Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Праздник славянской письменности в детском саду. Сценарий праздника в старшей группе "день славянской письменности и культуры"

Праздник славянской письменности в детском саду. Сценарий праздника в старшей группе "день славянской письменности и культуры"

Сценарий детского праздника,

« Начало Аза»

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий .

Цели и задачи : рассказать детям о нравственном подвиге создателей славянской письменности - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, о великом значении добродетелей в жизни человека; нравственное воспитание школьников на основе православного мировоззрения.

В качестве наглядных пособий и реквизита предлагается использовать «древние» свитки; буквы славянской азбуки, изготовленные из картона; эмблемы праздника;

Оборудование: плазменный телевизор, ширма, куклы.

Ведущий: Было это очень давно - в IX веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей которой был город Солуни, сейчас это известный греческий город Салоники (более древнее его название Фессалоники), местонахождение которого помогает представить карта.

Слайд 2,3

Ведущий: Город славился ремеслами - обработкой железа и меди, изготовлением оружия, производством стеклянных изделий, льняных, шерстяных и шелковых тканей, выделкой кожи и судостроением. На всех улицах города, а особенно на его окраинах были расположены десятки самых различных и по масштабам мастерских. Население города было очень пестрым, и на улицах Солуни всегда слышалась многоязыкая речь. Кроме греков, здесь было много славян, армян, евреев.

Ведущий: В этом городе жил военный чиновник по имени Лев. Он был добр, богат, благоверен, праведен и чтил заповеди Божии. В его семье росло семеро детей. Братья любили учиться, много читали.

Кукольный театр. Ширма, декорации города, братья Кирилл и Мефодий. Братья рассказывают о себе, историю создания азбуки.

На экране слайд 4.

Мефодий: Я, Мефодий, - старший брат.

Кирилл: Я, самый младший – Константин в пострижении названный Кириллом .

Мефодий: Мы родились во граде Солуни.

Кирилл: Когда мне было 7 лет, я увидел сон, в котором словно наяву, местный воевода собрал на бал самых красивых и знатных девиц и предложил выбрать мне невесту. Из всех красавиц лишь одна привлекла мое внимание, имя ее было София.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что обозначает имя София? София – это Премудрость.

Кирилл: Я обручился с ней и был ей верен до конца дней.

Ведущий: Когда Константин рассказал о видении родителям, они сказали сыну, что назначено ему Богом, служить Софии Премудрости Божией и нести слово Божие людям. Родители поспешили исполнить волю Господа и подыскали Константину хороших учителей. Своим прилежанием в учёбе, упорством, стремлением к знаниям Константин поражал своих учителей. Прилежно изучая книги, он видел, насколько еще незначительны его познания, т. е. ему требовались еще более лучшие учителя.

Кирилл: Я усердно просил Бога послать мне лучших учителей и, прошение мое исполнилось. В Греческой земле умер император, и стал царствовать сын его Михаил с матерью своей благочестивой царицей Феодорой. Но Михаил был еще малолетним, и ему в воспитатели были назначены три вельможи. Один из них был хорошо знаком с моими родителями, и, зная об успехах и прилежании моем, послал за мной, чтобы я учился наукам вместе с юным императором Михаилом.

Ведущий: Так отрок Константин оказался в византийской столице – городе Царьграде. Он стал помогать учителю в воспитании и образовании императорского сына и сам многому научился. Константин с усердием постигал учения самых мудрых, просвещенных людей своего времени, много часов проводил, работая в знаменитой Царьградской библиотеке. Своим умом и прилежанием он приводил в изумление своих учителей, за что его впоследствии прозвали Константин – философ, мудрец. Вся юность его прошла в упорных трудах.
В то время Царьград был одним из красивейших городов мира: его окружали три ряда мощных стен с башнями. Улицы и площади города украшали мраморные дворцы, фонтаны и памятники героям и полководцам. Яркое солнце, лазурь, повсюду блеск золота!
Однажды к императору Михаилу, с которым учился Константин, пришли послы от одного славянского племени. Народ этого племени желал принять святое крещение и просил прислать к ним священника.

