Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Традиции: это что такое? Виды традиций - национальные, социальные, культурные, религиозные и другие. Социальные функции культуры

Традиции: это что такое? Виды традиций - национальные, социальные, культурные, религиозные и другие. Социальные функции культуры

1. Образовательная и воспитательная функция культуры. Именно культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть освоения знаний языка, символов, ценностей норм, обычаев, традиций своего народа и всего человечества.

2. Интегративная и дезинтегративная функция культуры. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного общества чувство общности принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д.

Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность общества.

Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие общества и общности. Внутри этих более широких обществ и общностей могут возникать конфликты. Таким образом, культура может (и нередко выполняет) дезинтегрирующую функцию.

3. Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит к определенным санкциям, которые установлены сообществом и поддерживаются общественным мнением и различными формами институционального принуждения.

Формы и виды культуры

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. В рамках любой культуры общества встречаются социокультурные различия и между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Важно учитывать, что в принципе целостность культуры - состояние, далекое от однообразия, застоя.

Культура дифференцируется на обыденную (связанную с получением информации на уровне повседневного опыта) и специализированную (связанную с получением знания в процессе специальной профессиональной подготовки).

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру. Основные формы культуры: высокая (элитарная) культура и народная культура (фольклор и т.д.) возникли еще со времен разделения умственного и физического труда, социального расслоения общества. Как правило, в качестве своей непосредственной предпосылки они имели прежде всего различный уровень образованности индивидов, в кругу которых преимущественно распространялись и развивались эти формы. По мере развития общей образованности населения, демократизации общества данные пласты культуры во все большей степени теряли свою социально-групповую привязанность, приобретали характер стилевого разнообразия, модификации художественной культуры, уровня доступности, ассоциативности и т.д. Сегодня для значительного числа людей это пласты их внутренней культуры.

элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шнитки, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры - “искусство для искусства”.

народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). фольклор - еще одно название народного творчества.

массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк - примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Это культура для повседневного потребления. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее разновидность.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Она служит стандартизации и унификации личности, унижению ее духовной свободы, сводит любые явления высокой культуры до усредненного, содержательно выхолощенного потакания неразвитым вкусам.

Нельзя сказать, что сегодня массовая культура сама по себе уничтожила высокую и народную культуру, вобрав их в себя. Точнее было бы утверждать, что массовая культура, которая в определенных пределах вполне естественна и нормальна, благодаря смысловой и художественной упрощенности, технической доступности, способна в катастрофических масштабах вытеснить и уже вытесняет высокую и народную культуру.

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

С позитивными субкультурами мы имеем дело повседневно. Под ними имеются ввиду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и т.д. особенностями той или иной группы людей. Речь идет именно о модификации, когда, сохраняя характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения, в рамках той или иной группы, во-первых, возникают нормы, обеспечивающие регулирование связей в соответствующих социальных институтах: воинская, врачебная субкультуры и т.д., во-вторых, возникают стилевые отличия, акценты, которые выражают особенности типа жизнедеятельности носителей субкультуры, их истории (городская субкультура, субкультура казаков и т.д.), в-третьих, возникают определенные (идеологические) различия в понимании путей развития общества, не затрагивающие глубоко основные моральные и правовые устои общества (идеология рабочего класса и т.д.). Наличие субкультур - свидетельство внутреннего многообразия культуры данного общества, его способности к развитию и адаптации к новым условиям, готовности найти ответ на новые вызовы истории.

Например, наличие российской сельской субкультуры с присущей ей любовью к земле, лесу, умением брать у природы, не уничтожая ее, наверняка поможет формированию современной экологической культуры всего общества.

Субкультуры, в особенности профессиональные, поселенческие, классовые, встречаются в большинстве культур современного мира. Кросскультурный анализ аналогичных субкультур выявляет много общего, схожего и вместе с тем указывает и на наличие тех особенностей, которые объясняются прежде всего спецификой "маточной" культуры общества, в недрах которой развивается данная субкультура.

Необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества, являются ее антагонистами (субкультуру преступного, уголовного мира, а также так называемую контркультуру). контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

В контркультуре мы имеем дело с протестом, чаще всего части молодежи, которая не покушается на правовые основы существующего общества, но бросает вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наиболее яркий образец контркультуры последних десятилетий - хиппи. Однако следует иметь в виду, что если субкультура террористов противостоит человеческой культуре, то молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Наличие и распространение контркультуры как целостного образования, а не как отдельных остаточных явлений, - признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности человека (чаще всего вновь вступающих в жизнь поколений) предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения. Длительность существования контркультуры, ее устойчивость как целостности существенно зависит от способности общества преодолеть кризис своей культуры.

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социологом К.Болдуингом. Суперкультура - это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Она характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык - английский, и мировая идеология - наука. Сохранившиеся еще местные народные культуры вкрапляются в суперкультуру наподобие разрозненных точек, ибо они - дело семьи, клана, группы сверстников, неформальных организаций. Народная культура оберегает священное, а суперкультура поощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

Совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. Контроль пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний). Социальный контроль - механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции. Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.
Когда мы заполняем пустые ячейки - статусы - людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя. Таким образом, за статусами стоят социальные группы. Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется социальным составом населения. У каждого человека есть потребности. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные
различны. Первые универсальны, т. е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт - очень сложное учреждение, и самое главное - реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьей, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален.
Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во- вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или частных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.
Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.
Итак, сделаем вывод о социологии: статусы, роли, социальные группы существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками. Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны - статическая, описываемая структурой, и
динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания - статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает еще двух важных понятий - социальной стратификации и социальной мобильности.

Еще по теме Культура:

  1. 4.5. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К КУЛЬТУРЕ. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ
  2. 14.1. _Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность.
  3. 1.1 Культура как категория. Понятие и содержание организационной культуры
  4. § 1. Философия и культура. Культура как предмет философского анализа

В социальных системах порядок поддерживается при помощи норм. Норма – правило, обеспечивающее определённый стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе. Человек подчиняется такому стандарту, даже если он не соответствует его интересам. Для поддержания норм поведения устанавливаются определённые санкции – социальные поощрения или наказания. Поощрения (позитивные санкции) – в самых разных формах: от наделения властью до «тулупа с царского плеча» – стимулируют определённые действия. Наказания (негативные санкции) – выговор, штраф, понижение в должности, тюремное заключение и пр. – удерживают людей от определенных поступков. И те и другие санкции обретают легитимность (законность) на основе нормы.

Типизацию многочисленных норм, существующих в обществе, проводят по разным основаниям. В частности, Н. Смелзер их сводит к нормам-правилам и нормам-ожиданиям.

Нормы-правила регулируют общественную жизнь, создают единый порядок, скрепляют единство общества. Они обычно фиксируются в законах, а их нарушение влечёт за собой суровое наказание.

Нормы-ожидания подразумевают менее строгие правила, и к их нарушению (например, употребление ложки вместо вилки или появление человека в одежде, не соответствующей случаю) относятся снисходительно.

Практически в любом обществе есть возрастные нормы, которые иногда называют формальными. К ним относятся возрастные ограничения трудоспособного периода, участия в голосовании на выборах, покупки спиртных напитков, вступления в брак и т.д.

Существуют и иные классификации норм. Так, в зависимости от сферы, в которой они преимущественно функционируют и которую преимущественно упорядочивают, выделяют социальные, моральные и правовые нормы.

Социальные нормы – правила мирного сожительства и сотрудничества, позволяющие защитить слабого от притеснений сильного, приучить людей к обузданию своих страстей, воспитать в них умение жить друг с другом в мире и согласии, и в результате установить общественный порядок.

Моральные нормы регулируют поведение людей с позиций «добра» и «зла»; правовые нормы – с позиций «законного» и «незаконного».

Разработаны также нормы этикета, т.е. конкретные правила поведения в определённой ситуации: за столом, в театре, в гостях и т.п.

Своеобразной нормой являются стереотипы (от греческого стереос – твёрдый, типос – отпечаток) – устойчивые тенденции восприятия социального объекта максимально однородным и непротиворечивым. Обычно стереотипы формируются в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, что зачастую приводит к фиксации и возвышению второстепенных признаков. Иногда стереотипы выражают и заблуждения, и предубеждения, что наносит серьёзный вред человеческим взаимоотношениям.

Масса– совокупность людей, находящихся в одном социальном пространстве, но отдалённых друг от друга пространством физическим; их взаимодействие определяется единством, совпадением индивидуальных целей. Нормы массы – это регулятивы экономических, политических, религиозных и других отношений, формируемые на рациональной, осознанной основе.

