Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Высокие и низкие звуки.

Высокие и низкие звуки.

Екатерина Александровна Суханова

МКОУ ДОД «Детская школа искусств № 2», г. Артем

Конспект урока № 1 из цикла «Первая встреча с музыкой»
«Давай дружить, ты мне нравишься!»

План урока.

1. Знакомство с ребенком.

2. Знакомство с инструментом.

3. Гимнастика для рук и пальцев. Посадка за инструментом.

4. Знакомство с клавиатурой. Окошечки. Нота РЕ.

5. Разучивание песенки «Кошкин дом» и колыбельной «Спать пора, Мишка».

6.Слушание музыки. Г. Галынин « Медведь», П. Чайковский «Песня жаворонка».

У ученика на уроке должны быть фломастеры и альбом.

Педагог приносит на урок надутый воздушный шарик .

1.Знакомство с ребенком.

Обычно я стараюсь поговорить с малышом. Говорю, что я рада тому, что он решил познакомиться с удивительным миром музыки. Объясняю, что с этого момента он отправляется в необычное путешествие. Говорю: « Порой будет трудно, но у каждого человека есть воля, а значит и у тебя она тоже есть. Вот с ее помощью ты и преодолеешь все препятствия, научишься понимать, ценить и любить музыку. А для того чтобы научиться ее понимать, надо каждый день добросовестно трудиться, а еще стараться быть добрым, отзывчивым человеком, радоваться каждому новому дню, уметь уважать труд человека и муравья, одинаково беречь жизнь красивой бабочки и глазастой жабы, всегда слышать голос природы. Тогда в твоем большом и чистом сердце всегда будет жить музыка». Затем я начинаю рассказывать сказку.

2.Знакомство с инструментом. Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино.

Перед первым прикосновением к клавише я знакомлю малыша с волшебным инструментом и рассказываю интересную сказку.

Жила - была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и пошла, спать, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка Крышку, как рот, открывает.

И сидят они у окошко. А под крышкой клавиши в ряд,

А за спиной: «Бум! Бум!» Словно зубы стучат.

Обернулась Нина, услышав шум, Вот- вот сердитое пианино

Видит - пианино шагает, Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши – прыг!

И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет, Нине она говорит

А пианино поет, поет. И заглянуть в пианино велит.

Мурку неслышно ступает, Сама же хвостом виляет,

И пианино ей ласково отвечает. Клавиши лапками нажимает.

Тут второе чудо случилось - Налево Мурка пойдет -

Кошка вдруг говорить научилась: Низким голосом пианино поет,

«Мяу, все тебе расскажу, А если повернет правее -

Хочешь, секрет покажу!» - Звуки все выше, нежнее.

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких Клавишу Мурка нажимает-

А чем толще, длиннее струна - Струна звенит, поет,

Думает девочка Нина:

«Совсем нестрашное пианино.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться-

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Я, показывая, как устроено пианино, заостряю внимание на различие высокого и низкого регистров. При этом голос низкого, «толстого» звука у ребенка ассоциируется с толстой струной, а высокого, «тонкого»- с тонкой струной. Ребенок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиш звучат все выше, тоньше, когда моя рука, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже, толще, когда я играю те же звуки в обратном направлении.

Пока малыш гладит толстые и тонкие струны, молоточки, я предлагаю ему послушать стихотворение Осипа Мандельштама «Миньон»:

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной-

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица – струна

В этом городке видна.

Я приношу на этот урок карточки, сделанные дома. На карточках рисую животных, у которых низкие голоса (слон, медведь, медвежонок, волчок). Затем животных, у которых высокие голоса (лисичка, кошка, мышка, птичка). Потом прошу разложить на клавиатуре так: в левой части - карточки с изображением животных, у которых низкий голос, а в правой - у которых высокий голос. Эти карточки могут пригодиться и на других уроках, когда малыш будет подбирать песенки и представлять, кто может их петь.

3.Гимнастика для рук и пальцев.

Я говорю малышу, что с самого первого урока, до первого прикосновения к клавишам, мы будем делать интересные, шутливые упражнения для корпуса, рук и пальцев. Тогда, его пальчики станут послушными, и он сможет в будущем хорошо играть на инструменте. Потом, показываю, какие могут быть руки ловкие. Звучит музыка, я начинаю «играть» руками с воздухом и малыш с удовольствием повторяет за мной: ручки чувствуют воздух, ударяют воздух кулачком, толкают воздух ладошкой, обнимают воздух руками, гладят воздух по головке, чистят воздух щеткой, черпают и хлопают воздух ладошками, бросают воздух подальше, ловят воздух горстями.

Наступает время поговорить о пальцах. Детям я рассказываю, что их руки – это большая семья, в которой есть пять братьев. Я предлагаю малышу положить руки, с расправленными пальцами на лист альбома, и обвожу их фломастером. Рассказываю, что каждый палец имеет и имя, и номер: большой - 1-й, указательный - 2-й, средний - 3-й, безымянный - 4-й, мизинец - 5-й.

Самый «старший» среди братьев, опора «семьи»- третий палец; он на голову выше остальных, настоящий «богатырь Гвидон». Второй и четвертый тоже длинные, но не такие «могучие», как «богатырь Гвидон». Пятый палец – самый маленький и слабенький, но он большой помощник в семье: вместе с первым, большим пальцем, его задача удерживать свод руки.

