Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Лучший голос иеромонах фотий вконтакте. А потом где вы учились музыке? А какая музыка вам больше всего импонирует

Лучший голос иеромонах фотий вконтакте. А потом где вы учились музыке? А какая музыка вам больше всего импонирует

Иеромонах Фотий – единственный священнослужитель России, которому удалось прославиться благодаря телевизионному проекту. Несмотря на всю преданность своему монастырю в его душе с самого детства занимала огромное место музыка и любовь к пению.

Хорист Свято-Пафнутьева монастыря иеромонах Фотий (Мочалов)

Именно поэтому, заручившись поддержкой своих собратьев, он рискнул попробовать свои силы на вокальном телепроекте «Голос». Искренность и душевность певца настолько запала в душу судьям и телезрителям, что по итогу финального голосования ему удалось набрать рекордное количество голосов и стать победителем четвертого сезона.

Детство иеромонаха Фотия

Виталий Мочалов (в будущем Иеромонах Фотий) появился на свет 11 ноября 1985 года в городе под названием Горький, который со временем переименовали в Нижний Новгород. С раннего возраста мальчик увлекался музыкой и глубоко в душе знал, что его жизнь будет связана с творчеством.

В 7 лет молодой человек мог похвастаться неплохой игрой на фортепиано и хорошим голосом. Базовые навыки он получил в местной музыкальной школе, которая длительное время не хотела обучать талантливого юношу, мотивируя это тем что у него неподходящие пальцы. Справившись со всеми трудностями, ему все же удалось окончить школу по классу фортепиано.

Виталий Мочалов (Фотий) в детстве

Чтобы улучшить свои навыки парень записался в школьный хор, а также при каждом удобном случае подпевал своей маме. Она, кстати, в свое время закончила ту же самую музыкальную школу. Занимаясь любимым делом Виталий даже и не подозревал, что уже совсем скоро его голос начнет «ломаться».

Как только это произошло он решил посещать церковную школу и продолжать петь в хоре. Дни пролетали, мальчик взрослел и все дальше отдалялся от своих одноклассников. Закончив 9 классов, Виталий подал документы в музыкальное училище, где надеялся получить новые знания.

Иеромонах Фотий в юности

Проучившись всего 1 год, родители решили переехать в немецкий город Кайзерслаутерн. Чтобы не растерять то, чему он выучился, парень продолжал заниматься музыкой и пением, но на этот раз вместо фортепиано он выбрал орган.

В это время Фотий начал активно выступать на концертах, а также часто принимал участие в церковных службах, зарабатывая таким образом свои первые деньги. Годы шли, но юноша так и не смог привыкнуть к чужой стране, поэтому в 2005 году он решил вернуться на родину.

Иеромонах Фотий и церковь

В 2005 году, когда юноше исполнилось 20 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в Свято-Пафнутьевский монастырь в Калужской области. Именно в этот период своей жизни обыкновенный парень, которого родители назвали Виталием превратился в иеромонаха Фотия. Решение он принял самостоятельно, поэтому родные даже и не пытались переубедить своего сына.

Отец Фотий

Оказавшись в церкви, парень продолжил заниматься музыкой и даже более, прикладывал очень много усилий чтобы усовершенствовать свой голос. В этом ему помог заслуженный педагог Виктор Твардовский, который отзывался о парне очень лестно. Он считал его добрым, светлым и умным молодым человеком, обладающим твердым характером.

Кроме музыки Фотий также увлекается фотографиями и изучением различных иностранных языков. За сравнительно небольшое время ему удалось в совершенстве овладеть английский и немецким языком. Вдобавок к этому он способен исполнить практически любую песню на японском, итальянском и грузинском.

Иеромонах Фотий исполняет роль в постановке «Наше Отечество - Святая Русь»

Завершив обучение у Твардовского, Фотий длительное время занимался вокалом, используя специальные упражнения, которые разработал уважаемый учитель. И только в 2010 году парень принял иноческий постриг, а спустя 3 года официально стал иеромонахом.

Иеромонах Фотий и шоу «Голос»

Иеромонах Фотий должен был участвовать в проекте «Голос» еще в 2013 году, его даже пригласили на кастинг, но на тот момент он был не готов идти за благословением. На самом деле, он не сразу отважился отправить заявку, так как считал, что богослужителю не место на таком шоу.

Спустя некоторое время парень все переосмыслил и понял, что «Голос», в первую очередь, конкурс талантов, а уж потом телешоу. Собравшись с мыслями, он отправился на серьезный разговор с духовниками и митрополитами, чтобы убедить их отпустить его на конкурс. В целом, ему понадобилось 2 года, ведь вновь подать заявку он осмелился лишь в 2015 году.

Попав на шоу Фотий всячески пытался не запятнать честь монастыря и достоинство всей церкви. Возможно справиться со всеми трудностями ему помогла вера, а быть может многочисленные молитвы настоятелей и духовных отцов. На самом деле придя на шоу парень хотел не славы и всеобщего признания, а наоборот подтолкнуть и призвать всех людей к самосовершенствованию через музыку.

Оказавшись впервые на большой сцене, иеромонах не растерялся и шикарно исполнил арию из Евгения Онегина. К сожалению, его творчество впечатлило лишь Григория Лепса, ведь именно он повернулся к участнику.

Иеромонах Фотий (Мочалов) из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря считает свое участие в популярном российском телепроекте "Голос" на Первом канале дерзким поступком, но говорит, что согласовал его и получил благословение митрополита. В преддверии финала конкурса он рассказал в интервью для проекта "Религия и мировоззрение" РИА Новости о целях беспрецедентного и неоднозначного участия монаха в светском шоу, о том, где и как он учился пению, что привело его в церковь, как устроена современная монашеская жизнь, интересен ли старцу Власию Григорий Лепс и что будет после "Голоса". Беседовали Алексей Михеев и Ольга Липич.

Отец Фотий, вопрос, который вам уже задавали, наверное, много раз, но, возможно, вы как-то переосмысливаете ответ на него: какова цель, с которой вы пришли в телешоу "Голос"? Это некая миссия или простое человеческое желание реализовать заложенные в себе таланты, победить?

