Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. имеет "вокальную школу"

Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. имеет "вокальную школу"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

муниципальное образование

Приморско-Ахтарский район

«Искусство пения

Искусство дыхания»

Методическая разработка

Учитель музыки

МОУ СОШ № 13

г. Приморско-Ахтарск

Радченко Светлана Алексеевна

Тема: «Искусство пения - эго искусство дыхания»

Работа над правильным формированием звука

Ничего не должно быть удовлетворительно. Удовлетворительно только совершенство. Искусство пения - это искусство дыхания известно со времен староитальянской школы.

Марк Рейзин - народный артист говорил: «Человек без дыхания. Что человек без ног». Многие считают, что вся сила и красота родится на голосовых связках, поэтому: «упражняйте их, тренируйте, осуществляйте их работу, манипулируйте ими», говорят они. Как правило, эти певцы - завсегдатаи фониатрических кабинетов. Большое значение в силе и красоте звука играет использование резонаторов.

Был такой случай - вокальный семинар в Киевской консерватории, открытый урок у одного авторитетного педагога- профессора (это была дама). У рояля тенор, очень хороший голос. Но ему не удается верхнее си бемоль. Педагог и так, и сяк. Тогда она говорит: «Костенька - приготовь в голове большое пустое место и пой в это место». Костенька - врач, он прекрасно знает, что в голове мозг и там нельзя приготовить «пустое место». Но совершается чудо си бемоль ослепительно ярко, свободно «в фокусе», в высокой и близкой позиции, одним словом, все что надо.

Задача педагога-вокалиста научить ребенка правильному вокальному дыханию, и правильному формированию звука.

Проводились исследования среди детей. Им на уроках давали слушать голоса мастеров вокального искусства высокого уровня и полетности звука. После этого у детей повышалась звонкость и полетность голоса. Дети склонны подражать естественному механизму - механизму голосообразования, свойственному мастерам.

После же прослушивания программы эстрадных певцов в звучании голосов детей появилась сипота, ухудшилось качество верхних нот, наблюдалось укорочение диапазона.

По оценкам специалистов почти 90 % абитуриентов вокального факультета имеют непоправимо испорченный, непригодный для профессионального обучения голосовой аппарат.

Искусство пения - это искусство дыхания, пренебрежение этим золотым правилом певческого искусства («дышите как угодно») грозит многими неприятностями, вплоть до потери голоса. Горлом петь нельзя, горло должно быть освобождено, оно должно быть мягким, это труба. Тот, кто думает, что в горле надо что - то делать, рискует закрыть горло.

Петь надо на проценты, а не на капитале. Капитал должен оставаться неприкосновенным. Как сохранить капитал? Это значит петь на дыхании, а не на горле. Рано или поздно горлопение приводит к потере даже самого сильного от природы и красивого голоса.

Е. Образцова пишет: «Когда мы поем, в мышцах не должно быть напряжения. Живот, диафрагма, плечи, шея, лицо, язык все должно быть мягкое. Если при пении есть напряжение мышц, значит пение неверное и голос будет быстро уставать, но говоря о мягких мышцах, я не имею ввиду их расслабленность. Напряжение не должно быть - натяжение. Вдох должен быть таким, как будто нюхаешь цветок».

При этом происходит еще одна интересная вещь. Мышцы вокруг носа и рта растягиваются, натягиваясь на кости лица, пазухи носа расширяются, т. е. увеличиваются головные резонаторы.

Некоторые дети страдают таким дефектом как пение в нос, это происходит от опускания небной занавески, она перекрывает доступ звука в полость рта, звучащая струя воздуха направляется в нос.

Многие знаменитые певцы говорят, что пение в нос «гнусавость» недопустимо в пении и очень трудно исправить. Для этого нужно начать обучение с нуля и учить ребенка формировать звук близко к зубам, одновременно поднимая купол, т.е. мягкое нёбо. Рассказывают, что один известный профессор пения брал со своих учеников двойную плату, если они раньше уже учились у другого педагога, так как ему приходилось сначала отучить их от неправильного пения, а лишь потом начинать учить.

