Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Знакомство с музеем в форме игры сценарии. Презентация "Я поведу тебя в музей"

Знакомство с музеем в форме игры сценарии. Презентация "Я поведу тебя в музей"

Приобщение детей 4-6 лет к миру прекрасного и музейной этике. Подготовка к первому походу в музей - советы педагога-искусствоведа.

Педагог-искусствовед Н.Л. Кульчинская на основе своих наблюдений и общения с детьми и родителями предлагает несколько своих размышлений об эстетическом . Теоретическая работа подкрепляется разнообразными играми, доступными в наших условиях. Все это поможет психологически подготовить ребенка для такого культурного мероприятия, как поход в музей.

Первое посещение музея в детстве запоминается на всю жизнь, оно связано с ощущением тяжелой двери, с трудом подающейся навстречу, с необычным, каким-то загадочным запахом...

Мама-москвичка решила повести своего четырехлетнего сына в Третьяковскую галерею. Решено было начать с зала, где висели ее любимые картины художника И. Айвазовского. Однако по пути в зал ребенок отвлекался - ему было интересно буквально все, он задавал вопросы, тянул маму то в одну, то в другую сторону, и когда они дошли до нужного зала, оказалось, что малыш устал и эмоционального отклика на любимые мамины произведения, которого от него ожидали, не произошло.

Причин неудачи несколько, и все они связаны с тем, что два мира - мир детства и мир искусства - пришли в соприкосновение, имея свои собственные законы, особенности и язык.

Задумывались ли вы над тем, что существующие музеи сформировались как "взрослые" учреждения? Специфика среды музея с его исторически сложившейся этикой поведения построена на ряде запретов и ограничений - не говорить громко, не трогать руками экспонаты, не двигаться быстро - создает наиболее комфортные условия для взрослого зрителя и вступает в противоречие с особенностями детского восприятия. Ведь дети 4-6 лет еще не зрители. Им только предстоит зрителями стать. Так что же, ждать, пока ребенок вырастет?

Отнюдь нет. Музейная этика легко усваивается детьми во время непосредственного пребывания в музее; отсутствие же этого опыта в зрелом возрасте приводит к тому, что человек реализует, как правило, детскую схему поведения, т. е. стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, даже не приступая к углубленному восприятию.

Родители еще не знают, кем будет ребенок, когда станет взрослым, но им хочется развить его творческие способности, воспитать отзывчивость ко всем проявлениям красивого в жизни, привить любовь к искусству. И, конечно, они совершенно оправданно в первую очередь обращаются к опыту музея.

Но тут сразу возникают вопросы: возможно ли развивать и обучать ребенка тому, в чем ты, родитель, не являешься специалистом. И еще: как быть, если семья живет не в большом городе, где есть музеи и парки со скульптурой, а в деревне или маленьком поселке? Наконец, не принесет ли больше вреда, чем пользы, первая неудавшаяся попытка привести ребенка в музей?

Многолетний опыт показывает, что главный залог успеха - готовность отправиться в путь постижения прекрасного, мира искусства вместе с ребенком, относясь к нему как к равному, полноценному и интересному партнеру. Учиться вместе с ним, обогащая его собственным жизненным опытом, часто учась у него свежести восприятия, нестереотипности мышления, образности сравнений и наблюдений. Важно также знать, что прежде чем вы отправились с ребенком в музей, нужно научиться видеть красивое в окружающей вас среде, в природе.

На этом первом этапе сельские жители оказываются в более выгодном положении, чем городские. Природа в разное время года дает замечательную возможность для наблюдений, внимательного вглядывания, близких и дальних путешествий, во время которых можно выполнять задания по развитию эстетического и художественного восприятия, используя предложенные нами и придумывая свои собственные игры (см. сс. 68-71).

Введение маленького человека в мир прекрасного желательно начать в привычных условиях, делая акцент на занятия - беседы, наблюдения, творческие задания и экскурсии на природе, дома, а затем в залах краеведческого или биологического музея.

Путешествие первое. Форма

Наблюдая за детьми 4-6 лет, можно заметить, что они полны интереса к окружающему миру и желания экспериментировать в нем. В это время в ребенке обнаруживается ярко выраженная связь, "родство" с окружающим миром - растением, животным, персонажем сказки. Способность к одухотворению окружающего делает его чувствительным к различным видам искусства и ко всем проявлениям красивого в жизни.

Красота простейших природных форм. Поиск-игра. Занятия на природе начните с вопроса ребенку: может ли он привести пример красивого из того, что он видит вокруг себя? Услышав ответ (например, бабочка, цветок, листик), вместе внимательно рассмотрите цветок, полюбуйтесь его яркой окраской, нежной линией изогнутого стебля.

Предложите, закрыв глаза, понюхать цветок, пощупать глянцевую поверхность листьев и ощутить пушистость стебля, посмотреть на просвет лепестки цветка с тонкими прожилками. Сравните цветок с бабочкой и заметьте, что крылышки бабочки похожи на лепестки цветка и расходятся от спинки так же, как у цветка лепестки идут от его сердцевины.

Любоваться красотой природы - закатом солнца, окраской листьев и цветов, расцветкой насекомых, радужными тенями на снегу - в разное время дня можно бесконечно. Однако нужно запастись терпением, чтобы ребенок сам начал замечать красивое. Чтобы это произошло, взрослым необходимо как можно чаще обращать внимание на красоту природы, поощрять самостоятельные открытия, разделять радость от увиденного. Во время прогулок можно рассматривать очертания высыхающих после дождя пятен на асфальте, бегущие по небу облака, меняющийся рисунок пены на поверхности воды, морозные узоры на стекле, прожилки камня или трещины на кафеле. В их контурах спрятаны самые причудливые образы - герои сказок, фантастические и реальные животные и птицы, портреты и силуэты людей и многое, многое другое.

Внимательное рассматривание раковин на берегу моря, любование камнями увлекают детей и взрослых. В лесу причудливо переплетенные сучья и корни, деревья, покрытые снегом, также могут стать толчком к развитию фантазии и воображения. Развитию восприятия и образного мышления помогают вопросы и творческие задания, с которыми взрослые обращаются к ребенку: "Скажи, на что похоже? Что тебе это напоминает? Сравни, найди общее, скажи, чем отличается, угадай, объясни, придумай и т. д.".

При первом знакомстве ребенка с кисточкой и красками необходимо показать, как ими правильно пользоваться, как смешивать цвета на палитре для получения новых, например, зеленых (синий + желтый), оранжевых (красный + желтый), сиреневых (синий + красный), а также как обращаться с белилами для получения мягких и нежных оттенков.

А это тебе знакомо? Знакомство с формами природы, их своеобразием и выразительностью можно продолжить, рассматривая вместе альбомы, слайды, фотографии, гербарии и коллекции бабочек, минералов, ракушек, марок с изображением рыб, животных, растений и птиц. Эти наблюдения доставляют детям большое удовольствие. Во время таких совместных занятий не обязательно выстраивать подробный диалог, но один вопрос задать необходимо: скажи, что тебе особенно понравилось из всего, что мы увидели?

У нас все получается . Разумеется, занятия предполагают создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо создавать и поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, приветливое и уважительное отношение к ребенку независимо от его успехов. Дети тонко чувствуют и поддерживают юмор. В группе необходимо отказаться от выдвижения и поддержки лидера. Своим, даже неосознанно выраженным, предпочтением одного можно тормозить развитие других.

Развитие эмоций . Развитие в ребенке эмпатических эмоций: сочувствия, сопереживания, содействия, воспитание в нем добрых, гуманных чувств к окружающему поможет оценить "красивое", выявить общность живого и неживого, человека и вещей, им созданных, почувствовать себя частью окружающего мира.

В дальнейшем, вне специальных занятий, необходимо обращать внимание ребенка на страдание или боль животных, вызывая в нем сочувствие, желание прийти на помощь.

Путешествие второе. Цвет

Цвет везде вокруг нас. Умеем ли мы различать оттенки в освещенном по-разному небе - ясном, пасмурном, во время заката, перед грозой? Замечали ли вы, сколько оттенков зеленого цвета на одной лишь небольшой лесной поляне?

Цветные тени . Зима - это снег, и взяв на прогулку с собой яблоко, апельсин или простую варежку, бросьте их на снег - вот когда можно увидеть цветные тени. Рассмотрите их вместе с ребенком. При хорошем освещении достаточно поднести к шее яркую материю или книгу в яркой, однотонной обложке и подойти к зеркалу. Вы увидите цветную тень на подбородке. Такие простые эксперименты запоминаются детям в их первом знакомстве с цветом. Как правило, подобные занятия дают толчок детскому воображению, которое начинает работать в этом направлении, придумывая свои собственные игры.

Восприятие цвета . Знакомство с цветом для маленьких детей - это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны. Сегодня мы знаем, что восприятие у взрослых людей очень индивидуально, зависит от настроения, различается у мужчин и женщин. Что же важно знать, занимаясь с ребенком?

Прежде всего надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый - это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый - грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.

Из 70 опрошенных нами детей 68 предпочли пять цветов: красный, голубой, розовый, желтый, оранжевый. И только 2 - фиолетовый и черный. Известно, что человек, нуждающийся в физическом отдыхе, эмоциональном покое инстинктивно выбирает темные тона. Если же организм нуждается в отдаче энергии путем направленной вовне активности или интеллектуального творчества, то выбор падает на теплые, яркие тона.

Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: "зеленая трава", "голубое небо", "синее море". В самих этих сочетаниях угадываются "штампы", или "сенсорные эталоны", выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими "сенсорными эталонами". С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.

Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах "детского восприятия", то есть ориентироваться на 4-6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.

Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика - все это пути и способы исследования окружающего мира.

Цвет и звук . Дошкольный возраст - это самое подходящее время, чтобы дать ребенку почувствовать, как близки понятия звука и цвета. Задумывались ли вы о том, как звучат цвета, или, если так можно выразиться, какого звука каждый цвет? Согласны ли вы с такими наблюдениями:

  • "Желтое есть типично земная краска. Желтое нельзя особенно углубить. Повышение желтого звучит как труба, в которую все сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар.
  • Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее даст элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали.
  • В музыкальном изображении светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее - виолончели. Все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа..."

Этот небольшой фрагмент из статьи Василия Кандинского "О духовном в искусстве" приоткрывает нам еще один путь знакомства со свойствами цвета. Можно ли ввести в этот чудесный мир ребенка? Как это сделать? Играем в "Лоскутки и колокольчики" (см. с. 69).

Занятия-игры по развитию восприятия цвета и формы у детей 4-6 лет являются хорошей подготовкой к посещению музеев, знакомству с произведениями искусства.

Путешествие третье. Музей

Мы знаем, что маленькому ребенку при знакомстве с новым объектом необходимо входить в контакт с ним.

Лицом к музею . Наше первое знакомство с музеем начинается еще на улице, перед фасадом здания. Если здание музея дворцового типа, особняк или деревянный дом с красиво выполненным декором, необходимо обратить внимание на все детали оформления. Можно задать несколько вопросов: знает ли ребенок, что такое музей, что в нем находится, хочет ли он посмотреть, что там, как выглядят скульптуры и картины? Такой прием в музейной педагогике называется актуализацией. Конечно, на все вопросы вы ответите сами, но вы наверняка возбудите в ребенке интерес - основную движущую силу познания нового. Путешествие детей в чудесную страну - музей, где все красиво и необычно, будет продолжаться и в залах. Дошкольники постепенно познакомятся с убранством комнат - росписями стен и потолков, полами, выложенными паркетом или мрамором, торжественными дверями, украшенными бронзой, дверными ручками... Детям предлагается игра-поиск красивого в музее, во время которого они вспоминают, сравнивают: на что похоже, что напоминает, и обживают новое пространство со знаком "плюс".

В каждом музее, устроенном с любовью, можно найти "красивое" - резные наличники окон, гладкую поверхность отполированного дерева, цвет стен; даже поскрипывающие ступеньки лестницы могут дать возможность пристального вглядывания, вслушивания и любования, то есть всего того, что создает неповторимость именно этого места.

В первый раз можно познакомить детей с убранством музея в целом (особенно если музей небольшой) и дать возможность, придя домой, порисовать. Хотя желание у ребенка может прийти и позже.

Можно избрать и другой путь - полюбоваться убранством одного зала и перейти в другой с картинками или скульптурой на тему древнегреческих мифов, с сюжетами сказок.

Ожившая статуя . Наблюдая за детьми в залах музея в тот момент, когда они рассматривают незнакомый рельеф, скульптуру, можно заметить, что они спонтанно пробуют принять позу статуи.

Ребенку недостаточно зрительного восприятия и рассказа взрослого, он использует моторное движение как способ постижения нового. Спонтанное пластическое уподобление - своего рода "ожившая" скульптура или картина.

Антракт . Дети 4-6 лет быстро утомляются, поэтому после первых 10-15 минут лучше сесть на банкетку и рассказать или почитать ребенку миф (заранее подготовьтесь), а затем найти произведение, в котором он передан.

Путешествуя с ребенком по музею, вы в течение 20-30 минут осуществили игру-поиск, почитали, поиграли в ожившую скульптуру, порисовали и, таким образом, использовали еще один педагогический прием - смену разных видов деятельности. Переключение снимает усталость, однако, впечатлений так много, что лучше не перегружать малыша и, уходя из музея, обязательно дать ему перекусить заранее приготовленными яблоком или бутербродом.

За 20-30 минут первого знакомства с музеем ребенок должен почувствовать главное - в музее много нового, интересного, здесь можно заниматься любимыми вещами - играть, слушать сказки, рисовать. Если у вашего чада появится устойчивое желание прийти сюда еще раз, значит ваши усилия не пропали даром.

Про живопись . В следующий раз можно продолжить знакомство с музеем в залах живописи.

В возрасте 4-6 лет дети легко усваивают понятие жанров - портрет, пейзаж, натюрморт. Но важно знать, что они воспринимают картину не в целом, как взрослые, а через детали. Если вы попросите рассказать ребенка, что изображено на картине, он очень скупо будет перечислять то, что видит, радуясь, узнавая знакомые предметы. Часто дети обращают внимание на второстепенные для произведения, но эмоционально значимые для них детали, так как они являются толчком для ассоциаций, связанных с их личным опытом.

Так, например, в картине французского художника XVII века Клода Лоррена "Похищение Европы" дети отмечают девушек, плетущих венки, корабль и камень на переднем плане, который огибает струя воды, образуя бурунчики. Дети сразу вспоминают о лете, рассказывают, где и с кем его проводили и "тоже видели камень и как вокруг него маленькие волны..."

Воспоминания о лете, как правило, самые приятные для детей. Часто сюжет картины, давая толчок к этим воспоминаниям, провоцирует еще одну особенность детского восприятия, которую можно назвать самопроекцией. Так, у картины Клода Моне "Стог сена в Ниверии" дети как бы помещают себя в картину, они говорят о том, что им нравится - стог сена, потому что в нем можно прятаться или съезжать сверху; они воображают себя персонажами картины, и это помогает им на эмоциональном уровне почувствовать художественный образ - летний день, длинные тени от деревьев, трава и цветы - все это манит ребенка "войти" в художественное пространство, стать ее частью.

Другие музеи . Не менее интересными для детей могут быть походы в естественно-научные музеи. Каждый музей обладает своей спецификой, говорит с нами своим особенным языком. Естественно-научные музеи - Биологический, Зоологический, Палеонтологический с заложенной в них идеей развития всего живого на Земле учат нас логике и обобщению, тогда как художественные обращаются в первую очередь к нашим чувствам и эмоциям.

Возвращаясь к вопросам, поставленным в начале статьи, мы думаем, что теперь вы сами сможете ответить на них.

Н.Л. Кульчинская, кандидат пед. наук, искусствовед
А.А. Кульчинская, художник-педагог
Статья из журнала "Человечек"

Комментировать статью "Я поведу тебя в музей? Как подготовить ребенка к первому походу в музей"

Мы со своими детьми 6 и 9 лет (на тот момент) пошли конкретно в Египетский зал, до этого что-то они посмотрели про мумии и очень их это интересовало. Для среднестатистического ребенка Эрмитаж (Русский музей тоже, но в меньшей степени) - слишком огромное, визуально...

Обсуждение

По поводу Эрмитажа с детьми и вообще посещения Эрмитажа: всё возможно и даже будет детям интересно, если поставить конкретную цель - что посмотреть. Одно дело пробежаться по залам и сказать "я был здесь", но при этом понятно, что по всему пробежаться невозможно и утомительно, а другое дело конкретные залы. Мы со своими детьми 6 и 9 лет (на тот момент) пошли конкретно в Египетский зал, до этого что-то они посмотрели про мумии и очень их это интересовало. Потом в нашем плане был зальчик, посвященный войне 1812 года (как я поняла, это не постоянная эспозиция), и поскольку у старшей в школе как-то эту тему затрагивали, то пошли туда. Потом в тронный зал (ну,понятно, что детям это интересно), ну и папа захотел посмотреть импрессионистов. На большее не хватило ни детей, ни взрослых, но при этом остались незамученными и довольными. Я считаю, что любой большой музей только так и можно смотреть.
Наши друзья, сами питерцы, только так и посещают. Съездили, например, в Голландию - побывали там в музеях живописи - захотелось посмотреть коллекцию голландцев в Эрмитаже и тд и тп.
И вот только один минус у Эрмитажа: очень плохо там организовано со входом и билетами.

Если у вас редкие, просто исключительные 5-летки, предпочитающие тихое разглядывание картин и предметов интерьера всем развлечениям - вэлкам в Эрмитаж. Для среднестатистического ребенка Эрмитаж (Русский музей тоже, но в меньшей степени) - слишком огромное, визуально перенасыщенное и непонятное место. Просто жалко целый день из недолгой поездки тратить на то, что ребенка не обрадует, а только утомит, скорее всего.
Я основываюсь на собственном опыте, мы прожили в Питере 5 лет: мои 2-3 класс (сестре, соответственно, было 4-5 лет) и мои 9-11 классы (сестра была в 3-5). Родители у нас очень активные, мы побывали везде, но если Петергоф я "из детства" вспоминаю с восторгом, как необыкновенное, волшебное место, то про Эрмитаж я помню три вещи - невообразимого размера очередь, лестница и гудящие ноги. Конечно, в более старшем возрасте я "прониклась", но в 5-7 лет мне это точно было не надо.
Проверено на моей дочке - музыкальной, рисующей, обожающей ходить по музеям - в 8 лет, когда мы в Питер на 2 дня приехали, я даже и не предлагала ей туда сходить (зато Зоологический музей и шоу дельфинов у нас "на ура" пошли). В 12-13 лет Эрмитаж в ее планах на 2-недельную поездку в Питер стоял на первом месте (на втором - японская выставка в музее артиллерии:), а Петергоф - на третьем). Через час-полтора "прогулки" по нему детка заныла, что больше не может и зачем ее вообще сюда понесло, лучше бы просто по городу лишний день погуляли... и, вспоминая себя, я ее понимаю.

Консультация для педагогов и родителей, в которой даются рекомендации как подготовить ребнка к посещению музея. Она поможет взрослому подготовить вопросы к ребенку, настроит его на нужный лад, выстроить план посещения музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С МУЗЕЕМ?

Горлевская Е.Л., старший воспитатель

МБДОУ детский сад 58, г. Апатиты

Самое важное - верно выбрать музей для первого посещения. Нужно исходить из интересов ребенка: то, что интересно взрослым, может не заинтриговать дошкольника. Когда выбор музея сделан, нужно предупредить ребенка о ваших планах. Для дошкольника очень важно знать, что грядет значимое событие, первый раз в музей ребенок должен идти подготовленным, чтобы он был готов воспринимать новую информацию, проникся новыми впечатлениями. Для похода в музей необходимо выбрать день, свободный от других значимых событий. Так, нельзя вести ребенка в храм муз «в подарок» на день рождения , нельзя совмещать его с днем знаний и т.д.

Итак, особый день настал, и вы за руку со своим дошкольником идете в Музей. Идеальным вариантом первого посещения музея могла бы стать экскурсия по экспозиции под руководством опытного специалиста, который хорошо знакомы с особенностями детского восприятия и для него не составит труда показать и рассказать вашему ребенку все самое интересное и в то же время доступное детскому пониманию.

Если же вы решили провести время в музее вдвоем с ребенком, потребуется дополнительная подготовка – и взрослого, и ребенка. Но эти вложения обязательно окупятся хорошим настроением, новыми знаниями, совместной деятельностью с маленьким человеком. Родитель должен помнить, что экскурсия по музею для дошкольника не может превышать 40 минут, иначе внимание будет рассеиваться, и в итоге вместо веселого заинтересованного ребенка из музея выйдет капризный уставший от большого объема новой информации и впечатлений человек. Помните, пусть лучше у ребенка останется небольшой «эстетический голод», нежели он настолько переполнится новым, что еще долго не захочет сходить в музей вновь.

За некоторое время до «выхода в свет» можно показать ребенку открытки с изображением известных музеев – Эрмитажа, Русского музея, музея им. Пушкина, провести цикл занятий по данной тематике. На которых расскажете, что музеи бывают очень разные по содержанию, их экспозиции рассказывают о самых разных вещах, событиях и даже людях.

Подготовьте ребенка к тому, что в музее его встретят сотрудники заведения. Дошкольнику интересно будет узнать, что работников музея называют смотрителями и хранителями. Почему? Пусть ваш малыш попробует сам выдвинуть версии. Не забудьте приобрести билет и предъявить его на входе, поздороваться со смотрителем, познакомиться со схемой расположения экспозиций. Дайте ребенку время осмотреться, привыкнуть к необычной атмосфере. Все может показаться удивительным – люди передвигаются по выставочным залам тихо, разговаривают шепотом, ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Спросите у ребенка, почему в музеях не разрешают трогать экспонаты. Вспомните правила поведения в музее, предположите, что может случиться с ценными историческими экспонатами, если их будет брать в руки каждый, кто захочет? Сохранятся ли они сотни лет, чтобы радовать наших потомков? Можно показать ребенку какой-либо экспонат и рассказать, что любоваться на него приходила еще его бабушка – вот как долго в музеях живут предметы!

А теперь можно приступить к знакомству с экспозицией.

У дошкольников чаще всего вызывает живой интерес декоративно-прикладное искусство (ДПИ), потому что выставка ДПИ всегда яркая, необычная, соответствующая детскому позитивному мировосприятию.

Особое внимание взрослого нужно обратить на то, что в памяти малыша вряд ли останется хоть какая-то информация, если по залам музея просто ходить и рассматривать выставленное. Ребенку необходимо «приблизить, присвоить» каждый предмет, и помочь ему в этом – задача взрослого. Как это можно сделать? Безусловно, методы зависят от того, с какими экспонатами мы работаем. Но в любом случае можно:


1. Попросить придумать название картине, скульптуре, композиции. Обосновать его

2. Спросить, какие чувства испытывает ребенок, рассматривая экспозицию.

3. Придумать совместно сказку или историю, которая могла бы произойти с увиденным.


4. В картинном зале попросить ребенка выбрать самую радостную, самую, на его взгляд, грустную и т.д.


5. В музее техники можно попытаться выстроить хронологию появления технических «новинок», попробовать угадать, для чего используется тот или иной агрегат.

6. Дети очень много информации получают через ощущения тела. Поэтому полезным и забавным бывает упражнение «изобразить», скопировать то, что малыш видит. Особенно хороши такие задания при рассматривании скульптур или жанровых сценок.

Алла Фишелева рекомендует строить знакомство с экспозицией музея по принципу контраста, то есть переходить от мелких экспонатов к крупным, от выполненных в металле к деревянным, от картин к скульптурам. Это необходимо для внесения разнообразия и предотвращения преждевременной усталости у детей.

Не ставьте своей целью осмотреть весь музей за один раз, помните, что впереди еще «домашняя работа».

Для чего она необходима? Чтобы у ребенка осталось «послевкусие», чтобы знакомство с миром прекрасного не оборвалось сразу за порогом музея. Для поддержания интереса у ребенка надо совсем немного: если вы знакомились с предметами декоративно-прикладного искусства, можно дома прочитать сказы Бажова, если ходили в музей кукол – рассказать домашним куколкам об их предшественницах, о том, в какие куклы играли мамы и бабушки, нарисовать понравившийся экспонат и т.д.
В любом случае интересным моментом в общении взрослого и ребенка может стать сочинение сказки «Однажды в музее»: «Каждый вечер после закрытия музея вещи оживают и рассказывают друг другу свою необычную историю: как они жили до того момента, когда люди принесли их в музей, как оказались здесь… Однажды свою сказку рассказал …».


Ивановский краеведческий музей развивает программу «Доступная среда» и начинает проводить экскурсии для людей с ограниченными возможностями здоровья. Первое «Знакомство с музеем» решили провести для членов Ивановского общества слепых. У этих особых посетителей и экскурсия специальная. Для них отменяется правило «руками не трогать». Ведь только прикосновениями некоторые из них могут оценить предметы искусства. Поэтому обзорная экскурсия под названием «Знакомство с музеем» - во многом экспериментальная.

«Можно будет действительно позволить людям к этим предметам прикоснуться, их ощутить, представить в пространстве. А, значит, для них экскурсию превратить не просто в рассказ, который они воспринимают на слух, а позволить им стать полноценными участниками этого», - говорит Марина Пророкова, сотрудник Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Больше всего возможностей для тактильного изучения - в зале арсенала. Тут буквально все находится в открытом доступе, ведь экспонаты сделаны из прочных материалов и, к тому же, многие вещи реконструированы и не вызывают у экскурсоводов страха прикосновений. Посетители с удовольствием узнают историю огнестрельного оружия и даже делают для себя неожиданные открытия.

«Я даже не представлял, что пушки могут быть такими маленькими. Я представлял, что пушки - это что-то такое большое, и для меня это было открытием. Здесь уже можно не только представить, но и потрогать руками. И уже я более четко представляю себе, что это такое, и как раньше вообще воевали», - говорит Алексей Назаретский, председатель Ивановского отделения ВОС.

Многие экспонаты, конечно, находятся под стеклом, и тут уже ничего не поделать. Зато даже внутренняя архитектура музея становятся частью программы, ведь всевозможные фрески, колонны и двери здесь тоже имеют собственную историю. Организаторы постаралось максимально расширить «Знакомство с музеем» и показать как можно больше интересного на всех выставочных этажах.

«Мы сначала разработали экскурсию, вернее, адаптировали нашу обычную экскурсию для вот таких людей и предложили им такой вариант. Они охотно откликнулись. Это наш первый такой пилотный проект, дальше мы намерены продолжать в этом же направлении, и попытаемся работать и с другими категориями с ограниченными возможностями», - говорит Сергей Конорев, директор Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Кстати, идеей проведения таких экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья с ивановским музеем поделились коллеги из Палеха. Удивительно, но так же, наощупь, посетители с удовольствием знакомились с лаковой миниатюрой.

Как и к любому путешествию, к визиту в музей желательно готовиться заранее. Попробуйте для начала посетить небольшую выставку, рассчитанную на детское восприятие. Это можно сделать, когда ребенку исполнится 2 года. Но имейте в виду, что даже ученики младшей школы не способны выдержать 10-минутной экскурсии, если они в ней активно не участвуют. Первый поход в музей неплохо предварить кратким анонсом - куда вы идете и что хотите увидеть. Создайте у маленького экскурсанта особое настроение. Поставьте ему интересную задачу: «Сегодня мы должны выяснить, сколько ножек у сороконожки». Не забудьте рассказать ребенку о правилах поведения в музее и объяснить, почему там нельзя громко разговаривать, бегать и шуметь. Возможно, для первого посещения вы выберете такие площадки, где посетителям разрешается трогать экспонаты руками. Идеальный вариант, если сотрудники музея проводят с малышами игровые занятия. Если такой возможности нет, покажите своему ребенку наиболее яркие экспонаты музея или посвятите свой визит какой-то одной теме. Позаботьтесь и о том, чтобы не нарушить привычный для ребенка режим дня: утомленный малыш будет хныкать и капризничать, и осмотр экспозиции не принесет ему удовольствия.

В какой музей пойти с ребенком?

Какой же музей выбрать? Если вы уже побывали в зоопарке, то интересно будет посетить естественно-научный музей, где ребенок сможет узнать о происхождении животных, увидеть останки древних млекопитающих и ископаемые окаменелости. Экспозиция государственного Дарвиновского музея в Москве рассчитана на посещение детей разных возрастов, в том числе и дошкольников. В залах, посвященных разным формам жизни на Земле, представлены древние обитатели разных частей света. Наверняка огромное впечатление на ребят произведет история жизни динозавров. Малышей завораживает, когда динозавры начинают двигаться… Знает ли ваш ребенок о животных, которые обитают сегодня на территории Московской области? Вы откроете даже для себя много нового, осмотрев витрины о фауне этого региона. Свето-видеомузыкальная программа «Живая планета» расскажет о происхождении жизни на Земле.

Музейщики придумали немало забавных затей. К примеру, какой малыш не захочет взвеситься на «живых весах и узнать, сколько он «потянет» в медведях, слонах или мышах. На память об экскурсии не забудьте купить тематические путеводители, буклеты-раскраски. Немаловажно для посетителей с малышами наличие в музее детского уголка и буфета. Любознательный ребенок не будет скучать и в московском Палеонтологическом музее. Еще бы - там можно увидеть скелет мамонта и останки животных, которые миллионы лет назад населяли нашу планету. Юные экскурсанты могут принять участие в конкурсе детского рисунка. Музей расположен в чудесном парке бывшей дворянской усадьбы Узкое, где вы можете погулять. Хотите превратить поход в музей с ребенком в семейное приключение? Тогда отправляйтесь в московский Биологический музей им. К.А. Тимирязева. В «комнате открытий» ваш ребенок получит возможность рассмотреть музейные экспонаты и потрогать их. Где же еще представится возможность подержать в руках бивни мамонта и прикоснуться к морской звезде! Или надеть на себя череп гигантской черепахи и даже поползать, надев его на себя? Кроха узнает, как устроены листья растений и крылья бабочки, рассмотрев их под микроскопом. Дети и родители с удовольствием участвуют в игре «Семейный лабиринт». Выполняя несложные задания, маленький почемучка сможет расширить свой кругозор. В Санкт-Петербурге посетите Этнографический музей. Осмотр его коллекций даст вашему ребенку возможность узнать поразительные подробности о быте, традициях и обычаях народов нашей страны. Где и как живут оленеводы? Как обрабатывали землю в средней полосе России в прошлом? Как делали ткань и одежду древние славяне? Обо всем этом рассказывают богатые экспозиции. В музее проводят экскурсии, на которых ребят знакомят с устройством русской избы, разновидностями народного костюма и многим другим.

В детском клубе «Крошка-этнограф» можно увлекательно провести время всей семьей. Строгие музейные правила здесь не действуют: трогать руками и исследовать экспонаты можно! При музее работает «Школа ремесел», где каждый может вылепить горшок из глины на гончарном круге или сплести корзину из прутьев.

«Богатырские» забавы

В Омском государственном историко-краеведческом музее, помимо экспозиции, рассказывающей о природе и истории Западной Сибири, работает интерактивная выставка «Старая крепость». Маленькому посетителю есть где разгуляться! В игровой форме дети изучают историю родного города: чистят чугунную пушку, звонят в колокол, поднимаются на крепостную стену, предаются «богатырским» забавам. Есть в музее и рабочая зона, где малыши рисуют. Рисунки вы заберете с собой либо можете подарить их музею. Посещая клуб «Юный этнограф», дети не только узнают о многообразии народов, населявших Сибирь, и особенностях их культуры, но и самостоятельно проводят небольшое этнографическое исследование. Можно также принять участие в создании и оформлении собственной выставки.

Практически в каждом городе есть краеведческий музей, который хранит немало редкостей. Сходите в этот музей с ребенком , и вы расширите не только его кругозор, но и ваш собственный. Ведь в таких центрах, посвященных истории конкретного района или местности, собраны уникальные коллекции минералов, богатейшие гербарии и исторические предметы, которые характеризуют быт и ремесла наших предков.
Излишне говорить, что именно такие сведения делают то место, где человек родился, особенно дорогим для него.

Людмила Погодина

Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны. Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту , где родился человек, поэтому одной из важнейших задач своей работы с дошкольниками мы считаем возможность как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле , интерес к истории своего края, города . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, направлен на решение задач формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа. В этом педагогам может помочь довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика . Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде , умения получать информацию непосредственно от экспонатов . Методы музейной педагогики , используемые в процессе образовательной работы в детском саду способствуют развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка, позволяющей укоренить в сознании детей такие понятия как история, традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству.

Организуя работу по совершенствованию традиционных форм, разработке инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области музейной педагогики мы определили одной из основных задач работы ДОУ - культурологическое воспитание детей в процессе приобщения к истории родного города (к 330-летию города Сызрани , итогом которой станет смотр-конкурс мини-музеев о Сызрани .

Начиная работу в данном направлении, определили основные задачи деятельности педагогического коллектива по использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми : знакомить с историей своего города , его достопримечательностями; учить видеть и оценивать историко-культурное окружение; расширять кругозор, развивать способность воспринимать музейную информацию , понимать «язык» музейной экспозиции ; воспитывать любовь к родному краю , уважение и бережное отношение к традициям предков.

При включении основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения мы учитывали следующее : введение краеведческого материла в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам; развитие музейной педагогики , дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего; осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории , культуре, природе родного города ; привлечение детей и родителей к участию в городских праздниках с тем , чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (ярмарка, выставка, праздник «Сызранский Помидор» , «Серебряные трубы Поволжья» и др., создание такой развивающей среды в группе и ДОУ , которая способствовала бы развитию личности ребенка с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта , предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);

В процессе организации краеведческой работы мы опирались на мнение Н. Н. Поддьякова, считавшего, что важна не только рационализированная взрослым «зона ближайшего развития» , но и те «неясные, сверхподвижные знания, образы, представления» , которые намечают «дальние горизонты развития» , для чего всегда старались создать педагогически значимый образ взрослого-воспитателя :

Помогающего детям выстроить мир своего сообщества и собственные деловые, игровые, нравственные, мировоззренческие отношения (творческая игра «Экскурсионное бюро» , игра «Путешествие по Сызранскому Кремлю» , рисование, конструирование «путешествие» по карте и т. д.);

Идущего вместе с ребенком к чему-то, что одинаково интересно и по-своему непонятно каждому из них (история рождения крепости и города Сызрань , старинные здания, фронтовики-сызранцы, промышленность в нашем городе , растительный и животный мир Сызрани и т. д);

Выясняющего взгляды, мнения, оценки детей и ведущего с ними обсуждение увлекающих детей вопросов и загадок (наш город будущего , любимые места, моя семья, интересные ремесла, городские праздники и т . д.);

Занимающегося рядом с детьми своим делом, но привлекающего их внимание обстановкой, содержанием, стилем этого дела, своим отношением к нему (изготовление макетов Сызранского Кремля, кукол-оберегов, оформление фотовыставки, альбомов и т. д.).

В каждой возрастной группе был создан свой мини-музей о родном городе , который стал результатом общения и совместной работы воспитателя , детей и их семей . Педагогами подобраны наглядные и методические рекомендации по ознакомлению детей с историей основания и строительства Сызрани, достопримечательностями, объектами социальной сферы города . Сделана подборка стихов, песен, рассказов о городе Сызрани . Руками педагогов , детей и родителей были изготовлены интересные экспонаты : макеты Сызранского Кремля, железнодорожного вокзала, причала, Сызранского драмтеатра, Центрального рынка, детского парка «Гномик» , вертолетного училища, микрорайона детского сада; поделки «Сеньора Помидорка» , «Герб г. Сызрани» , куклы в национальных костюмах, картинная галерея о Сызрани.


Особо хочется выделить мини-музей кукол-оберегов народов Поволжья, созданный воспитателем старшей группы. Педагог считает , что кукла-игрушка является неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания, познания соцокультурных ценностей ребенком, развивает его интеллект, эстетический вкус, дает навыки общения. А ещё дети сами делают куклы в кружке «Умелые ручки» . Не используя иголку и ножницы, дети с удовольствием смастерили из лоскутков ткани кукол «Колокольчик» , «Пеленашку» , «Веснянку» .

Экскурсии по мини-музеям проводили сначала воспитатели, а потом и «дети-экскурсоводы» устраивали экскурсию в свой музей , рассказывая об экспонатах. Они включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с культурой поведения в музее , т. е. приобретают умения и навыки общения в процессе музейной коммуникации . Основной формой организации работы с детьми считаем игру, театрализованные экскурсии - путешествия и продуктивную деятельность. Практика показала, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей и родителей . Родители наших воспитанников – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса.

Опыт использования мини - музеев в ДОУ с целью социокультурного развития дошкольников приносит результаты. Дети знают, что такое музей , правила поведения в нем, с удовольствием принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Активно используя средства музейной педагогики в познавательной , продуктивной, игровой деятельности, дети значительно расширили своё представление о родном городе Сызрани , историческом, культурном, национальном, природном своеобразии родного региона .

Литература :

1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) . - М.:УЦ «Перспектива» , 2011г.

2. Мой родной дом . Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005

3. Лебедева С. А., Перлова С. Н., Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики : Метод, рекомендации. Шуя, 2012.

4. Кто есть кто в Сызрани. Справочно-энциклопедическое издание. – «ЗАО «Навигатор-Ф» , 2001

5. Книга-альбом «Сызрань» . – Сызранское полиграфобъединение, 2000.