Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Венера, богиня любви. Богиня Венера в греческой мифологии - кто она и чему покровительствовала

Венера, богиня любви. Богиня Венера в греческой мифологии - кто она и чему покровительствовала

В древнеримской мифологии Венера - богиня любви, плодородия и красоты. Считалось, что если человек красив и грациозен, значит, она обратила на него свой взор.

Изначально богиня Венера была покровительницей цветущих садов, весны. Но позже ей стали приписывать роль хранительницы женской красоты, брачных уз и любви.

Жизнь богини

Есть две легенды о рождении Венеры. Согласно одной, она была дочерью верховного бога Юпитера и его жены Дионы. По другой версии, она родилась из морской пены и ее воспитывали нимфы-океаниды, которые и научили ее всему, что стоит знать женщине.

На смотринах, который устроил Юпитер, Венера отвергла всех женихов. Верховный бог разозлился и выдал ее замуж за самого некрасивого из божеств - Вулкана, покровителя кузнецов.

Также богиня Венера являлась матерью Энея, который спасся из Трои и стал родоначальником всех людей в Риме, именно поэтому она считалась прародительницей римского народа. Сам Цезарь любил хвалиться, что его род берет свое начало от богини.

Богиня Венера в мифологии

Считалось, что Венера присутствует при заключении брака и хранит уже заключенные союзы. Но только при условии, что оба супруга вносят свою лепту в отношения. Тогда она дарит им терпение и множество детей.

Но наравне с покровительством брака, богиня Венера являлась хранительницей проституток. По преданию, когда Рим погряз в разврате, жители города возвели храм Венеры, которая восстановила добрые нравы.

Кроме хранительницы брака и красоты, Венера является посредником между людьми и богами и прародительницей римского народа. Считалось, что она позволяла сохранять величие римлянам и помогала им одерживать победы в битвах. Поэтому ее еще называют Венерой Победоносной.

Римская мифология использует параллели с греческой, поэтому нередки случаи, когда под именем Венеры подразумевают греческую богиню Афродиту, и наоборот.

Внешний облик

Богиню изображали удивительно красивой и обаятельной девушкой. Юная, стройная, с длинными золотыми волосами, богиня красоты Венера покорила сердце не одного мужчины. К ее ногам пали Адонис, Марс, Анхис.

Как правило, она представала перед человеком обнаженной, но иногда надевала на бедра тканевое полотно.

Римская богиня Венера - противоречивая богиня, она одновременно воплощает в себе женское целомудрие и физическое влечение. В характере присутствует как спокойствие и рассудительность, так и легкомыслие и игривость.

Свита Богини

В свите у Венеры были три служанки - Грации. Они воплощали красоту, радость, удовольствие, грациозность и изящество. Главными их достоинствами считалось благодетельность и любезность. Символами Граций были яблоко, роза, мирт.

В ее свиту также входил ее сын Купидон. Он воплощал любовь и страсть. По преданию, он родился среди пастбищ и конских табунов, поэтому вначале он являлся сельским богом и обеспечивал плодовитость стада. И только позже стал покровителем человеческой любви.

Венера в живописи и скульптуре

Начиная с эпохи Древнего Рима и заканчивая современностью, этот персонаж мифологии вдохновлял многих деятелей искусства.

До настоящего времени сохранилось множество статуэток, выполненных именитыми и неизвестными мастерами, которые хранятся в самых известных музеях мира.

Безусловно, в пантеоне Рима были красивые богини, но Венера - это совершенство, недосягаемый образ. Ее изображали на мозаике храмов, в качестве декораций статуями богини украшали дома богатых горожан.

Венера Милосская - самая знаменитая скульптура, авторство которой приписывают скульптору Агесандру. На сегодняшний день она хранится в самом знаменитом музее мира - Лувре. Венера Милосская считается эталоном женской красоты: у нее красивые черты лица, горделивая осанка и пропорции тела, восхищающие не одного творческого человека.

Согласно истории, руки статуи были утрачены при конфликте между турками и французами, которые хотели заполучить прекрасное изображение богини. Когда ее доставили в Лувр, местные искусствоведы вынесли приговор - восстановить руки уже невозможно.

Пик популярности Венеры пришелся на эпоху Ренессанса. Множество художников запечатлели ее образ на своих полотнах. Самая известная картина того времени вышла из-под кисти Сандро Боттичелли. Каждую эпоху мастера добавляли разные детали к ее облику.

Каждый мастер хотел раскрыть в полной мере образ богини: красоту, грацию и загадочность. У каждого было свое видение, и нет двух одинаковых статуй и картин, которые изображают Венеру.

