Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музей-усадьба художника ярошенко в кисловодске. Церкви, монастыри и усадьбы калужской области

Музей-усадьба художника ярошенко в кисловодске. Церкви, монастыри и усадьбы калужской области

Хозяева усадьбы уехали из России еще до революции, оставив свое имение. В 1918 году усадьбы была национализирована, все картины были переданы в Калужский художественный музей. Среди реквизированных ценностей были картины художника Н. А. Ярошенко «Курсистка», «Портрет няни», «Портрет дамы с кошкой», «Портрет матери», «Портрет брата», «За чтением газеты», «Извержение Этны», «Этюд горной речки». Кроме этих картин из усадьбы в музей поступили два произведения живописи XVII в.: «Кающийся Пётр» работы Чжачинто Бранди, «В таверне» работы Адреана ван Остаде.

После 1917 года в главном доме несколько раз менялась планировка, а в двух больших пожарах (1929-го и 1997-го года) сгорели практически все перекрытия, кровля и были утеряны интерьеры. В 1924-1928 гг. имение Ярошенко, усадьба Павлищево, числится в списке восьми усадеб, представляющих в Калужской губернии наибольшую архитектурно-художественную ценность.

В 1955 году проводилась реставрация, в ходе которой частично сохранявшаяся первоначальная живопись была заменена новой или достаточно грубо обновлена.

В разные годы на территории располагался и детский дом, и дом отдыха, и туберкулезный санаторий, и даже лагерь для польских военнопленных. С 1995 года территория усадьбы по факту является заброшенной.

Попасть в Павлищев Бор я захотел сразу, как увидел первые фотографии в интернете, по которым было видно, что это будет самое интересное и величественное место из тех, что я успел посетить. А после некоторых фотографий было решено, что откладывать до следующего лета и ждать хорошей погоды не стоит. В итоге в один из дней, довольно спонтанно было решено отправиться именно сюда. К сожалению, такая спонтанность привела к тому, что на место я прибыл уже в тот момент, когда солнце скрывалось за горизонтом, поэтому некоторые детали не получилось заснять своим фотоаппаратом вкупе с китовой оптикой.

Чтобы без труда найти усадьбу стоит поискать на картах Яндекса санаторий "Павлищев Бор", ну или постараться найти (спросить у кого-нибудь) отделение Почты России. Почему-то это организация так и тянется к подобным местам, достаточно вспомнить .

Возле Почты России находится въездные ворота:

А это уже ворота парадного двора:

Еще в 70-х годах 20 века здесь можно было наблюдать величественных оленей:

Сейчас же назвать их величественными можно только с табличкой "Сарказм" в руках:

Один уже потерял голову:

Сквозь деревья начинает показываться очертание главного здания усадьбы. К сожалению, сквозь густые заросли и выросшие ели, нельзя увидеть всю картину целиком.

Идем влево по протоптанной тропинке (это место очень популярно у любителей заброшек). Вначале появляется одна из башен и часть здания:

Затем перед нами возникает все здание целиком:

Выглядит все очень величественно и солидно, а наличие башен делают это место схожим со средневековым замком. Можно сравнить, как тут было еще каких-то 50 лет назад:

Сейчас все безвозвратно рушится:

Фасад здания со стороны парка, виднеются остатки ступеней:

Когда-то это место украшали фигуры и с трудом можно поверить, что такая красота находилась не где-то в Италии, а недалеко от Калуги:

Если смотреть на здание с этой стороны, то левая сторона здания выполнена больше в прямоугольном стиле:

Здесь же находится один из входов в здание:

А правая сторона выполнена в стиле ротонд:

Одна из башен с остатками водостоков:

Окно в подвал, туда мы еще доберемся:

Пора заглянуть внутрь. Это не коридор, это башня, в которой не осталось перекрытий:

Центральный зал с колоннами:

А здесь остались лишь колонны:

В здании почти не осталось внутренней отделки. Лишь в одном месте осталось часть потолка, который кто-то бережно подпор бревном:

Да кое-где еще попадаются небольшие фрагменты, которые говорят, что здесь не всегда находился голый и бездушный кирпич:

Дверь, явно, осталась в наследство от советского прошлого:

Хорошо, что ступени делали не из дерева, им удалось пережить пожары и дожить до наших дней. Можно спустить в подвал или подняться в одну из башен. В первую очередь хочется наверх:

Окна все больше вызывают ассоциаций с замком:

К сожалению из башни никуда не деться, наверху отсутствует пол:

Зато можно полюбоваться видом:

Еще осталась лестница в стороне ротондного балкона, но там можно подняться только на один пролет и вид открывается немного хуже:

.
В первый раз на Северном Кавказе художник побывал во время своего свадебного путешествия с молодой женой Марией Павловной, носившей в девичестве фамилию – Навротина. Супругам очень понравился Кисловодск и они решили приезжать сюда ежегодно, а потом они приобрели земельный участок у Курортного парка и начали строить свой дом в Кисловодской слободе.
Белую виллу проектировал сам Ярошенко. Строители построили одноэтажный деревянный дом по чертежам художника. У построенного дома супруги Ярошенко разбили зелёный парк.
В 1885 году Ярошенки покинули Санкт-Петербург и поселились на кисловодской усадьбе «Белая вилла» на постоянной основе.
У Ярошенко было много друзей и на Белой вилле всегда было много гостей, поэтому к пятикомнатному дому были пристроены несколько гостевых флигелей. Известно, что у четы Ярошенко часто гостили такие известные люди как: , Дмитрий Менделеев, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Константин Станиславский…
Историки утверждают, что помпейские росписи усадьбы, создавались гостившими друзьями Ярошенко.
Ярошенко Николай Александрович уходил из дома и мог бродить по окрестностям несколько дней с красками и мольбертом, творя свои картины.
Ярошенко жил в Кисловодске счастливой творческой жизнью, он мог бы создать ещё множество живописных шедевров. Но судьба распорядилась иначе... Летним днём, в 1898 году, живописец пошел работать на гору Большое седло и уже возвращаясь домой, он попал под сильный ливень. Ему пришлось бежать больше девяти вёрст, чтобы найти укрытие от холодного промозглого дождя. С трудом он добрался до усадьбы, мокрый и замёрзший. Утром следующего дня, в возрасте 51 года, Ярошенко умер от сердечного приступа.
Супруга Ярошенко Мария Павловна очень хотела сохранить авторские картины Ярошенко и коллекцию подаренных работ его друзей, она мечтала создать музей имени Н.А.Ярошенко в Кисловодске. Для музейного здания она хотела завещать «Белую виллу».
К сожалению, на землях Кавказских Минеральных Вод не подобрали хорошего места для музейной коллекции. Вдову художника вынудили отдать картины в Полтаву, в город, где родился художник. Эта коллекция положила начало Полтавскому художественному музею.
Мария Ярошенко Ярошенко покинула этот мир в 1915 году, после чего «Белая вилла» опустела.

Самый первый музей Ярошенко в усадьбе «Белая вилла» рассчитывали создать в 1918 году. Тогдашний нарком просвещения, профессор Александр Павлович Нечаев настаивал на этом, а Павел Александрович Утяков сохранил уцелевшие интерьеры усадебного дома.
16 декабря 1968 года два флигеля на территории усадьбы Н.А.Ярошенко утвердили памятниками истории и архитектуры государственного значения.
В нынешнее время Мемориальный музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко – это современный полноценный музей, который хранит около 150 работ художника. Первый гостевой флигель показывает выставку работ художников-передвижников, а во втором проводятся выставки по темам и культурные мероприятия. В музее также экспонируются личные вещи и мебель супругов Ярошенко.
Прекрасным дополнением музейного комплекса является сад, который состоит из двух уровней. На первом уровне располагается фруктовый сад и малюсенький дендрарий, где существуют экзотические деревья.
На втором уровне сада находится тихий камерный парк с фонтанами, в котором отдыхают местные жители и приезжие туристы.

Музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко является одним из наиболее обширных собраний работ художников-передвижников в России. Музей был открыт в 1962 году, здесь собрана огромная коллекция работ выдающихся художников Н.А.Ярошенко и Н.А.Касаткина.

Старинную усадьбу, где сегодня расположен музей, в свое время посещали выдающиеся деятели России, среди которых можно назвать А.И. Куинджи, Д.И. Менделеева, И.Е. Репина, Ф.И. Шаляпина. Летом 1802 года побывал здесь и Николай Ярошенко с женой. Обстановка в доме, да и сам отдых в Кисловодске, пришелся по душе Ярошенко, и он еще не раз возвращался сюда. А в 1885 году выкупил усадьбу у владельца генерал-лейтенанта М.Г. Черняева. Здесь выдающийся живописец своего времени и встретил последние дни жизни. Его похоронили недалеко от дачи, на территории Свято-Никольского собора.