Слайд 5

Кирилл: По просьбе греческого царя отправились мы к братьям славянам страну Моравию, к князю Ростиславу поведать о святых христианских книгах, в которых рассказывается о Боге.

Ведущий: Но как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут прочесть ни Священного Писания, ни Библии, ни других святых книг!

Мефодий: Умели славяне пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книг читать и письма писать.

Кирилл: Разве не для всех светит солнце?

Мефодий: Разве не для всех идет дождь?

Кирилл: Разве не всех кормит земля?

Мефодий: Все люди равны, все люди-братья.

Кирилл: Все равны перед Господом, и всем нужна грамота.

Мефодий: Азбука даст нам в руки нить наших мыслей.

Кирилл: И ключ к тайнам природы.

Мефодий: Уединившись в монастыре, мы с братом усердно трудились над составлением славянской азбуки, призывая помощь Божью молитвой и постом.

Ведущий: Константин стал горячо молиться перед иконой Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян буквы.
Кирилл: Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты учила Младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг еще нет.
Дай им веру, любовь, и свободу,
И ученья христианского свет!
Звучит тихо музыка и слова молитвы Богоматери.
Ведущий:
В храме было очень тихо, мерцали свечи, а в окно смотрели крупные южные звезды. Константину стало вдруг радостно на душе: он почувствовал, что его молитва услышана Самой Богородицей!
После молебна братья и пять их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Все получалось у них легко, словно само собой. Азбука складывалась, как мозаичная картина.

Слайд 6

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

И, казалось, Сам Иисус Христос

По-славянки с нами говорит!

И наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна.

Слайд 7. Звучат слова «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

Кирилл: (повторяет) « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Слайд 8

Мефодий: Это текст Священной книги – Евангелие. В ней содержится благая весть о жизни Иисуса Христа, о Его учении, заповедях, которые учат, как нам жить.

Звучит «Гимн Кириллу и Мефодию». В презентации на слайде приведен текст произведения. На последние строчки гимна Кирилл и Мефодий степенно уходят.

Ведущий: Язык, на котором святые братья Кирилл и Мефодий впервые записал для нас Святое Евангелие, стал называться церковно-славянским. Это язык молитвы. Духовная глубина и сила скрыта в церковно-славянском языке. Поэтому и по сей день, он звучит в Русской Православной Церкви во время богослужения.

Слайд 9

Ведущий: 24 мая 863 г. болгарские монахи Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Первые буквы славянского алфавита «Аз» и «Буки» дали название первой книги для чтения – Азбука. В этом году наша азбука отметит свой 1151-й день рождения!

Ведущий : Ежегодно 24 мая в России отмечается праздник – День славянской письменности и культуры этот праздник пришел к нам из Болгарии называется праздником славянской азбуки. Праздник в Болгарии начинается с демонстрации – красочного шествия. В руках люди несут огромные буквы, книжки, глобусы.

Кукольный театр

На сцене появляется босоногий мальчик по имени Алесь. На нем широкие штаны и длинная русская рубаха. Звучит топот копыт. На экране изображение леса. Выходят на сцену гонец и Тимоха.

Гонец: Эй, Тимоха, кто там на пригорке?

Тимоха: Человек…

Гонец: Человек – то, человек, да больно мал…

Тимоха: Паренек… босой идет…

Гонец: (обращаясь к мальчику): Откуда ты, почему один идешь?

Алесь: Деревню нашу шведы спалили… Отца убили, а мать давно с голоду померла…

Гонец: Куда же ты собрался?

Алесь: В Москву!

Гонец и Тимоха: (удивленно): В Москву?

Гонец: А зачем тебе в Москву?

Алесь: (вздохнув) Там… учат.

Гонец: Учат? Чему учат?

Алесь: Азбуке! (с гордостью) Я ученый! Четыре буквы знаю. Послушайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь…

Гонец: (с улыбкой): Много… Да как звать тебя?

