Что такое музей?
1. Понятие музей.
Слово ""музей"" происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.
Музеи возникли в 15-16 вв.
Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.
Признаки школьного музея.
6. Задачи школьного музея.
7. Жанры школьных музеев.
Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции может быть также рассредоточены по отдельным кабинетам.
Музей-лаборатория. Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.
Музей-клуб, музей-театр. Экспозиция музея данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу школьного театра, становится основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа и пр. Фонды музея-театра или музея-клуба могут быть представлены театральными костюмами, фото- и кинодокументами о театральных постановках, афишами, летописями истории театра или клуба, выпусками журналов и газет, рефератами по культуре или обычаям изучаемой страны, музыкальными записями и пр.
Музей-адаптационный центр. Это может быть музей с четко выявленной социально-психологической задачей – создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея – психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии, с инвалидами. Важно, чтобы работа музея велась по специально разработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории.
Музей-экскурсионное бюро . Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образовательным учреждениям своего района, в том числе через циклы лекций (включая выездные) и экскурсий. Музей-игротека. Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная – изготовлена руками детей, например, на уроках технологии. Необходимой составляющей деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытовыми игрушки. Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или учреждениях профессионального образования (начального, среднего), где готовят будущих кулинаров.
Музей-ярмарка
одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра.
8. Принципы организации и деятельности школьных музеев.
Внимание! Это важно!
9. Профессии в музее.
В музее работают люди разных специальностей. Прежде всего это историки, археологи. Также в некоторых музеях работают реставраторы, таксидермисты, художники, фотографы. Многие работники музея являются научными сотрудниками, ведут научно-исследовательскую работу.
10. Личные качества работника музея.
Запрещается хранение нарезного, гладкоствольного огнестрельного оружия, боеприпасов.
Запрещается хранение взрывоопасных предметов.
Ордена и медали, содержащие драгметаллы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено.
Вырезки из газет не относятся к основному фонду.
Негативы, кинопленки, магнитные ленты не следует относить к основному фонду, так нет возможности сохранить этот вид материала.
Наименование учреждения (школы, внешкольного учреждения), при котором работает музей ____________________.
""Утверждаю""
Подпись директора школы или внешкольного учреждения
""____""_____________200 г.
Название музея ____________________________
Адрес музея ______________________________
Акт № _____
приема предметов на постоянное (временное) хранение
""_____"" ___________________200 _г.
Настоящий акт составлен представителем школьного музея
(фамилия, имя, отчество, должность)
с одной стороны, и __________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, названия учреждения)
с другой, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:
Всего по акту принято: ________________________________предметов.
(цифрами и прописью)
Акт составлен в _________экз. и вручен подписавшим его лицам.
Инвентарный номер |
Дата записи |
|
|
Количество |
Материал и техника |
размер |
сохранность |
стоимость |
Примечание. |
На каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений.
Структура книги поступлений основного фонда.
Инвентарный номер |
Дата записи |
Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, номер акта. |
Наименование и краткое описание предмета |
Количество |
Материал и техника |
размер |
сохранность |
стоимость |
Примечание. |
5. Правила ведения книг поступлений.
При необходимости музей может иметь книги временного хранения (для материалов, поступивших в музей на временное хранение), книги обменного фонда (внепрофильные и дубликатные материалы).
Справочный аппарат состоит из картотек и системы картотек (возможно, в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.
6. Основные виды вспомогательных картотек:
1 Инвентарные;
2 Систематические;
3 Тематические;
4 Именная;
5 Топографические;
6 Предметные;
7 Хронологические;
8 Географические.
Справочная картотека обычно содержит следующие сведения:
1 Наименование предмета (иногда с кратким описанием);
2 Учетный номер;
3 Место хранения.
В музейную библиотеку могут входить нормативные документы по охране памятников истории и культуры, музееведению, краеведению, туризму.
Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными
или химическим карандашом, прикреплять этикетки
металлическими булавками, кнопками.