— Конечно, я пришел на "Голос" прежде всего как простой человек, чтобы действительно реализоваться как-то, показать дар, который мне Господь дал. Это желание было не совсем мое — большую роль сыграли друзья. И я хотел попасть еще на второй сезон проекта, но тогда не удалось получить благословение.

- Не успели просто или не дали?

— Вначале я просто побоялся обратиться к более высоким церковным властям. А в этот раз имею благословение митрополита (Калужского и Боровского Климента, который является правящим архиереем Калужской митрополии, на территории которой расположен Боровский монастырь — ред.). Уже и патриарх знает об этом.

- Патриарх уже после того, как вы начали участвовать в проекте, об этом узнал?

— Да, он по факту узнал и неофициально высказал свое отношение после переговоров с владыкой о том, что можно это сделать и что он благословит меня на этот конкурс.

- Долго ли вы сами решались на участие в проекте, были какие-то сомнения?

— Когда еще на второй сезон "Голоса" подавал заявку, думал, может быть, это не совсем правильно. И когда у меня не получилось это организовать, я посчитал, что это знак Божий, что все это не нужно, что, может, действительно, дело это не монашеское. Хотя и так и так оно не монашеское… Тогда я сказал себе, что я не буду этого делать, чтобы никого не вводить в соблазн и не повредить своей душе.

- А что потом заставило все-таки поменять решение?

— Меня спрашивали друзья: почему ты все же не попробовал? Говорили: напиши заявку еще раз! Я думал, что уже, наверное, не будет больше "Голоса" или прием заявок закончился, но зашел на сайт Первого канала и оказалось, что прием анкет в самом разгаре. И решил: была — не была, напишем. Мне позвонили с телеканала и спросили, в силе ли мое желание участвовать? Я ответил: да, только нужно получить благословение владыки. И они предложили сами написать ему письмо, от канала. Владыка благословил, сказал, что не против.

- Ваш духовный наставник — савтарец схиархимандрит Власий - тоже вас благословил и поддержал?

— Поддержал. Я у него спрашивал об этом.

- Это, наверное, первый человек, у которого вы спросили?

— Да, это кратчайший путь разрешения всех вопросов, потому что он - духовник и все-таки важнее, чем административное начальство.

- А сейчас он вам как-то помогает в ходе проекта?

— Я, конечно, ему рассказываю. И он даже посматривает за моими выступлениями - келейник показывает. Он меня спрашивает: "Да, ну как Лепс? Что ты там, прошел или не прошел?"

- Даже на сайте монастыря объявляется, когда будет ваше выступление. Вы чувствуете поддержку братии в целом?

— Конечно. И даже те, кто неоднозначно относится к этому проекту, стараются не показывать этого, чтобы меня не расстраивать. Они просто молчат об этом, но, в принципе, ко мне дружелюбны.

Думаю, те, кто поддерживает, воспринимают ваше участие в "Голосе" как миссию. Какую пользу с точки зрения церковной это приносит, на ваш взгляд?

— Люди испытывают большую радость, когда видят меня на экране — для них это как глоток свежего воздуха. Все привыкли видеть на экране только накрашенные, расфуфыренные лица. Шоу есть шоу. И даже если кто-то поет оперную арию, это не приносит такого эффекта, как появление батюшки. Самое приятное, что люди, увидев меня, задумываются о чем-то духовном.

- То есть привлекаете к размышлению о духовном?

— Да, напоминание какое-то о совести, о храме. Я получаю комментарии, что люди, увидев меня, хотят пойти в храм после того, как 10 лет в нем не были.

- В монастырь стало приезжать больше паломников — послушать ваше пение на клиросе?

— Не знаю, насколько больше. У нас в основном едут к отцу Власию. Но паломники меня встречают, узнают, хотят сфотографироваться. И наши постоянные прихожане, трудники, даже те, которые с первого раза не поняли моего шага, спустя месяц, послушав другие мои выступления, изменили свое отношение.

А не было мысли участвовать в этом конкурсе инкогнито, под мирскими именем, без подрясника, а потом в финале или на каком-то этапе сообщить о том, что вы монах? Для большего эффекта?

— Вряд ли это бы принесло дополнительный эффект. И я не имею права выступать в мирской одежде: я уже монах и везде на публике должен быть в монашеском одеянии, в подряснике.

То, что вы попали в проект и успешно участвуете в нем, для вас это знак, что Господь благоволит этому начинанию? Или вы воспринимаете происходящее как плоды смелого поступка, который может иметь разные последствия?

— Естественно, это был дерзкий поступок. Но я его согласовывал, то есть это было не по самочинию. Как монах я обязательно должен спрашивать благословения на все, что я делаю, тем более на то, чтобы выезжать из монастыря куда-то. До сих пор на каждое выступление, на каждую репетицию я пишу бумагу, чтобы меня настоятель отпустил. Я человек несвободный, не могу делать все, что я хочу. И, конечно же, я увидел во всем этом промысел Божий. Раз все так складывается, что митрополит Климент благословил и на кастинге ко мне было такое доброжелательное отношение со стороны продюсеров.

- Продюсеры учитывают вашу непохожесть на других конкурсантов, монашество?

— Да, и руководство канала, и музыкальные редакторы. И когда я пришел на слепое прослушивание, то увидел доброе отношение к себе наставников, Григория Лепса. Для него, конечно, это был шок. Некоторые писали в комментариях, что Лепс к нему повернулся, это была его ошибка, он его сольет в ближайшие баттлы. Сейчас мы понимаем, что это не ошибка Лепса. Он повернулся на голос: этот голос ему понравился — и он решил его развивать. Впоследствии я увидел, что он очень мной заинтересовался, не хочет отпускать из проекта.

- Но изначально вы хотели себе в наставники более академического Градского?

— Да, я рассчитывал на это. К Лепсу у меня было отношение поверхностное, я его рассматривал как певца рок-эстрады, которую я не люблю и не слушаю.

- Он стал вашим наставником, это что-то поменяло в вас?

— Я даже благодарю Бога за то, что он стал моим наставником. Потому что у Градского непонятно, смог бы я пройти дальше.