Алесь: А вы куда, дяденьки, едете?

Гонец: Тоже в Москву.

Алесь: Добре! И я с вами!

Слайд 10, 11

Ведущий: Понравился Алесь гонцам. Взяли они его с собой в Москву и определили в ученики. А как выглядела древнерусская школа? Как учили там детей? Посмотрите на картину Б. М. Кустодиева «земская школа в Московской Руси». Школа находилась в деревянной просторной избе. Ребята сидели все вместе на лавках за одним длинным столом. Во главе стола важно восседал учитель. За ним, на стене, на самом видном месте, висела плетка, которую употреблял за нерадивость в учении и плохое поведение. На картине видно, как перед учителем на коленях стоят два ученика с раскрытой книгой. Нетрудно догадаться, за что они были наказаны. Учебный день продолжался с 7 часов утра и до 7 часов вечера, с двухчасовым перерывом на обед.

Ведущий: В старину учились дети-

Их учил церковный дьяк,

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

Вот такой чудной вначале!

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

А девицам полагалось не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий: В начале 18 века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. В 1917-18 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

Ведущий: Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. «Ять» и е произносились совершенно одинаково. Букву «ять» называли «буквой – страшилищем», «буквой – пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

Ведущий: «Ижица» чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», дать крепкий нагоняй.

Ведущий: «Ер», так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Выполняет скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до изгнания буква писалась в конце слов после твердых согласных. Ее называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами.

Ведущий: Буква «фита» и ф -«ферт» - передавали один и тот же звук. Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки», «подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом.

Ведущий: В старославянской азбуке каждая буква имеет свое имя. Открывает азбуку АЗЪ, которая обозначает звук «А». АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» -Я есть Бог.

Имя второй буквы «БУКИ», она обозначает звуки «Б» и «БЬ». Буки – это и есть буквы. Слово буквы произошло от названия дерева бук. Сложите 1-ю и 2-ю букву АЗЪ+БУКИ. Что получилось? Азбуки или азбука. Вот откуда произошло слово азбука.

Практическая часть.

Ведущий: Ребята, посмотрите внимательно на экран, что вы видите? (ответы детей)

Ведущий: Кто быстрее и точнее прочтет кириллицу? (Участники в прямом и обратном порядке читают алфавит).

Ведущий: Отгадайте, какое слово зашифровано

Рцы, твердо, добро, УК.

Слово, аз, земля, аз, како.

Я, еры, како, земля.

Ответы Труд, Сказка, Язык.

Ведущий: В языке и культуре сами буквы славянской азбуки имели такое большое значение, что о них русским народом были составлены пословицы и поговорки. Я называю, а вы попробуйте ответить, что они означают.

«Начать с азов».

«Сделать на ять».

«Прочитал от аза до ижицы».

«Пропишу я тебе ижицу».

«Стоять фертом».

«Смотреть глаголем».

Ведущий: Имена букв складываются в наставления. Таких наставлений история знает множество. Попробуйте и вы сложить имена букв в связный текст нравственного, поучительного содержания. У кого получиться длиннее и складно? А вот послушайте вариант: Я буквы ведаю(знаю), говорю Добро есть! Живите, люди, в совершенстве на земле! И мыслите, как подобает людям! Наш покой в Боге, говори слово твердо, прямо, не кривя душой!

Ведущий: Стали появляться первые книги. Писались они подолгу гусиными перьями. Особенностью было то, что заглавные буквы рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей. Большие изукрашенные начальные буквы текста называются буквицами. Каждая из этих буквиц неповторима, как неповторима была и каждая книга в ту пору: ведь печатные книги появились в мире лишь 500 лет назад, а эти буквицы гораздо старше. Эта красивая буква дала название «красная строка». После того, как книга написана, ее украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Только богатый человек мог позволить себе подобную книгу. Писцы не успевали переписывать книги, так как их требовалось все больше и больше. И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. Со временем появились более удобные станки, а сними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.