Аверс – лицевая сторона монеты (чаще всего на ней изображается герб Российской империи до 1917 года – двуглавый орел, или портрет императора, затем Герб СССР, затем герб РФ).
Реверс – оборотная сторона монеты.
Номинал – стоимость монеты (прописью или цифрами).
Гурт – боковая поверхность монеты.
Новодел – неподлинные монеты, чеканившиеся на Петербургском и Екатеринбургском монетных дворах по заказам коллекционеров или для выставок.
Описание:
Например: для обычной монеты – монета 5 коп. 1833 г.; Николай I, ЕМ-ФХ. Материал: медь. Техника: штамповка. Количество: 1. Размер: d -3,5. Сохранность: царапины, потертости. Условия поступления.
Например: билет государственный казначейский 3 руб. 1947 г. ПА 006891. материал: бумага. Техника: печать типографская. Количество: 1. Размер: 13,5x8,5. Сохранность: помят. Описание: лицевая сторона – вверху герб СССР, в центре подпись ""Гос. казначейский билет СССР. 3 рубля"". Внизу номер билета красного цвета. Фон и изображение зеленого цвета. В нижней половине – розовая полоса. Об. ст. – на зеленом фоне надписи: ""Гос. казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием…"", ""Три рубля"", ""Подделка гос. казначейских билетов преследуется по закону"". Условия поступления.
Часто на значке бывают видны мелкие царапины, полученные при изготовлении – ""механические повреждения"". Об этом следует написать в графе ""сохранность"".
При описании следует указывать форму значка и крепление.
Обязательно указание количества.
Сохранность: пятна, деформации, надрывы, проколы, царапины, изломы, следы клея, краски, чернил и др.
10. Хранение материалов музея.
Основной задачей фондовой группы является учет и хранение фондов школьного музея.
Большое влияние на сохранность фондов влияет расположение музея. Существуют правила при выборе помещения под музей.
1. Выставочный зал должен быть на теневой стороне здания.
2. Экспонаты должны быть защищены от выцветания. Окна следует затемнять.
3. Необходимо поддерживать постоянную комнатную температуру.
4. Необходимо поддерживать постоянную влажность воздуха (50-60%).
5. Необходимо обеспечивать противопожарные условия.
Условия хранения экспонатов.
1. Книги обычно хранят закрытыми, в вертикальном положении, корешками наружу.
2. Гравюры, рисунки, фотографии в книгах следует переложить папиросной бумагой.
3. Книги демонстрируют в отрытом виде под стеклом.
4. Медали и монеты можно экспонировать при помощи планшетов и коробок со специальными отверстиями.
5. Подлинники, не включенные в экспозицию, рекомендуется перекладывать чистыми листами бумаги и хранить в папках, размещаемых в вертикальном положении на полках шкафов.
6. Фотоснимки лучше всего хранить в конвертах из черной бумаги.
7. Экспонируемые фотографии, рукописи, печатные документы следует располагать подальше от окон и источников тепла, а стенды и витрины с этими материалами прикрыть плотной, не пропускающей света материей.
1. Нельзя проводить ""реставрацию"" экспонатов: закрашивать, выпрямлять вмятины, штопать, прорисовывать утраченные изображения, припаивать, заклеивать.
Экспозиционная работа.
Экспозиция – показ памятников в определенной системе. Слово ""экспозиция"" (от лат. expositio) означает изложение, описание. Основой экспозиции является экспонат – предмет, выставленный для обозрения, напоказ.
Экспозиционное оборудование – стенды, витрины, подиумы, турникеты.
План работы над созданием экспозиции.
1. Тематико-экспозиционный план.
Внимание! Это важно!
6. Составление монтажных листов.
На листах показываются художественное решение экспозиции и размещение экспозиционных материалов.
Необходимой частью подготовки экспозиций является подбор и составление текстов. Существенные черты музейного предмета могут остаться незамеченными, непонятыми рядовым посетителем. Сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный предмет, он не может обнаружить так называемую скрытую информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия и извлекается лишь в результате всестороннего изучения предмета. С этой целью в экспозицию включаются письменные тексты разного характера и назначения, а иногда и комментарии, записанные на магнитофонную пленку. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиций и повышает ее воздействие.