В современном искусстве образ богини используется как воплощение идеального женского тела, без мифологического подтекста. В иных случаях художники изображают своих возлюбленных в образе Венеры.

Кроме самой богини, художники рисовали и ее свиту. Чаще всего на холсте Грации были изображены нагими, реже - в полупрозрачных одеждах. Это делалось для того, чтобы показать их неземную красоту и непорочность.

В литературе

В литературных произведениях богиня Венера и Грации являлись покровительницами духовной любви и страсти. Нередко под именем богини подразумевались плоды.

Так же как и в живописи, в литературе Венеру описывали по-разному, сообразно представлению писателя.

Множество поэтов в разные эпохи воспели в своих стихах Венеру: Анджело Полициано, Райнер Мария Рильке, Афанасий Фет, Павел Антокольский, даже Владимир Маяковский.

В философском труде Марсилио Фичино важной фигурой являлась Небесная Венера, которая символизировала гуманизм, милосердие, любовь и красоту, которая вела смертных на небеса.

АФРОДИТА (ВЕНЕРА)

Богиня любви, как свидетельствует ее имя (Рожденная из пены), появилась обнаженной из морской пены; в раковине она добралась до берега. Правда, высказывались и другие версии ее рождения. Уточнялось, что пена была не простая, а возникшая в результате того, что Крон, оскопив Урана, забросил его гениталии в море.

Ее появление в Греции со стороны моря - одно из свидетельств того, что эта богиня заморского происхождения. У нее есть другое имя - Киприда, указывающее на то, что ее высоко чтили на этом острове.

Согласно мифам, она относится к числу древнейших богов. Во всяком случае она старше Зевса и олимпийцев. Появление Афродиты привнесло в древний довольно мрачный мир любовь и красоту. По одной из поздних версий, она - дочь Зевса и океаниды Дионы, однако в таком случае придется признать, что до этого на земле не было подлинной любви, а только, как теперь говорят, секс.

Хотя она вышла на сушу, по мифам, на островах Кифера и Кипр, образ ее заимствован, как считают специалисты, у ближневосточных племен (финикийская Астарта и более древние богини: египетская Исида и ассирийская Иштар). Однако подобные заимствования мало что объясняют по сути дела. Ведь и прекрасную Европу Зевс вывез из Малой Азии, но это еще не означает, будто европейская культура заимствована оттуда. С развитием цивилизации греки стали преклоняться перед женской красотой и боготворить любовь; это и было той «пеной», из которой возник образ прекрасной любвеобильной богини.

2,6 тысячелетия назад греческий лирик Мимнерм (родившийся, кстати сказать, в Малой Азии) писал: «Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость. Я бы хотел умереть, раз перестанут манить тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе».

А через пятьсот лет, уже в Риме, поэт-философ Тит Лукреций Кар свою поэму «О природе вещей» начал с прославления Венеры (Афродиты), ибо любовь вдохновляет людей:

Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,

О благая Венера

Под небом скользящих созвездий

Жизнью ты наполняешь и все судоносное море

И плодородные земли, тобою все сущие твари

Жить начинают и свет, родившиеся, солнечный видят…

Всюду внедряя любовь упоительно-сладкую в сердце,

Ты возбуждаешь у всех к продолжению рода желанье

Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы,

И ничего без тебя на божественный свет не родится.

Радости нет без тебя никакой и прелести в мире.

Будь же пособницей мне при создании этой поэмы…

Считается, что в ее власти усмирять диких зверей и что она всегда окружена цветами, словно весной. Она игрива, кокетлива, легкомысленна. Муж ее, самый уродливый из богов, зато искусный мастер Гефест, постоянно занят в своей кузнице. Это позволяет Афродите одарить своей любовью некоторых богов и людей. Она обладала волшебным поясом, который делал каждого влюбленным в его хозяйку.

Наиболее долгая связь была у нее со вспыльчивым, буйным, драчливым и нередко пьяным богом войны Аресом. Они встречались так долго, что у них было трое детей.

Гефест, узнав об изменах жены, смастерил тонкую и прочную металлическую сеть, которую незаметно прикрепил к подножью кровати, опустив с потолка. После этого он, простившись с женой, отбыл на остров Лемнос в свою кузницу. Афродита, призвав Ареса, возлегла с ним на ложе любви. Предаваясь страсти, они поздно заметили, что попали в прочную сеть Гефеста Так они и лежали обнаженные, когда изобретательный муж вернулся, взяв в свидетели своего супружеского бесчестия богов Они вынуждены были - не без интереса к прелестям Афродиты - констатировать прелюбодеяние. Аполлон подтолкнул Гермеса и заметил с усмешкой: «Мне кажется, ты бы и сам не прочь оказаться на месте Ареса». Гермес не возражал, и оба рассмеялись.