Ведущий: В летописи времен записано – « То было чудное мгновенье» глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые».

Ведущий: В церкви в честь святых исполняется – тропарь. Тропарь – это стих, в котором рассказывается о празднике или о Святом.

Звучит тропарь.

Ведущий: Дорогие наши гости! Желаю вам быть верными служителями и хранителями животворного, высокого славянского слова и письменности, которую двенадцать столетий назад подарил славянам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

Конец

Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(Изображение первых книг)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(Изображение: Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(Изображение:. АЗБУКА)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить – век киснуть.

Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада — знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

Сценарий праздника, приуроченного ко Дню

Славянской письменности

Мультимедиа – Праздничная заставка

Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом.

Ведущий: Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу».

Мультимедиа – Изображение Кирилла и Мефодий

Ребенок 1: По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ребенок 2: Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ребенок 3: Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ребенок 4: Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все: Мы – славяне!

Исполняется гимн Кириллу и Мефодию

Дети садятся на места

Мультимедиа – Картина былых лет

Ведущий: Ребята, сейчас благодаря колесу истории мы с вами попадем в далекие века, к нашим предкам. В те времена на земле русской добро несла Василиса Прекрасная, а зло творил Змей Горыныч, Соловей Разбойник, да Кощей Бессмертный.

Под музыку в зале появляется Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный. Он тянет ее за руки в свое царство зла.

Кощей: А-а, это вы, сюда пришли…

Ну что ж, свою вы смерть нашли!

Бессмертным все меня зовут,

Всегда меня победы ждут!

И зря сейчас себя вы мучите-

Вы Василису не получите!

Она моею быть должна,

И будет мне она жена!

Под музыку Кощей уходит. Василиса остается в царстве.

Ведущий: Ребята, я думаю нам с вами нужно выручать из плена Василису Прекрасную. Посмотрите, для вас она приготовила послание, которое необходимо разгадать. Я предлагаю вам разделиться на команду старшей группы и подготовительной. Готовы? Тогда вперед!

Проводится игра «Собери послание по буквам»

Дети делятся на две команды, у каждой конверт с буквами. Задача: собрать слова «Спасите».

Ведущий: Вы совершенно правильно разгадали послание. А теперь дело за малым, кто же спасет из плена нашу красавицу? Конечно же, русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. А вот и они, встречайте!

Мультимедиа – «Три богатыря»

Под музыку песни «Богатырская силушка наша» в заде появляются Богатыри , спасают Василису.

Проводится игра «Допиши недостающий элемент»

Дети делятся на две команды, у каждой свой мольберт, на котором задание. Задача: дописать недостающие элементы, чтобы получились буквы.

Ведущий: Да, научила ты нас уму – разуму! И на радости такой

Эй, музыканты, поскорей

Сыграйте нам повеселей!

А вы, девчонки, попляшите,

Свою нам удаль покажите!

Исполняется танец с платками по выбору

Ведущий: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.

Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору

Дети садятся на места

Ведущий: А это что за крик, что за гам, кажется, к нам кто – то спешит.

Под музыку в зале появляется Скоморох с мешком и балалайкой.

Скоморох: Ой, ой, ой, горе – то какое, опять опоздал на праздник. И пропустил самое интересное.

Ведущий: Не волнуйся, гость дорогой, у нас праздник в самом разгаре.

Скоморох: Тогда я спокоен, что не все еще песни спеты, да не во все игры еще поиграли. А у вас на празднике можно колдовать?

Дети: Да!

Скоморох: Тогда я начинаю: тары – бары, бары – вары, туки – дуки, палки – валки - дерево из простого превратись в звуковое.

Воспитатели выносят на середину зала два дерева с буквами.

Вот это я постарался, молодец, прямо волшебник. Вместо листочков буквы наколдовал. А давайте сейчас поиграем с ними в интересную игру. Готовы? Тогда предлагаю всем разделиться на две команды.

Проводится игра «Звуковое дерево»

Дети делятся на две команды. Около каждой стоит дерево с буквами. Задача: подобрать необходимые картинки к буквам, которые находятся на дереве.