Чтобы малыш быстрее запомнил номера пальцев, я даю ему в руки не полностью надутый воздушный шарик и говорю: «Пусть твои пальчики начинают здороваться друг с другом, слегка нажимая своими подушечками на шарик, а сам проговаривай стишок»:

Первый пальчик к нам пришел

И второй за ним вошел.

Третий с шариком играл,

А четвертый танцевал.

Пятый пальчик песни пел:

«Нежно шарик обниму, каждый пальчик назову».

Ученику так же необходимо запомнить название каждого пальца. Я учу с ним шутливое стихотворение про пальцы. При этом все слова показываются руками:

Утро настало! Солнышко встало!

«Эй, Братец Федя! Разбуди соседей! Вставай большой! Вставай указка!

Вставай середка! Вставай сиротка! Вставай Митрошка! Привет ладошка!»

Затем, я подхожу с малышом к инструменту. Положив на стул подставку, поставив под ноги ребенка скамейку, в которую должны прочно упираться его ноги, я помогаю ученику занять правильное положение у пианино. Проверкой может служить положение предплечья и локтя, которые должны находиться на уровне клавиатуры. Посадка должна быть свободной, удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Предлагаю малышу представить, будто он превращается в дерево: ноги - это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки дерева, а пальчики – это маленькие листики. Начинаем с ним фантазировать, я говорю: « Стоит на полянке маленькая березка, стройная, молоденькая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, корни крепко держат ствол». Все это время я и малыш, руками и пальчиками, инсценируем эти события. После этого, мы с ним делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Потом я кладу освободившуюся кисть ребенка на резиновый мячик, чтобы рука, полежав на мячике, приняла форму «свода», стала обтекаемой как купол и начинаю знакомство с клавиатурой.

4.Знакомство с клавиатурой. Окошечки. Нота РЕ.

Я рассказываю: « Представь себе, что клавиши живут в квартирках, а в любой квартире есть окошечки. «Окошечки» - это две черные клавиши». Затем предлагаю ученику нажать ладошкой все «окошечки» и посчитать их. Малыш с удовольствием ищет «окошечки» и говорит, что на клавиатуре их семь. Объясняю, что внутри «окошечка» живет нотка РЕ. Прошу ребенка глазками найти и нажать все ноты РЕ. Играть ученик должен третьим пальцем, он самый послушный и устойчивый, стараясь следить за его правильным положением. А правильное положение такое, при котором косточка, находящаяся у основания пальца, должна быть хорошо видна.

5.Разучивание песен.

Как я разучиваю песни с детьми? Сначала пою сама или играю на фортепиано, затем предлагаю ребенку проговорить текст и попробовать спеть, потом спеть еще раз и простучать ритмический рисунок мелодии. Если получилось, малыш пробует повторить песенку «Кошкин дом» и колыбельную «Спать пора, Мишка» на инструменте от ноты РЕ. Спрашиваю о характере каждой песни, о том каким звуком их нужно исполнять. Сначала играем на ноте РЕ в разных регистрах, каждой рукой отдельно, третьим пальцем, песенку «Кошкин дом» и малыш фантазирует, кто может петь эту песенку. Характер песенки тревожный, взволнованный, значит играть ее надо ярким звуком. Затем, вместе с учеником, я играю колыбельную «Спать пора, Мишка». Малыш без труда определяет характер музыки и старается играть нежно и ласково.

6.Слушание музыки.

Необходимо помнить, о том, что дети мыслят конкретно и часто название пьесы помогает им почувствовать характер музыки. В конце урока я играю пьесы с программным названием: «Медведь» и «Песня жаворонка». Тут же спрашиваю, какие они по характеру, кого можно изобразить этими звуками. Эти вопросы заставляют ученика вслушиваться в музыку, определять ее характер, а ответы на вопросы дают педагогу возможность выявить эмоциональный склад ученика. Так постепенно ученик начинает слушать музыку не равнодушно, а, вникая в ее смысл, и привыкает к тому, что музыка может рассказать про все.

В конце урока, я всегда поздравляю своего маленького ученика с первым уроком и вручаю ему воздушный шарик!

Заключение

Общаясь с детьми дошкольного возраста, я поняла, что обучение будет иметь свои особенности. Надо было так строить урок, чтобы не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им скучным и утомительным. Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Известно, что наиболее полно дети раскрывают свои возможности в игре. По сравнению с другими видами деятельности у игры есть особые преимущества. Она мобилизует эмоции ребенка, а в игре ребенок меньше отвлекается, так как она полностью поглощает его. Игра, а также сказки, путешествия и загадки – все это, помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. Поэтому, на моем уроке с помощью игры или чего – то необычного и сказочного, любое пражнение, песня, пьеса приобретает эмоционально-образное содержание.

Список использованной литературы

1. Агафонников В. Музыкальные игры. М., «Советский композитор»,1991.

2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Ленинград, 1980.

3. Брянская Ф. Фортепианная школа для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками. Москва, 2008.

4. Королева Е. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., 2001.

5. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков, Ленинград, «Музыка»,1985.

«Что такое фортепиано? »

Музыкальное развлечение для подготовительной группы

Ребята, сегодня я вас познакомлю с музыкальным инструментом, который вы итак хорошо знаете. Вот он! Как он называется? Правильно, пианино . Простое имя у такого замечательного инструмента! А ещё такой инструмент можно называть Фортепиано.

Фортепиано появилось на свет давным – давно, в начале 18 века (1709году). И придумал его итальянец Бартоломео Кристофори. Имя это происходит от двух итальянских слов: форте и пиано. (Форте – громко, пиано - тихо). Значит, по-русски этот инструмент следовало бы звать Громко – тихо. А почему его так назвали? Есть в нем ценный дар: может по необходимости быть громким или тихим. Сейчас я буду играть музыкальную сказку, а вы внимательно слушайте.

СКАЗКА НА ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ «КОТ И МЫШИ»

Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил. Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел. Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что: Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише, смеясь над котом, они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.

ИГРА «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ»

(двигаются на встречу друг другу, форте – мальчики, пиано - девочки)

А сейчас, ребята, посмотрите, на этот инструмент. (показать рояль) Они похожи с фортепиано? Чем? А чем он отличается от фортепиано? Правильно! Этот инструмент большего размера, предназначенный для больших помещений - концертных залов.

Посмотри-ка, у рояля крышка есть и есть педали,

На спине крыло большое, словно парус над волною.

Много черных, белых клавиш, сразу все не сосчитаешь!

Рояль может использоваться и как сольный инструмент, и играть вместе с оркестром. Давайте послушаем игру на рояле.

СЛУШАНИЕ «РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЭТЮД» ШОПЕН

Всегда интересно, как же он издает столь прекрасные звуки? Ну а сейчас случится чудо (снимаю крышки). Посмотрим, из чего состоит пианино.

Клавиши. На сегодняшний день пианино имеет 88 клавиш (52 белых и 36 черных)

Педали. Их две, а может быть и три. Правая педаль используется для того, чтобы сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato). Сыграть фрагмент. Левая педаль используется для ослабления звучания. (сыграть фрагмент)

Ну и конечно, же здесь есть деревянные молоточки и с металлические струны. Их очень много - и молоточков, и струн. Быстрыми ударами молоточки касаются струн и так же внезапно отскакивают обратно. Фортепиано требует бережного обращения. Научиться играть на нём очень сложно. Послушайте сказку…

С КАЗКА «ПРО ДЕВОЧКУ НИНУ, КОШКУ МУРКУ И ПИАНИНО»

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка и сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит - пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась!

Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши - прыг!

И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет, а пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
И пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось -
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу. Хочешь, секрет покажу!"

Нине она говорит, и заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает -
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет, Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться -
Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн. Вот такая замечательная сказка, и такой замечательный, необычный инструмент. И рояль, и пианино иногда, время от времени, настройки, т.к. некоторые струны спускаются, и извлекаемый звук становится другим. Мне очень понравилась сегодняшняя встреча, я думаю, и вы узнали много нового и интересного.


1. Проверка домашнего задания.

2. Устройство фортепиано. Объяснение понятий "высокие и низкие звуки" (знакомство с регистрами — "Сказка про девочку Нину..."). Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно голос низкого, "толстого" звука у ребенка ассоциируется с толстой струной, а высокого, "тонкого" - с тонкой струной. Ребенок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиш звучат все выше, тоньше, когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо (в "Сказке про девочку Нину..." так движется кошка). И наоборот, звуки становятся ниже, толще, когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

3. Задание 2.

4. Посадка за инструментом.

5. Упражнение "Лебедь". Ученик переносит руки с середины клавиатуры к ее концам (и наоборот), делая при этом плавные, гибкие движения. Мягкие руки, спокойно касаются клавиш плоскими ладонями, а в момент поднятия кисти рук сгибаются, и пальцы, произвольно собираясь вместе, опус-
каются.

Задача упражнения состоит в том, чтобы ребенок почувствовал свободу, гибкость рук.

6. Слушание пьесы И. Кореневской "Дождик".

Перемена. Педагог рассказывает ребенку какой-либо сюжет и предлагает ему изобразить его звуками на клавиатуре.

Пример: "Гроза". Ребенок показывает, в какой части клавиатуры можно изобразить гром, капли дождя или радость появляющегося из-за туч солнца. После этого он вместе с педагогом импровизирует на фортепиано, создавая звуковую картину грозы. Помогут ребенку в этом приведенные ниже рисунки.

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай сту-чать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит - пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
И пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось -
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу.
Хочешь, секрет покажу!" -

Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

Клавишу Мурка нажимает -
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться -
Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Задание 2

Посмотри на рисунки и помоги животным отыскать своих детёнышей.

1. Вспомни, как располагаются на клавиатуре высокие и низкие звуки.

2. Сделанные дома карточки разложи на клавиатуре так: в левой части - карточки с изображением животных, у которых низкий голос, а в правой - у которых высокий голос.

Дождик


Кто идет там по дорожке?
Чьи я вижу тоненькие ножки?
Это за моим окошком
Вдаль уходит мокрый, грустный дождь.