Однако дело приняло нешуточный оборот. Гефест потребовал от приемного отца Афродиты, Зевса, возврата всех богатых свадебных даров. Однако Зевс рассердился и заявил, что Гефест сглупил, выставив напоказ неверность жены. И хотя семейный конфликт был улажен, у Афродиты появились новые страстные поклонники: Гермес и Посейдон. От первого у нее родился Гермафродит, в которого влюбилась нимфа Салмакида и, не добившись взаимности, упросила богов слить ее с прекрасным юношей; так появилось первое двуполое существо. От Посейдона же у Афродиты, по некоторым сведениям, было двое детей.

Вот слова А. А. Тахо-Годи: «Богиня сохраняет милый нрав даже в самые неприятные минуты, например, когда она застигнута мужем и другими богами на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет людей и богов силой любви и влекущей прелестью».

Любовные приключения Афродиты многочисленны, и детей у нее немало. Возможно, многие из них были «присочинены» сравнительно поздно, для того чтобы умалить авторитет этой богини. Дело в том, что ее почитали прежде всего на островах и в Малой Азии; не случайно в Троянской войне она вместе с Аполлоном, Аресом, Артемидой выступает против ахейцев на стороне троянцев.

Есть предположение, что сеть, в которую она угодила с Аресом, была в более древних мифах ее атрибутом как богини, связанной с морем. Ее позор, в таком случае, был своеобразной местью греков, снижением величия ее образа. Как отметил А. Ф. Лосев, Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей. Столь унизительное положение великий философ Платон определил «Афродите Пандемос» (Всенародной), доступной каждому, отличая «Афродиту Уранию» (Небесную), доступную немногим; именно она возвышает душу влюбленных, вдохновляет поэтов и мыслителей.

В римской мифологии Венера была сначала богиней садов и плодов. В связи с почитанием героя Энея, сына Анхиса и Афродиты, качества последней перешли к Венере. Ее культ достиг апогея около двух тысячелетий назад, когда ее считали богиней удачи и победы такие знаменитые римляне, как Сулла, Помпеи и Цезарь. С распространением в Римской империи восточных культов, Венеру стали отождествлять с богинями Исидой, Астартой. Мифологический круг замкнулся.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора

Афродита Вначале Хаос был и облекал светила; Пространства и века без меры мчались в нем; Потом большой груди обильным молоком Земля, благая мать, титанов напоила. Титаны пали. Стикс их принял, как могила. И никогда весна под неумолчный гром Не зажигала солнц сияющим

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Афродита и Адонис Удивительна история любви богини к прекрасному смертному юноше Адонису . Греки считали его то сыном нимфы Алфесибеи от героя с финикийским именем Феникс, то производили от ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны, то от кипрского царя Кинира и его

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.17.3. Красавица Кримхильда и Афродита, богиня красоты В отличие от суровой Брюнхильды, королева Кримхильда (и её «двойник» Флоригунда, см. выше) характеризуется германо-скандинавским эпосом как исключительная красавица, без каких-либо воинственных, боевых черт.

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4.4.8. Венера в основном гороскопе рис.4.39Изображения Венеры в основном гороскопе на различных зодиаках представлены на рис.4.39. Каждая из клеток рисунка соответствует одному зодиаку, условное обозначение которого проставлено в кружке. Если кружок закрашен серым, то Венера

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

2. Венера В первую очередь необходимо упомянуть истинную богиню любви, по крайней мере согласно популярным представлениям, то есть Венеру – богиню, которая приобрела большую известность после того, как Вергилий написал «Энеиду», включив в этот национальный эпос многие

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Богиня любви: скифская Лакшми - Лада - Афродита Имя скифской Афродиты Урании (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень «арт», «артем» - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но… Артемида ведь не Афродита?

