Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкальная гостиная, как одна из форм организации воспитательной работы. Встреча в музыкальной гостиной

Музыкальная гостиная, как одна из форм организации воспитательной работы. Встреча в музыкальной гостиной

Цель занятия: Приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает детей и родителей у дверей музыкального зала.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Видите эту дверь, она не случайно похожа на букву «П». Сегодня мы отправимся в музыкальное Путешествие, где нас ждут Представления, Превращения, Приключения.

Двери в музыкальный зал торжественно распахиваются, звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, музыкальный руководитель предлагает всем присесть на заранее приготовленные места.

Музыкальный руководитель: Вот стоят два кресла, в одно сяду я, а в другом уже кто-то сидит. Познакомьтесь: это Гудоня, (воспитатель берет ростовую куклу и руководит ею, сидя в кресле) , вместе с ней мы совершим путешествие в музыкальный зал.

Как-то раз папа взял Гудоню в гости к Маэстро (музыкальный руководитель надевает цилиндр и галстук-бабочку). Маэстро был большим знатоком и любителем музыки и часто устраивал у себя дома музыкальные вечера. Ребята, вы ведь знаете, как люди слушают музыку? (Ответы.) Гудоня, а как ты слушаешь музыку?

Гудоня: Я люблю, когда громко и не очень длинно.

Музыкальный руководитель: Вот что, тебе необходимо поближе познакомиться с музыкой. Прошу!

Гаснет свет, зажигаются свечи. Звучит «Прощальная симфония» Й. Гайдна, отрывок финала.

Музыкальный руководитель:

  • Ребята, вы узнали эту музыку?
  • Кто сочинил ее?
  • Как вы узнали, что музыка прощается с вами?
  • Гудоня, а ты услышала, когда оркестр играл громко, когда тихо, когда музыканты играли все вместе, группами? Нет? Это потому, что ты был равнодушна к музыке.

Гудоня, и вы, дети и взрослые, закройте глаза и слушайте звуки за окном; в комнате, за стеной…

Дети и взрослые перечисляют, какие звуки они услышали.

Музыкальный руководитель:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки - шумовые... (Е. Королёва)

Гудоня: Шум, треск, шорох и шипение…но ведь это совсем не музыка!

Музыкальный руководитель: Правильно! Все это шумовые звуки. Давайте вспомним звуки природы! (Звучит коллаж из звуков природы).

Эти звуки от человека не зависят. Но про помощи разных приспособлений - шумовых инструментов - можно изобразить и различные звуки природы. Давайте попробуем озвучить стихотворение. Подойдите к этому (показывает) столу и выберите любой предмет.

Кто стучит за окном?
- Дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги).
Кто шуршит за окном?
- Ветер в мокрой траве (шелестят фисташковыми бусами).
Кто журчит за окном?
- Ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан с водой).
Что свистит за окном?
- Соловей у реки (свистулька).
Кто молчит за окном?
- Там никто не молчит:
Там лошадка спешит
И копытцем стучит (кастаньеты).
Вот коровка идет на лужок (колокольчик),
Вот пастуший я слышу рожок (блок-флейта),
Только я и молчу, всех послушать хочу. (Л. Кудрявская)

Музыкальный руководитель: Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка».

Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат. (А. Усачев)

А вот с металлическими звуками лучше познакомиться у этого стола. Это очень шумные особы, но и с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом:

Жил на свете старичок
Маленького роста.
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха (ложки-поварешки),
Да хе-хе-хе (миски),
Хи-хи-хи (кружки),
Да бух-бух (крышки от кастрюль),
Бу-бу-бу (ложки-поварешки),
Да бе-бе-бе (миски),
Динь динь (кружки),
Да трюх-трюх (крышки от кастрюль). (Д. Хармс)

Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы, ребята, сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. А нашим гостям я предлагаю рассмотреть стеклянные предметы, попробовать поиграть на них.

(Дети насыпают различную крупу (рис, горох, пшено) в боксы из-под киндер-сюрпризов, слушают звук. Закрепляют на баночках из-под йогурта банковскую резинку, как струну, регулируют высоту звука натяжением резинки. Взрослые наливают в стеклянные емкости воду, регулируют высоту звука, составляют звукоряд.)

Музыкальный руководитель: Какие инструменты мы мастерили сегодня? (Ответы.) Педагог предлагает взять шумовые инструменты домой и украсить их вместе с родителями.

А теперь нам пора возвращаться из путешествия в мир музыки. До новых встреч!

Дети и взрослые выходят из музыкального зала под музыку «Прощальной симфонии» Й. Гайдна.

Литература:

Оксана Анатольевна увлекается пением и аранжировкой, а также созданием видео-дидактических пособий для дошкольников. Является лауреатом городского конкурса сценариев «Выпуск детей в школу» (г. Тюмень).

Программа курса внеурочной деятельности

«Музыкальная гостиная»

музыкальный руководитель,

ГКОУ СО «Новоуральская школа №1»

Пояснительная записка

Интеллектуальное и духовное развитие личности, прежде всего, зависит от системы образования, и музыка в этом процессе играет особую роль.

Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного образования, цель которого – формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии обучающихся.

Актуальность создания программы по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся обусловлена необходимостью поиска активных форм внеурочной деятельности, которая предполагает включение обучающихся 8-9 классов в социальное и образовательное пространство с учётом индивидуальных потребностей в развитии и продолжения их музыкального образования.

В основу программы по формированию и развитию музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся положена организация внеурочной деятельности в форме проведения музыкальных гостиных, которые интегрируют традиционные виды музыкальной деятельности и предполагают неформальное общение между слушателями и исполнителями в совместном диалоге.

Цель курса внеурочной деятельностисоздание условий для эмоциональной, целостной и гармоничной сферы общения взрослых и детей посредством музыкально-эстетическойдеятельности.

Задачи курса:

    Формировать потребность в совместном приобщении к музыкально-эстетической деятельности всех участников образовательного пространства (обучающихся, педагогов, родителей).

    Обогащать эстетическое восприятие и способствовать развитию основ музыкальной культуры у обучающихся посредством накопления музыкального опыта.

    Развивать познавательный интерес обучающихся к музыке разных жанров, характеров, исполнений использованием наглядности (медиапрезентации, беседы, создание проектов, прослушивание музыкальных произведений и т.п.).

    Пробудить желание совершенствовать собственную музыкальную культуру обучающихся через самостоятельную продуктивную деятельность.

Музыкальная гостиная – это гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку с их претензиями на взрослость. Привлекательность музыкальной гостиной состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, используя различные формы и атрибуты.

Проведение такого рода мероприятий предусматривает работу по нескольким направлениям.

1. Организация музыкальной гостиной.

выбор темы;

определение целей и задач;

определение целевого назначения;

написание сценария;

распределение ролей среди обучающихся – ведущих, исполнителей;

индивидуальные репетиции;

консультации (по необходимости) педагогов;

подготовка медиапрезентаций;

подготовка технического оснащения;

подбор музыкальных произведений;

решение организационных вопросов – связь с участниками гостиной (обучающимися, педагогами, родителями, гостями и др.).

Деятельность обучающихся:

подбор и поиск вспомогательных материалов (биографий и творчества композиторов, художников; фотографий, репродукций и др.);

написание объявления и приглашений гостям;

приглашение гостей – участников гостиной;

организация пространства для проведения гостиной

оформление помещения, где будет проходить гостиная.

2. Проведение музыкальной гостиной.

Деятельность музыкального руководителя:

вступительное слово Хозяйки гостиной;

встреча с гостем литературно – музыкальной гостиной;

показ медиапрезентации;

выступления творческих коллективов (по необходимости).

Деятельность обучающихся:

выступление обучающихся – ведущих, исполнителей.

3. Обобщение и рефлексия.

творческие задания, направленные на отслеживание сформированности представлений о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов;

оценка обучающимися своей активности (участия) в различных видах деятельности;

присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Предполагается, что при участии в организации и проведении цикла музыкальных гостиных у умственно отсталых обучающихся сформируется:

заинтересованное отношение и эмоциональный отклик;

компетенции в сфере музыкально-эстетической деятельности;

умение работать со справочной литературой и отбирать необходимую информацию (теоретическую, биографическую);

умение строить связное высказывание о музыкальном произведении с использованием ключевых знаний в процессе живого восприятия музыки;

умение публично выступать перед аудиторией;

умение взаимодействовать в процессе коллективного творчества и общения во время беседы;

умение коллективного музицирования и выполнения танцевальных движений, хорового пения;

потребность трудиться при освоении роли носителя культуры.

Цикл музыкальных гостиных раскрывает 15 тем, которые подразделены на 6 разделов. Каждая музыкальная гостиная проводится в рамках одного академического часа.

Программа курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» рассчитана на два года. Реализация программы предусматривает право самостоятельно определять сроки проведения музыкальных гостиных и выбор тем, которые наиболее полно учитывают конкретные условия внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Учебно-тематический план

Раздел, темы занятий

Количество часов

Раздел 1. Музыкальные жанры

Я помню вальса звук прелестный

Жанры вокальной музыки

Эту музыку легкую называют эстрадною

Итого по разделу

3

Раздел 2. Музыкальные инструменты

Звучит фортепиано

Какие бывают оркестры

Итого по разделу

2

Раздел 3. Музыкальный фольклор

Путешествие в страну Фольклорную

Свет Рождественской звезды

Приди, весна, с радостью!

Итого по разделу

3

Раздел 4. Музыка выразительная

Средства музыкальной выразительности

Чувства, настроения и характеры людей в музыке

Итого по разделу

2

Раздел 5. Музыка изобразительная

А. Вивальди «Времена года»

Сказка в музыке

Итого по разделу

3

Раздел 6. Музыка и другие виды искусства

Музыка и живопись

Музыка в кино и мультипликации

Итого по разделу

3

Итого по программе

16

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Программа курса внеурочной деятельности по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся включает в себя спектр направлений, которые необходимы для формирования умений восприятия музыкальных произведений и проявлении творческого воображения при самостоятельной музыкальной деятельности.

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к музыкальным произведениям

формирование умения отбора необходимой информации при подготовке сведений о композиторе

формирование представлений о музыкальном жанре «вальс» посредством введения новых понятий

Организация

Приглашение хореографического ансамбля

Подбор сведений о композиторе И. Штраусе.

Разучивание песни.

Проведение

Показ танцевальных движений. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Пение. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

«Жанры вокальной музыки»

Задачи:

развитие способности анализировать музыкальное произведение

формирование представлений о жанрах вокальной музыки

Организация

Приглашение педагога-вокалиста.

Поиск информации о музыкальном термине «жанр». Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений.

Слушание музыки. Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра-тест «Собери слово».

Выполнение творческого задания.

«Эту музыку лёгкую…называют эстрадною…»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в совместном музицировании – развитие умений различения характера музыкального произведения и выполнения ритмических упражнений на детских музыкальных инструментах

формирование представлений об эстрадной музыке

Организация

Подбор музыкального репертуара. Анкетирование.

Оказание помощи в проведении анкетирования. Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Обобщение и рефлексия

Ритмические упражнения на детских музыкальных инструментах.

Выполнение упражнений на детских музыкальных инструментах под фонограмму.

Раздел 2. «Музыкальные инструменты» (2 ч.)

«Звучит фортепиано»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

формирование представлений о клавишных музыкальных инструментах

Организация

Приглашение педагога-пианиста.

Подбор сведений о фортепиано.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Знакомство с музыкальным инструментом «пианино».

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания с использованием ИКТ.

«Какие бывают оркестры»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о видах оркестров

Организация

Подбор музыкального репертуара.

Поиск сведений о музыкальных инструментах духового оркестра.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ маршевых движений.

Слушание музыки. Выполнение движений под музыку марша.

Обобщение и рефлексия

Задания на проверку знаний о видах оркестров. Концерт-загадка.

Выполнение заданий с выбором вариантов ответов. Угадывание звучания оркестров.

Раздел 3. «Музыкальный фольклор» (3 ч.)

«Путешествие в страну Фольклорную»

Задачи:

развитие умений прогнозировать свое вступление в соответствии с началом музыки

формирование представлений о «фольклоре»

Организация

Разучивание частушек, русского народного танца

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка народных русских народных и детских музыкальных инструментов для коллективного музыкального творчества.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений под музыку.

Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество

Обобщение и рефлексия

Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?».

Угадывание звучания русских народных и детских музыкальных инструментов.

«Свет Рождественской звезды»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к русским христианским традициям и обычаям

формирование представлений о христианских традициях

Организация

Подбор атрибутов, костюмов, создание интерьера.

Помощь в изготовлении атрибутов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение стихотворения.

Слушание музыки. Пение. Инсценирование колядок.

Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Музыкальный репертуар для мини-сочинений.

Мини-сочинения – музыкальные впечатления.

«Приди, весна, с радостью!»

Задачи:

воспитание любви и уважения к родному краю, народным традициям

развитие умений выстраивать свое публичное выступление

формирование представлений о русских весенних фольклорных праздника

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению.

Разучивание инсценировок, закличек, песен.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка реквизита к инсценировкам.

Слушание музыки. Пение. Выполнение танцевальных движений под музыку. Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Мини-опрос по теме «Народные календарные праздники»

Называют народные календарные праздники.

Раздел 4. «Музыка выразительная» (2 ч.)

«Средства музыкальной выразительности»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в процессе совместного выполнения танцевальных и ритмических упражнений

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о средствах музыкальной выразительности

Организация

Подбор музыкального материала

Поиск информации о специальных терминах, обозначающих средства музыкальной выразительности.

Проведение

Слушание музыки.

Выполнение пластических импровизаций и ритмических упражнений.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание специальной музыкальной терминологии с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Чувства, настроения и характеры людей в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика при прослушивании музыкальных произведений

формирование умений анализировать характер музыкального произведения

формирование представлений о выразительных возможностях музыки

Организация

Создание медиапрезентации.

Подбор сведений о чертах характера человека.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций, танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Определение характера музыки.

Определение характера музыки и отображение настроения на смайликах.

Раздел 5. Музыка изобразительная» (3 ч.)

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

Организация

Подбор музыкального материала.

Подбор сведений о животных.

Проведение

Рассказ руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Музыкальная игра. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт - загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

А. Вивальди

«Времена года»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к прослушиванию музыкальных произведений

развитие воображения при выполнении пластических импровизаций

формирование представлений о содержании музыкального произведения

Организация

Оформление интерьера. Создание медиапрезентации.

Поиск информации о композиторах, обращавшихся к теме природы в своем творчестве. Разучивание стихов. Подбор картинок в интернете.

Проведение

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций.

Чтение стихов. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Письменный блиц-опрос по теме А. Вивальди «Времена года»

Выполняют письменную творческую работу.

«Сказка в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к произведениям народного творчества

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о музыкальных произведениях на сказочные сюжеты

Организация

Оформление интерьера. Подготовка обучающихся к выступлению.

Чтение сказок. Помощь в оформлении интерьера. Подготовка инсценировок.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка атрибутов к инсценировке.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Инсценировка фрагментов сказок.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

Раздел 6. «Музыка и другие виды искусства» (3 ч.)

«Музыка и живопись»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к творческому наследию

развитие умений анализировать художественные произведения

формирование представлений о творчестве художников и композиторов

Организация

Подбор музыкального материала и репродукций картин. Приглашение педагога по изобразительному искусству.

Подбор сведений о композиторах и художниках.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание композиторов, художников и их произведений с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Музыка в кино и мультипликации»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика во время коллективного исполнения песен

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о роли музыки в кино и мультипликации

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению. Подбор музыкального материала.

Разучивание песен. Выполнение рисунков с изображением любимых героев мультфильмов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение музыкальных примеров на фортепиано.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра «Угадай мелодию».

Угадывание мелодий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

    Мультимедийное оборудование.

    Ноутбук

    Музыкальный центр

    Фонограммы детских, эстрадных, русских народных песен.

    Записи произведений композиторов, звучания оркестров.

    Простые карандаши, резинки, бумага для рисования, кисточки, краски (акварель и гуашь).

    Русские народные и детские музыкальные инструменты (барабан, трещотка, металлофон, треугольник, бубен); скрипка.

    Русские народные костюмы.

Список литературы

    Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [ Текст ] / Э. Б. Абдуллин – М.: Просвещение, 1983. – 112с.

    Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы [ Текст ] / М. А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

    Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев – М: Владос, 2000. – 334с.

    Даль, В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [ Текст ] / Современное написание. М.: Астрель, Транзиткнига, 2006.– 352 с.

    Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [ Текст ] / Д.Б. Кабалевский; под ред. Э.В. Мазниной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

    Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) [Текст] / Г.Г. Коломиец: монография. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. – 240 с. М.Л. Палавандишвили . – Москва: Академия, 1998. – 240 с.

    Романенко, А. Р. Мир сказочный и мир реальный (О телевиз. передачах для детей и юношества) [Текст] / А. Романенко – М.: Искусство, 1987. – 126с.

    Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры [Текст] / кн. для учителя: из опыта работы / Р. А. Тельчарова. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

    Финкельштейн, Э. И.Музыка от А до Я: занимат. чтение с картинками и фантазиями (для детей) [Текст] / Эмиль Финкельштейн – Л.: Изд. «Сов. композитор». – 1991. – 115с.

    Шерстнева, О. А. Музыкально-эстетическое воспитание личности. [Текст] / . – 1998 // Вестник МГУ: Философия. – 04/1998 . – № 4 . – с.85-99.

    Школяр, Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения) [Текст] / автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Л.В. Школяр. – Моск. гос. открытый пед. ун-т. – М., 1999. – 43 с.

    Юдина, Е. И. Первые уроки музыки и творчества / Е. И.Юдина. –Москва: Аквариум, 1999. – 272 с.

Музыкально-литературная гостиная «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкальные и творческие способности детей:
. учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
. совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
. развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.

Ход досуга.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова.
Дети заходят в зал и рассаживаются.
(слайд - зимний лес)

Добрый вечер, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Давайте попробуем ненадолго перенестись на 100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам в этом.
(слайд - старинная гостиная с роялем)

Звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Да… тогда были гостиные домашнего музицирования. В любой, уважающей себя семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое.
После обеда кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал наполнялся звуками. Позвольте подарить нашим слушателям романс «Я помню вальса звук прелестный…» композитора Листова.

Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный»,музыка и слова Н.Листова.

Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней.
Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
- А что за музыка звучит сейчас?
Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского
Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
Конечно, ребята, эта музыка вам хорошо знакома.
А вот какие замечательные строки выходили из- под пера поэтов, чтобы рассказать о зимней красоте, о её величии.
(слайд - иллюстрирующий текст отрывка Пушкина)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
(слайд - зимняя природа)
Ребята, мы с вами знаем и песни о зиме. Давайте споём одну из них.
Песня «Зимушка-зима», муз. З.Роот
Зима,… какая она?
Дети. Холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, заботливая.
Совершенно верно. Послушайте стих. о зиме.
Стих Н. А. Некрасова. «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Какие звуки можно услышать зимой?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги.
(слайд - летящие снежинки)

Верно. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку.
Константина Бальмонт «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс снежных хлопьев». Как же зовут композитора, сочинившего это произведение?
Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его балета «Щелкунчик».
Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может оставить равнодушными никого. А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»?
Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная.
Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.

Зима дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.

Какое музыкальное произведение звучит сейчас?
Дети. «На тройке». П.И Чайковского.
Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.

Песня «Саночки», муз. А Филиппенко
(слайд зимнего вечера)

У нас осталась еще одна картина. Что мы видим? Тихий зимний вечер. Темно вокруг и только огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь.
«Танец со свечами» муз. И.С. Баха «Ария из сюиты №3»
Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песни, слушали музыку великих композиторов.Вот какая наша русская зима! Мы благодарим всех, кто посетил нашу музыкальную зимнюю гостиную, и предлагаем в завершении нашего вечера спеть замечательную современную песню композитора Е. Крылатова «Кабы не было зимы».
(слайд - зимние забавы)

Песня «Кабы не было зимы» муз. Е. Крылатова завершает музыкальный вечер.

Введение

Развитию интереса к самообразовательному чтению способствует организация творческой формы деятельности. Творческая форма деятельности – нестандартна, нетрадиционна, многомерна. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Такие формы деятельности, как литературная гостиная, превосходят качественный потенциал обычных уроков, уроков по внеклассному чтению, уроков-игр, семинаров.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей является своеобразным зеркалом культуры и образованности человека.

Как авторы разработки, мы предполагаем, что такое мероприятие, как литературная гостиная, можно проводить 1-2 раза в год, учитывая разные возрасты школьников. Ориентирована литературная гостиная не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Темы литературных гостиных были выбраны неслучайно. В 11 классе на уроках литературы учащиеся знакомятся с поэтами Серебряного века. В число этих поэтов входит и Сергей Александрович Есенин, и Анна Андреевна Ахматова. Учебная и внеурочная деятельность повышает мотивацию учащихся к проблематике произведений поэтов. Содержание занятий было отобрано из одной из трех форм организации учебного процесса – внеклассной работы. Критериями, определяющими своеобразие этой формы, являются следующие:

  • добровольное участие учащихся класса;
  • учет индивидуальных способностей и склонностей;
  • содержание гостиной зависит от инициативы учащихся;
  • выбор подходящих по тематике произведений.

Проводя гостиные, мы преследовали следующие цели:

Образовательные цели:

  • овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэтов;
  • обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного сюжета;
  • формирование конкретных и прочных знаний о поэте и его произведениях;
  • установление взаимосвязей личности и творчества поэта.

Развивающие цели:

Воспитательные цели:

  • развитие духовного мира старшеклассников;
  • создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике поэтов Серебряного века, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их произведениями;
  • помочь учащимся понять, что такое душа и почувствовать душу поэтических творений.

Оригинальность разработки заключена в следующем: школьникам в гостиной предложены не общеизвестные факты из жизни поэтов, а представлены жизнь А. Ахматовой и Н. Гумилева в виде их воспоминаний и женщины, которым Есенин посвятил целый цикл своих стихов.

Разработки целесообразно применять после изучения творчества С. Есенина и А. Ахматовой, в 11 классе. Рассчитана разработка на учеников 11 классов, но целесообразно привлекать и учеников 10 класса. Целесообразна такая форма работы в классе со средним или сильном уровнем успеваемости. Разработки расширяют учебную программу по литературе.

Материально-техническая база для проведения подобных форм занятий – просмотр презентации, прослушивание романсов, положенных на стихи поэтов.

Мы включили в гостиные такие формы общения с учащимися: выразительное чтение вслух, чтение наизусть.

Основная часть

Школа является первой организованно-действующей средой, длительное время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа развития: детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействия среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды.

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Внеклассная работа по литературе считается одним из источников духовно-нравственного воспитания школьни­ков.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. Система внеурочной воспитательной работы по литературе представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Мы много говорим сейчас о том, как при жесточайшем дефиците ча­сов на изучение русской литерату­ры сохранить нравственно-эстетичес­кий потенциал этого предмета, вли­яющего на становление личности и позволяющего в век рационализма пробуждать в ученике интерес к чте­нию, к настоящей книге, к писате­лю. Такие возможности мы видим не только в уроке, но и в умело организованной внеклассной работе, если в ней активное участие принимают учащиеся, которые получают от учи­теля интересные и посильные зада­ния.

Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести и литературно-музыкальные гостиные.

Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.

Вместе с тем, это достаточно сложная форма работы, как для подготовки учителя и библиотекаря, так и для восприятия школьников. Наиболее целесообразно проводить ее с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музыкальной гостиной, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным или включаться тихим фоном.

Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, т.к. трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Однако, здесь можно возразить. Активная деятельность школьников может проявляться на различных этапах работы. Например, когда текст композиции составляется самими школьниками, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество школьников. Наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.

Иногда школьные библиотеки проводят литературные вечера или встречи в литературно-музыкальной гостиной. Это сложная и деликатная работа, которую целесообразно проводить совместно с учителем литературы и предметов художественно-эстетического цикла. Подготовка такого мероприятия требует значительного времени. Перед проведением вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. Под официальной частью мы подразумеваем доклад или сообщение. Однако, вместо доклада можно включить просто краткое вступительное слово учителя или библиотекаря.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп.

В нашей школе внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию.

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо.

Предмет «литература» соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика, как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Огромную роль в личностном развитии подростков играет их восприятие литературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могут оказать внеклассные мероприятия, поскольку учитель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят внеклассные мероприятия, имеющие огромную художественную и воспитательную ценность.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода - интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:

  • информационно-предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;
  • деятельно-коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
  • ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Литературная гостиная - форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале.

Мы попытались оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. Поскольку при изучении курса литературы 20 века в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Таким образом, гостиная в нашей школе приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где от лица поэтов и их окружения говорят сами ученики. Здесь возможен разговор «на равных», а значит - и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.

В своей работе мы предлагаем разработки двух литературно-музыкальных гостиных, посвященных поэтам Серебряного века.

Поэзия Серебряного века занимает немалое место в процессе изучения литературы в школе. Актуальность её в процессе становления личности учащегося неоспорима. Сама современность, близость художественного языка к формам современного разговорного языка, актуальность нравственных, бытийных, социальных проблем, затрагивающихся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником.

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная С. А. Есенину, состоялась в 10-11 классах.

Характеристика мероприятия:

  • По охвату аудитории: в гостиной приняли участие 40 учеников 10-11 классов.
  • По содержанию: выбрана тема, посвященная творчеству С. А. Есенина – «Есенин глазами любящих женщин».
  • По форме: преобладает свободное общение

Подготовительный этап

Подготовка началась с определения цели мероприятия - сформировать представление о жизни и творчестве С.А. Есенина.

Ученикам было предложено изучить биографию поэта, прочитать стихи, посвященные женщинам, окружавшим С. Есенина в течение всей жизни.

Ребятам было предложено:

  • определить круг вопросов и обсудить их коллективно;
  • обсудить дату мероприятия;
  • продумать ход мероприятия;
  • оформить аудиторию.

Учениками было решено провести гостиную в октябре, т.к. именно в октябре день рождения русского поэта Сергея Есенина. Перед проведением гостиной ученики школы 5-9 классов нарисовали рисунки, посвященные С.А. Есенину. Рисунки ребят, портрет поэта, сборники стихов Есенина – все это послужило оформлением аудитории.

Этап проведения мероприятия.

Звучит музыкальная заставка, на протяжении всей гостиной звучат романсы на стихи С.А. Есенина. Ученики читают стихи поэта, сообщают неизвестные факты из его жизни. Оформление аудитории настраивало школьников на лирическое настроение, создавало установку на чтение есенинских стихов. Презентация помогала ученикам соприкоснуться с тем миром, в котором жил С.А. Есенин. Портрет автора, выставка рисунков школьников – все способствовало созданию атмосферы непринужденного общения. Музыкальное сопровождение усиливает восприятие произведений Есенина, соответствует настроению его лирических произведений. Романсы, положенные на стихи Сергея Александровича, помогают показать глубину чувств поэта, глубину его отношений с любимыми женщинами.

Гостиную, посвященную А. А. Ахматовой, проводили учащиеся 10-11 классов в октябре следующего года. Мероприятие проходило в три этапа: подготовка, проведение гостиной, этап рефлексии.

Подготовка. На совещании МО русского языка и литературы в мае предыдущего учебного года обсуждаются примерные темы, чаще всего подсказанные самими учащимися. В сентябре темы конкретизируются, уточняются сроки. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места учащихся и гостей. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности.

Создание соответствующего интерьера декорации, костюмы, свечи.

Проведение гостиной.

В рамках внеклассного чтения ученики прочитали и выучили стихотворения А. А. Ахматовой. Литературная гостиная знакомит учащихся с малоизвестными фактами из жизни поэтессы. Литературная гостиная сопровождалась показом презентации.

Оформление аудитории создавало обстановку доброжелательности. Звучание романсов на стихи Ахматовой соответствовало лирическому настроению, помогало раскрыть глубину отношений Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым.

Таким образом, уроки внеклассного чтения являются дополнительным, но тем не менее важным аспектом в воспитательном процессе, поскольку литература, изучаемая на уроках внеклассного чтения, может быть подобрана учителем с учетом вкусов и потребностей того или иного класса, то есть можно говорить о более индивидуализированном процессе обучения по сравнению с общеобразовательной программой.

Заключение

Овладение ценностями – важнейшая воспитательная цель преподавания литературы, игнорирование которой выхолащивает содержание ее школьного курса.

Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами литературы, последовательное и целенаправленное использование ее воспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее. Изучение литературы невозможно без важнейших историко-литературных, художественно-эстетических и духовно-нравственных понятий и представлений («идейно-художественное содержание», «пафос», «идеал», «народность», «национальный характер», «совесть», «долг», «честь» и т.п.). Без всего этого изучение литературы теряет смысл. Не менее важной составляющей литературного образования является отбор произведений для изучения. Базовое условие «измерений» для «классиков» – явное различие хорошего и дурного, добра и зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественных ценностей.

Формирование ценностных ориентаций у детей старшего школьного возраста обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.

Воспитательный потенциал внеклассной работы воспринимается учениками, если учитель создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия литературы школьниками, помогают понять, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие, нравственные убеждения.

Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.

Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога.

Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант, услышать и понять самого себя «в путешествии по времени и пространствам», ощутить мощную познавательную энергию культуры, ибо, как говорил Борис Пастернак, «культура – это плодотворное существование», когда душа поднимается над всеми бездумными делами и жизнь сама по себе становится творчеством.

Уровень высокой культуры художественного произведения ограждают учеников старшего звена от негативных воздействий, переводят в ранг личности.

Не сразу меняется внутреннее состояние души ребят, они учатся задавать вопросы, понимать смысл бытия, красоту и гармонию мира. Искусство художественного слова – это путь к самому себе. Эффект удачного ответа на вопрос изменяет отношение ребят к литературе, приобщает их к чтению, любви к русской поэзии.

Эффективность литературной гостиной трудно поддается изучению. Существуют цифровые показатели - количество присутствующих, выступавших, прочитавших произведение и литературу об авторе до и после гостиной. Однако цифры не всегда позволяют нарисовать полную картину. Трудно учесть степень удовлетворенности читателей, уровень эмоциональных переживаний и т.д.

В настоящее время литературные гостиные проводятся достаточно часто. В несколько сокращенном виде эта форма применяется в клубах по интересам, в циклах литературных мероприятий. Литературные гостиные способствуют углубленному восприятию произведений, выработке у читателя собственного мнения, умения его сформулировать, что является одним из критериев оценки качества.

Задачи:

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду, направленной на формирование основ музыкальной культуры у всех участников педагогического процесса.
Развивать творческий потенциал взрослых и детей.
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность взрослых и детей.
Способствовать гармонизации детско-взрослых отношений через организацию совместной деятельности и общения.

Ход мероприятия:

Под музыку выходит ведущая, в руках у нее букет из разноцветных нот.
Ведущая: (читает стихотворение И. Волобуевой)

Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.

Здравствуйте, большие и маленькие гости нашей музыкальной гостиной! Посмотрите, в руках у меня семь волшебных нот. Они сегодня расскажут нам очень много интересного о музыке. А вы знаете их названия?
Дети До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Дети читают стихи:

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!

Ведущая: Когда – то давно В.А. Сухомлинский написал, что «детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство». Его слова все также актуальны и в наше время.
Дети читают стихи:

Музыка – это не только лишь звук,
Музыка – это движенье,
И вылетает, как птица из рук
Нот беспокойных круженье.
***
Уносит музыка нас в прошлые века,
Ведь нам туда другой дороги нет,
Нас ждет чудес там много, а пока
Для всех звучит сегодня менуэт.

Дети исполняют танец «Менуэт»

Ведущая:

День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош.

Следующая нотка – песня. Я предлагаю всем гостям помочь ребятам исполнить песню «Улыбка» В.Шаинского.
Ведущая:

Союз прекрасный – музыка и дети!
Какое счастье слышать голоса,
Которых нет чудеснее на свете,
И видеть благодарные глаза.

А сейчас я предлагаю всем участникам поиграть в музыкальную викторину. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. За правильный ответ вы будете получать веселую нотку.

Вопросы музыкальной викторины:

1. Как называется профессия человека, который сочиняет музыку? (Композитор)
2. Какой танец прославил Вену на весь мир? (Венский вальс)
3. Какой предмет нужен исполнителю песни, чтобы его голос звучал громче? (Микрофон)
4. Какой музыкальный инструмент привязывали на русскую тройку? (Колокольчик)
5. Какое музыкальное произведение прославило Мендельсона? (Свадебный марш)
6. Какой самый большой музыкальный инструмент в мире? (Орган)
7. На каком музыкальном инструменте играют все малыши на свете? (Погремушки)
8. Как называется профессия человека, который исполняет разные песни?). (Певец)
9. Как называется самый известный русский народный инструмент? (Балалайка)
10. С какой птицей сравнивают певца с красивым голосом? (С соловьем)

Ведущая:

Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.

И следующая нотка это выступление мамы. Она нам исполнит нам произведение на гитаре. А кто знает слова песни, подпевайте.

Ведущая Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая –
Танец маленьких лебедей. (М. Алигер)

Дети исполняют «Танец маленьких лебедей»

Ведущая: У меня в руках следующая нотка. Всем малышам мамы поют на ночь колыбельные песни, давайте сегодня мы устроим конкурс среди мам на лучшее исполнение колыбельной песни.

Проводится конкурс «Колыбельная песня».

Победители и участники награждаются скрипичными ключиками.
Девочка читает стихотворение

Берёзовая роща – это арфа:
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню…
К дороге подошедший перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь –
Широкую мелодию Руси!
А лес сосновый – золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх с движеньем кроны.
И вижу я в орешнике – рожок,
И слышу я в осине – балалайку,
И клён звенит,
Как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подметил у природы человек…

Ведущая: Уважаемые гости, наши ребята тоже очень любят играть на музыкальных инструментах и сейчас они исполнят для вас
Ведущая. А вот и радужная, волшебная нотка.

Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

(Владимир Лазарев)

Дети исполняют танец «Волшебство»

Ведущая: Известный русский педагог В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта. Это воспитание человека». Поэтому так важно развивать у ребенка музыкальные способности с самого раннего детства, приобщать ребенка к волшебному, прекрасному и удивительному миру музыки. И сегодня я хочу закончит нашу встречу замечательным стихотворением Е.Винокурова:

Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитор Е.Дога, дети и взрослые танцуют, уходят домой.