Тучкою-зонтиком
Дождик накрылся,
С маленькой леечкой
С неба спустился.

Только собрался
Грядки полить он,
А из зонтика вода вдруг
Как польется на дорожку,
На цветы, на лук и на картошку.

Дождик погрустил немножко,
Взял подмышку зонтик и ушел.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполни несколько раз упражнение "Лебедь".
2. Сделай рисунок к пьесе И. Кореневской "Дождик".
3. Принеси на следующий урок три разноцветных кружка: красный, оранжевый и жёлтый (сделать их нужно вместе с родителями). А также принести одну небольшую игрушку (машину, куклу, зайчика и т. п.).

Задание для родителей
К следующему уроку ребенок должен принести три разноцветных кружочка, которые потребуются для объяснения темы "Клавиши и клавиату-ра". Предлагается за каждой клавишей, а в дальнейшем и за каждой нотой, закрепить свой цвет, используя семь цветов радуги: ДО - красная, РЕ - оранжевая, МИ - желтая, ФА - зеленая, СОЛЬ - голубая, ЛЯ - синяя и СИ - фиолетовая.

Нарисуйте 8 кружков диаметром 10 мм. Попросите ребенка раскрасить их. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и черный. Можно использовать цветную бумагу.)

Полоску с разноцветными кружками следует наклеить на плотный кар-тон, аккуратно вырезать кружочки и дать ребенку на следующий урок три из них (красный, оранжевый, желтый).


© Все права защищены

Можно попросить Нину? - сказал я.

Это я, Нина.

Не твой. Тонкий. Ты огорчена чем-нибудь?

Не знаю.

- Может быть, мне не стоило звонить?

А кто говорит?

С каких пор ты перестала меня узнавать?

Кого узнавать?

Голос был моложе Нины лет на двадцать. А на самом деле Нинин голос лишь лет на пять моложе хозяйки. Если человека не знаешь, по голосу его возраст угадать трудно. Голоса часто старятся раньше владельцев. Или долго остаются молодыми.

Ну ладно, - сказал я. - Послушай, я звоню тебе почти по делу.

Наверно, вы все-таки ошиблись номером, - сказала Нина. - Я вас не знаю.

Это я, Вадим, Вадик, Вадим Николаевич! Что с тобой?

Ну вот! - Нина вздохнула, будто ей жаль было прекращать разговор. - Я не знаю никакого Вадика и Вадима Николаевича.

Простите, - сказал я и повесил трубку.

Я не сразу набрал номер снова. Конечно, я просто не туда попал. Мои пальцы не хотели звонить Нине. И набрали не тот номер. А почему они не хотели?

Я отыскал в столе пачку кубинских сигарет. Крепких как сигары. Их, наверное, делают из обрезков сигар. Какое у меня может быть дело к Нине? Или почти дело? Никакого. Просто хотелось узнать, дома ли она. А если ее нет дома, это ничего не меняет. Она может быть, например, у мамы. Или в театре, потому что на тысячу лет не была в театре.

Я позвонил Нине.

Нина? - сказал я.

Нет, Вадим Николаевич, - ответила Нина. - Вы опять ошиблись. Вы какой номер набираете?

А у меня Арбат - один - тридцать два - пять три.

Конечно, - сказал я. - Арбат - это четыре?

Арбат - это Г.

Ничего общего, - сказал я. - Извините, Нина.

Пожалуйста, - сказала Нина. - Я все равно не занята.

Постараюсь к вам больше не попадать, - сказал я. - Где-то заклиналось. вот и попадаю к вам. Очень плохо телефон работает.

Да, - согласилась Нина.

Я повесил трубку.

Надо подождать. Или набрать сотню. Время. Что-то замкнется в перепутавшихся линиях на станции. И я дозвонюсь. «Двадцать два часа ровно», - сказала женщина по телефону «сто». Я вдруг подумал, что если ее голос записали давно, десять лет назад, то она набирает номер «сто», когда ей скучно, когда она одна дома, и слушает свой голос, свой молодой голос. А может быть, она умерла. И тогда ее сын или человек, который ее любил, набирает сотню и слушает ее голос.

Я позвонил Нине.

Да, - сказал я. - Видно, наши телефоны соединились намертво. Вы только не сердитесь, не думайте что я шучу. Я очень тщательно набирал номер, который мне нужен.

Конечно, конечно, - быстро сказала Нина. - Я ни на минутку не подумала. А вы очень спешите, Вадим Николаевич?

Нет, - сказал я.

У вас важное дело к Нине?

Нет, я просто хотел узнать, дома ли она.

Соскучились?

Как вам сказать…

Я понимаю, ревнуете, - сказала Нина.

Вы смешной человек, - сказал я. - Сколько вам лет, Нина?

Тринадцать. А вам?

Больше сорока. Между нами толстенная стена из кирпичей.

И каждый кирпич - это месяц, правда?

Даже один день может быть кирпичом.

Да, - вздохнула Нина, - тогда это очень толстая стена. А о чем вы думаете сейчас?

Трудно ответить. В данную минуту ни о чем. Я же разговариваю с вами.