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.15. Венера во Льве Далее в Апокалипсисе сказано: «КТО ПОБЕЖДАЕТ… ДАМ ЕМУ ЗВЕЗДУ УТРЕННЮЮ» (Ап.2:26–28). Утренней звездой, как хорошо известно, в средние века называли ВЕНЕРУ. А из зодиакальных созвездий «самым побеждающим» является, конечно, созвездие ЛЬВА. То, что

Из книги Загадка Фестского диска и змеепоклонники автора Кучиньский Мачей

ВЕНЕРА Этот цикл длится 584 дня. В течение 236 дней Венера является людям как Утренняя Звезда, потом исчезает на 90 дней; снова возникает на 250 дней, но уже как Звезда Вечерняя, а затем в течение 8 дней вообще не видна на небе. Эти «исчезновения» планеты древние объясняли ее

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Венера Книдская и Венера Милосская Когда мы произносим имя «Афродита-Венера», перед нами сразу же встает воспетый в древнегреческих мифах образ «прекрасновенчанной» богини, «улыбколюбивой» девы с «ресницами гнутыми»… Вот она, рожденная из морской пены, выходит на

Из книги Клеопатра. Последняя царица Египта автора Вейгалл Артур

Глава 10 Афродита Можно почти не сомневаться в том, что в сложившейся ситуации Антоний очень хотел заключить прочный союз с Клеопатрой, потому что ему для осуществления его замыслов был нужен как раз такой союзник. Отношения Антония с Октавианом были напряженные, а

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5.2.2. ВЕНЕРА Но если обнаженный мужчина – Солнце, то какую планету изображает стоящая рядом обнаженная женщина, обращенная к нему? Ответ в общем-то ясен. Скорее всего, это Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, см. рис. 1.75. Венера, она же Афродита, является

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

ГЛАВА III ВЕНЕРА Венера Продолжительность года была точно известна во втором и третьем тысячелетии, сознательное пренебрежение четвертью дня каждый год, что составляло потерю двадцати пяти дней за столетне, было скорее всего намеренным отклонением от точности,

Из книги Религия эллинизма автора Зелинский Фаддей Францевич

Глава V. Адонис и Афродита § 20 В предыдущих главах мы изучили вклады Анатолии и Египта в религию эллинизма. Переходя теперь к третьей греко-восточной области, к Сирии, мы должны прежде всего заметить, что ее роль, как оплодотворительницы античной религии, почти вся еще

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

6. Мадонна и Венера. (Параллели) Одна дама на парижском конгрессе феминисток разразилась следующей живописной фразой: «Мать! мать! - говорят нам, и ставят перед нами как идеал рафаэлевский образ мадонны с младенцем на руках, но для меня ничуть не ниже Венера Милосская,

Из книги Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003–2004 годов [Новая хронология Египта, часть 2] автора Носовский Глеб Владимирович

4.2.6.2. Венера Но если обнаженный мужчина – это Солнце, то какую планету изображает стоящая обнаженная женщина, обращенная к нему и находящаяся рядом с ним? Ответ ясен. Скорее всего, это – Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, рис. 4.81. Венера, она же

Была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы и обаянию ее красоты покорялись все боги, люди и даже звери. Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты .

Мифы древней Греции. Афродита (Венера). Повелительница любовных желаний

Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой раковине. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров. В XVIII веке французские художники, и главным образом Буше , любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах. Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры».

Туалет Венеры – излюбленный сюжет для художников и поэтов. Оры занимаются воспитанием прелестной богини, а грации (хариты) присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она – самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона , желая вернуть любовь Юпитера , просит Венеру одолжить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Когда греческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений Венеры к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Венеры есть именно изящество, элегантность драпировок и движений. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Венеры выражена, главным образом, женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в Венере именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

БОГИНЯ ВЕНЕРА

Этимология имени Венера неизвестна. Есть предположения, что происходит оно от санскритского vanas - желание или vanita - возлюбленные, а может быть, и от латинского venia - милость богов. Марк Тулий Цицерон (106–43 г. до н.э.) в своем трактате «О природе богов» упоминает, видимо, распространенное тогда толкование имени: «Венера - потому, что приходит ко всему (Venus, quod ad omnes veniat)» [книга 3, абзац 62].
По свидетельству Марка Теренция Варана (116–27 г. до н.э.) культ Венеры существовал в Риме отнюдь не с момента основания государства (753 г до н. э.). Первый известный нам храм Венеры был открыт около Большого цирка (Circus Maximus) в 293 г. до н.э., и, что интересно, построен он был на деньги, собранные от штрафов, наложенных на благородных матрон за их непристойное поведение (правда, лично мне не очевидно, что скрывается за данной формулировкой).
Видимо, становление культа Венеры как покровительницы, а потом и прародительницы римлян произошло на закате республики.
Диктатор Сулла (138 - 78 гг. до н. э.) считал ее своей покровительницей, называл себя Эпафродитом, то есть любимцем Афродиты, в конце жизни принял агномен (четвертое имя) Felix. Изображения Венеры Счастливой (Venus Felix) в изобилии присутствуют на римских монетах времен Суллы, Цезаря и империи.
Юлий Цезарь (100–44 гг. до н.э.) также считал, что своими победами обязан покровительству Венеры. Находясь на вершине славы, ввел почитание Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), основав в 45 до н. э. храм в Риме. Цезарь считал себя прямым потомком Венеры, род Юлиев вёл родословную от Юла, сына легендарного основателя римского государства, троянского героя Энея, матерью которого была сама Венера.