1. Тексты должны быть лаконичными: краткими и точными.
2.Тексты должны комментировать то, что скрыто от непосредственного восприятия.
2. Виды текстов
Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды:
Оглавительные,
Ведущие,
Объяснительные,
Этикетаж
Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Оглавительным является и текст-название конкретного экспозиционного комплекса. Разновидностью оглавительных текстов считаются и текстовые указатели осмотра экспозиции («начало осмотра», «продолжение осмотра» и т.п.).
Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его назначение – в яркой, четкой форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то ее раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанных героями экспозиции, т.е. материалов, имеющих ярко выраженный личностный характер.
Размещение текстов определяется их назначение. Текст, охватывающий содержание всего зала, помещается в начале экспозиции на видном месте. В некоторых случаях тексты даются к разделам и экспозиционным комплексам.
Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа. Объяснительный текст к комплексу должен помочь посетителю воспринять его как целое и одновременно понять место в нем каждого экспоната. Текст к комплексу может представлять собой систему этикеток, в каждой из которых содержатся упоминания события, которому посвящен комплекс. Например, к экспозиционному комплексу, посвященному истории гимназии 1506, составлена следующая аннотация:
Первый звонок. Открытие общеобразовательной средней школы
Сочинение по литературе ученицы 8 класса «А» Ивановой Кати.
1968 г.
Школьная форма образца конца 1980-х гг. выпускницы гимназии
1997 года Синельниковой Алены.
Учебники по математике, русскому языку и литературе
1965-1980 гг.
Для экспозиционного комплекса может быть составлена и общая аннотация, в которой акцент сделан на значении события или мемориального лица. Как правило, общая аннотация составляется к различным музейным коллекциям: камней и минералов, нумизматики, открыток, марок и др. Уместны аннотации к «жизненным комплексам» - группам различных предметов, объединенных и экспонируемых так, как они размещались и «жили» в естественной для них среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами; биогруппа, представляющая растительный и животный мир в определенных климатических условиях.
Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.
3. Составление этикетажа.
Предлагается условное разделение этикетажа на две группы: одиночный (индивидуальный) и «пучковый».
Под одиночным этикетажем понимается система, при которой каждому экспонату дается отдельная этикетка.
Когда в экспозиции представлен комплекс материалов (значки, медали, марки, образцы оружия и т.д.), то применяют «пучковый» этикетаж. Все экспонаты, входящие в комплекс, нумеруются, и на одну этикетку выносят цифровые обозначения, собирая аннотации как бы в один пучок.
В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:
В.А. Молодцов (1911 – 1942 гг.). Герой Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны под именем Павла Бадаева
возглавлял диверсионно-разведывательный отряд,
который действовал в оккупированной Одессе.
С фотографии 1941 г.
В этикетке выделяется название предмета, но это отнюдь не повторение названия, зафиксированного в учетной документации. Оно дается обычным литературным языком без инверсии («Хрустальная ваза», а не «Ваза хрустальная»). При назывании предмета учитывается прежде всего тема, которая должна быть раскрыта с его помощью. Так, название «стол» ничего не прибавляет к тому, что посетителю ясно и без этикетки. Если нужно подчеркнуть материал, из которого он сделан, в названии будет указано: «Стол из красного дерева»; если важнее выявить мемориальный характер этого предмета – описывается принадлежность его историческому деятелю, а в том случае, если следует отметить его изготовителя, дается указание на авторство.
Внимание! Это важно!
4. Этикетаж музейных предметов.
Фотографии.
По жанровой классификации различают следующие виды фотоснимков: портретные (как одиночные, так и групповые), сюжетные или событийные, снимки бытового жанра и видовые снимки. По технике изготовления фотоматериалы разделяются на две основные группы: оригиналы или репродукции. Сюжетные или событийные снимки аннотируются в общепринятой последовательности – название, атрибуционные сведения и дата. Например:
Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьеве.