Подбородок при пении должен опускаться мягко, точно формируя гласные, как они есть. А, О, У, И, Ы, Э, Е, а не иначе. Если ребенок не поет близким звуком, он поет глоткой.

Все буквы-звуки должны быть произнесены на уровне зубов. Зубы как клавиши у рояля. Какие бы звуки пианист не извлекал, руки его всегда на одном уровне - на уровне клавиатуры.

Так и в пении - звуки-буквы должны быть всегда на уровне зубов.

У Калачевой Изабеллы расширена глотка т. Е. она поет А как Э, И как Ы, О как А, У как Ы. Это приводит не только к плохой дикции, заглублению звука, но и к рассыпанию звука в стороны, звук утрачивает полетность.

Вот когда уже дети научены правильно и точно формировать каждую гласную, тогда только можно некоторые звуки округлять, т. е. приблизив И к Ы или А к О, а ни в коем случае не наоборот. Глотка при пении должна только дышать, сосредотачивать на ней внимание нельзя. Ни в коем случае не формировать в ней звук, это уже идет нагрузка на связки.

Естественно желание любого педагога побыстрее показать «товар лицом», вывести на сцену еще слабенькие, не окрепшие голоса и выжать из них f (форте). Все это отразится позже на здоровье голоса.

Занятия полезно начинать упражнением с закрытым ртом или как еще называют «мычанием» на букву М и Н. Медленно, на одном звуке, потом 2-3 звука. Оно развивает подвижность мягкого неба, активизирует небную занавеску, которую нужно поднимать на высоких нотах. Это упражнение дает импульс к ощущению резонаторов.

С самого начала нужно работать с учеником над дикцией, учить петь не только гласные, но и согласные, этим самым готовить следующий слог. Этим мы заставляем работать мышцы артикуляционного аппарата.

Гласная буква А считается наиболее трудной, надо обязательно присоединять к ней согласные МА, НА, ЛА. Надо применять согласную Р (слоги - РИ, РЭ, РА, РУ) которая активирует кончик языка. Верхние ноты поем на улыбке. Если при этом не нужно петь громко дыхания берется мало. Чем тише нужно спеть фразу, тем активнее произносится первая буква, тем больше опора на дыхании.

Губы, щеки, все лицо в естественном положении, без каких-либо гримас - это и есть позиция для пения.

У некоторых детей есть такой недостаток как желание гримасничать. Активная работа артикуляционного аппарата не должна перерастать в клоунаду, когда мышцы лица задействуют преувеличенно.

Главное в положении рта не делать резких движений, так как они ведут к смещению челюсти, а вместе с ней и гортани. Все надо делать мягко, эластично.

При работе используются образные выражения, помогающие получить нужный эффект: «Звук чуть ярче», «чуть более вперед», «более округло», «более компактно».

Безусловно, нужно избегать крика - потому что крик - естественный враг пения, то и другое несовместимо. Если ученик не избегает крика - не может долго петь - крик убивает пение, тот, кто кричит, теряет и свой голос.

Не надо забывать, что никакой учитель не в состоянии дать больше того, что дала природа, и что всякое чрезмерное усилие, сделанное для увеличения голоса неправильно, будет идти во вред голосу. Правда, что хорошо направленные упражнения могут развить весь голос, данный от природы. Но эти упражнения, конечно, не состоят в крике, как обыкновенно думают.

Часто фальшивое пение детей зависит не от того, как он слышит, а от того как у него поставлен голос. Исправление такого недостатка - это правильная кропотливая работа с голосом ученика, пение вокализов.

Один из моментов неправильного пения у детей «пение в себя», т. е. чрезмерно заглублять звук, загонять его в затылок, а между тем главная задача вынести звук вперед, для этого можно применять выражения: «Поближе к зубам звук, пойте на улыбке, отпусти звук лететь, прицелься в дальний ряд зала».

Еще о пользе вокализов. Вокализ - это небольшое музыкальное произведение-упражнение. Так же как вокальные произведения они необходимы для усвоения разных моментов вокальной техники. Это развитие дыхания, напевности голоса, чистоты интонации. Кроме того, эти музыкальные произведения имеют развернутую мелодическую линию, часто очень красивую и ставят перед учащимися наравне с доступными и

более сложные задачи. Способствуют развитию музыкальности, навыков экономного дыхания и хорошего легато.

Несложная музыкальная фактура, красивая мелодия облегчает усвоение вокально-технических навыков эмоционально выразительных моментов пения.

Вокализы можно петь сольфеджио, на любую букву или слог. Многие композиторы писали концертные вокализы. Среди них знаменитый концерт для голоса с оркестром - Глиэра, вокализы Рахманинова, Ракова. Для работы с начинающими очень полезны вокализы авторов - Зейдлера, Абта.


Пение

вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса - Дуэт , на три - Трио , на четыре - Квартет и др.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инструментальным Аккомпанемент ом, но может осуществляться и без него - А капелла . Основными жанрами П. в классической музыке являются оперное П., связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства, и камерное - исполнение романсов, песен, главным образом Соло или небольшими ансамблями (См. Ансамбль). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры П.: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное П.- Кантилена , декламационный стиль, где П. воспроизводит строение и интонации речи (Речитатив ы, монологи), и колоратурный, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Различные национальные школы П. характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа П. как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере П. находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Первой европейской школой П. была итальянская; она сложилась в начале 17 в. Выделяясь совершенной техникой Бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы П. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие др. национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы. Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Исполнительский стиль её выдающихся представителей О. А. Петрова, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом. Традициям русской вокальной школы следует советская вокальная школа.

Лит.: Львов М. Л., Из истории вокального искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И. К., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., .

Л. Б. Дмитриев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пение" в других словарях:

    Пение - – пение свящ. песней было уже в вет. завете, когда св. мужи и жены прославляли Бога в поэтической речи. Так явились псалмы, песни Моисея и Мариамы, Девворы и Варака, Анны, матери Самуила, Ионы, Исаии, трех Вавилонских отроков, Захарии, отца… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Трель, колоратура, рулада, концерт, колено, коленце. Соловей проделал все свои колена. .. Ср. голос, крик... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

    ПЕНИЕ, пения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. петь (в 1, 3 и 4 знач.). «Звонче жаворонка пенье, ярче вешние цветы.» А.К.Толстой. «Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели и пеньем были заняты.» Пушкин. Послышалось пение. 2. Искусство петь,… … Толковый словарь Ушакова

    - (вокальное искусство) различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее кантилена; декламационное речитатив; колоратурное). Пение без слов вокализ … Большой Энциклопедический словарь

    ПЕНИЕ, см. петь. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сирен. Книжн. Неодобр. Льстивые речи, которыми кто л. старается обмануть легковерного человека. БМС 1998, 435. Хоровое пение. Жарг. мол. Групповой секс. Аврора, 1990, №11, 123, 126 … Большой словарь русских поговорок

    пение - ПЕНИЕ, вокал ПЕВЧЕСКИЙ, вокальный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Пение - Пение, услышанное во сне, обещает Вам радость и счастливое товарищество. Возможно, что Вы скоро получите обещанное письмо от далекого друга. Вам снится сон: Вы поете, а тем временем все, что Вас окружает, манит ожиданием счастья.… … Сонник Миллера

    См. петь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (вокальное искусство) – искусство передачи средствами голоса художественного содержания музыкального произведения, в том числе без слов – вокализ. Различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное – концертное… … Энциклопедия культурологии

    пение - бесшабашное (Муйжель); благоуханное (Скиталец); нескладное (Муйжель); серебряное (Надсон); сладкозвучное (Минаев); усыпительное (Жуковский) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А.… … Словарь эпитетов

Ну, это самая известная истина. Больше того, голос – это и есть дыхание.

У меня было несколько учеников и учениц, которые, приди они прослушаться куда угодно, услышали бы, что у них нет голоса. Я обычно даю возможность начать заниматься, и если вижу (по результатам 3-х уроков), что человек старается – продолжаю заниматься. Тем более, что результаты появляются довольно быстро.

Конечно, интереснее заниматься, когда к тебе приходит студент с голосом Карузо. Но «сделать» голос из «ничего» - это здорово, испытываешь просто огромное удовлетворение. Должен предупредить – делаю не я, а студент(ка). Я только помогаю понять – как это сделать. И чем скромнее были данные, тем больший труд нужно приложить.

Но предположим, что Вы уже развили свое дыхание, а соответственно, и свой голос . Теперь нужно переходить собственно к пению . Я всех своих студентов(ток) заставляю петь AVE MARIA Каччини. Во-первых, потому что это прекрасный вокализ, который никогда не споешь правильно, если не владеешь дыханием. Во-вторых, потому, это очень красивая музыка. И, в-третьих, потому, что у них появляется возможность постоянно молиться о своем голосе , пока ее поют. Самое сложное (и для опытных певцов тоже) - не отпустить дыхание, когда спускаешься сверху вниз. За этим мы с вами следили, когда пели упражнения № 5, 6 и 7. Теперь мы должны следить постоянно, чтобы на протяжении всей фразы ни в коем случае не отпускать дыхание.

Для этого может помочь следующее. Для начала пойте все на звуке ААА, без слов. Потом присоедините к пению слова, но согласные нужно петь впритык к гласным, в самую последнюю долю секунды. Так, чтобы было ощущение, что вы тянете резину.

Самое время подумать о фразировке. В пении, как и в простом разговоре, фраза имеет слово, на которое она опирается, и это ни в коем случае не должно быть потеряно.

Еще один из самых важных моментов. Всегда более важна предыдущая нота! То есть, если вы поете, например, ход: РЕ-СИ-СОЛЬ. То самое важное опереться на РЕ. Если Вы этого не сделаете, то Вам никогда правильно не спеть СИ. Это все равно, что прыгун в высоту в момент отталкивания от земли махнет ногой по воздуху. А вот когда вы уже спели СИ, Вам нужно спуститься на соль не отпустив дыхания (это просто проконтролировать – если подложечная часть живота провалилась – все - вы сняли с дыхания и СОЛЬ, скорее всего у вас получилась позиционно низкой). Но и это пока еще цветочки. Одно дело спеть 3 ноты, не сняв с дыхания, а другое, когда вы поете длинную фразу с сильными и слабыми долями. Причем ноты прыгают вниз и вверх. И длительности у всех разные. Вот здесь умудриться спеть всю фразу, не «проболтав» (не сняв с дыхания) ни одной ноты – вот этому нужно поучиться. Но нет ничего невозможного. Как только Вы ощутите, насколько удобнее Вам стало петь такой манерой – сами будете следить. И сразу почувствуете – раз стало трудно – значит, где-то «снялось» с дыхания.

Многие педагоги начинают обучать петь с «бирюлек» - простеньких и неинтересных. Я предпочитаю сразу давать сложные и очень красивые произведения, к которым «лежит Ваша душа». Это огромный стимул для творческого роста.

Помню по себе. Мне невероятно понравился дуэт Надира и Лейлы из «Искателей жемчуга» и, как меня ни убеждали (это было в первый год работы в театре после окончания Консерватории), что мне это не спеть, через 4 месяца я уже пел всю оперу. Единственное, что нужно петь эти произведения под контролем хорошего педагога – в противном случае можно неправильно «впеть». А это очень неприятно, т.к. переучивать всегда во много раз сложнее. Скорее всего придется забыть это произведение на несколько лет и потом вернуться к нему уже с позиций «зрелого» певца.

Можно много говорить о дыхании, но, как я написал выше, один из важнейших аспектов этой книги – показ. Я постараюсь снабдить эту писанину понятными записями - возможно, с дополнительными комментариями. Только тогда все вышесказанное приобретет какой-то смысл.

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ

"МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛА"

Тема: "Роль резонанса в достижении вершин вокального мастерства (по книге В. Морозова "Искусство резонансного пения")"

Выполнил : студент III курса

отделения "Эстрадное пение"

Ганич Илья Александрович

Преподаватель : Белоброва

Екатерина Юрьевна

Химки, 2005


О Г Л А В Л Е Н И Е

1. Введение в технику резонансного пения.

2. Понятие резонанса и резонатора.

3. Резонаторы человека.

4. Основные функции резонаторов.

5. Заключение.


1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ

РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

Искусство резонансного пения... Резонансная техника пения... Что это такое?

Это то, что всегда привлекает внимание, заставляет слушать, затаив дыхание, восхищает и волнует слушателя, если у него есть хотя бы частица вокально-эстетического чувства и слуха.

Это то, чем в той или иной степени владеет неплохой певец. Таких тысячи.

Это то, чего нет у плохого певца. Таких миллионы.

И это, наконец, то, чем в совершенстве обладает выдающийся мастер вокального искусства. Таких единицы.

Голосовой аппарат певца состоит, как известно, из трех основных частей: дыхания , гортани и резонаторов , и певческий процесс обеспечивается слаженной работой всех этих компонентов.

Певческому дыханию испокон веков придавалась важная, даже основная роль. Тезис "искусство пения - искусство дыхания" известен со времен староитальянской школы.

Однако, в научном мире относительно вопросов вокальной техники, начиная со второй половины ХХ века, начинает набирать популярность так называемая "горловая" парадигма. То есть основное значение в триаде "дыхание-резонаторы-горло" отдается последнему звену. По-видимому, это было связано с развитием техники, позволившей заглянуть внутрь процесса звукообразования. Так, широкую научную известность приобрели в 50х-60х годах рентгенологические исследования Л.Б. Дмитриева по работе гортани и голосовых связок во время пения. В связи с глобальной "наукизацией", данная точка зрения на вокальное искусство быстро овладела умами начинающих и не только вокалистов, а также вокальных педагогов. Многие начали поговаривать, что стоит ли заботиться о певческом дыхании, когда наука столь настойчиво говорит о первостепенной важности гортани и голосовых связок в пении. Стали раздаваться наставления типа "Дышите, как удобно" и даже "...как угодно". Приверженность этой линии привела ко многим трагическим исходам, включая искалеченные голоса, когда вокальная карьера новоиспеченных певцов заканчивалась, не успев начаться.

Между тем, практика выдающихся мастеров вокального искусства и значительной части опытных педагогов до сих пор хранила и хранит "особое мнение" (да здравствует здоровый консерватизм!) относительно роли в пении дыхания, гортани и резонаторов, отдавая в этой триаде безоговорочное и, что особенно важно, - психологическое - предпочтение дыханию и резонаторам.

Из опыта великих певцов пожалуй стоит упомянуть следующее "...в основе вокальной педагогики лежат поиски звукового эха - то есть резонаторов...". Это высказывание принадлежит выдающемуся итальянскому певцу Джакомо Лаури-Вольпи, пропевшему на сцене "Ла-Скала" 30 лет. Как отозвался о нем один из критиков "его до-диезы долетали до Луны". Другой крупнейший итальянский вокальный педагог Дж. Барра, долгое время проработавший во всемирно известном Центре усовершенствования певцов при театре "Ла Скала", говорил о роли резонаторов так: "...У нас в пении нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса. Поэтому резонаторную настройку - верный механизм голосообразования - нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом...".

При этом, естественно, не отрицается важная роль голосовых связок. Без них также нет певца. Но суть в том, что даже самые мощные и тренированные голосовые связки физически не могут породить звук такой огромной силы, какой достигают большие оперные голоса: до 120 дБ (!) на расстоянии 1 метр. Измерения показывают, что внутри звукового тракта звуковое давление достигает 155 дБ и более!!! Это чудовищная разрушительная сила звука, способная сжечь голосовые связки как спички. Что, увы, нередко и бывает у неопытных певцов, пытающихся достичь большой силы голоса только напряжением голосовых связок (и, как следствие, кровоизлияния в горло, гематомы, отслойка слизистой и т.п.)

Почему же не происходит это у великих? Как, например, у Паваротти, которому пошел уже седьмой десяток! И это притом, что часто им приходилось выступать чуть ли не каждый день с многочасовой программой и многоразовыми выходами "на бис". Разгадка кроется в умелом использовании резонаторов. Ведь простейший резонатор усиливает звук на 30-40 дБ, т.е. в 5-10 тысяч раз по мощности. Кроме этого, певческие резонаторы несут еще и огромную защитную функцию, сохраняя голосовые связки от старения.

Что касается современной музыки, то в ней, помимо чисто музыкальных трудностей, содержится и другая важнейшая для певца трудность: она не столько поется, сколько говорится, эмоционально-напряженно кричится, чуть слышно бормочется, шепчется и т.п.

Здесь важно отметить, что речевой принцип звукоизвлечения (фонации) не имеет защитного механизма для голосовых связок (да это и не нужно ввиду несравненно малой силы звука в нашей бытовой речи по сравнению с профессиональным пением). Проблема современных начинающих певцов как раз и кроется в том, что они пытаются речевой манерой усилить голос и так петь, что сильно травмирует связки.

Решение проблемы видится в одном: надо использовать резонансный певческий принцип в исполнении "речевых" фрагментов, как это и делают высококвалифицированные певцы, защищая свой голос от травмирования.

Резонансный принцип голосообразования решает и другую немаловажную проблему современной вокальной музыки: проблему пения piano вплоть до тихого шепота. При речевой манере этот звук не будет слышен даже в первом ряду, он умрет во рту исполнителя, ибо он "мертворожденный", по меткому выражению Джакомо Лаури-Вольпи. А при резонансном механизме любое pianissimo слышно во всех рядах большого концертного зала. Это опять-таки свойство голоса мастеров, достигаемое механизмом резонанса.

Итак, что же такое резонанс и как он образуется?

2. ПОНЯТИЕ РЕЗОНАНСА

И РЕЗОНАТОРА

Сначала небольшая история. В середине XIX века близ города Анжур во Франции по мосту длиной 102 метра проходил отряд солдат. Внезапно мост стал раскачиваться и рухнул. Погибли 226 человек. Трагедия, как установили специалисты, произошла в результате резонанса, т.е. совпадения частоты солдатского шага с собственной частотой колебаний моста: мост срезонировал на частоту солдатского шага. Иначе говоря, солдаты, идущие в ногу, раскачали мост, подобно тому, как ребенок раскачивает качели. Размах колебаний моста превысил допустимые пределы прочности и мост разрушился. Описаны и другие подобные случаи с разрушениями мостов. С тех пор солдатам запрещено ходить по мостам в ногу.

Но резонанс способен приносить не только разрушения. На самом деле, многое в нашей повседневной жизни стало бы невозможным без него. Представим на миг, что резонанс исчез как физическое явление. Что произойдет? Это будет всемирная катастрофа! Достаточно сказать, что замолкнут все радиоприемники, телевизоры, так как в основе радиоприема и радиопередачи лежит явление резонанса электромагнитных колебаний. Конечно же, заглохнет вся музыка, поскольку все музыкальные инструменты издают звуки с помощью резонанса. А самое главное - люди лишатся речи, следовательно, понимания друг друга, так как образование речи связано с резонансом звуковых волн в речевых органах. Ну и конечно, мы не услышим прекрасного пения, поскольку высокопрофессиональный певческий голос, как я уже говорил во введении, основан на искусстве владения резонансом. Поэтому певцу, который собирается стать покорителем человеческих душ, просто необходимо освоить мастерство резонансного пения .

Слово резонанс происходит от французского resonance - звучать, откликаться.

Научно-физическое определение резонанса звучит следующим образом: резонанс - это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под воздействием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.

Давайте разберём данное определение. Во-первых, резонанс может возникнуть только там, где есть или возможны колебания , то есть волны в упругой среде. В войлоке, например, колебания не распространяются, а, значит, никакого резонанса в нем возникнуть не может. Колебаться (а, следовательно, и резонировать) могут разнообразные физические тела:

1) твердые (резина, металл и т.п.);

2) жидкие (вода, например, волны на поверхности);

3) газообразные (воздух).

У любого упругого тела (будь то твердое, жидкое или газообразное) имеется так называемая собственная, или резонансная , частота колебаний. Это неотъемлемое свойство упругого тела (как, например, цвет глаз у человека). Если ударить по натянутой струне она начнет колебаться именно с этой, только ей присущей, резонансной частотой. От струны завибрирует окружающий воздух, и наше ухо уловит тон, соответствующий этой частоте (например, ми первой октавы). Изменяя длину струны (зажимая на разных порожках грифа гитары) мы тем самым меняем её физические свойства (силу натяжения). От этого изменяется и резонансная частота струны, то есть высота ноты.

Многие задаются вопросом: c чего начинается пение? И это очень правильный вопрос в особенности для тех, кто уже связал или только собирается связать свою жизнь с вокальным искусством. Так с чего же все-таки начинается история вокального искусства?

Конечно же с нашего Голоса. С рождения первого младенца и изданного первого крика на земле начало развиваться умение управлять голосовым аппаратом. Интересно отметить, что крик младенца соответствует 435-440 Гц, то есть тону «Ля» первой октавы. И уже в первые годы жизни голос человека достигает диапазона в 5-7 тонов. Обратимся непосредственно к истории вокала и к пению, как средству выражения эмоций, чувств и настроений в художественном контексте. Конечно же, с течением многих столетий вокальное исполнение в разных концах нашей необъятной планеты претерпевало различные видоизменения, обретая новые краски, формы, структуры, и благодаря этим изменениям современное вокальное искусство имеет невообразимое количество жанров и техник .

Если в наше время певец – это профессия, означающая мастерское владение голосовым аппаратом и годы тренировок, то во времена древние — трубадуры, менестрели, да и совсем просты люди, к примеру мать, убаюкивающая ребенка и нежно напевающая колыбельную, не имея специальной подготовки, с помощью звуков голоса стремились просто передать свои чувства и произвести приятное впечатление на того, кому эти чувства предназначались.

В древние времена пение носило народный и религиозный характер и не нуждалось в дидактической подготовке. Пели «естественно», спонтанно простые мелодии или хоровые молитвы в храмах под аккомпанемент инструментов.

Рассказывают, что Конфуций, случайно услышав песнопение, приписываемое Ли-Бо, древность которого исчисляется четырнадцатью столетиями, был до такой степени поражен, что, отказывался в течение семи дней от пищи, питья и сна. После этого он и сформулировал свое знаменитое учение, которое он распространял, напевая его предписания на мотив мелодии Ли-Бо. Своим голосом и своей пятиструнной гитарой из слоновой кости он обратил огромный Китай в свою веру. И он совершил это, не обучаясь пению ни в какой школе.

Первые документальные упоминания о существовании вокального искусства как отдельного жанра в музыке появились только лишь в тот момент, когда песня вошла в церковь. Священники заимствовали многое из народного репертуара. Благодаря сильному влиянию церкви в то время, песня постоянно эволюционировала, образуя собой некий симбиоз религиозных и светских элементов.

Первыми профессиональными певцами были менестрели, которые с XIV века выступали в роли так называемых профессиональных музыкантов, которые зарабатывали себе на жизнь игрой на музыкальных инструментах и пением.

C началом XVI века приходит опера. В то время главными исполнителями были певцы-кастраты, или сопранисты. Композиторы часто писали одну мелодию, а они уже сами украшали её трелями и пассажами. Эта музыка должна была услаждать слух зрителей, уносить их в “заоблачный мир” и развлекать.

В 30-40е годы XIX столетия одного прекрасного пения оказалось мало, и представители чистого бельканто уступили место тенорам, а позже баритонам. Позднее и по сей день вокальное искусство претерпевает многие изменения: появляются новые жанры, новые манеры и стили пения, такие как джазовое пение, эстрадное пение, народное или этническое пение; современные музыкальные стили, зародившиеся в афроамериканской культуре: соул, хип-хоп, рэп, ритм-н-блюз; разнообразные приёмы звукоизвлечения, такие как гроулинг, скриминг, грим, скрим, харш.

Музыка повсюду и во все времена одаривала и будет одаривать нас всё новыми и новыми жанрами и стилями, но главное, чтобы современным людям всегда было, что сказать, используя этот невообразимо богатый и удивительный инструмент — человеческий голос.