Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Иван Билибин художник. Иллюстрации к сказкам

Иван Билибин художник. Иллюстрации к сказкам

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Билибина Ивана Яковлевича

Билибин Иван Яковлевич − русский художник, иллюстратор книг и оформитель театральных декораций.

Начало пути

Родился Иван 04(16 по новому стилю).08.1876 года в окрестностях Петербурга, в поселке Тарховка. Отец, Яков Иванович, служил судовым врачом на военно-морском флоте. Мать, Варвара Александровна, воспитывалась в семье морского инженера.

В возрасте 12-ти лет Иван был принят в Первую классическую гимназию столицы. В 1896 году окончил учебное заведение. Старания ученика были отмечены медалью из серебра.

В 1900 году стал выпускником-юристом Петербургского университета.

С малых лет Ивана влекло к живописному творчеству, и он совмещал учебу в университете с посещением занятий в школе рисования Общества поощрения художеств. В 1898 постигал азы рисования под началом известного художника Антона Ажбе. Пребывание в мюнхенской мастерской выдающего мастера кисти второй половины XIX столетия длилось всего пару месяцев. Однако в течение этого относительно небольшого периода юный русский живописец на практике познал основы творческой профессии и выработал собственную манеру рисования.

Надо ли упоминать о том, что последующие уроки живописи, преподанные Ивану Билибину великим Ильей Репиным сначала в студии княгини Марии Тенишевой, а затем в Высшем художественном училище Академии художеств, способствовали окончательному формированию у молодого дарования искусных навыков.

Работа над книгами и в театре

Совсем кстати в Санкт-Петербурге усилиями художника и критика Александра Бенуа и театрального деятеля Сергея Дягилева зародилось объединение «Мир искусства». Билибин сразу же с головой окунулся в его деятельность.

В 1899 году Иван Яковлевич по оказии посетил деревеньку Егны, которая находилась на территории Весьегонского уезда Тверской губернии. Впрочем, как выяснилось, совсем не зря. Здесь, в сотнях верст от родного города, Билибин подарил многочисленным ценителям своего творчества иллюстрации к своей 1-ой книге под названием «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


С этого времени появился так называемый «билибинский стиль» рисования, которому впоследствии старались подражать многие исполнители. Речь идет о выработке Иваном Яковлевичем собственного метода работы над акварелями, которому он уже не изменил до конца своих лет.

Талант Билибина раскрылся именно в создании неповторимых картинок к сказкам, а также былинам.

В начале XX века издаются произведения , красочно снабженные рисунками Билибина. В частности, широко известные «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Билибин уделил внимание также художественному обрамлению издания сказок поэта Александра Рославлева, творчество которого пребывало в незаслуженном забвении.

Работы Билибина можно встретить также на страницах журналов «Мир Искусства» и «Золотое Руно».

Мастер славился также своим участием в оформлении театральных постановок. Современники художника пришли в полный восторг при лицезрении оперы «Золотой Петушок» в театре Зимина в Москве.

Русская революция 1905 года наложила свой отпечаток на творчество Билибина: он неожиданно для современников принялся за создание карикатур.

Начиная с 1907 года, вплоть до следующей революции в 1917 году, Иван Билибин занимался преподаванием в школе Общества поощрения художеств.

Жизнь в эмиграции и во времена СССР

После революционных событий 1917 года Билибин перебрался в Крым, где у него имелась мастерская на южном берегу. После отступления белогвардейцев оказался в Ростове-на-Дону, затем в Новороссийске. Оттуда с русскими беженцами уплыл на пароходе в Египет, поселился в Каире. Изучал искусство современного и древнего Египта, готовил эскизы фресок для поместий богачей.

В 1925 году Билибин прибыл в Париж, где запомнился местной интеллигенции созданием великолепных декораций к постановкам опер.

Прошли годы, и ненависть к прошлому режиму власти улетучилась. В середине 30-х годах Билибин вдохновенно трудился над оформлением посольства СССР во французской столице.

В 1936 году художник по морю возвратился в родной город, который уже именовался Ленинградом. Зарабатывал на жизнь чтением лекций для слушателей Всероссийской Академии художеств, но не забывал и рисование. Кроме того, работал в театре.

О ленинградском периоде жизни Билибина свидетельствует мемориальная доска на здании № 25, расположенном на современной улице Лизы Чайкиной. Ранее же улица называлась Гулярной.

Личная жизнь

О семейной жизни именитого художника известно не так много, как о его творчестве. Первой женой являлась обрусевшая ирландка Мария Ивановна Чемберс, книжный график и художник театра. Она подарила мужу сыновей Александра и Ивана, с которыми безвозвратно покинула Россию в 1914 году и обосновалась в Англии.

Второй спутницей оказалась Рене О’Коннель, его бывшая ученица, уроженка Парижа. С ней Иван Яковлевич расстался после пяти лет совместной жизни.

В феврале 1923 года Билибин сочетался узами брака с художницей Александрой Васильевной Щекатихиной-Потоцкой. Будущая жена специально для этого приехала в египетскую столицу.

Смерть художника

Билибин скончался от голода и холода 07.02.1942 года в Ленинграде, осажденном гитлеровскими войсками. Свою смерть он встретил в больнице при Всероссийской Академии художеств. Квартира художника, пострадавшая из-за бомбежек, в то время была непригодной для жилья. Последний земной приют обрел в могиле, где покоятся профессора Академии художеств. Она обустроена подле Смоленского кладбища.


Иван Яковлевич Билибин - известный русский художник, иллюстратор . Родился 4 (16) августа 1876 года в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии - ушёл из жизни 7 февраля 1942 года в Ленинграде. Основным жанром, в котором работал Иван Билибин, считается книжная графика. Кроме того, он создавал различные росписи, панно и делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов.

Всё же большая часть поклонников таланта этого замечательного русского художника знает его по заслугам в изобразительном искусстве. Надо сказать, что у Ивана Билибина была хорошая школа, чтобы изучить искусство живописи и графики. Начиналось всё с рисовальной школы Общества поощрения художеств. Затем была мастерская художника А. Ашбе в Мюнхене; в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой он занимался изучением живописи под руководством самого Ильи Репина, затем, под его же руководством было Высшее художественное училище Академии художеств.

Большую часть своей жизни И.Я.Билибин прожил в Санкт-Петербурге. Являлся членом объединения "Мир Искусства". Стал проявлять интерес к этнографическому стилю живописи после того, как увидел на одной из выставок картину великого художника Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри". Впервые он создал несколько иллюстраций в своём узнаваемом "Билибинском" стиле после того, как случайно попал в деревню Егны в Тверской губернии. Русская глубинка с её дремучими нехожеными лесами, деревянными домами, похожая на те самые сказки Пушкина и картины Виктора Васнецова, настолько вдохновила его своей самобытностью, что он, недолго думая, принялся за создание рисунков. Именно эти рисунки стали иллюстрациями к книге "Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке". Можно сказать, что именно здесь, в сердце России, в её далёких, затерянных в лесах, поселениях и проявился весь талант этого замечательного художника. После этого он стал активно посещать и другие регионы нашей страны и писать всё новые и новые иллюстрации к сказкам и былинам. Именно в деревнях тогда ещё сохранялся образ древней Руси. Люди продолжали носить древнерусские костюмы, проводили традиционные праздники, украшали дома затейливой резьбой и т.д. Всё это запечатлел на своих иллюстрациях Иван Билибин, сделав их на голову выше иллюстраций других художников благодаря реалистичности и точно подмеченными деталями.

Его творчество - это традиции древнерусского народного искусства на современный лад, в соответствии со всеми законами книжной графики. То, что он делал, является примером того, как может сосуществовать современность и культура прошлого нашей великой страны. Являясь, по сути, иллюстратором детских книг, он привлёк своим искусством внимание гораздо большей публики зрителей, критиков и ценителей прекрасного. В частности и благодаря таким, как этот художник, многие наши соотечественники стали интересоваться прошлым, заниматься проблемами истории и восстановлением традиций, обычаев своих предков.

Иван Билибин проиллюстрировал такие сказки, как: «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1905), «Вольга» (1905), «Золотой Петушок» (1909), «Сказка о золотом петушке» (1910) и другие. Кроме того, он оформлял обложки различных журналов, среди которых: «Мир Искусства», «Золотое Руно», издания «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Не только своими иллюстрациями в традиционном русском стиле знаменит Иван Яковлевич Билибин. После февральской революции он нарисовал двуглавого орла, который сначала был гербом Временного правительства, а с 1992 и до сей поры украшает монеты Банка России. Умер великий русский художник в Ленинграде, во время блокады 7 февраля 1942 года в больнице. Последней работой стала иллюстрация к былине "Дюк Степанович". Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Гениальные слова Ивана Яковлевича Билибина: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!".

Иван Билибин картины

Баба-Яга. Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная

Белый всадник. Сказка Василиса Прекрасная

Иллюстрация к былине Вольга

Иллюстрация к сказке Белая уточка

Сказка Марья Моревна

Иллюстрация к Сказке о Золотом петушке

Сказка о царе Салтане

Иллюстрация к Сказке о царе Салтане

Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке

Иллюстрация к Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке

Иллюстрация к сказке Перышко Финиста Ясного Сокола

Сказка Поди туда, не знаю куда

Иллюстрация к сказке Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. Окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1905) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Ф. Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

После Октябрьской революции 1917 Билибин уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в Каире, затем в Александрии, а в 1925 обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге. С годами он примиряется с советской властью. В 1935-1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Билибинский стиль

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Семья

Первая жена - Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874-1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877-1934; с 1917 г. жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 г., мать его сыновей Александра (1903-1972) и Ивана (1908-1993). В 1914 г. уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.

Вторая жена - Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891-1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы – ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств; после окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Гос. фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 г. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским, имела двоих детей, сына и дочь. В середине 1930-х гг. была репрессирована. После войны жила в Ленинграде.

Третья жена - Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекотихина; 1892-1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 г. жила в СПб. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908-1913 гг. С 1915 г. участвовала в выставках. С 1918 г. и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Гос. фарфоровый завод). От первого брака, с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881-1920) имела сына Мстислава. Жена Билибина с 1923 г. С этого времени жила вместе с ним во Франции; в 1936 г. вернулась с ним в Ленинград. Овдовела в 1942 г.

Произведения

  • 1899 - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
  • 1899-1900, 1902 - «Василиса Прекрасная»
  • 1899 - «Царевна-Лягушка»
  • 1900 - «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
  • 1900-1901 - «Марья Моревна»
  • 1901-1902 - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 - «Белая уточка»
  • 1903 - былина «Вольга»
  • 1904-1905 - «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
  • 1906 - «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
  • 1908 - «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
  • 1909 - опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова
  • 1911 - «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева
  • 1919 - «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…»

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Марья Моревна 1900-1900

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

    Василиса Прекрасная 1899-1900, 1902

  • Золотой петушок 1909

    Золотой петушок 1909

    Слово о полку Игореве

    Красный всадник 1899

    Иван-царевич и Жар-птица 1899

  • Остров Буян 1905

    Добрыня Никитич

    Илья Муромец и Соловей-Разбойник

    Алконост

    Суд во время Русской Правды

    Белая уточка

    Кикимора 1934

    Руслан и Людмила

    Проект формы милиции от имени Билибина в "русском" стиле. Одесская карикатура. 1917

Адреса

  • С 1937 г. по 1942 г. жил и работал в доме № 25 по Гулярной улице г. Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.

Библиография

  • Иван Яковлевич Билибин: Ст., письма, воспоминания о художнике / Сост. С. В. Голынец. Л., 1970;
  • Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С.5
  • Семенов О. С., Иван Билибин, М., Детская литература, 1986
  • Голынец Г. В. Иван Билибин, Л., Аврора, 1988
  • Иван Яковлевич Билибин, 1876-1942 (Альбом). Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002
  • И. Я. Билибин в Египте (1920-1925): Письма, документы и материалы /Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына / Русский путь, 2009
  • Судейкина В.А. Дневник 1917--1919./ Подг. текста, вступительная статья, комментарий И.А.Меньшовой. М.: Русский путь, 2006

16 августа 1876 году родился Иван Билибин. Кто не читал книжки сказок с его великолепными иллюстрациями? Работы мастера - это погружение в мир детства, сказки, былины. Он создал свой мир, так не похожий на окружающее, позволяющий уединиться в своей фантазии и отправиться вслед за героями в опасные и захватывающие путешествия.

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина. В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников. После этого он уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой».

Почти каждый русский человек знает иллюстрации Билибина по книгам сказок, которые ему читали на ночь в детстве. А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет. С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг. После в том же издательстве выходят сказки Пушкина о царе Салтане и о Золотом петушке и чуть менее известная былина «Вольга» с иллюстрациями Билибина.

Интересно, что известнейшая иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики Хокусая.
Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.
Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, и с 1992 года этот орёл вновь стал официальным русским символом. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».

Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Билибин был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А после 1925 г., когда художник переехал в Париж, он стал членом-основателем общества "Икона". Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества. Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

Со временем Билибин примирился с советской властью. Он оформляет советское посольство в Париже, а после, в 1936 году, возвращается на теплоходе в родной Ленинград. К его профессиям добавляется преподавание: он преподает во Всероссийской Академии художеств - старейшем и крупнейшем в России художественном учебном заведении.

В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из осажденного Ленинграда в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», - написал он ответ. Под фашистскими обстрелами и бомбежками художник создает патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.