Построена в 1750-1763 гг.
Москва, 1997 г.
Ученики 4-го класса д. Подушкино.
В последнем ряду (крайний справа) Алексей Вавилин.
Московская область, 1934 г.
При аннотировании портретных фотоснимков соблюдается следующая последовательность: название фотографии, время съемок (дата), автор съемки (если известен).
Комсомольский вожак С.Б. Широкова проводит слет пионерских дружин Бабушкинского района.
Москва, 1969 г.
И.Г. Старинов, активный участник партизанского движения в период Великой Отечественной войны. В 1942-1944 гг. возглавлял диверсионную работу Центрального и Украинского штабов партизанского движения.
Москва, 1941 г.
Этикетку следует начинать с инициалов, а не с фамилии. В зависимости от содержания экспозиции в аннотации можно подчеркнуть характерные особенности, историческое значение той или иной личности, например: лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, делегат съезда, выдающийся деятель военной медицины, автор важных исследований в области космоса, биологии, истории и т.д.
Аннотирование снимков военнослужащих обычно дается в следующей последовательности: звание, инициалы, фамилия, должность, время съемки, автор съемки (если он известен). Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо. В отдельных случаях указывается место или условия съемки (снимок сделан на передовой в 1942 г., съемка произведена со спутника, самолета, вертолета и т.д.).
При экспонировании на одном стенде, планшете или в турникете нескольких фоторепортеров дается общая (групповая) аннотация и краткие этикетки под каждым портретом. Если в экспозиции представлены фотокопии, это оговаривается в аннотации. При аннотировании копий уникальных фотографий можно подчеркнуть, что подлинник хранится в фондах музея. Если нельзя или трудно установить дату, надо указать ее приблизительность: 1890-е гг. или заключить в квадратные скобки . В аннотациях музейных предметов, монографическое изучение которых еще не закончено и датировка не установлена, допустим и знак вопроса. При аннотировании фотографий и других музейных предметов дореволюционного периода можно указать две даты: вначале по старому, затем, в скобках по новому стилю. При переводе дат со старого стиля на новый к дате по старому стилю прибавляется (или от даты по новому стилю отнимается): для ХХ в. – 13 дней, XIX в. – 12 дней и для XVIII в. – 11 дней. При этом началом века следует считать 1 марта 1900, 1800, 1700 годов. При указании места событий используются общепринятые сокращения: г. – город, с. – село, пер. – переулок, пл. – площадь, д. – деревня и т.д. Примеры:
Январь 1942 г.
Фотография Б. Петрова.
На обороте надпись:
«Дорогой, любимой маме,
Гоним врага от Москвы».
Писатель А. Приставкин с учащимися и учителями школы № 109 – участниками спектакля «Ночевала тучка золотая…» после премьеры.
Москва, 1988 г.
Письменные источники
. При составлении этикетки к письменным источникам во внимание принимается форма экспонирования предмета: раскрыт ли документ (книга, листовка, журнал) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном издании или рукописном документе хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать. В том случае, когда экспонируемый письменный источник рукописный, то при аннотировании учитываются каллиграфические особенности руки его автора: читабелен документ или его прочесть затруднительно. В последнем случае в этикетке указывается его краткое содержание или приводится наиболее яркая выдержка из него. При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания.
Письмо участника битвы за Берлин Б.Н. Петрова с фронта.
Б.Н. Петров сообщает родственникам о настроении офицеров перед решающим штурмом.
Апрель 1945 г. Ксерокопия.
Письмо лейтенанта Г.А. Мамонова, командира 1-й роты батальона морской пехоты.
1942 г. Ксерокопия. Подлинник хранится в фондах музея Краснознаменного Черноморского флота.
«За советский флот и за Советское государство, если и придется умереть, то я всегда на это готов, и сердце нашего флота – Севастополь – мы, моряки, никогда не отдадим, какая бы там обстановка не складывалась».