А если бы вам было тринадцать лет или даже пятнадцать, мы могли бы познакомиться, - сказала Нина. - Это было бы очень смешно. Я бы сказала: приезжайте завтра вечером к памятнику Пушкину. Я вас буду ждать в семь часов ровно. И мы бы друг друга не узнали. Вы где встречаетесь с Ниной?

Как когда.

И у Пушкина?

Не совсем. Мы как-то встречались у «России».

У кинотеатра «Россия».

Не знаю.

Ну, на Пушкинской.

Все равно почему-то не знаю. Вы, наверное, шутите. Я хорошо знаю Пушкинскую площадь.

Неважно, - сказал я.

Это давно было.

Девочке не хотелось вешать трубку. почему-то она упорно продолжала разговор.

Вы одна дома? - спросил я.

Да. Мама в вечернюю смену. Она медсестра в госпитале. Она на ночь останется. Она могла бы прийти и сегодня, но забыла дома пропуск.

Ага, - сказал я. - Ладно, ложись спать, девочка. Завтра в школу.

Вы со мной заговорили как с ребенком.

Нет, что ты, говорю с тобой, как со взрослой.

Спасибо. Только сами, если хотите, ложитесь спать с семи часов. До свидания. И больше не звоните своей Нине. А то опять ко мне попадете. И разбудите меня, маленькую девочку.

Я повесил трубку. Потом включил телевизор и узнал о том, что луноход прошел за смену 337 метров. Луноход занимался делом, а я бездельничал. В последний раз я решил позвонить Нине уже часов в одиннадцать, целый час занимал себя пустяками. И решил, что, если опять попаду на девочку, повешу трубку сразу.

Я так и знала, что вы еще раз позвоните, - сказала Нина, подойдя к телефону. - Только не вешайте трубку. Мне, честное слово, очень скучно. И читать нечего. И спать еще рано.

Ладно, - сказал я. - Давайте разговаривать. А почему вы так поздно не спите?

Сейчас только восемь, - сказала Нина.

У вас часы отстают, - сказал я. - Уже двенадцатый час.

Нина засмеялась. Смех у нее был хороший, мягкий.

Вам так хочется от меня отделаться, что просто ужас, - сказала она. - Сейчас октябрь, и потому стемнело. И вам кажется, что уже ночь.

Теперь ваша очередь шутить? - спросил я.

Нет, я не шучу. У вас не только часы врут, но и календарь врет.

Почему врет?

А вы сейчас мне скажете, что у вас вовсе не октябрь, а февраль.

Нет, декабрь, - сказал я. И почему то, будто сам себе не поверил, посмотрел на газету, лежавшую рядом, на диване. «Двадцать третье декабря» - было написано под заголовком.

Мы помолчали немного, я надеялся, что она сейчас скажет «до свидания». Но она вдруг спросила:

А вы ужинали?

Не помню, - сказал я искренне.

Значит, не голодный.

Нет, не голодный.

А я голодная.

А что, дома есть нечего?

Нечего! - сказала Нина. - Хоть шаром покати. Смешно, да?

Даже не знаю, как вам помочь, - сказал я. - И денег нет?

Есть, но совсем немножко. И все уже закрыто. А потом, что купишь?

Да, - согласился я. - Все закрыто. Хотите, я пошурую в холодильнике, посмотрю, что там есть?

У вас есть холодильник?

Старый, - сказал я. - «Север». Знаете такой?

Нет, - сказала Нина. - А если найдете, что потом?

Потом? Я схвачу такси и подвезу вам. А вы спуститесь к подъезду и возьмете.

А вы далеко живете? Я - на Сивцевом Вражке. Дом 15/25.

А я на Мосфильмовской. У Ленинских гор. За университетом.

Опять не знаю. Только это неважно. Вы хорошо придумали, и спасибо вам за это. А что у вас есть в холодильнике? Я просто так спрашиваю, не думайте.

Если бы я помнил, - сказал я. - Сейчас перенесу телефон на кухню, и мы с вами посмотрим.

Я прошел на кухню, и провод тянулся за мной, как змея.

Итак, - сказал я, - открываем холодильник.

А вы можете телефон носить за собой? Никогда не слышала о таком.

Конечно, могу. А ваш телефон где стоит?

В коридоре. Он висит на стенке. И что у вас в холодильнике?

Значит, так… что тут, в пакете? Это яйца, неинтересно.

Ага. Куриные. Вот, хотите, принесу курицу? Нет, она французская, мороженая. Пока вы ее сварите, совсем проголодаетесь. И мама придет с работы. Лучше мы вам возьмем колбасы. Или нет, нашел марокканские сардины, шестьдесят копеек банка. И к ним есть полбанки майонеза. Вы слышите?

Да, - сказала Нина совсем тихо. - Зачем вы так шутите? Я сначала хотела засмеяться, а потом мне стало грустно.

Это еще почему? В самом деле так проголодались?

Нет, вы же знаете.

Что я знаю?

Знаете, - сказала Нина. Потом помолчала и добавила: - Ну и пусть! Скажите, а у вас есть красная икра?

Нет, - сказал я. - Зато есть филе палтуса.

Не надо, хватит, - сказала Нина твердо. - Давайте отвлечемся. Я же все поняла.

Что поняла?