Храм Венеры-Прародительницы


Реконструкция храма Венеры Прародительницы в Риме

Храм Венеры Прародительницы - храм, некогда находившийся на форуме Цезаря в Риме.
Фасад храма был украшен 8 колоннами, до наших дней сохранились лишь три колонны и подиум. Храм был возведён Юлием Цезарем в 46 году до н. э. в знак признательности Венере (лат. Venus Genetrix), также богине домашнего очага и материнства, за то, что она привела Цезаря к победе при Фарсале над Помпеем. В храме находились статуи Цезаря, Клеопатры и Венеры, которая считалась матерью Энея и прародительницей рода Юлиев. Позднее храм был перестроен Домицианом и восстановленТраяном в 113 году.


Храм богинь Венеры и Ромы


Реконструкция храма богинь Венеры и Ромы

Храм богинь Венеры и Ромы (лат. templum Venus et Roma, также назывался templum urbis Romae, templum urbis) - некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима.
Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м. и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н.э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона.
Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима - Роме, другая посвящена богине Венере.
После пожара Максенций перестроил интерьер в 307 году н.э.: две апсиды были высечены в задней части целлы, где разместили статуи богинь, боковые стены с порфировыми колоннами обрамляли ниши для статуй. Пол был выложен геометрической мозаикой из цветного мрамора. Восточная целла сохранилась до наших дней лучше всего, так как она долгое время являлась частью церкви Санта-Франческа-Романа.

Венера (от venia - милость богов) - в двух своих аспектах - символ небесной и земной любви.
Олицетворение любви и женской красоты.
Венера связывается и с положительными, и с отрицательными аспектами женского начала - как покровительница и как божество гетер.
В качестве олицетворения любви Венера воплощает и духовную любовь, и физическое влечение.


Рубенс. Венера и Адонис.

Планета Венера во многих мифологиях выступает как символ божества любви (к примеру, аккадская богиня Иштар, римская богиня Венера; в одном из мифов шумерская богиня Инанна говорит о себе: «Я - звезда утреннего восхода»); в астральных представлениях шумеров и аккадцев она занимает особое место «царицы небес», наделенной владычеством над плодородием и любовью.

В Риме Венера первоначально была богиней полей и садов, ее отождествление с греческой богиней (которому не найдено четкого обоснования) послужило причиной того, что божество любви стало ассоциироваться с Великой матерью, в качестве Венеры Генетрии («Порождающая жизнь»).
Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Представления римлян о происхождении Венеры описывает Цицерон:
«Венера первая была рождена богиней День от Неба. Ее храм мы видели в Элиде. Вторая - родилась от морской пены, от нее и Меркурия, говорят, родился Купидон второй. Третья, родившаяся от Юпитера и Дионы, вышла замуж за Вулкана. Но от нее и Марса родился, говорят, Антэрос. Четвертая - была зачата Сирией от Кипра и зовется Астартой. Она была женой Адонису».
Цицерон «О природе богов», книга 3, абзац 59.

Как у всех крупных божеств, у Венеры есть множество эпитетов, часть из них повторяют эпитеты Афродиты, часть связана с географией или с посвящением храма. Кроме уже упоминавшихся Венеры Счастливой (Venus Felix) и Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), приведу еще три.
Венера Очистительница (Venus Cloacina) - посвящена примирению римлян и сабинян. Согласно легенде, римляне похитили во время одного из празднеств сабинянок, чтобы взять себе в жены. Сабиняни начали войну, но женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям, добились примирения сторон.
Венера Лысая (Venus Calva). Самое распространенное объяснение: эпитет появился в память о римских женщинах, пожертвовавших свои волосы на то, чтобы сделать тетивы для луков и канаты для катапульт во время осады Рима.
Венера Победительница (Venus Victrix) - аналог вооруженной Афродиты, культа, сформированного греками под влиянием восточных культур, где богиня Иштар являлась и богиней войны. Сулла и Цезарь считали, что именно Венера принесла им победу. В неоклассическом искусстве этот эпитет часто употребляется в значении «Венера - покорительница людских сердец», например, скульптура Антонио Кановы Venus Victrix (портрет Полины Бонапарт).

Благодаря распространенности культа Венеры в римском государстве, до нас дошло много римских статуй богини, многие из которых, как принято считать, повторяют в общих чертах скульптуру Афродиты Книдской Праксителя.
В период ренессанса образ Венеры вновь стал чрезвычайно популярен, объясняется это тем, что Венера представляла собой классический сюжет, для которого нагота была естественным состоянием. Со временем Венера стала нарицательным названием любого художественного изображения обнаженной женщины.
Венера - мать Амура и любовной страсти.
Венера изображается прекрасной молодой женщиной в венке и с цветами в руках.

Венера Прародительница. С этой богиней (которую со временем стали считать подобием греческой Афродиты) у римлян были особые отношения. Когда-то она была всего лишь покровительницей весны и пробуждения весенних сил природы. Но здесь были и другие богини, например, Флора, не менее популярные, чем Венера. Но когда римляне стали выводить свой род от троянского героя Энея, положение Венеры стало особенным: ведь Афродита-Венера была его матерью, а значит — родоначальницей римского народа. Так Венера заняла весьма почетное место среди римских богов и стала именоваться Венера Генетрикс («Прародительница»).

Венера богиня любви. Как богиня пробуждающейся природы она стала покровительствовать и любому пробуждению сил, в том числе — и силы любви. Здесь, по мнению римлян, ей помогал ее крылатый сын, вооруженный луком и стрелами — Амур или Купидон (греческий Эрот). Само имя Венеры стало использоваться римлянами как замена слова «любовь». Сила Венеры, верили римляне, наполняет весь мир: без нее не появляется на свет ни одно живое существо, одна она вызывает у всех желание к продолжению рода, без нее нет в мире радости и красоты, она радует людей мирным покоем.

Прозвища Венеры. Но если бы мы посчитали, что Венера — только богиня любви, мы совершили бы большую ошибку. Венера оказывала помощь римлянам и во время войны, поэтому ее чтили как Венеру Победоносную; ее почитали и как Венеру Лысую — столь необычное прозвище было напоминанием о том, как во время одной из войн римские женщины обрезали свои длинные волосы, чтобы из них сплели канаты для военных орудий. Была Венера и богиней удачи, называясь в этом случае Венера Феликс («Счастливая»). Удача эта бывала разная: ее мог получить и политик или полководец в своих общественных делах, а могли и простые люди в своих повседневных делах и развлечениях. Например, у игроков в кости считалось, что Венера Феликс приносит им выигрыш. Поэтому самый лучший бросок, когда на всех костях выпадали шестерки, назывался «Венера» (самый худший, когда выпадали одни единицы, именовался «собакой»).

«Отец» Марс. Марс примерно соответствует греческому Аресу, но между ними, пожалуй, больше различия, чем сходства. У греков Арес считался самым буйным и кровожадным из богов; его боялись, чтили, но не любили. Марс не был столь кровожадным, да к тому же считался отцом Ромула и Рема, основателей Вечного города. Поэтому и потомки Ромула почтительно именовали его «отцом».

Покровитель весны. Когда-то Марс был вполне мирным богом, и земледельцы молились ему о том, чтобы он отвратил от них недород, голод, болезни, ненастье и послал рост злакам, растущим на полях, приплод скоту, здоровье и преуспеяние людям. Под покровительством Марса находилась весна, и первый месяц года в древнейшие времена, когда год еще не начинался с января, был посвящен ему и носил его имя — март. Следы такого начала сохранились и до сих пор. Названия месяцев сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь в переводе на русский язык означают «седьмой», «восьмой», «девятый» и «десятый»; легко убедиться, что такими будут их номера, если отсчитывать их не с января, а с марта.

Военный защитник Рима. Итак, Марс был защитником людей и той земли, на которой они жили, от злых природных сил. Но ведь угроза таилась не только в природных явлениях, но и в людях, в соседях, которые постоянно покушались на земли Рима. Поэтому постепенно Марс стал и военным защитником Рима, а потом принял под свое покровительство и все войны, которые вели его потомки-римляне. Ему римляне молились о ниспослании удачи перед уходом на войну, а вернувшись с очередной победой в благодарность за нее приносили ему в жертву часть своей добычи. Неудивительно поэтому, что основные праздники в честь Марса приходились на март, время начала военных походов, и на октябрь, время, когда военная активность прекращается до следующей весны.

Храм Марса и его оружие. В храме Марса хранилось его копье и двенадцать священных щитов. Рассказывали, что в правление второго римского царя Нумы Помпилия один такой щит упал к нему с неба прямо в руки. Царь объявил, что это оружие явлено во спасение городу от свирепствовавшей тогда чумы и что его нужно беречь, чтобы оно не попало в чужие руки. Искусный мастер Ветурий Мамурий сделал еще одиннадцать таких же щитов, так что ни один вор не мог бы отличить настоящий щит от подделки.

«Плясуны». Хранителями и стражами этих щитов были жрецы-салии (их название в переводе означает «плясуны»). Раз в год, 1 марта, салии, одетые в одежды пурпурного цвета, подпоясанные медным поясом, с медным шлемом на голове, взяв эти щиты, обходят город по его городской черте — померию, исполняя свой танец, который сопровождается ударами мечей по щитам. Танец этот был несложным, на три счета, и символизировал, что римляне готовы к военным действиям, их военные силы проснулись от зимней спячки.

«Марс, пробудись». Но пробуждать нужно было не только воинскую мощь людей, но и самого Марса. Перед отправлением в поход полководец приводил в движение висевшие на стене в храме Марса священные щиты и копье, восклицая при этом: «Марс, пробудись!» Все, что происходило затем на войне, было связано с именем Марса. Сопровождавшие его боги Павор («Ужас») и Паллор («Страх») заставляли дрогнуть дух врага, а Виртус («Доблесть») и Хонос («Честь») вдохновляли римлян на подвиги. Над их войском кружила Глория («Слава»), и после боя отличившиеся в нем воины получали награды как бы от самого Марса.

Марсово поле. Марсу было посвящено находившееся в Риме незастроенное пространство — Марсово поле. Это было единственное место в городе, где человеку не запрещалось находиться вооруженным. Поэтому издавна здесь римские юноши состязались в умении владеть оружием, здесь же происходили военные смотры, отсюда войско отправлялось в поход, здесь раз в пять лет проводился обряд очищения римского народа. А ежегодно, в день праздника Эквирий (28 февраля и 14 марта) собравшиеся на Марсовом поле римляне делались зрителями конских скачек. Большие размеры Марсова поля позволяли одновременное проведение многих состязаний, поэтому там каждый мог найти зрелище на свой вкус, и оно всегда было полно народа.

Диана покровительница латинов. Римская богиня Диана очень похожа на греческую Артемиду, с которой ее и отождествили. Ее тоже изображали в виде юной девы, окруженной зверями и чтили как покровительницу лесов, животных, помощницу женщинам при родах, врачевательницу. Когда-то Диана была покровительницей союза латинских племен, и когда Рим стал главой этого союза в Риме ей построили храм. Сюда часто приходили пленные латины, не покорившиеся Риму и обращенные в рабов. Годовщина основания храма считалась их праздником, праздником рабов. В храме Дианы висели коровьи рога необыкновенной величины, и о них рассказывали такую историю.

Необыкновенная телка. У одного человека из соседнего с Римом племени сабинян как-то родилась телка необыкновенного вида и величины. Прорицатели сказали ему, что править над всеми племенами будет тот город, гражданин которого принесет эту телку в жертву Диане. Обрадованный таким пророчеством, сабинянин погнал телку в римский храм Дианы, поставил перед алтарем и уже готов был совершить жертвоприношение. Тогда римский жрец, который слышал и о чудесном животном, и о предсказании, воскликнул: «Как? Ты собираешься совершить жертвоприношение, не омывшись в проточной воде? Боги не примут твою жертву!» Смущенный сабинянин пошел к Тибру, чтобы совершить омовение, а римлянин быстро совершил жертвоприношение, обеспечив этим господство своему городу. Как память об этой хитрости и в знак этого господства висели в храме рога необыкновенной телки.

Три дороги, три мира. Римляне почитали Диану и на перекрестке трех дорог, называя ее Тривиа («Трехдорожная»). Эти три дороги символизировали ее власть над тремя мирами, небом, землей и подземным миром. Но, пожалуй, самым необычным было почитание Дианы Арицийской, в Ариции неподалеку от Рима. Здесь, на берегу озера, находилась священная роща богини, которая служила убежищем для беглых рабов и преступников. Укрывшийся в роще человек мог стать жрецом Дианы Арицийской, «царем леса», но для этого нужно было сорвать ветку со священного дерева. Сложность была в том, что «царь леса» уже был, и так просто эту ветку он не отдал бы. Ее нужно было сорвать, одолев предшественника, а потом самому мучительно ждать, когда новый более сильный пришелец отберет у тебя и власть в этой роще, и жизнь.

Вулкан хозяин огня. Этот бог первоначально был хозяином огня, как благодетельного для людей, так и разрушительного, как земного, так и небесного. Огонь Вулкана производит пожары, во время которых выгорают целые города, но этот же бог может и защитить от пожара. Поэтому, хотя храмов Вулкана в городской черте Рима не было, ему устроили алтарь на специальной площадке возле форума, которая называлась Вулканаль. Праздник в честь Вулкана (Вулканалии) справлялся 23 августа, и в этот день богу по традиции приносили в жертву живых рыбешек — существа, связанные с водой, стихией, которая противоположна огню и может его укротить.

Бог кузнецов. Со временем, когда в Риме начало развиваться ремесло, Вулкан стал богом кузнецов и уподобился греческому Гефесту. Изображения его стали тоже похожи на изображения Гефеста — бородатый мужчина в одежде ремесленника, с молотом, наковальней и клещами. Кузница Вулкана, как считали римляне, находится под землей, и если из вершины горы вырывается огонь и дым, значит, в ней работает бог. Поэтому все огнедышащие горы стали называть именем этого бога — вулканы, и их извержения тоже приписывали его деятельности.

Бог Меркурий

Бог Меркурий. Имя этого бога происходит от латинского слова «меркс» — товар. Уже по одному этому понятно, что речь идет о божестве, связанном с торговлей. Действительно, римский Меркурий (отождествлявшийся с греческим Гермесом) был в первую очередь богом торговли и торговцев. Меркурий давал торговцам прибыль, он заботился об их безопасности, он мог указывать зарытые в земле клады. Символом этой стороны деятельности Меркурия был кошелек, с которым его часто изображали. В благодарность за все это купцы отдавали в храм Меркурия десятую часть своих доходов, а на эти деньги в августе устраивалось общественное угощение.

Праздники Меркурия. Особенно почитаемым у торговцев был праздник в честь Меркурия, справлявшийся 15 мая. В этот день они зачерпывали воду в источнике Меркурия возле Капенских ворот, а затем, окунув в эту воду пальмовую ветвь, окропляли свои товары, обращаясь к Меркурию с такой молитвой: «Смой мое прежнее вероломство, смой лживые речи, которые я говорил! Если я ложно божился, надеясь, что мою ложь не услышат великие боги, пусть быстрые ветры развеют всю мою ложь! Пусть сегодня широко отворится дверь моим плутням, а боги пусть не заботятся о моих клятвах! Дай же мне хорошую прибыль и помоги хорошенько обмануть покупателя!»

Кроме торговли, Меркурий покровительствовал тайным знаниям и считался основателем и покровителем тайной науки алхимии, при помощи которой пытались превратить в золото разные вещества. Такого Меркурия чтили с эпитетами «знающий», «мудрый». Позаимствовал римский Меркурий часть функций и у греческого Гермеса, подобно которому он стал считаться вестником богов и проводником душ умерших в подземный мир.

Бог Нептун. Обычно считается, что римский Нептун, подобно греческому Посейдону, является богом морей. Это и так, и не так. Так — потому что после отождествления с греческим богом Нептун действительно получил в свои ведения и моря; не так — потому что изначально он не был связан с морем. Это и понятно: у моряков-греков Посейдон был братом самого Зевса, таким же могучим, как Отец богов и людей, и очень чтимым, поскольку от него зависело, будет ли плавание благополучным.

Но римляне-то были сухопутным народом! Морские просторы интересовали их очень мало, зато важным был бог-покровитель всякой влаги и защитник от засухи. Этим богом и был Нептун. Особо он покровительствовал источникам и другой текучей воде, которая питает собою и поля, и животных, и самих людей. Нептуналии, праздник Нептуна, справляли 23 июля, когда летняя жара особенно сильна, потоки пересыхают, поля чахнут без влаги. В этот день бога молили послать спасительную воду, возродить к жизни засыхающие растения.

Как бог морей Нептун грозен и неукротим. В его власти наслать бурю, он может и прекратить ее; бушующие на море ветры немедленно успокаиваются, заслышав его грозный окрик: «Вот я вас!»

Фонс и Фонтаналии. С Нептуном было связано много других богов, так или иначе относящихся к влаге. Так, богинями источников были камены, а всеми вообще источниками заведовал бог Фонс, в честь которого 13 октября, когда после летней жары вновь начинали оживать источники, справляли праздник Фонтаналии. Женой Нептуна считалась богиня Салация, чье имя можно перевести как «Движение моря», всеми портами, как речными, так и морскими, заведовал бог Портун, а каждая река имела своего отдельного бога.

Однако Нептун был не только богом влаги. Как и греческий Посейдон, он считался покровителем коней, откуда происходит его эпитет «конный». Конный Нептун считался покровителем всадников, и в его честь в Риме устраивались скачки. Впервые их ввел Ромул, и именно во время этого праздника произошло знаменитое похищение сабинянок.