А вас не смущает в этом шоу соревновательный аспект, ринг, арена? У христианства ведь, в силу истории, особое отношение к такого рода вещам…

— Конечно, правила в конкурсе жесткие, 50 процентов участников уходят. И иногда кажется, что несправедливо убирать людей, когда только с ними познакомились. Но в течение конкурса не чувствуешь соперничества. От тебя мало что зависит — решает же наставник, не ты.

- А что потом? Если вы победите, это изменит вашу жизнь монашескую?

— Если так получится, что меня выведут в победители, это не означает, что я победитель как вокалист. Первый канал с помощью этого конкурса показывает, что хорошего есть в нашем обществе, какие есть певцы, которые могут быть примером для других. Допустим, раньше в "Голосе" выиграли Сергей Волчков, Александра Воробьева, Дина Гарипова — это не были такие звезды, которые создают шоу: побеждает не это, не нужно быть эпатажным, суперкрутым артистом сразу же. Побеждает именно зрительский интерес, наверное, спрос на что-то душевное, что берет сердца.

— Вернусь, конечно. Я и так живу в монастыре, делаю просто периодически такие вылазки.

- Как часто, кстати?

— Вначале — каждый месяц, потом вот неделя всего между выступлениями. Думаю, меня не будут раскручивать как поп-звезду. Меня нет смысла раскручивать — я уже ушел из мира. Будут приглашать иногда туда-то или туда-то, но так, чтобы не казалось, что я триумфально шагаю по телевидению, везде-везде. Чтобы это было максимально культурно и целесообразно.

А есть ли сейчас и предвидите ли в будущем ограничения в репертуаре, жанрах, лексике, в передачах, местах, где вам позволено выступать? Ограничения, продиктованные вашим внутренним цензором или тем человеком, который вас благословляет?

— Об этом мне никто никогда не говорил. Это действительно уже внутренний цензор — все зависит от моего вкуса, моего понимания приличия. Я не пою рок-музыку. Могу какие-то эстрадные композиции петь, но больше лирические.

- Почему рок не поете?

— Как жанр он мне не нравится. Не потому, что я священник. Просто я его не слушаю и, не имея симпатий к нему, не смогу его правильно исполнить.

- А какая музыка вам больше всего импонирует?

— Я меломан. Я люблю всякую музыку.

- А какие любимые жанры?

— Кроссовер — соединение классики с эстрадой. В таком стиле поют Джош Гробан, Андреа Бочелли.

- А из отечественного — эстрада или классика?

— Могу и Пугачеву спеть, если мне нравится песня, типа баллады, с мудрым философским содержанием, не попса.

- Сколько языков в вашем певческом активе?

— Много. Знаю я только немецкий и английский, немножко греческий. А пою на многих - итальянский, английский, испанский, немецкий, латинский, греческий, сербский…

- Кто вам помогает в этом музыкальном развитии? Есть педагог, с которым вы постоянно занимаетесь?

— Во время этого проекта я спрашиваю иногда своего педагога, с которым занимаюсь вокалом уже 10 лет. Как только пришел в монастырь, попал к хорошему педагогу. Здесь узнали, что я пою, что я музыкант, и сразу отправили меня к педагогу. Он из Москвы, и периодически всех певчих с клироса отправляли к нему на занятия. Во мне они увидели особый талант, и я провел в Москве даже больше времени, чем полагалось: всем обычно 10 уроков дают, а мне дали 20. Когда я приехал после этих уроков, произошли заметные изменения в моем голосе, звук стал ярче, звонче, как бы вторая ломка моего голоса произошла.

- А вы могли бы назвать этого педагога?

— Виктор Витальевич Твардовский, один из потомков нашего известного поэта. Он из Владимира, заканчивал Московскую консерваторию. У него очень интересная методика, он учит классическому итальянскому бельканто. Добавляются новые обертона, высокие частоты, певческий аппарат приобретает совершенно новое качество.

— А мы и занимаемся. Он сейчас приезжает к нам в монастырь и дает уроки, которые оплачивает монастырь.

Если вернуться к репертуару, то почему, идя на шоу с миссионерской задачей, вы не поете на нем духовных песен?

— Это не нужно. Если уж я пришел в такой светский конкурс, надо петь светские песни.

- В чужой монастырь не со своим уставом?

— Это тоже, да. Я священник, от меня ожидают духовного - и это будет для проекта неинтересно. Иное дело, когда кто-то мирской будет петь духовную песню, думаю, это будет более адекватно восприниматься.

- А есть какие-то табу для вас — в лексике, манере исполнения? "Рюмку водки на столе" споете?

— Нет, мне это не будут давать. Мне дают такие песни, которые соответствуют моему голосу и которые другие не споют.

- Как вы считаете, вас стараются не смущать?

— Продюсеры, в частности Юрий Аксюта, максимально стараются сделать так, чтобы ни в коем случае не затронуть мою репутацию.

- Они чуткие такие?

— Конечно.

- Не похоже на стереотипное мнение о шоу-бизнесе…

— А это не шоу-бизнес. В шоу-бизнес проникают не через конкурсы, а совершенно другими путями.

- Что это тогда для вас — просветительский проект?

— Нет. Это просто честный народный конкурс, где зритель сам выбирает, кого он хочет слушать. Не ему навязывают, а он выбирает.

— Естественно.

- Почему вы выбрали именно этот конкурс? Участвовали в каких-то других?

— Участвовал, да, но не в телевизионных. В Обнинске участвовал. Участвовал в конкурсах и не певческих — это к вопросу о соревнованиях.

- Не певческих, а с чем связанных?

— Связанных с сочинением музыки. В конкурсе композиторов. Еще был конкурс любительских видеофильмов в Калуге.

- Вы еще и кино снимаете?

— Делаю, да, такие небольшие фильмики.

- Вы очень разносторонний человек. Стихи не пишете, слова песен на свою музыку?

— На свои стихи у меня нет песен. Потому что я боюсь сочинять стихи. Умею это делать - знаю законы жанра, правила стихосложения. Но понимаю, что это огромная ответственность и лучше за это не браться, если не посвятил этому жизнь. На шару сочинить нельзя, нужно иметь призвание. Если все время у тебя в голове рифмы, если ты поэтически думаешь, тогда да. Я очень критически отношусь к любительской поэзии.

- К музыке вы менее критичны, чем к поэзии?

— Да нет, и к музыке… Просто я сочиняю музыку больше.

- В каком стиле? И как вы записываете свою музыку?

— Симфоническая, инструментальная музыка, в стиле киномузыки, саундтрека. Пишу, естественно, на компьютере, нотами, используя банки виртуальных инструментов.

- Будете продолжать участвовать в конкурсах со своими музыкальными произведениями?

— Нет. Я сейчас оставил сочинение музыки, потому что не вижу в этом перспективы. Как пришел в монастырь, я перестал писать музыку.

- То есть 10 лет назад перестали писать для конкурсов? А для себя?

— Да. Для себя музицирую, конечно, дома, в келье. У меня есть инструмент - клавиши цифровые, как пианино. Иногда пишу музыку к песням для воскресной школы.

Есть одна песня духовного плана, ее можно в сети найти - "Сколь краток век наш". Музыку сам написал, сам аккомпанировал, а стихи взял у одного автора, активно пишущего в сети, Виктора Шпайзера.

- Диски со своей музыкой или с исполнением произведений других авторов вы записывали, выпускали?

— Я записываю все в келейных условиях. Есть уже два диска кавер-песен. Полтысячи уже точно, наверное, раздал. Но все это я не имею права продавать, поскольку все эти песни не мои и минусовые фонограммы тоже беру в интернете.

Прецедент, который вы сейчас создаете, может послужить толчком к развитию творчества среди черного духовенства? И насколько подобная самореализация допустима для монахов в других видах деятельности, например, взять "Ледниковый период" — вдруг кому-то захочется показать владение коньками, лыжные или еще какие гонки выиграть?

— Я об этом не задумывался. В принципе, у нас и так духовенство талантливое, кто только чем не занимается в свободное время, и на лыжах катаются — все возможно. Священник — тот же самый человек, и человек, Богом помазанный. Думаю, если Господь человека поцеловал, то наградил его и другими дарами.

- Но может ли человек, отказавшийся от мира, их развивать?

— Все зависит от его желания. Ему никто не будет препятствовать.

- Образно выражаясь, церковь — не тюрьма?

— Конечно. Церковь — она для человека, а не человек для церкви. Наоборот, она даже поощряет, если человек, пришедший в церковь, изнутри показывает, что здесь адекватные люди, не мракобесы, не маргиналы. Ведь есть стереотип, что духовные люди —неважно, монахи они или белые священники - недалекие, глупенькие, поэтому поверили в Бога, типа секты. Очень важно показывать, что люди уходят и с талантами в монастырь: они настолько любят Бога, что решили пожертвовать даже своей карьерой.

- А почему вы лично выбрали монашеский путь?

— Из желания жить с Богом, жить в ограде церкви, не размешивать церковь с мирской жизнью, чтобы была такая простая чистая жизнь в церкви, служение, пение. Я думал, что если пойду в монастырь, смогу петь на клиросе, предполагал, что одним из послушаний у меня может быть хор — в детстве я пел в церковном хоре. Других причин нет.

- И все-таки вы ушли в монастырь очень молодым человеком… Сколько лет вам было тогда?

— Постригся в 24 года. Но стригут же не сразу — приехал в монастырь в 20 лет. У меня была такая переоценка жизненных ценностей. Ничего не случилось — просто решил оставить все ради Бога. Как вот есть изречение в Евангелии, что человек, нашедший поле, на котором зарыт клад, все оставляет и покупает это поле. Вот это поле можно сравнить с монастырем. Я все оставляю ради Божией благодати, этого клада невидимого, который есть в монастыре.

Не бывает сожалений об уходе из мира, особенно во время соприкосновения с телепроектом с его аплодисментами, зрительскими симпатиями, славой?

— Такого ощущения у меня нет. Я уже как-то абстрагировался от мира, чувствую свою непринадлежность к нему.

- Этот проект для вас — не искушение, а миссия, которую вы решили исполнить?

— Это дело временное, я всегда это осознаю.

- И будущее свое видите исключительно в монастырских стенах?

- А у вас есть желание управлять, стать в будущем епископом, патриархом?

— Я вообще от этого бегу, не то что бегу, мне никто не предлагал. Я боюсь и никогда не буду стремиться к руководящим должностям.

- Стремиться - это плохо?

— Нет, вообще стремиться это хорошо, вот апостол Павел говорит, что желание быть епископом - это благое желание, с точки зрения…

- Служения?

— Да, управлять церковью - это же огромная ответственность. У меня нет административных способностей. И мне бы меньше всего хотелось заниматься такими делами.

Какие проблемы вы видите сегодня в церкви, в монашестве и каковы пути их решения? Сохраняются ли традиции, старчество, зачем молодежь в большинстве своем постригается в монахи? Каким вообще вы видите монаха через 50 лет, через 100 лет?

— У нас идет активное восстановление храмов, постройка новых…

- Но только ли здания требуются сегодня?

— Да, внутренняя жизнь на самом деле требует большого лечения. В монастыри уходят, прибегают люди из этого сложного мира. Священство и монашество — это все равно отражение мира. Мы не имеем права требовать от священников святости. Монах — это человек, ушедший из этого же мира, с теми же самыми страстями, он с ними как-то борется. Сейчас очень много проникновения мира в монастырь. Как пророчествовали святые, "будет в монастыре как в миру, а в миру как в аду". Конечно, есть обмирщение, но это не апостасия (не отступничество), это неизбежный процесс - так сложилось. И это не значит, что все так плохо. Просто, если сравнивать с древними монастырями, о жизни которых мы читаем в книгах, то конечно, мы видим несоответствие.

- Да, многих смущает, например, приход технических новшеств в монастыри - айпадов и так далее…

— Опять же, почему люди удивляются? Потому что они начитанны, у них есть какой-то идеал, с которым они все время сравнивают. Это неправильно.

- А как правильно?