В 1918 году было принято решение переименовать улицу, где находилось дача, в честь Ярошенко, а в самом помещении открыть музей. Но эти планы так и не реализовали. Вскоре дом переоборудовали под коммунальное жилье, а в 30-е годы было принято решение о сносе собора и ликвидации кладбища. Собор разрушили, но местные жители отстояли сохранение могилы Ярошенко. И только в 1959 году, с подачи художника В. В. Секлюцкого, Советом Министров РСФСР было принято решение организовать музей. Материалы для Кисловодского музея были переданы из Государственного Русского музея, Полтавского, Киевского музеев. Большую часть экспозиций составили работы Ярошенко из частных собраний русских коллекционеров. Торжественное открытие музея состоялось в 1962 году, в честь празднования 100-летия со дня рождения Нестерова – мецената, подарившего музею солидную коллекцию работ Ярошенко. При этом, до 1986 года во флигеле музея проживали жильцы, которые позже были расселены.

Сегодня музею возращены все земли, возле усадьбы разбит сад. Во флигеле открыты экспозиции работ И.И. Левитана, Л.К. Саврасова, В.Г. Перова, Л.И. Куинджи, П.Л. Брюллова, И.И. Шишкина.

Летом 1882 года небольшая усадьба на улице Ольховой в Кисловодске стала приютом для прибывшего на лечение художника Николая Александровича Ярошенко. Природа Кисловодска настолько очаровала художника, что спустя три года он приобрел эту усадьбу, и начал возведение на нем собственного дома. Проект «Белой виллы» творение самого Ярошенко — одноэтажный деревянный дом с двумя флигелями был построен по эскизам великого художника.

Здесь в разные годы желанными гостями были художники, писатели, ученые. Усадьбу считали центром культурной жизни Северного Кавказа. В гостях у Ярошенко и его супруги Марии Павловны бывали Дмитрий Менделеев, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский и многие другие выдающиеся персоны. Именно на «Белой вилле» хотел найти приют и укрытие Лев Толстой, планируя свой первый побег из Ясной Поляны .

Ярошенко умер в Кисловодске в 1898 году и был похоронен неподалеку от усадьбы, в ограде Свято Никольского собора.

Возрождение усадьбы Ярошенко связано с именем художника Владимира Вячеславовича Секлюцкого, который проделал большую работу по сбору исторических документов и экспонатов. В 1959 году было принято решение об организации музея в этой усадьбе. Он был открыт в 1962 году и с тех пор неизменно привлекает внимание любителей живописи и старины.

В музее можно увидеть крупные портретные жанровые и пейзажные работы кисти Николая Ярошенко. Здесь есть и зал произведений его современников: Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи и других.

В последние годы территория музея значительно расширилась: усадьбе возвращены ее прежние размеры и разбит прекрасный сад.

Уже много лет музей проводит встречи с интересными людьми – «Ярошенковские субботы», на которых выступают выдающиеся деятели культуры искусства. Это продолжение светлых традиций в становлении художественной культуры на Кавказе.

Город Кисловодск и его жители уже не представляют себя без этого небольшого дома над вечно говорливой рекой Ольховкой, где живет и будет жить имя художника, его живой дух, где разместился целый мир его искусства.

Литература:

Секлюцкий, В.Кисловодский художественный музей Н.Я. Ярошенко / В. Секлюцкий – Минеральные Воды: Изд. «Кавказская здравница», 1986. – 24 с.

Путеводитель по Кавказским Минеральным Водам – Ессентуки: «РОССЫ», 2005. – 344 стр.

Шейко, Н.И. Кавказские Минеральные Воды / Н. Шейко – М.: Вече, 2011. – 304 с., ил.

Опросы

Календарь

Наш instagram

    4 дня ago by molodezhka_stavropol Книжный фримаркет! 17 марта приглашаем всех на традиционную книжную ярмарку «Прочитал книгу – передай другому!». В течение всего дня вы можете приносить книги из своей библиотеки и обменивать их на предложенные издания. А также вы можете посетить интеллектуальные площадки. В 11.00 – начнётся заседание философского клуба «Автор». В 13.00 – очередное собрание любителей и знатоков литературы «Круг слова». Мы ждём всех, кто чувствует в себе нераскрытый потенциал писателя, или просто желает насладиться советами мастеров слова и пера. Тема: «Написание эссе». В 14.00 – в студии «Читаем вместе» открытая лекция профессора СКФУ Л. И. Бронской «У поэтической карты России 20