Что вы тоже голодный. А что у вас из окна видно?

Из окна? Дома, копировальная фабрика. Как раз сейчас, полдвенадцатого, смена кончается. И много девушек выходит из проходной. И еще виден «Мосфильм». И пожарная команда. И железная дорога. Вот по ней сейчас идет электричка.

И вы все видите?

Электричка, правда, далеко идет. Только видна цепочка огоньков, окон!

Вот вы и врете!

Нельзя так со старшими разговаривать, - сказал я. - Я не могу врать. Я могу ошибаться. Так в чем же я ошибся?

Вы ошиблись в том, что видите электричку. Ее нельзя увидеть.

Что же она, невидимая, что ли?

Нет, видимая, только окна светиться не могут. Да вы вообще из окна не выглядывали.

Почему? Я стою перед самым окном.

А у вас в кухне свет горит?

Конечно, а так как же я в темноте в холодильник бы лазил? У меня в нем перегорела лампочка.

Вот, видите, я вас уже в третий раз поймала.

Нина, милая, объясни мне, на чем ты меня поймала.

Если вы смотрите в окно, то откинули затемнение. А если откинули затемнение, то потушили свет. Правильно?

Неправильно. Зачем же мне затемнение? Война, что ли?

Ой-ой-ой! Как же можно так завираться? А что же, мир, что ли?

Ну, я понимаю, Вьетнам, Ближний Восток… Я не об этом.

И я не об этом… Постойте, а вы инвалид?

К счастью, все у меня на месте.

У вас бронь?

Какая бронь?

А почему вы тогда не на фронте?

Вот тут я в первый раз только заподозрил неладное. Девочка меня вроде бы разыгрывала. Но делала это так обыкновенно и серьезно, что чуть было меня не испугала.

На каком я должен быть фронте, Нина?

На самом обыкновенном. Где все. Где папа. На фронте с немцами. Я серьезно говорю, я не шучу. А то вы так странно разговариваете. Может быть, вы не врете о курице и яйцах?

Не вру, - сказал я. - И никакого фронта нет. Может быть, и в самом деле мне подъехать к вам?

Так и я в самом деле не шучу! - почти крикнула Нина. - П вы перестаньте. Мне сначала было интересно и весело. А теперь стало как-то не так. Вы меня простите. Как будто вы не притворяетесь, а говорите правду.

Честное слово, девочка, я говорю правду, - сказал я.

Мне даже страшно стало. У нас печка почти не греет. Дров мало. И темно. Только коптилка. Сегодня электричества нет. И мне одной сидеть ой как не хочется. Я все теплые вещи на себя накутала.

И тут же она резко и как-то сердито повторила вопрос:

Вы почему не на фронте?

На каком я могу быть фронте? - Уже и в само деле шутки зашли куда-то не туда. - Какой может быть фронт в семьдесят втором году!

Вы меня разыгрываете?

Голос опять сменял тон, был он недоверчив, выл он маленьким, три вершка от пола. И невероятная, забытая картинка возникла перед глазами-то, что было с мной, но много лет, тридцать или больше лет назад. когда мне тоже было двенадцать лет. И в комнате стояла буржуйка. И я сижу не диване, подобрав ноги. И горит свечка, или это было керосиновая лампа? И курица кажется нереальной, сказочной птицей, которую едят только в романах, хотя я тогда не думал о курице…

Вы почему замолчали? - спросила Нина. - Вы лучше говорите.

Нина, - сказал я. - Какой сейчас год?

Сорок второй, - сказала Нина.

И я уже складывал в голове ломтики несообразностей в ее словах. Она не знает кинотеатра «Россия». И телефон у нее только из шести номеров. И затемнение…

Ты не ошибаешься? - спросил я.

Нет, - сказала Нина.

Послушайте, - сказал я спокойно. Не вешать же трубку. - Сегодня двадцать третье декабря 1972 года. Война кончилась двадцать семь лет назад. Вы это знаете?

Нет, - сказала Нина.

Вы знаете это. Сейчас двенадцатый час… Ну как вам объяснить?

Ладно, - сказал Нина покорно. - Я тоже знаю, что вы не привезете мен курицу. Мне надо было догадаться, что французских куриц не бывает.

Почему? - Во Франции немцы.

Во Франции давным-давно нет никаких немцев. Только если туристы. Но немецкие туристы бывают и у нас.

Как так? Кто их пускает?

А почему не пускать?

Вы не вздумайте сказать, что фрицы нас победят! Вы, наверно, просто вредитель или шпион?

Нет, я работаю в СЭВе, Совете Экономической Взаимопомощи. Занимаюсь венграми.

Вот и опять врете! В Венгрии фашисты.

Венгры давным-давно прогнали своих фашистов. Венгрия - социалистическая республика.

Ой, а я уж боялась, что вы и в самом деле вредитель. А вы все-таки все выдумываете. Нет, не возражайте. Вы лучше расскажите мне, как будет потом. Придумайте что хотите, только чтобы было хорошо. Пожалуйста. И извините меня, что я так с вами грубо разговаривала. Я просто не поняла.

И я не стал больше спорить. Как объяснить это? Я опять представил себе, как сижу в этом самом сорок втором году, как не хочется узнать, когда наши возьмут Берлин и повесят Гитлера. И еще узнать, где я потерял хлебную карточку за октябрь. И сказал:

Не может быть! Очень долго ждать.

Слушай, Нина, и не перебивай. Я знаю лучше. И Берлин мы возьмем второго мая. Даже будет такая медаль - «За взятие Берлина». А Гитлер покончит с собой. Он примет яд. И даст его Еве Браун. А потом эсэсовцы вынесут его тело во двор имперской канцелярии, и обольют бензином, и сожгут.

Я рассказывал это не Нине. Я рассказывал это себе. И я послушно повторял факты, если Нина не верила или не понимала сразу, возвращался, когда она просила пояснить что-нибудь, и чуть было не потерял вновь ее доверия, когда сказал, что Сталин умрет. Но я потом вернул ее веру, поведав о Юрии Гагарине и о новом Арбате. И даже насмешил Нину, рассказав о том, что женщины будут носить брюки-клеш и совсем короткие юбки. И даже вспомнил, когда наши перейдут границу с Пруссией. Я потерял чувство реальности. Девочка Нина и мальчишка Вадик сидели передо мной на диване и слушали. Только они были голодные как черти. И дела у Вадика обстояли даже хуже, чем у Нины; хлебную карточку он потерял, и до конца месяца им с матерью придется жить на одну ее карточку, рабочую карточку, потому что Вадик посеял карточку где-то во дворе, и только через пятнадцать лет он вдруг вспомнит, как это было, и будет снова расстраиваться потому что карточку можно было найти даже через неделю; она, конечно, свалилась в подвал, когда он бросил на решетку пальто, собираясь погонять в футбол. И я сказал, уже потом, когда Нина устала слушать, то что полагала хорошей сказкой:

Ты знаешь Петровку?

Знаю, - сказала Нина. - А ее не переименуют?

Нет. Так вот…

Я рассказал, как войти во двор под арку и где в глубине двора есть подвал, закрытый решеткой. И если это октябрь сорок второго года, середина месяца, то в подвале, вернее всего лежит хлебная карточка. Мы там, во дворе, играли в футбол, и я эту карточку потерял.

Какой ужас! - сказала Нина. - Я бы этого не пережила. Надо сейчас же ее отыскать. Сделайте это.

Она тоже вошла во вкус игры, и где-то реальность ушла, и уже ни она, ни я не понимали, в каком году мы находимся, - мы были вне времен, ближе к ее сорок второму году.

Я не могу найти карточку, - сказал я. - Прошло много лет. Но если сможешь, зайди туда, подвал должен быть открыт. В крайнем случае скажешь, что карточку обронила ты.

И в этот момент нас разъединили.

Нины не было. Что-то затрещало в трубке. Женский голос сказал:

Это 148-18-15? Вас вызывает Орджоникидзе.

Вы ошиблись номером, - сказал я.

И были короткие гудки. Я сразу же набрал снова Нинин номер. Мне нужно было извиниться. Нужно было посмеяться вместе с девочкой. Ведь получалась в общем чепуха…

Это вы? - спросил я.

А, это ты, Вадим? Что тебе не спиться?

Извини, - сказал я. - Мне другая Нина нужна.

Я повесил трубку и снова набрал номер.

Ты сума сошел? - спросила Нина. - Ты пил?

Извини, - сказал я и снова бросил трубку.

Теперь звонить бесполезно. Звонок из Орджоникидзе все вернул на свои места. А какой у нее настоящий телефон? Арбат - три, нет, Арбат - один - тридцать два - тридцать… Нет, сорок…

Взрослая Нина позвонила мне сама.

Я весь вечер сидела дома, - сказала она. - Думала, ты позвонишь, объяснишь, почему ты вчера так себя вел. Но ты, видно, совсем сошел с ума.

Наверно, - согласился я. Мне не хотелось рассказывать ей о длинных разговорах с другой Ниной.

Какая еще другая Нина? - спросила она. - Это образ? Ты хочешь заявить, что желал бы видеть меня иной?

Спокойной ночи, Ниночка, - сказал я. - Завтра все объясню.

…Самое интересное, что у этой странной истории был не менее странный конец. На следующий день утром я поехал к маме. И сказал, что разберу антресоли. Я три года обещал это сделать, а тут приехал сам. Я знаю, что мама ничего не выкидывает. Из того, что, как ей кажется, может пригодиться. Я копался часа полтора в старых журналах, учебниках, разрозненных томах приложений к «Ниве». Книги были не пыльными, но пахли старой, теплой пылью. Наконец я отыскал телефонную книгу за 1950 год. книга распухла от вложенных в нее записок и заложенных бумажками страниц, углы которых были обтрепаны и замусолены. Книга было настолько знакома, что казалось странным, как я мог ее забыть, - если бы не разговор с Ниной, так бы никогда и не вспомнил о ее существовании. И стало чуть стыдно, как перед честно отслужившим костюмом, который отдают старьевщику на верную смерть.