— Правильно — жить с Богом и мыслить гибко. Понимать, что заповеди можно исполнять и в современном мире. И неважно, есть у тебя компьютер, айпад, смартфон или нет. Если они у тебя есть, это не значит, что ты погиб. Это детали, реалии нашего мира. И в этом миру можно спасаться. Самое же главное — любовь, она может быть в любых условиях.

- А вообще, у вас какая основная цель в жизни — спасение?

— Это общая цель. Что значит "спастись"? Сам себе не скажешь, что вот если ты что-то делаешь, значит, спасешься. И сам процесс исполнения заповедей не для того существует, чтобы мы думали, что, исполняя это, спасаемся…

- Что очки набираем?

— Ну да, что бонус какой-то. Это не бонус, это духовный закон. Просто если ты его не исполняешь, ты сам отдаляешься от Бога, сам себя вовлекаешь в погибель. А если хочешь спастись, просто бежишь от огня. Мотылек, который летит на огонь, он глупый, он обжигает свои крылышки. Если мы знаем, что что-то опасно, мы от этого бежим. В заповедях Господь нас просто предупреждает: не делай вот так. Не потому что он такой строгий, а потому что есть духовные законы, и если ты их нарушаешь, то гибнешь духовно.

Но это если мы берем те десять заповедей, которые содержат запрет. А как с заповеданной Христом в Евангелии любовью к Богу и ближнему - она является основой?

— Да, Иисус Христос именно для этого и пришел на землю, чтобы донести это (любовь) до человека. Потому что ветхий человек так и не понял, зачем и для чего предыдущие заповеди. Он думал, что это просто такой юридический закон: исполняя это, ты будешь просто праведником, молодец такой. На самом же деле: почему не укради? Не потому что такой закон, а потому что это есть акт любви. Если ты украл, это преступление против любви и против человека.

- Что раньше пришло в вашу жизнь - вера или музыка? Какие ключевые моменты своей биографии вы бы выделили?

— Музыкой я начал заниматься с детства, когда меня привели в музыкальную школу, в 7 лет. До этого я просто дома подпевал маме, когда она пела, она у меня музыкальная, закончила ту же музыкальную школу. Крестился я вместе с мамой, в 7 лет, почему-то у меня возникло такое непреодолимое желание.

- Не мама вас повела за руку, а вы сами решили?

— Да, взял маму и сказал: пойдем креститься. И она вместе со мной и вместе с братом крестилась. А вот уже в 12 лет - получилось, что я через музыку попал в церковь - мой учитель по вокалу из музыкальной школы (я учился на двух специальностях, по фортепиано и вокалу) захотел взять меня в церковный хор в детский православный лагерь. И в 12 лет я туда поехал. А уже после лагеря я поступил в воскресную школу, отучился там года три, полюбил храм и все, что с ним связано, почувствовал благодать, которую Господь мне дал тогда, авансом. Когда я повзрослел, уже меньше ходил в храм, но все равно мама напоминала мне причащаться, молитву почитать, всегда мне говорила: читай Иисусову молитву.

Когда я приехал из православного лагеря, очень удивил маму произошедшими во мне глобальными изменениями. Я не был каким-то хулиганом, но все равно мама увидела, что что-то поменялось. И она тоже стала интересоваться духовной литературой и стала очень глубоко верующей.

- А потом где вы учились музыке?

— В музыкальном училище в Нижнем Новгороде, где и жил. Один курс проучился, не закончил, потому что мы семьей эмигрировали в Германию, в Кайзерслаутерн. Там я начал заниматься на органе, чтобы продолжать учиться музыке. Там в каждой церкви орган есть, и я подрабатывал — играл на органе, иногда даже концерты.

Параллельно мы ходили в церковь. Один православный приход Московского патриархата находился в Саарбрюкене, на цокольном этаже католического собора. Католики разрешили сделать там православный храм. Это очень благородный жест, мы бы у себя такого никогда не позволили.

- Почему?

— Мы враждебно просто относимся к католикам, известно почему — не только потому, что есть догматические какие-то расхождения, но и крестовые походы были…

И обвинения в прозелитизме (переманивании паствы — ред.), особенно после падения железного занавеса в 1990-е годы…

— Я за мир с любой конфессией. Я не призываю к объединению католиков и православных, не имею никаких экуменических идей — просто мне хочется, чтобы люди относились к любой конфессии христианской как к братьям по вере. Это те же самые христиане, и иногда мы даже можем у них чему-нибудь поучиться, иногда католик намного благочестивее, чем православный.

- А к другим религиям вы как относитесь: к иудаизму, исламу, буддизму?

— Если я общаюсь с представителями этих религий, то, естественно, стараюсь не конфликтовать, не заводить споры, не рассуждать о различиях. Я уважаю веру другого человека. Нужно понимать, что мы не какие-то там избранные люди, мы не должны этим кичиться, гордиться. Мы должны благодарить Бога, что он сподобил нас родиться в стране, где есть православная вера, и снисходительно относиться к другим.

Вернемся к музыке. Если сравнивать пение и игру на органе или на других инструментах, для вас они равнозначны? Искусство вообще градируется как-то по важности, чистоте в общецерковном и в вашем личном понимании?

— Нет, просто есть искусство ради искусства, когда человек творит что-то, пишет картины, книги и тем самым уподобляется Богу, использует по назначению свой талант, полученный от Бога. Было бы грехом зарыть его, не реализовать. А другое дело, когда человек использует свой дар для развлечения. Играя на музыкальном инструменте, ты можешь создавать и искусство, и предмет развлечения.
Господь принимал прославление в музыкальных инструментах. В Ветхом завете мы встречаем упоминания об игре на гуслях, тимпаны, литавры, бубны — всевозможные там были инструменты, на которых восхвалялся Бог. Просто изначально природа инструментов — есть такая теория — усладить слух. Орган в католическом храмеяркий пример того, что мы сами себе больше помогаем возгревать какие-то душевные движения, чтобы сердце умилилось, пришло в покаянное состояние. Для этого орган и существует. Человек думает, что у него слезы, потому что он проникся, осознал все свои грехи, - нет, это ему орган помог.

- Но, в принципе, в этом же нет чего-то греховного?