Скоморох: Пришел я к вам на праздник не с пустыми руками, а с волшебным мешочком, в котором находится древнерусская книга загадок. А вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да!

Скоморох: Тогда слушайте внимательно,

Загадка первая: 33 сестрички сели на странички.

Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.

Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)

Загадка вторая: Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)

Загадка третья : Первую книжку, где буквы ты изучаешь,

Как ты ее называешь? (Букварь )

Загадка четвертая: Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)

Загадка пятая : Не на меру, не на вес,

Но у всех людей он есть. (Ум)

Загадка шестая: У стены большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Скоморох: Теперь я предлагаю вам немного поиграть с моим волшебным мешочком. Вставайте, пожалуйста, в круг, и слушайте внимательно правило игры: я подхожу к одному из вас и предлагаю опустить руку в мешочек, вы находите в нем предмет, который должны описать своими словами. Готовы? Тогда начинаем!

Проводится игра «Волшебный мешочек»

Дети садятся на места

Дети встают в круг, Скоморох подходит к какому – нибудь ребенку и просит опустить руку в мешок, после того, как ребенок взял в руку предмет, он должен своими словами объяснить его суть.

Скоморох: Какие вы умные и сообразительные ребята, только такие могут жить в современной России. А какая она у вас сейчас? Расскажите мне, пожалуйста!

Мультимедиа – панорама России

Ведущий: Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – это бесконечные леса, ковры лугов. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих недрах. Россия – страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима, и придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.

Ребенок 6: Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Ребенок 7 : Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Ребенок 8 : Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

Ребенок 9: И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Исполняется песня о Родине по выбору

Скоморох: Да, не перевелись еще на земле люди любящие свое отечество, свою Родину. Продолжает Россия полниться знаниями, да умениями. Сегодня вы, ребята, заслужили отличную похвалу и подарки. А вот где они нам сейчас подскажет мой волшебный ключик, которым я открою вот этот сундук.

Скоморох открывает сундук, воспитатели раздают подарки детям.

Ведущий: Вот и подошел наш праздник к концу. В заключении мне бы хотелось сказать, вам, дорогие ребята: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса"

Ребенок: Мы благодарны просвещенью.

Наука – Солнце, душу грей!

Рукой отцов благословенный,

Иди в историю смелей!

Ребенок: Судьба нас к жизни возродила,

Творцы Мефодий и Кирилл,

Имен их время не забыло,

Народ славянский не забыл.

Под музыку дети строятся в группу

Сценарий праздника славянской письменности.

Каждый слушать их готов,

Сколько песен о России-

Столько в ополе цветов.

Песня. « Моя Россия.»

1.Россия моя, с чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь, без тебя мне не жить!

Россия моя, соловьиный рассвет,

Ранит душу мою твой березовый цвет.

Все, чем в мире живу,

Все, чем в жизни дышу,

Все, что было и есть я –Россией зову!

Ты мудра и добра,

И народы земли славят имя твое, славят думы твои!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

(Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.)

Ваня:

О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)

Ваня : (удивлённо) Вы кто?

Буквы:

Я буква ИЖИЦА.

Я ФИТА

Я ЮС МАЛЫЙ

Я ПСИ

А я ЯТЬ

Ваня:

Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль, что из нашего вы исчезли письма.

Буквы:

1: Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

Ваня:

Многие вещи стали редкостью,

Это память о наших предках.

2: Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

3: Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

(Буквы уходят)

Ваня: Проходят времена, меняется человек.

Иной облик придаёт ему век.

Но жив православный народный дух

Благодаря деянию двух

Братьев славянских - Кирилла и Мефодия,

Память, о которых вечно в народе.

Сила деяния Кирилла и Мефодия,

Велика и бессмертна, как родной язык.

Ведущий:

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. (звучит старинная азбука ) Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

(Входят буквы).

Аз:

Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз".

Буки :

А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут "Буки". А теперь назовите нас по порядку.

Ведущий:

Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди :

Здравствуйте, дети! Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий:

Ну, тогда слушай мою загадку:

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (березы).

Глаголь:

Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".

Ведущий:

Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь".

Ведущий :

Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро:

Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".

Ведущий:

Какое у тебя доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека.

Чтец:

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Чтец:

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Ведущий: А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди :

Здравствуйте, дети! Я - буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Ведущий:

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них - Буква рычащая.

Рцы:

Здравствуйте, дети! Я - буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь

Ведущий: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Чтец:

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Чтец:

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Чтец:

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Чтец:

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.


Ведущий 2: С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?

Ведущий 1: Как возник у каждого народа его родной язык?

Ведущий 2: У славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.

3чтец.

Первоучители!

Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,

И болгарский язык понимали.

Ведущий 1: Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции).

Ведущий 2: В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.

Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Всё в школе казалось Константину очень интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами: А почему учитель всё время говорит по-гречески? А почему у славян нет своих книг? А Михаил отвечал: « Потому что писать на славянском языке нельзя.»

«Вот я вырасту и придумаю славянские буквы».-сказал Константин.


Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.


Ведущий 1:

Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии - подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.


Ведущий 2: Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.

Ведущий 1: Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

1чтец.

В Новгороде Великом есть памятник, который называется « Тысячелетие России».

2чтец.

В этом удивительном памятнике предстают перед нами более ста выдающихся деятелей нашего Отечества,и наряду с Нестором Летописцем, Пушкиным, Достоевским и другими великими людьми, мы видим святых Кирилла и Мефодия. Кто они такие?

3чтец.

Святые братья Кирилл и Мефодий - просветители славян. Создатели славянской письменности!

Первоучители!

Славим Русь нашу святую! По великим именам

Православную, родную нашим мыслям и сердцам,

Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду?

Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву!

4чтец.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостальных,

В Белоруссии,

В Македонии, В Польше, Чехии и Словакии.

5чтец.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

1чтец.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

(Колокольный звон.)

2чтец.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон расстилается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

(Хор исполняет тропарь св. Кириллу и Мефодию).

3чтец:

Самый младший брат, самый старший брат –
Это братья Кирилл и Мефодий;
Нам открыла история их имена,
А они начинали историю…

4чтец.

Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,
С детства слышали старославянский язык,
И болгарский язык понимали.

5чтец.

Шел девятый век,
Европейский мир перемены ждал,
Азиатский мир перемены ждал,
А славянский мир это предвещал
.

1чтец.

Жития рассказывают нам, что родились братья в городе Солуни. В этом городе было много славян, и поэтому почти все его жители знали славянский язык. Этот язык с раннего детства был знаком Кириллу и Мефодию.

Монах Кирилл и праведник Мефодий,
Два брата, что в Салониках родились,
Задумали букварь создать славянский,
Чтоб знал Писанье каждый славянин…

2чтец.

Старший брат Михаил по следам отца
Поступил на службу военную;
Прослужив много лет, он решил уйти
От житейских дел и от суеты –
В монастырь на Олимп, прославлять Творца,
Созидать красоту нетленную.




3чтец.

Младший брат Константин, не спеша, подрастал,
С детства умные книги жадно читал,
Христианских церковных отцов почитал,
Трепетал от великого Слова,
От Григория Богослова!

Там он принял святой монашеский сан
И с тех пор называться Мефодием стал,
Приступил к своей службе немедленно:
Впереди его подвиг пожизненный ждал


Татьяна Тихомирова
Сценарий праздника «День славянской письменности»

Сценарий праздника

«» .

Цель : познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки , рассказать о зарождении письменности , об истоках русской письменности , о славянской азбуке , о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры , способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.

Оснащение : Мультимедийная презентация, книжная экспозиция, березта, писало, перо, чернила, бумага, восковая дощечка.

Ход праздника:

I. Выходит ведущий.

Гой, вы славные наши гостюшки , разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке , а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого нужно было придумать славянские буквы . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги , чтобы славянам было что читать . Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности . Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах , в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично .

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым!

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности . Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры . Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация , народ, государство.

Чтец :

Тома в обложке синей,

Знакомые тома,

В них бьётся пульс России,

В них вечна жизнь сама.

Страница за страницей…

На всё найдёшь ответ.

Нет, им не запылиться

И через много лет.

Ведущий :

Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (рисунок №1)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности . Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (рисунок №2)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма » на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность .

Вы видите (рисунок 3) изображение двух братьев в монашеском одеянии – Кирилл и Мефодий. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» – учащих и учащихся. С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры . Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

Звучит колокольный звон, выходят чтецы.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные ,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы? Мы - славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы? Мы - славяне !

Ведущий :

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира . Они говорили : разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Чтец :

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н. Кончаловская)

Ведущий : (указывая на плакаты с азбуками)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки . Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь» . А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. Всего 43 буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.

Чтец :

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины ,

Мы и сейчас, славяне-братья ,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века !

Ведущий :

В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.

Заглянем вглубь веков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.

Буквица - это алфавит славян , применявшийся на обширной территории, принадлежавшей русам. Также существовали руница (жреческое письмо , глаголица (торговое письмо , черты и резы (простейшие из письмен ) . Самой большой была Всеясветная грамота - 147 символов.

Буквица известна нам лучше всего - под именем Кириллицы, обрезанная и подчищенная от лишних букв, звуков.

Древнеславянская Буквица имела 49 Буквиц. Современная - только 33.

Для перевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделали нашу древнеславянскую буквицу , а непонятные им буквы убрали (те, которых не было в греческом) . Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, ими обозначаемые, в греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24 буквы.

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя : веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя : «добро» , «живете» , «земля» , «люди» , «покой» .

«Аз» и «Буки» . Получилось слово «АЗБУКА» .

В народе так и говорят : «Сначала «аз» да «буки» , потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, вы знаете пословицы о пользе учения?

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.

1 чтец :

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь .

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

2 чтец :

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Ведущий :

В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг , потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь .

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.

Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи .

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Знакомство с экспозицией.

Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом трудоемким. Материалом для них служил пергамен (рисунок 4) - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день . Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств 11-12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. (рисунок 5)

Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь, образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до 19 в . сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях. (рисунок 6)

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком - титло - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - силу.

Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности . Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась . В книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - инициал- писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - писать с красной строки. Завершался раздел - концовкой - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

1чтец :

Из колодезной, синей такой глубины

Вырастает мой Китеж, четыре стены,

Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…

Розовеет восток. Озаряется Рось.

Деревянная сказка, озёрный покой,

Для чего мне твой берег, ажурный такой?

В прихотливых изгибах узорочья крыш?

Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?

2 чтец :

Видно, память архивная стала болеть,

Если нечего в дебрях бетонных жалеть –

Так хотя бы тебя поманить из глубин,

Из кириллицей сотканных песен-былин.

Деревянная сказка, забытая Рось,

Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.

И не знаю, зачем так бывает нужна,

Как вода из колодца, твоя старина….

Историк : (в мантии и конфедератке)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7) . Береста - очень удобный материал для письма , хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

(восковые дощечки +береста)

Чтец :

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Ведущий :

Сегодня, думаю, стоит поговорить еще и о нотном письме , так как многие из вам занимаются музыкой. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им мелодии и передавать ее следующим поколениям.

История нот насчитывает не одно тысячелетие со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом : черточки, точки, различные завитушки. Древние сборники писались крюками – безлинейными нотами. Такие крюки еще называли «топориками» или «кондакарные» ноты (от слова КОНДАК – стих) (листки с нотами и книга) . Этот вид нотного письма исчез в 13 веке . Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях. Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей.

Инсценировка «АЗБУКА»

Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

Буква «А» :

Беда, беда!

Ведущий :

Что случилось?

Буква «А» :

Пропало слово, слово пропало!

Ведущий :

Какое слово?

Буква «А» :

Жило-было слово.

Играло, училось, ходило в школу

И вообще жило замечательно.

Ведущий :

Но вот, что было в нем примечательно,

Слушало учителей своих оно невнимательно,

И никак не могло запомнить, что же оно означает.

И, вот как, ребята, в жизни бывает :

Однажды слово, проснувшись рано,

Оделось, умылось, взяло корзину,

И пошло в лес – за грибами,

Не далеко тут - рядышком с нами.

Долго ходило, проголодалось,

Село на пенечек - съело пирожочек,

Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!

Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

И осталась у нас одна - буковка «А» .

А слово-то не знало, что оно означает,

И как слову собраться снова – буква «А» не знает.

А пока буковка «А» плачет –

Наша с Вами основная задача – помочь ей!

Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!

А в каждом задании – есть свои правила.

Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача : внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А» ?

Дети отвечают.

Вдруг вбегает вторая буква «А» .

Ведущий :

А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.

2-я буква «А» :

Ведущий :

Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

2-я буква «А» :

Александра и две Али

Астры в садике сажали,

А Артур и два Алёшки

Алфавит читали кошке.

Ведущий :

Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

Дети отвечают и говорят как эта буква звучит на кириллице.

Ведущий :

Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.

«К» ).

Буква «К» :

Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает) .

Ведущий :

Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

Буква «К» :

Ведущий :

Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

Буква «К» :

Куклу Катеньку Камилла

Кашей манною кормила :

«Кушай, Катя, кушай, детка,

К чаю есть у нас конфетка»

Ведущий : Ну что, ребята, это за буква, догадались?

Дети отвечают.

Входит ребенок с табличкой (буква «З» ).

Ведущий : Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

Буква «З» :

«Зоя, Зиночка, Захар!

Закипает самовар!

Земляника нынче к чаю.

Заходите - угощаю!»

Историк : Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

Дети отвечают.

Историк :

Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У» )

Ведущий :

А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

Буква «У» :

У Ульянки день рожденья .

Ух, какое угощенье :

Утка, устрицы, урюк –

Угощайтесь, все вокруг!

Ведущий :

Так что же, ребята, это за буква?

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК» . Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б» )

Ведущий :

А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!

Буква «Б» :

Бэлла, Боря и Булат

Бублики весь день едят .

Бобик крутится у ног :

Бобик бублик съесть не смог.

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б» , а в славянском алфавите она называется «БУКИ» .

Ну что же - все буквы мы с вам отгадали - остается теперь из них составить слово целиком.

Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука» .

Звон колокольчика. Входит буква Глаголь.

Глаголь :

Здравствуйте! Я буква «Глаголь» .

Ведущий :

Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь» . Много пословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, а последнее слово в них вы назовете сами.

(Называет начало пословицы, ученики договаривают)

1. Аз, буки, веди, страшны как… медведи.

2. Что написано пером, не вырубишь… топором.

Звон колокольчика. Входит буква :

Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя!

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

К нам из азбуки спешит новая гостья!

Звон колокольчика. Заходит буква :

Я буква «Люди» .

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют Песню : «Вот что значит настоящий добрый друг….»

Звон колокольчика. Входит буква :

Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите» .

Какая мудрая буква к нам явилась!

Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)

2) Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать,

Отрезали мне голову, стал я пить

И ясно говорить. (Гусиное перо) .

Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.

Гусиные перья подвергали особой обработке : втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.

3)Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) .

Ведущий :

В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить : «Книжное слово в жемчугах ходит» . Такая книга стоила больших денег.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них –

Буква рычащая.

Звенит колокольчик. Входит буква.

Здравствуйте! Я - буква "Рцы".

Недаром я собой горжусь,

Ведь - я начало слова "Русь".

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Гимн “Слава вам , братья, славян просветители” .

(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача) .

Слава Вам , братья, славян просветители ,

Церкви Славянской Святые Отцы !

Слава Вам , правды Христовой учители,

Слава Вам , грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения ,

Братья святые : Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

Ведущий :

43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка.

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !