По праву называются величайшими композиторами 19 века. Но чаще слышится фраза шумановский период, такое название дается эпохе романтизма в мире музыки.
Немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Саксонии (Германия) у любящей пары Фридриха Августа и Иоганны Кристианы. Из-за любви к Иоганне, родители которой противились браку с Фридрихом по причине бедности, отец будущего музыканта за год работы помощником в книжной лавке заработал на свадьбу с девушкой и на открытие собственного дела.
Роберт Шуман вырос в семье, где было пятеро детей. Мальчик рос озорным и веселым, похожим на мать, и сильно отличался от отца, замкнутого и молчаливого человека.
Роберт Шуман начал учебу в школе в шесть лет, отличался лидерскими качествами и творческими способностями. Через год родители заметили музыкальный талант ребенка и отдали учиться игре на фортепиано. Вскоре у него проявилась способность сочинять оркестровую музыку.
Молодой человек долго не мог определиться с выбором будущей профессии – заняться музыкой или податься в литературу, как хотел и настаивал отец. Но концерт пианиста и дирижера Мошелеса, на котором Роберт Шуман побывал, не оставил шансов литературе. У матери композитора были планы сделать из сына юриста, но в 1830 году все-таки получил благословение родителей посвятить жизнь музыке.
Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.
Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них - тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.
Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.
Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.
Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.
Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.
В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.
При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.
Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».
С будущей женой Кларой Жозефиной Вик композитор познакомился в юном возрасте в доме учителя по фортепиано – девушка оказалась дочерью Фридриха Вика. В 1840 году состоялось бракосочетание молодых. Этот год считается самым плодотворным для музыканта – написано 140 песен, а также год примечателен присвоением ученой степени доктора философии Лейпцигского университета.
Клара славилась знаменитой пианисткой, разъезжала по концертам, в которых муж сопровождал любимую. У пары родилось 8 детей, первые годы совместной жизни были похожи на сказку о любви со счастливым продолжением. Спустя 4 года у Роберта Шумана начинают проявляться острые приступы нервного расстройства. Критики предполагают, что причина этого - жена композитора.
До свадьбы музыкант боролся за право стать мужем знаменитой пианистки, в большей степени с отцом девушки, который категорически не одобрял намерения Шумана. Вопреки препятствиям, созданным будущим тестем (дело дошло до судебных разбирательств), Роберт Шуман женился по любви.
После бракосочетания пришлось бороться с популярностью и признанием жены. И хотя Роберт Шуман был признанным и знаменитым композитором, ощущение того, что музыкант прячется в тени славы Клары, не покидало. В результате душевных переживаний Роберт Шуман делает перерыв длиной в два года в творчестве.
История любви о романтических отношениях творческой пары Клары и Роберта Шуманов воплощена в фильме «Песнь любви», увидевшем свет в Америке в 1947 году.
В 1853 году знаменитые композитор и пианистка отправляются путешествовать по Голландии, где пару принимали с почестями, но через некоторое время симптомы болезни резко обострились. Композитор предпринял попытку самоубийства, спрыгнув в реку Рейн, но музыканта спасли.
После этого случая был помещен в психиатрическую клинику возле Бонна, встречи с женой разрешались редко. 29 июля 1856 года в 46 лет великий композитор скончался. По результатам вскрытия причина болезни и смерти в раннем возрасте – переполненные кровью сосуды и повреждения в мозге.
Стили к которым можно отнести исполнителя:
Ро́берт Шу́ман (нем. Robert Schumann; 8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856) - немецкий (саксонский) композитор и пианист. Один из самых известных композиторов первой половины XIX века, представлявших направление романтизма
Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля (И. П. Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана.
В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а на следующий году перешёл в университет Гейдельберга. Он планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Успехи в фортепьянных занятиях навели его на мысль о карьере концертного пианиста. В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиций - у Г. Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатичным упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил правую руку. Средний палец перестал действовать и, несмотря на медицинскую помощь, рука навсегда сделалась неспособной к игре на фортепиано. Мысль о карьере профессионального пианиста пришлось оставить. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой, к тому же его всё более начало занимать сочинение музыкальных пьес. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлия Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших музыкальных периодических изданий - «Новый музыкальный журнал», который на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и мещанства.
Почтовая марка Германии из серии «Известные женщины», посвящённая Кларе Шуман, 1986-91, 80 пфенингов (Скотт 1483)В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой - Кларой Вик. В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа, которую он продолжал сочинять. Шуман преподавал в «Музыкальной школе фортепианной и партитурной игры и упражнений в композициях», учреждённой в 1843 году в Лейпциге и состоявшей под управлением Ф. Мендельсона.
В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в артистическое путешествие в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки его душевной болезни: вследствие умственного перенапряжения нервы композитора совсем расстроились. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.
В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством. Его пришлось поместить в больницу в Энденихе близ Бонна, где он умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.
Творчество
Памятник Р. Шуману в Цвиккау
Почтовая марка ГДР, посвящённая Р. Шуману, 1956, 20 пфенингов (Михель 542, Скотт 304)Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман, больше чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу Романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х - 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.
Большая часть фортепианных произведений Шумана - это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1835), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина - Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана - музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835-38, 1836), Фантазия (1836-38), концерт для фортепиано с оркестром (1841-45). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.
В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения, дает богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов - «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «В сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл - «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Вокруг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана - баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана - это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта, и др.).
В оратории «Рай и Пэре» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844-53, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (так называемая, «Весенняя», 1841; Вторая, 1845-46; так называемая, «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841-51) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.
Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из выдуманных персонажей, от лица которых выступал Шуман на страницах печати, - пылкий, неистово дерзкий и иронический Флорестан и нежный мечтатель Эвзебей. Оба они воплощали черты характера одного композитора.
Могила Роберта и Клары ШуманИдеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».
Список важнейших сочинений Роберта Шумана
Сочинения для фортепьяно в 2 руки
Вариации Abegg, опус 1, 1830.
«Бабочки», опус 2. 1830 – 1831.
«Танцы давидсгондлеров», опус 6. 1837.
«Карнавал», опус 9, 1834-1835.
Соната № 1 фа диез минор, опус 11, 1833 – 1835.
«Фантастические пьесы», опус 12, 1837.
«Симфонические этюды», опус 13, 1834.
Соната № 3 фа минор, опус 14, 1835
(вторая редакция 1853).
«Детские сцены», опус 15, 1838.
«Крейслериана», опус 16, 1838.
Новелетты, опус 21, 1838.
Соната № 2 соль минор, опус 22, 1833 – 1838.
«Ночные пьесы», опус 23, 1839.
«Венский карнавал», опус 26, 1839.
«Альбом для юношества», опус 68, 1848.
Четыре марша, опус 76, 1849.
Сочинения для фортепьяно в 4 руки
«Картинки с Востока», опус 66, 1848.
12 фортепьянных пьес для маленьких и больших детей, опус 85, 1849.
«Бальные сцены», опус 109, 1851.
«Детский бал» – 6 легких танцевальных пьес, опус 130, 1853.
«Круг песен» – цикл из 9 песен на слова Гейне, опус 24, 1840.
«Мирты» – цикл из 26 песен на слова различных поэтов, опус 25, 1840.
«Круг песен» – цикл из 12 песен на слова Эйхердорфа, опус 30, 1840.
«Любовь и жизнь женщины» – цикл из 8 песен на слова Шамиссо, опус 42, 1840.
«Любовь поэта» – цикл из 16 песен на слова Гейне, опус 48, 1840.
«Песенный альбом для юношества», опус 79, 1849.
Сочинения для хора и различных ансамблей a capella или с сопровождением фортепьяно или оркестра
Симфонические произведения
Симфония № 1 си бемоль мажор, опус 38, 1841.
Симфония № 2 до мажор, опус 61, 1845 – 1846.
Увертюра к «Геновеве», опус 81, 1848. Симфония № 3 ми бемоль мажор («Рейнская»), опус 97, 1850.
Увертюра к «Мессинской невесте», опус 100, 1850-1851.
Увертюра к «Манфреду», опус 115, 1848-1849.
Симфония № 4 ре минор, опус 120, 1841 (переработана в 1851).
Концерты
Концерт для фортепьяно с оркестром ля минор, опус 54, 1841-1845.
Концерт для виолончели с оркестром ля минор, опус 129, 1850.
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, 1853.
Камерно-инструментальные сочинения
3 струнных квартета, опус 41, 1842. № 1 – ля минор, № 2 – фа мажор, №3 – ля мажор.
Фортепьянный квинтет ми бемоль мажор, опус 44, 1842.
Фортепьянный квартет ми, бемоль мажор, опус 47, 1842.
Фортепьянное трио ре минор, опус З, 1847.
Фантастические пьесы для кларнета и фортепьяно, опус 73, 1849.
Фантастические пьесы для фортепьяно, скрипки в виолончели, опус 88, 1842.
Соната для скрипки и фортепьяно ля минор, опус 105, 1851.
Фортепьянное трио соль минор, опус 110, 1851.
Музыкально-драматические сочинения
Оратория «Рай и Пери», опус 50, 1843.
Опера «Геновева», опус 81, 1848.
«Странствие Розы» – оратория на текст Хорна, опус 112, 1851.
Музыка к драматической поэме Байрона «Манфред», опус 115, 1849.
Сцены из «Фауста» Гете, опус 148, писались в течение 10 лет – с 1844 по 1853. Испанский лидершпиль , опус 74, 1849.
Из книги «Битлз» - навсегда! автора Багир-заде Алексей Нураддинович Из книги Воспоминание о России автора Сабанеев Леонид Л Из книги Танковые сражения войск СС автора Фей ВиллиЧасть I ТАНКОВЫЕ БОИ НА ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА В 1943–1944
Из книги Жизнь Льва Шестова. Том 2 [По переписке и воспоминаниям современников] автора Шестов Лев Исаакович Из книги Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма. автора Скотт Роберт ФолконПрощальные письма Роберта Скотта Вместе с дневниками в палатке были найдены следующие письма. К миссис Э. А. Уилсон Дорогая миссис Уилсон! Когда это письмо дойдет до вас, мы оба с Билом уже давно окончим свое существование. Мы сейчас очень близки к этому, и я бы хотел, чтобы
Из книги Волчий паспорт автора Из книги Степан Осипович Макаров автора Островский Борис ГенриховичБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СОЧИНЕНИЙ С. О. МАКАРОВА 1. Инструмент Адкинса для определения девиации в море. Журнал «Морской Сборник», 1867, № 10.2. «Броненосная лодка «Русалка». Исследование пловучести лодки и средства, предлагаемые для усиления этого качества. «Морской
Из книги Просветитель В.А.Левшин автора Присенко Галина ПетровнаСПИСОК СОЧИНЕНИЙ И ПЕРЕВОДОВ В. А. ЛЕВШИНА Литературные произведенияОригинальные:1. Вечерние часы, или Древние сказки славян древлянских. Ч. 1–6. М., 1787–1788.2. Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени. М., 1773.3. Новейшее путешествие, сочиненное в г.
Из книги Удивление перед жизнью автора Розов Виктор СергеевичУ Роберта Фроста Я в Бостоне, в гостинице, названия которой уже и не помню.Всю ночь меня мучили неполадки с сердцем, не спал ни минуты. Бессонница может быть двух видов. Тихая, ясная, когда не спишь, но и не страдаешь. Лежишь себе полеживаешь, не то явь, не то сон, дрема. Но чаще
Из книги Удивление перед жизнью. Воспоминания автора Розов Виктор СергеевичУ Роберта Фроста Я в Бостоне, в гостинице, названия которой уже и не помню. Всю ночь меня мучили неполадки с сердцем, не спал ни минуты. Бессонница может быть двух видов. Тихая, ясная, когда не спишь, но и не страдаешь. Лежишь себе полеживаешь, не то явь, не то сон, дрема. Но чаще
Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.О некоторых важнейших моментах последнего периода в жизни и деятельности Патриарха Тихона В русских журналах и газетах появилось уже немало статей, посвященных жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона. Так как все статьи написаны лицами, которые сами не были
Из книги Петр Ильич Чайковский автора Кунин Иосиф ФилипповичУКАЗАТЕЛЬ ВАЖНЕЙШИХ ИСТОЧНИКОВ Кроме изданий, названных в Краткой библиографии, автором использованы также другие материалы, в частности:И. А. Тютчев. В Училище правоведения в 1847–1852 гг. Журнал «Русская старина», ноябрь и декабрь 1885, февраль 1886.К. Арсеньев. Воспоминания об
Из книги Волчий паспорт автора Евтушенко Евгений Александрович9. Бокал Роберта Кеннеди У сенатора Роберта Кеннеди были странные глаза.Они всегда были напряжены.Голубыми лезвиями они пронизывали собеседника насквозь, как будто за его спиной мог скрываться кто-то опасный.Даже когда сенатор смеялся и червонный чуб прыгал на
Из книги Полководцы гражданской войны автора Голубов Сергей НиколаевичДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ 1917 год57 ноября - Победа вооруженного восстания рабочих, солдат и матросов в Петрограде.7–8 ноября - II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд принял декреты о мире и земле и образовал первое Советское правительство -
Из книги Лист автора Гаал Дёрдь Шандор Из книги Лист автора Гаал Дёрдь ШандорСПИСОК ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЙ ФЕРЕНЦА ЛИСТА Для симфонического оркестра:12 симфонических поэм: «Что слышно на горе», «Тассо», «Прелюды», «Орфей», «Прометей», «Мазепа», «Праздничные звуки», «Плач о героях», «Венгрия», «Гамлет», «Битва гуннов», «Идеалы» (завершение всего цикла
) - выдающийся немецкий композитор-романтик, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель.
Роберт Шуман родился в Цвиккау 8 июня в семье книгоиздателя Августа Шумана. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал писать, в частности хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Байрона и Жан-Поля (Й.П.Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном творчестве Шумана. В детстве научился профессиональной литературной работы, в частности составлял статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве отца. А школьные учебные литературные произведения-рефераты Шумана имели такой уровень, посмертно напечатаны были в дополнение к собранию его зрелых журналистских работ. В определенный период юношества Шуман даже колебался, становиться ему писателем, музыкантом.
В он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешел в университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все более привлекала юношу, и успехи в фортепианных занятиях внушили ему мысль о карьере концертирующего пианиста. В он получил у матери разрешение полностью посвятить себя музыке и вернулся к Лейпцига , где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и композиций - в Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатическим упорством, но именно это и привело к беде: экспериментируя с механическим устройством для укрепления мускулов руки, он повредил палец, и мысль о профессиональной карьере пианиста пришлось оставить. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку и сотрудничество, Шуман смог в 1834 основать одно из самых влиятельных музыкальных периодических изданий - ("Neue Zeitschrift fr Musik), в течение нескольких лет редактировал и в котором регулярно публиковал свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве (по крайней мере, с тем старым, которое являло собой оплот консерватизма и мещанства).
Роберт и Клара Шуман
В это время Шуман влюбился в дочь своего учителя - Клару Вик, будущую выдающуюся пианистку. Молодые люди поженились 12 сентября . В год женитьбы Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Он продолжал сочинять и преподавать, а с 1850 по 1853 руководил концертной жизнью Дюссельдорфа (в должности музик-директора). Однако в 1854 после обострения душевной болезни Шуман совершил попытку самоубийства, и его пришлось поместить в больницу в Энденихе вблизи Бонна , где он скончался 29 июля 1856.
Роберт Шуман, 1839.
Шуман - один из ярких представителей романтического искусства 19 века . Во многом родственное поэзии Г. Гейне , творчество Шумана бросало вызов духовной нищете Германии 1820-х - 40-х гг, звала в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К.М.Вебера , Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики. При этом Шуман вошел в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Расширяя границы и средства музыкального языка, он стремился с полнотой и точностью передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой - жизнь "снаружи" - связи и контрасты явлений, образующие "драматургию" жизни. Отсюда, в частности, его стремление тесно сблизить музыку с литературой, поэзией.
Большая часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и "портретного" жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - Карнавал (1835), в котором пестрой вереницы проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина - Клара Вик), музыкальные портреты Паганини , Шопена . Близкие к "Карнавала" циклы "Бабочки" (1831, навеян произведения Жан Поля) и "давидсбюндлеров" (1837). Цикл пьес Крейслериана" (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана - музыканта-фантазера Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как "Симфонические этюды" ("Этюды в форме вариаций", 1834), сонаты (1835, 1835-38, 1836), Фантазия (1836-38) , концерт для фортепиано с оркестром (1841-45). Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: Фантастические отрывки" (1837), "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" (1848) и др..
В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта . В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живой речи. Значительно возросла у Шумана роль фортепьянного сопровождения, дающего богатую обрисовку образа и нередко доказывает содержание песен. Наиболее популярный из вокальных циклов-Любовь поэта" на стихи Г. Гейне (1840), состоящий из 16 песен, включая "Если б цветы угадали", или "Слышу ли песни звуки", "Я утром в саду встречаю", "Я не сержусь "," Во сне я горько плакал "," Вы злые, злые песни ". Другой сюжетный вокальный цикл - Любовь и жизнь женщины" на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по содержанию песни входят в циклы "Мирт" на стихи Ф. Рюккерта, И.В.Гете , Р. Бернса, Г. Гейне , Дж. Байрона (1840), "Круг песен" на стихи И. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана - баллада Два гренадера (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни Шумана - простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне (Народная песенка на стихи Ф. Рюккерта, и др..).
В оратории Рай и Пери" (1843, на сюжет одной из частей восточного романа Лалла Рук" Т. Мура), так же как в "Сцене из Фауста" (1844-53, по Гете), Шуман близко подошел к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная закончена опера Шумана "Геновева" (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме "Манфред" Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (т.н. "Весенняя", 1841, 2-а, 1845-46; т.н. "Рейнская", 1850, 4-а, 1841-51) господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Ведущее место занимают в них эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.
Шуман внес большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное щегольство, равнодушие к искусству, скрывающееся под маской добродетели и фальшивой учености. Главные из вымышленных персонажей, от имени которых выступал Шуман на страницах печати, - пылкий, неистово дерзкий и ироничный Флорестан и нежный мечтатель Евзебий. Оба они олицетворяли черты характера самого композитора.
Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам 19 столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон , Гектор Берлиоз , Ференц Лист . В России творчество Шумана пропагандировали А. Рубинштейн, Роберт Шуман
Дом Шумана в Цвиккау
Роберт Шуман, Вена, 1839
Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.
Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis
Произведения Роберта Шумана | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Wikimedia Foundation . 2010 .
ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР (Schumann, Robert Alexander) РОБЕРТ ШУМАН (1810 1856), немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в том числе… … Энциклопедия Кольера