в Пруссии... (солдатом).

10. … а потом приехал в Россию, чтобы... (стать учителем, не очень понимая значения этого слова).

11. Батюшка вошел на урок... (географии).

12. В это время Гринев... (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

13. А Бопре… (спал на кровати сном невинности).

14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)

15. Шаматон - это... (бездельник, шалопай).

16. Капитан Миронов и его жена были люди самые... (почтенные).

17. Иван Кузмич вышел в офицеры из... (солдатских детей)

18. Он был необразованный и простой, но самый... (честный и добрый человек).

19. В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку).

20. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миpоновa ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег).

21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай».)

22. Как ответил Гринев? («Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом!»)

23. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах...» (обдуманную клевету).

24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце... года». (1773 г.)

25. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства…» (неспокойными и опасными подданными).

26.Последовало усмирение бунта... (картечью и жестокими наказаниями).

27. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак...» (Емельян Пугачев).

28 ...учинил непростительную дерзость. (Принятием на себя имени покойного императора Петра III.)

29.Закончите слова Ивана Кузмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать так умирать:...» (дело служивое.)

30. Кто «сидел под образами в красном Кафтане…»? (Пугачев.)

31. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо». (Капрал Белобородов.)

32. «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами... нос без ноздрей». (Афанасий Соколов Хлопуша).

33. «Схвачен был башкирец с... » (возмутительными листами).

34. «Я взглянул на него и содрогнулся... Ему казалось лет семьдесят. У него не было... » (ни носа, ни ушей).

35. «Но узенькие глаза его еще...» (сверкали огнем).

36. «Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот… (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок

IV. Тест.

    Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринева;

а) композиции;

б) эпиграфов;

д) выбора героя.

    Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих II;

б) граф Миних;

в) Григорий Орлов;

г) Екатерина I;

д) Елизавета I;

е) Екатерина II.

4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.

б) портрет;

в) эпиграфы;

г) речевая характеристика;

д) отношение других персонажей;

е) вставные элементы.

5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -...

а) единственный женский персонаж повести;

б) находится в центре сюжета;

в) носительница высокой нравственности и чести;

г) дочь погибшего русского офицера.

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция

б) завязка

в) кульминация

г) развязка

    сцена дуэли со Швабриным, письмо отца,

    освобождение Гринева, женитьба на Маше,

    детство Петруши в родовом имении,

    знакомство Гринева с главной героиней повести.

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринева?

а) характеризует Гринева;

б) предвещает развитие отношений двух персонажей;

в) характеризует Пугачева;

г) подчеркивает кровожадность Пугачева.

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... »?

б) Екатерине II;

в) Савельичу;

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;

б) Швабрин; 2) Екатерина II;

в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева?

а) былины;

б) загадки;

в) сказки;

г) песни;

д) пословицы, поговорки;

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

"Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"-

спросил он ласково». (А. Сумароков) .

а) «Суд»;

б) «Арест»;

в) «Приступ»;

г) «Незваный гость»;

д) «Мятежная слобода».

    Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а) проблема любви;

б) проблема чести, долга и милосердия;

в) проблема роли народа в развитии общества;

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

    Каким показан в повести Савельич?

а) забитым, безгласным крепостным;

б) послушным, рабски преданным своим господам;

в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.

14. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это…

а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

б) художественное изображение человека;

в) персональные черты, присущие герою.

15. Какие символические образы используются А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?

а) путь, дорога;

б) могила;

в) буря, буран;

г) орел, ворон;

д) кинжал;

е) виселица.

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?

а) ум, сметливость;

б) лень, бездеятельность;

в) удальство, широта натуры;

г) склонность к пьянству;

д) память о добре, благодарность.

17. Чей это портрет? «Она была в белом yтpeннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

а) Марии Мироновой;

б) Василисы Егоровны; в) Екатерины II;

г) Авдотьи Васильевны.

18. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

а) наступательно;

б) путем подкупа;

в) оборонительно.

19. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок» - это портрет:

а) Гринева;

б) Пугачева;

в) Швабрина.

20. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

а) Пугачев;

б) капитан Миронов;

в) Гринев.

^ Ключ к тесту : 1-г; 2-б, в, д; 3-а, б, е; 4-а; 5-б, в, г; 6 – а-3, б-4, в-1, г-2; 7-б, в; 8-г; 9 – а-2, б-3, в-1; 10-в, г, д; 11-д; 12-б; 13-г; 14-а; 15-а, в, г, е; 16-а, в, д; 17-в; 18-б; 19-б; 20-а.

V . Выводы по уроку.

Роман А.С.Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Загадки романа – это загадки жизни, которые писатель учит нас видеть и понимать.

Д/з. Индивидуальное задание: подготовить сообщение по темам «Биография М.Ю.Лермонтова», «История создания поэмы «Мцыри».

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

1.Ответьте на вопросы.

1.Какую народную песню поют на пирушке пугачевцы? (Не шуми, мати зеленая дубравушка…»

2.Как называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную или военную службу? (Недоросль)

3.Какой журнал читал батюшка Петра Гринева, когда принял решение отправить сына служить? («Придворный календарь»)

4.По какой реке шла дорога от Оренбурга в Белогорскую крепость? (Яик)

5.Акулину Памфиловну, попадью, называли вестовщицей. Кто это, вестовщица? (Любительница рассказывать новости)

6.Когда (в повести названа точная дата) в Белогорской крепости получили письмо, сообщающее о возможном нападении Пугачева? (в начале октября 1773г)

7.Перед наступлением Пугачева комендант решает вопрос о том, как быть с Машей. « Да с Машей то что делать? Хорошо, если отсидимся или дождемся сикурса, ну а коли злодеи возьмут крепость.» Сикурс- это устаревшее слово. Каким синонимом его можно заменить? (Помощь)

8.На военном совете в Оренбурге предлагают действовать «ни наступательно, ни оборонительно…» А как? (Подкупательно)

9. Кто передает письмо Марии Ивановны Гриневу? (Урядник, Максимыч)

10.Где происходит еще одно встреча Гринева и Пугачева? (В Бердской слободе)

11.В Бердской слободе самыми близкими к Пугачеву оказываются два человека. « Господа-енералы»,- называет их Пугачев. Назовите их. (Хлопуша-Рваные ноздри. Белобородов)

12.Пугачев бежал, преследуемый (КЕМ?). Это подполковник, впоследствии генерал.Один из усмирителей пугачевского восстания.

13.Петр Гринев был освобожден от заключения по именному повелению царя. (Когда это случилось? Что такое именное повеление?) (В 1774 году. Именное повеление - повеление царя или царицы).

2. Кто это?

1. «..он был добрый малый, но ветрен до крайности…» (м.Бопре)

2.»..высокий барин лет 35, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах» (Зурин И.И., ротмистр гусарского полка, находился в Симбирске при приеме рекрут)

3.» он был лет 40, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» (Вожатый)

4.»..молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. (Швабрин Алексей Иванович)

5.(..девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная.» (Мария Ивановна)

6. « Она не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние?» (Василиса Егоровна)

7. «На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами.Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза» (Пугачев на троне)

8.»Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» (Пугачев на пирушке)

9.»..бледная,худая, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» (Мария Ивановна)

10. «…она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие» (императрица)