Толпа– совокупность людей, находящихся в одном физическом пространстве. Толпой управляет не норма как выражение рациональности, а эмоции – страх, эйфория, агрессивность, которые находят выход в панике, вандализме и других асоциальных явлениях. Очевидно, что уже только в силу иррациональности поведения возникает весьма актуальная проблема управления толпой.

Впервые социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях. Обычай – это, с одной стороны, общественные отношения, подразумевающие соблюдение правил, а с другой – исторически сложившаяся, закреплённая в общественном сознании и распространённая в обществе форма действий людей, повторяющаяся в сходных обстоятельствах. В обычае должное и сущее совпадают, а ещё не расчленённые социальные, моральные и правовые нормы функционируют в единстве.

Обычаи регулируют повседневную реальность общества и, как правило, имеют практически-прикладную, ситуативно-деятельностную природу. Дело в том, что в общественной жизни, при всей её сложности, противоречивости, многообразии, постоянно повторяются ситуации, которые требуют от людей одинаковых действий, поступков. Именно из этой однотипной деятельности и возникают обычаи.

Каждая социальная группа – от семьи до этноса – создаёт свои обычаи. П.Л. Кропоткин, в частности, отмечал, что ещё древние народы делили обычаи на обязательные и рекомендательные.

Обычаи обязательные фиксировали нормы, обеспечивавшие устойчивость самих оснований жизни племени и предполагавшие неукоснительное следование им в любых обстоятельствах. Это были нормы религиозных традиций, родовой иерархии, распределения труда, справедливого дележа добычи на охоте и т.д. За их нарушение, что, впрочем, случалось весьма редко, предусматривалось жестокое наказание, вплоть до изгнания из племени или смертной казни.

Обычаи рекомендательные имели преимущественно воспитательный характер, при их несоблюдении следовало напоминание, а сам нарушитель становился объектом для насмешек. Как описывал П.А. Кропоткин, у алеутов рекомендательные нормы касались того, что «стыдно делать». Например, мужчине стыдно бояться неизбежной смерти, просить пощады у врага, выходить в море во время бури, проявлять жадность при дележе добычи (в этой ситуации все остальные отдавали жадному свою долю, чтобы его пристыдить), хвастаться своими подвигами, ласкать жену в присутствии посторонних и др. Женщине стыдно не уметь шить и танцевать, ласкать мужа и даже разговаривать с ним на людях. Алеутские женщины о нарушителях рекомендательных обычаев сочиняли песни-насмешки. У славянских народов ту же роль выполняли и выполняют частушки.

Первоначально существовало три главных разряда правил, закреплённых в обычаях.

К первому разряду относились правила, регулировавшие производственные отношения, устанавливавшие основы пользования водами, лесами, плодовыми деревьями, угодьями, огнём.

Второй разряд объединял правила взаимоотношений между людьми – брачные нормы, нормы воспитания юношества, отношения к старикам и детям, нормы регулирования внутриплеменных конфликтов и др. Третий разряд – правила духовной жизни: обряды, связанные с охотой, временами года, переселением в другое место.

Со временем формируется и такая норма обычая, как справедливость, понимаемая как равноправие, восстановление нарушенного равновесия (например, «око за око») или равенство в распределении, а также норма дарообмена, сохранившаяся и до наших дней.

Однако особое значение в поддержании социального порядка имеет традиция, ибо общество формируется не только живущими сейчас людьми, но и наследием предыдущих поколений.

Традиция как процесс коммуникации между поколениями – это сохранение определённых материальных и духовных ценностей, а также передача многих жизненно важных норм, упорядочивающих общественную жизнь.

Будучи социальным феноменом, традиции носят противоречивый характер.

С одной стороны, они закрепляют устойчивые представления культурной, национальной, бытовой жизни и играют прогрессивную роль до тех пор, пока отвечают историческим требованиям, воплощают в себе объективно возможную степень гуманности межчеловеческих отношений. С другой – некоторые традиции становятся тормозом прогрессивного развития, способствуют возникновению противоречий, ведущих к беспорядку. Однако в любом случае традиции проявляются как результат ограничения свободы действий, как комплекс условий, которые необходимо учитывать и которые диктуют определённый порядок.

Сегодня много пишется о восстановлении исконно русских традиций. Возобновился старый спор славянофилов и западников о том, что нужно России для прогресса и порядка. Одни утверждают, что следует исходить из самобытных, коллективистских традиций России. Другие уверены, что только западный путь реформ даст нашей стране рыночную экономику и либеральный порядок.

Страница 5

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждого из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, привычкой, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности; усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин ""суперкультура"". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социологом К. Болдуингом. Суперкультура – это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык – английский, и мировая идеология –наука. Народная культура оберегает священное, а суперкультура поощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

Жизнь людей в обществе без языка практически невозможна. Он возник на заре человеческой истории одновременно с орудиями труда. Язык – предпосылка культуры, а не ее результат. Разговорный язык универсален, так как используется всеми людьми, а не отдельными группами. Язык – это набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих для самой большой группы индивидов, т.е. общества. Он – праматерия культуры. Культура состоит не только из слоев, она включает обычаи, традиции, нормы, символы. Но язык стоит особняком. Он – фундамент, предпосылка всех предпосылок. При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи. На языке мы передаем информацию и научные знания, а что еще важнее – модели поведения от ровесника к ровеснику, от старшего к младшему, от родителей к детям. Так происходит социализация, а она, как выяснилось, включает усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, т.е. как раз моделей поведения. Язык интересует социологию как совокупность моделей поведения и символов. Это социальный конструкт, появившийся на заре человеческой истории. У каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифференциацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, молодежи, интеллигенции и т.д.), взаимосвязь между структурой языка и социальной структурой, проблемы языкового и социального поведения. У каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус. Культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры – высокому литературному языку, просторечию, диалекту. Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении. Необразованный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться. По употребляемым словам и выражениям можно судить о том; из какого социального слоя происходит говорящий, где именно он жил (город, село, область), в каких условиях происходила социализация, какие книги он читал, с кем дружил и т. п Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых систем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому, как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разные большие группы. Одна из таких групп – речевая общность (языковой коллектив). Ее составляют носители и трансляторы данной формы языка. Культурно-речевой статус – еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая познавательную гигантскую информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности – большие социальные группы людей. Под культурно-речевой средой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм). Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды. Культурно-речевая среда выступает средой социализации и одновременно – средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции. Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс. Привычки, – твердо усвоенные образцы поведения; возникающие в результате долгого повторения и выполняющиеся автоматически, бессознательно. Привычка спать лежа, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь суть коллективные, или групповые привычки, усвоенные нами через социализацию. Привычка – жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Манеры, – стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения. Закрыть за собой дверь – привычка. Но сделать это можно по-разному; придерживая рукой, хлопнув со всей силой. Окликать по имени – речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манеры могут быть грубыми и воспитанными, светскими и повседневными. Они базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Характерная деталь манеры – стилизация поведения, т.е. превращение привычного действия в образную систему действий, подчеркивающих что-либо (намерение, цель). Этикет – принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комплекс манер. Особый этикет, в том числе речевой, существовал при королевских дворах, в дипломатических кругах, светских салонах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои общества и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здороваться, приподнимая шляпу – обязательные манеры светского этикета. Этикет предписывал правила должного поведения для высших кругов общества. Сегодня этикет перестал служить исключительной формой поведения, он характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция; он отличает воспитанного человека от невоспитанного. Кодекс – свод законов, т.е. систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский и уголовный кодекс). Кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой словарь индивида. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти – герб, титул, должность. Язык не только дифференцирован (разнообразен у социальных групп), но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы. Выделяют следующие основные формы языка; литературный, народно-разговорный язык, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты. Формы языка иерархически связаны между собой как более совершенные и менее совершенные. Литературный язык – главная форма существования национального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработанностью и строгостью. Им владеет высокообразованная часть общества. Народно-разговорный язык – стилистически более сниженная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования. Просторечие – нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не- или малообразованных слоев города, и в основном форма речи старшего поколения. Просторечие – совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка. Территориальный диалект (ТД) – бесписьменная форма языка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом, а именно крестьянством. Диалекты – исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родо-племенном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности. Социальные диалекты, или социолекты – условный языки (арго) и жаргоны. Носители СД – городские социальные группы. Ученые различают сословные, профессиональные, половозрастные и другие социолекты.