Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Значение обучения музыке для личностного развития ребенка (на примере занятий фортепиано)

Музыкальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Значение обучения музыке для личностного развития ребенка (на примере занятий фортепиано)

Организация: МБДОУ № 190

Населенный пункт: Оренбургская область, город Оренбург

Эссе «Значение и последствия занятий музыкальной направленности»

музыкального руководителя МБДОУ №190 г. Оренбурга.

Все мы, будучи детьми посещали детский сад. Что же нам запомнилось больше всего? Мне нравилось играть со своими друзьями и ходить на прогулки, где меня окружали красивые клумбы с цветами, как сейчас помню «анютины глазки» и «садовые гвоздики». А зимой мы любили катать друг друга на санках и играть в снежки. Но больше всего мне запомнились музыкальные занятия и праздники, на которых я часто рассказывала стихи и исполняла песни. Еще в детстве я мечтала научиться играть на фортепиано и стать музыкальным руководителем в детском саду. Прошло время, и моя мечта осуществилась. Каждый день, заходя в музыкальный зал, я с нетерпеньем жду встречи с моими воспитанниками и хочу познакомить их с замечательным и разнообразным миром музыки. Готовясь к занятиям, я задаю себе вопрос: как сделать так, чтобы они, мои маленькие всезнайки хотели встречаться со мной, а затем с улыбкой и благодарностью выходить из музыкального зала. В наши дни, когда стало очевидным, что мы потеряли для музыкальной культуры целое поколение, как никогда остро встал вопрос о необходимости пересмотреть подход к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС. Первым этапом внедрения ФГОС является музыкальное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста, значение которого трудно переоценить. По имеющимся в литературе данным, это возраст является наиболее благоприятным (сенситивным) для становления музыкальных способностей, в том числе главного показателя музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. Ни в коем случае нельзя упустить момент знакомства детей младшего дошкольного возраста с «правильной» музыкой, которая в дальнейшем станет фундаментом их музыкального вкуса. На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса. Занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять радость детям. Это главное условие их музыкального развития. Только при этом условии можно «зажечь» ребенка на всю жизнь любовью и интересом к музыке, сформировать потребность в ней, успешно развивать музыкальные способности. Дети не должны быть заорганизованы. Важно чтобы они чувствовали себя на музыкальном занятии свободно, расковано. Для большего восприятия музыкального материала на занятии нужно внедрять новые формы работы с применением ИКТ. Ребенок нуждается в творческой свободе на занятиях, у него необходимо сформировать установку на творчество с первых шагов музыкального развития. Роль музыкального руководителя – формирование индивидуальной музыкальной культуры у ребенка, в процессе наблюдения за ним. Музыкальное воспитание имеет целенаправленный характер, когда музыкальный руководитель с помощью анкетирования родителей, наблюдения и учитывая вкус детей находит тот музыкальный материал, который приобщает детей к накоплению музыкального опыта.

Именно таким образом и должны создаваться условия, обеспечивающие поэтапное усвоение ребенком знаний и умений, необходимых для формирования музыкальных способностей и их развития на следующем более высоком уровне. Музыкальный руководитель должен строить работу не от музыки к ребенку, а от воспитанника к его переживаниям и желанию знакомиться с миром музыки.


Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральный образовательный портал «Все Вебинары.ру»
Учебный центр дополнительного образования "Все Вебинары.ру"

Дипломная работа

Эссе

музыкальной направленности для детей».

Работу выполнила

студентка курса

Музыкальный руководитель (556 часов)

Пластинина С.В.,

МАДОУ «ЦРР – Д.с №91

«Строитель» г. Улан-Удэ

Г. Новосибирск

2016

Эссе

«Значение и последствия занятий

музыкальной направленности для детей»

«Каждому человеку необходимо в начале его жизни

хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной

её области, которую образует Музыка»

А. Артоболевская

Вы представляете себе жизнь без музыки? Вы можете себе представить мир молчащим, без звуков музыки, без звуков пения? Разве может ребёнок получить полноценное развитие как личность, если он ни разу не соприкоснётся с миром музыки?

Современные родители стараются научить ребёнка иностранным языкам, отправляют его на модные спортивные секции – фигурное катание, большой теннис, и, конечно же, покупают им различные гаджеты, беспокоясь о том, что их любимое чадо вдруг чего – то недополучит в современном и жестоком мире. Не все родители помнят, что основное в воспитании детей - формирование человеческой души. Бездуховный человек, то есть человек, лишенный духовности, пуст. Он не в состоянии дарить себе и людям радость и любовь.

Музыкальное воспитание еще никогда не было столь нужным, как сегодня, в современных реалиях. Когда дети познают мир через глухую неодушевленную технику, не догадываясь о существовании духовной сферы. Но, как известно, человек - это не тело, не его телесная оболочка! Человек - это, прежде всего, дух! Красоту мира трудно постичь тем, кто в детстве не привык видеть оттенки прекрасного в каждом проявлении жизни. И именно музыка способна открывать все глубины человеческой души и духовности, наполнять эти уголки, делать человека счастливым независимо от наличия материальных благ. Музыка - неотъемлемая часть в жизни каждого человека, и поэтому она является мощнейшим средством воздействия на человека - его душевное состояние, настроение, чувства. И оттого, кстати, какую именно музыку начинает слушать новорожденный ребёнок, зависит то, какая энергетика формируется вокруг него - положительная светлая или отрицательная темная.

Чем полезны занятия музыкой для детей? Такой вопрос, казалось бы, даже не должен возникать в обществе. И все же возникает. Занятия музыкой можно разделить на любительское, где малыш может стать просто любителем музыки. И профессиональное, где ребёнок уже получает профессию - это музыкальная школа. Но не каждый ребёнок способен вынести тяжелейшей пресс труда. Всегда находятся люди, которые с ужасом вспоминают годы, проведенные в «музыкалке» и те мучения, которые им приходилось испытывать на уроках сольфеджио. Основной аргумент против занятий музыкой сводится к тому, что после окончания музыкальной школы они ни разу не взяли в руки инструмент или не сели за него. И если у ребенка нет к этому особых дарований, этот груз неподъемен. Музыка становится ненавистна на всю оставшуюся жизнь, а дома начинаются упреки, слезы и уговоры.

Самый счастливый и плодотворный период общения с музыкой – это дошкольный возраст. В период от рождения до школы ребёнок соприкасается с музыкой через простейшие практические навыки во всех видах музыкальной деятельности. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные проявления детского музыкального творчества, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Многочисленные исследования педагогов и психологов доказали, что регулярные занятия этим искусством с самого раннего возраста играют немаловажную роль в общем развитии детей. Способность внимательно слушать и слышать, чувствовать, видеть, красиво говорить, двигаться, способность к обучению, концентрация внимания – это далеко не весь перечень того, что развивают занятия.

Музыкальное воспитание расширяет и систематизирует жизненный опыт малыша, учит его сопереживанию, нравственности, самовыражению, готовит к восприятию художественного образа через звуки. Чем раньше малыш начнёт свои первые музыкальные шаги, научится извлекать звуки и выработает навыки пения, тем раньше он почувствует в себе уверенность, тем успешней будет его социализация. Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки. И всё же задатки музыкальных способностей есть у всех детей, главное вовремя начать развивать их.

Я считаю себя успешным человеком, потому что мои творческие начинания поддержали педагоги ещё в детском саду. Они так тонко и профессионально делали свою работу, что моя любовь к музыке, которые они привили мне, помогла мне реализовать себя.

Моя профессия – музыкальный руководитель. Это звание, которое я несу с достоинством, потому что меня ведёт Её Величество Музыка! И через музыку я даю детям возможность услышать и увидеть всю красоту мироздания и приоткрыть дверцу в загадочный таинственный мир.

Теперь я своим мастерством и профессионализмом щедро делюсь с малышами. Мы с ними весело поём, играем на музыкальных инструментах, зажигательно танцуем, занимаемся актёрским мастерством. Я горжусь своими талантливыми воспитанниками и результатами свой работы.

Я – счастливый человек, и желаю, чтобы мои воспитанники также нашли себя в любимом деле, чтобы у них сформировались все стороны личности: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Это позволит им в дальнейшем самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества, т.е. ребенок станет успешным и счастливым. Ведь только у счастливого человека живёт гармония внутри. Ведь только счастливый человек может сделать счастливыми других…

Пластинина Светлана Владимировна,

Музыкальный руководитель МАДОУ «ЦРР – Детский сад №91 «Строитель» г.Улан-Удэ.

Курсовая работа

Музыкальные занятия как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей


Введение


Вопросы музыкального образования волновали человечество очень давно. Далекие древневосточные цивилизации - Индия, Египет, Китай - оставили нам мифы и уникальные документы, в которых запечатлено понимание древними народами музыкального искусства, его божественного предназначения и необходимости обучения музыке.

Решение проблем музыкального образования получает свое продолжение в Средневековье, эпоха Возрождения обращает нас к музыке как к искусству эмоционально-чувственного познания мира, возводит ее в ранг самостоятельного искусства, а композитора рассматривает как художника, творца.

век становится определяющим для развития профессиональной музыкальной педагогики и методики музыкального воспитания дошкольников. Основные направления научно-практического поиска связаны с разработкой идей музыкального воспитания, развитием музыкального вкуса и культуры слушания музыки; определением логики и содержания музыкального образования человека на всех ступенях образования; определением совокупности средств музыкального воспитания ребенка в семье и в образовательных учреждениях.

век для методики музыкального воспитания дошкольников - ключевой. Появляются исследования, связанные с музыкальной деятельностью детей от рождения до 7 лет.

В 20 веке появляются самостоятельные национальные программы и авторские системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

В 1930-1940 годы идет активный научно-практический поиск решения проблем музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

В 1930-е годы музыкальный воспитатель и методист Т.С. Бабаджан создает уникальные игры, разнообразные игровые сюжеты сопровождающиеся музыкой.

Н.В. Метлов - один из первых создателей системы отечественного музыкального воспитания в детском саду. Большое внимание Н.А. Метлов уделял изучению ребенка, его запросов, интересов, способностей.

Основоположница отечественной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, методики музыкального воспитания дошкольников, признанной в мире, Н.А. Ветлугина доказала уникальное значение музыкальной деятельности в целостном развитии дошкольника, целостном педагогическом процессе детского сада.

В своих работах Н.А. Ветлугина не раз обращалась к проблеме соотношения обучения и творчества дошкольников, считая ее наиболее интересной и сложной в методике, к проблеме развития музыкальности ребенка в условиях педагогического процесса в детском саду, становления музыкальной культуры с ранних лет жизни. Эти вопросы не утратили своей актуальности и сегодня.

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги? Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.

Основной формой организации музыкального воспитания в детского саду является музыкальное занятие. Вопросам музыкального развития дошкольников и организации обучения на занятиях посвящены работы таких исследователей как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова, М.А, Медведева, Н.А. Чичерина и др. Проблема построения музыкальных занятий затрагивалась также в исследованиях А.И. Катичене, М.Ю. Викат, Л.И. Вайчене, А.Н. Зинич и др.

Именно на занятии происходит взаимодействие педагога и ребенка.

Цель исследования: определить значение музыкального занятия для обучения и развития дошкольников.

Объект исследования: процесс организации музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования - музыкальные занятия как ведущая форма обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза - если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста использовать музыкальные занятия, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

Изучить процесс развития способностей

Изучить музыкальные занятия детей старшего дошкольного возраста

Провести опытно-экспериментальную работу. подтверждающие влияние музыкальных занятий на развитие способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований. А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Е.А. Медведевой, Б.П. Никитиной, В.Г. Петровой.


1. Значение и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста


.1 Значение музыки

способность дошкольный музыкальный обучение

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека.

Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. Они объединяют людей в едином переживании, стают средством общения между ними.

Еще одна особенность музыки в том, что каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитор, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания.

Самая интересующая нас особенность музыки - воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.


1.2 Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста


Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.


2. Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении


Организация работы по музыкальному воспитанию подразумевает осуществление целенаправленного музыкального воспитания детей в разных видах музыкальной деятельности. К ним относятся: занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.

Музыкальный руководитель ДОУ отвечает за общую постановку музыкального воспитания в детском саду: проводит систематическую работу с детьми, используя разнообразные формы ее организации, занимается с воспитателями, повышая их музыкальный уровень, организует консультации, пропагандирует вопросы музыкально-эстетического воспитания среди родителей. Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности: занятии, использование музыки на праздниках и в развлечениях, в игровой, самостоятельной и другой деятельности.

Игра - основная деятельность детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, песни сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Музыкально -самостоятельная деятельность возникает по инициативе детей в процессе игр и наполняет их жизнь интересным содержанием.

Источником возникновения детского музицирования являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения, то они смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.

Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку.

Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

В быту детского сада ребёнок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Участие педагога носит косвенный характер. Качество самостоятельного детского исполнительства, как правило, несколько хуже, чем на занятии, но ценность такого исполнительства велика, так как свидетельствует о сформированности интереса к музыке. Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя.

Праздники и развлечения включают большое разнообразие видов и жанров художественной музыки, которая при творческой инициативе воспитателей и активности детей решает большие задачи музыкально-эстетического воспитания.

Как замечает О.П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.

Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А.Н. Зимина видит в следующем:

дать детям радость и побуждать их к активности;

дать яркие художественные музыкальные впечатления;

привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Организация детского праздника, как пишет Ю.И. Братчикова, включает в себя следующую предварительную работу:

) тщательный отбор сценария и актеров;

) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;

) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;

) проведение репетиций;

) изготовление костюмов и декораций;

) подбор фонограмм, специальных световых и звуковых спецэффектов;

) приготовление угощений.

Развлечения закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры детей и доставляют ребятам удовольствие. Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Музыка может играть ведущую роль (беседа-концерт) или роль музыкального оформления (спектакль).

Праздник объединяет в себе разные виды искусства, поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности

Музыкальные занятия базируются на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.


2.2 Музыкальные занятия


Различные формы организации музыкальных занятий обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

Особая роль в решении задач музыкально-эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивает звуковысотный слух, в музыкально - ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма.

Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное - волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведенияорганизационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

Слушание - основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Слушание музыки

Пение и песенное творчество -

Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

Занятия объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Они оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполняются выразительно и непринужденно.

Виды музыкальной деятельности на занятии иногда могут иметь и другую последовательность. Начиная со средней группы вводится обучение игре на детских музыкальных инструментах.

На каждом занятии педагог должен осуществлять общевоспитательные задачи. Очень важно, чтобы от общения с музыкой ребенок испытывал радость, узнавал всякий раз что-то новое.

В обучении дошкольников используются разнообразные методы и приемы с учетом возраста детей, содержания занятий.

С новыми музыкально-дидактическими играми детей следует знакомить на занятии. Затем музыкальный руководитель использует их в индивидуальной работе с воспитанниками.

Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности, чего нет на занятиях по рисованию, лепке и т.д.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.

Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации деятельности.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательного распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствии возрастным возможностям детей13.

Таким образом, музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах.


2.3 Виды и типы музыкальных занятий


Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия-выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Типы музыкальных занятий

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.

Занятия индивидуальные и по подгруппам

Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5-10 минут.

В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми.

Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).

Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.

Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски).

Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений (например, колыбельная - плясовая).

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, - восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.

Как уже говорилось, индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

Фронтальные занятия

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере необходимости. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Они делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фронтальные занятия включают все виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия «Слушание музыки» и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Установки, которые дает педагог перед слушанием произведений, подводят детей к пониманию содержания музыки. Они приобретают опыт слушания классической музыки, учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры.

Слушание развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но необходимо постоянно варьировать ее.


3. Педагогический эксперимент и его результаты


Подготовительная к школе группа.

Календарно планируются: фронтальные занятия (в первую половину дня), музыкально-дидактические игры, упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, игры с пением («во вторую половину дня). При планировании занятий (2 раза в неделю) определяется программное содержание к обучению пению с учетом этапа разучивания песни, отмечаются задачи и методические приемы к упражнениям и творческим заданиям.

Планируя разучивание песни «Дудочка», музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель, педагог проводит с детьми упражнения на развитие голоса и слуха, которые выявляют особенности данной песни. В соответствии с этим музыкальный руководитель распределяет учебный материал на каждое занятие и так же на каждое занятие фиксирует программные задачи.

Е занятие

Развитие музыкального слуха. Формировать у детей устойчивый ладотональный слух. Знакомить с названием ступеней (5-3 - .1) музыкальной лесенки. Упражнять в чистом пропевании этих ступеней на звуках си - соль - ми (пятая, третья, первая).

Распевание. Для последовательного расширения диапазона и правильного голосообразования педагог предлагает детям спеть знакомую песенку «Дудочка», музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель. Следует, чтобы дети пели напевно, в умеренном темпе, легким звуком, без напряжения.

Разучивание песни. Слушать песню веселого, шутливого характера, эмоционально откликаться на нее, высказываться о ней. При повторном исполнении разучивать первый куплет песни, правильно передавая мелодию. Различать музыкальное вступление и заключение. Обратить внимание на ясность произношения слов. В слове «зеленом» делать ударение на последнем слоге.

Е занятие

Развитие музыкального слуха. Формировать у детей устойчивый ладотональный слух. Закреплять знание о ступенях музыкальной лесенки, пропевать их в разной последовательности. Познакомить с песенкой «Бубенчики», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова. Воспринимать и сравнивать звуки по высоте, определяя на слух (высокий, средний, низкий), показывать движением руки их высотное положение.

Распевание. Исполнять песенку «Дудочка» В. Карасевой, чисто интонировать мелодию, четко произносить слова. Петь, выполняя логические ударения в словах. Петь в 2-3 ближайших тональностях, подстраиваясь к тону, заданному педагогом.

Разучивание песни. Слушать песню; самостоятельно высказываться о ее характере, содержании, определять музыкальное вступление, заключение, различать запев и припев песни. Продолжать разучивание мелодии, начинать петь сразу после вступления, точно интонируя мелодию первого такта, построенную на одном звуке. Чисто петь трехзвучне (си соль - ми), а также скачек на кварту вверх (фа - си). Правильно произносить гласные звуки в словах: «зеленом», «играет», «малыми», «начала». Выпевать долгие звуки (половинные), не обрывать их, а мягко заканчивать.

Е занятие

Развитие музыкального слуха. Продолжать формировать у детей устойчивый ладотональный слух, определять на слух три звука, различные по высоте (трезвучие), исполнять песенку «Бубенчики», показывая рукой положение пропеваемых звуков. Петь в умеренном темпе, легким звуком, без напряжения, отчетливо произносить, слова, чисто интонируя трезвучие.

Распевание. Исполнять песенку «Дудочка», различая музыкальные фразы, пропевать их на одном дыхании. Петь в разных тональностях, транспонируя песенку вверх по полутонам (от звука фа до ля). Тон дает педагог.

Разучивание песни. Повторять песню, закрепить навыки чистого интонирования мелодии, обращая внимание на точное выпевание трезвучия и чистоты интонации на одном звуке си в 1-м такте. Учить брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Четко произносить слова, выполняя логические ударения в музыкальных фразах.

Развитие музыкального слуха. Закреплять у детей устойчивый ладотональный слух. Упражнять в чистом пропевании звуков трезвучия (до ля-фа), называя их динь - дань - дон.

Петь в разной последовательности. Играть на металлофоне эти звуки (индивидуально).

Распевание. Петь песенку «Дудочка» без сопровождения с помощью музыкального руководителя. Исправлять нечистую интонацию в пении. Исполнить песенку «Бубенчики» с музыкальным сопровождением, затем без сопровождения с помощью педагога.

Разучивание песни. Продолжать разучивать песню, работать над стройностью звучания песни в ансамбле: одновременно всем начинать и оканчивать пение. Педагогу использовать дирижерский жест (показывать вступление, акценты, окончание песни). Учить петь, выполняя динамику. Петь умеренно громко, без напряжения, усиливая звучание в 4-м и 5-м куплетах, но не форсировать звук.

Е занятие

Развитие музыкального слуха. Закреплять у детей знание ступеней трезвучия, умения находить на металлофоне любой из звуков трезвучия (до - ля фа), проигрывая их индивидуально и подгруппой одновременно. Уметь пропевать эти звуки без музыкального сопровождения.

Распевание. Пропевать песенку «Дудочка» в разных тональностях без музыкального сопровождения с помощью музыкального руководителя, сохраняя умеренный темп исполнения. Обращать внимание на четкость и выразительность текста, на напевность и легкость звучания детских голосов.

Разучивание песни. Повторить песню, исполняя ее с музыкальным сопровождением без помощи музыкального руководителя. Петь выразительно, передавая характер песни. Транспонировать ее на полтона выше. Предложить детям исполнить песню без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса педагога.

На последующих занятиях можно инсценировать эту песню.

Е занятие

Развитие музыкального слуха. Закреплять представления детей о возможности передавать движение мелодии, используя игровой прием, образное сравнение, предложив детям музыкально-дидактическую игру «Птички на проводе». Развивать активность слухового внимания, музыкальную память.

Распевание. Для расширения и укрепления диапазона, плавности и напевности звука предложить детям спеть знакомую песенку «Прибаутка» (р. н. м.), обр. В. Карасевой. Учить детей точно попадать на высокий звук мелодии, осознанно различать высотное соотношение отдельных частей мелодии.

Разучивание песни. Начать учить песню «Светлый дом», музыка Т. Попатенко, слова А. Кузнецовой. Слушать и воспринимать песню веселого радостного характера. Высказывать свое отношение к ней. Различать запев, припев, музыкальное вступление. Разучить первый куплет песни с точной передачей мелодии.

Повторение песни. Узнать песню «Дудочка» В. Карасевой по музыкальному вступлению. Провести с детьми беседу о том, как надо исполнять эту песню. Добиваться выразительного исполнения в передаче музыкальных оттенков. Предложить петь цепочкой по музыкальным фразам и всем вместе (хором стоя).

«Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи для старшей группы в области пения: «Учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре - до, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню. Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо) в разных темпах самостоятельно (в сопровождении музыкального инструмента, с воспитателем без музыкального сопровождения). Учить сольному исполнению ранее выученных песен».

К концу года дети 6-7 лет должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение.

Кроме того, «Программа…» предполагает целенаправленное решение задачи по развитию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации.

Поэтому музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Эти песни-упражнения, способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.

Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В.К. Колосовой, Н.Я. Френкель, Н.А..Метловым. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок.

Упражнения отличаются разнообразием ладогармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.


Заключение


Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Музыкальные занятия имеет ясную структуру, которая завуалирована в игру для легкого восприятия детьми. На занятиях не нужно навязывать свое решение и мнение ребенку, необходимо побуждать мыслить его самостоятельно, творчески.

Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику, может сопереживать, сочувствовать, разыгрывать, передавать различные эмоциональные состояния героев.

Музыкальные занятия наиболее глубоко захватывают ребенка и организуют его эмоциональное восприятие. В общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы дошкольника является условием его успешного музыкального - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения.

Чувства и настроения, вызванные музыкальными занятиями, придают движению, эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Как отмечают исследователи, музыкально - двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях, остаются на всю жизнь.

Итак, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальней он становится, чем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней малышам и в детском саду.

Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!


Список используемой литературы


1.Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений: Питер, 2014. - 464 с.

2.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. Гогоберидзе В.А. Деркунская. М.: Издательский центр Академия 2005. 320 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ольга Черенкова
Значение музыкальных занятий, их своеобразие

Музыка обладает особенным даром – она понятна и близка людям любой национальности. С рождения и на протяжении всей жизни она воздействует на человека и отражает переживания людей в разные моменты его жизни. Слушая колыбельную успокаивается плачущий ребенок, от мелодий прошлых лет на глаза наворачиваются слезы, от залихватской плясовой ноги сами просятся в пляс, марши заставляют отбивать ритм, пусть даже пальцами рук.

Музыка способна успокоить и утешить людей, снять психическое напряжение, помочь, расслабиться, преодолеть стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. Большинство людей испытывает потребность слушать музыку , любят ее, она присутствует в их жизни.

Музыкальные произведения отражают страницы истории и объединяют людей в едином переживании, они словно средство общения между ними. Она сопровождает человека всю жизнь.

Еще до рождения можно и нужно приобщать детей к музыке , сделать её активным помощником эстетического воспитания. Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка.

Ребенок выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание . То есть, если музыка положительно влияет на ребенка уже в первые годы его жизни, то просто необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.

Ведь музыка дает большие возможности для общения взрослого и ребенка, она является основой для эмоционального контакта между ними. Ребенок с раннего детства узнает знакомые мелодии и различает высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий, может двигаться согласно характеру музыки , умеет выполнять простые движения : притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кистями рук

Данные современных научных исследований свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Если в детстве у ребенка не будет музыки , то восполнить отсутствие полноценных музыкальных впечатлений впоследствии проблематично.

С этим искусством дети соприкасаются с рождения, в детском саду они получают уже целенаправленное музыкальное воспитание . Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста.

Дошкольный возраст наиболее оптимален для приобщения ребенка к миру прекрасного. Поэтому очень важно чтобы воспитатель был всесторонне развит и приобщен к миру музыкального искусства . Как и любое другое искусство, музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям. Важно не только понимать и любить музыку , научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое главное - уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Музыкальные занятия - это основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении. На музыкальных занятиях дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки , пению, музыкально -ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах . Музыкальные занятия способствуют развитию музыкальности ребенка , формированию его личности.

Музыкальное занятие является самым сложным по своему построению в детском саду, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий.

Музыка это средство эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Музыкальные занятия объединяют детей совместными действиями, радостными, эстетическими переживаниями, учат культуре поведения, способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности . Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

И в повседневной жизни детского сада также происходит влияние музыки на дошкольников . Важно использовать музыкальные произведения в часы приема детей, досугов, на прогулке, на занятиях , перед сном и после сна. Музыка обогащает детей новыми впечатлениями, что способствует развитию самостоятельной творческой инициативы.

Жизнь детей в группе нужно так организовать, чтобы она стала ярче, разнообразнее. Чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях каждый ребенок мог применить самостоятельно. С этой целью воспитателю необходимо заранее продумать возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного её включения в детскую деятельность.

Если утреннюю гимнастику или физкультурные занятия сопровождает музыка , то качество выполняемых ими упражнений значительно повышается , лучше организуется коллектив.

Доказано наукой, что звучание музыкальных произведений влияет на работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. Если выполнять упражнения с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Ребенок и здесь учиться воспринимать музыку , двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

При знакомстве детей с русскими народными сказками, воспитатель может сопровождать свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Сказка воспринимается детьми быстрее и интереснее, если при её пересказе будут использоваться музыкальные произведения , детские музыкальные инструменты . Это позволит детям понять характер героев, особенности персонажей сказок.

Музыка также обогащает детские впечатления. Например, дети старшей группы рисуют осенний пейзаж, как падают медленно, кружась осенние листочки. И включив детям музыкальное произведение "Осенняя песня" П. Чайковского, или любую другую, педагог создает определенный настрой на работу.

Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий . С большим удовольствием они будут слушать песни из знакомых мультфильмов, музыкальные композиции в современном исполнении.

В часы досуга дети любят устраивать импровизированные "танцы", они поют вместе воспитателем знакомые песни. В свободное время, дети часто играют в "концерт", "музыкальные занятия ", "день рождения", они могут вспомнить и спеть уже известные музыкальные произведения , танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, пытаясь играть на разных музыкальных инструментах .

Если использовать музыку и во время прогулок детей, то она и здесь окажет свое воспитательное влияние и будет стимулировать их активность, самостоятельность, создаст хорошее настроение.

Обычно лето наиболее подходящее время года для музыкальных проявлений детей на прогулках, когда на участках организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем водить хороводы. Очень нравятся детям подвижные игры с пением ("У медведя во бору", "Теремок") . Успех всей этой работы во многом зависит от воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя .

Проводимые развлечения в детском саду также обогащают жизнь ребенка. Исполнение песен, праздничных хороводов, плясок объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает небольшая группа, остальные дети радуются успехам своих товарищей.

Развлечения в детском саду могут быть разнообразны по своей тематике и организации. Это и концерты, спектакли, игры соревнования, викторины, карнавальные театрализованные представления. Таким образом, развлечения это весьма интересная, воспитывающая форма организации музыкальной деятельности , поскольку вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить, создают веселье, радость,. Так же организуются поздравления детей с днём рождения. Всё это не только развивает музыкальные способности детей , но и приучает их заботится друг о друге.

Приветствуется и использование музыкально дидактических игр , которые развивают музыкальных слух , творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усвоить элементы нотной грамоты. Например, музыкально дидактическая игра "Песня, танец, марш", где дети должны определять жанр музыкального произведения с помощью картинок символов. Дети с восторгом слушают бодрую, веселую, подвижную, энергическую музыку , четко и ритмично ходят под неё.

Хорошо играть на различение характера танцевальной музыки . Слушая музыку , дети определяют, что это – полька, вальс или русская плясовая.

Характер музыки иногда можно понять по движениям под неё. Двигаясь под музыку , дети могут проверить, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке .

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка. Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления , побудить сопереживать музыке . Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Музыкальные занятия играют развивают выдержку, волю, внимание, память, воспитывают чувство коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что ":внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник".

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности "Музыка и пение" - М.: Просвещение, 1983.-224 стр.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.; Просвещение, 1981г.
  3. Метлов Н.А. Музыка - детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. - М, 1982г.
  5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. - М.: 1972г.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
  7. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979.
  8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. - М.; 1986г
  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Л., 1977г.
  10. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания - М., 1989г.