— Греховного, конечно, нет ничего. Я имел в виду очень тонкие духовные процессы. Духовная жизнь очень интересна, и если человек хочет ее сделать максимально беспримесной, максимально искренней, все-таки орган - это не искренность. Это "прелесть" по-русски называется, на духовном языке, когда человек льстит самому себе, что он такой верующий, такой благочестивый. Настоящая духовная жизнь основана не на этом, она абсолютна трезвенная, без всяких услад и всяких вспомогательных костылей.

- А пение не является усладой или костылем?

— Здесь все остается за голосом, непосредственно принадлежащим тебе, то есть ты из сердца, из своего существа поешь, непосредственно восхваляешь Бога своим голосом, как своей речью, так и своим пением. Пение — это своя какая-то ипостась, ее нельзя сравнивать с инструментом.

Как вы думаете, для чего Господь позволил такому разнообразию существовать в этом мире: разные люди, религии, искусства, таланты, страсти, столько сложностей?

— Чтобы не скучно было. На самом деле во всем есть причина, какая-то отправная точка. Люди сами во всем виноваты.

- Мир — он вообще совершенен или нет?

— А в чем он несовершенен?

- В том, что существуют войны, насилие, агрессия…

— Все это происходит из-за вражды, а вражда — плод греха.

А как же природные катаклизмы или то, что живые существа, в том числе и человек, вынуждены убивать других, чтобы выжить? Это все следствия грехопадения?

— Конечно, наш мир несет печать этого разрушения, которое человек сам произвел. С того момента, как человек был изгнан из рая, он был призван своим трудом кормиться.

- Если мы за скобки выносим человека с его грехами, в чем виноваты другие живые твари?

— Так они же вместе были…

- И человек всех потащил в этот круговорот?

— Произошло такое вот огрубение. Человек стал больше похож на животное, а животные стали такими агрессивными. Почему комары кусаются? Не потому что Господь так придумал. Ну зачем в раю такое существо? После грехопадения изменилась природа. А вообще, они питаются нектаром…

- В чем суть первородного греха?

— Непослушание. Господь дал человеку разум и свободу выбирать между добром и злом. И зло заключалось в том, что человек не захотел слушаться Бога, своего Творца, а захотел сделать по-своему и поэтому попробовал запретный плод.

Еще важно то, что Адам и Ева услышали от змия, какой мотив был совершения этого непослушания: что станете как боги.

А какой вывод из этого можно сделать для современной повседневной жизни? Человеком не должно двигать стремление возгордиться, возвыситься над остальными, а мотивацией любого поступка должно быть послушание и служение Богу?

— Не нужно зацикливаться только на религии как связи с Богом или постоянно думать о том, как бы угодить и каждое свое действие рассматривать с точки зрения пользы в духовном смысле. Нужно просто в определенные моменты своей повседневной жизни понимать, что есть грех. Часто мы соглашаемся с грехом и говорим, ну и ладно, плюем на совесть, а это все больше и больше приводит к окаменению — и совести потом уже почти не слышно. Нужно прислушиваться к своей совести.

Имя участника: Виталий Мочалов

Возраст (день рождения): 1.01.1987

Работа: священник, насельник (обитатель) Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, иеромонах

Семья: не женат, детей нет

Наставник: Григорий Лепс

Нашли неточность? Исправим анкету

С этой статьей читают:

Виталий Мочалов занимается музыкой со школьных лет. Он посещал школу по вокалу и игре на фортепиано, пел в хоре от школы, был солистом.

С ранних лет мечтал, что станет композитором, будет писать музыку и песни. В тот момент, когда в подростковом возрасте голос «поломался», стал посещать церковную школу, там сразу же вошел в число церковного хора.

Завершив 9 классов средней школы, пошел учиться в музыкальное училище на отделение музыкальной теории . Но учился там лишь год, потому как, вместе с семьей пришлось переехать на постоянное место жительства в город Кайзерслаутерн (Германия). Но даже в чужой стране он продолжил заниматься музыкой, постигая игру на органе.

Спустя три года вернулся в Россию, где поступил на службу в монастырь. Принял постриг и стал иеромонахом Фотием. Только все равно остался неравнодушным к музыке.

Фотий занимался у Виктора Твардовского, он прошел его авторский курс и смог настроить голос.

Что касается личной жизни, то каждый день Фотий служит в церкви . Его соратники уверяют, что у него очень сложный характер.

Будучи в монастыре ему нужно было принять решение о службе в армии. Фотий решил пойти на службу, только этого не произошло, так как у него есть проблемы со зрением.

Отлично владеет английским и немецким языком. Исполняет песни на итальянском, сербском, грузинском, японском.

Отметил, что пришел на шоу, чтобы пройти для себя особое испытание, правда, наставники не совсем понимали, как быть с иеромонахом в случае его победы.

Григорий Лепс оказался прав, когда повернулся к Фотию, он выбрал его в свою команду и привел его к победе. Фотий признался, что хотел изначально к Градскому, так как тот ближе к академическому исполнению.

Иеромонах Фотий не пел на проекте джаз, рок, быстрые композиции. Несмотря на это, ему удавалось набрать большое число зрительских голосов.

Фотографии Фотия

Фотий постоянно выкладывается фотографии с гастролей и путешествий. Фотографируется с поклонниками и их подарками. Часто делает селфи.










Когда на слепом прослушивании судьи повернулись на чудесный голос, и увидели перед собой монаха — все были шокированы. А его тренер так и вовсе поначалу ерничал и задавал каверзные вопросы. Видимо, Лепс сначала от шока не мог отойти — что же ему делать с таким вот колоритным членом своей команды?!

Слепое прослушивание, шок и впечатления

Но потом все пошло гладко да чудно. Лепс подобрал Фотию отличный материал, (первый из них романс «По дороге в Загорск» — сразу же на прослушивании Лепс дал на изучение Фотию). Вот он, смотрим, слушаем.

По дороге в Загорск

Подобранный Лепсом материал позволил монаху высоко держать голову и не опуститься до пошлых примитивных шлягеров. Сильный, красивый голос монаха привлек многочисленную армию болельщиков, и монах победил в шоу.

С первых же эфиров стали появляться вопросы: иеромонах Фотий, Голос, мнение священников, как такое позволено, что за дела, монахи на сцене и так далее. Но в основном мнения священников как раз были положительными, это все нашему мирскому зрителю спокойно у экранов не сиделось. Им бы лучше всяких извращенцев да усатых Кончит слушать и рукоплескать. А скромный, по детски чистый монах с его кристальным сильным голосом, видите ли, им не по нраву. Ну, всем не угодишь, а вот большинство народу (почти 80%) проголосовало за Фотия. И слава Богу! Возможно, не от него это было, а свыше было попущено монаху это выступление.

Митрополит Фотия благословил, иеромонах Макарий о нем отзывался очень позитивно, отец Василий, духовник его, со спокойным сердцем отпустил. Вот и все- те люди, что были уверены в Фотие — не сомневаясь, отпустили монаха на шоу.

Хочется привести слова одного священника:

Немного биографии
Фотий (в миру Виталий Мочалов) с детства был весьма увлечен музыкой. но так получилось, что он с родителями уехал в Германию, а спустя 3 года вернулся на родину, чтобы стать монахом, и надолго поселился в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Парень музыкальный, активный, трудолюбивый, простой и скромный. Он в монастыре как до шоу, так и после активно трудится, не чурается никакой работы, руководит хором, записывает диски. Молодой, энергичный — почему бы и нет. А мы пока послушаем и посмотрим лучшие песни монаха Фотия, прозвучавшие на «Голосе» — это очень красиво!

Дуэт с Лепсом — Лабиринт

Кривляющийся и искажающий звуки Лепс выглядит рядом с Фотием как Петрушка, против чистого и уверенного, высокого, сильного, мощного и простого звучания Фотия…

Русь, всегда святой будь
Очень красивое пение, красиво оформленное, чистые голоса, звучат величественно и проникновенно.

Отец Фотий, Кормухина, Петровский — великолепное, восхитительное пение «Карузо»!

А эту песню монах спел с Эллой Хрусталевой — великолепные впечатления, прекрасный дует, чудное пение!

Обсуждение: 3 комментария

    Иеромонах Фотий не просто поющий монах, он еще и человек необычный. Читала на Правмире интервью с его другом Денисом, так он рассказывал, какой это замечательный, спокойный, добрейшей души человек, и как он Богу предан. Потому его руководство со спокойной душей и отпустило на шоу, знали, что не пристанет грязь к молодому монаху, а уж если где и пойдет криво — он сразу уйдет.
    Еще понравилось, как он говорит, что многие в монастырь идут по разным своим причинам, и часто бегут от проблем, а волт таких, как Фотий мало, которые от любви к Богу идут в монастырь. Они там с братьями выступают, для школьников проводят концерты, клипы снимают, при всей своей скромности отец Фотий, оказывается, очень умный, с чувством юмора, человек, а его диски уже сейчас в других странах популярность завоевывают. Прекрасно, что страна увидела его и услышала его, может, кто о своей жизни после его выступлений задумался…

    Ответить

    Спаси Господи иеромонаха Фотия! Считаю его выступления своего рода проповедью, миссионерством! Кто-то проповедует словом, кто-то — делом, а он — пением! И это — здорово! Поначалу, в первом выступлении мне было его жаль, когда на него набросился Лепс — вот искушение, но потом стало ясно, что это он от своего бессилия, т.к. не знал, как дальше быть с иеромонахом на сцене и в проекте! Молодец иеромонах Фотий — достойно держал удар! А в выступлении с Фотием Лепс очень жалко выглядел со своим плоским и отвратительным пением против чистого и академического вокала талантливого иеромонаха! Здорово, что выбраны такие светлые, чистые, достойные произведения для исполнения! Слава Богу за всё!

Российские зрители в 2015 году могли наблюдать, как скромный монах стал победителем шоу Голос, обойдя сотни и тысячи других претендентов. У кого-то это событие вызвало негодование, у кого-то возмущение, но равнодушных осталось мало. Иеромонах Фотий (в миру Виталий Мочалов) - священнослужитель Русской православной церкви, наместник Пафнутьево-Боровского монастыря в Калужской области, первый священник, который обрел славу после телевизионного проекта.

Детство и юность будущей звезды

Виталий Мочалов родился 11 ноября 1985 года в городе Горький (нынешний Нижний Новгород). Семья не была верующей. Мальчик с детства увлекался музыкой и посещал музыкальную школу, где обучался пению и игре на фортепиано. Уже будучи подростком, Виталий пел в церковном хоре, а также часто солировал в школьном коллективе. После школы Виталий решает поступить в музыкальное училище по специальности музыкальная теория.

Но спустя год вся семья принимает решение эмигрировать в Германию, город Кайзерслаутерн. Там юноша не оставляет своего увлечения и обучается игре на органе. Виталий даже подрабатывал игрой на органе на концертах в католических и протестантских храмах.

К вере молодой человек пришел самостоятельно. В 7 лет попросил маму пойти окрестить его, так как боялся, что не сможет стать ангелом. Мама и сын приняли крещение, но воцерковление произошло позже. После посещения детского православного лагеря «Благовест» Виталий вернулся домой другим. Он всецело окунулся в атмосферу православной жизни, общения с Богом, посещал службы , трудился, пел на клиросе.

Путь в монастырь

Прожив три года в Германии, Виталий без родителей вернулся в Россию с твердым решением оставить мирскую жизнь, возможность быть женатым, деньги, успех и стать монахом. Будущий священник начал свое служение в Пафнутьево-Боровском монастыре Калужской епархии. Духовным отцом его стал известный духовник схиархимандрит Власий, к которому многие верующие обращаются за советами. Когда у Виталия еще были сомнения в выборе своего жизненного пути, именно Власий предложил ему оставаться в монастыре.

Сначала Виталий был пострижен в иноки, в 2011 году рукоположен в иеродиакона, а в 2012 году принял сан иеромонаха под именем Фотий (значение этого имени с греческого языка -»свет»). Впоследствии батюшка стал регентом хора этого монастыря.

Обучением монастырских певчих занимался талантливый педагог Виктор Твардовский. С ним батюшка вновь увлекся вокалом и начал активно петь. По словам самого Фотия, Виктор помог ему «настроить» голос, а упражнения его авторской методики Фотий использует до сих пор.

Увлечений у монаха было много и помимо пения. В монастыре он занимался дизайном и версткой приходских изданий, увлекался фотографией и видеомонтажом. Существовала даже возможность, что Фотий пойдет служить в армию, и сам монах собирался отдать долг родине, но из-за проблем со зрением в армию его не призвали. Фотий прекрасно владеет немецким и английским языками.

Шоу «Голос»

Идея участия в Голосе появилась у монаха давно. Еще в 2013 году он отправил заявку и даже был приглашен на кастинг. Но в тот год батюшка не решился просить благословения у церковного начальства. Вновь попытать счастья Фотий решил в 2015 году, и тогда Первый канал написал официальное письмо митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой отпустить иеромонаха на шоу. Ответ был положительным, церковное начальство благословило Фотия.

Слепые прослушивания стали первым серьезным испытанием в шоу. Иеромонах исполнял арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Повернулся только Григорий Лепс. Было видно, как батюшка немного шокирован таких течением событий, ведь, по его словам, он планировал попасть к Александру Градскому. Первой мыслью Фотия было: «Что я буду делать с Григорием Лепсом?».

Но дальнейшие события показали, что это наилучший вариант, ведь Григорий привел монаха к победе. Лепс даже сразу же на слепом прослушивании подал идею для будущей песни, которую прошептал Фотию на ухо. Оказалось, что это композиция «По дороге в Загорск», которая и была исполнена в четвертьфинале.

На своем пути в проекте Фотий исполнял разнообразный репертуар :

  • композиция Андреа Бочелли;
  • пронзительный «Монолог» на стихи Ахматовой;
  • романс «По дороге в Загорск»;
  • песня «Спокойной ночи, господа» в финале;
  • композиция «Лабиринты» в дуэте с Григорием Лепсом.

В качестве песни победителя Фотий спел проникновенную композицию Джоша Гробана «Перте» (Для тебя). Певец вообще уважает творчество Гробана и часто исполняет другую его композицию «Алиготе» (Уходи).

Члены жюри очень тепло и с огромным уважением относились к батюшке. Василий Вакуленко (Баста) даже попросил благословения, а Александр Градский неизменно защищал и хвалил необычного конкурсанта.

Когда проект подошел к зрительским голосованиям, сомневаться в победе Фотия уже не приходилось. Ведь батюшка опережал своих конкурентов с огромнейшим отрывом, раз за разом лишь увеличивая проценты. Народ откликнулся и проникся добродушием, скромностью и искренним исполнением монаха. Многие голосовали не столько за пение, сколько за образ, за смелость.

После победы Фотия поздравил сам патриарх Кирилл. В своем послании он отметил, что мероприятие изначально было очень спорным и вызывало сомнения, ведь эстрада и слава несовместимы с монашеством. Но результат превзошел все ожидания. Также патриарх пожелал сохранить Фотию ту скромность и естественность поведения в непростое время после конкурса и отметил, что выбранный им монашеский путь превышает ту победу, которую он одержал.

Монах Фотий после всплеска славы

Конечно, обрушившаяся слава кардинально изменила творчество и жизнь иеромонаха Фотия. Теперь он ведет активную концертную деятельность, общается в социальных сетях и больше не может быть просто иноком в монастыре. Приходится совмещать монашескую и светскую жизнь. В 2016 году даже была опасность, что Фотий покинет сцену и концертную деятельность.

В СМИ появилась информация, что исполняющий обязанности наместника Пафнутьево-Боровского монастыря спросил патриарха о том, что делать с Фотием, ведь он не только поет, но и дает различные интервью, через которые у людей формируется представление о православии и монашестве. В частности, был упомянут эпизод, в котором Фотий говорил, что в монастыре ему «стало скучно». Патриарх ответил, что через отца Фотия многие открывают для себя православную веру, у монаха есть не только слава, но и народная любовь. Поэтому патриарх не стал использовать свои властные полномочия и запрещать батюшке выступать.

Другие священнослужители тоже в основном положительно оценивают деятельность Фотия. Ведь если хотя бы один человек задумается о вере, придёт в храм благодаря пению и выступлениям священника, это будет уже маленькая победа и благое дело.

Активная гастрольная деятельность занимает сейчас все время иеромонаха Фотия. Последние новости могут радовать поклонников: график батюшки расписан на много месяцев вперед. В репертуаре арии из известных опер, зарубежные хиты, классические эстрадные композиции. Фотий, как правило, выступает в небольших камерных залах. Киров, Псков, Санкт-Петербург, Обнинск, Москва - далеко не полный список городов, где выступал иеромонах. В июне 2017 года был дан большой сольный концерт в Крокус Сити Холл.

В социальных сетях можно легко найти аккаунты Фотия (иеромонаха), где сейчас активно публикуются все новости и концертная программа. На его страничке вконтакте выкладываются различные композиции, живые записи с концертов, а также можно видеть множество восторженных откликов зрителей.

В своем профиле в Инстаграм Фотий любит рассмешить поклонников. Например, не так давно он выложил видео, где поет в микрофон, а затем быстренько съедает средство для пения, ведь оно было шоколадным. Часто священник появляется и на телевидении, раздает интервью, был гостем в развлекательных шоу на Первом канале:

  • «Вечерний Ургант»;
  • «Наедине со всеми»;
  • «Пока все дома»;
  • «Кто хочет стать миллионером» вместе с другим победителем Голоса Сергеем Волчковым.

В сентябре 2016 года был выпущен дебютный альбом «Романсы» . На диске собраны произведения великих композиторов: Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова.

Батюшка признается, что ему нелегко справляться с новым образом жизни, но он старается сохранить правильный монашеский настрой. Возможность уединяться, то есть жить в отдельной комнате - единственное требование в его райдере на гастролях. Как будет дальше складываться его судьба, покажет время, но пока иеромонах Фотий радует и вдохновляет своим голосом сотни и тысячи людей.