Четыре первые цифры известны. Г-1-32… И еще я знал, что телефон, если никто из нас не притворялся, если надо мной не подшутили, стоял в переулке Сивцев Вражек, в доме 15/25. Никаких шансов найти тот телефон не было. Я уселся с книгой в коридоре, вытащив из ванной табуретку. Мама ничего не поняла, улыбнулась только проходя мимо, и сказала:

Ты всегда так. Начнешь разбирать книги, зачитаешься через десять минут. И уборке конец.

Она не заметила, что я читаю телефонную книгу. Я нашел этот телефон. Двадцать лет назад он стоял в той же квартире, что и в сорок втором году. И записан был на Фролову К.Г.

Согласен, я занимался чепухой. Искал то, чего и быть не могло. Но вполне допускаю, что процентов десять вполне нормальных людей, окажись они на моем месте, делали бы то же самое. и я поехал на Сивцев Вражек.

Новые жильцы в квартире не знали, куда уехали Фроловы. Да и жала ли они здесь? Но мне повезло в домоуправлении. Старенькая бухгалтерша помнила Фроловых, с ее помощью я узнал все, что требовалось, через адресный стол.

Уже стемнело. По новому району, среди одинаковых панельных башен гуляла поземка. В стандартном двухэтажном магазине продавали французских кур в покрытых инеем прозрачных пакетах. У меня появился соблазн купить курицу и принести ее, как обещал, хоть и с двадцатилетнем опозданием. Но я хорошо сделал, что не купил ее. В квартире никого не было. И по тому, как гулко разносился звонок, мне показалось, что здесь люди не живут. Уехали.

Я хотел было уйти, но потом, раз уж забрался так далеко, позвонил в дверь рядом.

Скажите, Фролова Нина Сергеевна - ваша соседка?

Парень в майке, с дымящимся паяльником в руке ответил равнодушно:

Они уехали.

Месяц как уехали на Север. До весны не вернуться. И Нина Сергеевна, и муж ее.

Я извинился, начал спускаться по лестнице. И думал, что в Москве, вполне вероятно, живет не одна Нина Сергеевна Фролова 1930 года рождения.

И тут дверь сзади снова растворилась.

Погодите, - сказал тот же парень. - Мать что-то сказать хочет.

Мать его тут же появилась в дверях, запахивая халат.

А вы кем ей будете?

Так просто, - сказал я. - Знакомый.

Не Вадим Николаевич?

Вадим Николаевич.

Ну вот, - обрадовалась женщина, - чуть было вас не упустила. Она бы мне никогда этого не простила. Нина так и сказала: не прощу. И записку на дверь приколола. Только записку, наверно, ребята сорвали. Месяц уже прошел. Она сказала, что вы в декабре придете. И даже сказала, что постарается вернуться, но далеко-то как…

Женщина стояла в дверях, глядела на меня, словно ждала, что я сейчас открою какую-то тайну, расскажу ей о неудачной любви. Наверное, она и Нину пытала: кто он тебе? И Нина тоже сказала ей: «Просто знакомый».

Женщина выдержала паузу, достала письмо из кармана халата.

«Дорогой Вадим Николаевич!

Одна девочка родилась сразу очень упрямая. Едва появившись на свет, она тут же решила, что она самая умная, а все остальные все делают и говорят неправильно. Назвали девочку Ниной. Как только Нина научилась понимать, что ей говорят, она тут же принялась упрямиться. Стоило родителям обратиться к ней по имени:

Нина! - как девочка тут же упрямилась и говорила:

Ни-нина!!!

Родители пробовали объяснять:

Доченька, ты - Нина. Это твое имя.

Но упрямая девочка снова отвечала:

Ни-нина!!!

Родители и так, и сяк, а девочка знай себе твердит:

Ни-нина!!! Нинина!!! Нинина!!!

В общем, убедить ее в том, что она Нина, оказалось совершенно невозможным. Поэтому однажды родители устроили тайный семейный совет - на кухне. На тайном совете было решено сдаться и капитулировать: "Ладно, если она хочет быть Нининой, давай так и будем ее называть, - решили родители, - ничего другого нам все равно не остается".

И вот, с чувством большого облегчения, мама и папа позвали свою дочку:

На что девочка, разумеется, тут же ответила очень капризным голосом:

Ни-нининина!!!

И к тому времени, когда девочка доросла до школьного возраста, дома ее пытались называть длинным словом, которое мы здесь для экономии места продемонстрируем лишь частично. Слово выглядело примерно так:

"Нининининининини... нининининининина" - где точки стоят вместо большого количества одинаковых слогов "ни-ни".

Понравилась статья - ?

Вы прочитали материал на тему: Сказка про упрямую девочку Нину

5 Май 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится 1.Планирование расходов. Составлять план расходов на месяц. Не совершать покупок, если они отсутствуют Экономия нынче в моде, об Экономии говорит с трибуны президент страны, о том, что необходимо Экономить Трапляється, що фермер володіє відразу декількома ділянками землі, але вони маленькі й розрізнені.
  • На вопрос, не каждый ответит

      Тисячі років тому Земля була населена тваринами й рослинами, мало чим схожими на сучасні. Вони вимерли, але їхні сліди іноді можна зустріти у вигляді відбитків, кістяків, зліпків... Ці скам"янілості (або копалини залишки організмів) допомагають визначати відносний вік земних товщ і вивчати умови життя зниклих видів Зрештою, У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж