Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Литературно-музыкальная гостиная как одна из форм внеклассной работы с учащимися. Программа курса внеурочной деятельности "музыкальная гостиная"

Литературно-музыкальная гостиная как одна из форм внеклассной работы с учащимися. Программа курса внеурочной деятельности "музыкальная гостиная"

Иванова О.А.

В конце 90-х годов XX века в Российском обществе из-за переосмысления ценностей обострились многие социальные проблемы, в том числе: потеря нравственных идеалов, престижа высокого искусства, в том числе высокой музыки.

А между тем, как говорил В.О. Ключевский: «… искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение». Поэтому забота о пропаганде высокого искусства становится особенно актуальной.

Именно поэтому в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г. о. Самара возникла идея музыкальной гостиной как формы организации досуга, в которой органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, это способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, оказывать взаимопомощь, сотрудничать. Дети с удовольствием участвуют в любой досуговой деятельности. Сама новизна позиции учени­ка обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней.

Воспитание рассматривается педагогом как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Педагог – соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше:

  • Соучастник совместной деятельности (Что делаем?);
  • Стратег деятельности (Зачем делаем?);
  • Инструктор (Как делаем?);
  • Опора (Как легче это сделать?);
  • Уход в тень (Кто это делает?);
  • Корректировщик деятельности (На каком культурном уровне идет работа?)

Педагог представляет культурные ценности как ценностный объект, доступный и восприятию, и пониманию, и оценке ребенка.

В России организация гостиных (салонов) как формы творческих встреч людей, интересующихся какими-либо социально-гуманитарными и литературно-художественными проблемами, носила достаточно распространенный характер в XIX веке, особенно в виде литературно-музыкальных гостиных. Объединяющими для творческого общения в салонах всегда были идеи радения за судьбу России, осмысления богатейшего исторического наследия, развития патриотизма и самосовершенствования.

Музыкальная гостиная, наряду с филармонией, успешно наполняет духовным светом подрастающее поколение, заполняет вакуум эстетического воспитания и творческого общения. Здесь дети узнают новое для себя о музыке и композиторах, делятся своими знаниями и мастерством.

Музыкальные гостиные не рассчитаны на быстрый педагогический результат, но рождают эмоциональный отклик в детских сердцах, открывают новые возможности для формирования эстетического и нравственного отношения к окружающему миру.

Тематика музыкальных гостиный рассчитана на детей от 10 до 13 лет. Предоставляемый материал состоит из пяти циклов:

  • Творчество композиторов-классиков;
  • История музыкальных инструментов;
  • Жанры музыкального искусства;
  • Мы – россияне;
  • Музыка и литература.

Целью организации и проведения музыкальных гостиных является : создание условий для формирования духовно-нравственных качеств эстетически развитой, творчески активной личности средствами художественно–эстетического воспитания.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • Познакомить воспитанников с лучшими образцами музыкальной культуры и дать им представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • Познакомить детей с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • Познакомить воспитанников с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию;
  • Приобщить воспитанников к проведению содержательного досуга. побудить их к самосовершенствованию, реализации личностных возможностей.

В организации музыкальной гостиной как формы досуга используются следующие методы:

  • игровые (игровой тренинг);
  • методы театрализации;
  • соревновательные;
  • методы сотрудничества;
  • методы воспитывающих ситуаций (проблемные ситуации, коррекции поведения, метод дилемм) ;
  • импровизации.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это от­ношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Игровые тренинги выполняют следующие функции :

  • коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
  • развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности;
  • воспитательная функция – воспитание умений проявлять различные личностные качества в игровых моделях, адекватных жизненным ситуациям.

Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные обсуждения, дискуссии, активизирующее общение.

Методы воспитывающих ситуаций заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей. К ним относятся проблемные ситуации , создаваемые взрослыми в процессе проведения музыкальной гостиной. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответ­ственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Методы воспитывающих ситуаций способствуют тому, что взрослые в доверительном общении с детьми формируют жизненное мировоззрение и жизненные позиции, основанные на общечеловеческих ценностях.

Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать положительный пример. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Метода дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. Дилемма – это ситуация морального выбора. К каждой дилемме разра­батываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Например, предлагая на выбор учащимся варианты ответов, акцентировать внимание на глав­ном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?».

Ведущим педагогическим методом воспитательной деятельности является педагогическая поддержка, которая позволяет максимально включить воспитанников в процесс сотворчества с композитором, ведущим, исполнителями.

В результате участия в музыкальных гостиных учащиеся:

  • знакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры и получат представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • знакомятся с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • знакомятся с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию.
  • приобщаются к посещению музыкальных гостиных как форме проведения содержательного досуга.

Возрождение престижа высокой музыки как необходимого условия формирования духовно зрелой, образованной и социально значимой личности будет способствовать повышению культурного уровня, формированию мировоззрения, гражданской и нравственной позиции, воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие Родины.

Введение

Развитию интереса к самообразовательному чтению способствует организация творческой формы деятельности. Творческая форма деятельности – нестандартна, нетрадиционна, многомерна. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Такие формы деятельности, как литературная гостиная, превосходят качественный потенциал обычных уроков, уроков по внеклассному чтению, уроков-игр, семинаров.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей является своеобразным зеркалом культуры и образованности человека.

Как авторы разработки, мы предполагаем, что такое мероприятие, как литературная гостиная, можно проводить 1-2 раза в год, учитывая разные возрасты школьников. Ориентирована литературная гостиная не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Темы литературных гостиных были выбраны неслучайно. В 11 классе на уроках литературы учащиеся знакомятся с поэтами Серебряного века. В число этих поэтов входит и Сергей Александрович Есенин, и Анна Андреевна Ахматова. Учебная и внеурочная деятельность повышает мотивацию учащихся к проблематике произведений поэтов. Содержание занятий было отобрано из одной из трех форм организации учебного процессавнеклассной работы. Критериями, определяющими своеобразие этой формы, являются следующие:

  • добровольное участие учащихся класса;
  • учет индивидуальных способностей и склонностей;
  • содержание гостиной зависит от инициативы учащихся;
  • выбор подходящих по тематике произведений.

Проводя гостиные, мы преследовали следующие цели:

Образовательные цели:

  • овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэтов;
  • обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного сюжета;
  • формирование конкретных и прочных знаний о поэте и его произведениях;
  • установление взаимосвязей личности и творчества поэта.

Развивающие цели:

  • пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств;
  • выработка внимательного отношения к литературному тексту;
  • раскрытие творческих способностей учащихся.

Воспитательные цели:

  • развитие духовного мира старшеклассников;
  • создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике поэтов Серебряного века, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их произведениями;
  • помочь учащимся понять, что такое душа и почувствовать душу поэтических творений.

Оригинальность разработки заключена в следующем: школьникам в гостиной предложены не общеизвестные факты из жизни поэтов, а представлены жизнь А. Ахматовой и Н. Гумилева в виде их воспоминаний и женщины, которым Есенин посвятил целый цикл своих стихов.

Разработки целесообразно применять после изучения творчества С. Есенина и А. Ахматовой, в 11 классе. Рассчитана разработка на учеников 11 классов, но целесообразно привлекать и учеников 10 класса. Целесообразна такая форма работы в классе со средним или сильном уровнем успеваемости. Разработки расширяют учебную программу по литературе.

Материально-техническая база для проведения подобных форм занятий – просмотр презентации, прослушивание романсов, положенных на стихи поэтов.

Мы включили в гостиные такие формы общения с учащимися: выразительное чтение вслух, чтение наизусть.

Основная часть

Школа является первой организованно-действующей средой, длительное время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа развития: детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействия среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды.

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Внеклассная работа по литературе считается одним из источников духовно-нравственного воспитания школьни­ков.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. Система внеурочной воспитательной работы по литературе представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Мы много говорим сейчас о том, как при жесточайшем дефиците ча­сов на изучение русской литерату­ры сохранить нравственно-эстетичес­кий потенциал этого предмета, вли­яющего на становление личности и позволяющего в век рационализма пробуждать в ученике интерес к чте­нию, к настоящей книге, к писате­лю. Такие возможности мы видим не только в уроке, но и в умело организованной внеклассной работе, если в ней активное участие принимают учащиеся, которые получают от учи­теля интересные и посильные зада­ния.

Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести и литературно-музыкальные гостиные.

Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.

Вместе с тем, это достаточно сложная форма работы, как для подготовки учителя и библиотекаря, так и для восприятия школьников. Наиболее целесообразно проводить ее с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музыкальной гостиной, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным или включаться тихим фоном.

Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, т.к. трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Однако, здесь можно возразить. Активная деятельность школьников может проявляться на различных этапах работы. Например, когда текст композиции составляется самими школьниками, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество школьников. Наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.

Иногда школьные библиотеки проводят литературные вечера или встречи в литературно-музыкальной гостиной. Это сложная и деликатная работа, которую целесообразно проводить совместно с учителем литературы и предметов художественно-эстетического цикла. Подготовка такого мероприятия требует значительного времени. Перед проведением вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. Под официальной частью мы подразумеваем доклад или сообщение. Однако, вместо доклада можно включить просто краткое вступительное слово учителя или библиотекаря.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп.

В нашей школе внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию.

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо.

Предмет «литература» соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика, как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Огромную роль в личностном развитии подростков играет их восприятие литературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могут оказать внеклассные мероприятия, поскольку учитель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят внеклассные мероприятия, имеющие огромную художественную и воспитательную ценность.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода - интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:

  • информационно-предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;
  • деятельно-коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
  • ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Литературная гостиная - форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале.

Мы попытались оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. Поскольку при изучении курса литературы 20 века в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Таким образом, гостиная в нашей школе приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где от лица поэтов и их окружения говорят сами ученики. Здесь возможен разговор «на равных», а значит - и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.

В своей работе мы предлагаем разработки двух литературно-музыкальных гостиных, посвященных поэтам Серебряного века.

Поэзия Серебряного века занимает немалое место в процессе изучения литературы в школе. Актуальность её в процессе становления личности учащегося неоспорима. Сама современность, близость художественного языка к формам современного разговорного языка, актуальность нравственных, бытийных, социальных проблем, затрагивающихся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником.

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная С. А. Есенину, состоялась в 10-11 классах.

Характеристика мероприятия:

  • По охвату аудитории: в гостиной приняли участие 40 учеников 10-11 классов.
  • По содержанию: выбрана тема, посвященная творчеству С. А. Есенина – «Есенин глазами любящих женщин».
  • По форме: преобладает свободное общение

Подготовительный этап

Подготовка началась с определения цели мероприятия - сформировать представление о жизни и творчестве С.А. Есенина.

Ученикам было предложено изучить биографию поэта, прочитать стихи, посвященные женщинам, окружавшим С. Есенина в течение всей жизни.

Ребятам было предложено:

  • определить круг вопросов и обсудить их коллективно;
  • обсудить дату мероприятия;
  • продумать ход мероприятия;
  • оформить аудиторию.

Учениками было решено провести гостиную в октябре, т.к. именно в октябре день рождения русского поэта Сергея Есенина. Перед проведением гостиной ученики школы 5-9 классов нарисовали рисунки, посвященные С.А. Есенину. Рисунки ребят, портрет поэта, сборники стихов Есенина – все это послужило оформлением аудитории.

Этап проведения мероприятия.

Звучит музыкальная заставка, на протяжении всей гостиной звучат романсы на стихи С.А. Есенина. Ученики читают стихи поэта, сообщают неизвестные факты из его жизни. Оформление аудитории настраивало школьников на лирическое настроение, создавало установку на чтение есенинских стихов. Презентация помогала ученикам соприкоснуться с тем миром, в котором жил С.А. Есенин. Портрет автора, выставка рисунков школьников – все способствовало созданию атмосферы непринужденного общения. Музыкальное сопровождение усиливает восприятие произведений Есенина, соответствует настроению его лирических произведений. Романсы, положенные на стихи Сергея Александровича, помогают показать глубину чувств поэта, глубину его отношений с любимыми женщинами.

Гостиную, посвященную А. А. Ахматовой, проводили учащиеся 10-11 классов в октябре следующего года. Мероприятие проходило в три этапа: подготовка, проведение гостиной, этап рефлексии.

Подготовка. На совещании МО русского языка и литературы в мае предыдущего учебного года обсуждаются примерные темы, чаще всего подсказанные самими учащимися. В сентябре темы конкретизируются, уточняются сроки. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места учащихся и гостей. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности.

Создание соответствующего интерьера декорации, костюмы, свечи.

Проведение гостиной.

В рамках внеклассного чтения ученики прочитали и выучили стихотворения А. А. Ахматовой. Литературная гостиная знакомит учащихся с малоизвестными фактами из жизни поэтессы. Литературная гостиная сопровождалась показом презентации.

Оформление аудитории создавало обстановку доброжелательности. Звучание романсов на стихи Ахматовой соответствовало лирическому настроению, помогало раскрыть глубину отношений Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым.

Таким образом, уроки внеклассного чтения являются дополнительным, но тем не менее важным аспектом в воспитательном процессе, поскольку литература, изучаемая на уроках внеклассного чтения, может быть подобрана учителем с учетом вкусов и потребностей того или иного класса, то есть можно говорить о более индивидуализированном процессе обучения по сравнению с общеобразовательной программой.

Заключение

Овладение ценностями – важнейшая воспитательная цель преподавания литературы, игнорирование которой выхолащивает содержание ее школьного курса.

Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами литературы, последовательное и целенаправленное использование ее воспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее. Изучение литературы невозможно без важнейших историко-литературных, художественно-эстетических и духовно-нравственных понятий и представлений («идейно-художественное содержание», «пафос», «идеал», «народность», «национальный характер», «совесть», «долг», «честь» и т.п.). Без всего этого изучение литературы теряет смысл. Не менее важной составляющей литературного образования является отбор произведений для изучения. Базовое условие «измерений» для «классиков» – явное различие хорошего и дурного, добра и зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественных ценностей.

Формирование ценностных ориентаций у детей старшего школьного возраста обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.

Воспитательный потенциал внеклассной работы воспринимается учениками, если учитель создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия литературы школьниками, помогают понять, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие, нравственные убеждения.

Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.

Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога.

Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант, услышать и понять самого себя «в путешествии по времени и пространствам», ощутить мощную познавательную энергию культуры, ибо, как говорил Борис Пастернак, «культура – это плодотворное существование», когда душа поднимается над всеми бездумными делами и жизнь сама по себе становится творчеством.

Уровень высокой культуры художественного произведения ограждают учеников старшего звена от негативных воздействий, переводят в ранг личности.

Не сразу меняется внутреннее состояние души ребят, они учатся задавать вопросы, понимать смысл бытия, красоту и гармонию мира. Искусство художественного слова – это путь к самому себе. Эффект удачного ответа на вопрос изменяет отношение ребят к литературе, приобщает их к чтению, любви к русской поэзии.

Эффективность литературной гостиной трудно поддается изучению. Существуют цифровые показатели - количество присутствующих, выступавших, прочитавших произведение и литературу об авторе до и после гостиной. Однако цифры не всегда позволяют нарисовать полную картину. Трудно учесть степень удовлетворенности читателей, уровень эмоциональных переживаний и т.д.

В настоящее время литературные гостиные проводятся достаточно часто. В несколько сокращенном виде эта форма применяется в клубах по интересам, в циклах литературных мероприятий. Литературные гостиные способствуют углубленному восприятию произведений, выработке у читателя собственного мнения, умения его сформулировать, что является одним из критериев оценки качества.

Цель занятия: Приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает детей и родителей у дверей музыкального зала.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Видите эту дверь, она не случайно похожа на букву «П». Сегодня мы отправимся в музыкальное Путешествие, где нас ждут Представления, Превращения, Приключения.

Двери в музыкальный зал торжественно распахиваются, звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, музыкальный руководитель предлагает всем присесть на заранее приготовленные места.

Музыкальный руководитель: Вот стоят два кресла, в одно сяду я, а в другом уже кто-то сидит. Познакомьтесь: это Гудоня, (воспитатель берет ростовую куклу и руководит ею, сидя в кресле) , вместе с ней мы совершим путешествие в музыкальный зал.

Как-то раз папа взял Гудоню в гости к Маэстро (музыкальный руководитель надевает цилиндр и галстук-бабочку). Маэстро был большим знатоком и любителем музыки и часто устраивал у себя дома музыкальные вечера. Ребята, вы ведь знаете, как люди слушают музыку? (Ответы.) Гудоня, а как ты слушаешь музыку?

Гудоня: Я люблю, когда громко и не очень длинно.

Музыкальный руководитель: Вот что, тебе необходимо поближе познакомиться с музыкой. Прошу!

Гаснет свет, зажигаются свечи. Звучит «Прощальная симфония» Й. Гайдна, отрывок финала.

Музыкальный руководитель:

  • Ребята, вы узнали эту музыку?
  • Кто сочинил ее?
  • Как вы узнали, что музыка прощается с вами?
  • Гудоня, а ты услышала, когда оркестр играл громко, когда тихо, когда музыканты играли все вместе, группами? Нет? Это потому, что ты был равнодушна к музыке.

Гудоня, и вы, дети и взрослые, закройте глаза и слушайте звуки за окном; в комнате, за стеной…

Дети и взрослые перечисляют, какие звуки они услышали.

Музыкальный руководитель:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки - шумовые... (Е. Королёва)

Гудоня: Шум, треск, шорох и шипение…но ведь это совсем не музыка!

Музыкальный руководитель: Правильно! Все это шумовые звуки. Давайте вспомним звуки природы! (Звучит коллаж из звуков природы).

Эти звуки от человека не зависят. Но про помощи разных приспособлений - шумовых инструментов - можно изобразить и различные звуки природы. Давайте попробуем озвучить стихотворение. Подойдите к этому (показывает) столу и выберите любой предмет.

Кто стучит за окном?
- Дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги).
Кто шуршит за окном?
- Ветер в мокрой траве (шелестят фисташковыми бусами).
Кто журчит за окном?
- Ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан с водой).
Что свистит за окном?
- Соловей у реки (свистулька).
Кто молчит за окном?
- Там никто не молчит:
Там лошадка спешит
И копытцем стучит (кастаньеты).
Вот коровка идет на лужок (колокольчик),
Вот пастуший я слышу рожок (блок-флейта),
Только я и молчу, всех послушать хочу. (Л. Кудрявская)

Музыкальный руководитель: Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка».

Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат. (А. Усачев)

А вот с металлическими звуками лучше познакомиться у этого стола. Это очень шумные особы, но и с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом:

Жил на свете старичок
Маленького роста.
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха (ложки-поварешки),
Да хе-хе-хе (миски),
Хи-хи-хи (кружки),
Да бух-бух (крышки от кастрюль),
Бу-бу-бу (ложки-поварешки),
Да бе-бе-бе (миски),
Динь динь (кружки),
Да трюх-трюх (крышки от кастрюль). (Д. Хармс)

Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы, ребята, сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. А нашим гостям я предлагаю рассмотреть стеклянные предметы, попробовать поиграть на них.

(Дети насыпают различную крупу (рис, горох, пшено) в боксы из-под киндер-сюрпризов, слушают звук. Закрепляют на баночках из-под йогурта банковскую резинку, как струну, регулируют высоту звука натяжением резинки. Взрослые наливают в стеклянные емкости воду, регулируют высоту звука, составляют звукоряд.)

Музыкальный руководитель: Какие инструменты мы мастерили сегодня? (Ответы.) Педагог предлагает взять шумовые инструменты домой и украсить их вместе с родителями.

А теперь нам пора возвращаться из путешествия в мир музыки. До новых встреч!

Дети и взрослые выходят из музыкального зала под музыку «Прощальной симфонии» Й. Гайдна.

Литература:

Оксана Анатольевна увлекается пением и аранжировкой, а также созданием видео-дидактических пособий для дошкольников. Является лауреатом городского конкурса сценариев «Выпуск детей в школу» (г. Тюмень).

Управление Образования

Администрации Балашовского Муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида « Ласточка»

Музыкальная гостиная

«ЗИМУШКА-ЗИМА».

Подготовила Музыкальный руководитель : В.В. Бабичева.

Июнь 2012

Звучит музыка. «Декабрь» П. Чайковского из фортепианного

Цикла, «Времена года».

Дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале.

М.Р. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас вновь приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной, где нас снова ждёт встреча с музыкой и поэзией. Музыка! Так что же это такое? Это особая страна, и не каждому дано войти в её прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…

М.Р. И сегодня вас встретила музыка замечательного русского композитора

П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года» - «Декабрь».

С этим названием мы уже знакомы. Давайте вспомним, почему он

Так называется? (Ответ детей).

М.Р. Правильно, дети!

Чайковский очень любил природу и изобразил звуками не только зиму,

Весну, осень, лето, но и каждый месяц в отдельности. Этот цикл назвал:

«Времена года».

Какие нежные, легкие, изящные снежинки в музыке, как плавно они

Кружились в воздухе. Понравилась вам музыка?

Давайте послушаем её ещё раз.

Звучит музыка. «Декабрь» П. Чайковского.

* Декабрь, какой месяц? (зимний)

* Какое настроение, какие чувства выражены в музыке?
Дети: Музыка радостная, легкая, танцевальная, волшебная, светлая,

Ласковая, солнечная.
М.р : Вот и к нам пришла зима.
На деревьях – бахрома,
Из окна не виден двор –
Все стекло покрыл узор.

И хотя зима уже заканчивается, мне хочется поговорить с вами о том, какое это прекрасное время года.

Многие поэты, художники и композиторы любили его за волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски. И сегодня мы послушаем музыку, рассмотрим картины художников.
Предлагаю начать нашу встречу с прекрасной песни о зиме.
Песня «Русская зима» (подг.гр)

М.р: Зима… какая она?

(Ответы детей: холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая,

Красивая, заботливая.)

М. Р: Какие звуки можно услышать зимой?

Дети: (скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги).

Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые

Любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки,

Катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.

Послушайте музыкальное произведение и подумайте, как оно называется.

Звучит пьеса «На тройке» П.Чайковского.

М.Р. Дети вы, наверно, узнали знакомую пьесу, которая прозвучала

Сейчас? Ответ детей.

М.Р. Правильно. Это «На тройке». Ноябрь П. Чайковского.

Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием… Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье .

Композитор передаёт ритм скачущей тройки. Мы как бы видим её сначала издали – музыка звучит тихо, затем тройка приближается – музыка становится громче, отчётливее слышится стук копыт. Затем постепенно тройка удаляется – музыка затихает, и вот тройки уже не видно совсем…

На каком инструменте была исполнена эта музыка?

Дети: На фортепиано.

М.Р. А теперь вам такое задание: Постарайтесь украсить пьесу звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

Дети выбирают колокольчики, бубен, металлофон, ксилофон, деревянные ложки. Импровизируют под грамзапись.

М.Р. Оценивает игру.

Многие композиторы писали музыку о природе, но мы сегодня говорим о П.И. Чайковском. И это не случайно, так как его музыка понятна каждому человеку: Ведь Чайковский языком музыки рассказал о нашей русской природе, о нашей Родине.

А сейчас закройте глаза и послушайте внимательно пьесу П.И. Чайковского «Зимнее утро». Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря этой музыке?

Звучит пьеса «Зимнее утро». П.И. Чайковский.

М.Р. Скажите, какая это музыка по характеру?

Какое настроение она создает?

Что вы представили, слушая музыку?

Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная, метельная.

Какая возникла картина?

Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного,

Холодного, неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно,

То встревожено.

М.Р. Верно. Когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра: тёмного, метельного, холодного, неприветливого.

Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?

А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Темп? (Встревоженный, быстрый, медленный)

Для чего? (что бы изобразить вьюгу).

Какие ещё краски могут передать темноту и холод зимнего утра?

(Низкий и средний регистр).

Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

М.Р. Дети, а сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое

точно передает картину этого зимнего утра?

стихотворение С.Есенин.

Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую Седые облака.

А по двору метелица Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. Воробышки игривые,

Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые,Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

М. Р: Ребята, а знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие, воздушные,

Музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать.
Сегодня мы с вами послушаем ещё одно музыкальное произведение

Композитора Петра Ильича Чайковского

«Вальс снежных хлопьев», из балета «Щелкунчик».
Ребята, а подскажите мне, к какому жанру относится вальс?

Правильно это танец.
Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и

Определённым ритмом. Само слово “вальс” происходит от

Слова “кружиться”. Итак, слушаем « Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Слушание «Вальс снежных хлопьев». П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Какая это музыка по характеру? О чём она вам рассказала?

Сказочная, волшебная, кружащаяся, полетная, изящная, воздушная, тревожная, волнующая.
(Ответ детей). Вы правильно поняли музыку. Мы как бы увидели заснеженный лес, услышали, как начинается буря: вот первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует всё сильнее, сильнее и вдруг бросает нам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже всё занесено белым пушистым снегом! Вьюга улеглась.

После бури всегда бывает затишье. И в эти минуты можно полюбоваться зимним пейзажем. (Предлагаются для рассматривания репродукции картин) Всё спокойно. Пушистое снежное одеяло покрыло всё вокруг, речка скована льдом. И только снежинки переливаются и блестят в лучах солнца.

Зимний лес искрится снежной белизною

И туман клубится над синею тропою.

Ёлочки-красавицы застыли на опушке,

А снежинкам нравится сверкать на их макушках.

Вам понравилась картина, нарисованная музыкой?

А как вы думаете музыку исполнял один музыкальный инструмент или много?
Вальс снежных хлопьев исполнял симфонический оркестр.

Какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?
Показ иллюстрации симфонического оркестра.

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой

Танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю

На время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас

Придумает и исполнит свой танец, возьмите ленточки.

Повторное слушание фрагмента «Вальс снежных хлопьев»

С импровизацией девочек.

Медленно, медленно кружась, на землю опускаются снежинки.

Они легки и невесомы. Кружатся снежинки в лучах зимнего солнца.

И переливаются, сверкают и блестят как сказочные брильянты.

И вот уже весь лес покрыт легким белоснежным покрывалом.

И сейчас стихотворение «Снежинка» расскажет Немушкина Лиля.

Стихотворение «Снежинка».

Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песню о зиме, слушали музыку великого русского композитора П.И. Чайковского.

Вот какая - красавица русская зима! Чтобы подольше её образ оставался в вашей памяти, постарайтесь дома нарисовать её яркую, нарядную, сверкающую или суровую. А можно нарисовать весёлую картинку зимних забав: игры со снегом, катание на санках, лыжах, коньках.

И принесёте нам покажите.

КАРТИНЫ. «Февральская лазурь». И.ГРАБАРЬ.

«ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА» К.ЮОН.

«ИНЕЙ». Н.КУЗНЕЦОВ.

Цель: 1. Прививать любовь к классической музыке, к творчеству

П.И.Чайковского, через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись).

2. Развивать музыкальные и творческие способности детей, умение

Использовать знакомые движения в импровизированном танце.

3. обогащать словарный запас музыкальными терминами;

4 .побуждать детей в пении выражать чувства, вызванные музыкой.

5. воспитывать у детей положительное отношение к природе

Посредством различных видов искусства.

6 . Закрепить знания о музыкальных жанрах и инструментах

Симфонического оркестра.