    3 дня ago by molodezhka_stavropol #ОТДЕЛКРАЕВЕДЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕТ #ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Памятник зачетной книжке, или просто «Студент» в Ставрополе! На одной из центральных улиц краевого центра, на улице Мира, находиться композиция, которая называется Памятником зачетной книжке, или просто «Студент». Расположен памятник напротив главного корпуса Ставропольского государственного аграрного университета. Автор объемной металлической композиции – ставропольский авангардист Василий Чуйков, член двух Союзов - художников и дизайнеров России. Уникальные работы скульптора «из того, что под рукой» можно увидеть на улицах Ставрополя, Пятигорска, Волгограда, Невинномысска и других населенных пунктов Юга России. Художественное направление, в котором работает Чуйков, называется анепластика. Это декоративные скульптурные композиции из металла, куда он добавляет многое другое. Высота монумента

    4 дня ago by molodezhka_stavropol Какая прелесть – эти сказы! В студии «Читаем вместе. Перезагрузка» – очередное студийное занятие по программе «Учимся читать и понимать классику». Будем рады видеть вас 27 марта в 12.00. Ведущая программы – профессор СКФУ Л. И. Бронская – даёт открытую лекцию на тему: «Павел Бажов – автор знаменитых «Уральских сказов». В детстве все мы с увлечением читали сказы П. Бажова, смотрели фильмы, снятые по замечательно интересным сюжетам. На этом занятии внимание присутствующих будет сосредоточено на том, как они создавались, откуда автор черпал сюжеты и образы героев. Гости библиотеки узнают много интересного о поисках материала для сказов. Во многом он

    6 дней ago by molodezhka_stavropol Экологическая акция «Чистое чтение»! В «Молодёжке» прошла экологическая акция «Чистое чтение», целью которой было привлечь внимание к писателям и поэтам, пишущим о природе, познакомить с тематической литературой по экологии и охране окружающей среды. Учащиеся МБОУ СОШ № 28 5 «В» класса смогли поучаствовать в работе различных творческих площадок, которые работали во время проведения акции. Знатоков экологических наук ждала викторина «У природы чистое сердце», которая сразу привлекла внимание своими оригинальными вопросами о природе и не только. Увлеченных фотографией привлекла фотосушка, которая назвалась «Природы чудные мгновенья». Всех гостей знакомили с книжной выставкой «Чистая книга» и предлагали вспомнить своих любимых писателей и

    6 дней ago by molodezhka_stavropol #ЛИТЕРАТУРНЫЙКАЛЕНДАР Юбилейные даты 2019 года: 14 март - 215 лет со дня рождения австрийского композитора И. Штрауса-отца (1804-1849) - 140 лет со дня рождения немецкого физика Альберта Эйнштейна (1879-1955) Иоганн Батист Штраус (более известен как Иоганн Штраус-отец) - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Родоначальник музыкальной династии Штраусов. Трое его сыновей - Иоганн, Йозеф и Эдуард - тоже стали известными композиторами. Наследие композитора насчитывает 251 творение (из них 152 вальса). Это наследие было бережно сохранено его сыном Иоганном Штраусом-младшим и издано в 1889 году в Лейпциге. К 28 годам Штраус стал настолько знаменит, что даже во время холеры в 1832 году

Николаю Александровичу Ярошенко (1846-1898 гг) известному русскому живописцу-передвижнику, автору таких работ как «Курсистка», «Заключенный», Кочегар», «Всюду жизнь» и многих других, очень понравился Кисловодск уже при первом его посещении в 1882 году, куда он прибыл с супругой во время своего свадебного путешествия. Позже они неоднократно приезжали в город, а затем в 1885 году купили здесь усадьбу недалеко от Свято-Никольского собора . Тогда здесь была Кисловодская слобода, состоявшая из семи улиц.

Кавказские горы пленили художника, и тема Кавказа прочно нашла отражение в его творчестве - его картины «Бештау», «Эльбрус в облаках» и другие, открывали вслед за Пушкиным и Лермонтовым красоты кавказской природы для соотечественников. Ярошенко объездил весь Кавказ, забираясь в горные аулы, обошел окрестности Пятигорска и Кисловодска и всюду делал этюдные зарисовки удивительных гор. Его даже называли «портретистом гор ». Ведь начинал свой творческий путь художник как портретист, но кавказские горы изменили направление его творчества. Сегодня его картины, воспевающие Кавказ, постоянно представлены в экспозиции музея. Интересно, что творил художник не оставляя службы на военном заводе, ибо был он потомственным военным.

На территории усадьбы, известной как «Белая вилла », любили собираться по субботам деятели культуры, находящиеся в это время в Кисловодске. Приходили на «ярошенковские субботы» «братья» художники (А.Куинджи, А.Васнецов , И.Репин), писатель Л.Толстой , певцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов, ученые И.Павлов и Д.Менделеев …. Для приема столь многочисленных гостей радушным хозяевам пришлось пристроить несколько флигелей. А гости в свою очередь помогали хозяевам в оформлении дома, расписывая его в виде фресок Помпеи. В конце 19 века Белая Вилла – один из крупных культурных центров юга России.


К сожалению, Н.А.Ярошенко прожил недолго, и смерть настигла его именно в кисловодской усадьбе, недалеко от которой он и был похоронен. А случилось это после его быстрого спуска с горы Большое седло, где он в этот день рисовал, но спасаясь от сильного ливня, пробежал до дома 10 км. За свою недолгую жизнь он создал более 2000 полотен . Супруга его, Мария Павловна, сохраняла творческое наследие мужа и очень хотела создать его музей. Друзья мужа не оставляли ее. Прожила Мария Павловна в этой усадьбе после смерти Николая Александровича еще 17 лет и была похоронена рядом с ним. Музей был создан позже, однако его судьба была очень и очень непростой.

Первый музей Ярошенко открылся почти сразу после революции, была сохранена обстановка дома и его интерьер. Здесь же была организована библиотека. А улицу, где находилась усадьба, назвали улицей Ярошенко. Но уже в 1919 году захватившими город белогвардейцами музей был уничтожен. После освобождения от белогвардейцев, в 20-е годы, началось мощное курортное строительство. Про музей никто не вспомнил, здание усадьбы отдали кардиологической лечебнице. Была сделана перепланировка, пристроены коридоры, белой краской были закрашены фрески, часть сада была вырублена и там устроен солярий, остальной сад пришёл в запустение, лестница от времени разрушилась. Улица тоже была переименована. От жившего здесь когда-то художника не осталось и следа.


В 40-ю годовщину смерти Ярошенко (1938 г) на его могиле был проведен митинг, выступающие на котором деятели культуры призывали воссоздать музей известного художника. Был брошен клич о сборе вещей, когда-то находившихся в усадьбе и картин художника, которые разошлись в неизвестных направлениях. Подготовкой воссоздания музея занялся кисловодский художник Табуль-Табулевич . Но началась война. А потом пришли немцы, вместе с которыми исчез и Табуль-Табулевич.

После войны Бальнеологический институт решил снести оставшиеся строения усадьбы для дальнейшей реконструкции клиники. Но Пятигорским краеведческим обществом, Пятигорским отделом Географического общества СССР, местными краеведами и художниками началась борьба за воссоздание Белой виллы. Благодаря общественности, активисту художнику В.В. Секлюцкому и многим-многим коллекционерам музей Н.А. Ярошенко был воссоздан и укомплектован большой коллекцией его произведений. Конечно, на расселение жильцов, ремонтные работы, поиск предметов интерьера и личных вещей художника, а так же его работ, ушли годы, но энтузиазм В.В. Секлюцкого и его единомышленников сделали свое дело - 11 марта 1962 года музей был открыт для посетителей.


Музей занимает территорию бывшей усадьбы Ярошенко вместе с садом. В него входят 4 мемориальных здания, в которых размещено большое собрание работ не только хозяина усадьбы, но и других художников-передвижников. Работы самого Ярошенко находятся в главном здании, в залах других зданий можно увидеть работы М.Нестерова, Н.Касаткина, В.Васнецова, В.Перова, И.Крамского, В.Поленова и многих других. Посетив этот музей, вы узнаете много о самом художнике, о его эпохе, а также насладитесь прекрасными произведениями искусства.

Выйдя из музея можно дойти до Свято-Никольского собора , и посетить находящуюся в ограде Некрополя собора могилу Н.А. Ярошенко , на которой установлен бронзовый памятник, являющийся произведением искусства конца 19 века. Отливку этого памятника делали в Санкт-Петербурге.

Недалеко от Свято-Никольского собора находится еще один интересный музей – краеведческий, который называется «Крепость». Он расположен в месте основания Кисловодска и располагает очень интересными экспозициями.