Аннотация на произведения печати составляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и фамилия автора, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен копировать титульной страницы. Иногда важно показать автограф, подчеркнуть уникальность издания (место издания, тираж). Интересным является и то, кто пользовался книгой.
И. Дитятин
Городское самоуправление в России. Том 2.
Ярославль, 1877 г.
При аннотировании газет, если текст находится не на первой странице, в аннотации приводятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее содержание, затем дается название газеты, число, месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотация излишня.
«Известия», 4 апреля 1953 г.
При экспонировании рукописных материалов необходимо выделять и сопровождать подробными пояснениями наиболее интересные документы. При экспонировании грамот, благодарностей, приглашений, поздравлений, если они вполне доступны для прочтения и входят в комплекс экспонатов по определенной теме, аннотации излишни.
Если грамоты, благодарности и т.д. состоят из сдвоенных листов и текст находится на развернутом листе, а экспонируется только лицевая, то аннотация необходима. Она дается в следующей последовательности: наименование (почетная грамота, поздравительный адрес и т.п.), от кого, кому, за что и дата. При необходимости указывается место вручения грамоты, место нахождения организации, выдавшей документ и т.д. Например:
Почетная грамота Наркома ВМФ СССР начальнику планового отдела мастерской № 1 Д.М. Комзикову за отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники в годы Великой Отечественной войны.
1942 г.
Произведения изобразительного искусства.
К музейным предметам изобразительного характера в этикетке указывается: название произведения, материал, время создания и автор. В этикетках к изобразительному материалу в качестве заголовка выступает не фамилия автора, а данное им название произведения. В художественных экспозициях, как правило, сначала указывается фамилия автора. При этом инициалы автора ставятся после фамилии, а в скобках отмечаются даты его жизни или год рождения. Допускаются общепринятые сокращения: род. (родился), тон. (тонированный) и т.д. Как правило, в аннотации сохраняется название картины, рисунка, скульптуры и т.д., данное автором. В отдельных случаях, экспозиционер расшифровывает, дает более полное название.
К.Г. Дорохов (1906 – 1960).
Портрет командира 8-й бригады морской пехоты П.Ф. Горпищенко.
1941 г. Бум., кар.
В отдельных случаях помимо основных данных к произведению искусства даются дополнительные пояснения по содержанию изображения: имена лиц, топографические указания, краткая характеристика событий или явлений, получивших отражение на данной картине или рисунке и т.д.
А.С. Ивашов (род. 1976)
Осень в селе Леоново.
1998 г. Х., м.
Б.М. Кустоедиев (1978 – 1927).
Портрет Мити Шостаковича.
1919 г. Бум., цветные карандаши.
Собственность И. Шостакович.
Воин-освободитель.
Вутечич Е.В. (1908 –1974)
Гипс тон. 1949 г.
При аннотировании плакатов оговаривается: для оригинала – год его создания; для массового издания – год выхода в свет.
Родина-мать зовет.
Худ. Тоидзе И.
Изд-во «Искусство», М.-Л., 1941 г.
К коллекциям открыток, которые могут быть представлены в экспозиции, рекомендуется давать этикетки следующего содержания: «Сатирические открытки периода революции 1905-1907 гг.», «Почтовые открытки со стихотворениями народно-монархической направленности. 1906-1907 гг.» и пр.
В этикетках к изделиям лаковой миниатюры кроме фамилии автора рекомендуется указывать художественную школу. Например:
Шкатулка «Освобождение Волоколамска».
Худ. Чижов М.С.
Федоскино, 1966 г.
Вещественные источники.
Содержание аннотации к вещественным музейным предметам, выставленным в экспозиции, определяется целевой установкой экспозиции и местом экспоната в комплексе. Формулировка аннотаций должна соответствовать экспозиционному замыслу. Один и тот же экспонат может свидетельствовать о разных сторонах исторического события и явления. Содержание этикетажа к нему зависит от того, какое значение имеет и какую роль играет этот экспонат в экспозиционном комплексе, к какому выводу он должен подводить посетителя музея, какие новые знания должен получить этот посетитель.
Вещественные источники подразделяются на два вида. Первый вид – по характеру материала: дерево, металл, стекло, кость и т.д., второй – по функциональному назначению: орудие, нумизматика, бонистика и т.д. При аннотировании личных вещей, предметов быта, орудий труда, подарков, сувениров и т.п. указывается название экспоната. В этикетку включаются также следующие сведения: назначение, место и дата изготовления, предприятие, изготовившее данный предмет, автор или мастер, иногда – принадлежность владельцу, характерные особенности. Типичность предмета для эпохи, техника изготовления, материал и т.д. В названии предмета мемориального значения отмечается его «участие» в историческом событии или принадлежность определенному лицу:
Полушубок участника Великой Отечественной войны Е.И. Хозяинова.
Получен им на фронте в 1942 г.
Такие полушубки шили для фронта в КОМИ республике.
При экспонировании комплексов музейных предметов (предметы быта, личные вещи какого-либо исторического лица, материалы раскопок, орудия труда, награды, инструменты и т.д.) дается общая аннотация, а отдельные предметы из этого комплекса снабжаются этикетками в том случае, если необходимы дополнительные пояснения. Например:
Фрагменты оружия и боеприпасов.
Найдены во время экспедиции учащихся школы № 274 г. Москвы.
Московская область, Дмитровский район, 1982 г.
Аптечная посуда XIX в.
Найдена во время археологических раскопок на территории бывшей Мещанской больницы для бедных.
Подарена музею учеником колы № 242 А. Дружининым.
Если в экспозиции представлены муляжи, то это указывается в аннотациях. При аннотировании моделей, макетов сообщаются инициалы и фамилия автора, их изготовивших. Например:
Прялка. Дерево.
Макет. Уменьшен в 10 раз.
Изготовлен учеником 8-го класса Александром Глозманом.
Ныне учитель технологии школы № 293, «Учитель года России – 97».
Модель атомного ледокола «Арктика».
Изготовлена учеником школы В. Васильевым.
Москва, 1993 г.
В качестве иллюстраций к сказанному в этом разделе приведем сравнительную таблицу неправильно и правильно составленных этикеток.
Неправильно:
П.Г. Кирсанов руководил партизанским отрядом в Заречье, погиб при рейде по тылам врага в 1943 г.
Правильно:
П.Г. Кирсанов (1912 – 1943).
Рабочий н-ского завода.
Руководил партизанским отрядом в Заречье.
С фотографии 1941 г.
5. Организация музейных выставок.
Экскурсионная работа.
Просветительная работа музея бывает двух видов:
Что такое Музей? Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры Раньше это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.
Лувр Национальный музей Франции. Один из первых европейских музеев и один из самых посещаемых музеев мира и третий в мире по величине. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.
Музей Санкт-Петербурга Лабиринтум Интерактивный музей занимательной науки для детей и взрослых Открылся совсем недавно в декабре 2010 года. Здесь можно познакомиться с основами законов физики экспериментальным путем. В музее есть зал с оптическими иллюзиями; зал с приборами, где можно поучаствовать в экспериментах с электричеством; зал экспериментов с водой; зеркальный лабиринт.
Музей человеческого тела Само здание музея, находящегося в нидерландском Лейдене, сделано в виде фигуры человека. Передвигаясь с этажа на этаж, посетители музея словно совершают путешествие внутри человеческого тела: мимо огромных органов или прямо сквозь них. На специальных экранах можно увидеть различные процессы, проходящие в организме: пищеварение, снабжение кислородом и т.д.
Музей растворимой лапши Растворимая лапша была изобретена японцем Момофуку Андо в 1958 году, и в музее, находящемся в Осаке, собрано все, что только может иметь отношение к этому продукту. Более того, посетители могут не только поглазеть на экспонаты, но и сами поучаствовать в создании уникальной лапши на мини-фабрике, причем готовый продукт в пластиковом стаканчике можно унести с собой.
Центральный музей связи им. А.С. Попова Один из старейших научно- технических музеев, Посетители могут познакомиться здесь не только с редкими экспонатами, относящимися к истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения и космической связи, но и с современными средствами телекоммуникации.
Музей железнодорожной техники Музей расположен недалеко от Брестской крепости. Основан в 2002 году. Под открытым небом можно увидеть около 50 образцов железнодорожной техники начала и середины прошлого века. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие. Прокатиться с ветерком, правда, не получится, а вот фотосессию устроить - запросто.
Дарвинский музей в Москве Занимательное путешествие познакомит с удивительными животными, представленными в экспозиции залов «История музея», «Многообразие жизни на Земле», «Происхождение видов (Микроэволюция)», «Зоогеография». «Весёлый музей» расскажет вам истории и про зверя-шишку, птицу-гриб, плавающего ежа, шестиногого оленя, собаку-игрушку и про других зверей, птиц и рыб. В нашем музее вам не будет скучно.
Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз ». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.
Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.
Первый прототип современного музея был основан в под названием в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.
В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.
В 15 веке (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур . Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).
Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является
«Музей это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения и духовного и материального насыщения человека», – так звучит определение из устава Международного совета музеев (International Council of Museums – ICOM) . Ассоциация музеев говорит об этом несколько по-другому – музеи представляют для людей свои коллекции, с целью вызвать вдохновение и восхищение, а также научить. Это учреждения, которые собирают. Охраняют и делают доступными предметы и образцы, которые они сохраняют для общества.
Слово музей в русском языке пошло от латинского «мусеум» , которое, в свою очередь образовалось от греческого мусейон – места посвященного музам – покровительницам искусств в греческой мифологии. Первый музей появился с подачи Птолемея I Сотера как составляющая комплекса Александрийской библиотеки в 280 году до н.э. Его считают и первым музеем в первой библиотеке.
Музеи собирают и забоятся об объектах научной, художественной или исторической важности и представляют их для просмотра публики на выставках. Выставки бывают постоянными или временными. Большие музеи расположены в крупных городах по всему миру, а маленькие местные музеи работают в городах поменьше. Большинство музеев предлагает программу и развлечения для всех типов посетителей, включая детей и взрослых; они могут быть интересны представителям разных профессий. Программы для гостей музея могут быть разработаны в виде лекций или семинаров, проводимых экспертами, фильмов, музыкальных или театральных представлений или технологических демонстраций. Предметом многих музеев являются разнообразные религии. Невзирая на то, что практически во всех музеях запрещено трогать экспонаты руками, сейчас появились интерактивные артефакты и голограммы, которым ничего не будет, если вы решите приблизить руку. Современные тенденции в музеологии расширили спектр объектов, которые представляются в виде интерактивных выставок, с целью подобрать оптимальный набор материалов для каждого посетителя. С развитием всемирной сети Интернет увеличилось количество виртуальных выставок , т.е. веб-версий выставок, которые отображают картины и звуки.
Музеи обычно открыты для разнообразной публики и иногда взимают плату за вход. В некоторых музеях вход бесплатный, либо по особым дням либо круглогодично. Музеи обычно основываются не для того, чтобы из них извлекали выгоду, в отличие от галерей, основная цель которых – продать картины. Согласно типу собственности существуют государственные, негосударственные и частные семейные музеи .
Самая большая концентрация музеев на душу населения в мире отмечена в Финляндии. Дизайн музеев во многом зависит от их типа и от тех целей, которые несет экспозиция. В отличие от картинных выставок в историческом музее экспонаты расположены в хронологической или логической последовательности. Существуют такие музеи, где практически ничего не выставляется как Обсерватория Гриффит в Лос-Анджелесе, но рассказ об этих артефактах оставляет впечатление на долгое время.
Присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.
Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.
Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах , и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий .
Частные музеи - это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, то есть сохранять или менять свою принадлежность.
Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев - всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни .
Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.
Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.
Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.