Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Краткое пояснение термина музыкальный образ. Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах)

Краткое пояснение термина музыкальный образ. Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах)

ТЕМА: Музыкальный образ

ЦЕЛЬ: развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характера, содержания и построения.

  • формирование у учащихся умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передаёт музыка;
  • воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умения анализировать его содержание и средства выразительности;
  • развитие умения выявлять характерные стилевые особенности музыки;
  • развитие у учащихся самостоятельного мышления, проявления собственной инициативы и творчества;
  • закрепление навыка чистого интонирования мелодии, правильного дыхания и точной артикуляции слов при пении;

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Концерт №2 для фортепиано с оркестром, I часть

С.В. Рахманинова;

Песня “Родные места”, музыка Ю. Антонова.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

“Мокрый луг” Ф.А. Васильева;

“Вечерний звон”, “Весенние деревья”, “Вечер. Золотой плёс”, “Вечный покой”, И.И. Левитана;

“Ока”, В.Д. Поленова;

У. Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта? Никто не знает? Вот беда, вы так спешили, что никто из вас не обратил внимания на афишу при входе в зал. Ну, ладно, не огорчайтесь! Я думаю, что музыка, которая будет звучать сегодня, поможет вам определить не только её композитора и музыкальное содержание, но и поможет почувствовать, осознать глубину чувств, которые она будет передавать.

Итак, представьте себе, что свет в зале начали убавлять, послышались шаги, наступила полная тишина, и многие слушатели застыли в оцепенении, чтобы уловить появление на сцене маэстро. Он вышел и твёрдой походкой направился к роялю, сел и на несколько мгновений задумался. Его выразительное лицо было обращено к инструменту. Он смотрел на рояль с такой глубокой сосредоточенностью, что в этом чувствовалась какая-то неземная гипнотическая сила. Музыкант начал играть, и зазвучала музыка.

Звучит экспозиция I части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.

У. Кто участвует в исполнении музыкального произведения?

Д. Фортепиано и симфонический оркестр.

У. Значит, мы можем определить жанр музыки? Это опера, балет, симфония?

У. Кому принадлежит ведущая роль?

Д. В музыке мы слышим попеременно то фортепиано, то оркестр.

Я думаю, что они выполняют одинаковую роль.

У. Так как же мы назовём это музыкальное произведение? Произведение такого жанра нам уже встречалось.

Д. Это Концерт для фортепиано с оркестром.

О слове “концерт” звучит справка-сообщение, которое подготовил один из учащихся как домашнее задание.

У. На что настраивает нас музыка?

Д. На размышления. Слушая её, хочется думать.

У. Подумайте, какой композитор мог написать это музыкальное произведение: русский или зарубежный? Почему?

Ответы детей.

У. Это современный композитор или композитор, который жил давно?

Ответы учащихся.

У. Действительно, это русский композитор – Сергей Васильевич Рахманинов , который жил на рубеже XIX – XX веков. Он был не только талантливым композитором, но и замечательным дирижёром, блистательным пианистом.

Послушайте, как сам композитор охарактеризовал себя:

“Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка”.

Рахманинов был человеком удивительной судьбы. Прирождённый поэт и певец России, он родился под Новгородом, а умер в Америке. Сергей Васильевич любил родную землю и остался верен ей до конца своих дней.

Творческий путь композитора был не прост. Дело в том, что практически каждый талант после первых воодушевляющих успехов сталкивается с непониманием своего искусства, в его жизни случаются творческие взлёты и падения. Таким тяжёлым, во многом переломным, поворотным стал для Рахманинова 1897 год. Его по-настоящему первая взрослая композиторская работа – Симфония №1 провалилась. Этот провал стал трагедией для молодого композитора. Он принёс ему не только горькие разочарования, но и продолжительный творческий кризис, усугублённый тяжёлым нервным заболеванием. В течение нескольких лет Рахманинов не написал ничего значительного. Шло время. И вот наступил 1901 год .

ЧТО ПРОИЗОШЛО ЗА ЭТИ ГОДЫ С КОМПОЗИТОРОМ?

Ответить на этот вопрос нам поможет музыка, те чувства, мысли и настроение, которыми она наполнена. Именно музыка поможет разобраться, каким был человек, сочинивший её, определить его душевное состояние на тот период времени. А чтобы нам было легче познать нравственную суть рахманиновской музыки, давайте смоделируем ситуацию такого типа. Условимся, что солирующее фортепиано будет передавать поведение, мысли, чувства и переживания нашего героя, а окружающий его мир (общество, природа, люди, Родина) – симфонический оркестр.

Звучит музыка.

У. Вы сказали, что в музыке мы слышим протяжность, певучесть, красивые мелодии, широкий размах звучания. Певучие и протяжные интонации звучат и в начале Концерта?

Учитель исполняет аккорды вступления на фортепиано.

Д. Нет. Звучат аккорды.

У. Какие ощущения возникают у вас, когда звучат эти аккорды у фортепиано? Что напоминает вам это звучание ?

Д. Напоминает колокольный звон, как будто бьют в колокола, в набат.

А у меня создаётся ощущение того, как будто кто-то, или что-то приближается.

У. Почему вы так решили?

Д. Потому что в музыке происходит небольшое динамическое развитие.

У. Да, краткое вступление построено на последовательности аккордов, которым в басу отвечают гулкие “колокольные” удары. А нарастание звучности от pianissimo к мощному fortissimo создаёт ощущение постепенного приближения какого-то образа. А вот какого? Его нам поможет определить следующий музыкальный фрагмент.

Звучит экспозиция I части Концерта.

У. Сколько музыкальных образов в произведении?

У. Они похожи друг на друга?

У. Чем они представлены?

Д. Музыкальными темами.

У. Что выражает 1я тема? Какие чувства она передаёт? Какая она?

Учитель наигрывает 1ю тему на фортепиано.

Д. Суровая, мужественная, решительная.

У. Какая по характеру 2я тема?

Учитель исполняет на фортепиано 2-ю музыкальную тему.

Д. Лирическая, светлая, мечтательная.

У. Давайте проследим за тем, какими музыкальными средствами выразительности композитор показал каждый музыкальный образ?

Д. Тему, которую представляет 1-й образ, исполняет симфонический оркестр. В музыке мы слышим

Дети напевают мелодию 1-й музыкальной темы.

У. Какой образ или образ чего композитор воплотил этой музыкальной темой, широко используя яркие музыкальные средства выразительности?

Д. Я думаю, что это русский образ. Если тему ведёт симфонический оркестр, то это образ всего того, что окружает человека - образ России, образ русского народа, образ русской природы.

У. А вот русский художник Илья Ефимович Репин так поделился впечатлениями от прослушанной музыки: “Это образ могучей, плавно и глубоко медленно реющей над водной стихией властной птицы”.

Природа у Рахманинова существует сама по себе? Или она является неотъемлемой частью жизни человека, нашего героя, которого представляет партия фортепиано?

Д. Я думаю, что природа и человек – это одно целое.

Мне кажется, что на фоне образа русской природы композитор передал различные эмоциональные состояния человека.

У. Какими чувствами, мыслями, настроением наполнена музыка? Как она передаёт душевное состояние композитора?

Звучит главная партия экспозиции I части Концерта.

Дети высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

У. Вот что говорил сам композитор: “Это был самый трудный и критический период моей жизни, когда я думал, что всё потеряно и дальнейшая борьба бесполезна…”

В жизни композитора наступил продолжительный творческий кризис, усугублённый тяжёлым нервным заболеванием. Тогда родные и близкие С.В. Рахманинова решили обратиться к доктору Николаю Владимировичу Далю. В то время Даль сделался очень известным специалистом, которого теперь назвали бы психотерапевтом, т.к. он широко практиковал гипноз. Сущность его лечебных сеансов с Рахманиновым состояла в том, что он усаживал Сергея Васильевича в удобное кресло и мирно беседовал с ним. Беседы были направлены на то, чтобы поднять общее настроение пациента, заставить его хорошо спать по ночам и возбудить в нём стремление и уверенность сочинять музыку.

Довольно скоро окружающие заметили признаки улучшения состояния Сергея Васильевича. Сам композитор больше всего переживал за фортепианный концерт, над которым начал работать. Даль знал об этом и прилагал все усилия к тому, чтобы вселить в композитора уверенность в преодолении ставших на его пути психологических трудностей.

И вот работа над фортепианным концертом была завершена. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром был исполнен в 1901 году в Москве. А в 1904 году за это сочинение Рахманинов получил престижную Глинкинскую премию .

Таким образом, композитор наконец-то поверил в себя, в своё творческое спасение. А какова была действительная заслуга доктора, вселившего в упавшего духом композитора веру, лучше всего видно в посвящении, которое было написано рукой автора Второго фортепианного концерта на дарственном печатном экземпляре партитуры: “Посвящает уважаемому Николаю Владимировичу Далю искренне благодарный ему пациент” .

У. Только ли свои личные чувства, переживания композитор хотел передать 1-й музыкальной темой?

Д. Я думаю, что Рахманинов хотел показать или передать атмосферу того времени, в котором жил, творил он сам и его современники, характер и идеалы этого времени.

У. Действительно, в его музыке мы слышим тревогу, волнение, которые царили в ту пору в русском обществе.

“Тема его вдохновейнейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России… Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия”, - писал об этом произведении Николай Карлович Метнер, известный русский композитор.

Глубока по содержанию музыка Рахманинова. Она включает в себя различные музыкальные образы, один из которых мы разобрали. Давайте обратимся теперь ко 2-й теме.

Звучит побочная партия.

Дети разбирают музыкальный язык 2-й темы.

Д. Тему ведёт фортепиано. Оно солирует. Мы слышим тихое звучание мелодии; мягкий мажор, высокие ноты; плавное движение мелодии, умеренный темп, светлую, лирическую интонацию, песенный жанр.

У. Какой музыкальный образ композитор хотел показать 2-й темой?

Д. Это образ русской природы – тихой и спокойной.

У. Какие ещё будут мысли? Может кто-то считает по-другому?

Д. Тему исполняет фортепиано, которое, как мы условились, передаёт мысли, чувства человека.

У. Это бурные переживания? На что настраивает нас музыка?

Д. На лирические чувства. Это размышления человека над его судьбой, это лирическая исповедь.

У. Почему вы решили, что человек думает, размышляет?

Д. В музыке мы слышим тихое звучание, плавное и спокойное движение мелодии. Именно под такую музыку хочется думать, мечтать.

У. О чём размышляет, думает наш человек?

Д. О Родине, о России, о её людях, о красивой природе.

У. Определите отношение нашего персонажа к тому, что его окружает.

Д. Он любит свой народ, Родину, её природу. Человек с трепетом и нежностью относится ко всему этому.

У. Почему?

Д. Потому что музыка выражает такие чувства, как добро, ласку, нежность, какие-то светлые чувства.

У. Какой же музыкальный образ хотел передать композитор?

Д. Образ любви к Родине, природе, России.

Дети с любовью и нежностью напевают мелодию побочной партии.

У. Картины родной природы всегда волновали композиторов. Однако её образы были воплощены не только в музыке, но и в других видах русского искусства.

Учитель предлагает вниманию учащихся репродукции картин русских художников.

У. На рубеже XIX-XX вв. в области изобразительного искусства наблюдается широкое развитие пейзажной лирики, яркими представителями были русские художники И.И. Левитан, Ф.А. Васильев, В.Д. Поленов, Саврасов и другие.

Дети по группам выполняют творческое задание. ВОПРОСЫ:

  1. Изображение чего на картинах символизирует русский образ, образ России?
  2. Какие картины созвучны музыке 1-й темы и 2-й?
  3. Что роднит музыкальное и живописное произведение?
  4. Что вы видите на картине такого, что позволяет вам обнаружить присутствие человека?
  5. Что общего между состоянием природы и чувствами нашего героя, которые выражены в музыке?

Звучит музыка I части Концерта. Дети работают по группам, обмениваются мнениями, выносят решение. Обсуждение.

У. Выдающимся русским художником, мастером лирического пейзажа был Исаак Ильич

Левитан. С глубокой поэтичностью он запечатлел на своих холстах образы русской земли, природы. Его работам присущи ясность и задушевность, красота и гармония, отсутствие ярких цветов и резких линий. В своих картинах художник отразил самые различные человеческие чувства и переживания. Может поэтому И.И. Левитана в своё время назвали создателем нового типа пейзажа, который принято именовать “ПЕЙЗАЖЕМ НАСТРОЕНИЯ”. Вы заметили, как удивительно созвучны картина и музыка! Какие родственные, одинаковые человеческие чувства, настроение вызывают у зрителя и слушателя два разных по виду произведения искусства.

Итак, в музыке I части Второго концерта для фортепиано с оркестром мы определили два музыкальных образа: 1-й – образ России, Родины,2-й – образ любви к Родине. Как же будет развиваться каждый из них, взаимодействовать друг с другом в дальнейшем, что касается музыкальной драматургии, мы проследим и попытаемся разобраться на следующем уроке.

А теперь обратите внимание на эти даты: 11873г. и 2008г. Сколько времени соединяет

Эти даты? Дети отвечают.

В нынешнем 2008 году С.В. Рахманиновy исполнилось бы 135 лет. Прошло более ста лет, а его музыка сегодня звучит у нас на уроке. Как вы думаете, можно ли сказать, что музыка этого русского композитора современна и сейчас, что она прошла сквозь время? Почему его произведения имеют большой успех и в настоящее время?

Д. Я думаю, что можно.

Музыка С.В. Рахманинова, который жил на рубеже XIX-XX вв., продолжает волновать нас, живущих на рубеже XX-XXI вв., и теперь, т.к. она передаёт такие человеческие чувства, воплощает в себе такие стороны жизни, которые понятны и близки каждому русскому человеку.

У. И не только русскому. Музыка Рахманинова очень популярна и известна в музыкальных кругах всего мира. Очень часто его произведения включают в свой концертный репертуар многие знаменитые исполнители и прославленные симфонические коллективы Европы и мира. Музыка Рахманинова выдержала самый строгий и самый справедливый суд, какой возможен в искусстве, - суд времени.

В чём же её привлекательность? Какие характерные особенности музыки этого замечательного русского композитора позволяют нам выделить её из огромного потока музыкального материала?

Подумаёте и постараётесь определить основные черты музыки С.В. Рахманинова.

  • песенность, протяжность и народность мелодий;
  • строгий ритм;
  • полнозвучие, широта и свобода фактуры;
  • раскидистые, волнообразные пассажи;
  • активный, мужественный минор и лирический, мягкий мажор;
  • постоянные “приливы” и “отливы” динамики;
  • преобладание звучания струнных и деревянных инструментов в оркестре.

У. Рахманиновым созданы произведения различных направлений. Но к какому бы жанру он ни обращался, его музыка узнаваема – это наша русская музыка: певучая, мелодичная, протяжная и красивая. Такая же красивая, как наша необъятная Родина – Россия с её могучей русской природой, замечательными людьми, многонациональной культурой, её народными обычаями, нравами и духовными традициями, родными просторами и местами, которые так дороги каждому русскому человеку.

Учащиеся исполняют песню “РОДНЫЕ МЕСТА”, музыка Ю. Антонова.

Учитель работает над чистым интонированием мелодии, правильным дыханием, точной дикцией и артикуляцией.

У. В заключение нашей встречи хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали верить в себя, в своих близких, друзей, в великую ценность жизни. И пусть поможет в этом музыка Рахманинова, которая очень притягивает к себе, идёт к нашему сердцу, исходит из глубины души.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. “Русская музыка в школе”, методические очерки, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, МИРОС, Москва 1998;
  2. “Рахманинов и его время”, Ю Келдыш, “Музыка”, Москва 1973.

Введение. Образность как основа музыкального искусства.

Глава 1. Понятие художественного образа в музыкальном искусстве.

Глава 2. Образность, как основа творчества композиторов.

§ 1 Образный строй музыки С. Рахманинова.

§ 2. Образный строй музыки Ф. Листа.

§ 3. Образный строй музыки Д. Шостаковича.

Глава 3. Обобщенные представления о способах постижения музыкального образа.

Глава 4. Раскрытие темы «Музыкальный образ» на уроках музыки в 7 классе общеобразовательной школы.

Музыкальные занятия по новой программе нацелены на развитие музыкальной культуры учащихся. Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования.

Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом 1-го являются сновидения, грезы. «-2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующий ситуацию, с конкретизацией общих положений.

С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с несколькими точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

В образном мышлении используются различные приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его частей, аглютинации (создание новых представлений путем присоединения в образном плане частей или свойств одного объекта и др.), включение имеющихся образов в новый конспект, обобщение.

Образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.

Индивидуальные различия в образном мышлении связаны с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований.

В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.

Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

Различают воображение произвольное (активное) т непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Т.о., активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.

На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Если в замирающем инструментальном заключении «Захода солнца» Э.Грига ребята не только услышат, но и увидят картину захода солнца, то только зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает из самой музыки. Но если Третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в подобных случаях важно не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно придуманный, но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он неправильный, почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами, доступными ребятам на данной ступени развития их восприятия.

Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обобщающий урок по теме: «Музыкальный образ» Учитель музыки ГБОУ лицея № 419 Кац А. В.

1. Найдите определение музыкального образа: А) Рассказ о чудесных странах и о вечной поэзии природы, погружение нас в далекое прошлое или мечта о будущем создает характеры героев- даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы и ИЗО. Б) Воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая ее частица. Чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, проявление природы, событие.

2. Выберите, какие из музыкальных произведений являются программными: А) С. В. Рахманинов - Прелюдия № 12 Б) Н. А. Римский- Корсаков. «Шехерезада» В) А. Н. Скрябин - Этюд № 12 Г) К. Дебюсси- «Лунный свет» Д)Ф. Шопен - Вальс № 69

4 . К какому произведению П. И. Чайковского имеют отношение следующие строки: Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! а) «Болезнь куклы» б) «Октябрь. Осенняя песня» В) «Ноябрь На тройке»

Б 5. Подпишите портреты композиторов: А В

6. Определите, какие музыкальные образы существуют: а) эпический б) драматический в) поэтический г) лирический д) мелодический е) символический

7. Укажите: - фамилию композитора - название музыкального произведения - назовите образ

8. Укажите: - фамилию композитора - название музыкального произведения - назовите образ

9. Укажите: - фамилию композитора - название музыкального произведения - назовите образ

10. Из предложенных терминов выберите средства музыкальной выразительности: а) фактура б) вокал в) темп г) композитор д) ритм е) мелодия ж) фольклор з) тембр и) гармония к) динамика

11. Соедините стрелочками названия средств музыкальной выразительности с их определениями: Ритм Темп Мелодия Тембр Динамика Гармония Фактура Аккорды, сопровождающие мелодию Громкость звучания Музыкальная мысль, выраженная одноголосно Способ изложения музыкального материала Скорость звучания Чередование различных по длительности звуков Окрас звука или голоса

Соедините стрелочками названия средств музыкальной выразительности с их определениями: Ритм Темп Мелодия Тембр Динамика Гармония Фактура Аккорды, сопровождающие мелодию Громкость звучания Музыкальная мысль, выраженная одноголосно Способ изложения музыкального материала Скорость звучания Чередование различных по длительности звуков Окрас звука или голоса

Как жаль, что урок наш подошел к концу Но музыка в душе осталась. И радовались, слушая ее, и вновь печалясь, Пленительные звуки влекли нас за собой. В душе мы навсегда оставим эти чувства. И никогда нам не забыть, друг мой, Чудесный мир волшебного искусства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе "Музыкальный образ"

На уроке дается понятие о музыкальном образе,дети слушают классическую музыку,бардовскую песню.знакомятся с музыкальным портретом Анны Герман....

Музыкальный образ

Слушая эпизод фашистского нашествия из симфонии №7 Д.Шостаковича обучающиеся смогут отметить средства выразительности, особенности развития образа в симфонической музыке, сравнить с уже известным про...

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора. Музыкальные образы бывают:

Лирические-образы чувств, ощущений;

Эпические-описание;

Драматические-образы-конфликты,столкновения;

Сказочные-образы-сказки,нереальные;

Комические-смешные и/т.д. Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором

воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание.

Лирические образы

Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.

Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.

Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир творца. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.Вот главные свойства лирики:

Настроение

Отсутствие действи Драматические/..образы

Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) - один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.

Драма - произведение, изображающее процесс действия.

Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.

Главные свойства драмы:

Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной

Он/ищет/выход/из/этой/ситуации

Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает –чаще…всего.

В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.

Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет,Отелло,Макбет.

Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.

Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;

Отелло страдает от ревности;

Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.

Драма немыслима без драматического героя: он ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него взвихряется жизнь, подобно воде, бурлящей под действием винта корабля. Даже если герой бездействует (как Гамлет), то это - взрывное бездействие. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен". Кто же он - драматический герой? Раб страсти. Не он ищет, а она тащит его к катастрофе.

Произведения, воплощающие драматические образы: 1. Чайковский "Пиковая дама"

«Пиковая дама» - опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина. Эпические образы

ЭПОС, [греч. epos - слово]

Эпическое произведение – это обычно поэма, рассказывающая о героических. деяниях.

Истоки эпической поэзии коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах.

Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных). Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса: -Героизм

Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

Историчность

Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

Оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

Относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)

Эпические образы в музыке-это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

Произведения эпического характера:

1.Бородин"Богатырская//симфония"

2.Бородин"Князь//Игорь"

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), один из композиторов "Могучей кучки".Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве".

«Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова- самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем Сказочные..образы Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. Это и симфоническая сюита "Шахеразада" по сказкам "1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", "Сказка о царе Салтане" , "Золотой петушок"и т.д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др.). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей. Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке.фантастическая//музыка//некоторые//размышления

Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет "фантастической музыки" (или, если угодно, "музыкальной фантастики")?

Прежде всего, если подумать, "фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее "вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, Э.Т.А.Гофмана, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена "Шествие гномов", "В пещере горного короля", Танец эльфов также француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купалу, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма огня" ("Прометей", 1910), "Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные "реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов "Космическая одиссея 2001 года" С.Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р.Штраусса и И.Штраусса) и "Солярис" А.Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э.Артемьевым, одним из первых российских "синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.-С.Баха). А разве можно представить себе знаменитую "трилогию" Дж.Лукаса "Звездные войны" и даже "Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса!) без зажигательной и романтической музыки Дж.Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своих произведений. Комические образы Судьба комического в музыке сложилась драматично. Многие искусствоведы вообще не упоминают о комическом в музыке. Остальные либо отрицают существование музыкального комизма, либо считают его возможности минимальными. Наиболее распространенную точку зрения хорошо сформулировал М.Каган: «Минимальны возможности создания комического образа в музыке. (…) Пожалуй, лишь в XX веке музыка стала активно искать собственные, чисто музыкальные средства для создания комических образов. (…) И все же, несмотря на важные художественные открытия, сделанные музыкантами XX в., в музыкальном творчестве комическое не завоевало и никогда, видимо, не завоюет такого места, какое оно издавна занимает в литературе, драматическом театре, изобразительном искусстве, кинематографе».Итак, комическое - смешное, имеющее широкую значимость. Задача – «исправление смехом»Улыбка и смех становятся «спутниками» комического только тогда, когда они выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что ему враждебно, поскольку разоблачать то, что противоречит идеалу, осознать его противоречие - значит преодолеть дурное, освободиться от него. Следовательно, как писал ведущий российский эстетик М. С. Каган, столкновение реального и идеального лежит в основе комического. При этом следует помнить, что комическое в отличие от трагического, возникает при условии, если не вызывает страданий для окружающих и не опасно для человека.

Оттенки комического- юмор и сатира.Юмором называется добродушная, незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями в целом положительного явления. Юмор - это смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый.Сатира - это второй тип комического. В отличие от юмора, сатирический смех - смех грозный, жестокий, испепеляющий. Для того, чтобы как можно сильнее ранить зло, социальные уродства, пошлость, безнравственность и тому подобное, явление нередко сознательно утрируют, преувеличивают. Все виды искусства способны создавать комедийные образы. О литературе, театре, кино, живописи и говорить не приходится - настолько это очевидно. Скерцо, некоторые образы в операх (например, Фарлаф, Додон) - осуществляют комическое в музыке. Или вспомним финал первой части Второй симфонии Чайковского, написанный на тему юмористической украинской песни «Журавель». Это музыка, которая заставляет слушателя улыбаться. Юмора полны «Картинки с выставки» Мусоргского (например, «Балет невылупившихся птенцов»). Остро сатиричен «Золотой петушок» Римского-Корсакова и многие музыкальные образы второй части Десятой симфонии Шостаковича.

11.Понятия

Песня или песнь - наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении - малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).

Введение

Предмет «Слушания музыки» является своего рода введением в музыкальное искусство. Понимать музыку это очень сложное умение, которое развивается в процессе обучения.

Слушание музыки помогает активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют в классе специальности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.

Мои наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное, но выполнимое. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим, поэтому в своей работе мы используем различные творческие задания, например, отразить свое отношение к музыке через рисунок, сочинить свою историю, сказку и многое другое. Ведь насколько осмысленнее будет исполнение детьми музыкальных произведений, если они достаточно хорошо владеют средствами музыкальной выразительности, умеют вслушиваться в музыку, слышать себя, правильно представляет себе музыкальные образы и многое другое, чем нужно владеть грамотному музыканту.

Введение метода "музыкальной графики" имеет особую педагогическую эффективность как метод полиэстетического, полихудожественного образования и воспитания. Рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности.

Рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным "документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению к каждому ребенку.

В течение полугода мы изучали своеобразие музыкального языка в сравнении с литературой, изобразительным искусством. Ведь слово в литературе, цвет и рисунок в живописи - это специфический материал данных видов искусств, в музыке таким материалом является звук, создающий сложный мир музыкальных интонаций. Учились воспринимать незнакомые произведения с точки зрения эмоционально - образного строя, проникать в содержание музыки, опираясь на элементы музыкальной речи и логику динамического развития. Учились способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его; учились умению определять общий характер и образный строй произведения; умению выявлять выразительные средства музыки, учились передавать свои наблюдения и впечатления в рисунках.

Сегодня мы представим вам заключительный урок по теме «Музыкальный образ и особенности музыкальной речи».

Этапы урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся, сообщение темы урока.

2. Введение в тему. Беседа об особенностях музыки, живописи и поэзии, какими средствами выразительности пользуется поэт, художник, композитор в создании образов своих произведений.

3. Основная часть. Определение понятия «музыкальный образ», определение средств выразительности, создающих тот, или иной музыкальный образ. Проведение музыкальной викторины, анализ рисунков учащихся из домашнего задания. Объяснение нового материала.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Педагог - Великий художник и ученый эпохи Возрождения сказал: «Музыка - сестра живописи», что общего между этими сестрами, давайте посмотрим дальше «Живопись это поэзия, которую видят, А музыка это живопись, которую слышат» (Слайды 3, 4). Значит - эти виды искусства очень близки между собой? Разница только в средствах выразительности.

При помощи чего художники создают свои картины (Слайд 5)? Поэт - ? Композитор - ?

Ответ - при помощи красок и кисточек, карандашей или специальных художественных мелков. Поэты - при помощи слов, композиторы - при помощи звуков.

Педагог - А может ли композитор рисовать музыкальные картины?

Давайте вспомним стихотворение Кушнира: «Если видишь на - картине нарисована река…», «Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас…(учащиеся читают стихи Кушнира).

Педагог - Умеет ли музыка рисовать? - Как рисует музыка? - Что или кого может изобразить музыка?

А можно ли нарисовать и в музыке пейзаж, портрет, животных (Слайд 6)? Можно ли в музыке создавать музыкальные образы? Но прежде всего, давайте определимся, что такое музыкальный образ? Это… (Слайд 7)

Ответ - Музыкальный образ - это условный персонаж музыкального произведения.

Педагог - При помощи чего создаются музыкальные образы?

Ответ - Они создаются при помощи разных средств выразительности.

Педагог - Какие вы знаете средства музыкальной выразительности? Давайте посмотрим на экран (Слайд 8). Выберете из предложенных понятий те, которые относятся к средствам выразительности.

Ответ - Мелодия, гармония, регистры, динамика, темп, ритм, лад, штрихи, фактура и многое другое (Каждый из учащихся, который отвечает - дает определение средств музыкальной выразительности).

Педагог - Каждый из этих элементов музыкального языка помогают нам в восприятии музыкального образа. А теперь музыкальная викторина (Слайд 9). Давайте сейчас мы с вами вспомним, с какими музыкальными произведениями мы уже знакомы (Звучит «Королевский марш львов»).

Ответ - Это - «Королевский марш львов» из «Карнавала животных» композитора Сен-Санса.

Педагог - Сюиту карнавала открывает «Королевский марш львов». Какая музыка по характеру?

Ответ - Звучал марш. Музыка - торжественная, спокойная, величественная, гордая - рисует образ сильного и умного хищника.

Педагог - Карнавал животных. Кто из животных должен открывать этот карнавал, стоять во главе?

Ответ - Лев.

Педагог - Почему?

Ответ - Он царь зверей. Он главный.

Педагог - Верно. Какого льва по характеру изобразил композитор? Какие средства выразительности он для этого использовал? Ему важно чтобы на него обратили внимание, на его походку. Какими музыкальными средствами выразительности передал это Сен-Санс? (Повторное прослушивание, Слайд 10).

Ответ - Поступь (шаги) льва изображает весь ансамбль, а рычание - фортепиано, поэтому лев не страшный, а важный.

Педагог - В каком регистре звучит музыка? Какие инструменты ее исполняют?

Ответ - Музыка звучит в низком регистре, исполняют ее музыкальные инструменты виолончели и контрабасы.

Педагог - Какую фактуру композитор использует, чтобы показать этого величественного царя зверей? Давайте проследим по нотам.

Ответ - Фактура тоже величественная и мощная. Сначала - аккордовая, так как это марш, а затем унисонная: ее исполняют виолончели и контрабасы в низком регистре.

Педагог - Почему мы говорим «условный персонаж»?

Ответ - Я думаю, что композитор, сочиняя произведение, хотел отразить свае отношение к жизни, воплотить какую-то свою мысль, а мы, слушая эту музыку, можем только догадываться о чем он нам хотел сказать в этом произведении. Иногда нам композитор дает подсказки. Например, мы слушали «Королевский марш львов» из «Карнавала животных» Сен-Санса. Конечно, мы себе представляли львов, но каждый по-своему.

Педагог - Конечно, в гаммаобразных пассажах некоторые из вас услышали «рык» льва, а некоторые - как он бежит по саванне, поэтому мы и говорим «условный персонаж», каждый представляет себе образ по-своему.

Педагог - И снова вопрос (Слайд 11). Давайте вспомним еще одно произведение. Как называется это произведение? Кто ее написал? Музыка по характеру добрая или злая? В каком регистре звучала музыка, С кокой динамикой? Какая фактура?

Ответ - Дед Мороз, композитора Шумана.

Педагог - Да - это Дед Мороз - Каким вы себе его представляете? Какими средствами выразительности обрисовал этот образ композитор?

Ответ - Музыка жесткая, даже зловещая, динамика очень громкая, мелодия звучит в низком регистре. Лад минорный.

Педагог - А всегда ли музыка была одинаковая, или она менялась? Давайте еще раз прослушаем и проследим по нотам фактуру произведения (Слайд 12). Что изменилось в сравнении с 1 частью.

Ответ - В середине музыка стихла, как будто замерла, потому что динамика стала очень тихая, таинственная, лад - мажорный, регистр средний, а потом снова Дед Мороз разозлился. Фактура в 1 части - унисонная и в конце фраз аккордовая, как будто кто-то очень громко стучит посохом. А во второй - гомофонно-гармоническая, мелодия звучит как фон, на этом фоне в низком регистре появляется очень зловещая мелодия. Дед Мороз совсем не добрый.

Педагог - Давайте посмотрим ваши рисунки. Опишите Деда Мороза, который приходит к вам на Новый год.

Педагог - Какие музыкальные образы вы знаете еще?

Ответ - В музыке очень много самых разных образов. Например, «образ-портрет», «образ-пейзаж», «образ-настроение» и еще много других.

Педагог - В музыке можно передать буквально все: чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое - либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, изображение животных, птиц, да и очень много чего другого. Другим словами - язык музыки неисчерпаем.

Сегодня мы с вами познакомимся с «образом-настроением». У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным. Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, грусть и радость (Слайд 13).

· Определите, какие чувства настроения выражены в этой музыке?

· Определите характер музыки?

· Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться или нет?

· Подумайте, какие средства выразительности использованы композитором?

(Звучит пьеса Слайды 14, 15).

Пьеса, которую вы сейчас услышали, называется «Весело - грустно». Эту пьесу написал замечательный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (Слайд 16).

История такая: 1 часть - «Весело» - это так называемая застольная песня. Друзья собрались все вместе за столом, и возможно кто-то из друзей, а возможно сам Бетховен, отправляется в дорогу. Им всем весело, и текст песни такой:

Пойте друзья, весна пришла.

Все мы ждали теплого дня.

Ну, Мария, вместе снами,

Будем все петь и плясать.

2 часть - «Грустно». Бетховен отправляется в дорогу. Он прощается с домом, он хочет переехать в Вену, чтобы встретиться с уже известным на весь мир Моцартом. Бетховен молод и он хочет представить Моцарту свои сочинения. Он волнуется, он впервые покидает свой дом и едет в неизвестные края. Путь до Вены очень долгий - поэтому ему грустно.

Прощайте родные, прощай родная мать,

Я буду вам писать.

Я не знаю уж, увижу ль вас вновь.

Я покидаю дом, в котором я родился

Где вырос, мечтая, где вырос, страдая.

Уж не знаю, что станет со мною.

Вот с такими грустными мыслями отправляется Бетховен на встречу с Моцартом. Он пока не знает, как его встретит великий Моцарт.

Давайте послушаем еще раз, откроем ноты, и проследим изменения в музыке и фактуру музыкального произведения.

Педагог - Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой части пьесы (которая называется «Весело»), плавно или отрывисто? (Исполняет фрагмент). Какой штрих?

Ответ - Отрывисто, штрих стаккато.

Педагог - Да, весёлая, шутливая мелодия этой части звучит отрывисто, легко и нежно. А мелодия второй части пьесы, которая называется «Грустно»? (Исполняет фрагмент.)

Ответ - Мелодия - плавная. Штрих легато. Медленный темп, все выражает настроение печали.

Педагог - Правильно. Грустное, печальное настроение этой части создается плавной, «гладкой» мелодией.

В заключение урока, мне хочется вас спросить, нравиться ли вам музыка, которую мы слушали? Что нового вы узнали на уроке? Что интересного вы узнали на уроке? Правда ли, что язык музыки неисчерпаем? Какова цель нашего урока?

Мы ее достигли, думаю, что это нам вполне удалось.

Может быть, вы сами хотите сочинить пьесу, или историю, или сказку под названием «Весело и грустно»? А в качестве домашнего задания у вас на столе лежат картинки с клоунами (Слайд 17). Что у них отсутствует в лице? Поэтому их лица безликие, раскрасьте их и дорисуйте так, чтобы было понятно, где грустный клоун, а где - веселый. Итог урока: оценка работы в классе каждого учащегося.

Ребята! Спасибо вам за урок. Вы доставили мне огромное удовольствие общением с вами, вашим глубоким пониманием такой темы, как «Музыкальный образ».

урок музыкальный образ учащийся

Список литературы

1. Асафьев Б.Д. О музыкально-творческих навыках у детей // Б.В. Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под. ред. Е. М. Орловой. - М.; Л., 1965.

2. Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. М. 1986.

3. Горюнова Л.В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.

4. Критская Е.Д. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика / Искусство в школе. 1993. № 1.

5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. - М.: Музыка. - 2001. - 224 с.

7. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Композитор - Санкт-Петербург», 2010. - 208 с., ил.

8. Первозванская Т.Е. Мир музыки: Полный курс теоретических дисциплин: Полный курс теоретических дисциплин: Учебное пособие «Слушаем музыку», 1 класс - Издательство «Композитор - Санкт-Петербург», 2004. - 85 с.

9. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М.: Прометей, 1990.

10. Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, ее формы и жанры: первый год обучения: учебное пособие - Ростов н/Д: «Феникс», 2008. - 186 с.